Ахмедова З.Р.
В наше время при выборе вида деятельности человек руководствуется многими мотивами, в том числе, и возможностью достижения успеха. Как известно, поведением человека, функционально связанным с деятельностью, управляют два вида мотивации - это мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какими побуждениями он руководствуется в своей деятельности. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря личностным особенностям человека. Она проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В её основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [1; 2].
Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н.И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием мотивации избегания неудач главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного не достижения [3, 4]. Мотив избегания неудач приводит человека к занижению личной самооценки, критике всего вокруг, постоянным претензиям и к неудовлетворению жизнью.
С целью выявления личностных качеств, влияющих на выбор доминирующей мотивации, нами было проведено исследование. Общий объем рандомизированной выборки составил 70 человек, возраст испытуемых 18 -20 лет. Целью первого этапа работы являлось составление двух групп испытуемых: в первую вошли испытуемые с выраженным мотивом достижения успеха и низким уровнем мотива избегания неудач, во вторую - с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха и высокими показателями выраженности мотива избегания неудач. Изучение доминирующей мотивации осуществлялось нами при помощи методик Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач». На данном этапе были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 48%, имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха и низкий уровень к избеганию неудач, у 20% испытуемых выявлен средний уровень мотивации к достижению успеха и избеганию неудач, у 32% высокий уровень мотивации избегания неудач и низкий уровень мотивации достижения. Испытуемые, набравшие средний балл, дальнейшее участие в исследовании не принимали. Второй этап исследования был направлен на выявление личностных особенностей испытуемых, попавших в каждую из двух групп. Индивидуальные особенности респондентов были исследованы с применением Пятифакторного личностного опросника (Большая Пятерка) МакКрае - Коста. Ранжирование факторов проводилось с помощью метода экспертных оценок. Первичные факторы, преобладающие в первой и второй группах испытуемых, представлены в процентном соотношении в таблице 1 (факторы группы I, респонденты с высокой мотивацией достижения успеха) и таблице 2 (факторы группы II, респонденты с высокой мотивацией избегания неудач). Для сравнения, в таблицах представлены результаты обеих групп по этим факторам.
Таблица 1. Процентное соотношение первичных факторов, набравших высокие баллы у I группы испытуемых
Первичные факторы |
I группа |
II группа |
Активность |
87.5% |
43.7% |
Понимание |
95.8% |
50% |
Уважение других |
91.6% |
50% |
Любопытство |
87.5% |
43.7% |
Доминирование |
83% |
25% |
Аккуратность |
83% |
50% |
Настойчивость |
83% |
43.7% |
Ответственность |
83% |
43.7% |
Доверчивость |
62.5% |
6.25% |
Как видно из таблицы 1, наибольшая разница между группами наблюдается в факторах доминирование и доверчивость.
Таблица 2. Процентное соотношение выраженности первичных факторов, набравших высокие баллы у II группы испытуемых
Первичные факторы |
I группа |
II группа |
Пластичность |
37.5% |
62.5% |
Теплота |
56.2% |
83% |
Реалистичность |
8.3% |
75% |
Подозрительность |
12.5% |
68.7% |
Пассивность |
0% |
62.5% |
Ригидность |
33% |
62.5% |
Как видно из таблицы 2, наибольшая разница между группами имеется в факторах реалистичность и пассивность. Ведущие факторы в обеих группах не совпадают. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно эти факторы оказывают влияние на мотивационную направленность личности. Что касается такого фактора как «тревожность», который чаще всего указывают в качестве определяющего направленность мотивации человека, то он набрал 58% процентов в I группе и 37.5% во II группе, что является не маленьким показателем, однако в нашем исследовании он стоит не на первом месте.
Далее с целью сравнения полученных реальных данных с мнением экспертов нами был использован метод экспертной оценки. В первую очередь необходимо было выяснить, какие факторы можно считать определяющими мотивационную направленность личности. Для этого мы отобрали по шесть факторов, набравших в каждом виде мотивации наибольшие баллы. Так как объективное описание существующих точек зрения возможно только при опросе ряда специалистов и использовании статистического усреднения, в качестве экспертов выступили шесть педагогов-психологов. Им было предложено проранжировать факторы от одного до шести. Поскольку при исследовании каждому из факторов приписывались определенные ранги, то и при обработке результатов использовались ранговые методы. Анализ результатов показал, что эксперты расставили личностные качества в таком порядке: при мотивации достижения успеха на первом месте стоит настойчивость, далее по порядку идут активность, доминирование, любопытство, ответственность, доверчивость; при мотивации избегания неудач эксперты на первое место поставили подозрительность, далее - ригидность, пассивность, реалистичность, пластичность, теплотату. Степень согласованности мнений всех экспертов устанавливалась с помощью коэффициента конкордации. Мы можем утверждать, что с точностью до 95% существует определенная неслучайная согласованность мнений экспертов относительно степени влияния факторов.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач отличаются по своей внутренней структуре. Стремление к успеху и стремление к избеганию неудач актуализируется под влиянием отличных друг от друга факторов.
Мотивация избегания неудач зависит не только от ситуативных факторов (вопреки сложившемуся мнению исследователей), но также и от внутренних.
3.Через коррекцию личностных характеристик возможно воздействие на мотивационную сферу личности.
Вопрос мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач не исчерпан, и возможно продолжение изучения этой проблемы уже в русле поиска способов коррекции доминирующего мотива в сторону положительной мотивации.
Список литературы
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.
Шапиро С.А. Мотивация. М., 2008.
Акмеологический словарь / Под общ. ред. Деркача А.А. М., 2004.
Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж,1999.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.vestnikurao.ru
Дата добавления: 22.04.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |