Реферат по предмету "Другое"


«Смех сквозь слёзы» в комедии Б. Гурджибекова «Дурачок»

Техова З.В.


Одним из тех, кто во времена Коста Хетагурова и Сека Гадиева работал над осетинским художественным словом, был их младший современник Блашка Гурджибеков. Наиболее значимым произведением драматурга является двухактная комедия «Дурачок». В ней описана борьба за порядочность и человеколюбие, борьба между правдой и косностью, противопоставляются богатство и бедность. «Богатый все может, а бедный все терпит» - глубокая суть этой старинной поговорки полностью соответствует тому, о чем говорится в комедии[5]. Драматург изображает мир, где живут и страдают, мучаются и веселятся люди. Жизнь показана в самых разных ситуациях, произведение написано острым народным языком.


Композиция и сюжет пьесы четко выстроены. Комедия состоит из двух частей: в одной показана семья Царуговых со своими проблемами, думами, желаниями, в другой - семья Борхаевых со своими невеселыми семейными распрями. Семьи ничего не сближает, они даже не встречаются друг с другом в пьесе, единственное, что их связывает, это Уолмес, бегающая из одного дома в другой со своими неугомонными сплетнями. Царуговы богаты, они одержимы желанием женить слабоумного от рождения сына. Борхаевы - обедневшая, но благородные люди, которые,чтобы поправить своё материальное положение, они согласны дочь выдать замуж и получить за большой калым. И никого не интересует, какова невеста сына или каков жених их дочери.


О способности комедии влиять на нравственное состояние общества писал ещё Лессинг: «Комедия старается исправлять людей смехом, а не насмешкой, и она не ограничивается исправлением именно только тех пороков, над которыми смеётся. Её истинная польза, общая для всех, заключается в самом смехе, в управлении нашей способности подмечать смешное, легко и быстро раскрывать его под разными масками страсти и моды, во всех его сочетаниях с другими ещё худшими качествами, а также с хорошими, даже под морщинами строгой серьёзности» [3, с.41]. Такие жанровые черты свойствены и комедии Гурджибекова.


Действующие лица в пьесе заняты торговлей, продажей, покупкой. Царуговы женят своего сына, но то, что выходить замуж за слабоумного - это вселенское несчастье для человека, они толком не понимают. Таковы же и представители и «благородной» семьи Борхаевых: они готовы свою единственную дочь отдать за деньги, а то, что эта сделка принесет несчастье их дочери, им невдомек. Поэтому не только взбалмошная сплетница Уолмес и слабоумный от природы Ахснирф представляются сатирическими персонажами, но и другие участники этой сделки, потому что ни один из них не знает истинной цены человеку и его великому преднозначению[1].


Драматург всем героям пьесы даёт прямую характеристику. Царай - простой труженик и, наверное, смог разбогатеть благодаря упорному труду. Его жена Тезада тоже не совсем благородных кровей. Она дочь алдара от жены из низшего сословия, но то, что отцовская фамилия принадлежала к влиятельному сословию, дает ей право смотреть на всех свысока. Вспоминается «Недоросль» Фонвизина: Царай и Простаков, Тезада и Простакова, Ахснирф и Митрофан недалеко стоят друг от друга их характеры и действия схожи. Обе семьи богаты, обеих занимает одна и та же проблема - женить сына на девушке из благородной семьи. Никто не осознает комизм своих действий, хотя все знают о неразвитости ума сыновей. Читатель-обыватель оправдывает их действия тем, что родители очень любят своих детей и , хотя они весьма скаредны, тем не менее, готовы на любые затраты ради их блага.


По мнению Царая, «благородные» всегда были людьми хитрыми, жестокими, обманщиками, не достойными доверия. Мужество и любовь присущи только труженикам. Царай хорошо понимает, какое несчастье ждет его дочь, но он не в состоянии, что-либо изменить, он бессилен перед заносчивой женой. В осетинском фольклоре и в литературе не было такого персонажа, поэтому этот герой - своего рода достижение автора. В таком же ключе предстает и глава семьи Борхаевых - Бадзай. Здесь противостояние идет немного по-другому сценарию: отец хочет отдать свою дочь за слабоумного сына Царуговых, мать против этого. В поступках и действиях двух семей наблюдается сходство. Благородную мать не заботит душевное состояние дочери, и ее желания основываются не на оценке человеческих качеств. Бадзай, напротив, хочет отдать свою дочь Царуговым. Его жена Губадта не желает этого делать по той причине, что они по происхождению простолюдины. Злословя по этому поводу, она называет их «отожравшимися свиньями». Но Бадзай с легкостью уговорил ее. Настало другое время: благородство происхождения никакой роли уже не играет, все стремятся к наживе и богатству. Мать согласилась на «продажу» своей единственной дочери, и причину согласия Бадзай видит в том, что любовь к своему ребёнку заставляет человека поступать именно так. Хотя он осознает свое злодеяние, однако на ум не приходит иное решение. Он желает, чтобы его дочь жила хорошо и считалась человеком среди других, но не забывает и о собственном благе. Он не располагает мужеством, не позволяющим позорить прекрасное имя человека, хоть и обедневшего. В нем нет этой силы. «Оправдательные» мотивы немного приглушают вину Бадзая. Однако Бадзай - эгоист, не осознающий трагедию души своей дочери, только себя и жалеет.


Хангуасса, по авторскому замыслу, является одной из лучших представительниц своего поколения - она трудолюбива и стремится к знаниям. Но у нее нет возможностей и прав разумно располагать своей судьбой. Она, как Хансиат и Асиат(из драмы Бритаева «Две сестры»), умеет читать, но по своему мировоззрению далека от них, поэтому не стала приверженцем новых идей. Её образ четко не очерчен в комедии. Она сознаёт и свои права, и свою будущую трагедию, но в ней нет сил противостоять воли матери и отца.


В нашей литературе есть образы других женщин, похожих в той или иной степени на Хангуассу, а также, являющихся ее противоположностью: Фатима у Коста Хетагурова, Азау и Айсса у Сека Гадиева и др. И у них положение было не из лучших, однако они нашли в себе силы заступиться за свои судьбы. И хотя им не повезло, однако они не позволили продать себя, как домашнюю живность. Исполнилось коварное решение Тезады. Знатные старого времени и нувориши нового времени согласились на позорное деяние и этим показали себя недалекими, неблагородными и бездушными людьми. Не умеют они ценить человека, продают ради наживы своих детей и себя: они продажны и достойны осмеяния. Даже в трагической ситуации они достойны только осмеяния и Блашка в своей содержательной, талантливой комедии с болью в душе смеется над ними.


Комедия высмеивает глупость и пошлость, понимая это, мы становимся выше глупца и пошляка, значит, смеёмся оттого, что отличаем истинное от ложного, и именно тогда у только что веселившегося человека веселье может смениться грустью [5, c.192]. Комическое вызывает смех, но иногда и «смех сквозь слёзы». Пушкин смеялся от души, когда Гоголь читал ему главы из «Мёртвых душ», а потом воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!». [3, с.42] Глупость, невежество, упоенность собственной персоной всегда были объектами сатирического высмеивания, но вызывали грусть. Комедия «Дурачок» миниатюрна, но каждому персонажу автор дает объёмные характеристики. По своей художественности комедия значительна, действие развивается стремительно, диалоги сжато, но изящно построены. Автор умело использовал простонародный язык, дающий своеобразную характеристику действующим лицам. Комедия Б. Гурджибекова и в наши дни не потеряла своей актуальности: настоящее искусство не стареет.


Список литературы


Абаев Эдуард. Борец за правду//Правда .2005, 23 июня.


Бен Г.Е. Ремарка//Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971.


См.: Сахновский-Панкеев В. О комедии. Л. М., 1964.


Царахов Михаил. 120 лет со дня рождения Б. Гурджибекова//Правда. 1988, 21 июня.


Фролов В. В. Жанры советской драматургии. М., 1957.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnikurao.ru/


Дата добавления: 24.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.