Марцынюк И.В., Борисов Р.А.
Одним из наиболее важных факторов для развития здорового ребенка является рациональное вскармливание. Во многом физическое и интеллектуальное развитие ребенка будет зависеть от характера его вскармливания в раннем возрасте. Не вызывает сомнения, что самой лучшей пищей для ребенка грудного возраста является молоко матери. Оно обеспечивает ребенка всеми питательными веществами, которые ему нужны первые 6 мес. жизни. Кроме того, естественное вскармливание способствует формированию собственного иммунитета ребенка. Женское молоко полностью приспособлено к возможностям пищеварительного тракта младенца. Естественно, грудное молоко превосходит все заменители, в том числе детские смеси промышленного производства. Грудное молоко нельзя воссоздать, а следовательно оно является «золотым» стандартом вскармливания детей раннего возраста.
Целью нашего исследования явилось: изучить влияние характера вскармливания на физическое, психомоторное развитие и состояние иммунной реактивности у детей.
При проведения данного исследования были разработаны анкеты для матерей. В опросе приняли участие 100 женщин, родивших ребенка в период с 2000 г. Большая часть анкет (57%) заполнены матерями, родившими детей за последние 3 года. Также проводилась работа с формой № 112/у «История развития ребенка». Проанализировано 200 историй развития детей, которые были разделены на 4 возрастные группы (до 1 года, 1-4 года, 4-6 лет, 6-10 лет) по 50 карт соответственно. В каждой из групп были выделены истории развития детей, находящихся/находившихся на естественном вскармливании и детей по тем или иным причинам вскармливающихся искусственно с первых дней жизни, по 25 карт соответственно.
Первое прикладывание к груди. Как известно, последние несколько лет активно вводится в практику прикладывание новорожденного к груди сразу же после родов.
Продолжительность грудного вскармливания. Наиболее длительный срок грудного вскармливания, выявленный в ходе опроса - 3 года, 2 года 5мес., 2 года 3мес., 2 года 2 мес. Не кормили грудью своих детей 2% опрошенных женщин. Кормили до 1мес. 4%, до 1-3 мес. 15%, 4-6 мес. 13%, 7-9 мес. 7%, 10-12 мес. 12%, 1-1,5 года 18%, 1,5-2 года 6%, от 2 лет 4%, кормят сейчас 19% опрошенных женщин.
Из всех кормивших грудью матерей (19 респондентов, кормивших грудью на момент опроса, не учитывались) только 1/3 не остановились на годовалом рубеже и кормили своих детей дальше. 2/3 женщин кормили детей меньше года. Из всех кормящих на момент опроса женщин 60% уже перешли за годовалый рубеж.
Согласно результатам опроса, продолжительность грудного вскармливания в среднем одинакова как для матерей, к груди которых приложили ребёнка сразу после родов, так и для тех, у кого первое прикладывание состоялось на 2й или 3-й день.
Причины прекращение грудного вскармливания. Всё когда-нибудь кончается, и грудное вскармливание - не исключение. Наиболее частой причиной прекращения грудного вскармливания является отсутствие молока - 33% опрошенных, в т.ч. 13% в качестве основной причины указали гипогалактию, а 10% отметили, что ребенок постепенно перешел на питание по возрасту. Остальные распределились следующим образом: по состоянию здоровья матери 5%, по состоянию здоровья ребенка и осложнениям в родах по 3%, ребенок отказался брать грудь 2%, мать вышла на работу/учебу 2%, аллергия на белок грудного молока 2%.
Наиболее важные преимущества грудного молока:
стерильность женского молока, почти полная антигенная совместимость белков женского молока и тканей ребенка, что особенно важно для профилактики аллергических заболеваний, т.к около 30% белков женского молока всасываются в кровь в неизмененном виде.
наличие гормонов, ферментов и более высокая концентрация витаминов.
преобладание мелкодисперсных белков, полиненасыщенных жирных кислот и углеводов, способствующих развитию бифидобактерий.
высокое содержание иммуноглобулинов, особенно класса А. больше всего их в молозиве. Они располагаются вдоль слизистой кишечника и тем самым препятствуют проникновению патогенной флоры внутрь организма, обладает антиабсорбционным свойством.
высокая концентрация в грудном молоке в первые 4 недели лактации гликопротеида лактоферрина который связывает железо и катализирует процессы перекисного окисления липидов мембран бактериальных клеток, тем самым, нарушая их метаболизм и способность к размножению.
высокая концентрация лизоцима и компонентов комплимента, вызывающих лизис бактерий.
наличие в молозиве и женском молоке антител к стафилококкам, стрептококками т.д.
высокое содержание бифидус-фактора. Утилизация сахаров бифидус-бактериями происходит с образованием уксусной и молочной кислот в толстом кишечнике, определяющих кислую реакцию стула детей, препятствующую росту патогенной флоры.
важная роль в становлении антибактериального иммунитета принадлежит клеточному фактору молозива и грудного молока. Лимфоциты женского молока, имеющие иммунологическую память, не только какое то время сохраняют способность к синтезу антител, но и могут включаться в общий комплекс местного иммунитета кишечника.
оказывает определенное положительное влияние на уровень интеллектуального развития, как компонентами молока, так и в результате взаимного общения с матерью.
Достоверно известно, что грудное вскармливание положительно влияет на развитие детского организма, что подтверждается и данными проведенного нами исследования, представленного ниже.
Возрастная группа детей до 1 года
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании:
физическое развитие - норма 60%, патология - 40%;
психомоторное развитие - норма 96%, патология - 4%;
соматическая заболеваемость - 70%; патология ЛОР-органов - 16%: ОКИ - 14%.
Дети, находящиеся на естественном вскармливании:
физическое развитие - норма 88%, патология - 12%;
психомоторное развитие - норма 99%, патология - 1%;
соматическая заболеваемость - 38%; патология ЛОР-органов - 12%, ОКИ - 8%, не болели - 28%.
Возрастная группа детей 1-4 года
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании:
физическое развитие- норма 58%, патология 42%;
психомоторное развитие- норма 92%, патология 8%;
соматическая заболеваемость - 38%; патология ЛОР-органов - 20%, ОКИ -28%; детские инфекции - 14%.
Дети, находящиеся на естественном вскармливании:
физическое развитие - норма 86%, патология - 14%;
психомоторное развитие - норма 100%, патология - 0%;
соматическая заболеваемость- 44%; патология ЛОР-органов 12%, ОКИ 16%; детские инфекции - 12%; не болели - 16%.
Возрастная группа детей 4-6 лет
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании:
физическое развитие - норма 56%, патология - 44%;
психомоторное развитие - норма 95%, патология - 5%;
соматическая заболеваемость- 36%; патология ЛОР-органов 24%, ОКИ 20%; детские инфекции - 20%.
Дети, находящиеся на естественном вскармливании:
физическое развитие - норма 84%, патология - 16%;
психомоторное развитие - норма 99%, патология - 1%;
соматическая заболеваемость - 48%; патология ЛОР-органов - 12%,
ОКИ -8%; детские инфекции - 8%; не болели - 24%.
Возрастная группа детей 6-10 лет
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании:
физическое развитие - норма 60%, патология - 40%;
психомоторное развитие - норма 95%, патология - 5%;
соматическая заболеваемость - 26%; патология ЛОР-органов - 21%,
ОКИ - 16%; детские инфекции - 37%.
Дети, находящиеся на естественном вскармливании:
физическое развитие - норма 88%, патология - 12%;
психомоторное развитие - норма 98%, патология - 2%;
соматическая заболеваемость - 38%; патология ЛОР-органов - 24%,
ОКИ - 12%; детские инфекции - 26%.
В трех возрастных группах мы наблюдаем значительно более низкую заболеваемость, а также более высокий уровень физического и психомоторного развития у детей, которые вскармливались грудным молоком матери. Но в возрастной группе 6-10 лет зависимость заболеваемости от характера вскармливания частично нивелируется все более возрастающим действием факторов среды (экология, неправильное питание ребенка, образ жизни и др.).
Таким образом, естественное вскармливание является основой, от которой зависит физическое, психомоторное развитие и состояние иммунной реактивности ребёнка.
Список литературы
Гурова М.М. Современные подходы к питанию детей. М., 2007. - 147 с.
Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. /Союз педиатров России. Национальная ассоциация диетологов и нутрициологов. ГУ Научный Центр здоровья детей РАМН. ГУ НИИ питания РАМН. М., 2009. - 64 с
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru/
Дата добавления: 23.12.2013
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |