Реферат по предмету "Другое"


Крестьянские демократы: эстетические аспекты социума


А.Н. Степанов


В представленной социально-философской статье обозначены две причинно-следственные актуальные цели. Первая методологическая цель - применить теоретическое исследование эстетическим категориальным инструментарием реалий общественного бытия до-и- пореформенной России XIX века. Вторая является эвристической целью, логически вытекающей из первой: на основе эстетического изучения института социально-политических отношений обозначенного исторического периода времени, отражённого в творческом наследии крестьянских демократов, выявить качественное эстетическое содержание и суть общественного и государственного бытия. Вот почему, следуя традициям отечественной философии, всецело разделяю высказанную точку зрения известного и авторитетного нашего современного отечественного философа Б.Н. Бессонова. «Сегодня на новом витке истории, когда человечество встало перед дилеммой: быть или не быть человеческой цивилизации, самой жизни на земле, необходимо решительно расчищать путь для смелых фундаментальных прорывов в науке об обществе, разрабатывать глубокие, перспективные философские идеи и концепции, обеспечивающие устойчивый социальный динамизм, всестороннее физическое и духовное совершенствование человека» [1: с. 18].


Начнем с анализа философских идей известного русского писателя, фило- софа-материалиста, революционного демократа Александра Ивановича Герцена (1812-1870), создателя Вольной русской типографии в Лондоне, издававшего альманах «Полярная звезда» и первую русскую революционную газету «Колокол». Герцен с философских позиций изучал вопросы социальных, политических, правовых, экономических отношений и разрабатывал теоретические основы общественных преобразований, способных поставить Россию в один ряд с высокоразвитыми странами Европы. С гносеологических позиций современной синтетической мысли его философские поиски, по сути, носили социально-эстетический характер. Он пришёл к твёрдому убеждению, что в недалеком будущем во всех сферах общественного бытия России более развитые, просвещённые, совершенные, справедливые и гуманные социальные отношения станут доминантными.


Это отчетливо просматривается в трудах Герцена - «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». В них аргументированно подчёркивается теснейшая связь реалий общественного бытия с социально-философскими представлениями, отождествлявшимися с ярчайшими эстетическими идеями Ренессанса, Просвещения и Нового времени. В работе «С того берега» и в письмах «К старому товарищу» философ высказал мысль о том, что историческая телеология общественных и государственных отношений проявляется в постепенном, но перманентном эстетическом развитии и совершенствовании. Следовательно, общественное и государственное развитие будет наполняться гуманным содержанием. Духовность, мораль, нравственность, взаимопомощь и добрососедство отношений станут необходимой нормой жизни общества и государства. «Государство <...> постоянно изменяется с обстоятельствами и прилаживается к потребностям. Государство <...> начинается с полного порабощения лица - и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его» [2: Т. 20, кн. 2, с. 590].


Проанализируем некоторые социально-философские идеи другого видного представителя русской поэтической и материалистической эстетической философии и теоретика идей русского революционного демократизма Огарёва Николая Платоновича (1813-1877). В 20 годы XIX века, с началом русского общественного движения (декабристов), с распространением передовых социально-экономических, политико-правовых и эстетических учений, Огарёв духовно обогащался и формировался как убежденный борец за социальную справедливость, правовое равенство, нравственную гуманность и гармонизацию социальных отношений. Он пришел к глубокому убеждению, что крепостное угнетение, нещадная эксплуатация, политическая реакция, беззаконие и произвол в отношении крестьянства и городской бедноты иллюстрируют трагизм и драматизм общественного бытия в России.


Анализируя ход социально-исторического развития, Огарёв пришел к твердому убеждению о неизбежной ликвидации крепостничества в России (ведь недаром еще задолго - весной 1839-го и осенью 1846-го гг. - до официальной отмены крепостного права он отпустил своих крепостных крестьян на волю), полагая, что буржуазно-демократический строй является по сравнению с феодальным не только более прогрессивным, но и экономически более развитым и социально более справедливым, то есть с позиций нравственности более эстетичным. По этому поводу в статье-воззвании «Всему народу русскому, крестьянскому» Огарёв предлагает и исторически обосновывает программные пути эстетизации отношений социальных институтов России: «1) Отдача крестьянам земли без выкупа. 2) Отрешение чиновников и замена их людьми, народом выбранными. 3) Совершенное уничтожение розог и всякого сечения. 4) Уничтожение рекрутчины и устройство народного ополчения. 5) Запрет - чтобы без согласия народного Земского собора нельзя <.> налагать ни податей, ни пошлин, и чтобы без его ведома никуда правительство денег не тратило. 6) Свобода веры. 7) Уничтожение всякой сословной розни, чтоб не было ни дворян, ни крестьян, ни мещан, а был бы только <.> народ русский» [8: Т. 2, с. 98- 99].


Другой яркий представитель русской демократической философской мысли, литературный критик и публицист Николай Александрович Добролюбов (18361861) стремился познать сложнейшую социальную проблему - нравственноэстетические сущностные основы человека и общества и существовавших условий социальных отношений. В статье «Сочинение графа Соллогуба» Добролюбов, говоря об общественном значении личности в созидательном деле эстетизации общественных отношений и государственной системы, отмечает: «Счастливы те государства, где <.> благодаря мудрой заботливости просвещённых путеводителей все будет <.> стремиться вперед, все будет еще более развиваться, прославляя дела человека» [3: Т. I, с. 178].


Еще один виднейший представитель русской социально-эстетической мысли второй половины XIX века, философ-материалист, критик, лидер и идеолог русской революционной демократии Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), обучаясь на историко-филологическом отделении Петербургского университета, формировался как демократ, мыслитель и революционер. Его общественные интересы и устремления касались социальных, эстетических, политических, правовых и экономических отношений в России. Он отмечал, что в сословно-классовом обществе производственно-трудовые и производственно-правовые и распределительные отношения базируются исключительно на частнособственническом интересе. В силу этого из-за жестокой конкуренции сдерживался процесс развития и научно-технического совершенствования производственных, правовых и массово-потребительских отношений. Иначе говоря, искусственно тормозился процесс повышения уровня материального благосостояния и культурно-правовой эстетизации условий жизни многомиллионного российского народа. «Все знают <.> отчего нация становится богата <...>, отчего она становится свободна, или нравственно хороша <...>. Вера и законы <...> имеют могущественное влияние на <...> экономическое состояние» [12: Т. 9, с. 11-13].


Несомненно, социально-эстетические воззрения Чернышевского имеют огромное общественно-историческое значение в перманентном деле совершенствования содержания духовных, культурных, производственно-трудовых, финансово-коммерческих и потребительских отношений. В его философско-эстетических воззрениях содержатся духовные, социально-экономические, политико-правовые, технико-технологические идеи по развитию и совершенствованию и могущественному возвышению уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, по социально-справедливому распределению произведённых материальных благ и соответственно росту уровня потребления и благосостояния на душу населения в России. Изучая с эстетических позиций реальность общественного бытия и существовавшие социальные отношения, Чернышевский выделил важнейшую проблему общественной жизни - отсутствие гармонии в отношениях между господствующими и подневольными сословиями и классами. Он раскрыл основную причину социальной и правовой дисгармонии и дискриминации. Антагонистическое противоборство классов он усматривал в экономическом, политическом и правовом неравенстве, главной причиной которого была социальная несправедливость. Мыслитель отмечал, что для преодоления доминанты социальной несправедливости трудящимся необходимо объединяться в профессиональные, экономические и классовые союзы для защиты своих прав и улучшения уровня жизни. «Капиталист не нуждается в союзе с другими, потому что располагает силами множества людей. Трудящийся, располагая силами только своей семьи, должен вступать в товарищество с другими трудящимися» [12: Т. 7, с. 52-54].


Развивая социальные идеи, Чернышевский полагал, что общество солидарных трудящихся является источником устойчиво-правовой, экономической, интенсивно развивающейся, культурной и могучей государственной системы Россию, стоящей на страже интересов простого народа, законности и порядка и обеспечивающей мирную, трудовую, благосостоятельную и гармоничную жизнь. Мировоззренческой, идеологической сутью и бытийным содержанием такого общества является интеллектуальный и созидательно-практический трудовой успех каждого рабочего человека, возвышающий государственное могущество России. Таким образом, единственным социально-историческим, уникально-творческим субъектом развития, совершенствования и возвышения общества и государства является каждый свободный, ответственный, просвещенный, образованный, трудолюбивый и культурный трудящийся. Таков эстетический пафосный образ Российского государства и общества.


Другой представитель плеяды известных отечественных мыслителей пореформенного революционного движения XIX века, идеолог русского революционного народничества Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - философ, социолог, публицист, ученый-антрополог и пропагандист демократического движения в России. Мыслитель, под впечатляющим влиянием отечественной революционно-демократической мысли и социальных идей немецкой классической философии, как представитель социальный философии сформировался накануне крестьянской реформы 1861 года. Он посвятил немало интеллектуальных трудов на поиск теоретических путей революционной эстетизации разнообразных сфер бытия человека и общества, то есть качественного улучшения жизни народа. Смысл контекстуального содержания многих его работ по проблемам социальной философии наполнен поиском путей, средств и способов достижения эстетически развитого, совершенного, гармоничного и прекрасного общественного бытия.


Лавров подчеркивал, что в русском обществе ярко выражено стремление к правде, справедливости, гуманности, гармонии и благоденствию. Следовательно, важнейшим источником формирования эстетического содержания жизни человека и общества является выработка правдивого социального мировоззрения, способствующего формированию высокой нравственности и демократических правовых основ, предоставляющих каждому человеку выразить свою общественную и государственную позицию. Актуальными направлениями эстетизации общественного бытия предстают социальные, производственные, распределительные и потребительские отношения. То есть, совокупная гармония, совершенство и духовная красота отношений людей, представляет собой эстетическую основу общественной жизни. Иначе говоря - каковы отношения между людьми - такова и культура человека и общества. Следовательно, эстетическое содержание общественной жизни преимущественно зависит от совокупной нравственно-творческой силы людей, являющейся одновременно и эстетическим мерилом, и духовным источником радостных взаимоотношений, способствующих формированию жизненной «справедливости из естественного стремления к наслаждению» [5: Т. 3, с. 460].


Таким образом, формирование эстетики общественного бытия зависит от духовного и материального уровня культурного развития конкретной социальной и государственной системы. Прогрессивное преобразование института социальных отношений и государственной системы власти возможно лишь при эстетизации всех сторон жизнедеятельности каждого гражданина. Она «может быть совершена лишь самим рабочим народом <...>, перестройка русского общества должна быть совершена <...> с целью народного блага, <...> для народа, <...> и посредством народа» [5: Т. 2, с. 483]. Продолжателем идей русского народничества является представитель русского либерального народничества - Николай Константинович Михайловский (18421904) - талантливый литературный критик, философ и общественный деятель. Многие его философские и социально-эстетические идеи актуальны. Так, эстетическое содержание социальной повседневной жизни, по Михайловскому, прежде всего зависит от обуревающих чувств, увлекательных идей, идеологических воззрений, материальных интересов людей, гуманности мировоззрения каждого индивида и от господствующих государственных условий. Социально-политические условия, в которых человек находится на грани выживания, Михайловский расценивал как причину культурной деградации, приводящей к историческому драматизму и трагизму человека, общества и цивилизации.


Причины и истоки многих социально-исторических несчастий и трагизма прежде всего надо искать в телеологии ортодоксально-клерикального и идеалистического направления господствующей идеологии, в их социально-политических идеях, проповедующих и навязчиво внедряющих в общественное сознание догмат социально-правового неравенства людей и догмат господства одних над другими. Таким образом, вольно или невольно признается ницшеанская идея ненужности морали, нравственности, гуманизма, как последнего прибежища и оплота «слабых» от натиска и угнетения «сильных». Тем самым признается примат биологического над солидарным, индивидуального над общественным, силы над мудростью, homo над sapience. В практике классового общественного бытия подобная идеология предстает как сословно-классовая, экономическая и правовая дифференциация, иллюстрирующая собой дисгармонию общественных и межличностных отношений. По этому поводу в работе «Что такое счастье?» философ пишет: «Богатство одних <.> может измеряться нищетою других, ибо богатство тем больше, чем больше количество людей находится <.> в услужении» [6: Т. 3, с. 205, 250].


Над подобными проблемами социальной философии также работал видный представитель русского народничества, философ, литератор и поэт Петр Никитич Ткачёв (1844-1885). Теорию и практику существовавших социальных отношений и суть народнической идеологии он представляет в русле социально-эстетической системы воззрений русской крестьянской демократии. Он совершенно справедливо утверждал, что главной целью социально-исторического развития является общественный прогресс. Прогрессивное социальное развитие - есть преобразование русской крестьянской общины в общину-коммуну, она ведет к достижению хозяйственно-экономического изобилия, к повышению уровня жизни простого народа и повышению образовательного и культурного уровня жизни человека и общества. Таков, по мнению Ткачёва, теоретико-практический феномен содержания прекрасных общественных отношений.


В солидарном общественном сознании производственно-трудовая материальная полезность чаще всего расценивается как прекрасное явление полезного духовно-нравственного содержания. Персональное понимание эстетического содержания красоты, совершенства и гармонии общественного бытия детерминировано уровнем духовно-интеллектуального развития, морально-нравственным мировоззрением, сословно-классовой принадлежностью и социальным статусом человека: «...то, что один <...> класс народа признает за воплощение красоты, для другого народа, или другого сословия того же народа, может совсем не иметь такого значения» [9: Т. 6, с. 346].


Прекрасно общество без абсолютизма, деспотизма, произвола и насилия, поскольку жизнь общества строится в соответствии с волеизъявлением как минимум большинства народа и наиболее полезным образом для всех или большинства. А существовавшая крестьянская община рассматривалась как готовая форма социально-политической, экономической и правовой организации общества, исторически сформированной русским народом на основе солидарных взаимоотношений. Наполненная прогрессивным историческим, социально-экономическим и политико-правовым содержанием, русская крестьянская община рассматривалась как зародыш развитого, совершенного и гуманного социалистического строя, в котором созданы необходимые условия для обеспечения гармоничной и прекрасной жизни человека, нации и человечества: «...все утилитаристы - и старые, и новые, и новейшие - всегда подразумевали факт существования гармонии, этой солидарности индивидуального, национального и общечеловеческого» [10: с. 380].


Другая представительница русского революционного народничества Вера Ивановна Засулич (1849-1919) - литератор, теоретик и публицист - в своих произведениях отразила общественную жизнь, классовые отношения и социальные идеи народнического движения. В её работах отразились вопросы развития, совершенствования и демократизации социальных, политических и правовых отношений России. Её социально-политические идеи реалистичны, остры и исторически актуальны своей социально-эстетической стороной прогрессивного преобразования экономических (производственно-трудовых), политических (государственных, классовых) и правовых проблем.


Господство самодержавия, произвола, неограниченной диктатуры в России Засулич характеризовала как проявление антипрогрессивного и антиэстетиче- ского феномена. Господство дворян-помещиков, промышленников, фабрикантов, заводчиков, финансистов, купечества и чиновников высших и низших правительственных должностей обеспечивало соответствующий доступ ко многим материальным общественным богатствам. Вот почему актуальной общественной задачей является демократическое преобразование системы властных структур в интересах народа в соответствии с эстетическими законами. Упразднение монополии самодержавной власти есть актуальная задача дня. «Пока государственная власть будет находиться в руках имущих классов, они будут пользоваться ею лишь для увековечения своей монополии» и своих богатств [4: с. 54].


Другой концептуальной идеей социально-философских воззрений Засулич была идея формирования в России массовых демократических и социалистических организаций, общественная деятельность которых была бы направлена на освобождение от произвола, угнетения и нещадной эксплуатации многомиллионного российского народа. Социально-демократическое содержание этой политической идеи расценивается как социально-эстетический фактор прогрессивного преобразования повседневной жизни трудовых масс на основе материального благосостояния, равноправия, справедливости, гармонии и красоты как показателей экономической развитости, цивилизованности, просвещенности и культуры общества и государства.


В социально-историческом развитии российский капитализм рассматривался Засулич как переходный от феодализма к социализму период. Развитие, совершенствование и гармонизация социального бытия достигается широкой индустриализацией хозяйственно-экономической жизни общества, приводящей к повышению общественного уровня материального благосостояния, создающей условия для формирования просвещенной и культурной жизни простого народа. Вот почему Засулич отдает приоритетное предпочтение политико-экономическим преобразованиям: «...новое общество капиталистов и пролетариев явилось <...> необходимым промежуточным звеном между старым царством мелкой частной собственности и уничтожением всякой частной собственности <...>, изгнание бессознательности <.> из экономических отношений сделает <...> людей господами своей истории, создаст и свободу, и равенство» [4: с. 113].


В этом явно просматривается социально-эстетическое предпочтение нового общественного строя - привлекательность солидарно-общественного уклада жизни, которая сведет на нет процесс социально-экономической и правовой дифференциации и будет способствовать эффективному «переходу земли во владение всего общества», и сам новый уклад жизни станет хозяйственно-трудовой и социально-правовой основой российского социализма.


В бурлящем народническом движении 70-х - начала 80-х годов XIX века в России была еще одна известная представительница прекрасного пола - русская революционерка-народница: идеолог, теоретик и практик народнического движения, поэтесса и публицист Вера Николаевна Фигнер (1852-1942). В ее трудах подняты важнейшие социальные вопросы страны. В ее творческом наследии «Запечатленный труд», «Воспоминания», «Шлиссельбургские узники», «Л.А. Волкенштейн», «Г.П. Исаев», «П.Л. Антонов», «Очерки, статьи, речи», «Из политической жизни 80-х годов», «Без приюта», «Жены декабристов», «Женское движение в Финляндии», «Памяти борцов за свободу» и в других обозначены пути и формы решения экономических, социальных, политических, правовых и идеологических проблем. Общественно-политические идеи Фигнер определенно носят выраженный прогрессивный, справедливо-правовой, эстетический характер. Она предлагала упразднить все промежуточные и параллельные структуры власти и ввести в России демократическую, правовую структуру организации трехуровневой государственной власти: общегосударственная Союзная власть, власть Областного Управления и власть Местного управления. Кроме того, вышеназванные социально-политические преобразования должны были гармонично сочетаться с проведением поземельно-правовых, производственно-трудовых и справедливых распределительных преобразований.


Демократический и прогрессивный процесс преобразования и совершенствования общественных структур и власти должен был привести к повышению уровня жизни народа и гармонизации общественного бытия, что следует рассматривать как фактор функциональной эстетизации отношений социальных институтов - политических, правовых, межнациональных и хозяйственных. Вот почему в логическом контексте идеи трехуровневой власти Фигнер предлагает следующее: «1) Царская власть в России заменяется народоправ- лением, т. е. правительство составляется из народных представителей (депутатов); сам народ их назначает и сменяет: выбирая, подробно указывают, чего они должны добиваться, требуют отчета в их деятельности. 2) Русское государство <...> делится на области, самостоятельные во внутренних своих делах, но связанные в один общерусский союз. Внутренние дела области ведаются Областным Управлением; дела же общегосударственные - Союзным Правительством. 3) Народы, насильственно присоединенные к русскому царству, вольны отделиться или остаться в общерусском союзе. 4) Общины (села, деревни, пригороды, заводские артели и пр.) решают свои дела на сходах и приводят их в исполнение через своих выборных должностных лиц - старост, сотских, писарей, управляющих мастеров, конторщиков и пр.» [11: Т. 2, с. 230].


Таким образом, в ходе представленного теоретического исследования социальных, политических, экономических, правовых отношений России можно сказать, что крестьянские демократы пришли к морально-нравственным эстетическим основаниям. Они предлагали немедленную ликвидацию деспотизма самодержавия и феодализма, как источников социальных несчастий и трагизма, трансформацию нарождавшегося капитализма в социализм. Процесс демократической депутатской выборности республиканского Союзного правительства, установление правового равенства граждан, формирование центральных и местных органов власти на основе принципов коллегиальности управления и контроля, и принцип пропорционального соответствия трудового распределения и потребления произведённых материальных благ, являются наглядной иллюстрацией предлагавшихся социально-эстетических общественных преобразований, проводимых самим народом и в интересах народа.


Необходимо отметить, что социально-философское осмысление содержания социальных отношений с целью их праксеологической эстетизации (хождение в народ), думается, может быть соотнесено с определенным видом конкретно проделанной социальной работы, имеющей личностное и общественное значение. «Субъективные и объективные задачи и средства конкретной социальной работы должны быть подчинены удовлетворению социальных потребностей, среди которых основной является потребность в свободе и равенстве с другими членами общества» [7: с. 67].


Итак, в заключение можно сказать, что процесс формирования основ эстетического содержания общественных отношений возможен. Он представляет собой качественное эстетическое совершенство уровня материального бытия народа, сопряженное с духовно-нравственным культурным потенциалом общества. Перспективой дальнейшего теоретического исследования поднятой проблемы является перманентное исследование эстетической методологией элементов материальной культуры социума - фундаментально-базисных отношений, (в частности, эстетической телеологии техники, технологии, производства, распределения и потребления) с целью определения качественного колорита культуры общественного бытия как универсальной синергетической системы, с ее эстетическим социально-историческим индикатором общественной и государственной безопасности.


Список литературы


Бессонов Б.Н. Философия - возвышенный и героический гуманизм // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2011. № 1 (3). 2011. С. 9-19.


Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти тт. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954-1965.


Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1934-1941. 342 с.


Засулич В.И. Избранные произведения. М.: Мысль, 1983. 508 с.


Лавров П.Л. Философия и социология: В 2-х тт. М.: Академия наук, 1965. Т. 1. 460 с.; Т. 2. 483 с.


Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений: В 10-ти тт. СПб.: Издание


Н.Н. Михайловский, 1909.


Никитин В.А. Теоретические основы социальной работы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2011. № 1 (3). С. 59-73.


Огарёв Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения: В 2-х тт. М.: ГИПЛ, 1952-1956.


Ткачев П.Н. Избранные сочинения: В 6-ти тт. М.: Всесоюзное общество каторжан и ссыльно-поселенцев, 1932-1937.


Ткачев П.Н. Кладези мудрости российских философов. М.: Правда, 1990. 380 с.


ФигнерВ.Н. Полное собрание сочинений: В 7-ми тт. М.: Изд-во «Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльно-переселенцев», 1932.


Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15-ти тт. М.: ГИХЛ, 1939-1951.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 19.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загальні основи патології
Реферат Oedipus 3 Essay Research Paper The Greek
Реферат Свідоцтво про реєстрацію випуску цінних паперів
Реферат Hamlet And His Maddness Essay Research Paper
Реферат Маршалловы Острова
Реферат Держава франків становлення розвиток та причини розпаду
Реферат Денежная реформа 1922-1924 гг и оценка ее результатов
Реферат Исправительные работы как вид уголовного наказания
Реферат 10 Інтерактивні технології кооперативного навчання
Реферат Великая Отечественная война в прозе 20-го века
Реферат Билеты по земельному праву
Реферат Эволюция с позиций синергетики и общей теории систем
Реферат Анализ экономического положения Болгарии в 1995г.
Реферат Определение и основные понятия психотерапии и психокоррекции. История развития психокорекции и
Реферат Действия владивостокских крейсеров и бой 1 августа 1904г В Корейском проливе