Реферат по предмету "Другое"


Оценка эффективности использования дыхательных тренажеров в оздоровлении детей с аллергопатологией в условиях детского сада


Л. И. Мозжухина, Е. Н. Кузина, Л. Н. Дыбова


Аллергия - это такое состояние, иммунный ответ при котором сопровождается повреждением собственных тканей. Аллергический компонент отмечается в патогенезе многих соматических и инфекционных заболеваний. Патофизиологическими эффектами аллергического воспаления в респираторном тракте являются повышение сосудистой проницаемости и отек тканей, повышение тонуса гладкой мускулатуры и гиперсекреция слизи, что приводит к нарушению бронхиальной проводимости. Это обусловливает наличие в клинической картине таких симптомов, как затрудненное свистящее дыхание, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры.


В последнее время в России наблюдается постоянное распространение аллергической патологии, и в экологически неблагоприятных регионах оно достигает 30-60 % [2]. Дети с хроническими аллергическими и инфекционными заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей имеют, как правило, низкий уровень и дисгармоничность физического развития. Образ жизни характеризуется гипокинезией, которая порой усугубляется родительской гиперопекой. Дефицит двигательной активности снижает функциональные возможности организма и адаптивный статус, приводит к неадекватной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и вегетативной дисфункции, слабости опорнодвигательного аппарата [3].


По данным С. В. Хрущева, более 65 % детей с заболеваниями органов дыхания имеют ограничение подвижности грудной клетки и диафрагмы [4]. Дискоординация работы мышц, участвующих в акте дыхания, усугубляет вентиляционные нарушения. Регулярная физическая активность, адекватная функциональным способностям растущего организма, способна разорвать формирующиеся порочные круги. Физические упражнения (ФУ) помогают воспитать правильное дыхание и обеспечить рациональную тренировку организма детей. Кроме этого, доказано, что ФУ способствуют выработке иммунных тел, стимулируют функцию коры надпочечников и синтез стероидных гормонов, которые обладают мощным противовоспалительным и десенсибилизирующим действием [3].


Цель исследования: оценить эффективность применения дыхательных тренажеров в оздоровлении детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями органов дыхания в условиях детского сада.


Материалы и методы исследования


Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад присмотра и надзора №10» (МДОУ №10) г. Ярославля, в котором с 2009 года реализуется программа «Здоровьесохраняющие формы работы в дошкольном учреждении». Обследовано 39 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ в течение не менее трех лет. Основную группу составили 20 детей (16 мальчиков и 4 девочки), которые в течение года ежедневно занимались дыхательными упражнениями с использованием трешолдов дополнительно к плановым профилактическим мероприятиям. В группу сравнения вошли 19 детей (14 мальчиков и 5 девочек), с которыми на протяжении того же периода времени проводился только комплекс общих оздоровительных мероприятий.


В нозологической структуре преобладали сочетанные аллергические заболевания кожи и респираторного тракта (табл. 1).


Для занятий с детьми основной группы использовались дыхательные тренажеры фирмы Respironics inc. (США) - трешолды (Threchold IMT). Thredshold IMT представляет собой тренажер дыхательных мышц, который помогает повысить их силу и выносливость за счет упражнений аналогично тому, как это происходит при тренировке других мышц тела с применением отягощения. Занятия с трешолдами проводились ежедневно продолжительностью 5-7 минут, при этом в начале исследования сопротивление составляло 5 мм водного столба, а к концу - 25 мм водного столба.


Таблица 1


Нозологическая структура обследованных детей



Группа обследования


Основная группа


Группа сравнения


Нозологическая форма



абс.


%


абс.


%


БА


7


35


5


25


АР


10


50


8


42


АД


13


61


12


62


Сочетание


заболеваний


19


91


17


83


Примечание: p>0,05; БА - бронхиальная астма; АР - аллергический ринит; АД - атопический дерматит.


За основу оценки эффективности проводимых мероприятий были взяты количественные показатели физического развития и функциональных возможностей детского организма в ходе оздоровительного процесса. При этом использовались следующие параметры:


1. антропометрические: масса и длина тела с оценкой по региональным стандартам, расчет индекса массы тела (ИМТ);


2. респираторные тесты:пикфлоуметрия (ПФМ) - пиковая скорость выдоха, спирометрия (жизненная емкость легких - ЖЕЛ);


3. силовые тесты, характеризующие функциональную активность мышечной системы: динамометрия (ДМ) - сила мышц кистей рук (СМКР), экскурсия грудной клетки (ЭГК), сила мышц спины (Бмс), сила мышц живота (Бмж).


4. количественная оценка уровня физического здоровья (УФЗ), по Г. Л. Апанасенко (1992), с определением жизненного индекса, индекса Робинсона, силовой выносливости, индексов антропометрии и Руфье [1]. При сумме баллов <5 УФЗ оценивался как низкий, при сумме 6-10 баллов - средний, при сумме >11 баллов - высокий.


Оценка результатов проводилась в соответствии с общепринятыми стандартами [1]. Анализ эффективности оздоровления проводился на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров - в начале и в конце учебного года. Для всех параметров, характеризующих функциональное состояние организма, рассчитывался коэффициент прироста по специальной формуле В. И. Усакова: высокий коэффициент соответствовал >15 %, средний - 8-14 %, низкий - <8 %. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Statistica 8.0.


Результаты и обсуждение


Исходные антропометрические параметры детей представлены в табл. 2


Таблица 2


Исходные антропометрические параметры у обследованных детей



Группа обследования


ИМТ


^±m)


Нормальные значения антропометрии


Дефицит массы


Избыток массы


абс.


