«Философия» - от греческого phileo-люблю и sophia-мудрость буквально означает любовь к мудрости. По некоторым свидетельствам понятие философ впервые было употреблено греческим математиком и мыслителем Пифагором (6 век д.н. э) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Классическая эра греческой цивилизации история, которой началась примерно с 760 года до нашей эры, даровала нам множество великих трудов в области философии, литературы, науки.
Этот взрыв культурной экспрессии был вызван развитием более совершенных средств письменности и языка. К 403 году до нашей эры греки уже имели алфавит из 24 букв, который стал национальным письмом для всей Греции, а позднее и Византии получив название «классический греческий алфавит». Благодаря замене слогового письма алфавитом греческий язык смог стать средством выражения самых сложных понятий. Если историки придают особое значение развитию языковых средств, то сами греки заслугу развития
новой цивилизации приписывали поэту Гомеру. «Илиада» и «Одиссея» рассматривались не просто как блестящие поэтические творения, но как вехи Просвещения покончившего с Тёмными веками архаического периода греческой истории. Греческие школьники заучивали Гомера наизусть. Его поэмы описывали времена микенской цивилизации (ок. 1300 г. до н. э.), пришедшей в упадок под ударами дорийских варваров, чьи деспотические правители властвовали
до 800 года д. н. э. Наибольший вклад в развитие цивилизации Древней Греции был сделан в 5-4 веках до нашей эры. Это время характеризуется замечательными достижениями в области науки, литературы и философии что связано с ростом влияния Афин в Эгейском регионе. В 498 году до нашей эры. Афины в союзе с Эритреей, Ионией и Спартой остановили продвижение
Персидской империи на запад. Одержанная победа упрочила доверие к Афинам и привела к фортификации города. Под гегемонией Афин был создан военный и экономический союз Эгейских государств. Так были обеспечены процветание и безопасность, необходимые для последующего культурного прогресса. ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Связи греческой миологии и философии сложны и запутанны.
В древней Греции мифы являлись неотъемлемой частью жизни, что естественно привлекло внимание мыслителе. До появления усовершенствованного языка (ок. 700-100 гг. до нашей эры) письменных исторических памятников почти не было и по этой причине история, и философия Греции несут на себе глубокий отпечаток мифологии и мистицизма. Несмотря на то, что три гиганта философии древней
Греции - Сократ, Платон и Аристотель - отрицали, учение о богах никто из них не сомневался в существовании сверхъестественного разума. Фактически все трое использовали понятие « Божьей воли» для подкрепления своих философских воззрений. ГРЕЧЕСКИЕ БОГИ. У греков не было религии в современном смысле этого слова. Поклонение богам не привязывалось к конкретной символике; систематичная моральная доктрина отсутствовала.
Греческие боги не были воплощением абсолютной морали, что характерно для современных религий; они не были простым божественным воплощением добра и зла. Гомер описывает богов в человеческом обличье, и это делает греческий мистицизм намного более понятным. Советы богов использовались для разрешения повседневных проблем и многие греки, прежде чем приступить к делам общественного или личного характера обращались к жрецам.
Кроме того, боги персонифицировали различные стороны жизни. Например, Дионис был повсеместно почитаемым богом плодородия. Он олицетворял иррациональные ценности столь любезные многим грекам в эпоху прогресса рационализма. ФИЛОСОФИЯ ПРОТИВ МИФОЛОГИИ. Ценности греческой мифологии некоторым были по душе, а для других служили помехой развития рационализма. Возникшие разногласия стали источником философских дискуссий и социальных
конфликтов в античной Греции. Большинство греческих философов вышли из аристократичных слоёв и рассматривали многие ритуалы поклонения богам как изжившие себя, варварские и дикие. Таким отношением проникнута философия Платона, призывавшего отличать мифы от рациональных суждений. При этом Платон использовал мифы для пояснения своих моральных концепций, которые, по его мнению, нельзя было адекватно сформулировать в философских диалогах.
Ещё более поразительно, что значительная часть конфликта между мифологией и рационализмом выражалась в форме столкновений между различными богами. Древние боги, например Дионис и Афродита (богиня любви) противопоставлялись Олимпийским богам, олицетворявшим более трезвые практические ценности. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Бытует мнение, что философия возникла в результате конфликта с религией.
Но такое предположение вытекает из современного понимания философии. В Древней Греции причиной рождения философии стала скорее незатухающая любознательность, чем одна из форм атеизма. Колыбелью древнегреческой философии сал милеет богатый торговый город в Ионии. Философы Милетской школы большей частью интересовались физическим миром и их рассуждения вращались вокруг стихии или стихий, из которых состоял космос.
Самый знаменитый милетский философ Фалес полагал, что мир состоит из воды, в то время как Анаксимандр верил, что тремя составляющими стихиями являются огонь воздух и вода. В отличие от них Анаксимен провозгласил основой мира воздух. Какими бы примитивными не казались бы нам такие взгляды в чём - то они, несомненно, сходны с философией Платона. ПИФАГОРЕЙЦЫ Самым замечательным из ранних греческих философов был
Пифагор. Его не только считают изобретателем математики, но и основателем философско-религтозной школы – пифагорейского Братства. Пифагор утверждал что « все вещи состоят из чисел». Увлечение числами привело его к созданию нескольких основополагающих математических и геометрических теорем дошедших до наших дней. В философии самое широкое применение нашла идея о том, что все общие суждения о характере истины могут быть выведены из самоочевидных истин, то есть математических формул.
Этот принцип навеки вошёл в арсенал методов философских исследований. Жизнь пифагорейцев была подчинена строгим канонам. Устав Братства изобилировал запретами, к примеру, нельзя было, есть бобы, и ходить по столбовым дорогам. Большая часть вероучения Братства кажется странной даже по сравнению с другими древними религиями. В числе наиболее понятных для нас принципов следует назвать убеждение в том, что добру присущ порядок
форма и размер, в то время как злу свойственен хаос, тьма и неопределённость. Эта точка зрения повсеместно присутствует в греческой мифологии, где всё необъяснимое рационально обычно считается плохим. ПАРМЕНИД: МИР БЕЗ СТРУКТУРЫ. Из всех ранних греческих философов современную академическую науку больше всего интересует учение Парменида. Он считал реальность неопределённой и безграничной. При этом принимал космос за единое целое и верил в непрерывность существования.
Космос не может иметь постоянной структуры, так как это значило бы, что кто- то живёт вне этой структуры. Таким образом, мир должен быть абсолютно цельным и не должен делится на взаимосвязанные различные объекты. Это так же означает невозможность перемен, которые противоречат понятию неделимости мира. Прошлое, настоящее и будущее заключены в одном. СОКРАТ (469-399гг. до н.э.) ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА. В 399 году до н.э. в возрасте 70 лет
Сократ был приговорён афинскими судьями к смерти, после того как присяжные заседатели признали его виновным в несоблюдении официальных законов Афин. Обвинители называли Сократа « злодеем и развратником, который разыскивает вещи под землёй и над небесами заставляет худшее казаться лучшим и проповедует всё это людям» Главное обвинение против него состояло в отказе признать афинских богов, но истинное преступление заключалось в его неутолимом энтузиазме.
Большую часть жизни Сократ жил на скромные доходы, проводя время в философских беседах или яростных спорах с другими жителями Афин. Неряшливо одетый эксцентричный и поразительно уродливый Сократ проявлял такое равнодушие к удовольствиям и жизненным потребностям, что полностью соответствовал исконным представлениям о философах. Однако благодаря философскому энтузиазму он нажил себе массу врагов. Одним из любимых его приемов привлечения внимания горожан заключался в приставаниях к кичившимся своей
мудростью политикам и в демонстрации ограниченности их познаний с помощью каверзных вопросов. Он не питал почтения к рангу собеседника. Более того, он доказывал, что политики насквозь пронизаны интеллектуальным притворством и что большинство из них умственно не пригодны для пребывания на руководящих постах. Такая идея не могла быть популярна среди тех, кто стоял на страже демократических ценностей города - государства и неудивительно, что Сократ, в конце концов, был сурово наказан за свои убеждения.
Философия Сократа не поддаётся детальному исследованию, так как отсутствуют оригинальные письменные документы. Поэтому учёные обращаются к вторичным источникам. Наиболее достоверными из них являются работы Платона, который на фоне воображаемых диалогов с Сократом развивал собственные философские идеи. Иногда в этих диалогах трудно провести грань между настоящими и вымышленными словами Сократа, но всё же совершенно очевидно, что главный интерес
Сократа был связан со значением нравственности. Исследование вопроса нравственности открыло новое направление в философии, которая до тех пор была занята объяснением физического мира. По Сократу нравственность – такое же искусство как искусство плотника или сапожника и этическое воспитание можно доверить только специалисту. Чтобы стать экспертом в этом вопросе наставник должен полностью посвятить себя постижению моральных ценностей. Сократ был убежден, что правители
Афин ничего не понимали в нравственности. Он утверждал, что такое морально5 невежество есть главная причина зла. Во время суда над собой он произнёс одну из наиболее своих знаменитых фраз: « Только Бог мудр; и своим ответом он желает показать, что мудрость людей стоит мало чего или ничего Тот, о люди, мудр кто, как Сократ знает, что его мудрость в правде, ничего не стоит». Другими словами Сократ откровенно признает, что не знает ничего, но тем самым он подразумевает, что
знание о своём незнании делает его ещё более мудрым. Те же, кто говорит о своей мудрости в вопросах человеческого существования, попадают в ловушку противопоставлений абсолютному всеведению Бога. Это не в коем случае не значит, что погоня за знаниями бесполезна, напротив Сократ верил, что жизнь в неведении о нравственности мудрости совершенно бессмысленна. По собственному убеждению Сократа его жизнь имела ценность, но самым полным мерилом его наследия являются
философские труды его бывших учеников. Сократ без сомнений является наиболее загадочным философом Древней Греции. Он не чего не написал, предпочитая проповедовать свои взгляды путём публичных дебатов и лекций но, несмотря на отсутствие документальных свидетельств его идеи, продолжали жить и оказывать мощное воздействие на последователей. Философия в целом, а в особенности Платон и Аристотель перед ним в неоплатном долгу. Сократ, как и многие великие мыслители, пострадал
за свои убеждения, но даже перед лицом смертного приговора он отказался пересмотреть свои взгляды. ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) ЦАРЬ-ФИЛОСОФ. Платон родился в 427 году до нашей эры в одной из наиболее политических влиятельных афинских семей, и, казалось, самой судьбой ему было предначертано подниматься по лестнице государственной службы. Но случилось, так что молодой Платон попал под очарование зажигательных речей Сократа и перестал мечтать о политической карьере.
Казнь учителя в 399 году до нашей эры лишила Платона последних иллюзий относительно афинской демократии. Он был смертельно оскорблен тем, как обошлись с Сократом, и навсегда потерял доверие и симпатию к политикам. Полный решимости продолжить дело Сократа Платон посвятил себя и свою жизнь философии. При этом его интерес к философии не был чисто академическим и, несмотря на недоверие к политикам в 387 году до нашей эры он основал академию – школу, где обучали будущих государственных деятелей.
Кроме того, он попытался, правда, без успеха дать философское образование тиранам Сиракуз: Дионисию І и ІІ. КОСМОС ПЛАТОНА. Платон писал во время бурного периода в истории Афин и неудивительно, что мир, в котором он жил выглядел в его глазах «распадающимся». Причину распада Платон видел в том, Что миром « Правили тираны, не сознающие совершенства вещей которые неподвластны разложению». Платон считал, что мир создан из объектов, которые подразделялись на виды
(например, птицы и деревья) и идеи (например, нравственность и равенство). Виды вечны, неизменны и предопределены. Это стандарты, по которым можно судить о ценности вещей и поступков. В чистой форме оценка видов представляла собой то, что Платон считал знанием, а в древней Греции знание приравнивалось к нравственности. Он доказывал, что большинство правителей не правильно понимали виды нашего существования и, следовательно,
не обладали нравственностью качеством, необходимым каждому правителю. Знание можно отличить от простого мнения. Для Платона мнение было связано с красивыми предметами, а знание определяло ему саму суть красоты .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |