Реферат по предмету "Другое"


Условия формирования партий в современном обществе


Мейтус Виктор, Мейтус Владимир


К современной системе взаимоотношений между обществом и государством человечество пришло в результате тысячелетней эволюции и внутреннего саморазвития. Основные процессы, связанные со становлением общества: количественный рост общества, сопровождавшийся увеличением числа связей между ними, развитие средств производства, использовавших технические открытия и достижения, способствовали постепенной структуризации общества, его разбиению на части, в рамках которых все индивиды выступали как представители определенного структурного элемента.


В конечном счете, основным структурным элементом стало государство. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современную карту мира. При всем многообразии различных форм государство можно рассматривать как способ организации управления в обществе, обеспечивающий определенную форму существования социальных субъектов в условиях наличия разнообразных интересов и противоречий, существующих внутри общества.


По особенностям своего функционирования государство оказалось тесно связанным с социальными, политическими и особенно экономическими процессами общества. В частности, государство может рассматриваться как большая экономическая система, решающая на макроуровне целый класс экономических проблем общества, которым государство управляет. Государство,


во-первых, определяет экономическую жизнь страны, используя имеющиеся в его распоряжении экономические рычаги (монетарную систему, квоты, акцизы и сборы, процентные ставки, налоги);


во-вторых, регулирует экономическую жизнь, определяя правила игры в виде законодательных актов, постановлений, инструкций, т. е. создания правового поля, в котором функционирует экономика страны;


в-третьих, контролирует экономические потоки и хозяйственную деятельность, экспорт и импорт страны, используя налоговую и таможенную службы;


в-четвертых, является крупнейшим участником рынка, покупателем товаров и продавцом ресурсов; у государства существуют собственные резервы на случай экстраординарных ситуаций;


в-пятых, аккумулирует и распределяет хозяйственные ресурсы (нефть, газ, зерно, лес и т. д.), которые ему принадлежат или которые оно закупило для создания резервов;


в-шестых, собирая налоги и другие сборы, является крупнейшим держателем денежных средств в стране, валютных и других фондов. Оно может получать дополнительные средства в виде кредитов от других государств и международных организаций и использовать их для управления экономикой.


Все эти факторы подчеркивают важнейшую экономическую роль государства и, соответственно, экономический вес государственных структур, которые определяют, что и как государство делает. В. Макаров в своей статье1 отмечает, что в 1991 г. государственные расходы в Австралии составили 33,9% ВВП, в Великобритании - 38,7%, в Германии - 37,4%, во Франции - 46,3%, в Швеции - 60,6%, в Японии - 34,4%. Отсюда видно, какие громадные средства обращаются и распределяются в государственной сфере. «Управление гигантским капиталом, особенно если речь идет о средствах, принадлежащих коллективному собственнику, представляет управляющим, по меньшей мере, столько власти, что и обладание собственным капиталом, частное владение»1.


Поскольку экономика определяет условия существования любого индивида, то с появлением государства возникли несколько путей получения индивидом или группами индивидов экономических преимуществ. Первый - участие в непосредственном производстве продуктов, товаров, услуг или их переходе к потребителю, т. е. производство и торговля. Второй - участие в управлении экономическими потоками с использованием государственных возможностей и механизмов. Третий - перераспределение и присвоение части произведенного продукта с использованием насильственных нелегитимных средств, т. е. преступная деятельность.


Если первый путь связан с предпринимательской деятельностью, то второй путь обеспечивает существование управляющего слоя чиновников, превратившихся в «сословие лиц наемного труда, высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой». Бюрократическая система управления со своими законами рекрутирования персонала и продвижения по служебной лестнице в большинстве государств современного мира часто срастается с фирмами, корпорациями и другими экономическими структурами современного общества.


Экономические процессы являются только одним видом процессов, протекающих в обществе. Общество состоит из множества индивидов, связанных друг с другом многочисленными и разнообразными по форме и сущности связями. Эти связи постепенно усложняются и дифференцируются, приводя к образованию новых социальных субъектов в обществе и разрушению ранее существовавших. «Национальные, этнические, языковые и конфессиональные отношения могут по-разному сочетаться между собой». К этим отношениям необходимо добавить отношения, формируемые на основе интересов индивидов, входящих в социальный субъект. Процесс постоянной дифференциации общества, выделение в нем разнообразных групп, определяемых возникновением и упрочнением связей между отдельными индивидами, определяет всю историю развития и изменения общества.


Сформировавшийся социальный субъект заинтересован в своем сохранении и стремится создать условия, в которых его существование и выживание были бы гарантированы не только внутренними отношениями самого субъекта, но и внешними условиями. Особенно это важно в условиях конфликтов, существующих и возникающих в обществе. Такие гарантии социальный субъект может получить на политическом уровне, определив свое положение в рамках государства.


Если дифференциация - это внутренний процесс развития общественных отношений, то рассматриваемое извне общество стратифицируется путем выделения групп и слоев, соответствующих различным внешним критериям, характеризующим общество под разными углами зрения. М. Вебер писал: «Социальная «страта» - это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополии».


Чаще всего каждая группа, структурное образование, страта имеют свои внутренние интересы, зависящие от условий формирования соответствующей группы, от культурного уровня входящих в нее индивидов, от их экономического положения в обществе, от положения национального общества в рамках более общей цивилизации.


С каждый дифференцированным объектом, с каждой стратой связаны интересы индивидов, входящих в структурный элемент общества. Формирование интересов начинается с выражения интересов отдельного индивида с последующей редукцией его интересов в интересы группы. В ходе такой редукции сглаживаются или временно отбрасываются противоречивые интересы и, наоборот, укрепляются, подчеркиваются общие, совпадающие интересы членов группы. Для того чтобы интересы отдельных индивидов и групп нашли политическую поддержку, они должны быть представлены, агрегированы соответствующим образом. «Агрегация интересов есть деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются в политические программы». Понятие агрегации интересов, высказанное выше, носит идеализированный характер, являясь формальным объединением противоречивых по своей сути процессов, поэтому в дальнейшем будем говорить о редукции интересов.


Интересы социального субъекта, в том числе и его выживание, могут быть достигнуты путем использования возможностей, предоставляемых государством.


В условиях демократического общества и всеобщего избирательного права как основы формирования основных государственных структур возник новый механизм доступа к социальным, политическим и экономическим рычагам, основанный на использовании политического пути вхождения во властные структуры. Этим путем стали социеталь - ные общности, основная задача которых официально формулировалась как представление интересов общества в основных органах государства. Такими общностями стали политические партии, руководство которых ведет борьбу за власть, за контроль государственной системы, за официальный и неофициальный доступ к рычагам управления, которыми располагает государство, путем завоевания парламента, местных органов власти и последующего распределения постов в государственной системе между своими членами и поддерживающим их сообществом.


«Превращение политики в профессиональную деятельность, которой требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной партийной системой, обусловило разделение общественных функционеров на две категории отнюдь не жестко, но достаточно четко: с одной стороны, чиновники-специалисты, с другой, - «политические» чиновники». «Политические» чиновники стали занимать высшие посты в государстве, получая в свое распоряжение возможности, иногда превосходящие возможности крупных производителей или торговцев и постоянно увеличивающиеся за счет возрастающей социализации государства. При этом путь к важным государственным постам иногда требовал только знания правил «подковерной» борьбы внутри относительно небольших партийных организаций.


Примером может служить приход к вершинам власти в бывшем СССР в последние годы его существования руководителей аппарата ЦК КПСС, хорошо знавших принципы перемещения на партийные должности, но имевших отдаленное представление об экономике и общих законах управления, что не замедлило сказаться на положении всей страны. Характеризуя современную Украину, Н. Михальченко пишет: «Та организация, которую мы называем «государство», в значительной мере стала полем битвы кланов, мафий, групп элит, стремящихся установить свой политический режим. Цель режимов - обезопасить себя от общества, подчинить его своим целям».


Первоначально, самопроизвольно возникнув как средство создания политического капитала за счет объединения возможностей отдельных индивидов или групп, политические партии изменялись и по форме, и, по сути, одновременно с изменениями отношений в обществе, наглядно продемонстрировав закон постоянного перехода от социальных идей к социетальным.


Этот закон утверждает, что любая идея, возникшая самостоятельно в обществе и успешно в нем реализованная, в дальнейшем используется в других условиях и другой обстановке намеренно, в целях получения эффекта аналогичного тому, который появлялся при возникновении идей. Другими словами, социальные субъекты берут на вооружение все те идеи, приемы, механизмы, которые общество производит в процессе своего развития.


Исходная идея создания партии, возникшая как обобщение механизма политической защиты интересов отдельных групп и страт и имевшая социальный, общественный характер, отражавший интересы определенных общественных образований, постепенно с развитием общественных отношений трансформировалась в рационально мотивированную, социетальную идею участия во власти определенной общественной прослойки, которая в качестве средства, обеспечивающего приход к власти, выбрала политическую партию. Здесь идея создания и использования партии уже носит социетальныйхарактер: она рациональна, логична, ее справедливость подтверждается практикой демократизации управления.


Партийная модель демократии является основным способом формирования власти в нашем мире. Поэтому появление и исчезновение политических партий, их конкурентная борьба в плюралистически политизированном обществе - это реальность наших дней. Л. Сморгунов формулирует следующие особенности партий: «Во-первых, парадиг - мальной установкой всех исследователей политических партий являлось убеждение, что партия как политическая организация должна рассматриваться в системе отношений «гражданское общество - партия - государство». ...Во-вторых, партия по преимуществу является политическим образованием. ...В-третьих, современная демократия остается партийной демократией при всем множестве ее идеальных типов и реальных моделей».


Встроенная в общество, политическая партия индуцирует в нем возникновение некоторой многослойной структуры, связанной с деятельностью партии.


В первый, верхний слой этой структуры входят представители партии, получившие места во властных структурах в результате выборов и последующих назначений. Кроме того, сюда относятся те группы индивидов, которые финансируют деятельность партии, предоставляя ей дотации в обмен на привилегии и услуги со стороны государственных органов, контролируемых партией. Это - властный слой, элита, «аристократия» партии.


Во второй слой входит сама партия, состоящая из индивидов, объединивших свои интересы в стремлении завоевать власть, вместе со множеством дополнительных сопутствующих организаций, создаваемых партией или ее сторонниками для усиления влияния партии в обществе. Это - партийный слой. К этому слою относится и кокус Острогорского, если он специально сформирован для поддержки деятельности партии.


Третий слой составляют те индивиды и группы индивидов, которые поддерживают партию, голосуют за нее на выборах, участвуют в общественных мероприятиях, проводимых партией. Это - слой поддержки.


Такую трехслойную социальную систему, связанную с партией, назовем кластером. Кластер - это динамическое формирование в том смысле, что в нем происходят постоянные изменения, во-первых, перемещения из слоя в слой, во-вторых, внутри самих слоев, в-третьих, между кластером и его контекстом. Исследование кластера позволяет охарактеризовать процессы, протекающие в партии, ее положение в обществе и характер влияния социальных, культурных, экономических изменений в обществе на партию.


Не рассматривая историю возникновения партий, с которой можно познакомиться в классических работах М. Острогорского, М. Вебера, М. Дюверже и др., остановимся на социетальных процессах, которые связаны с появлением политической партии в современном обществе. «Современное общество базируется на индивидуальной свободе. В нем осуществляется переход от однозначной групповой принадлежности индивида к многообразным ролевым отношениям между людьми, от «приписанного» социального положения к достигаемому, благодаря индивидуальному выбору и усилиям».


Возможность достижения высокого социального положения, основанного на участии в политическом управлении, является сильнейшим стимулом, определяющим желания индивида принять участие в организации и деятельности партии. К этим стимулам можно отнести и культурный потенциал индивида, его гражданскую позицию, определяющие стремление к изменению характера некоторых отношений в обществе, что может быть осуществлено с помощью партии.


Если рассматривать отношение между множеством индивидов, составляющих общество, и социальной группой, стремящейся к власти, - протоэлитой, исходя из общих принципов теории управления, то основным элементом этого отношения являются связи между индивидами и представителями протоэлиты. Наличие связей позволяет направленно воздействовать на избирателя, убедить его в том, что определенный представитель протоэлиты отвечает его интересам. А голоса избирателей позволяют индивидам, входящим в протоэлиту, перейти в элиту, что и является их основной целью.


Посколькукоммуникативнаяхарактеристика общества, определяемая средним числом связей, возникающих в обществе между двумя индивидами, пока невелика, то соответственно высока необходимость существования промежуточной структуры между верхним и нижним уровнем иерархии - индивидами, образующими общество, и государственными структурами, осуществляющими непосредственное управление.


Политическая партия играет роль такой структуры. Создание партии вносит в общество дополнительную систему связей и отношений, по крайней мере, между членами партии, которые непосредственно участвуют в работе партийной организации. Учитывая, что индивиды, входящие в партию, существуют в обществе и взаимосвязаны с другими индивидами, они определяют новые партийные отношения в условиях уже существующих связей, постепенно образуя кластер.


Таким образом, с одной стороны, деятельность партии направлена на удовлетворение потребности своих организаторов и руководителей, стремящихся принять участие в контроле государственных возможностей.


С другой, партия повышает уровень коммуникативной характеристики общества, создавая дополнительные связи в связанном с ней кластере. Опираясь на эти связи, партия аккумулирует социальные интересы и формулирует коллективные цели, агрегируя установки и взгляды массы индивидов, на поддержку которых она рассчитывает.


Список литературы


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sgu.ru/


Дата добавления: 21.01.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономико-статистический анализ основных показателей деятельности внутреннего водного транспорта
Реферат Комплексный анализ деятельности ООО "ПромТрансБанк"
Реферат Управление рисками на предприятии
Реферат Международная маркетинговая стратегия ОАО «Комбинат «Крымская Роза»
Реферат Транспортне підприємство Аеросвіт як складна система Системний підхід до аналізу діяльності
Реферат Коммерческий банк как участник рынка ценных бумаг
Реферат Умови виникнення контркультури у ХХ ст
Реферат Bound By Differences Essay Research Paper The
Реферат Контроллинг в банке
Реферат Фирма как основной субъект микроэкономического анализа
Реферат Beethoven Brief Summary Essay Research Paper
Реферат Дальний Восток России в системе АТР
Реферат Конфликты Стиль поведения в конфликтных ситуациях
Реферат Концептуальні засади формування організаційно-економічного механізму антикризового управління банком
Реферат Исковое заявление в хозяйственный суд