Реферат по предмету "Другое"


Выбор жизненного пути старшеклассников как социально-педагогический феномен


П.И. Арапова


В статье анализируется актуальная психолого-педагогическая проблема - выбор жизненного пути старшеклассниками. Представлена компонентная структура данного выбора, выделены уровни готовности обучающихся к решению данной проблемы. Особое внимание уделяется модели педагогического содействия выбору жизненного пути старшеклассниками и авторской программе, направленной на повышение их личностной и социальной компетентности.


Состояние современного общества характеризуется разрушением социальных стереотипов и пересмотром моральных ценностей. Ориентация на товарно-денежные отношения или на человека как ценность создает для старшеклассников ситуацию нравственного выбора в личностном и в профессиональном планах, а в итоге - влияет на его выбор жизненного пути. Актуальность исследования обусловлена социальными изменениями на глобальном уровне, на уровне конкретного общества и индивидуальной жизни.


Процессы глобализации характеризуются следующими признаками:


единая система развивается технологически-динамично и трудно прогнозируемо;


открытость границ и мощный информационный поток требуют от человека избирательной готовности к переработке информации и налаживанию коммуникаций;


нивелируются прежде сложившиеся ценностные ориентации и моральные представления человека, при этом настойчиво формируется психология потребления.


Динамика социальной жизни в российском обществе характеризуется следующими явлениями, влияющими на выбор жизненного пути в юношеском возрасте:


большие экономические возможности России создают особые условия для самореализации молодежи с высоким уровнем интеллекта, технологически компетентной и с творческими способностями;


качественные изменения, происходящие в системе образования, приводят к исключительно важной связи теоретических знаний с прикладными способами их применения, что требует формирования активной позиции обучающихся;


значительный рост молодых людей с высшим образованием, не соответствующим мировым стандартам, и в то же время сокращение среднего профессионального образования, снижение престижа рабочих специальностей;


уменьшение свободного и увеличение рабочего времени привело к расширению материальных возможностей и сужению духовной составляющей;


девальвация ценности семьи как социального института привела к увеличению разводов как в молодых, так и в зрелых семьях.


Выбор индивидуальной стратегии жизненного пути связан прежде всего с выбором целей жизни и способа их достижения: ценностей, образа жизни, ценностного отношения к профессии, к семье, к свободному времени.


Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями объективного и субъективного характера между:


необходимостью формирования школьника как субъекта жизненного пути и отсутствием социального заказа на то, каким должен быть выпускник школы, выбирающий стратегию жизни;


общественной необходимостью в проявлении жизненной позиции и неготовностью старшеклассников утверждать ее в реальных межличностных отношениях;


осознанием каждым человеком собственной жизни как свободного пространства для выбора собственного направления развития и социальными стереотипами успешной самореализации;


необходимостью выстраивания жизненного выбора как постоянного процесса смыслообразования и различными формами утраты смыслов и личностной деградации;


необходимостью формирования готовности старшеклассников к преодолению жизненных трудностей, к конструктивному выходу из кризисов и гиперопекой со стороны взрослых, которая приводит к несамостоятельности, к установке на поддержку;


необходимостью формирования таких социальных качеств, как самостоятельность, ответственность, и различными формами зависимости: психологической (от мнения окружающих, СМИ, виртуального пространства и т. д.), наркотической и др.;


необходимостью развития духовно-нравственного потенциала человека и жестким нагнетанием общественных стереотипов материального потребления;


представлением о сущности образования как процесса воспитания человека в единстве его познавательных, деятельностных, духовно-нравственных проявлений и сохранением когнитивной ориентации образования, часто не связанной с актуальными проблемами жизни школьников;


выраженной общественной потребностью в осмысленном отношении современного человека к жизни вообще, и к собственной в том числе, и неготовностью большинства педагогов к созданию условий для развития ценностно-смысловой сферы личности школьников;


особым способом освоения культурных ценностей в форме субъект- субъектного взаимодействия и доминирующей авторитарной позицией педагогов, жестко и стереотипно определяющих свое отношение к разным жизненным явлениям;


осознанием педагогами необходимости формирования у школьников готовности к выбору жизненного пути и недостаточным уровнем психолого-педа- гогической компетентности в реализации этой ценностно-смысловой задачи;


важной ролью личностного опыта школьников и его недостаточной актуализацией в процессе смыслообразующей деятельности в условиях образовательного процесса.


Разрешению данных противоречий может способствовать разработка концепции формирования готовности старшеклассников к осознанному и ответственному выбору жизненного пути.


Выбор жизненного пути в педагогическом аспекте понимается нами как социально-педагогический феномен, задающий индивидуальный способ достижения жизненных целей в соответствии с моральными ценностями. Этот выбор, делаемый в юношеском возрасте, не сводится к выбору профессии или вариантов жизненного пути, это непрерывный творческий процесс преобразования смыслов и решения жизненных задач.


Выбор жизненного пути мы рассматриваем как многомерную и динамичную характеристику личности, соответствующую ее содержательно-функциональному проявлению в условиях жизненного самоопределения:


выбор - форма ценностно-смыслового отношения к жизни и человеку, определяющаяся интериоризированной иерархией ценностей и позволяющая выстраивать задачи на смысл;


выбор - показатель уровня субъектности (личностной зрелости): осознанности, самостоятельности, ответственности;


выбор - способ индивидуальной самореализации (самоопределения, самовыражения), связанный с уровнем притязаний старшеклассника;


выбор - результирующий поступок, который задает удовлетворенность/неудовлетворенность собственной жизнью.


Структура выбора жизненного пути представляет взаимодействие и взаимопроникновение мотивационно-потребностного, интеллектуального, эмоционально-волевого и деятельностно-поведенческого компонентов.


Мотивационно-потребностный компонент отражает:внутреннюю потребность школьника в проживании жизни как ценности в сочетании ее относительно стабильных и кризисных периодов; познавательный интерес к ценностным аспектам выбора на примере жизни выдающихся людей и на анализе великого в повседневных проявлениях жизни; потребность в нравственном самосовершенствовании и саморазвитии; потребность в овладении и пополнении этическими знаниями; в сформированности личностных качеств, способствующих установлению взаимоответственных межличностных отношений.


Интеллектуальный компонент включает систему культурологических, философских, антропологических, психологических и социально-педагогических знаний: о человеке как субъекте жизненного пути; о вариантах выбора жизненного пути; о выборе как интегративной характеристике; о кризисах жизни как переломных этапах жизненного пути. Научно-философские положения позволяют старшеклассникам выйти на уровень теоретического осмысления и формирования рефлексивной позиции. Обращенность к собственной жизни позволяет развивать потребность и способность в юношеском возрасте размышлять о жизни, рефлексируя по поводу себя как субъекта жизненного пути.


Эмоционально-волевой компонент предполагает положительное эмоциональное отношение к жизни как таковой и к собственной в том числе; эмоциональную отзывчивость, эмпатию, способность к сопереживанию; волевые действия, необходимые для достижения сознательно поставленной цели и преодоления внешних и внутренних препятствий;


Деятельностно-поведенческий компонент предусматривает включение и самовключение старшеклассников в различные виды духовно-нравственной деятельности, в межролевое и межличностное общение, связанное с урочной и внеурочной деятельностью, способствующее самоопределению, самоутверждению, самореализации учащихся в выборе и ответственности за свой выбор; овладение практическими умениям, навыками межличностного взаимодействия с окружающими людьми и выстраивание собственной жизненной позиции и индивидуальной стратегии жизни.


Нами выделяются три уровня готовности к выбору жизненного пути: низкий, средний, высокий в соответствии со следующими критериями и их показателями:


ценностно-смысловая направленность выбора, характеризующая модальность отношения; показатели: ситуативный характер выбора, личностносмысловой характер выбора, смыслообразующий характер выбора;


осознанность выбора, характеризующая уровень сознательности или уровень дифференцированности отношения; показатели: эмоциональный, эмоционально-когнитивный, аналитический;


ответственность за выбор, характеризующая степень устойчивости и принципиальность отношения к своему поступку, предвидение его последствий; показатели: внешний контроль, смешанный контроль, внутренний контроль (самоконтроль);


удовлетворенность выбором как субъективное чувство принятия результата выбора; показатели: отчуждение результата выбора (недовольство, чувство вины), частичное принятие результата выбора, принятие результата как успешного;


рефлексия по поводу выбора, характеризующая готовность к самоанализу и изменению отношения к себе и собственной жизни; показатели: отсутствие рефлексии, случайная рефлексия, систематическая рефлексия.


Уровни сформированности готовности старшеклассников к выбору жизненного пути представлены следующими видами: низкий - ситуативная готовность, средний - устойчивая готовность, высокий - личностно-смысловая готовность.


Ситуативная готовность:


неустойчивость ценностно-смыслового поля;


отношение к жизни как трате времени и получению удовольствий;


низкий уровень осознанного отношения к выбору;


ответственность за выбор выступает как средство внешнего контроля;


низкий уровень рефлексии и нежелание что-либо менять в своей жизни.


Устойчивая готовность:


мотивы и ценности обладают побудительной силой;


ценностное отношение к жизни как целедостижению и творчеству:


осознанное отношение к выбору;


ответственность за выбор выступает как средство внешнего контроля;


достаточный уровень рефлексии и готовность к самоизменению.


личностно-смысловая готовность:


интериоризированная система ценностей, императив поступка;


ценностное отношение к жизни как процессу смыслообразования и творчеству;


осознанное отношение к выбору;


ответственность выступает как средство внутреннего контроля;


высокий уровень рефлексии и выраженная готовность к самоизменению.


Модель педагогического содействия выбору жизненного пути старшеклассниками представлена нами на схеме 1.


В данной модели мы учитываем следующие особенности юношеского возраста:


интенсивное формирование идеалов и ценностных ориентаций. Построение и переоценка системы ценностей - основной процесс развития личности старшеклассника. Именно ценностные ориентации являются тем сложным социально-психологическим явлением, которое определяет смысл жизни, систему значимых отношений, а в итоге - стратегию жизни человека как субъекта жизненного пути;


личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необхо-


Схема 1


Модель педагогического содействия выбору жизненного пути старшеклассниками



димостью решать проблемы своего будущего; выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение представляет собой аффективный центр жизненной ситуации старшеклассников [1];


наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; отсутствие интереса - об искажении этого процесса [2];


особое значение в становлении системы ценностных ориентаций в юношеском возрасте играет общение со сверстниками, которое может быть организовано педагогом средствами групповой воспитывающей деятельности.


Модель формирования готовности старшеклассников к выбору жизненного пути положена нами в основу авторской программы «Я субъект жизненного пути», которая апробируется с сентября 2010 г. в Центре творческого развития и гуманитарного образования «Жемчужина» ЮВ ОУО Департамента образования города Москвы.


Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключаются в том, что она направлена на актуализацию субъектной позиции и повышение уровня личностной и социальной компетентности обучающихся. Возраст обучающихся - 14-18 лет, срок реализации программы - 3 года.


Новизна программы связана с ее интегративностью, с тем, что она выстраивается на соединении собственно культурологических, философских, антропологических, психологических и социально-педагогических знаний. Это потребовало введения в учебный курс обширного иллюстративного материала, разнообразных интерактивных методик, тестов для диагностики результатов обучения, различных дидактических материалов, разработанных автором.


Отличительной особенностью программы являются положенные в ее основу научно-философские положения, важные для осмысления вопросов жизни и человека как субъекта жизненного пути. В ходе занятий формируется рефлексивная позиция обучающихся. Обращенность к собственной жизни - главный педагогический принцип программы, продиктованный ее назначением: развивать в юношеском возрасте потребность и способность размышлять о жизни, о себе как о субъекте жизненного пути.


Цель программы: актуализировать субъектную позицию обучающихся в творческой смыслообразующей деятельности.


Задачи программы:


рассмотреть актуальные вопросы, связанные с развитием субъектной позиции в выборе жизненной стратегии;


проанализировать сущностные проблемы жизни и варианты жизненного пути;


способствовать формированию субъектной позиции в выборе жизненной стратегии;


развивать рефлексивность в осмыслении выбора жизненного пути;


развивать готовность к конструктивному выходу из кризиса и конфликта;


развивать - коммуникативные навыки;


воспитывать ответственное отношение к поступку.


Специфика общения с обучающимися юношеского возраста требует особой подачи учебного материала и организации взаимоотношений в коллективе между педагогом, детьми и их родителями. Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, изменившийся социальный заказ, увеличение объема предъявляемой информации и возросшие технические возможности.


Программа рассчитана на создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, познавательной активности, формирования осознанного отношения к выбору стратегии жизни, приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям. В процессе реализации программы учитывается взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей, характер общения в группе, что обеспечивает благоприятный психологический климат и эмоциональное благополучие.


В программе реализуются современные образовательные технологии, которые отражены в принципах обучения (гуманистическая направленность, научность, связь с жизнью, индивидуализация и дифференциация, доступность, преемственность, систематичность, наглядность); в формах и методах обучения (в том числе интерактивных: дискуссиях, сюжетно-ролевых играх, практикумах, тренингах и др.); в методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности детей); в средствах обучения (аудиовизуальный ряд, компьютерные технологии и др.).


Задача педагога - организовать творческую смыслообразующую деятельность обучающихся, побуждая их к рефлексии. Педагог может выполнить эту сверхзадачу только в том случае, если его педагогическое мышление направлено на развитие личности, если он владеет современными воспитательными технологиями. Использование современных педагогических технологий с привлечением компьютерных средств, игровых методик позволяет сместить акцент с традиционного преподавания предмета на развитие личностного потенциала и развитие субъектности обучающихся, участвующих в образовательном процессе.


В завершение программы обучающиеся будут знать: а) сущностные признаки таких социально-психологических явлений, как жизнь, жизненный путь, судьба, кризисы возраста, кризисы жизненного пути; б) качества субъекта, востребованные в современной социальной ситуации; в) варианты жизненных стратегий и жизненных позиций; будут уметь: а) решать задачи личностного саморазвития; б) находить конструктивные способы выхода из конфликтных и кризисных ситуаций; в) осознанно подходить к анализу жизненных явлений.


Основным результатом обучения является формирование у обучающихся осознанного отношения к жизни, ответственного отношения к собственным поступкам, и в итоге, развитие субъектной позиции в выборе стратегии жизни.


Итак, выбор жизненного пути - это социально-педагогический феномен, который определяет стратегию жизни в юношеском возрасте и успех ее реализации. Задача педагогов - создать смыслообразующую деятельность, направленную на присвоение общечеловеческих ценностей и формирование образа жизни, достойного человека.


Список литературы


Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.


ГинзбургМ.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.


Щуркова Н.Е. Классный час: поговорим о жизни / Н.Е. Щуркова. - М: Аркти, 2008. - 168 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 26.02.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договір охорони та супроводження товарів
Реферат Иконографичексие сюжеты Древнерусской живописи
Реферат Архитектура древней Греции
Реферат The Most Appealing Things In Life Essay
Реферат The development of computers in ukraine and the former USSR
Реферат Ernest Hemingway Style Essay Research Paper Ernest
Реферат Відтворення та вдосконалення основних фондів
Реферат Creation V Evolution An Educational View Essay
Реферат Inclusion Essay Research Paper Inclusion is a
Реферат Доходы торговой организации источники образования анализ и прогнозирование
Реферат Gothic art
Реферат «Особенности формирования дельтово-авандельтовых отложений Волгоградского Правобережья в связи с поисками месторождений углеводородов», представленную на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук по специальности 25. 00. 12 – г
Реферат The Crucible John Proctor Essay Research Paper
Реферат Федерация анархистов Иберии
Реферат Экзистенциональные мотивы в творчестве В.Быкова