М. В. Лагутина, Е. П. Горбанёва
Известно, что лучших результатов в спорте достигают спортсмены, не только мыслящие, но и чувствующие, то есть обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей [4, 6]. Неоспорима большая значимость специализированных восприятий и качеств (чувство пространства и времени, мышечно-суставная чувствительность, управление временем реакции, вестибулярная устойчивость и др.) для двигательной подготовки в сложнокоординационных видах спорта, где процесс ее совершенствования неизбежно связан с овладением большим количеством новых двигательных навыков [1, 2, 3, 12, 13]. Физиологической основой для развития данных качеств служат механизмы адаптации сенсомоторных систем, а также те свойства нервной системы спортсменов, которые проявляются в условиях специфической мышечной деятельности. Исследователями подчеркивается наличие влияния функционального состояния сенсомотор- ных систем на стабильность технического мастерства и результативность соревновательной деятельности в сложнокоординационных видах спорта. Однако освещение этого вопроса в литературе носит обособленный характер и не рассматривается в рамках отдельного компонента функциональной подготовленности. Не столь широко представлены отличия в сенсомоторных свойствах спортсменов разной специализации (гимнастика, акробатика, фитнес- аэробика) и квалификации.
В связи с этим цель исследования заключалась в изучении динамики параметров сенсомо- торных свойств спортсменок фитнес-аэробики на разных этапах многолетней адаптации.
Методика и организация исследования
Для достижения поставленной цели были организованы психофизиологические исследования с участием спортсменок специализации фитнес- аэробика 3-х возрастных категорий: 10-11 лет (n = 11); 14-16 лет (n = 24); 17-21 год (n = 14).
В условиях покоя для регистрации показателей сенсомоторных систем спортсменок использовалось программное обеспечение «ЭДК» (экспериментально-диагностическийкомплекс) v.2.0.1 (www.eds.pu.ru), предназначенное для реализации психологических исследований и разработанное на базе факультета психологии СПбГУ. Функциональное состояние сенсомотор- ных систем оценивалось по следующим показателям: частота движений кисти с разным темпом за 5, 10 и 30 с в теппинг-тесте; время звуковой реакции (ВЗР) и время световой реакции (ВСР) на слабый и сильный сигнал; время реакции выбора (ВРВ) или сложной сенсомоторной реакции; время простой двигательной реакции (ВДР); реакция на движущийся объект без ограничения выполнения теста по времени (РДО I) и в условиях его временного ограничения (РДО II); точность отмеривания времени (ТОВ). Сбор, обработка и анализ первичных данных по результатам проведенных тестирований происходил в автоматизированном режиме, реализованном в едином интерфейсе программы ЭДК.
Для оценки эмоционального состояния спортсменок использовался показатель уровня испытываемого стресса (УИС), рассчитанный по формуле, предложенной Ю. Р. Шейх-Заде с соавторами (1998) [9]:
УИС = 0,000126 * ЧСС * ПАД * М, где ЧСС - частота сердечных сокращений в покое за минуту; ПАД - пульсовое артериальное давление покоя в исходном положении лежа на спине, равное разнице между систолическим и диастолическим давлением; М - масса тела в килограммах.
Качественная оценка уровня стресса проводи-
Баллы |
Оценка |
1,0-1,50 |
норма |
1,51-2,00 |
средний стресс |
более 2,00 |
выраженный стресс |
Для оценки координационных способностей спортсменки выполняли тест на равновесие «Фламинго» [8]. По методике теста испытуемые становились на подставку длиной 50 см, высотой 4 и шириной 3 см любой ногой и, балансируя, старались удержаться на ней как можно дольше (вторая нога притягивается к ягодице и удерживается рукой). Выполнялось столько попыток, сколько было необходимо, чтобы суммарное время балансирования составило 60 с. Показатель теста - количество использованных для названного результата попыток.
Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ частоты движений при выполнении теппинг-теста спортсменками продемонстрировал достоверное повышение показателя произвольного темпа движений кисти за 10 с, а также максимального темпа в течение 10, 5 и 30 с у девушек 14-16 лет по сравнению с группой 10-11 лет (табл. 1). Высококвалифицированные спортсменки (17-21 год) имеют незначительное и недостоверное преимущество в этом тесте лишь по параметру максимального темпа за 30 с (табл. 1).
Таблица 1
Динамика показателей теппинг-теста спортсменок фитнес-аэробики на разных этапах подготовки (Х±т)
Показатели (кол- во нажиманий) |
10-11 лет n = 11 |
14-16 лет n = 24 |
17-21 год n = 14 |
I-II |
II-III |
I-III |
Произвольный темп (за 10 с) |
27,1±4,05 |
38,8±2,95 |
30,1±3,99 |
* |
|
|
Удобный темп (за 10 с) |
29,4±3,77 |
32,1±2,58 |
27,9±2,82 |
|
|
|
Мах темп (за 10 с) |
46,5±3,23 |
57,6±2,19 |
55,4±2,77 |
* |
|
* |
70 % от Мах темпа |
35,4±3,12 |
43,0±2,18 |
41,3±2,71 |
|
|
|
Мах темп за 5 с |
23,4±1,34 |
28,8±1,14 |
28,2±1,55 |
* |
|
* |
Мах темп за 30 с |
130,1±4,72 |
160,5±6,15 |
164,2±5,53 |
* |
|
* |
Примечание: здесь и далее * - достоверность различий по t-критерию Стьюдента, при p<0,05. Роль сенсомоторных свойств в функциональной подготовленности спортсменок фитнес-аэробики
Это указывает на повышение лабильности нервной системы и выраженности психомоторных установок на максимизацию усилий у спортсменок фитнес-аэробики на этапе спортивного совершенствования. Согласно литературным данным, максимальная частота движений выше у лиц с высокой лабильностью нервных процессов и слабой нервной системой [5]. В подтверждение этому получены графики-кривые изменения темпа движений спортсменок по 5-секундным интервалам в теппинг-тесте за 30 с. При сравнении графиков сильный тип нервной системы выявлен в группе 10-11 лет, слабая нервная система - у девушек 14-16 лет, а средне-слабый тип нервной системы характерен для высококвалифицированных спортсменок (рис. 1).
Рис. 1. Функциональная устойчивость центральной нервной системы спортсменок фитнес-аэробики на разных этапах многолетней адаптации по результатам 30-сек теппинг-теста
Способность поддерживать заданный максимальный темп движений в этом тесте отражает функциональную устойчивость центральной нервной системы (ЦНС) организма. Данное свойство определяет способность нервных центров противостоять утомлению в условиях повышенной частоты импульсации от различных афферентных систем, что является одной из предпосылок успешности психической подготовленности в сложнокоординационных видах спорта. Преобладание слабого типа нервной системы на более поздних этапах подготовки в фитнес-аэробике может свидетельствовать о недостаточной оптимизации психофункциональных возможностей спортсменок при выполнении большего объема специализированной работы по сравнению с начальным этапом подготовки. Сила по возбуждению, которая необходима в сложнокоординационных видах спорта как компонент выносливости к большим тренировочным нагрузкам, находится в обратной зависимости с возбудимостью афферентных отделов коры больших полушарий, что важно для организации движений [13]. В то же время лица со слабой нервной системой не достигают высоких значений МПК, имеют низкую аэробную производительность и выносливость к динамической работе [5], что имеет значение для функциональной подготовленности спортсменок.
Исследование слуховой и зрительной сенсорной системы у представительниц фитнес- аэробики показал значительное снижение моторного периода в простых сенсомоторных реакциях спортсменок с ростом их квалификации. Так, достоверно значимо различались показатели МП ВЗР на слабый (98,7±8,80, мс) и сильный стимул
Показатели сенсомоторныш реакций спортсменок ф; (93,7±8,04, мс) в группе 17-21 года по сравнению с группой 10-11лет (173,7±18,48, мс; 157,7±20,84, мс) соответственно. Аналогичная динамика прослеживалась в результатах сложной сенсомоторной реакции спортсменок (ВРВ). Величина МП в квалифицированной группе достоверно лучше (125,5±14,91, мс), чем у девочек 10-11 лет (210,8±25,69, мс). При этом стоит отметить неоднозначные изменения латентного периода реакции на разные по величине световые и звуковые сигналы. Выраженное уменьшение ЛП ВЗР и ЛП ВСР в старших возрастных группах происходит только при воздействии сильных стимулов. В реакциях на слабый сигнал ЛП реакции меньше у представительниц начального этапа подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Показатели |
10-11 лет n = 11 |
14-16 лет n = 24 |
17-21 год n = 14 |
I-II |
п-ш |
I-III |
ВСР-ЛП слаб., мс |
209,3±21,04 |
246,6±9,94 |
250,3±14,68 |
|
|
|
ВСР-МП слаб., мс |
163,7±19,33 |
133,6±18,63 |
120,9±22,30 |
|
|
|
ВСР-ЛП сильн., мс |
214,2±20,72 |
227,9±13,89 |
216,4±11,24 |
|
|
|
ВСР-МП сильн., мс |
167,2±33,24 |
124,6±17,02 |
100,1±7,69 |
|
|
|
ВЗР-ЛП слаб., мс |
280,1±45,23 |
323,5±42,87 |
288,2±31,03 |
|
|
|
ВЗР-МП слаб., мс |
173,7±18,48 |
124,8±19,63 |
98,7±8,80 |
|
|
* |
ВЗР-ЛП сильн., мс |
307,7±31,80 |
288,2±24,15 |
248,3±13,32 |
|
|
|
ВЗР-МП сильн., мс |
157,7±20,84 |
120,5±15,73 |
93,7±8,04 |
|
|
* |
ВРВ-ЛП, мс |
334,2±22,10 |
330,7±14,18 |
304,8±10,60 |
|
|
|
ВРВ-МП, мс |
210,8±25,69 |
151,7±17,19 |
125,5±14,91 |
|
|
* |
ВДР-ЛП, мс |
247,4±21,67 |
186,8±12,90 |
193,2±16,65 |
* |
|
|
ВДР-МП, мс |
140,5±16,92 |
121,7±16,40 |
82,4±7,20 |
|
* |
* |
РДО I, мс |
-43,5±21,52 |
-4,9±5,27 |
5,4±7,19 |
|
|
* |
РДО II, мс |
-29,4±39,80 |
1,3±2,93 |
4,6±4,04 |
|
|
|
ТОВ, мс |
-1954,5±479,90 |
-501,4±128,84 |
-378,6±300,99 |
* |
|
* |
УИС, баллы |
14,3±1,32 |
19,7±1,42 |
20,8±1,15 |
* |
|
* |
В данном случае у квалифицированныхколичество времени для обнаружения сигнала.
зация ответного действия, но требуется большееответствующие нервные центры у юных спортсменок (10-11 лет) может объясняться возрастными особенностями высшей нервной деятельности. Так, у детей 10-12 лет положительные условные рефлексы как на простые, так и на сложные раздражители проявляются остро и ха- растеризуются значительной устойчивостью [7]. Создается функциональная основа для системных процессов в коре больших полушарий, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных сообщений
[10]. Однако при сильных воздействиях у детей относительно быстро развивается запредельное торможение [7], что видно по увеличению показателя ВСР и ВЗР на сильные по интенсивности стимулы в группе юных спортсменок (табл. 2).
Овладение сложными тонко координированными двигательными действиями невозможно без высокой возбудимости сенсорных систем, их высших корковых отделов [3, 13]. Это находит отражение в динамике показателя ВДР спортсменок фитнес-аэробики на этапах многолетней тренировки. Так, на заключительных ее этапах у спортсменок достоверно лучше величина МП ВДР (82,4±7,20, мс), чем на этапе спортивного совершенствования (121,7±16,40, мс) и начальной подготовки (140,5±16,92, мс). При этом наименьшее значение ЛП ВДР выявлено в группе 14-16 лет и составляет (186,8±12,90, мс).
В литературе подчеркивается связь свойства силы-слабости нервной системы (уровня активации покоя) с различиями в абсолютных порогах, то есть чувствительностью различных сенсорных систем (слуховой, проприоцептивной, электро- кожной) [5]. В данном исследовании девушки 1416 лет, отличающиеся слабым типом нервной системы, не имеют достоверного преимущества по степени чувствительности в сравнении с группой 17-21 года со средне-слабой нервной системой. Возможно, что наибольшее значение здесь имеет спортивная специализация, так как с ростом квалификации спортсменов в сложнокоординационных видах спорта совершенствуется процесс адаптации сенсомоторных систем к условиям специфической мышечной деятельности [4].
В то же время наиболее высокие способности предвосхищать время изменения пространственного положения стимула и соотносить с ним сенсорные процессы регуляции своего движения в тестах РДО показали спортсменки 14-16 лет. Величина средней ошибки в этой группе была минимальна по сравнению с другими как в условиях спокойного выполнения теста (-4,9±5,27, мс), так и в условиях его ограничения по времени (1,3±2,93, мс).
Стоит отметить, что отрицательные значения ошибки РДО I (-43,5±21,52, мс) и РДО II (29,4±39,80, мс) в группе 10-11-летних свидетельствуют об их склонности завышать скорость движения, что отражает преобладание процесса возбуждения в нервных центрах регуляции движений. Преобладание запаздывающих реакций в группе квалифицированных спортсменок с учетом средних ошибок в I (5,4±7,19, мс) и II (4,6±4,04, мс) тестах отражают повышение роли торможения в координации двигательных действий. При этом достоверные различия в показателях по сравнению с этапом спортивного совершенствования отмечаются в тесте РДО I. Значительно уменьшается величина ошибки при отмеривании временных интервалов в группах 14-16 лет (-501,4±128,84, мс) и 1721 года (-378,6±300,99, мс) по сравнению с юными спортсменками (-1954,5±479,90, мс). Однако отрицательные значения ошибки свидетельствуют о преобладании в ЦНС процессов возбуждения во всех возрастных группах.
Оценка стрессоустойчивости и эмоционального состояния спортсменок выявила наибольшее значение УИС у девушек 17-21 года (20,8±1,15, баллы), наименьший показатель у девочек 10-11-лет (14,3±1,32, баллы). Возрастание интенсивности, объема и координационной сложности тренировочных и соревновательных программ на более поздних этапах подготовки в фитнес-аэробике может оказывать неоднозначное воздействие на психоэмоциональное состояние спортсменок и являться дополнительным стресс-фактором в условиях напряженной мышечной деятельности. При большом напряжении эффективность деятельности ухудшается раньше у лиц со слабой нервной системой. Субъекты с сильной нервной системой оказываются более устойчивыми к выраженному психоэмоциональному напряжению. В то же время при среднем напряжении люди со слабой нервной системой могут показывать более высокую эффективность деятельности, чем лица с сильной нервной системой [5]. На основании этого значительные по своим параметрам нагрузки, характерные для заключительных этапов многолетней подготовки в фитнес-аэробике, могут усилить неблагоприятные эмоциональные реакции. В подобном случае эмоциональный стресс усложняет процесс развития адаптации, снижая уровень функциональной подготовленности спортсменок, и при определенных условиях является причиной возникновения дисфункций [11].
Оценка координационных способностей по явила совершенствования в функциональном со- параметру вестибулярной устойчивости не пока- стоянии вестибулярного анализатора спортсме- зала достоверных межгрупповых различий в ре- нок с ростом их квалификации. зультатах теста на равновесие (табл. 3) и не вы-
Таблица 3
Результаты в тесте «Фламинго» у спортсменок фитнес-аэробики
(Х±т)
Показатель |
10-11 лет n = 11 |
14-16 лет n = 24 |
17-21 год n = 14 |
I-II |
II-III |
I-III |
Попыток за 60 с |
1,4±0,15 |
1,4±0,13 |
1,6±0,43 |
|
|
|
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно заключить, что:
- По результатам теппинг-теста спортсменкам на этапе начальной подготовки в фитнес- аэробике присущ сильный тип нервной системы, на заключительных этапах преобладает слабый тип. Девушки 14-16 лет, находящиеся на этапе спортивного совершенствования, отличаются высокой лабильностью нервных процессов.
- Согласно показателям сенсомоторных реакций с повышением квалификации спортсменок совершенствуется функциональное состояние зрительной и слуховой сенсорной системы. При этом достоверно уменьшается ВЗР на слабый и сильный раздражитель, укорачивается время реакции выбора и возрастает точность дифферен- цировки временных интервалов.
- У представительниц старших возрастных групп по сравнению с девочками 10-11 лет достоверно уменьшается время двигательной реак
ции, что отражает совершенствование координационных способностей ЦНС спортсменок в процессе их специализированной подготовки. Динамика показателя реакции на движущийся объект свидетельствует о смещении баланса координационных механизмов регуляции двигательных действий организма в сторону преобладания процесса торможения на заключительном этапе адаптации в фитнес-аэробике.
Повышение уровня испытываемого стресса с ростом квалификации спортсменок связано с преобладанием у них слабого типа нервной системы, а также может быть вызвано состоянием монотонии ввиду необходимости продолжительного выполнения более сложных технических элементов в тренировочном процессе и недостаточно полным восстановлением функционального состояния после выполняемых нагрузок.
Список литературы
1. Архипова, Ю. А. О проявлении специализированных восприятий «чувства предмета» в художественной гимнастике [Текст] / Ю. А. Архипова // Гимнастика : сборник научных трудов. - Выпуск VI. - Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровьяим.П.Ф.Лесгафта.-СПб.:[б.и.], 2008 -
С.65-68.
2. Ботяев, В. Л. Специфика проявления и контроль координационных способностей в сложнокоординационных видах спорта [Текст] / В. Л. Ботяев // ТиПФК. - 2010. - № 2. - С. 73-74.
3. Вишнякова, С. В. Методика использования дыхательных упражнений на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / С. В. Вишнякова. - Волгоград : ВГАФК, 1999. - 143 с.
4. Друшевская, В. Л. Физиологические особенности адаптации сенсомоторных систем организма акробатов разной квалификации [Текст] : автореф. дисс. ... канд. биол. наук / Д. Л. Друшевская. - Краснодар. - 2011. - 24 с.
5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.
6. Исмаилов, А. И. Психофункциональная подготовка спортсменов [Текст] : учебное пособие /
A. И. Исмаилов, И. Н. Солопов, А. И. Шамардин. - Волгоград, 2001 - 116 с.
7. Коц, Я. М. Спортивная физиология [Текст] / Я. М. Коц. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 239 с.
8. Кучкин, С. Н., Ченегин, В. М. Методы исследования в возрастной физиологии физических упражнений и спорта [Текст] : учебное пособие / С. Н. Кучкин,
B. М. Ченегин. - Волгоград : ВГАФК, 1998. - 87 с.
9. Селиверстова, В. В., Мельников, Д. С. Психофизиологическое тестирование спортсменов [Текст] : учебное пособие / В. В. Селиверстова, Д. С. Мельников. - СПб. : [б.и.], 2010. - 81 с.
10. Солодков, А. С., Сологуб, Е. Б. Возрастная физиология [Текст] : учебное пособие / А. С. Солод- ков, Е. Б. Сологуб. - СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лес- гафта, 2001. - 187 с.
11. Солопов, И. Н. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов [Текст] : монография / И. Н. Солопов [и др.]. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2010. - 346 с.
12. Цепелевич, И. В. Оценка уровня развития специализированных двигательных способностей художественных гимнасток высокой квалификации [Текст] / И. В. Цепелевич, И. А. Степанова, Т. В. Жукова // Гимнастика : сборник научных трудов. - Вы
пуск 1. - СПб. : СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003 -
С.153-157.
13.Ченегин, В. М. Биологические основы тренировок в сложнокоординационных видах спорта [Текст] : уч. пос. / В. М. Ченегин, А. А. Герасимова,
С.М. Погудин. - Чайковский, 1994. - 72 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org
Дата добавления: 24.03.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |