Реферат по предмету "Другое"


Влияние личностных качеств индивида на выбор мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудач


Ахмедова З.Р.


В наше время при выборе вида деятельности человек руководствуется многими мотивами, в том числе, и возможностью достижения успеха. Как известно, поведением человека, функционально связанным с деятельностью, управляют два вида мотивации - это мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какими побуждениями он руководствуется в своей деятельности. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря личностным особенностям человека. Она проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В её основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Предполагается четкая последовательность серии действий, производимых одно за другим. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей [1; 2].


Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Н.И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность - цель - «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием мотивации избегания неудач главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного не достижения [3, 4]. Мотив избегания неудач приводит человека к занижению личной самооценки, критике всего вокруг, постоянным претензиям и к неудовлетворению жизнью.


С целью выявления личностных качеств, влияющих на выбор доминирующей мотивации, нами было проведено исследование. Общий объем рандомизированной выборки составил 70 человек, возраст испытуемых 18 -20 лет. Целью первого этапа работы являлось составление двух групп испытуемых: в первую вошли испытуемые с выраженным мотивом достижения успеха и низким уровнем мотива избегания неудач, во вторую - с низкими показателями выраженности мотива достижения успеха и высокими показателями выраженности мотива избегания неудач. Изучение доминирующей мотивации осуществлялось нами при помощи методик Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация избегания неудач». На данном этапе были получены следующие результаты. Большинство испытуемых, а именно 48%, имеют высокий уровень мотивации к достижению успеха и низкий уровень к избеганию неудач, у 20% испытуемых выявлен средний уровень мотивации к достижению успеха и избеганию неудач, у 32% высокий уровень мотивации избегания неудач и низкий уровень мотивации достижения. Испытуемые, набравшие средний балл, дальнейшее участие в исследовании не принимали. Второй этап исследования был направлен на выявление личностных особенностей испытуемых, попавших в каждую из двух групп. Индивидуальные особенности респондентов были исследованы с применением Пятифакторного личностного опросника (Большая Пятерка) МакКрае - Коста. Ранжирование факторов проводилось с помощью метода экспертных оценок. Первичные факторы, преобладающие в первой и второй группах испытуемых, представлены в процентном соотношении в таблице 1 (факторы группы I, респонденты с высокой мотивацией достижения успеха) и таблице 2 (факторы группы II, респонденты с высокой мотивацией избегания неудач). Для сравнения, в таблицах представлены результаты обеих групп по этим факторам.


Таблица 1. Процентное соотношение первичных факторов, набравших высокие баллы у I группы испытуемых



Первичные факторы


I группа


II группа


Активность


87.5%


43.7%


Понимание


95.8%


50%


Уважение других


91.6%


50%


Любопытство


87.5%


43.7%


Доминирование


83%


25%


Аккуратность


83%


50%


Настойчивость


83%


43.7%


Ответственность


83%


43.7%


Доверчивость


62.5%


6.25%


Как видно из таблицы 1, наибольшая разница между группами наблюдается в факторах доминирование и доверчивость.


Таблица 2. Процентное соотношение выраженности первичных факторов, набравших высокие баллы у II группы испытуемых



Первичные факторы


I группа


II группа


Пластичность


37.5%


62.5%


Теплота


56.2%


83%


Реалистичность


8.3%


75%


Подозрительность


12.5%


68.7%


Пассивность


0%


62.5%


Ригидность


33%


62.5%


Как видно из таблицы 2, наибольшая разница между группами имеется в факторах реалистичность и пассивность. Ведущие факторы в обеих группах не совпадают. Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно эти факторы оказывают влияние на мотивационную направленность личности. Что касается такого фактора как «тревожность», который чаще всего указывают в качестве определяющего направленность мотивации человека, то он набрал 58% процентов в I группе и 37.5% во II группе, что является не маленьким показателем, однако в нашем исследовании он стоит не на первом месте.


Далее с целью сравнения полученных реальных данных с мнением экспертов нами был использован метод экспертной оценки. В первую очередь необходимо было выяснить, какие факторы можно считать определяющими мотивационную направленность личности. Для этого мы отобрали по шесть факторов, набравших в каждом виде мотивации наибольшие баллы. Так как объективное описание существующих точек зрения возможно только при опросе ряда специалистов и использовании статистического усреднения, в качестве экспертов выступили шесть педагогов-психологов. Им было предложено проранжировать факторы от одного до шести. Поскольку при исследовании каждому из факторов приписывались определенные ранги, то и при обработке результатов использовались ранговые методы. Анализ результатов показал, что эксперты расставили личностные качества в таком порядке: при мотивации достижения успеха на первом месте стоит настойчивость, далее по порядку идут активность, доминирование, любопытство, ответственность, доверчивость; при мотивации избегания неудач эксперты на первое место поставили подозрительность, далее - ригидность, пассивность, реалистичность, пластичность, теплотату. Степень согласованности мнений всех экспертов устанавливалась с помощью коэффициента конкордации. Мы можем утверждать, что с точностью до 95% существует определенная неслучайная согласованность мнений экспертов относительно степени влияния факторов.


Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:


Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач отличаются по своей внутренней структуре. Стремление к успеху и стремление к избеганию неудач актуализируется под влиянием отличных друг от друга факторов.


Мотивация избегания неудач зависит не только от ситуативных факторов (вопреки сложившемуся мнению исследователей), но также и от внутренних.


3.Через коррекцию личностных характеристик возможно воздействие на мотивационную сферу личности.


Вопрос мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач не исчерпан, и возможно продолжение изучения этой проблемы уже в русле поиска способов коррекции доминирующего мотива в сторону положительной мотивации.


Список литературы


Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001.


Шапиро С.А. Мотивация. М., 2008.


Акмеологический словарь / Под общ. ред. Деркача А.А. М., 2004.


Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж,1999.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.vestnikurao.ru


Дата добавления: 22.04.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Годовой круг
Реферат Организация железнодорожных перевозок в РБ
Реферат 5. Дополнительное образование
Реферат Советское национально-государственное строительство накануне и в годы Великой Отечественной войны
Реферат Громадяни як суб’єкти трудового права
Реферат Внешняя политика России в XVI веке
Реферат Особенности рекламной кампании при выведении на рынок новой аудиовизуальной продукции
Реферат Разработка светодиодной матрицы
Реферат Мои впечатления от первых глав романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. 15
Реферат Жизнь и деятельность Фёдора Петровича Гааза
Реферат Проблема смысла человеческой жизни в романе Ж.П.Сартра "Тошнота"
Реферат Этикет в сословном обществе.
Реферат Политогенез, гомологические ряды и нелинейные модели социальной эволюции
Реферат Conformity And Obedience Essay Research Paper Conformity
Реферат Мифы Исландии