Наталья Грабарь
В ХХІ столетии на смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация. С одной стороны, это благо, предназначенное для расширения познания и совершенствования социальной жизни, а с другой, человек - пользователь компьютерных систем подвергается воздействию негативних явлений нового виртуального коммуникационного пространства. Виртуальный мир развивается на фоне многочисленных процессов, проникающих в сферу циркуляции информации в сетях: (криминализация общества, падение уровня жизни подавляющего большинства населения, разрушение культурных традиций, размывание нравственных ценностей. На сегодняшний день остро встаёт проблема ориентации в коммуникационных каналах, в информации, которая становится доступней, благодаря единой социально-коммуникационной системе общества. Проблема не только техническая, но и гуманитарная (её исследовали: С. Брайчевский, Г. Вихрева, Гиляревский, Д. Ландэ, А. Каптерев, Т. Кузнецова, Г. Почепцов, А. Соколов, Ю. Столяров, А. Чачко, Ю. Шрейдер и др.)
О вызовах и угрозах глобального информационного общества пишет Е. Кузьмин, указывая на то, что «Люди должны понимать, кто и с какими целями создал информацию…», т.е. современное общество требует новых критериев в оценке информации. Сталкиваясь с массивным потоком разнотипной информации, пользователи глобальных сетей просто не в состоянии адекватно ее осмыслить. В данной ситуации важная роль принадлежит социокультурным учреждениям, таким как библиотеки. Особую актуальность приобретают вопросы оценки и управления информацией, прежде всего в сфере образования [8].
Цель статьи: выяснить возможности использования аксиологического подхода в организации информационного обслуживания студенческой молодёжи в библиотеке, что требует решения следующих задач:
- обобщение опыта использования аксиологического подхода в библиотековедении;
- дать оценку основных каналов поступления информации в бибилотечно-образовательные системы с точки зрения ценностной индивидуализации и вияснить отличительные черты коммуникационного наполнения;
- определить задачи библиотечно-ценностного отбора информации в каналах.
Ценностные ориентации социальных систем являются объектом внимания общества в целом, а также гуманитарных наук, к которым относится и библиотековедение. Как отмечают исследователи, нынешнее время характеризуется утратой многих ценностей, и в том числе ценности самой информации. Информация стала общедоступной и утрачивает свою значимость как потенциала развития. Всё чаще исследователи и специалисты обращаются к феномену «знания» в коммуникационных каналах [1, 8, 15, 20]. Идет процесс стихийного формирования новой иерархии ценностей информационного общества. Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. Как отдельный человек, так и общество в целом имеет возможность предотвращать информационные опасности путем формирования информационного щита: системы ценностей, ориентированной на глобальные принципы безопасности жизнедеятельности человечества. Поэтому для выживания человека, адаптации к современным условиям необходимо формирование внутреннего информационного щита, который не пропускает в информационную среду вредную и избыточную информацию [6].
Аксиологический подход широко применяется в философии, этике, эстетике, психологии, социологии, культурологии, библиотековедении и других науках. Культурно-исторический аспект аксиологического подхода определяется той ролью, какую играли и играют ценности в жизни человека, в исторических судьбах народов и в истории культуры. Человек живет в мире ценностей. М. Бахтин неоднократно повторял: «В абсолютной ценностной пустоте невозможно никакое высказывание, невозможно самосознание» [2, С. 134]. Это имеет прямое отношение и к литературному творчеству. В современных литературоведческих дискуссиях по проблемам перестройки и обновления методологии присутствует настороженное отношение к аксиологическому компоненту в научных исследованиях. Ценностные суждения нередко рассматриваются как угроза объективному характеру научного знания. На счет аксиологии записывается «субъективистский произвол и своеволие», что на самом деле не имеет никакого отношения к аксиологии и свидетельствует о необходимости теоретического обоснования взаимосвязи аксиологии и литературоведения, определения роли и границ аксиологического познания в этой науке [14]. Аксиологическая рациональность в гуманитарных исследованиях, оправдана не только как форма исследовательского поведения, в определенном смысле она есть свойство самого объекта исследования. Как считает А. Голубев, принцип аксиологической рациональности предполагает в идеальном случае осознанную рефлексию и декларацию тех ценностей, которые направляют исследовательский процесс, что, кстати сказать, не имеет ничего общего с печально известным принципом партийности науки [21]. На сегодня, исходя из социальной обстановки любой страны, ценности в обществе разобщаются. Ценности не просто изменяются, а «дробятся», сопутствуя процессу социальной дестандартизации. По убеждению Э. Тоффлера [18], может даже наблюдаться конфликт ценностей между различными общественными группами. Такие радикальные повороты в социальной структуре связаны со стремительным ускорением технического прогресса и внедрением ИКТ.
Одним из каналов связи, который транслирует ценности от общества к личности является образование. Оно становится формой существования человека в информационном обществе. Такая тенденция обозначена расширением коммуникационного пространства и отражает движение коммуникационных средств современной культуры навстречу человеку, усиливая его коммуникативные запросы, реализуя особенности межличностного общения, формируя контекст и средства обратной связи коммуникации.
Однако, для решения своих специфических задач тем или иным объективным образом исследователи обращались к оценке информационных потоков. В рамках концепции новой философии библиотечного дела Ю. Гриханов предлагает - осознание библиотеки как органичной частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности и помогающей ей совершенствоваться, а значит и улучшать жизнь [5]. О трансформации библиотек в информационном обществе и их базовых ценностях писала А. Чачко. В нових информационных условиях библиотека может быть оценена как качественно новая система, а изменения, должны происходить по безопасному для культуры способу - трансформации. «Современному библиотековедению необходимо изучать библиотеку как систему специфических человеческих взаимосвязей, основываясь на том, что социальные перемены - это результат человеческой деятельности» [19, С. 28]. Повышению качества обора документов посвячена диссертация Г. Вихревой [19].
Таким образом, библиотека - это место циркуляции информации, в котором библиотекарь и читатель соединены в едином коммуникативном пространстве. Поэтому Т. Маркова рассматривает библиотеку как дисциплинарное пространство, т.е. место, в котором существует особый порядок, вырабатываются правила, способствующие умению читать и мыслить, складывается специфический библиотечный этос, в основе которого лежит уважение к книге, как ценности [11].
Формирование новой гуманитарной парадигмы требует изменения содержания деятельности библиотек по созданию образовательной среды. В представлении Н. Збаровской ее основой должна стать аксиологическая концепция, согласно которой сущностью этой деятельности является формирование у читателей ценностного отношения к культуре в целом и книге и чтению в частности [20]. Поэтому изучение ценностных ориентаций студенчества - необходимая составляющая педагогики высшей школы, а разработка методического инструментария - важная и актуальная задача считает А. Соколов [16].
Студенчество является одной из приоритетных групп потребителей библиотек. Библиотечные практики проводять множественные социологические исследования и подтверждают, что библиотека может привить вкус к знанию и стать духовным оазисом воспитания молодёжи. Украинская библиотечная ассоциация (АБУ) свою деятельность направляет на то, чтобы бибилотеки стали центрами интеллекта, культуры и сохранили духовные ценности украинского народа [10]. Сотрудники Росийской государственной юношеской библиотеки подготовили обзор социологических исследований (Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. - М., 2003. - 24 с.). По их мнению обзор поможет библиотекарям сориентироваться и выбрать для профессионального чтения какие-то материалы по проблеме ценностных ориентаций молодежи или даст ориентир в планировании воспитательной работы библиотеки, подскажет тематику дискуссий или круглых столов и т.д
В последнее время теме ценностей посвящаються диссертации, монографии, пособия, учебники [4, 9, 14, 21]. Так, в пособии З. Сафиуллиной [15] всесторонне рассматривается тема ценности информации для человека, для общества, для цивилизации в целом. Анализируются проблемы воздействия информации на человека, приводятся методики ее оценки. Даётся общее представление об информационной аксиологии. Разработке аксиологических основ формирования критериальной системы отбора посвящена монография Г. Вихревой [4].
В настоящее время общение и коммуникация опосредованны гибкими коммуникационными технологиями, что не только инструментализует искусство повседневного сосуществования, коммуникационного взаимодействия, символьного обмена, но и дает повод для анализа ситуации, в которой происходит становление современной культуры. На это указывает и В. Ильганаева: «Аксиоматичным является положение о социализирующей, культурообразующей роли общения» [7, С. 21]. И не случайно выросло внимание библиотековедов к теоретико-методологическим вопросам библиотечного общения в контексте квалитологии и квалиметрии. Учение о качестве и измерении качества может дать толчок для научно-методического поиска в этой области, считает В. Бородина [3, С.49].
По мнению С. Басова, ценностный подход был нацелен на то, чтобы убедить исследователей, что существует непосредственная связь между кажущимися абстрактными ценностными доминантами, сформулированными антропологами или философами и опытом самых обыкновенных людей в их обыденной жизни - это с одной стороны. А с другой - то, что исследование ценностной ориентации является удобным инструментом для сравнительного анализа различных культур [1].
Формы и каналы коммуникации в конце XX - начале XXI в. исследовали Ч. Кули, Р. Парк, А. Соколов, Шарков и др. По А. Соколову: устная коммуникация включает: вербальные и невербальные каналы; документальная комуникация передаётся по каналам письменнай печати и разным техническим средствам для передачи смыслов во времени и пространстве; электронная, основанная на каналах космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике [17].
Существующая система каналов подразумевает каналы личной (формальной) и неличной (неформальной) коммуникации. К личным относят: общение двух собеседников, телефонный контакт, личная переписка или даже «разговор» через Интернет. Каналы личной коммуникации эффективны благодаря тому, что предоставляют возможность лично обращаться к аудитории и тут же получать ответную реакцию. Каналы неличной коммуникации подразумевают средства массовой информации (СМИ). Основные СМИ: газеты, журналы, прямая почтовая реклама; теле-, и радиовещательные средства массовой информации, наглядные средства рекламы (рекламные щиты, вывески, плакаты) средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, звуко-, видеозапись, локальные и глобальные системы связи и др. С помощью этих каналов организовываются конференции, симпозиумы, семинары и т. п. на любом уровне.
На сегодня коммуникационное наполнение каналов держится на документальних каналах и электронных. Выбор канала и средства коммуникации зависит от преимуществ и недостатков самих средств коммуникации и их возможностей, а также наполнения информацией.
Совершенно адекватной ситуацией в образовательной сфере является приоритет электроннай коммуникации. Новое поколение студенчества выросло уже в электронной среде. Заметно и то, что дети начинают играть в компьютерные игры раньше, чем учаться читать, а если начинают читать, то предпочтение отдают электронным книгам.
Средством взаимодействия в Интернет-пространстве являются сайты и порталы, вследствие чего проявляется интерес к их исследованию. В работах B. Белоусова, Е. Булдакова, К. Дегтярева, А. Земскова, В. Казакова, Т. Майстрович, С. Никандрова, Л. Филипповой, А. Шадрина, Я. Шрайберга и других авторов сайт и портал рассматриваются как средство и канал коммуникации, виртуальный институт или организация, информационный ресурс, а также программный продукт. Однако, методология исследования Интернет-пространства в целом, а также библиотечной веб-среды и структурирования информации на сайтах пока не сформулирована, считает О. Кулёва [9]. Совсем недавно, Ю. Пасмор на примере юридической библиотеки обозначила направления консолидации как стратегии развития информационного обеспечения правовой науки Украины [13].
Не будем останавливаться на позитивных и негативных составляющих документной и электронной коммуникации. Очевидно, что сегодня в работе библиотек преимущество имеют электронные каналы. Прежде всего, это сайт. Он имеет такие черты:
- содержательное наполнение,
- регулярное обновление,
- определённая структура,
- удобная навигация,
- надёжность информации.
Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках документов, различных мероприятиях для читателей. Элементом библиотечного сайта также могут стать фотографии и даже звуковые файлы. В реализации этой задачи большую роль играют мультимедийные системы и другие ИКТ. Для библиотек важно то, чтобы её работа приносила пользу и вызывала интерес многих пользоввателей, поэтому необходим качественный уровень предоставления информации.
Если взять во внимание вузовские библиотеки, то главное место на сайтах занимают информационные ресурсы: электронный каталог, базы данных, справочная, рекламная, краеведческая информация и т.д. Наиболее распространенная и традиционная форма рекламной деятельности библиотеки - книжная выставка. В пределах этой формы сайт работает за двумя направлениями: информирование о традиционных выставках; представление электронных выставок.
В условиях новой информационно-коммуникационной среды библиотекам недостаточно повышать качество и номенклатуру услуг. Им необходимо еще прилагать усилия для формирования у читателей потребностей воспользоваться этими услугами. Это одна из основных задач организации качественного библиотечного обслуживания. Вузовские библиотеки переходят от пассивной позиции - ожидания посещения читателя - к сотрудничеству с подразделениями вуза. Такое сотрудничество предполагает предварительную работу по детальному изучению деятельности учебно-научных подразделений вуза (проведение анкетирования преподавателей и студентов, изучение учебных планов, публикаций сотрудников кафедр и т.п.).
Кроме того, в задачи библиотек входит: содействие формированию надежной и комфортной информационной среды своих пользователей, а также её ценностное наполнение. Библиотека включается в процесс воспитания студенчества, подготовки его к осознанию своих ценностных ориентаций, установок и нравственных норм, оценке интеллектуальных сил и возможностей. В этом плане библиотека в структуре своей деятельности формирует сектор структуризации консолидации информации в библиотечной системе вуза [13]. Потоку неструктурированных данных Интернет-пространства библиотека может противопоставить информационные ресурсы, структурированные в соответствии со структурой деятельности своих пользователей. Под воздействием глобальной информатизации общества формируется в последнее десятилетие и новая концепция отбора документов, пригодных для включения в фонд.
Раньше, в советские времена особенно, ведущая роль принадлежала идеологии и воспитанию подростающего поколения, поэтому наполнение каналов информацией было подвержено строгому контролю. У молодёжи были свои герои, идеалы, а ценности формировались на тезисах кодекса строителя коммунизма. Адаптация в социуме происходила планомерно, в учебных заведениях организованно велась воспитательная работа. В связи с этим, справедливо утверждение В. Ольшанского, который сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это также ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [12]. Если информационная среда будет организована с учетом основных законов и закономерностей функционирования информационных процесов, основных методов преобразования информации в знание, тогда рационально и целенаправленно будет формироваться новая образовательная середа.
В связи с этим, можна выделить следующие отличительные черты коммуникационного наполнения библиотек:
- предоставление свободного доступа с организацией медиаобразования;
- использование аксиологического похода в формировании информационных потребностей;
- гарантийное качество предоставляемой информации.
Таким образом, библиотеки, обладая свободным доступом к мировым источникам информации, ведут информационно-просветительскую, медиа-образовательную деятельность. Это означает, что из большого потока информации, который обрушивается на человечество благодаря разнообразию коммуникационных каналов, в библиотеке есть шанс получить главную, ценную, необходимую. Исходя из вышеизложенного материала, следуют выводы:
1. Библиотековедческие исследования опираются на мнение об аксиологическом подходе как объекте результативной деятельности человека. Последние исследования подтверждают преодоление ориентации с потребительского, технократического использования информации к специалисту маркетингового подхода. Прослеживаются другие тенденции к исследованию аксиологической сферы библиотековедения, а именно - гуманистический аспект деятельности библиотек как центра науки, образования, культуры, общения, выход на процессы управления информацией и синтеза знаний.
2. Наблюдается трансформация потребностей и ценностных ориентиров человека в библиотечной сфере. Ценности - это содержательная часть ценностного подхода, наиболее уязвимая. Если нет четких ценностных ориентиров внутри библиотечных учреждений, сразу же наблюдается снижение эффективности как внутренних, так и внешних коммуникаций. Анализ состава и структуры общественных ценностей, которые трансформирует библиотечная система всё ещё остаётся дискуссионной. Наиболее разработанным является вопрос соответствия предоставления информации информационным потребностям.
3. Аксиологическая и технологическая составляющая пребывают в тесном взаимоопределяющем взаимодействии. В деятельности библиотеки важными задачами являются: обеспечение доступа к информации как высшей ценности информационного обслуживания; формирование аксиологической базы отбора на основе законодательных положений; профессиональна этика информационного обслуживания как составляющая качественного обслуживания.
4. Новые условиям образования диктуют определённые подходы в информационном обслуживании. Чтобы научить студентов пользоваться инновационными технологиями, необходимо сформулировать у них умение управлять информационными ресурсами и коммуникационными технологиями, а также ознакомить со стратегией их использования. Формы и методы библиотечной работы способствуют формированию ценностного отношения к информации: беседы, консультации, индивидуальная работа с установленим межличностных контактов, лекции, культурно-просветительские мероприятия и т.п.
Список литературы
Басов С.А. Библиотека: формирование базовых ценностей на переломе эпох / С.А. Басов // Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сб. науч. тр. / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; отв. Ред. Е.Б. Артемьева. - Новосибирск, 2009. - С. 3-23.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. -М., 1986. - С. 134.
Бородина В.А. Квалитология и квалиметрия библиотечного общения / Бородина В.А. // Науч. и техн. б-ки. -2005. - №10. - С.47-59.
Вихрева Г. М. Ценностные аспекты отбора документов в фонд универсальной научной библиотеки: моногр. / Г. М. Вихрева; ГПНТБ СО РАН ; науч. ред. Л. А. Кожевникова. - Новосибирск, 2004. - 190 с.]
Гриханов Ю. А. Развитие идей Русского библиотечного общества в современном российском законодательстве по библиотечному делу / Ю. А. Гриханов // Библиотека в контексте истории : тез. докл. и сообщ. - М., 1997. - С. 17
Грабарь Н.Г. Миссия библиотек в условиях электронно-информационной революции / Н. Г. Грабарь, Т.Б. Соколовская //Бібліотечний форум України. - 2012. - № 2. - С.8-11.
Ильганаева В. А. Общение: видимое и невидимое в пространстве социального взаимодействия / В. А. Ильганаева. // Філософія спілкування: культура мови, цінності: матеріали міжнар. наук.-теор. конф. 28-30 березня 2012 р. / редкол.: проф. В. М. Вандишев, проф. С. О. Завєтний, доц. Н. І. Моісєєва; відпов. ред. проф. В. М. Вандишев. Х.: Видавництво Савчук О. О., 2012. - 216 с.
Кузьмин Е.И. Вызовы и угрозы глобального информационного общества как контекст деятельности библиотек / Е.И. Кузьмин // Современная библиотека. - 2012. - №8. - С. 12-17.
Кулева Олеся Викторовна. Формирование информационной структуры сайта библиотеки как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде : диссертация ... кандидата педагогических наук : 05.25.03. - Новосибирск, 2007. - 280 с.
10. Корниенко В. А. Эффективность использования персональних инновационных коммуникативных каналов общения в профессиональной деятельности / В. А. Корниенко // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - №12. - С. 33-39.
11. Маркова Т.Б. Останется ли книга ценностью в компьютерную эпоху // Аксиологические проблемы научной и технической реальности: Тезисы научной конференции. 28-29 января 1998 г. Санкт-Петербург, 1998
12. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. - М: Мысль. - 1966. - т.1, 530 с.; 471
13. Пасмор Ю.В. Напрями консолідації в інформаційному забезпеченні правової науки України : соціально-комунікаційний аспект : монографія / Пасмор Юлія Вікторівна ; Нац. академія правов. наук, НДІ правов. забезп. інновац. розвитку. - Х.: Юрайт, 2013. - 272 с.
14. Попова Елена Васильевна. Ценностный подход в исследовании литературного творчества : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.08. - М., 2004. - 326 с.
15. Сафиуллина З.А. Информация: ценность и оценка. - М.: Либерея-Бибинформ, 2006. - 224 с. - (Серия: Библиотекарь и время. XXI век. Выпуск 40).
16. Соколов А.В. Методы изучения ценностных ориентации студенчества. /А.В. Соколов, 2006. - №1. - С.40-42.
17. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В. Соколов. - СПБ. : Изд-во Михайлова, 2002. - 449 с.
18. Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot : Gower, 1985. Ibid.
19. Чачко А.С. Базовые ценности и трансформация современной библиотеки / А.С. Чачко // Библиотековедение. - 2000. - С.26-308.
20. http://libconfs.narod.ru/2000/8s/8s_p17.htm
21. http://weblib.ssu.samara.ru/DLib/vestnik/documents/2002305011.html
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/
Дата добавления: 30.07.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |