Реферат по предмету "Другое"


Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия


Н.Н. Нагайченко


В процессе модернизации современного Российского образования одной из ведущих задач становится задача по формированию социальных компетенций личности в процессе ее субъектной самореализации в воспитывающей среде. Необходимость решения такой задачи определяется миссией, возложенной на образовательные учреждения официальными органами и ожиданиями общества, определяющими потребности граждан в развитии социальных компетенций в процессе получения образования.


Если рассматривать социальную компетентность как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетенций через воспитывающую среду [9]. Результатом процесса социализации учащихся, то есть результатом реального взаимодействия школы и среды становится новый уровень социальной компетентности школьника. Тогда формирование социальной компетентности становится сегодня для современной школы одной из важных педагогических задач.


К микрофакторам, которые влияют на школьника, относятся семья, сверстники, микросоциум, различные образовательные и воспитательные организации. Школе необходимо активно включаться в процесс социализации подростков, взаимодействуя с перечисленными микрофакторами, учитывая их непосредственное влияние на формирование личности учащегося. Школа как воспитательный институт «проводит в жизнь заказ общества - формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [1].


Отсюда вытекает одна из целей, стоящая перед образовательным учреждением сегодня: создать необходимые условия для формирования высокого уровня социальной компетентности, выбрать методы и приемы педагогики, социальной психологии. Такие условия можно создать, используя возможности воспитывающей среды образовательного учреждения, направляя воспитательные усилия не на детей, а на окружающую их обстановку, среду жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют. Мы согласны с мнением М. И. Рожкова, который утверждает, что «...от того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит освоение им системы социальных ролей, адекватных функциям, которые должен реализовать индивид в системе социальных отношений» [8].


В этих условиях школа должна организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом повышения требований к выпускникам. Основной задачей образования становится воспитание школьника, способного быстро интегрироваться в общество на основе усвоенных им в школе элементов культуры, социальных норм и ценностей.


Исходя из таких целей и задач, можно говорить о конечном результате образования в современной школе - о компетентности выпускника.


Компетентность - это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.


Советом Европы были определены пять групп ключевых компетенций, которыми, по мнению ЮНЕСКО, должны обладать выпускники общеобразовательной школы. В первую группу включены социальные компетенции, овладение которыми позволяет выпускникам школы брать на себя ответственность, активно участвовать в выработке совместного решения, уметь урегулировать конфликтные ситуации позитивным путем, эффективно участвовать в деятельности различных демократических институтов.


В отечественной педагогике и социальной психологии в определении «социальной компетентности» преобладали коммуникативные аспекты. А. Кидрон толковал социальную компетентность как необходимый навык общения. В качестве свойств такой социальной компетентности были рассмотрены контактность, общительность, разговорчивость, сила убеждения, готовность к обсуждению, уверенная манера держать себя и др.


После 90-х гг. XX в. социальная компетентность как личностное качество человека становится востребованным во всех социальных сферах жизнедеятельности, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление. Эта тенденция находит свое продолжение в исследованиях настоящих ученых.


Так, В. Н. Куницына выделяет следующие виды социальной компетентности: вербальная компетентность; коммуникативная компетентность;социо-профессиональная компетентность; социально-психологическая компетентность;самоидентификация (эго-компетентность).


И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи) [2].


В диссертационном исследовании Е. В. Коб- лянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность - «.это качество человека - субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов» [5, с. 210].


O.K. Крокинская акцентирует свое исследование на недостаточном уровне социальной компетентности, которая сохраняет авторитарный тип личности с комплексом установок конфронтации и иррациональности, с клишированным мышлением, умеющим принимать только упрощенные объяснения.


Большое внимание исследованию социальной компетентности уделено зарубежными авторами. Так, немецкими психологами У. Пфин- гстен и Р. Хинтч социальная компетентность трактуется как владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотнесению положительных и отрицательных следствий. Г. Спивак и М. Шаре рассматривают социальную компетентность как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем. М. Аргайле в понятии «общая социальная компетентность» объединял профессиональную и коммуникативную компетентность, считая необходимым рассматривать их взаимосвязи. Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности пронизывают четыре свойства личности: коммуникабельность, решимость, влиятельность, самоуважение.


Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.


Социальная компетентность человека включает в себя:


знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;


знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;


навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;


знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;


умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения);


знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д. [3].


По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность личности - важное психологическое новообразование, позволяющее гармонично и конструктивно разрешать проблемы возрастного юношеского кризиса [4, c. 146148]. Ученый также связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. В частности, автор пишет: «Определяя социальную компетентность, как совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение социальной деятельности, личностных качеств, связанных со способностью брать на себя ответственность, и определенного уровня духовной культуры, включающей в себя любовь, признание, веру, модель социально-компетентного младшего школьника можно представить в виде набора следующих признаков:


сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; развитие продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;


сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения;


удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка, обладание критичностью по отношению к себе и окружающим;


усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение прочных дружеских контактов;


сформированность навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях» [4, c. 146-148].


Рассматривая социальную компетентность как личностное формирование, М. И. Лукьянова трактует данный феномен как «сознательное выражение личности, проявляющееся в ее убеждениях, взглядах, отношениях, мотивах, установках на определенное поведение, в сформи- рованности личностных качеств, способствующих конструктивному взаимодействию» [6, c. 240-242].


Такое понимание сущности социальной компетентности автор дополняет своим видением ее структуры, предлагая в качестве компонентов рассматривать следующее:


мотивационно-ценностный - это мотивы социальной деятельности, сформированность мотивации, стремление к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личностного порядка;


операционно-содержательный - это совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации;


эмоционально-волевой - способность осуществить выбор решения, способность к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять на себя ответственность, решительность, уверенность в себе) [6, c. 240-242].


Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой [7, c. 84-90]. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля и их информирование по всем вопросам социальной реальности [7, c. 84-90]. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненнофутурологический.


Проведенный анализ позволяет сделать вывод о различных подходах к пониманию сущности социальной компетентности:


социальная компетентность представлена или как интегративное качество личности, или как социальное взаимодействие;


социальная компетентность характеризуется как результат некоторой деятельности или показатель достижений личности в определенном виде деятельности;


содержательный компонент формирования социальной компетентности зависит от возраста человека. Процесс формирования и развития социальной компетентности в разные возрастные периоды имеют как общие, так и особенные черты, включающие как различные, так и сходные компоненты.


Социальная компетенция строится и развивается на основе опыта и деятельности самих воспитанников. С этой целью необходимо создавать условия для проявления учащимися социальной активность, так как приобретение компетенций напрямую связано с педагогическими инновациями в содержании, формах и технологиях воспитания.


В этом смысле трудно не согласиться с высказыванием, что в воспитании важнейшим «должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе» [11, c. 97].


На основе теоретических исследований мы сформулировали следующее понятие социальной компетентности: это комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированности которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, и эффективно выполнять заданную социальную роль.


По нашему мнению социальная компетентность - это не обычная сумма знаний, это способность человека решать жизненные проблемы и задачи, находить выход в повседневных реальных ситуациях, используя приобретенные умения и навыки, учебный и жизненный опыт, социальные ценности и личные мотивы.


Таким образом, необходимый уровень социальной компетентности старшеклассников в условиях массовой школы достигается посредством формирования:


комплекса социально-коммуникативных знаний и отношений (понятийно-сущностный компонент);


системы социально-коммуникативных умений (практико-деятельностный компонент);


опыта продуктивной социально-коммуникативнойдеятельности(мотивационно


мировоззренческий компонент);


личностно-ценностного отношения к совершенствованию социально-коммуникативной компетентности (концептуальный компонент).


Основываясь на том, что содержание любой компетентности, и социальной, в том числе, предполагает ряд сторон (знаниевый, мотивационный, деятельностный), базируется на информации, коммуникации, интуиции и практике, мы разработали следующую структуру социальной компетентности (схема 1).



Понятийно-сущностный компонент


Практико-деятельностный компонент



Социальная


компетентность






Мотивационно-мировоззренческий компонент



Концептуальный компонент


Схема 1. Структура социальной компетентности


С целью определения содержания социальной компетентности необходимо выделить ведущие социальные роли, которые отличают различные социальные отношениястаршеклассников.


Именно в юношеском возрасте, как показали исследования И. С. Кона, И. Б. Котовой, А. В. Муд- рика, С. А. Смирнова, Е. Н. Шиянова и других ученых, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся.


Юность - это период, когда подросток осознает себя ответственным субъектом социальной жизни, готовым и имеющим возможности активно участвовать в трудовой и общественной жизни, умеющим выражать свою гражданскую позицию, понимающим социальные роли мужчины или женщины, матери или отца, имеющим нравственное отношение к любви, семье, браку - в итоге овладевающим социальным опытом и реализующим себя как личность. Как показали исследования И. С. Кона, основной социальной задачей в эти годы выступает определение своего места в жизни, обществе, выбор профессии. Важной жизненной задачей юношей и девушек становится психо-сексуальная ориентация, подготовка к семейно-брачным отношениям, созданию семьи.


Ранний юношеский возраст - время для осуществления профессионального выбора и подготовки к будущей профессии, перехода к профессиональному обучению. На этом этапе завершается созревание и формирование личности, когда наиболее полно проявляется ценностная ориентация деятельности школьника.


А. В. Мудрику считает, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности, создали прочную семью, были законопослушными гражданами. Человек становится полноценным членом общества будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект человек в процессе социализации не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве с реализацией активности человека, его саморазвитием и самореализацией в обществе.


Исходя из проведенного теоретического анализа психолого-педагогических подходов к определению ведущих социальных ролей старшеклассников, нами было определено содержание социальной компетентности, которое имеет три направления развития по каждому компоненту социальной компетентности: «Личность», «Гражданин», «Профессионал».


Содержание социальной компетентности включает в себя:


По направлению развития «Личность»:


понятийно-сущностный компонент - знания ролевых требований и ожиданий, предъявляемых обществом к обладателям определенного социального статуса; знания общечеловеческих норм и ценностей, норм в сферах и областях социального взаимодействия; знания и представления человека о себе (о своих возможностях, интересах, способностях), восприятие себя как социального субъекта и как личности;


практико-деятельностный компонент - получение навыков и опыта эффективного социального взаимодействия;


мотивационно-мировоззренческий компонент - сформированная мотивация, ориентированная на свершения и достижения, успешные установки социального взаимодействия, основанная на нравственных нормах и ценностях общественного и личностного порядка;


концептуальный компонент - наличие таких качеств как креативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, ответственность, нацеленность на успех.


По направлению развития «Гражданин»:


понятийно-сущностный компонент - знания об устройстве и функционировании социальных институтов; о различных социальных структурах и социальных процессах, протекающих в обществе;


практико-деятельностный компонент (система социально-коммуникативных умений) - получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;


мотивационно-мировоззренческий компонент (опыт продуктивной (творческой) социально-коммуникативной деятельности) - сформиро- ванность мотивации социального поведения в том или ином социальном статусе.


По направлению развития «Профессионал»:


понятийно-сущностный компонент - знания обязанностей и прав работника и работодателя, состава документов для приема на работу, содержания трудового договора, рынка труда, требований к ключевым специальностям;


практико-деятельностный компонент - получение навыков и опыта ролевого поведения, ориентированного на ту или иную профессию;


мотивационно-мировоззренческий компонент - сформированность мотивации социального поведения, ориентированного на ту или иную профессию (должность).


Важной задачей в процессе формирования социальной компетентности у старшеклассников становится создание необходимых условий, обеспечивающих освоение и принятие учениками общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов социального поведения.


Список литературы


Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы [Текст] / В. Г. Бочарова. - М. : SvR-Аргус, 1994. - С. 207.


Зимняя, И. А., Морозова, Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания [Текст] /


И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. - Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. - С. 171.


Иванова, Ю. В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных статей. - 2009. - Режим доступа : http://window.edu.ru/library/pdf2txt/443/67443/40627


Калинина, Н. В. Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения [Текст] /


Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома., 2001. - С. 146-148.


Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] дис. ... канд. пси- хол. наук / Е. В. Коблянская. - СПб. : СПбГУ, 1995. - С.210.


Лукьянова, М. И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя [Текст] / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - Кострома. - 2001. - С. 240-242.


Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения [Текст] / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. - С. 84-89.


Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994 . - № 1. С. 16-18.


Тихомирова, Е. И. Субъектная самореализация личности в воспитывающей среде как условие формирования социальных компетенций: материалы научно-практической конференции «Традиции и инновации в социальной педагогике» [Электронный ресурс] / Е. И. Тихомирова // Труды сотрудников ЛАСС.


Режимдоступа:http://www.pgsga.ru/ structure/laboratory/trudy/page2.php


Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения [Текст] 4т./С.Т.Шацкий.-М.:Просвещение.-


1962-1964. - Т. 2. - С. 412.


Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию [Текст] / В. А . Ясвин. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Смысл, 2001.. - С. 366.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org


Дата добавления: 21.04.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Життя та творчість Брейгеля - художника епохи Відродження
Реферат Исполнительное производство как завершающая стадия гражданского процесса
Реферат Экономические идеи в России в XVII XVIII вв ИТ Посошков и его книга О скудости и богатстве
Реферат Религиозные (гражданские) войны во Франции в XVI веке
Реферат Becket Essay Research Paper Summary of Becket
Реферат Иезавель
Реферат Анализ оборачиваемости оборотных активов предприятия как один из элементов анализа платёжеспособности
Реферат Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 ле
Реферат «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»
Реферат Организация внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников
Реферат Виды оздоровительной физической культуры (по степени влияния на организм)
Реферат British Royal Family
Реферат Исполнительная власть в роли судьи - Британия,, трибуналы и осведомители
Реферат Музеї Львова
Реферат Место и роль налогового кодекса в системе российского законодательства