Л.В. Килимова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)
О.А. Ветрова, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)
О.О. Нишнианидзе, канд. соц. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск).
В современное время изменение содержания и структуры досуга обусловлено воздействием социокультурных трансформаций. В последние десятилетия произошли смена ценностных установок в обществе, стремительное развитие социальной инфраструктуры, динамичное развитие компьютерных технологий, виртуализация многих общественных процессов.
Сегодня пространство досуга и его рациональное использование оказывается фактором развития человеческого потенциала и основой благополучия общества. Как отмечает Понукалина О.В., экономизация культуры, становление мощной индустрии культурных услуг приводят к изменению социальной морфологии досуга, консумеризации форм культурнодосуговой деятельности, появлению многообразия принципиально новых и существенно измененных традиционных видов досуга, и одновременно к неизменному вытеснению творческой активности личности [1, с. 56].
В условиях развития общества потребления происходит стирание фиксированных границ системы труд-досуг. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации. Досуг становится необходимым элементом производственного цикла и важным звеном процесса производства и потребления. Изменение ценностных ориентаций в отношениях к досугу способствует росту числа поставщиков-потребителей услуг, повышению привлекательности институци- альных практик. При этом в контекстах консумеризма значение приобретают не сам досуг в соответствии с его определением, а потребительские практики, осуществляемые в свободное время. Для тех, кому они оказываются недоступными, степень удовлетворенности снижается, свобода досуга сводится к свободе потребительского выбора; при этом досуг не перестает восприниматься как важная сфера жизни. На фоне снижения уровня жизни населения происходит сужение репертуара способов проведения свободного времени и снижение степени удовлетворенности возможностями его проведения [1, с.62].
Досуг городских потребителей основан на потреблении коммуникативного сервиса, в результате субъект досуговых практик включается в деятельность по созданию своей идентичности и чтению потребительских символов и кодов. В современных условиях приобретает все большую популярность так называемое демонстративное потребление досуга, или организация досуговой деятельности напоказ. Досуговые практики современной личности представляют собой совокупность устойчивых и массовых взаимодействий индивида в свободное от трудовых практик время, направленных на сохранение целостности личности и реализации ее внутреннего потенциала.
Изучение организации досуговых практик тесно связано с исследованиями бюджетов времени. Патрушев В.Д. отмечает, что в США изучение бюджетов времени долгие годы испытывало сильноевоздействиеструктурно-
функциоалистской методологии Парсонса Т. и Мертона Р. Акцентировались явные и неявные функции занятий, их системность (в смысле социокультурной взаимосвязанности), функциональность как «полезность» и дисфункциональность в отношении общесоциальной стабильности. В Г ермании послевоенных лет под влиянием работ Хабермаса Ю. и Лумана
Н., исследования бюджетов времени особо выделяли динамику изменений межличностных взаимодействий, «цепей человеческих взаимосвязей» по месту и времени деятельности [2].
Изучением свободного времени занимались российские ученые еще в начале ХХ века. Так, академик Струмилин С.Г. в 20-е годы ХХ столетия среди показателей свободного времени выделял [3]:
физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, туризм;
культурную самодеятельность: общественные обязанности, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, газет, художественная самодеятельность;
культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, домашние игры, шахматы, шашки и др.;
прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;
бездеятельный отдых и прочее.
Затраты свободного времени, в отличие от необходимого времени, обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осознанными потребностями развития личности. Они имеют качественно иной характер. Во время осуществления досуговых практик личность формирует и проявляет свою субъективность. В идеале в это время непосредственно осуществляется всестороннее развитие индивида, его физическое и духовное совершенствование посредством творческого освоения этических, эстетических ценностей и других культурных образцов.
В научной литературе существует несколько подходов к определению досуга, которые можно разделить на четыре основных группы:
Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта.
Досуг как деятельность не связанная с работой.
Досуг, как свободное время, время выбора, когда личность занимается тем, что не является его обязанностью.
Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирая грань между «работой» и «не работой», и оценивает досуг с точки зрения поведения личности и ее отношения к времени.
В большей степени представляет интерес досуг как форма деятельности, отражающая субъектность личности и выражающаяся в определенных стратегиях досугового поведения. В современных социокультурных условиях досуговая практика - это не просто свободное время, деятельность, направленная на сохранение и восстановление целостности личности, досуг выступает одним из основных элементов культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами трудовой деятельности, политики, экономики, развитием новых информационных технологий, различного рода инноваций.
На сегодняшний день выделяют реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг [4, с.15]. Реальный досуг тесно взаимосвязан как с самой личностью, так и с обществом, это некое состояние деятельности, создание личностной свободы, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг связан с удовлетворением ложных потребностей личности и несет в той или иной степени разрушение как самой личности, так и общества.
Досуговые практики и реализация свободного времени тесно взаимосвязаны с культурой. По существу культура выступает в качестве направляющего вектора в реализации свободного времени личности, его определенного «наполнения». Сам досуг в этом случае рассматривается как особая форма деятельности личности, специфический способ ее самореализации и самоидентификации.
Характеристики досуга, выявленные учеными, достаточно разнообразны. Однако досуговые практики можно характеризовать как добровольную, творческую деятельность, формирующую и развивающую личность, способствующую ее самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия; формирующую и трансформирующую ценностные ориентации, социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе. Следовательно, досуговые практики всегда имеют социальный аспект, т.к. они ориентированы не только на личность и удовлетворение ее потребностей, но и общество в целом. Это вызвано рядом социальнозначимых функций, выполняемых досугом [5, с.176]:
повышает интеллектуальный, культурный и образовательный уровень;
способствует снятию стрессов, напряжения и физическому развитию личности;
обеспечивает рациональное использование свободного времени.
Данные функции проявляются в полной мере при рационально спланированном отдыхе, не являющемся формой реализации мнимого досуга. Естественным последствием отсутствия правильно организованного отдыха является праздность и бездеятельность, приводящая к снижению умственной работоспособности, физического здоровья, к нравственному и культурному вырождению. Бирюкова А.В., отмечая невозможность полноценного развития личности без содержательного отдыха, пишет: «.личность останавливается на определенной ступени своего развития, является пассивным членом общества, обычным потребителем развлекательных услуг, лишенным самостоятельности, возможности сделать правильный выбор, ею овладевает страх перед решением жизненных проблем» [5, с.177].
Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться. Это обусловлено поисками трудоспособного населения, особенно жителей средних и малых городов, дополнительных заработков; различного рода кризисами и модернизационными процессами, происходящими в современном обществе. Сегодня наблюдается дисбаланс между потенциальными возможностями личности и заданными ценностно-нормативными стереотипами, детерминирующими досуговую деятельность.
Согласно данным всероссийского социологического исследования «Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов» [6], приоритет в досуговых практиках россияне отдают потреблению масс-медийных продуктов (около 78% респондентов в свободное время обычно «смотрят телевизор, слушают радио, используют Интернет»). Важно заметить, именно масс-медиа формируют стереотипы предпочитаемых способов проведения досуга.
В России досуговые практики сопряжены с виртуализацией. Средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, конструируют образ жизни активного населения, вырабатывают стереотипы представлений о модных способах поведения. Наиболее отчетливо это проявляется в практиках потребления.
Различные телевизионные проекты, игровой азарт всевозможных розыгрышей, развитие индустрии виртуальных игр и гатжетов погружают целевую аудиторию в мнимую реальность с их действительными чувствами и отношениями.
По результатам проведенных Кара- хановой Т.М. в 1986-2008 гг. в г. Пскове исследований, за период реформ продолжительность времени, затраченного на развивающую деятельность, снизилась у работающих городских жителей на 9%. На чтение у работающих жителей
г.Пскова приходится 16-19% от времени, уделяемого СМИ. Конкурентоспособным занятием в свободное время становится использование Интернета. На него приходится 17% времени, отдаваемого СМИ, причем у работающих мужчин и 7% - у женщин [7, с.71]. Подобная практика досугового поведения уничтожает свободное время личности, порождая нерациональное и неэффективное ее использование. По мнению Панукалиной О.В. визуальная доминанта социальной информации способствует формированию социокультурного поля, распознаваемого как имажи- нарный гедонизм, при котором удовольствия достигаются в практиках созерцания визуальных образов [1, с. 85].
Таким образом, продуктом досуговых практик современной личности должно являться преимущественно здоровье, ее развитие и положительный социальный опыт, обретаемый в процессе досуга. Причем правила организации досуговой деятельности и нормы досугового поведения необходимо социализировать с детства. Досуговая деятельность призвана выполнять рекреационные, развивающие, развлекательные, общественно-полезные функции. Достаточное наличие и рациональное использование досуговых практик для повышения образования, культурного уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.
Усиление влияния глобализации, появление новых коммуникационных технологий, разрастание досуговой инфраструктуры, превращает пространство досуга в мощный рыночный сегмент, направленный в основном на молодое поколение. В таких условиях модернизаци- онные процессы способны трансформировать социокультурные потребности и ценности молодежи. Следовательно, общество должно создать благоприятные условия для освоения молодым поколением культурного наследия, в том числе важнейших нравственных ценностей, реализации творческого потенциала в развитии своих задатков и конструктивном совершенствовании личности.
Список литературы
Понукалина О.В. Трансформация сферы досуга российского общества: социологический анализ. Саратов, 2008. 104 с.
Патрушев В.Д. Бюджеты времени: документированные свидетельства образа жизни людей [электронный ресурс]. URL:ecsocman.hse.ru>data/954/698/
1219/012_Glava9. pdf
Электронная философская энциклопедия «Академик» [электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy
Понукалина О.В. Труд и досуг в российском социуме // Труд и социальные отношения. 2008. №12. С. 13-17.
Бирюкова А.В. Структура и ценности свободного времени российской молодежи // Сорокинские чтения: матер. VI Всерос. науч. конф. М., 2010.
Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов. Аналитический доклад [электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/ doclad_povsednevnost.html
Караханова, Т.М. Время работающих горожан: тенденции использования в 1986-2008 // Социологический журнал. 2009. № 2. С. 68-81.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru
Дата добавления: 24.02.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |