Реферат по предмету "Философия"


Философия общества. Специфика социальных законов

Реферат На тему: Философия общества. Специфика социальных законов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Общество как философская проблема 2 Взаимодействие общества и природы 3 О социальной структуре общества 4 Специфические законы общества 5 Философские проблемы экономической жизни общества 6 Философия политики 7 Общественное сознание и духовная жизнь общества

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Общество и сообщество. Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью об¬щности, что позволя-ет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует заме¬тить, что в самом слове «общество» на-личествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», ха-рактерное

для первобытных форм единения людей. Данная форма об¬щности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного су¬ществования на-ших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к жи-вотным: некоторые из них живут именно со¬обществами. Далее, термин «со-общество» сейчас употребляется применительно к человеческим объедине-ниям — группам разной величины и принципов объединения. Мы говорим, например, о на¬учном сообществе, о журналистском сообществе.

Да и в обы-ден¬ном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объ¬единения какого-то количества людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общест¬ва или сообщества яв-ляют собой составные части общества как множества, составляющего целое государство. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать данное по-нятие и отражаемую им реальность. 1. Общество как философская проблема «Проблема социальной философии — вопрос, что такое, соб¬ственно,

есть общество, какое значение оно имеет в жизни чело¬века, в чем его истин-ное существо и к чему оно нас обязывает». Общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще все-го называют географическое образование, связанное воедино правовой сис-темой и имеющее определенное "национальное лицо". Общество на любой ступени его развития — это многостороннее обра-зование, сложное сплетение множества

разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью со¬ставляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: тех¬ника, учреждения, язык, наука, фило-софия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих от¬ношений, действий и их результатов и есть то, что со-ставляет обще¬ство как целое. Современная философия рассматривает общество как совокупность различных

частей и элементов, которые тесно связаны между собой, посто-янно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный цело-стный организм, как единая система. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как пра-вило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей. Современная социальная философия выделяет четыре основных харак-теристики общества: самодеятельность,

самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдель-ным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные груп-пы, институты (семья,

образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему. Структуру человеческого общества образуют: производство и склады-вающиеся на его основе производственные, экономические, социальные от-ношения, включающие в себя клас¬совые, национальные, семейные отноше-ния; политические отно¬шения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, фи¬лософия, искусство, нравственность, религия и т.д. Базовую структуру общества образуют основные типы обществен-ной деятельности (подсистемы

общественной жизни), которые в нем по-стоянно воспроизводятся. Это: • материальная деятельность, • духовная деятельность, • регулятивная или управленческая деятельность, • деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитар-ной или социальной в узком смысле. Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы обще-ства: • материально-экономическую, • социальную, • политическую, • духовную

Не трудно заметить, что эти подходы во многом схожи, однако первый является для современного уровня развития социально-философской мысли более обоснованным, почему мы и остановимся на нем более подробно. Хотя следует отметить, что оба подхода имеют право на существование, ибо в ка-кой-то мере дополняют друг друга. Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре состав-ляющих ее элемента. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание

которой состав-ляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой дея-тельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может быть направлена на другого человека (например, в ситуации "препода-ватель - студент"), на вещи (орудия труда, орудия духовного производства) и символы или знаки, каковыми являются устная и письменная речь, информа-ция на различных носителях (дискетах, лазерных

дисках, магнитных лентах), книги, картины, искусственные языки и т.д. Однако человек сам по себе, как и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Для такого действия необходимы связи между ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, симво-лы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и по-рождают основные типы общественной деятельности.

Четырем названным элементам простейшего социального действия со-ответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной дея-тельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследст-вие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества. Подроб-нее мы остановимся на этом в следующих разделах реферата. 2. Взаимодействие общества и природы. Каждое общество пре¬образует географическую среду, используя

дос-тижения предыду¬щих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство буду¬щим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в сред¬ства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество че¬ловеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по сло-вам Д.И. Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу. Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, осно¬вал деревни

и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в дру-гие кли¬матические условия различные виды растений и животных, но и из¬менил их. Невозможно анализировать общество, не принимая в сообра¬жение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в при¬роде. Воздействие общества на природу обусловливается развити¬ем материального производ-ства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером об-щественных отношений.

При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойст-ва, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить со-временную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих по-колений, и поставить современное общество в исходные природные усло-вия, то оно не сможет существовать: человек гео¬химически переделал мир, и этот процесс уже необратим.

Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на раз-витие общества. Человеческая история — наглядный при¬мер того, как усло-вия среды и очертания поверхности планеты спо¬собствовали или, напротив, препятствовали развитию человечест¬ва. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существова¬ния ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов,

вечной зелени и сочных плодов, не-обузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребен¬ка, на помочах. Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специа-лизацию стран и районов. Экология (от греч. oikos —- обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. В более строгом определении экология — ком¬плексное научное направление,

изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условия-ми его обитания с целью поддержания динамического равновесия систе-мы об¬щество — природа. Известно, что человеческая деятельность является тем кана¬лом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, на¬правленности и масштабах че-ловеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы.

С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличи¬лись и масштабы его вмешательства в естественные связи био¬сферы. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресур¬сов носи-ло преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производи¬тельные силы. Но научно-техническая революция столкнула чело¬века с новой проблемой — с пробле-мой ограниченности природ¬ных ресурсов, возможного нарушения динами-ческого равновесия сложившейся системы,

а в связи с этим и необходимо-стью береж¬ного к ней отношения. Нельзя забывать: мы живем в мире, где цар¬ствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов для про-мышленности и пропитания «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпыва-ются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответ¬ственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного

регу¬лирования, охватывающего как природные, так и социальные про¬цессы, учитывающего характер и границы допустимого воз-действия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и вос¬производства. Теперь стало ясно, что воздействие человека на при¬роду должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Види-мое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непопра-вимым ущербом и для самой природы,

и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над при-ро¬дой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адап¬тирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздейст-вие человека на природу имеет тен¬денцию нарушать сложившийся баланс экологических

процессов. Человечество вплотную столкнулось с глобаль-ными экологически¬ми проблемами, которые угрожают его собственному существова¬нию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного по¬крова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опас¬но-острое противо-речие с условиями своего обитания. Под тяже¬лым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отрав¬ленной, измученной земле, говорит

С.Н. Булгаков, жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительнос¬тью смерти. Окруженная кольцом смерти, постоянно окру-жаемая раскрытым зевом небытия, жизнь робко и скупо ютится в уголках Вселенной, лишь ценою страшных усилий спасаясь от окончатель¬ного ис-требления: биосфера стонет под тяжестью индустриальной цивилизации. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосущест¬вовать с ней. И не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком нравствен-ном масштабе: ведь мы призваны

не властвовать над природой (и, безуслов-но, не покорять ее), а, наоборот, бу¬дучи детьми ее, должны лелеять и любить ее, как родную мать. Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника –– человек – биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по от-ношению к природе, что долж¬но обострять в нем чувство ответственности за преобразующее

воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выраже-ние об¬щефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и от¬ветственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность. Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более со¬вершенствование самого

человека как «части», порожденной самой же природой. Человеку по мере его разви-тия всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к при-роде. Нравственное отношение человека к природе обусловле¬но нравствен-ным отношением к людям. Заповедь собственно чело¬веческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего

человечества и для нее самой. Перед лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической связи и ответствен¬ности человека пе-ред своей матерью-природой. 3. О социальной структуре общества. Давно было замечено, что в обществе существуют различные по сво-ему положению, интере¬сам и стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды.

Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психо¬логических особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, мировоз-зрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хи¬жинах думают ина-че, чем во дворцах); другие – в уровне благосо¬стояния (который рассматри-вался независимо от места человека в системе материального производства). По Г. Гегелю, классы поко¬ятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образо¬вания, а главное

– на характере труда: это крестьяне, зани-маю¬щиеся земледелием; рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах, на стройках и т.п.; служащие, составляющие класс чиновничества; люди умст-венного труда – ученые, художники и вообще деятели искусства, духовные лица (т.е. те, кто относится по российской тра¬диции к интеллигенции, кото-рую у нас именовали почему-то «про¬слойкой». В этом названии есть что-то уничижительное. Скорее интеллигенция – это общественный класс людей, занимающихся

умственным трудом.) В зарубежной и отечественной соци-ально-философской современной литературе вошло в употребление вы¬ражение «средний класс». Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как це¬лого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, со¬циальными группами. Ключевое значение для понимания социальной структуры обще¬ства имеют понятия

способа производства, экономической сферы разделения труда. Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся сту¬пени обучения и воспитания, члены общества далеко не однородны по своим ин-теллектуальным, моральным и иным данным и, что очень существенно, по своим наклонностям, интересам, характеру, жизнен¬ным, бытовым возможно-стям. И каждый юный гражданин законо¬мерно или случайно попадает в опре-деленную социальную группу.

В разумно организованном экономически и духовно развитом обществе в той или иной степени осуществляется мудрый христианский прин¬цип, метко сформулированный А. Сен-Симоном: «От ка-ждого по способностям, каждому по его делам». Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе. В самом разумном обществе равенство может быть только перед за-коном, а «в остальном существует неравенство:

люди не равны уже по рож-дению, уму и характеру. Одни более пригодны к одному роду деятельности, чем к другому. Да и обществу нужны — для интересов целого — все виды деятельности на пользу, как об¬щества, так и самих тружеников. Во многом вследствие этого гра¬ницы между классами и другими группами общества всегда отно¬сительны, подвижны. Это значит, что для каждого отдельного пред¬ставителя того или иного класса, той или иной социальной группы су-ществует реальная возможность социальной миграции.

4. Специфические законы общества Законы общества, как и законы природы, существуют независимо от того, знаем ли мы об их существовании или нет. Они всегда носят объек-тивный характер. Объективное – это не только то, что находится вне сознания, но и то, что не зависит от сознания (воли и желаний) людей. Общественные законы невозможно произвольно изменить или отме-нить вообще. Они начинают действовать, когда возникают определенные объективные условия, и сходят с исторической

арены, когда эти условия исчезают. С другой стороны, социальные законы действуют не автоматически. Условие их возникновения, функционирования и исчезновения создаются людьми. И специфика общественных законов состоит в том, что это законы деятельности людей, а точнее – больших масс людей. Поскольку же дейст-вуют разные люди, занимающие различное положение в обществе, имею-щие разные интересы, то социальные законы представляют собой по пре-имуществу законы – тенденции, проявляющиеся

как своеобразная «равно-действующая» многочисленных перекрещивающихся сил, стремлений, дей-ствий. По мере того, как изменяется соотношение социальных сил, дейст-вующих в обществе, происходит изменение и способов и форм реализации соответствующих законов, но сами эти связи сохраняют относительную ус-тойчивость. В связи с этим следует обратить внимание на то, что общественные законы могут носить характер динамических и статистических. Хотя их раз-граничение применительно к общественной жизни относительно, можно отметить

в динамических законах историческое необходимость проявляется по преимуществу как неизбежность. Однако чем дальше та или иная сфера общественной жизни удалена от материально-производственной, тем более она опосредована другими, в том числе случайными факторами. А потому и законы, действующие в этих сферах, носят чаще всего статистический ха-рактер. Социальная необходимость приобретает здесь вероятностную при-роду, выступает в форме потребности.

История, по словам К. Маркса «но-сила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли не какой роли». Диапазон случайности в общественной жизни всегда весьма широк и многообразен. Соответственно социальная действительность содержит в се-бе богатый «набор» возможностей ее дальнейшего изменения. То, какие случайности и возможности реализуются, зависит от социальных сил, дей-ствующих на исторической арене. Не мало важное значение имеет и то, на сколько их интересы и цели соответствуют

необходимой тенденции разви-тия, а следовательно – стихийной или планомерной форме они реализуются. Благодаря этим факторам, а особенно активной и свободной практической деятельности людей, осуществляющейся на основе сопоставления и выбора определенных способов действия, история не представляет собой чего-то фатально предопределенного. Она реализуется каждым народом, каждой страной специфическим образом, по-своему. 5. Философские проблемы экономической жизни общества

Современная философия рассматривает многие проблемы экономиче-ской жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распреде-ления, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономи-ческих процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций

в экономической жизни общества и т. д. Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной соци-ально-философской мысли России является вопрос о роли способа произ-водства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества, открытый К.Марксом в се-редине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был при-знан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подле-жащей сомнению.

Сторонников у этой точки зрения много и сейчас. Дейст-вительно, на уровне обыденно-практического сознания, мы прекрасно пони-маем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удов-летворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рас-смотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне.

Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы: 1. без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно; 2. способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры; 3. способ производства во многом обусловливает развитие политиче-ской жизни общества;

4. в процессе производства создаются необходимые материальные ус-ловия развития духовной жизни общества; 5. материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности. К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие произ-водительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъ-ектом труда. Прежде всего, человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями,

профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако по-добная трактовка наследия К.Маркса в старых учебниках достаточно схема-тична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К.Маркса о производительных силах: "К.Маркс в качество чело-века как производительной силы включил все богатство его развития как об-щественного субъекта, как личности"

Всеобщие производительные силы ха-рактеризуются двумя моментами: 1. это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общест-венного труда, 2. это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества. Производственные отношения характеризуют экономические отно-шения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собст-венности, обмена, распределения и потребления произведенных материаль-ных и духовных

благ. Определить их можно так: производственные отноше-ния - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения обществен-ного продукта от производителя до потребителя. Развитие материального производства начинается с развития произво-дительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные

отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства, не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений. Философские проблемы собственности вызывают самые ожесточен-ные споры на протяжении многих столетий. Главными дискуссионными во-просами были, во-первых, какова роль собственности в развитии человече-ской цивилизации и культуры, и, во-вторых, собственность - это добро или зло?

Формы собственности могут быть различными. Главными из них яв-ляются общественная и частная собственность. Со времен Платона в фило-софии идет спор о том, какая форма собственности лучше. Приведем два ха-рактерных мнения, отражающих позиции противоположных лагерей, на ко-торые разделились мыслители по отношению к собственности. Аристотель: "В каждом государстве есть три части: очень состоятель-ные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине

между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума Государство более всего стре-мится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых.

И так как никто на них, и они ни на кого не злоумышляют, то, и жизнь их протекает в безопасности". Жан Мелье: "Почти повсюду распространено и узаконено заблуждение, заключающиеся в том, что люди присваивают себе в частную собственность земные блага и богатства, вместо того чтобы, как следовало бы, всем владеть и пользоваться ими на началах равенства Благодаря этому каждый старает-ся всякими способами, хорошими или дурными, обладать как можно боль-шим

богатством, потому что жадность ненасытна, и она, как известно, явля-ется источником всех зол Вследствие этого наиболее сильные, наиболее хитрые, наиболее ловкие, а часто даже и худшие и недостойнейшие оказы-ваются наделенными наилучшими земными благами и житейскими удобства- ми". Процитированных философов разделяют не только два тысячелетия, но и противоположное отношение к собственности. Для Аристотеля собствен-ность (но не чрезмерная, а умеренная, разумная) - атрибут того слоя, который

мы сегодня называем "средним классом". Средний класс, ныне составляю-щий в развитых странах мира до 80% населения, является главной опорой го-сударства, гарантом его благополучия. Аристотель признает, что не имею-щий собственности, как и имеющий ее, чрезмерно, склонны к противоправ-ным действиям, потому оба они не могут способствовать сохранению ста-бильности государства. Мелье, напротив, полагает, что собственность в лю-бом ее виде - зло.

Большая часть философов были сторонниками частной собственности. Советская философия унаследовала традиции К.Маркса и Ф.Энгельса, вслед за представителями утопического коммунизма, бескомпромиссно отрицав-ших частную собственность. Для российской философии это сыграло роко-вую роль: проблема собственности в советский период ее истории просто не ставилась. 6. Философия политики Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики,

однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою исто-рию от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, ка-кой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективно-сти

политических систем и режимов. В отечественной литературе имеется несколько определений сущности философии политики. Сошлемся на определение А.С.Панарина, автора пер-вого в отечественной философии специального исследования по философии политики: "Философию политики, можно определить, как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объек-тивного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального"

Философ и политолог В.Д. Зотов образно заметил, что проблематика политической философии вращается как бы меж-ду двумя полюсами. Один полюс составляет объективная реальность госу-дарства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится "политический человек" с его свободой воли, мо-ральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом. Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения

политики и власти, их социальный смысл, вопло-щение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с мора-лью, религией, искусством и т.д. Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны. В нашем мире рациональности, где, с одной стороны, проходят

объективные процессы дифференциации наук (раз-деления одной науки на несколько новых), а с другой - не менее объективно происходит образование интегральных наук, действительно, очень трудно выделить предмет политической философии и, несомненно, эта проблема - самоопределение политической философии - еще долго будет актуальной. Очевидно, что философия политики изучает, прежде всего, такие кате-гории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенст-во.

А.С.Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология. Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле – учение о познании), можно представить,

что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое вре-мя, политическое пространство; политическая антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксео-логия – политическое действие; политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике и т.д. Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие

достижения философов античности, одновременно развивая их. Назовем некоторые из этих немеркнущих поло-жений: • политика – это общественное явление, составляющее сущность, ве-дущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Ари-стотель); • человек – это политическое животное, его общественная и политиче-ская природа нераздельны (Аристотель); • полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков,

зависимостей (Пла-тон); • политика – это специфическая деятельность, искусство, творчество, зрелище (Платон). Античные философы и политические деятели начали изучать специфи-ку политического языка и политической речи, этические категории свободы, справедливости, всеобщего блага, типы правителей и особенности различных политических строев, политические конфликты. Философия политики в средние века характеризовалась теоцентриз-мом, а социальная жизнь – формированием абсолютных монархий, противо-поставлением светской и церковной

властей, отсюда – появление новых идей и новых оппозиций: властелин – народ, власть – подчиненные, город – мир, свобода – долг и право и т. д. Новое время – период формирования индустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания бур-жуазии – способствовало появлению открытий, определяющих политиче-скую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них были гражданское общество и правовое государство.

В Новое время были сфор-мированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социа-лизм, анархизм и т. д. Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тотали-таризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политиза-цию сознания, массовые политические неврозы и психозы. Все это и соста-вило предмет изучения политической философии в

ХХ веке. Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области по-литики – идею гражданского общества и идею правового государства. Концепция гражданского общества и правового государства сфор-мировалась в XVII – XVIII веках. Д.Локк, Ш.Монтескье и ряд других фило-софов пришли к выводу о том, что единую и абсолютную государственную власть целесообразно разделить на три независимые власти – законодатель-ную, исполнительную и судебную. Каждая из "ветвей власти" должна быть относительно самостоятельной

и уравновешивать другие. И.Кант предложил установить первенство законодательной власти перед всеми другими властя-ми. И.Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. С конца XVIII века под правом понимается уже не совокупность норм установленных или санкционированных государством или монархом, а нормативная система, ко-торая существенно ограничивает возможности произвола централизованной власти. Правовое государство может существовать только там и

тогда, где и когда существует гражданское общество. Идею разграничения гражданско-го общества и государства предложил Г.В.Ф.Гегель. Общество, таким образом, – это гражданское общество плюс государ-ство. То есть гражданское общество – это не государственная часть общест-ва, которая основана на автономии индивидов. Государство и гражданское общество относительно самостоятельны.

Причем, они – не некая застывшая конструкция, а характеристика реального развития, процессов, происходя-щих в обществе. Следует отметить, что в идее гражданского общества про-явился европейский, западный подход к личности. Восточная же обществен-ная мысль, как и практика политической жизни, не знает ценности правового равенства людей, независимо от их должности или гражданского образа жиз-ни. Напомним, что в западной культуре в альтернативе "общество – человек" приоритет принадлежит

человеку, в восточной - обществу и государству. В современном понимании гражданское общество это "общество с раз-витыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отно-шениями между его членами, независимое от государства, но взаимодейст-вующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения". Создание правового государ-ства и формирование гражданского общества

- актуальные проблемы в со-временной России. Однако Россия имеет уникальный опыт политической жизни, свои специфические особенности политического сознания, формиро-вавшегося в весьма противоречивых и своеобразных условиях, поэтому про-стое копирование западного опыта здесь вряд ли может быть удачным. Одним из важнейших элементов политической жизни общества являет-ся политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными

группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государст-венной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий ха-рактер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реали-зуется через политические отношения, политические институты и политиче-скую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социаль-ных институтов, осуществляющих определенные политические функции, на-зывают политической системой.

Основным институтом политической сис-темы является государство. Государство организует, направляет, и контролирует совместную дея-тельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Го-сударство отличается от других социальных институтов и организаций сле-дующими признаками: • обязательным

наличием социальной основы правящих сил; • наличием специального аппарата власти; • наличием государственной территории; • суверенным правом издания законов, обязательных для граждан; • исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д. Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о проис-хождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникнове-ние государства связывается с экономическими процессами, возникновением

частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возник-новения государства - от божественного промысла до общественного догово-ра. 7. Общественное сознание и духовная жизнь общества Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем соци-альной философии, предмет которой

еще не выделился окончательно и опре-деленно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную ха-рактеристику духовной сферы жизни общества. Поэтому на протяжении почти трех четвертей века отечественная фи-лософия была вынуждена заниматься проблемами коммунистической идео-логии, культуры развитого социализма и т.п. и не изучала проблемы реаль-ных духовных процессов, протекавших в обществе. Что же представляют собой общественное сознание и духовная жизнь общества?

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический

и научно-теоретический. По-добный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносео-логическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта по-знания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-

теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый ха-рактер. Но об этом речь пойдет ниже. Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его но-сителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного созна-ния - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивиду-ального сознания является отдельный человек, носителем группового созна-ния - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная

какой-либо идеей, целью. Например, к феноме-ну массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадно-го певца, почитатели газеты "СПИД-инфо", постоянные слушатели радио-станции "Маяк". Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа - это люди, непосред-ственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся

для достижения ка-кой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, нали-чие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообраз-ных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, фило-софское, научное, экологическое,

экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного соз-нания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценно-стей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений.

По своему теоре-тическому содержанию идеология является совокупностью правовых, поли-тических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конеч-ном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъектив-ную, присущую каждому человеку.

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало стано-вится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие иде-ального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы: • какова структура

духовной жизни общества, • каковы основные аспекты духовности, • что такое духовное производство. Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материаль-но-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить анало-гичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духов-ный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятель-ность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религи-озные, политические,

правовые и т.д. Выделим основные аспекты духовности. 1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориенти-рованные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни

личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека. 2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом харак-теризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется (при-сваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, мате-риально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, катего-рийно-понятийный строй человеческого

сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными фор-мами. 3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутрен-няя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Ду-ховность человека целиком и полностью субъективна, она представляет со-бой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "

Я". Духовность - субъективно-индивидуальна. Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир. Сравнительно недавно в отечественной литературе появилось понятие "духовное производство". Духовное производство - это производство созна-ния, осуществляемое специализированными группами людей, профессиональ-но занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются: 1) идеи, теории, образы, духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов; 3) духовность человека. Структура духовного производства включает в себя научные, эстетиче-ские и религиозные виды освоения действительности. Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами ду-ховного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не ре-зультат творческой деятельности идеологов.

Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к ка-ждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование. Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные

связи не являются по преимуще-ству духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духов-ны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, ли-бо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систе-му отношений к собственности, как материальному объекту, то, следователь-но, правовые отношения собственности будут не духовными, а материаль-ными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отноше-ния власти - господства и подчинения

- это в конечном итоге тоже матери-альные отношения. Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов, представлений, если так можно выразиться, в "чистом" виде. В каждой из этих форм общественного сознания реальность представляется в целостной и специфической форме. Словосочетание "духовное производство" не должно вводить нас в за-блуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с ма-териальным.

Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства - материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. На-конец, не следует забывать, что если цель жизни многих людей - материаль-ное богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1.

М 1993. С.66. 2. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. М 1991. С.414-415. 3. Панарин А.С. Философия политики. М 1994. С.5. 4. Очерки социальной философии. М 1994. С.83. 5. Политология: Энциклопедический словарь. М 1993. С.75. 6. Философский энциклопедический словарь. М 1983.

С.507. 7. Семинарские занятия по философии: Учеб. – метод. Пособие/А.П. Горячев, Ю.М. Лопанцев, В.А. Мейдер и др.; под. ред. К.М. Никонова. – М.: Высш. шк 1991. –287 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «да будет воля твоя на земле»
Реферат Изучение прокуратуры и комитета государственного контроля Республики Беларусь
Реферат Функциональное поле футуральности в немецкой разговорной речи и СМИ
Реферат Спектроскопия магнитного резонанса
Реферат Toronto
Реферат AngloSaxon Culture And Beowulf Essay Research Paper
Реферат Деятельность социального педагога по оказанию эффективной помощи многодетным семьям
Реферат Charges Against Socrates Essay Research Paper One
Реферат Досвід роботи головного управління у справі сім`ї та молоді виконавчого органу Київської міської
Реферат Internet Privacy Essay Research Paper the ecommerce
Реферат Основные межвидовые взаимодействия, эволюция
Реферат Новации в области маркетинговой деятельности и их влияние на формирование, и выполнение маркетинговых стратегий
Реферат Анализ стихотворения А.Т.Твардовского К обидам собственной персоны...
Реферат Роль рекламы в продвижении товара
Реферат Word Processing Essay Research Paper Word ProcessingFor