Л. И. Мозжухина, Е. Н. Кузина, Л. Н. Дыбова
Аллергия - это такое состояние, иммунный ответ при котором сопровождается повреждением собственных тканей. Аллергический компонент отмечается в патогенезе многих соматических и инфекционных заболеваний. Патофизиологическими эффектами аллергического воспаления в респираторном тракте являются повышение сосудистой проницаемости и отек тканей, повышение тонуса гладкой мускулатуры и гиперсекреция слизи, что приводит к нарушению бронхиальной проводимости. Это обусловливает наличие в клинической картине таких симптомов, как затрудненное свистящее дыхание, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры.
В последнее время в России наблюдается постоянное распространение аллергической патологии, и в экологически неблагоприятных регионах оно достигает 30-60 % [2]. Дети с хроническими аллергическими и инфекционными заболеваниями верхних и нижних дыхательных путей имеют, как правило, низкий уровень и дисгармоничность физического развития. Образ жизни характеризуется гипокинезией, которая порой усугубляется родительской гиперопекой. Дефицит двигательной активности снижает функциональные возможности организма и адаптивный статус, приводит к неадекватной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку и вегетативной дисфункции, слабости опорнодвигательного аппарата [3].
По данным С. В. Хрущева, более 65 % детей с заболеваниями органов дыхания имеют ограничение подвижности грудной клетки и диафрагмы [4]. Дискоординация работы мышц, участвующих в акте дыхания, усугубляет вентиляционные нарушения. Регулярная физическая активность, адекватная функциональным способностям растущего организма, способна разорвать формирующиеся порочные круги. Физические упражнения (ФУ) помогают воспитать правильное дыхание и обеспечить рациональную тренировку организма детей. Кроме этого, доказано, что ФУ способствуют выработке иммунных тел, стимулируют функцию коры надпочечников и синтез стероидных гормонов, которые обладают мощным противовоспалительным и десенсибилизирующим действием [3].
Цель исследования: оценить эффективность применения дыхательных тренажеров в оздоровлении детей дошкольного возраста с аллергическими заболеваниями органов дыхания в условиях детского сада.
Материалы и методы исследования
Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад присмотра и надзора №10» (МДОУ №10) г. Ярославля, в котором с 2009 года реализуется программа «Здоровьесохраняющие формы работы в дошкольном учреждении». Обследовано 39 детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ в течение не менее трех лет. Основную группу составили 20 детей (16 мальчиков и 4 девочки), которые в течение года ежедневно занимались дыхательными упражнениями с использованием трешолдов дополнительно к плановым профилактическим мероприятиям. В группу сравнения вошли 19 детей (14 мальчиков и 5 девочек), с которыми на протяжении того же периода времени проводился только комплекс общих оздоровительных мероприятий.
В нозологической структуре преобладали сочетанные аллергические заболевания кожи и респираторного тракта (табл. 1).
Для занятий с детьми основной группы использовались дыхательные тренажеры фирмы Respironics inc. (США) - трешолды (Threchold IMT). Thredshold IMT представляет собой тренажер дыхательных мышц, который помогает повысить их силу и выносливость за счет упражнений аналогично тому, как это происходит при тренировке других мышц тела с применением отягощения. Занятия с трешолдами проводились ежедневно продолжительностью 5-7 минут, при этом в начале исследования сопротивление составляло 5 мм водного столба, а к концу - 25 мм водного столба.
Таблица 1
Нозологическая структура обследованных детей
Группа обследования |
Основная группа |
Группа сравнения |
|||
Нозологическая форма |
|
абс. |
% |
абс. |
% |
БА |
7 |
35 |
5 |
25 |
|
АР |
10 |
50 |
8 |
42 |
|
АД |
13 |
61 |
12 |
62 |
|
Сочетание заболеваний |
19 |
91 |
17 |
83 |
Примечание: p>0,05; БА - бронхиальная астма; АР - аллергический ринит; АД - атопический дерматит.
За основу оценки эффективности проводимых мероприятий были взяты количественные показатели физического развития и функциональных возможностей детского организма в ходе оздоровительного процесса. При этом использовались следующие параметры:
1. антропометрические: масса и длина тела с оценкой по региональным стандартам, расчет индекса массы тела (ИМТ);
2. респираторные тесты:пикфлоуметрия (ПФМ) - пиковая скорость выдоха, спирометрия (жизненная емкость легких - ЖЕЛ);
3. силовые тесты, характеризующие функциональную активность мышечной системы: динамометрия (ДМ) - сила мышц кистей рук (СМКР), экскурсия грудной клетки (ЭГК), сила мышц спины (Бмс), сила мышц живота (Бмж).
4. количественная оценка уровня физического здоровья (УФЗ), по Г. Л. Апанасенко (1992), с определением жизненного индекса, индекса Робинсона, силовой выносливости, индексов антропометрии и Руфье [1]. При сумме баллов <5 УФЗ оценивался как низкий, при сумме 6-10 баллов - средний, при сумме >11 баллов - высокий.
Оценка результатов проводилась в соответствии с общепринятыми стандартами [1]. Анализ эффективности оздоровления проводился на основании сопоставления данных двух медицинских осмотров - в начале и в конце учебного года. Для всех параметров, характеризующих функциональное состояние организма, рассчитывался коэффициент прироста по специальной формуле В. И. Усакова: высокий коэффициент соответствовал >15 %, средний - 8-14 %, низкий - <8 %. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Statistica 8.0.
Результаты и обсуждение
Исходные антропометрические параметры детей представлены в табл. 2
Таблица 2
Исходные антропометрические параметры у обследованных детей
Группа обследования |
ИМТ ^±m) |
Нормальные значения антропометрии |
Дефицит массы |
Избыток массы |
|||
абс. |
% |
абс |
% |
абс |
% |
||
Основная группа |
16,5 (кг/м2) |
12 |
60 |
2 |
10* |
6 |
30* |
Группа сравнения |
16,1 (кг/м2) |
14 |
76 |
1 |
5 |
4 |
19 |
Примечание: * - p<0,05; ИМТ - индекс массы тела.
Среди пациентов основной группы достоверно чаще (p<0,05) встречались дети с дисгармоничным физическим развитием - дефицитом и избытком массы тела (табл. 2). Показатели функциональных возможностей респираторной системы (ПФМ, спирометрия, ЭГК) также достоверно выше (p<0,05) были у детей основной группы (табл. 3). Функциональная активность мышц спины и живота, силы мышц кистей рук не имела групповых различий (табл. 3). У всех детей зарегистрирован низкий уровень физического здоровья (УФЗ). Это свидетельствует о недостаточных резервных возможностях растущего организма, что может быть обусловлено не только наличием заболеваний, но и отклонениями в образе жизни современного поколения детей, недостатками в системе физического воспитания в семье и ДОУ.
Таблица 3
Исходные функциональные параметры у обследованных детей
Показатели |
Основная группа ^±m) |
Группа сравнения ^±m) |
ПСВ (л/мин.) |
164,3±1,5* |
150,6±2,1 |
ЖЕЛ (мл) |
1272,4±21,3* |
1227±13,6 |
ЭГК (см) |
4,9±0,2 |
4,0±0,5 |
Гмс (сек.) |
27,3±4,3 |
30,5±5,8 |
Гмж (сек.) |
30,5±5,7 |
23,5±3,2 |
МСКР (кг) |
7,0±2,4 |
8,0±3,1 |
УФЗ (усл. ед.) |
4,8±1,6 |
4,9±1,4 |
Примечание: * - p<0,05; ПСВ - пиковая скорость выдоха; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ЭГК - экскурсия грудной клетки; Гмс - сила мышц спины; Гмж - сила мышц живота; МСКР - мышечная сила кистей рук; УФЗ - уровень физического здоровья.
Коэффициент прироста функциональные показателей у детей
Таблица 4
Показатели |
Основная группа (%) |
Группа сравнения (%) |
ИМТ (кг/м2) |
-2,0 |
+2,0 |
ПСВ (л/мин.) |
6,3 |
5,9 |
ЖЕЛ (мл) |
11,5 |
12,1 |
МСКР (кг) |
18,7 |
17,5 |
ЭГК |
26,0* |
15,0 |
Бмс (сек.) |
68,9* |
23,6 |
Бмж (сек.) |
68,8* |
37,2 |
УФЗ (усл. ед.) |
12,6 |
16,8 |
Примечание: * - p<0,05; ИМТ - индекс массы тела; ПСВ - пиковая скорость выдоха; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; МСКР - мышечная сила кистей рук; Бмс - сила мышц спины; Бмж - сила мышц живота; УФЗ - уровень физического здоровья.
Прирост параметров, характеризующих функциональную активность мышечной системы (ЭГК, Бмс, Бмж), был достоверно выше в группе детей, которые дополнительно занимались дыхательной гимнастикой с трешолдами (p<0,05). Известно, что увеличение силы мышц грудной клетки и диафрагмы способствует эффективной вентиляции легких, оптимизирует основной защитный механизм органов дыхания - мукоцилиарный клиренс [4].
В то же время коэффициент прироста показателей ПСВ и ЖЕЛ, количественной оценки УФЗ был несколько выше в группе детей, получающих только общий комплекс оздоровления. Это обусловлено тем, что у четверых детей основной группы на фоне нарушения родителями гипоал- лергенного режима и базисной терапии в течение года регистрировалась потеря контроля над симптомами БА. На период болезни они не посещали ДОУ и не занимались дома в полной мере физическими упражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой. В связи с этим требовалось время для восстановления функциональных возможностей основных систем организма (дыхательной и сердечно-сосудистой), количественная оценка деятельности которых в покое и после физической нагрузки входит в структуру УФЗ. Полученные результаты указывают на необходимость усиления работы по повышению медицинской активности семьи, имеющей больного БА.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об эффективности системы оздоровления дошкольников с аллергическими заболеваниями в условиях специализированного детского сада. В течение года отмечается значительный прирост показателей уровня физического здоровья. В группе детей, дополнительно занимающихся дыхательной гимнастикой с использованием трешолдов, наблюдается более высокий, чем в группе сравнения, коэффициент увеличения параметров (p<0,05), характеризующих резервные возможности мышечной системы (экскурсия грудной клетки, сила мышц спины и живота). У детей с бронхиальной астмой оздоровительные мероприятия должны проводиться на фоне адекватной базисной терапии и сотрудничества с родителями.
Список литературы
1. Апанасенко, Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека [Текст] / Г. Л. Апанасенко. - СПб., 1992. - 123 с.
2. Кучма, В. Р., Степанова, М. И. Актуальные гигиенические проблемы дошкольного образования [Текст] / В. Р. Кучма, М. И. Степанова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». - Москва, 2011. - С. 9-16.
3. Соколова, С. Б. Гигиеническая оценка эффективности оздоровительной работы среди часто болеющих детей в дошкольных образовательных учре
ждениях [Текст] / С. Б. Соколова // Материалы Всероссийской НПК с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях». - Москва,
2011.- С. 202-203.
4. Хрущев, С. В., Симонова, О. И. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания [Текст] / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. - М. : Медицина, 2006. - С. 16-19, 179-242.
5. Haland G., Carlsen K. C., Sandvik L., Devulapalli
C.S., Munthe-Kaas M.C., Pettersen M., Carlsen K.H. Re- dused lung function at birth and the risk of asthma at 10 years of age. N. Engl J. Med. 2006; 355:1682-1689.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org
Дата добавления: 29.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |