И. С. Кобозева
В нашей стране проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е гг. прошлого столетия, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, обусловленная процессами этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка в обучении, идей народной педагогик в развитии личности.
В современных условиях, когда в России решается программа развития национальной школы, культуры, образования, одновременно ставится проблема педагогики гражданского мира и национального согласия. Это обусловливает необходимость проектирования содержания музыкального образования с учетом многомерного поликультурного социального пространства страны и мира.
Одним из ведущих принципов музыкального образования в этих условиях выступает принцип культуросообразности, предполагающий то, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими этническим традициям тех или иных народов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Взаимодействие личности с культурой - многосоставной процесс, в котором можно выделить три вида отношений:
личность осваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;
личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;
личность сама создает (порождает) культуру, будучи субъектом культуротворчества.
Рассматривая музыкальную культуру как определенный способ и поле деятельности человека, а также результат реализации его сущности, выражающий синтетическую характеристику развития человека, можно заключить, что становление и развитие культуры личности происходит в зависимости от того, какую музыкальную культуру человек осваивает и на основе каких ценностей он формируется.
Таким образом, в музыкальном образовании в реализации принципа культуросообразности выделяются с необходимостью аксиологический и деятельностный подходы.
Наиболее ярко отражает специфику освоения искусства музыки в условиях поликультурного социального пространства страны и мира второй принцип музыкального образования - принцип поликультурности.
Музыкальное образование признается приоритетной стратегией становления и развития
личности человека как носителя ценностей музыкальной культуры общества в течение всей жизни. Современное музыкальное образование на различных ступенях его развития и направленности характеризуется высокой плотностью инновационных процессов, в основе концепций которых заложена национальная идея. Развитие инноваций в педагогике тесно связано с процессами модернизации образования, с его направленностью на личность обучающихся, развитие их культуры. Осмысление современных проблем музыкального образования неизбежно приводит к необходимости понять, что личность определяется не ступенью образования и характером ее музыкальной деятельности, а уровнем музыкальной культуры. И именно в этом контексте особую актуальность приобретает компонентный состав его содержания.
Известно, что содержание образования зависит и от своего источника - культуры, и от целе- полагания - становление личности обучающихся (В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер и др.). Отсюда следует, что при определении компонентного состава содержания музыкального образования необходимо, с одной стороны, иметь четкое представление о качествах личности как проекции запросов общества к современному школьнику или студенту, и с другой стороны - знание источников культуры, формирующих процесс музыкальной подготовки (1.81-86).
Одной из главных задач музыкального образования в этой связи выступает развитие у детей и учащейся молодежи культуры, которая наиболее отчетливо проявлялась бы в отношениях личности к окружающей многомерной, поли- культурной музыкальной действительности.
Анализ социального заказа к личности позволяет выделить в качестве сущности целей педагогической деятельности основные типы отношений:
к этническим ценностям музыкальной культуры;
к национальным ценностям музыкальной культуры региона;
к ценностям музыкальной культуры, многонациональной России;
к мировым ценностям музыкальной культуры.
На наш взгляд, эти отношения, в сущности, позволяют учесть все богатство окружающей музыкальной реальности, богатство множества эмпирических отношений. Например, тип отношений личности - к этническим ценностям музыкальной культуры - включает в себя многообразие отношений человека к музыкальному фольклору (народным песням, их мелодике, содержанию текста, инструментальным наигрышам и т. д.); к исполнителям (профессиональным, самодеятельным, одноклассникам, сокурсникам и т. д.); к способам презентации (радио, телевидение, сельский клуб, концертный зал и т. д.).
Многочисленность эмпирических отношений одного типа создают с нашей точки зрения базу для их интеграции. Речь идет о поликультурности в музыкальном образовании, под которой следует понимать интегративность содержания и ее признание, педагогическое решение задач формирования взаимоотношения этносов и национальных культур в ареалах регионов страны и мира. Не случайно поэтому обновленная парадигма музыкального образования тесно связана в настоящее время с поликультурной ориентацией содержания педагогического процесса, с актуализацией учета этнических, региональных, государственных и планетарных особенностей, сопряжения музыкальных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога.
Напомним, что тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX в. в работах К. Ясперса, М. Бахтинаи др. Позднее проблема «диалога культур» поднималась в трудах М. Кагана, на рубеже 80-х - 90-х гг. - в работах
В.Библера и др.
Действительно, проблема диалога в культуре выходит на существенные характеристики культуры, важнейшей из которых является универсальным принципом, который организует мышление человека, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействий, следствием взаимоотношений с самим собой, социумом, с универсумом.
Обозначенные реалии обусловливают необходимость строить образовательный процесс на основах и полной реализации национальнокультурных запросов, и учета межкультурных личностных отношений. Поэтому, выявленные тенденции к осуществлению поликультурного аспекта музыкального развития личности приобретают все большую актуальность в области педагогики музыкального образования.
В аспекте времени поликультурность в музыкальном образовании проявляется в постоянном отборе и накоплении духовно-нравственного опыта, включающего культурные образцы и артефакты различных исторических эпох. В аспекте пространства поликультурность предстает как следствие расширения представлений о музыкальных культурах мира и проявляется во включении присущих им культурных артефактов в содержание образования. Вследствие этого, при отборе содержания музыкального образования важно учитывать:
во-первых, социокультурное окружение обучающихся (этнический и конфессиональный состав, установки и предубеждения, господствующие в окружении); индивидуальные интересы к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;
во-вторых,этнические,социально
экономические особенности регионов (причины компактного проживания этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности);
в-третьих, изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионах, стране и мире (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причины, культурную экспансию и формирование национализма и т. д.);
в-четвертых, учитывать личностные возможности отдельного человека и всего коллектива образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что поликультурность человека, людей, народов и наций не столько формируют, сколько она сама настойчиво развивается, опираясь, прежде всего, на непреходящие ценности музыкальной культуры, общечеловеческие и национальные.
Наряду с временной характеристикой, императивом и парадигмой поликультурности во все времена было музыкально-творческое начало. Достаточно констатировать, что все народы - равноправные создатели музыкальной культуры конкретного региона, великой музыкальной культуры России, ценностей мировой музыкальной культуры. И в этом смысле музыкальные культуры всех народов страны и мира рядоположены. Создание самобытных национальных музыкальных культур и одновременно принятие культур других народов, стремление к единению в музыкально-творческом взаимодействии определяют два модуса построения содержания музыкального образования - национальнокультурный и поликультурный.
Развитие поликультурной направленности личности как нам представляется тесно связано с методологическими и аксиологическими аспектами содержания музыкального образования, к которым относятся:
методологические знания о методах диалектического постижения закономерностей музыкального творчества;
аксиологические знания о нормах отношения современной науки (философии, культурологии, социологии, музыкознания, педагогики, психологии и т. д.) к продуктам музыкального творчества;
знания осуществления способов музыкальной деятельности для осмысления продуктов музыкального творчества в методологической и аксиологической системах знания.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие основополагающие педагогические моменты в освоении и воспроизведении человеком современной окружающей музыкальной действительности:
а) необходимость ценностного осмысления музыкально-образовательных процессов в контексте развития полинациональной музыкальной культуры;
б) признание поликультурности как исторически обусловленного естественного проявления музыкального творчества;
в) осознание потребности проникновения в коллективное и индивидуально-авторское музыкальное творчество;
г) стимулирование эмоциональной и интеллектуальной сфер в поиске человеком самостоятельных путей к обретению целостной картины музыкально-культурной реальности;
д) включение диалогической парадигмы в процесс освоения и воспроизведения национальных и общечеловеческих ценностей музыкальной культуры, как способа «проникновения людей друг в друга через познание предмета» (Сократ).
Педагогическое содержание процесса освоения и воспроизведения целостной картины окружающей музыкальной действительности детерминировано принципом «культуросообразно- сти», подвержено изменениям, обусловленным эволюцией музыкального творчества, системным подходом к развитию музыкальной культуры. Таким образом, аксиологические параметры подхода к поликультурности как к содержанию музыкального образования, и как к его цели, позволяют ввести ее в контекст социального пространства и времени в качестве саморазвиваю- щегося явления.
Если поликультурность, в широком смысле слова - это стержень культуры общества, то поликультурность в музыкальном образовании - это способ включенности его в социокультурный контекст, потребность и способность воссоздавать в своем содержании все ценности музыкальной культуры и дополнять эту целостность личностно-ценностным отношением. Личностноценностное отношение в музыкальном образовании - это цель, которая определяет путь целостного музыкально-культурного развития и самосовершенствования личности.
Татарский просветитель Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». На наш взгляд данные слова напрямую соотносятся с характеристикой развитого музыкально-культурно человека, знающего ценности музыкальной культуры разных народов, а именно они обогащают душу, делают жизнь духовно богаче.
В заключении подчеркнем, что национальнокультурное взаимодействие позволяет интегрировать в музыкально-образовательный процесс все достижения прошлого и настоящего, стимулировать поликультурную способность мышления человека, готового к преобразованиям окружающего музыкального мира, обеспечивая, таким образом, его поступательное развитие.
Список литературы
Кобозева, И. С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретикометодологический аспект: монография / И. С. Кобозева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2003. - 181 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org
Дата добавления: 24.03.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |