Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Другое"


Экологическое образование в МБОУ лицее №57 города Ростова-на-Дону.

Маскаева Елена Михайловна, учитель биологии высшей категории МБОУ лицея №57,


Украйченко Александр Анатольевич, учитель географии высшей категории МБОУ лицея №57.


(Тезисы к участию в IV Республиканской научно-практической конференции «Региональная система экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития» в городе Якутске).


Целью современного экологического образования в лицее №57 является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Оно включает в себя развитие познавательного интереса к природе, природным явлениям, а также понимание взаимосвязи природы и человека, осознание важности экологических проблем личного, социального и глобального характера, проявление активности в решении этих проблем и понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому.


В образовательном процессе необходимо уделять внимание формированию культуры здорового образа жизни. Оно подразумевает ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, понимание взаимосвязи физического, психологического, нравственного и социального здоровья. Кроме этого еще и важность физической культуры и спорта для здоровья, выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня, ведение активного образа жизни - прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования, взаимосвязь природы и человека, важность профилактических мероприятий и пагубность влияния на организм человека вредных привычек.


Поставленные цели и пути их реализации отражены в проекте: «Экология Человека «Здравствуй!» разработанного педагогическим коллективом и администрацией Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №57 Ленинского района города Ростова-на-Дону в 2010 году.


Экологическое воспитание осуществляется на всех ступенях лицейского образования. Второй год в начальной школе проводятся экологические занятия в рамках внеурочной деятельности под названием «Естествознание. Научно-познавательная деятельность». Младшие школьники принимают активное участие в экологических мероприятиях в игровой форме (викторины, сценки, конкурс рисунков, загадки). Ребята обсуждают между собой и с родителями полученные в лицее экологические знания и умения.


С 5 по 9 класс происходит экологизация знаний - вводятся элективные курсы: «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Экология биосферы и человечества». В этом возрасте (с 10 до 16 лет), наиболее активно проходит процесс социализации человека и формирования поведения в обществе. Ребята активно участвуют в экологических акциях и социальных проектах экологической направленности.


Проект «Здравствуй!» реализуется в лицее в полной мере. На сегодняшний день мы имеем две современные естественнонаучные лаборатории (физико-химическую и биологическую), хорошо оснащенные кабинеты физики и биологии. На базе этих кабинетов можно проводить различные исследования, в том числе и в области экологии окружающей среды, обрабатывать результаты этих исследований. Использование полученных данных позволяет обеспечить сохранение и развитие здоровья участников образовательного процесса на всех этапах обучения.


Экологическое воспитание осуществляется в тесном сотрудничестве с Областным экологическим центром учащихся, Городской экологической Лигой детских и молодежных объединений, с Дирекцией государственных природных парков областного значения, Ботаническим садом ЮФУ, биологическим и географическим факультетами ЮФУ, ООО «Водоканал» города Ростова-на-Дону.


С 2006 года в лицее №57 Ленинского района города Ростова-на-Дону существует экологический клуб «Радуга», для обучающихся 5-11 классов. Руководителем объединения является учитель биологии Маскаева Елена Михайловна.


За прошедшие семь лет была проделана большая работа в целях реализации программы «Город нашей мечты» совместно с Городской экологической Лигой детских и молодежных объединений. Это ежегодное участие в экологических акциях: «Живой родник», «Птичку жалко!», «Нет пакетам!», «Мусор - это серьезно!», «Не сжигайте, люди, листья!». Акция «Живой родник» проводится возле источника в районе Ботанического сада ЮФУ. В рамках акции осуществляется уборка мусора непосредственно возле источника, излюбленного места отдыха горожан. Посетители источника с пониманием относятся к нашей акции, помогают выносить и вывозить мусор за пределы Ботанического сада. Но, к сожалению, из года в год количество пластиковых бутылок, пакетов, стеклотары и даже автомобильных покрышек возле источника не уменьшается!


В рамках акции «Птичку жалко!» зимой возле лицея и домов обучающихся вывешиваются для птиц кормушки, сделанные ребятами на уроках технологии и во внеурочное время. Лучшие кормушки развешиваются на территории Природного парка «Донской». В 2007 году Киреев Юрий занял второе место и получил медаль от сотрудников Природного парка. О результатах акции может свидетельствовать два гнезда грачей, дупло дятла, регулярные стайки синиц на территории школьного двора.


Задача акции «Нет пакетам!» - это разъяснительная работа с населением о вреде полиэтиленовых пакетов, с предложением использования экологически чистых многоразовых сумок из ткани, кожи, бумаги, а также анкетирование жителей Ленинского района. Пожилые жители с пониманием относятся к нашей акции, молодые люди неохотно идут на сотрудничество, аргументируя это тем, что проще купить пластиковый пакет в магазине. Акция получила освещение в городской газете «Вечерний Ростов» от 7 апреля 2010 года в колонке «Пластик Ростову не товарищ!» и в газете «Ростов официальный» от 14 апреля 2010 года «Пластиковая угроза». Ребята, которые совместно с родителями изготовили сумки и используют их в повседневной жизни, делают осознанный выбор в пользу здоровья планеты.


В акции «Мусор - это серьёзно!» поднималась проблема удовлетворенности жителей Ленинского района существующей ситуацией с мусором. Проводилось анкетирование по вопросам: Беспокоит ли Вас мусор во дворах и на улицах города? Как Вы думаете, кто виноват в появлении мусора во дворах и на улицах города? Принимаете ли Вы участие в уборке мусора в Вашем дворе, районе и т.д.? Большая часть респондентов выразили обеспокоенность сложившейся ситуацией, но принимать активное участие в уборке мусора изъявили немногие, предложив разрешить эту проблему коммунальным службам города.


Каждой осенью проводится акция «Не сжигайте, люди, листья!». Проводится разъяснительная работа среди жителей частных домов, анкетирование, расклеиваются листовки о вреде дыма. В ходе анкетирования выяснилось, что большинство людей знает о вреде здоровью и окружающей среде от сжигания листьев, но, несмотря на это, продолжают сжигать листву, т.к. не знают, что с ними делать.


Ежегодно весной на базе Ботанического сада ЮФУ наши обучающиеся принимают участие в Празднике древонасаждения, высаживая молодые деревья. В это же время на территории лицея закладываются аллеи лип, рябин и дубов.


Формированию ЗОЖ способствуют тематические театрализованные праздники: «Суд над Табаковой Сигаретой Никотиновной», где осуждаются вредные привычки. Обучающиеся лицея принимают участие в ежегодных экологических, краеведческих конференциях школьников.


Результаты научно-исследовательской деятельности представлены в работах лицеистов: «Влияние шума на организм человека», «Влияние курения на организм человека в подростковом возрасте». В 2011 году Яшина Виолетта стала победителем заочного тура регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество», в номинации «Природное наследие». Была представлена работа «Проект природного парка «Невидаль» в Верхнедонском районе Ростовской области». Цель проекта привлечение внимания государства и общественности к проблеме создания ООПТ в Ростовской области, предположительно, природный парк в Верхнедонском районе. Задачами проекта были: определение территории, на которой будет реализован проект; составление картосхемы; организация и проведение экспедиций; оценка окружающей среды данной территории; изучение видового состава флоры и фауны; реализация проекта природный парк «Невидаль». Так же были обозначены этапы реализации проекта и предполагаемые результаты, запланирована краеведческая экспедиция в Верхнедонской район.


Регулярно на территории лицея проводятся экологические субботники, летом работают экологические бригады по благоустройству, озеленению пришкольного участка и «зеленых уголков» лицея, классов. Ежегодно проходят экскурсии в Ростовский водоканал по теме «Путешествие с капелькой воды» (5-6 класс), Ростовский зоопарк (7-8 класс), в Музей патологической анатомии при РГМУ (9-11 класс).


На базе лицея проходит педагогическая практика для студентов геолого-географического факультета ЮФУ, где будущие преподаватели перенимают экологический опыт на практических занятиях по биологии и экологии.


Методы и технологии современного образования позволяют разнообразить образовательный и воспитательный процессы. Экологическое образование в лицее реализуется через различные виды деятельности: экскурсии, экспедиции, театрализованные представления, акции, социологические опросы и анкетирования. Стимулируют развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся, их участие в конференциях и семинарах экологической направленности. Наиболее эффективной формой изучения родного края является непосредственное изучение обучающимися существующих взаимосвязей между компонентами, слагающими природно-территориальные комплексы конкретной местности и характером жизнедеятельности населения. И в этом ведущую роль играет организация и проведение летних комплексных геоэкологических экспедиций обучающихся в различные районы Ростовской области, Краснодарского края, Республики Адыгея, Белгородской области.


Первый опыт такой масштабной работы был приобретен более десяти лет тому назад, когда группа учащихся 7-9 классов приняла участие в экспедиции Областного экологического центра учащихся на территории северной части Ростовской области. Под руководством школьных учителей, педагогов дополнительного образования и ученых Ростовского государственного университета около сотни школьников, разделившись по нескольким секциям (геология, география, этнография, ботаника, зоология, энтомология, орнитология и др.) изучали особенности природы Миллеровского района Ростовской области. Юные геологи совершили пешие походы по маршрутам с.Ольховый Рог - сл.Терновая - п.Дегтево, Калитвенский лесхоз - х.Ключковка - п.Дегтево. Полевые исследования проводились в бассейне р.Калитва и ее притока - р.Лозовая, в районе меловых отложений на берегу р.Глубокая и в лесном массиве Калитвенского сельского поселения. По завершению наблюдений и экскурсий были проведены камеральные работы по систематизации и оформлению собранного материала, составлению гербариев, коллекций горных пород и полезных ископаемых. Работа учащихся носила палеогеографический характер, т.к. основные исследования были нацелены на изучение меловых обнажений по берегам рек. В результате экспедиций были обследованы основные обнажения горных пород мелового периода в районе Калитвенского лесхоза по берегам рек Калитва и Лозовая. Участники секции этнографии изучили особенности обычаев коренных жителей северных районов Ростовской области, донских казаков и украинцев, их уклада жизни. Все обучающиеся в заключении экспедиции приняли участие в итоговом семинаре, где каждая секция предоставила предварительные итоги проделанных полевых исследований.


Проводимые нами мероприятия свидетельствуют о том, что воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления и экологической грамотности - важнейшие задачи, которые стоят перед современным обществом и образованием.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru


Дата добавления: 03.09.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Ozone Layer Essay Research Paper The
Реферат Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. Бюджетное устройство Российской Ф
Реферат Особенности услуг в здравоохранеии
Реферат Этика права
Реферат Взаимоотношения религии и искусства
Реферат A Maid Up Ending Of The Cask
Реферат The Civil War And Its Ending Of
Реферат Система элективных курсов по информатике для предпрофильной подготовки Компьютерная и информационная
Реферат Национальная экономика 2
Реферат Хирургия (Хронический панкреатит и экзокринная недостаточность
Реферат Планирование издержек производства, избыток продукции
Реферат Absolutism Essay Research Paper During the preEnlightenment
Реферат Automobile Emissions Essay Research Paper Automobile Emissions
Реферат Адаптация, процесс приспособления организма, популяции или сообщества к определённым условиям внешней среды
Реферат Транспорт в системе товародвижения