Реферат по предмету "Другое"


Провинциальная армейская жизнь в рассказе Ю.Н. Говорухо-Отрока «Юнкер Дубяга»


Маслов А.С.


Ю.Н. Говорухо-Отрок - наш талантливый земляк, выдающийся писатель, литературный критик и публицист последней трети XIX века, незаслуженно забытый в скором времени после своей смерти из-за первоначальных увлечений идеями народничества, и вновь возвращенный в литературный процесс лишь в 2005 году благодаря стараниям доктора филологических наук, профессора БелГУ Прокопенко Зои Тимофеевны. Ю.Н. Говорухо-Отрок в 1881г. написал рассказ «Юнкер Дубяга», в котором изобразил провинциальную армейскую жизнь в пореформенный период. Одной из проблем, поднятых в рассказе, является проблема типичности случайных военных (людей, для которых воинская служба является формальной обязанностью, а не делом чести и совести) в русской армии. Предметом нашего рассмотрения и анализа становится провинциальное армейское общество, изображенное в рассказе. Проблема типичности случайных военных остается актуальной и сегодня. Вероятно, причину интереса писателя к русской армии следует искать в его биографии, ведь Николай Фомич - первый известный представитель дворянского рода Говорухо-Отроков - в 15 лет поступил на службу юнкером, принимал участие в боевых действиях против наполеоновской армии, а его сыновья - Николай, Александр и Яков - были военными, поэтому можно сделать вывод, что в детстве Ю.Н. Говорухо-Отроку часто приходилось слушать семейные рассказы о военных буднях и случаях из армейской действительности.


Вообще, 1881 год для отечественной истории имел большое значение: 1 марта был смертельно ранен Александр II, и на смену либеральной политике пришла политика контрреформ Александра III. Отмена крепостного права, либеральная, судебная и военная реформы, реформы народного образования и цензуры - вот итог правления царя-Освободителя. Остановимся подробнее на военной реформе. В ее основу положены следующие принципы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутской системы, отмена военных поселений, создание военных округов, реорганизация военного министерства и главного штаба, учреждение юнкерских и военных училищ - все это позволило модернизировать армию и повысить ее боеспособность. Такие важные преобразование не могли не привлечь внимание передовых слоев общества, поэтому военная реформа 60-70 гг. XIX века могла быть также одной из причин интереса Ю.Н. Говорухо-Отрока к армейской тематике.


Автор рисует нам историю малообразованного юнкера Дубяги, достойно исполняющего свой долг военнослужащего, который вступает в конфликт с прапорщиком Богоносенским, позорящим честь военного мундира. В результате дуэли героев юнкер оказывается тяжело раненым и уходит в монастырь послушником, а прапорщик - остается практически безнаказанным и становится в скором времени известной личностью города N.


Возможно, прототипом места действия является город Чугуев. В пользу этой версии свидетельствуют не только реалии эпохи, изображенные в рассказе (описание театра, напоминающее описание харьковского театра, типичность строений города N, что было характерно для строений Чугуева, который первоначально был военным поселением: «весь городок бывшее когда-то военное поселение сразу сверкнул перед ними вытянутыми по ранжиру рядами белых, совершенно одинаковых домиков, с черепичными крышами, потонувших в густой зелени садов»[1, с. 235]), но и известные факты биографии Ю.Н. Говорухо-Отрока, юношеские годы которого прошли в этих местах.


Быт провинциального города показан через изображение его типичных жителей: здесь и молодой, самоуверенный, «довольно плохой» военный врач, от лица которого ведется повествование, и еще один военный врач Александр Петрович, умудренный жизненным опытом, и совсем наивный «воробьёныш» прапорщик Мальцов, и опошлевший прапорщик Шеншицкий, и молодая «эманципе» - его супруга, и прапорщик Богоносенский, который «производил впечатление неприличное, впечатление какой-то скверно пахнущей слякоти, от которой вот-вот стошнит»[1, с. 245], и собственно сам главный действующий персонаж рассказа - юнкер Дубяга. Все они вместе создают обобщенную картину армейского быта провинциального города N. Автор представляет нам тех, кто считает себя передовым обществом: все действующие лица не рядовые солдаты, а прапорщики, военные врачи и юнкера - цвет русской армии. Всем известно, что каждое время выбирает своих героев, поэтому становится понятным, почему писатель стремился показать тот «материал», из которого формировались герои провинции последней трети XIX века - «материал», который наиболее полно представлен разнородными персонажами рассказа. Но вопрос об их разнородности очень интересен, потому что, несмотря на индивидуальные особенности каждого героя, их всех можно условно разделить на два «лагеря»: прогрессивное общество и опошленное общество, причем, несмотря на кажущиеся строгие рамки, иногда границы между ними бывают размыты (например, в отношении юнкера Хохлова). К представителям первой категории можно отнести: юнкера Дубягу, Александра Петровича, Владимира Львовича, Мальцова, к представителям другой - Богоносенского, Шеншицкого, его супругу и юнкера Хохлова. В основу рассказа положен конфликт между представителями этих двух «лагерей», а в основе композиции лежит прием антитезы.


Атмосфера провинциального армейского быта показана наиболее 147 широко в сцене именин Александра Петровича: именно здесь происходит первое проявление противоположных взглядов, изначально завуалированное: пошлые шутки Богоносенского, которые благосклонно принимаются армейским провинциальным обществом, сталкиваются с недюжинными физическими способностями юнкера Дубяги. Столкновение происходит между двумя полярными взглядами и характерами: между малообразованным юнкером, который воплотил в себе авторские представления об идеале русского военного, и его антиподом - прапорщиком Богоносенским, выходцем из духовной среды. Это своеобразное противостояние двух начал: истинного, светлого и доброго с мнимым, темным и злым - вечный конфликт, который неоднократно затрагивался в мировой литературе и оставался (и остается!) актуальным во все времена. Сила, вера и честь - вот три кита, на которых строилась жизнь юнкера Дубяги. Необычайно физически сильный от природы Дубяга не может максимально полно реализовать свои способности в условиях службы, отсюда его странная привычка рвать тротуарные тумбы и гнуть подковы - это способ удовлетворения его потребности к самовыражению. Сила Дубяги становится для него жизненным стержнем, а для окружающих - предметом восхищения и удивления. Автор, используя качественные прилагательные: коренастый, огромная, широкое, подчеркивает надежность, крепость фигуры юнкера. Но наиболее примечательная его черта - это лицо, потому как эпитет «солнцеобразное» говорит о яркой, неординарной личности и сильном характере.


Речь героя проста и лаконична: «Прошу не обеспокоивать себя! Совершенно доволен! Рад знакомству! Прошу продолжения! и др.» Такая манера свидетельствует об открытости характера и вместе с тем природном стеснении и стремлении к уединенному существованию. Принцип жизни юнкера предельно прост: «Я никого не трогаю и никому не надоедаю, не позволю, чтобы и меня трогали»[1, с. 252].


Автор отмечает среди особенностей характера героя его религиозность. Вера - это еще один жизненный стержень Дубяги, его нравственный стержень, то мерило, с помощью которого он взвешивает и оценивает каждое событие и явление действительности, то единственное что заставляет его жить после того, как он потерял свою недюжинную силу. Вера помогает герою выстоять и не сломаться нравственно, она заменила ему все, что было раньше дорого и без чего, как ему казалось, невозможно прожить. Религия выводит Дубягу из кризиса и указывает ему путь к спасению... Еще раз хотелось бы отметить непреложную истину, что человек, даже военный, не может жить без веры, потому что он живёт, покуда верит - и если вера исчезает, то он гибнет духовно.


Прямота, добродушие, открытость, способность постоять за себя и не дать в обиду других - эти его черты вызывали восхищение окружающих. Не может он, русский солдат, унизить слабого и обездоленного и не подать руки помощи, ведь это противоречит кодексу воинской чести, а честь для Дубяги, как и для любого истинного военнослужащего всегда стоит превыше всего.


Воинскую честь всегда поддерживали не только богатейшие традиции русской армии, но и вера солдат в «царя-батюшку», в православное воинство и свой народ. Служба героя ярко демонстрирует, насколько понятие воинской чести органично связано с натурой солдата. Это единство проступает в юнкерских «чудесах храбрости, осторожности, терпения и исполнительности» [1, с. 255]. Кажется, что честь, как составляющая характера, сформировалась у Дубяги с ранних лет. Он не мыслит своего существования без соблюдения святого долга чести, и для него становится основополагающим завет А. С. Пушкина: «Береги честь смолоду». Для юнкера запятнать честь мундира - позор, смыть который можно только кровью, поэтому он вступает в конфликт с прапорщиком Богоносенским, для которого честь - чужеродный элемент, формальный атрибут воинской службы. Богоносенский готов идти на любую подлость для достижения своих низменных и корыстных желаний. Вероятно, писатель уже тогда видел ростки разложения могучей русской армии - «котла», в котором в пореформенный период начинают перемалываться разнородные человеческие характеры (впоследствии эта тема найдет отражение и у А.И. Куприна в его «Поединке» и «Юнкерах»).


Конфликт, завязка которого происходит на именинах врача воинской части Александра Петровича, по нарастающей развивается до своей кульминации - дуэли персонажей. Юнкер принимает вызов, что ещё раз доказывает, что для него долг чести превыше всего. Хороший стрелок Дубяга как будто на подсознательном уровне начинает понимать, что ему не выйти из дуэли победителем, поэтому завещает все, что имел любимой собаке, себе на похороны и солдатам в роту - 300 рублей - то малое наследство, которое дал ему отчим. Дубяга на поединке «прост и спокоен, хотя задумчив» [1, с. 273], в то время как «Богоносенский смотрел совершенным пойманным зверьком»[1, с. 273]. Следует обратить внимание, что автор использует те же характеристики, что использовал и при знакомстве читателя с героями: простота Дубяги противопоставлена звериным инстинктам Богоносенского, только он обращает внимание, что прапорщик все же изменился: на смену гаденькому зверьку пришел пойманный зверек. Это новое определение подчеркивает нравственную победу юнкера над прапорщиком в дуэли. Звериные инстинкты Богоносенского торжествуют: пойманный зверек при виде сильного противника бежит и инстинктивно нажимает на курок. Прапорщика настигает суд его бывших друзей, нравственный суд: опозорившего честь мундира не смеют даже ударить, так как он и удара не достоин, поэтому Мальцов открыто плюет ему в лицо. Юнкер остался жив, но потеря физической силы заставляет его предпринять попытку покончить с жизнью, а после - остаться в монастыре послушником. Но не это главное, а главное - то, что герой все же остается нравственно не сломлен, хотя и колеблется. Он перед собой чист, он не посрамил чести мундира, потому что сделал все возможное, чтобы «слизь» в лице Богоносенко была наказана и посрамлена.


Писатель показывает разложение армии изнутри, ведь офицерский чин 149 всегда считался лицом русской армии. Богоносенский был одним из тех чужеродных элементов, слабых звеньев русского офицерства, вся натура которых противилась армейскому укладу. Это та самая «рыба, которая гниет с головы». Типичность случайных военных в армии, (таких как Богоносенский) отмеченная писателем, остается актуальной и сегодня, только сегодня эта проблема еще приобретает и несколько другие оттенки.


Подведем некоторые итоги.


Юнкер Дубяга - представитель идеального русского национального характера, в котором все гармонично сочетается с понятием воинской чести. Верность долгу и чести привела юнкера Дубягу в ряды русской армии, и дальше воинская честь стала жизненным стержнем героя, тем незыблемым ориентиром, по законам которого он строил свою судьбу. Нельзя представить народ без таких людей, как Дубяга, ведь это неслучайные люди в нашей армии, на которых «вся русская земля держится».


Но не таких героев требовало время. Дубяга - борец за честность и справедливость - не нужен эпохе. Провинциальному обществу не нужны неординарные люди, им гораздо ближе пошлый Богоносенский, чем честный Дубяга. Пошлость и трусость - типичные черты провинциального армейского общества, близкие и понятные черты, поэтому общество и выбирает Богоносенского, а не Дубягу. Но автор надеется, что когда-нибудь время Богоносенских закончится, и русское общество сделает верный выбор в пользу истинных героев своего времени, таких, как юнкер Дубяга. Об этом свидетельствует риторический вопрос, поставленный в конце рассказа: «Да почему же и нет, читатель?»[1, с. 277].


Сегодня мы видим в нашей армии множество своих Богоносенских, для которых служба - всего лишь формальная обязанность. Такие военнослужащие как представленный прапорщик были и во времена Александра II, они же остаются и в современной армии, что доказывает типичность случайных военных в русской армии на всем протяжении ее истории. Но наряду с ними есть и свои Дубяги, неслучайные люди в армии, на которых возлагал надежду Ю.Н. Говорухо-Отрок, ведь если Богоносенские - герои своего времени, которых выбрало общество, то какое тогда будущее у этого общества?!


Список литературы


1. Говорухо-Отрок Ю.Н. Собр. соч., т.1. Рассказы, пьеса. Изд-во Шаповалова. Белгород. 2005. Ссылки на это издание в тексте статьи с указанием страницы.


2. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А.Ю. ворниченко, Е.В. Ильин, Ю. В. Кривошеев, Ю.В. Тот.-СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.


3. Прокопенко З.Т. Ю.Н. Говорухо-Отрок. Критико-биографический очерк / Ю.Н. Говорухо-Отрок // Соб. соч. Т 1.-Белгород, 2005. - с.5-36. 4. Ю.Н. Говорухо-Отрок - писатель, критик, публицист: материалы Междунар. науч.- практ. конф./отв. ред. З.Т. Прокопенко (Белгород, 22-23 марта 2006 г.). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.-84 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru


Дата добавления: 21.05.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.