%


абс


%


абс


%


Основная группа


16,5


(кг/м2)


12


60


2


10*


6


30*


Группа сравнения


16,1


(кг/м2)


14


76


1


5


4


19


Примечание: * - p<0,05; ИМТ - индекс массы тела.


Среди пациентов основной группы достоверно чаще (p<0,05) встречались дети с дисгармоничным физическим развитием - дефицитом и избытком массы тела (табл. 2). Показатели функциональных возможностей респираторной системы (ПФМ, спирометрия, ЭГК) также достоверно выше (p<0,05) были у детей основной группы (табл. 3). Функциональная активность мышц спины и живота, силы мышц кистей рук не имела групповых различий (табл. 3). У всех детей зарегистрирован низкий уровень физического здоровья (УФЗ). Это свидетельствует о недостаточных резервных возможностях растущего организма, что может быть обусловлено не только наличием заболеваний, но и отклонениями в образе жизни современного поколения детей, недостатками в системе физического воспитания в семье и ДОУ.


Таблица 3


Исходные функциональные параметры у обследованных детей



Показатели


Основная группа ^±m)


Группа сравнения ^±m)


ПСВ (л/мин.)


164,3±1,5*


150,6±2,1


ЖЕЛ (мл)


1272,4±21,3*


1227±13,6


ЭГК (см)


4,9±0,2


4,0±0,5


Гмс (сек.)


27,3±4,3


30,5±5,8


Гмж (сек.)


30,5±5,7


23,5±3,2


МСКР (кг)


7,0±2,4


8,0±3,1


УФЗ (усл. ед.)


4,8±1,6


4,9±1,4


Примечание: * - p<0,05; ПСВ - пиковая скорость выдоха; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ЭГК - экскурсия грудной клетки; Гмс - сила мышц спины; Гмж - сила мышц живота; МСКР - мышечная сила кистей рук; УФЗ - уровень физического здоровья.


Коэффициент прироста функциональные показателей у детей


Таблица 4



Показатели


Основная группа (%)


Группа сравнения (%)


ИМТ (кг/м2)


-2,0


+2,0


ПСВ (л/мин.)


6,3


5,9


ЖЕЛ (мл)


11,5


12,1


МСКР (кг)


18,7


17,5


ЭГК


26,0*


15,0


Бмс (сек.)


68,9*


23,6


Бмж (сек.)


68,8*


37,2


УФЗ (усл. ед.)


12,6


16,8


Примечание: * - p<0,05; ИМТ - индекс массы тела; ПСВ - пиковая скорость выдоха; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; МСКР - мышечная сила кистей рук; Бмс - сила мышц спины; Бмж - сила мышц живота; УФЗ - уровень физического здоровья.


Прирост параметров, характеризующих функциональную активность мышечной системы (ЭГК, Бмс, Бмж), был достоверно выше в группе детей, которые дополнительно занимались дыхательной гимнастикой с трешолдами (p<0,05). Известно, что увеличение силы мышц грудной клетки и диафрагмы способствует эффективной вентиляции легких, оптимизирует основной защитный механизм органов дыхания - мукоцилиарный клиренс [4].


В то же время коэффициент прироста показателей ПСВ и ЖЕЛ, количественной оценки УФЗ был несколько выше в группе детей, получающих только общий комплекс оздоровления. Это обусловлено тем, что у четверых детей основной группы на фоне нарушения родителями гипоал- лергенного режима и базисной терапии в течение года регистрировалась потеря контроля над симптомами БА. На период болезни они не посещали ДОУ и не занимались дома в полной мере физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой. В связи с этим требовалось время для восстановления функциональных возможностей основных систем организма (дыхательной и сердечно-сосудистой), количественная оценка деятельности которых в покое и после физической нагрузки входит в структуру УФЗ. Полученные результаты указывают на необходимость усиления работы по повышению медицинской активности семьи, имеющей больного БА.


Заключение


Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности системы оздоровления дошкольников с аллергическими заболеваниями в условиях специализированного детского сада. В течение года отмечается значительный прирост показателей уровня физического здоровья. В группе детей, дополнительно занимающихся дыхательной гимнастикой с использованием трешолдов, наблюдается более высокий, чем в группе сравнения, коэффициент увеличения параметров (p<0,05), характеризующих резервные возможности мышечной системы (экскурсия грудной клетки, сила мышц спины и живота). У детей с бронхиальной астмой оздоровительные мероприятия должны проводиться на фоне адекватной базисной терапии и сотрудничества с родителями.


Список литературы


1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст] / Г. Л. Апанасенко. - СПб., 1992. - 123 с.


2. Кучма, В. Р., Степанова, М. И. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования [Текст] / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». - Москва, 2011. - С. 9-16.


3. Соколова, С. Б. Гигиеническая оценка эффективности оздоровительной работы среди часто болеющих детей в дошкольных образовательных учре


ждениях [Текст] / С. Б. Соколова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». - Москва,


2011.- С. 202-203.


4. Хрущев, С. В., Симонова, О. И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания [Текст] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. - М. : Медицина, 2006. - С. 16-19, 179-242.


5. Haland G., Carlsen K. C., Sandvik L., Devulapalli


C.S., Munthe-Kaas M.C., Pettersen M., Carlsen K.H. Re- dused lung function at birth and the risk of asthma at 10 years of age. N. Engl J. Med. 2006; 355:1682-1689.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org


Дата добавления: 29.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.