Реферат по предмету "Другое"


О нравственном воспитании молодежи: опыт Европы


Светлана Благинина


Специфика рубежа между вторым и третьим тысячелетиями - распад последних больших и малых империй, изменение устаревших социальных устройств, исчезновение традиционных массовых профессий и рождение новых с повышенными требованиями к образовательному уровню, увеличение количества независимых государств и всего населения Земли без малейших надежд на параллельный прирост плодородных почв и природных источников энергии - предопределяет распространенность пессимистических оценок будущего и разнообразие предложений спасения не только отдельных государств, но и всего человечества. Если оценивать численность сторонников разных предложений по его спасению, то большое преимущество будут иметь приверженцы гуманитарно-образовательно-воспитательного пути будущего развития. Это политики, ученые и менеджеры, принимавшие участие в трех главных экологических мировых форумах (Рио-де-Жанейро 1992 и 2012, Йоханнесбург 2002 [6; 7; 14]); педагоги, философы и представители других наук [8; 12]; приверженцы эзотерики и других положительных нетрадиционных взглядов ([11] и др.). Следовательно, тема духовно-морального воспитания молодежи становится все актуальнее параллельно с обострением мировых кризисов.


Относительно решения современных проблем человечества, охваченного со всех сторон разнообразными проблемами, известный украинский философ и педагог П. Саух, в книге-обобщении обо всем ХХ веке, высказался следующим образом:


„Так существует ли здесь выход? Несомненно, да. Философия ставит вопрос о необходимости самоизменения человека, делая ударение на осуществление так называемой антропологической революции. Конечно, это не революция в традиционном понимании. Речь идет о возвращении человеку "человечности". Она не требует освобождения от бедности и трудностей, а предлагает отказаться от нашего богатства и избыточного благосостояния, освободиться не от того, чего нам не хватает, а от того, что мы потребляем чрезмерно и что приводит к "потреблению" самых себя. Она не освобождает от бесправия, а освобождает от укоренившейся привычки во что бы то ни стало удовлетворять свои желания и т.п. Силой, способной осуществить эту небывалую революцию, по мнению многих философов, может стать обновленная христианская церковь. Именно она, соответственно сориентированная, пронизанная духом сочувствия и милосердия к обездоленным, должна оказать содействие наиболее перспективному объединению политики и морали, власти и духа. Задача ее - соединить святость с "воинствующей" любовью, которая принимает на себя чужие страдания. Судьба человечества, по мнению этих философов, во многом зависит от того, превратится ли эта возможность на общую способность и воплотится ли она в принцип развития культурной жизни”. [8, с. 63-64]. Практически те же самые соображения мы встречаем в научных трудах многих авторов ([3; 11; 12] и др.). Целью нашей статьи является анализ общественных проблем настоящего и зарубежного опыта морально-духовного воспитания детей и молодежи.


Сразу же заметим, что подавляющее большинство авторов из постсоветских территорий и многих зарубежных стран во время использования словосочетания „духовное воспитание” имеют в виду введение в учебный процесс религиозных или других подобных предметов. Не считая эту точку зрения единственно правильной в условиях начала ХХІ века, не станем ее подвергать критике и в дальнейшем будем иметь в виду именно этот вариант содержания этого понятия.


Не является секретом, что даже богатейшие и самые цивилизованные государства Европы имеют значительные проблемы с регулированием поведения подростков. Ограничимся лишь двумя примерами - периодическими подростковыми „восстаниями” на окраинах Парижа и нескольких других городов Франции, которые сопровождаются разнообразными актами вандализма, а также уничтожение нескольких сравнительно бедных кварталов Лондона их обитателями в середине августа 2011 года. Вовсе не удивительно, что к традиционно-школьным средствам воспитания детей и молодежи все чаще предлагают привлечь и религиозные.


Такому повороту воспитательных дел оказывает явное содействие явление „европейского этнорелигиозного ренессанса” [5] и разочарование в ожидании на эффективное использование ценностей рыночно-либерального общества среди паствы распространенных на континентальных территориях церквей. Например, в Германии „...наблюдается отход от традиционных религиозных ценностей. Каждый год многие тысячи людей выходят из католической и протестантской церквей. Даже исключительно либеральная политика и позиция протестантской церкви, допускающая, например, женское священство, разводы священнослужителей, гомосексуальные браки, не в состоянии остановить процесс массовых выходов из церкви” [1, с.107].


Подобное явление невозможно объяснить разочарованием граждан снижением уровня жизни или бременем безработицы, ведь именно Германия лучше других государств Европейского Союза преодолела все последние мировые финансовые и другие кризисы, именно она стала главным экономическим спасателем Европейского Союза, закачавшегося от безрассудной социальной и фискальной политики Греции, много лет жившей зажиточно не собственными усилиями, а за средства других государств. Наконец, в 2011 году немцы возвратили себе мировое лидерство по стоимости экспортированных товаров, заработав на них астрономическую сумму - свыше тысячи миллиардов евро.


Возможную причину этого разочарования многих немцев в традиционно-духовных инструментах социальной стабильности и единства мы усматриваем в снижении влияния тех больших общественных идей, которые в прошлом успешно сплачивали немцев к общей деятельности: формирование большой нации в ХІХ веке, восстановление мирной жизни и преодоление болевых уроков идеологического ослепления учением нацизма во второй половине ХХ ст., слияние двух враждующих между собой государств (ФРГ и НДР) в единое целое, наконец, восстановление национального единства после полного краха коммунизма в Европе и распада Советского Союза, который держал на немецких землях большую и наиболее боеспособную часть своей гигантской армии. Преодоление проблем объединения „весси” и „осси” (восточных и западных немцев) и значительные экономические успехи первой декады ХХ века определенным образом снизили любопытство большинства граждан к большим национальным задачам. Вполне возможно - это произошло потому, что их или не существовало, или их недостаточно акцентировали руководители государства, весьма поглощенные заботами проведения почти беспрерывных акций по спасанию всего Европейского Союза.


Тем временем, чувствительная к разнообразным влияниям этико-моральная сфера не могла сама собой находиться в том состоянии, что требует современное весьма гетерогенное общество Германии. Процитируем мысль немецких ученых о своей родной стране: „Демографическая ситуация в Германии характеризуется сокращением численности молодых групп населения при резком увеличении числа иностранных детей, рожденных на немецкой территории. Согласно последним статистическим данным, иммигранты в Германии гораздо чаще, чем представители местного населения, становятся клиентами всевозможных психологических и социальных служб. Кроме того, для них характерен более низкий образовательный уровень, частая безработица и социальное расслоение. Особенно это касается молодого поколения”. [1, с. 105].


Германия может служить для других демократических государств примером того, к чему неизбежно приведет либерализм в иммигрантском законодательстве и ничем не обоснованное предположение об автоматическом слиянии иностранцев с немцами под влиянием демократии, качественного образования и мультикультурного воспитания. На самом же деле, несмотря на почти тройное увеличение в Германии „исламского” меньшинства, количество тех, кто постоянно работает в промышленности уже много лет остается постоянным. Причина этого совершенно банальна: иммигранты-мужчины после устройства на постоянное место труда немедленно вызывают к себе из родной страны женщин и, учитывая хорошие заработки, стараются окружить себя по возможности большим количеством детей. Поэтому нет ничего странного в том, что численный состав активного исламского населения почти не возрастает, а члены этих не по-европейски огромных семейств оказываются в намного более тяжелых экономических и социальных условиях, если сравнивать их с коренным населением.


Все первые годы вплоть до вступления в начальную школу дети иммигрантов слышат язык матерей, родителей и других родственников, редко играя вместе с немецкими ровесниками. Бауер Э. с печалью констатирует: „Недостаточное знание немецкого языка, отсутствие необходимого образования, плохие шансы на рынке труда и, как следствие, неуверенность в завтрашнем дне характерны для многих иммигрантских семейств. При этом часто страдают дети, которые не могут соединить две культуры - родную и немецкую - и интегрироваться в немецкое общество. Как показывают исследования, посвященные психологическим проблемам детей и подростков из семей иммигрантов, наиболее характерны для них: агрессия, склонность к деликвентному поведению, низкая успеваемость в школе, напряженные отношения с ровесниками и учителями, отсутствие интереса к образованию и дальнейшей профессиональной деятельности” [1, с. 105].


Именно по этому сценарию развивались события во Франции и Великобритании, правительства которых также оказывали содействие иммиграции. Приближается к кризисной точке ситуация в Бельгии, Нидерландах, Испании, Италии, Португалии и Греции. Довольно ощутимы тревожные признаки увеличения мощности „иммигрантских бомб” на территориях Швеции, Норвегии и Финляндии. Мудрая законодательная защита национальной культуры и единства пока-что спасает Швейцарию и Австрию. Что касается ситуации в Российской Федерации - она достаточно известна для всех читателей, поэтому комментировать ее не будем. Сделаем по указанному зарубежному опыту только одно жесткое замечание - врагом украинского народа станет каждый экономист или политик, который будет стараться решить экономически-демографические и другие проблемы Украины средствами приглашения массовой рабочей силы из исламских, буддийских или любых других территорий, где культура, обычаи и жизненные (прежде всего - именно духовные) ценности чрезмерно отличаются от того, что формировалось на наших лесостепных черноземах на протяжении последних 7-8 тысяч лет.


А что же можно позаимствовать положительного из новейшего опыта Германии в решении проблем воспитания? Если обратиться к немецкоязычным, русскоязычным (в России после многих лет управления „немецкоязычного” В.Путина очень возросло количество статей в педагогических профессиональных журналах и сборниках о деятельности системы образования и воспитание в ФРГ), а также других материалов, то окажется, что переломных успехов в преодолении указанных выше и других проблем нет и даже не предполагается. В них отмечается, что на большинстве европейских территорий, как и в Германии, распространяется молодежный алкоголизм и наркомания, проявления криминальной агрессивности, выразительное нежелание создавать легитимную семью и выбор т. н. „гражданского брака”, малое количество детей в расчете на одну женщину, прославление в СМИ представителей „нетрадиционных сексуальных ориентаций”, примитивизм желаний и откровенное потребительство.


На наш взгляд - Европа и весь цивилизованный мир „сами виновны” в этом. Приняв и распространив мировую конвенцию „О правах человека”, они и не подумали о двух следующих конвенциях - „Об обязанностях человека” и „О этике журналистики”. В материалах с описаниями упомянутых выше социальных возмущений иммигрантского происхождения журналисты неоднократно делали ударение на том, что деликвентная молодежь абсолютно убеждена в том, что все жизненные блага на уровне просвещенных и производственно-продуктивных граждан Франции, Германии или Великобритании им принадлежат „законно и автоматически” именно на основе упомянутой конвенции „О правах человека” и факте их пребывания на территориях указанных государств.


Чрезвычайно информативным и показательным в этом смысле мы считаем признание уже упомянутого немецкого ученого Э.Бауера: „Наряду с преподаванием в школах основ католического и протестантского вероучения (с 2006 г. - и основ православного вероучения), с III класса начальной школы обязательным является курс сексуального воспитания. По сути это можно охарактеризовать как растление детей и подростков, которое приводит к пробуждению у них раннего интереса к половой сфере и раннему началу половой жизни. При этом в школах отсутствуют занятия по психологии семейной жизни. Удручающим является и тот факт, что учитель в Германии не имеет права воспитывать ребенка. Его задача - передать ему знания и умения” [1, с.106].


Каждая фраза (даже ее частичка!) здесь заслуживает детального анализа и пространного комментария. Пример - упоминание о преподавании в школе, начиная с 2006 г., основ православного вероучения. Этот шаг удостоверил наступление все более явного поворота в иммигрантской политике Германии, направленного на привлечение к себе не „цветных”, а „белых” лиц. Американцев или канадцев они не прельстили, а вот из территорий России, Казахстана, Украины и части других экс-советских государств они получили увеличенный поток новых граждан (далеко не только этнических немцев, часто - евреев, россиян и других). Если на „восточноевропейских” иммигрантов влияние указанных религиозных предметов может быть и большим, то весьма незначительным оно будет в случае молодых исламистов, которые еще до начала обучения в школе успевают наизусть выучить весь Коран в неформальных „коранических заведениях”.


Абсолютно правильным и подтвержденным событиями в нескольких европейских странах является такое утверждение Э.Бауера: „… с III класса начальной школы обязательным является курс сексуального воспитания. По сути это можно охарактеризовать как растление детей и подростков”. В условиях свободных от запретов СМИ и довольно либерального немецкого законодательства относительно деятельности „сектора сексуальных услуг” указанное „воспитание” становится мощным „антивоспитанием”, что позже тянет за собой большой шлейф разнообразнейших индивидуальных и социальных неурядиц, искривлений и даже отклонений.


Наверное, наибольшее для всего ХХ века количество ошибок в вопросе сексуального воспитания осуществила Швеция, которая и времени имела на это значительно больше всех других государств, поскольку не участвовала в мировых войнах. В кратком виде вся эволюция полового обучения и сексуального воспитания в Швеции укладывается в несколько строк:


- с началом ХХ века в рамках намерений распространить "жизненно полезные научные знания" для молодежи и всех заинтересованных проводили открытые лекции на темы анатомии и гигиены половой жизни;


- комиссии из энтузиастов еще в 1920-х годах создали первые программы многостадийного полового воспитания учеников, начиная с 1-го класса. Большинство учителей и министерство образования успешно отразили эти благие намерения;


- сопротивление умеренных было преодолено в годы войны: курс полового воспитания королевским декретом в 1942 г. был введен как факультатив, а после 1955 г. стал обязательным предметом;


- после нескольких лет рассказов детям и подросткам об эффективных способах получения полового удовлетворения и почти полного невнимания к вопросам брака и семьи шведы аккумулировали большинство мировых морально-воспитательных антирекордов: 1) самое большое количество психических болезней (1970); 2) почти рекордный уровень самоубийств (1971); 3) невиданную по высоте волну венерических болезней (1965-1970); 4) постоянный рост числа случаев беременности девочек-подростков; 5) массовость абортов, увеличение количества рождений детей до вступления в брак (1974 - 28% общего количества); 6) рост актов вандализма и агрессии среди молодежи; распространение форм сексуальности, ведущих к деградации и самоуничтожению личности [14];


- с середины 1970-х годов шведы стараются исправить указанные ошибки и возвратить то состояние обучения и общественной морали, что существовало в 1940-х годах. Пока что - с незначительными успехами.


В статье К.Корсака „Скрытые опасности полового образования” отмечено [3], что попытки в социалистической Польше развить у себя половое обучение по „шведской модели” имели намного более слабые деструктивные последствия по тривиальной причине - за неимением средств все ограничилось небольшими факультативными курсами для части старшеклассников (приблизительно 20-25% всего состава) и, к счастью, не охватывало массу учеников младших классов. Его статья была отзывом на первые общеинформативные публикации О.Сечейко в журнале „Родная школа” на указанную тему [9; 10], а также констатацией того факта, что Украина „спаслась” от потенциальных опасностей сексуального образования из-за отсутствия масштабных государственных программ по ее воплощению у жизнь. Заслуживает особого внимания его аргументированная критика российских научных публикаций о сексуальном образовании (И.Кона, О.Зубец и др.), опиравшихся лишь на устаревшие психолого-педагогические взгляды и полностью игнорировавших важные для объяснения подросткового кризиса, эмоциональных суицидов, деликвентного поведения и других явлений достижения целой группы молодых наук о человеке - новейших разделов этологии (эволюционной психологии), нейромолекулярной физиологии эмоциональных состояний, теорий мозговой деятельности, экологии человека и др.


Если Э.Бауер в своем обобщении называет современный немецкий социум „обществом массового безверия” [1, с.107], то возможно существуют лучшие примеры морально-духовного воспитания молодежи в обществах „массовой веры”? К чему приводит подобная вера на территориях Ближнего Востока и во многих других уголках мира детализировать не будем. К сожалению, восстановление религиозно-духовной жизни на украинских и русских территориях идет деформированным образом и не дает даже минимальных ожиданий на то, что вдруг появится настолько сплоченная и совершенно-обновленная христианская церковь, которая вызовет общий энтузиазм и поведет украинский народ в овеянное мечтой 1000-летнее „царство мира, счастья и согласия”. Последние московские „духовные сдвиги” очень убедительно свидетельствуют против того, что милосердие и согласие воцарятся на всех христианских территориях, ведь Москва заинтересована исключительно в достижении собственных политических, а не культурных и духовных целей.


Зарубежные ученые и политики указывают, что возник очень крепкий альянс между светскими и религиозными высшими властями Российской Федерации, основанный на тождественности их интересов. Следствием стала постоянная ускоренная „религизация” российской образовательной системы, происходящая вопреки советам ученых и даже выдающихся религиозных мыслителей. Представители точных и гуманитарных наук небезосновательно опасаются, что средства бюджета России пойдут не на технологический прогресс государства, а на религиозную пропаганду вне ее территорий (в частности - на завершение сооружения грандиозных храмов в Киеве и других городах Украины). После длительной плодотворной и активной работы группы теологов-ученых, представлявших несколько распространенных в России религий, были обнародованы выводы и другие материалы, в которых однозначно утверждалось следующее: невозможно ввести в школы России религиозное образование и получить в итоге только положительные результаты (единство наций и церквей, укрепление России, исчезновение религиозного терроризма и др.) [2]. Однако - высшие власти эти материалы уже проигнорировали и сделали с 2009 года религиозный предмет „О православной духовности” обязательным для всех общеобразовательных заведений.


Заканчивая, отметим, что морально-духовные вопросы целесообразнее было бы предлагать молодежи не в пределах религий или подобных учений, а на значительно более прочной основе современных наук. И дело не только в том, что в мире властвует и усиливается религиозный раздор, а в том, что корни главных монотеистических религий часто достигают чуть ли не доисторических времен, а поэтому оказываются несоответствующими в своих примитивно-иерархических моделях основам и нуждам демократических и правовых государств с делением ветвей власти, верховенством права, развитой системой социальной защиты, государственными средствами предоставления грамоты и профессии каждому молодому человеку в рамках приблизительно 20-летнего первичного образования (Initial Education) и др. Вдобавок, постоянное и ускоренное увеличение количества ученых на Земле и использование ими все более мощного и совершенного измерительного оборудования дает обоснованные надежды на то, что идея „устойчивого развития”, которое не будет вредить благополучию следующих поколений, станет воплощаться в жизнь уже в ближайшие годы. А вот примеры того, насколько в указанном смысле современный образовательно-научный комплекс превосходит церковь, предоставляют нам Сингапур, Ирландия или Финляндия. Имея маловато природных ресурсов (Сингапур их не имеет совсем) и используя только интеллект, эти страны согласовали повышение материального благосостояния с ростом культуры и духовности всего населения.


Список литературы


1. Бауэр Э.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 105-108


2. Бычков С. Вера собралась в школу / „МК” в Украине. - 2009. - №37(596), 9-15 сентября. - С. 17


3. Климишин И.А., Климишин О.И. Постичь мир и себя в нем (тем, кто задумывается над местом религии в своем мировоззрении). - Ивано-Франковск: Гостинец, 2001. - 204 с. (на укр. языке)


4. Корсак К. Скрытые опасности полового образования // Образование и управление. - №1. - 2003. - С. 162-169. (на укр. языке)


5. Лозко Г.С. Пробужденная Энея. Европейский этнорелигиозный ренессанс. - Харьков: Див, 2006. - 464 с. (на укр. языке)


6. Оценка состояния выполнения итоговых документов Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002) в Украине / Руденко Л.Г. и др.. - К.: Академ-Периодика, 2004. - 208 с. (на укр. языке)


7. Программа действий «Повестка дня на ХХІ век» («Agenda 21»). Постановлений. конф. ООН по окр. среде и разв. в Рио-де-Жанейро, 1992 г. - К.: „Интелсфера”, 2000. - 360 с. (на укр. языке)


8. Саух П.Ю. XX столетие. Итоги. - 2-е изд., дополн. и перераб. - К.: "МП Леся", 2009. - 284 с. (на укр. языке)


9. Сечейко ОБ. К проблеме сексуального воспитания // Родная школа. - №1. - 1999. - С. 25-26. (на укр. языке)


10. Сечейко О. Отношение подростков к сексуальным проблемам // Родная школа. - №3. - 1999. - С. 57-58. (на укр. языке)


11. Солнечный Э. Коучинг больного общества // Неведомый мир. - 2012. - №2. - С. 17-23


12. Урсул А.Д. «Спасительная» миссия образования для устойчивого развития // Вестник высшей школы (Alma mater). - 2008. - №11. - С. 22-30


13. The Future We Want: Outcome document adopted at Rio+20 (www.un.org/en/sustainablefuture)


14. www.rfsu.su


Философия техники Освальда Шпенглера: прогнозы и реальность


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/


Дата добавления: 27.12.2013



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Порядок подачи заявления о несостоятельности
Реферат Опера С. В. Рахманинова "Алеко"
Реферат международных корпораций и их роль в мировом хозяйстве
Реферат Турецкая республика Северного Кипра
Реферат 15 по 20 февраля
Реферат Политические программы эпохи московской централизации.
Реферат Schindlers List Essay Research Paper Schindlers List
Реферат 1. Негізгі құзыреттілік туралы түсінік
Реферат Аннотация к курсу «Введение в языкознание»
Реферат Population Redistribution Essay Research Paper Population redistributions
Реферат «У зим бывают имена…». И не только. Еще у них есть характеры, судьбы и лики. Зима это начало и конец
Реферат Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации
Реферат Организация производства на предметно-замкнутом участке (непоточное производство)
Реферат Еврейские беженцы
Реферат Активізація пізнавальної діяльності учнів