Реферат по предмету "Философия"


ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА»

Р Е Ф Е Р А Т На тему: « ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ» С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. Введение 3 Природа и материя 4 Философский аспект понятия «природа» в разные эпохи 5 Античность и Средневековье 5 Эпоха Возрождения 7 Философия Нового времени 8 Эпоха просвещения 10 Философия ХIХ века 11

Заключение 13 Список использованных источников 14 В В Е Д Е Н И Е В наши дни слово «природа» используется во многих значениях, ему может придаваться различный смысл. В толковом словаре В. Даля природа объясняется как «живое естество, все вещественное, вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам. Но наиболее часто встречается определение: наш мир, земля.

Все созданное на ней»1. Определились в основном устойчивые употребления этого понятия. Так, одно из них связано с отношением к природа как среде обитания, другое подразумевает превращение природы в объект научного познания и практической деятельности человека. Основная цель данной работы – раскрыть философский аспект понятия «природа» в трудах философов различных эпох, начиная с античности и до ХХ века. Актуальность выбора данной темы работы в том, что понятие «природа»

очень тесно связано с понятиями «экология», «окружающая среда», являющимися ключевыми в моей исследовательской работе в области экологического образования и воспитания школьников на базе естественно-научного цикла. В трудах философов различных эпох очень ярко раскрывается историко-философский аспект развития данного понятия, его сущность. Понятие «природа» употребляется в широком и узком смысле. В широком значении явления и объекты природы – это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших

элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле. Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию «материя». Можно сказать, что природа – материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая

всю совокупность естественных условий существования человека и человечества. 1. ПРИРОДА И МАТЕРИЯ Природа как материальный объект – развивающееся образование, обладающее сложной структурой. Основу природы составляют элементарные частицы и поля, образующие космическое пространство, Вселенную. Из элементарных частиц формируются атомы, из которых составляются химические элементы. Космическое пространство заселено гигантскими по массе и энергии сгустками материи – звездами и планетами,

образующими Галактику. В свою очередь, совокупность галактик, движущихся в огромных пространствах Вселенной, образуют Метагалактику. Природа в границах Метагалактики отличается своеобразным строением. Существенным признаком структуры природы является ее состояние – подвижное и изменчивое, меняющееся в каждый момент времени и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесия. Выдающийся ученый В.И.Вернадский определял такое строение природы понятием

организованность. Эволюция планет приводит к возникновению органического мира и появлению живого вещества. Понятия «природа» и «материя» весьма близки по своему значению. Материя – объективная реальность. Материя, в отличие от природы, не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются эти два понятия.

Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа: «отношение человека к природе» и режет слух – «отношение человека к материи». Подобные взгляды на природу стали возможны вследствие длительного изучения ее человеком. Природа такова, что она обладает возможностью порождения человека.

В отсутствие человека некому было бы познавать природу, Вселенную. Вселенная такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью. В настоящее время речь идет не об органичности, а о стратегии выжывания человека. Люди сами превращаются в машины. Природа покоряется технике, и на Земле все более иссякает органическая жизнь (снижение видового разнообразия), питавшая человечество

своими животворными соками на протяжении многих миллионов лет его существования, давшая ему силы возвыситься над ней. 2. ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ «ПРИРОДА» В РАЗНЫЕ ЭПОХИ 1. АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Античная философия строится на примате природного. Природа стала объектом теоретического размышления. Философы пытались выработать единый, внутренне противоречивый взгляд на мир, на природу.

Они стремились определить место человека в природе. Человек выступает в природе как некое сознательное, чувствующее существо, постигающее свои многообразные отношения с природой. Творчество античных философов содержит немало гениальных догадок об устройстве Вселенной. Под природой они подразумевали реальность, независящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Само слово природа переводится как производить на свет, взращивать, порождать, создавать,

расти. Аристотель учил, что природа – живой организм, движимый самоцелью, порождающий сам свои событийные формы и одновременно производящий все многообразие других форм, т.е. природа сама творит входящие в нее объекты. Он пишет: «Природой, или естеством, называется возникновение того, что растет; первооснова растущего, из которой оно растет; то, откуда первое движение, присущее каждой из природных вещей как таковой». Источником этого порождения является не внешняя сила, а внутренняя душа –

Энтелехия, ум Бога, присущий самому бытию. Движение природы Аристотель не сводит лишь к перемещению в пространстве. Он анализировал и такие формы движения, как качественные изменения, возникновение и уничтожение. На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприятием ее как целостного бытия. Наиболее показательно в этой связи воззрения Гераклита, для него природа – истинное бытие, скрытое

от взоров. Познание природы предполагало снятие покрова таинственности. Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природа как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному

телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в Средневековье подчинен природным ритмам. В представлениях средневекового человека природа, земля и небо, мир – это неизменный Космос, некая строго иерархическая система, вечный порядок. Естественно, что учение о природе выводилось из признания мысли о творении мира Богом (Фома Аквинский). Вера в божественные начала природы питала его понимание основ природы.

Главное внимание философов было приковано уже к природе (натуре) как таковой, ее сущность они неизменно соотносили с великой целью акта творения.1 2.2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В последовавшую за Средневековьем эпоху Возрождения взгляд на природу существенно изменился. Натурфилософия ХYI в. как бы расслоилась на два направления.

Одни ее представители предпочли сблизиться с мистикой, в результате чего родились умозрительные концепции природы, неподкрепленные конкретным знанием. Другие натурфилософы перешли в область точного естествознания, что способствовало появлению науки как таковой, правда, пока еще не в том виде, в каком мы сегодня представляем себе физику, химию, биологию, а в форме магии. Известный итальянский естествоиспытатель и философ

Джордано Бруно (1548 – 1600), соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное пантеистическое мировоззрение. Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением. Основные положения его мировоззрения таковы: «Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей».2 Вселенная есть Бог. Она бесконечна, Бесчисленные Солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам.

Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое. Иначе говоря, в мире нет ничего неживого, все одушевлено. Разумеется, все откровения Дж.Бруно имели философский характер, поскольку они были построены на вдохновленной мысли, связанной с предельной поэтизацией природы. Однако натурфилософия постепенно становилась наукой, пытаясь создать новую, строго научную картину природы.

После более чем двухтысячелетнего описания природы и рассмотрения ее форм человечество приступило к научному изучению и экспериментального анализу природы. Истинной книгой философии для родоначальника Нового времени – Галилео Галилея стала книга природы, написанная другими «буквами» – треугольниками, квадратами, кругами, гиарами… Теперь в натурфилософии складывалось совсем другое отношение к природе, в которой философы

усматривали совокупность законов, а вовсе не действие неких таинственный сил. Закон описывает определенный класс явлений. Далее , в теории структура мира как бы разбивается на законы и на начальные условия. Закон всегда один и тот же, а начальные и последующие условия весьма изменчивы. В итоге оказывается « схваченным» сложное многообразие мира.1 2.3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ С формированием науки и методов естествознания в

Новое время натурфилософия существенно изменилась. Исаак Ньютон (1643 – 1727), создатель механической картины мира, понимал под натурфилософией теоретическое, математически выстроенное учение о природе, «точную науку о природе». Натурфилософы ХYII в. отождествляли природу с часовым механизмом. Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ

Френсис Бэкон (1561 – 1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Высшей целью науки Бэкон считал господство человека над природой, а господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». В науке «речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике.

Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждается только подчинением ей».1 Ф.Бэкон, таким образом, целью науки и техники провозгласил господство над природой. С этого времени природа начинает пониматься как объект интенсивной преобразовательной деятельности

и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. Если Ф.Бэкон разработал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ – Рене Декарт (1596 – 1650), напротив, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер:

Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал ( хотя и на механической основе) идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – от образования светил и планет до возникновения растений, животных и

человека. Он разработал законы природы. Первый из них гласит : «всякая вещь пребывает в том состоянии, в каком она находится, пока ничто ее не изменит».2 Согласно следующим законам природа, однажды пришедшие в движения тела продолжают двигаться, пока это движение не задержится на какими-либо встречными телами. 2.4. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Философия эпохи Просвещения развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей

научной и художественной мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Философы исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой же среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду.

Новый этап в развитии натурфилософии связан с именем Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832), который считал, что любое созерцание должно начинаться с непосредственного чувственного впечатления от соприкосновения, общения с ней, а не с физического эксперимента. Однако с ХYIII в. в натурфилософию вторгается желание человека овладеть природой. Складывается представление, что природа – это не храм, а мастерская, что ее можно переустроить.

Рассмотрим следующее высказывание: (раньше это высказывание причисляли Гете, но некоторые современные философы считают, что оно принадлежит Фридриху Шиллеру) «Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в ней проникнуть. Она творит вечно новые образы , что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, все ново а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей.

Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над нею никакой власти. Она вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ей не доступна».1 Однако речи о насилии над природой здесь нет. Человек наполнен трепетным чувством к ней. Поль Анри Гольдбах (1723 – 1789) – французский философ-материалист. В широком смысле слова природа, согласно П. Гольдбаху, «есть великое целое, получающееся от соединения

различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной. Природа, понимаемая в более узком смысле или рассматриваемая в каждом отдельном явлении это целое, вытекающее из сущности, т.е. из свойств, сочетаний, движений или способов действий, отличающих данное явление от других».1 Различные системы существ, или, если угодно, их специфические сущности, зависят общей системы, от великого целого, от всеобъемлющей природы, часть которой они составляют и

с которой необходимо связано все существующее. 2.5. ФИЛОСОФИЯ ХIХ ВЕКА В Х1Х в. в теории и практической деятельности человека окончательно возобладала тенденция все более полного господства человека над природой. Она сохранялась и все более усиливалась вплоть до середины ХХ века. Человечество, несмотря на всю свою мощь и независимость, является составной частью и продолжением

природы. Общество неразрывно с нею связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы и прежде всего без окружающей человека среды. Природа – естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует. Достаточно очевидная зависимость человека от природы и признание ее как естественной основы существования и развития общества привели ученых к необходимости изучения соотношения биологического и социального

в человеке и обществе. Видным представителем данной эпохи был Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Ему импонировала идея «реального чувствующего человека». Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа – основа духа. Она же должна стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека, которого природа наделила чувствами и разумом, психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Однако «природная» сторона в человеке Фейербахом гипертрофировалась, а социальная – недооценивалась. С точки зрения Л. Фейербаха, «существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не

Бог – мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа – слова и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек … Человек уже тем сделал природу податливой, себе подчиненной, что он ее ассимилировал своим настроениям, что он ее подчинил своим страстям… …я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя как нечеловеческое; я разумею

вообще под природой … существо, действующее сообразно необходимости своей природы; однако оно для меня не Бог, но существо многообразное, человеку доступное, действительное, всеми чувствами воспринимаемое. Или, природа есть все то, что для человека представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни.»1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все вышеизложенное показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует.

Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

О природе размышляли во все времена – от античности до наших дней. Ее видели и оценивали по-разному: славили, покоряли, очеловечивали… Выходит, природа – интересный и загадочный объект для размышления. Отталкиваясь от природы, можно продвигаться к решению разных философских и экологических проблем. У людей нет другого дома, кроме природы. Покорение ее несет в себе опасность.

Воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов. В настоящее время человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Сочинения в 4-х тт т.1 / ред. В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976. Бруно Дж. //Антология мировой философии в 4-х тт т.2./Сост. В.В. Соколов и др. – М .: Мысль, 1969, с. 154 – 176. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт т.1 /Сост. А.Л. Субботина. – М.: Мысль, 1977. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. //

Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 254-256. Гольдбах П. Система природы. // Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 256-262. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт т.1./Сост. В.В. Соколов. – М.: Мысль, 1989. Фейербах Л. Сущность религии ////

Мир философии в 2-х ч ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991, с. 264-262. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт т.3 М.: Русский язык, 1980. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник. –

М.: Логос, 2000. Кохановский В.П. Философия. – Ростов -на- Дону: Феникс, 1999. Мир философии. Книга для чтения 2-х ч./Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991. Смирнов Н.Н Титов В.Ф. Философия: учебник. – М.: Просвещение, 1998. Философия. Учебник /Под. Ред. В.Н. Лавриненко,

В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.