Нормирование труда оказывает существенное влияние на весь процесс организации работы кафе или ресторана. Благодаря нормированию можно создать условия для внедрения существенно отличающейся технологии производства, а также улучшить качество сервиса.
Нормирование труда - важное условие правильного определения численности работников и внедрения прогрессивной сдельной формы оплаты труда.
Нормирование труда решает следующие задачи:
анализ использования рабочего времени, оборудования (по времени и мощности)
оптимизация организации рабочих мест, их оснащения и размещения
изучение причин, вызывающих потери рабочего времени, простой оборудования
установление рациональных режимов труда
оптимизация штатного расписания
Различают два метода нормирования труда: опытно-статистический и аналитический (технический).
При определении норм выработки опытно-статистическим методом анализируют данные о численности гостей (можно взять из АСУ или кассовых отчетов) за 1-3-6 месяцев. По табелю определяют количество проработанных человеко-дней. И делением количества посадок на количество проработанных человеко-дней устанавливают норму выработки на один человеко-день (человеко-смену, человеко-час). Норму выработки опытно-статистическим методом, как правило, устанавливают в блюдах (если речь идет о продажах, производстве), или - чаще - в рублях.
Этот метод прост, но имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что при установлении нормы выработки не вскрываются недостатки в использовании рабочего времени, не выявляются резервы, имеющиеся на предприятии.
Аналитический (или технический) метод нормирования труда позволяет подвергнуть глубокому анализу организацию труда по отдельности - на кухне, в зале, офисе. При установлении технических норм выработки выявляют резервы сокращения затрат рабочего времени на изготовление 1 порции каждого блюда и на обслуживание каждого гостя.
Для ввода данной технологии оперируют понятиями «Фотография рабочего дня официанта (бармена, повара и т.д.)» и «Хронометраж». По сути, они не обязательно рассчитываются для целого дня (может быть, например, «Фотография одного обслуживания», если речь идет о персонале контактной зоны).
Изучение фактических затрат рабочего времени на выполнение операций и процессов является важнейшим элементом нормирования труда.
В зависимости от целевой установки фотография рабочего времени может быть индивидуальной, групповой, маршрутной (применяется в том случае, если исполнитель находится в движении - например, может выявить недостатки в расстановке оборудования).
Производство любой фотографии состоит из следующих операций: подготовка к наблюдению, проведение наблюдения, обработка фотографий, составление баланса затрат рабочего времени и плана организационно-технических мероприятий, обеспечивающих улучшение организации труда.
Фактически, «Фотография» представляет собой таблицу, в которой фиксируются наблюдения.
Таблица № 7. Пример фотографии рабочего времени
Наблюдение |
Текущее время |
Продолжительность мин, с |
Отметки о темпе работы, факторах влияния, расстоянии перемещении, причинах перерывов |
|
|||||
ч |
мин |
сек |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Начало наблюдений |
|
|
|
|
|
|
|||
Приветствие |
|
|
|
|
|
|
|||
Приглашение за столик |
|
|
|
|
|
|
|||
Принесение меню |
|
|
|
|
|
|
|||
Принесение пепельницы |
|
|
|
|
|
|
|||
Информирование о готовности заказа |
|
|
|
|
|
|
|||
Информирование о готовности заказа 2 |
|
|
|
|
|
|
|||
Унос лишней сервировки |
|
|
|
|
|
|
|||
Сервировка стола |
|
|
|
|
|
|
|||
Получение хлеба |
|
|
|
|
|
|
|||
Закуски приносят в зал |
|
|
|
|
|
|
|||
Подача закусок на стол |
|
|
|
|
|
|
|||
Замена пепельницы |
|
|
|
|
|
|
|||
Уборка грязной посуды со стола |
|
|
|
|
|
|
|||
Посуду уносят из зала |
|
|
|
|
|
|
|||
Приносят в зал супы |
|
|
|
|
|
|
|||
Подача супа, обслуживание |
|
|
|
|
|
|
|||
Вторая подача меню |
|
|
|
|
|
|
|||
Дозаказ десерта |
|
|
|
|
|
|
|||
Уборка грязной посуды со стола |
|
|
|
|
|
|
|||
Посуду уносят из зала |
|
|
|
|
|
|
|||
Замена пепельницы |
|
|
|
|
|
|
|||
Принос в зал основных блюд |
|
|
|
|
|
|
|||
Подача основных блюд |
|
|
|
|
|
|
|||
Замена пепельницы |
|
|
|
|
|
|
|||
Уборка грязной посуды со стола |
|
|
|
|
|
|
|||
Посуду уносят из зала |
|
|
|
|
|
|
|||
Принос в зал десертов |
|
|
|
|
|
|
|||
Расчет |
|
|
|
|
|
|
|||
Прощание |
|
|
|
|
|
|
|||
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В графе «Наблюдения» записывают наименование затрат рабочего времени.
В графе «Текущее время» проставляют время окончания наблюдаемого действия и начала последующего.
В графе «Отметки о темпе работы, факторах влияния, расстоянии перемещении, причинах перерывов» отмечают все, что считают нужным донести до заказчика исследования.
Если говорить все же о «Фотографии рабочего дня», то для официантов она может выглядеть так:
Проверка наличия перечня, чистоты и готовности инвентаря
Контроль над освещением и прочими видами технического обслуживания.
Контроль за наличием блюд имеющихся в карте меню
Накрытие столов, сервировка
Встреча гостей, обслуживание
Завершение трудового дня (Сдача чеков. Снятие остатков по бару (если производится ежедневно). Подготовка зала и рабочего места к следующей смене. Пожелания следующей смене. Уборка.)
«Фотография рабочего дня» повара может выглядеть следующим образом:
Осмотр рабочего места на предмет функциональности и санитарного состояния (расписать оборудование и прочие аспекты проверки)
Проверка технологического оборудования (в т.ч. электрического, холодильного, механического)
Включение технологического оборудования
Проверка скоропортящихся продуктов и заготовок на предмет их состояния. Бракераж
Составление заказа на продукты (если не было сделано с вечера)
Производство заготовок для холодного и горячего цехов (расписать каждую заготовку)
Обслуживание заказов (расписать действия на каждое блюдо)
Производство заготовок для следующей смены (расписать заготовки)
Составление заказа на продукты
Выключение оборудования
Уборка (расписать действия)
Сокращение времени, затрачиваемого на приготовление того или иного блюда - действенный способ сокращения издержек. Но за счет чего можно это время уменьшить? Только за счет рационализации труда. Ведь если принять за целое рабочее время вообще, то составными этого целого будут:
Оперативное время (время, затрачиваемое на приготовление полуфабрикатов и их доводку для выхода в зал) должно составлять до 75% рабочего времени. Оно делится на основное (первичная обработка сырья, изготовление п/ф) и вспомогательное (необходимое для осуществления действий, производимых в основное время - приемка товара, вскрытие банок и т.д.).
Подготовительно-заключительное время, затрачиваемое на подготовку рабочего места (кухонной посуды, оборудования, инвентаря, проверку заготовок, получение продуктов и т.д.) и его уборку. При рациональном подходе к рабочему времени, на все это суммарно не должно уходить более 7% рабочего времени (при 8-ми часовом рабочем дне - около часа). Все остальное - непозволительная роскошь, которая отнимает вашу выгоду.
Время обслуживания рабочего места (поддержание рабочего места в чистоте в течение дня)
Время непроизводительной работы (работы, не связанной с выполнением основных обязанностей, например, приведение в исправное состояние оборудования, вторичное приготовление испорченного блюда и т.д.)
Время перерывов (зависящих от работника - перерывов на обед и т.д. и вынужденных - технологических перерывов, связанных с термической обработкой сырья, а также с ожиданием посуды, доставки продуктов и пр.)
На это тоже не должно уходить более 7-8% рабочего времени.
Время любых перерывов фиксируется с указанием причины. Время перерывов, произошедших по вине работника, также непременно фиксируется в фотографии.
Сумма затрат времени должна равняться продолжительности рабочего дня.
После подсчета рабочего времени по видам затрат, составляется баланс рабочего времени.
Если суммарно время, затрачиваемое на подготовку и окончание рабочего дня, обслуживание рабочего места внутри процесса производства, время непроизводительной работы, время перерывов больше часа, то каждый следующий час лишает вас следующей выгоды.
Допустим, средняя з/п повара - 20 тыс. руб. за 15 смен х 8 часов, сл-но, 1 час работы стоит 167 руб.. В смену у вас работает 3 повара и шеф-повар (его час стоит 341 руб.). 3х167+341=842 руб.х 30 дней = 25 260 руб. в месяц вы теряете за счет нерационального нормирования рабочего времени.
Говоря об официантах, важно, проанализировав хронометраж обслуживания и сопоставив его со средней посещаемостью за смену, решить, нет ли у контактного персонала заведения простоя. Очень может быть, что вам имеет смысл пересмотреть штатное расписание, в отдельные дни (например, пн. - чт.) сократив число официантов в смену. Это даст экономию до 60% официантской ставки в месяц, при том, что та составляет в среднем по городу 15 тыс. руб., экономия 9 тыс. x 2 смены = 18 тыс. руб.
Виды сдельных систем
Что более выгодно ресторатору - платить невысокую з/п и стимулировать работу персонала с помощью дополнительных бонусов или поставить фиксированный оклад, удовлетворяющий спрос со стороны наемных работников, при этом имея возможность привлечь к себе лучших? Вопрос по сей день остается открытым, т.к. каждое конкретное заведение выбирает свой подход.
При грамотном решении вопроса нормирования труда, первый способ мне видится экономически более оправданным.
Это не означает, что в стремлении сэкономить мы должны брать на работу каждого, кто только на это согласится. Как не значит, что при внедрении подобной модели наши работники будут получать меньше.
В некоторых заведениях работник получает не фиксированный оклад, а почасовую оплату (оклад, разделенный на предполагаемое кол-во часов в смену и умноженный на число фактически отработанных часов). Здесь важно определиться - фиксированная или плавающая (в зависимости от времени дня и соответственно нагрузки) часовая ставка. Если ставка постоянна независимо от того, в какой день или какую ночь работает официант, то начисление з/п упрощается; все решает только кол-во смен в месяц. Сложнее - если стоимость часа зависит от того, насколько «горячее» время в заведении. Вместе с тем, эта система видится наиболее рациональной и справедливой. Иными словами, оплата работника прямо пропорциональна прибыли, полученной за время его работы компанией.
По такому же принципу высчитывается посменная оплата.
Для работников, занятых на производстве, все сложнее. Разумеется, для них тоже может существовать тарифная надбавка за те или иные дни. Но дополнительные коэффициенты должны вводиться за усердие, быстроту, умение работать в режиме стресса, который периодически случается в «горячие» дни. То есть, для работников производства желательно вводить собственный премиальный фонд (персонал контактной зоны дополнительно стимулируется чаевыми).
При сдельной оплате сложно учитывать такие факторы работы на производстве, как вынужденный простой по причине неисправности оборудования, прекращения подачи воды, ожидания необходимых продуктов и т.д.
Ввиду этих факторов, многие решают ввести фиксированно-повременную систему оплаты труда, представляющую собой определенный оклад и оплату выхода, согласно тарификатору сложности смен.
Как вариант, это может быть повременно-премиальная система.
Т.к. мы радеем за прозрачность в отношениях с персоналом, неплохо заранее составить и ввести положение, где будет четко расписано - за совершение (не совершение) каких конкретно действий положена (или наоборот снимается) какая денежная премия.
Опять же, при введении сдельной оплаты труда важно продумать, как это отразится на производственном персонале при: перебоях в электроэнергии, простоях, которые произойдут не по их вине, несвоевременной доставке продуктов и т.п.
Сдельная форма оплаты труда имеет свои виды: прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная.
Прямая сдельная система - по этой системе заработок начисляется работнику по заранее установленной расценке за каждый заработанный в его смену рубль.
Косвенная сдельная система - применяется для платы труда персонала, обслуживающего основные технологические процессы (например, офиса). Она также начисляется в процентном соотношении от суммы выручки.
Сдельно-премиальная система - предусматривает премирование за перевыполнение выработки и достижение определенных качественных показателей. Например, план ресторана на день - 50 тыс. руб. перевыполнен на 10%, определенная часть от 5 тыс. руб. (в каждом конкретном ресторане - своя) может формировать премиальный фонд.
Сдельно-прогрессивная система - по этой системе труд рабочего в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным одинарным расценкам, а сверх установленной базы - по повышенным расценкам. В рамках этой системы разрабатывается специальная шкала, устанавливающая степень увеличения сдельных расценок в зависимости от уровня превышения исходной нормы (базы).
Индивидуальная прямая сдельная система оплаты труда характеризуется тем, что заработок каждого рабочего определяется по результатам его личного труда. Прямая индивидуальная сдельная оплата туда весьма проста и понятна для официанта и исключает (при высоком качестве нормирования) уравнительность в оплате.
Коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда представляет собой такую систему, при которой заработок персонала рассчитывается в соответствии с объемом работы (количеством продукции), произведенным бригадой. Эта разновидность сдельной оплаты наиболее эффективна для поваров. Метод действенен, но возникает проблема при распределении коллективного заработка, которая состоит в том, чтобы наиболее полно учесть индивидуальный вклад каждого в результаты труда бригады.
Практика деятельности предприятий питания выработала разнообразные поощрительные системы, которые могут применяться по отдельности или в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько групп бонусных систем: бонусы за высокие продажи одного блюда, бонусы за высокую выручку, бонусы за личные профессиональные качества, бонусы по результатам работы за год, бонусы за выслугу лет.
Системы, увязывающие основную оплату труда с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной нормы труда работника. Они, как правило, имеют четкие количественные параметры, позволяющие контролировать уровень начисляемых бонусов как самому работнику, так и его непосредственному руководителю. Сюда может относиться начисление бонусов официантам, например, за продажу больше определенного числа порций какого-то одного (заранее оговоренного) блюда.
Системы, увязывающие основную оплату труда с уровнем выполнения и перевыполнения показателей по выручке заведения за смену.
Системы, увязывающие основную оплату труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства и индивидуальными качествами, отношением к работе. Отличительная особенность подобных бонусов как вида поощрения состоит в том, что они не имеют четкой количественной зависимости между результатами труда каждого работника и размером его вознаграждения. Чаще всего эта связь устанавливается на уровне принципа, а не точного количественного соизмерения. И не всегда данная система выражается в денежном эквиваленте (могут быть, например, льготы, компенсации или мед. страховка).
Системы, увязывающие основную заработную плату работника или группы работников с определенными достижениями, результатами работы в течение определенного, достаточно длительного календарного периода, например, года. Здесь имеется в виду бонусная система, по которой выплачиваются премии (результат работы за год).
Системы, увязывающие основную оплату труда с долей прибыли предприятия (к примеру, такие бонусы могут предоставляться работникам, проработавшим более 3-х лет).
Нормативно-долевое распределение средств на оплату труда может осуществляться на основе экспертной системы оплаты труда.
Сущность метода заключается в следующем:
1)на уровне предприятий и на уровне подразделений создаются экспертные советы для оценки трудового вклада подразделений и отдельных работников в коллективные результаты труда.
2) на ежемесячном заседании экспертного совета на уровне предприятия каждый эксперт выставляет каждому подразделению соответствующую оценку. Затем эти оценки обобщаются и каждому подразделению утверждается итоговая оценка.
Оценка осуществляется по пятибалльной системе:
эталонной является оценка в четыре балла (соответствует нормированным результатам работы, выполнению основных заданий, должностных обязанностей и функций каждым работникам);
в пять баллов оценивается подразделение (работник) с результатом и качеством труда, превышающими нормативный уровень и существенно влияющими на эффективность общей работы (подразделения, предприятия в целом);
в три балла получает подразделение (работник), допустившие некоторые нарушения в работе;
в два балла оценивается подразделение (работник), допустившие значительные упущения в работе, приведшие к невыполнению предприятием договорных обязательств. В таком случае подразделение и работник полностью лишаются дополнительного поощрения.
Экспертная оценка результатов труда отдельных подразделений и работников применяется на предприятиях (как правило, малых), на которых конечные результаты труда определяются четким взаимодействием подразделений, а характер производственных связей достаточно стабилен. Она позволяет оперативно реагировать на изменения в показателях труда и максимально упрощает систему расчетов по оплате труда.
Система депремирования
Иногда возникают основания для депремирования или даже наложения штрафных санкций. В данной системе есть два основополагающих принципа: она должна быть заранее оговоренной, известной всему персоналу, а также - за одни и те же промахи или недочеты в работе нельзя штрафовать или депремировать выборочно.
Депремировать можно и нужно, если:
сотрудник полностью или частично проигнорировал распоряжения непосредственного или вышестоящего руководства
сотрудник отсутствовал на рабочем месте в течение полного рабочего дня, не поставив в известность своего начальника и не получив его разрешения (исключение - болезнь, подтверждаемая листом нетрудоспособности)
получено доказательство, что больничный лист (или иные документы, подтверждающие уважительную причину отсутствия на раб. месте) фиктивен
сотрудник систематически опаздывает (систематически - более двух раз в месяц)
сотрудник замечен в нетрезвом состоянии на территории ресторана
сотрудник совершил какие-то непредвиденные действия (или не принял своевременных мер), в результате чего произошла порча имущества предприятия питания
действия сотрудника причинили ущерб имиджу заведения
работник, являющийся руководителем отдела, скрывает информацию о трудовой дисциплине подчиненных, игнорирует нарушения с их стороны
работник, являющийся руководителем отдела, предоставляет вышестоящему руководителю ложную информацию
работник, находящийся за рулем служебной машины, совершает ДТП и т.д.
Накладывая штрафы, следует помнить, что согласно ТК, РФ суммарные удержания не могут составлять более 20% от з/п (в случаях, предусмотренных федеральными законами - до 50%, в отдельных случаях - до 70%)
Иное дело - депремирование, которое является свободным актом волеизъявления работодателя (но здесь следует помнить о прозрачности системы для работника, о чем было выше).
Касса взаимопомощи
Можно попробовать внедрить в ресторане кассу взаимопомощи. Не на всех предприятиях она возможна в классическом виде (ввиду малочисленности сотрудников), но какие-то аналогичные механизмы можно взять на вооружение.
По классической схеме, она организуется на добровольных началах из членов одного профессионального коллектива для оказания взаимной товарищеской материальной помощи.
Средства кассы взаимопомощи составляются из:
вступительных взносов;
членских взносов;
пени за несвоевременный возврат долгосрочных ссуд;
прочих поступлений.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://magnatcorp.ru/
Дата добавления: 17.11.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |