Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Другое"


Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника


В.А. Бордовский


Аспирант кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского государственного университета


Статья посвящена выявлению смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей с эмоциональным интеллектом - содержательным компонентом аттракции в психическом образовании «значимый другой» в структуре личности социального работника. Показано, что для социальных работников свойственны структурированность и сформированность на высоком уровне смысложизненных ориентаций; они обладают средневысоким уровнем эмоционального интеллекта, который тесно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности. Выделен объект развивающего воздействия - способности управлять собственными эмоциями. Определены некоторые аспекты проблемы в качестве задач для последующих этапов исследования.


Изучению специфики деятельности социального работника, а также описанию личности представителей данной профессии посвящено немало исследований [1, 2 и др.]. Поскольку важность социальных служб и людей, работающих с населением, в последнее время возрастает, повышаются и требования, предъявляемые к социальному работнику, в частности, к его профессионально важным качествам. Отмечается, что человек, помогающий другим, должен быть не только «приятен» для другого, позитивно воспринимаем им, но и сам испытывать тягу к людям, стремление оказывать помощь, помогать другому. В этой связи правомерно рассматривать феномен «значимый другой» как центральное психологическое качество социального работника, что обусловливает вопрос о его содержательном наполнении применительно к данной сфере профессиональной деятельности.


А.В. Петровский [3] интерпретировал понятие «значимый другой» через трехфакторную модель, выявляющую формы метаиндивидуальной репрезентации личности: властные полномочия, референтность (авторитет) и эмоциональная привлекательность (аттракция). Опираясь на сложившуюся к настоящему времени концепцию эмоционального интеллекта [4], мы полагаем, что компонент аттракции находит отражение в совокупности способностей личности понимать собственные эмоциональные состояния, чувства и переживания других и управлять ими, что, по сути, является смыслообразующим в определении эмоционального интеллекта. Вместе с тем принятие субъектом профессиональной роли социального работника детерминируется определенными мотивационноценностными образованиями.


Таким образом, определилась цель эмпирического исследования. Она состояла в выявлении структуры и приоритетов смысложизненных ориентаций действующих социальных работников и их взаимосвязи с эмоциональным интеллектом в целом и отдельными его компонентами в частности. гипотеза исследования состояла в предположении: компонент аттракции имеет высокую выраженность в совокупности личностных качеств социального работника, в частности, он непосредственно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности.


Для достижения цели и проверки эмпирической гипотезы были поставлены задачи:


установить специфику смысложизненных ориентаций социальных работников;


выявить типологические характеристики эмоционального интеллекта у представителей данной профессиональной среды;


проанализировать особенности взаимосвязей способностей, структурирующих эмоциональный интеллект, и факторов, определяющих конфигурацию и структуру смысложизненных ориентаций социальных работников.


Организация и методы исследования. Эмпирическое исследование проведено в группе социальных работников г. Краснодара (всего 115 человек). Средний возраст по выборке составил 36 лет, все респонденты-женщины, что отражает гендерную специфику данной профессиональной среды.


В исследовании были использованы методики: «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева


, Опросник Н. Холла «Эмоциональный интеллект» [6].


Тест «СЖО» позволяет выявить степень выраженности следующих факторов: (1) - «Цели в жизни»;


- «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни»;


- «Удовлетворенность самореализацией»; (4) - «Локус контроля-Я (ЛК-Я)»; (5) - «Локус контроля-жизнь или управляемость жизни (ЛК-Ж)»;


- «Осмысленность жизни». Автор предлагает стандартизированные нормативы уровней выраженности показателей каждой из субшкал для мужской и женской выборок [5, с. 14]. Они использовались в дальнейшем для сравнения с полученными в процессе исследования показателями.


Опросник Н. Холла состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал (так называемые «парциальные» составляющие ЭИ): «Эмоциональная осведомленность»; «Управление своими эмоциями»; «Самомотивация» (произвольное управление своими эмоциями); «Эмпатия»; «Распознавание эмоций других людей». Кроме того, методика позволяет установить общий уровень ЭИ, определяемый как сумма показателей по шкалам и названный автором методики «Интегративный ЭИ». При интерпретации данных выявляется три уровня эмоционального интеллекта: низкий (до 11 баллов), средний (от 11 до 20 баллов) и высокий (от 21 балла) [6].


Результаты и их обсуждение.


В сочетании факторов, определяющих смысложизненные ориентации социальных работников, констатируется высокий уровень всех диагностируемых показателей. Сравнения со стандартными показателями показывают на высоко достоверном уровне (р<0,05) преобладание среднегрупповых значений в среде социальных работников по всем шкалам (табл. 1).


Как видно из приведенных в таблице 1 данных, социальные работники имеют выраженную осмысленность, направленность и временную перспективу жизни. Для них свойственны ощущение эмоциональной насыщенности жизни; осознание её результативности; положительная самооценка; представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Следствием этого является осознание контролируемости жизнь, свободы в принятии решений и воплощении их в жизнь.


Таблица №1.


Показатели выраженности основных факторов смысложизненных ориентаций в среде социальных работников (М±с)



Шкалы


Эмпирические данные


Стандартные значения


Цели


32,30±5,46


29,40±6,24


Процесс


32,00±6,00


28,80±6,14


Результат


26,90±4,60


23,30±4,95


ЛК-Я


21,00±3,80


18,60±4,30


ЛК-Ж


31,90±3,53


28,70±6,10


ОЖ


104,60±15,81


95,80±16,54



Диагностика эмоционального интеллекта у социальных работников показала, что в среднегрупповых значениях он может интерпретироваться как гармоничный эмоциональный интеллект, средне-высокого уровня, т.е. имеющий качества ЭИ четвертого и шестого типов, выделенных Е.В. Ерохиной [7].



Рисунок 1. Среднегрупповой «профиль» эмоционального интеллекта социальных работников.


Такой тип эмоционального интеллекта обеспечивает наиболее гибкое социальное поведение личности и достижение ею высокой социальной адаптивности [там же]. В индивидуальных показателях этот тип ЭИ наблюдается у значительной части выборки испытуемых (43,2%, т.е. 49 чел.). Важно отметить, что у 26,4% остальных обследованных акцентированность профиля ЭИ обусловлена не сниженными значениями по отдельным шкалам опросника, а высокими показателями по шкалам «Эмпатия» и «Эмоциональная осведомленность».


Наименее развиты у социальных работников способности управления собственными эмоциями (М=17,0), что следует рассматривать в качестве одного из важных объектов развивающего воздействия в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности.


В целом полученные результаты дают основание говорить, что уровень эмоционального интеллекта социального работника достаточно высок, они обладают необходимыми способностями для того, чтобы понимать, мотивировать, сочувствовать и сопереживать окружающим, оказывать позитивное влияние на других.


Корреляционный анализ показал ряд существенных взаимосвязей (табл.


. Установлено, что высокий уровень эмоциональной осведомленности положительно связан с жизненным опытом (шкала «Процесс жизни»; r=0,274) и осознанием сопричастности и контролируемости жизни (шкала «Локус контроля - жизнь»; r=0,255). Высокая эмпатия, свойственная социальным работникам, находится во взаимном влиянии с удовлетворенностью жизнью и получением жизненного опыта (шкала «Локус контроля - жизнь»; r=0,245).


Таблица №2.


Корреляционная матрица взаимосвязей компонентов эмоционального интеллекта и смысло-жизненных ориентаций социальных работников (r)



Показатели (шкалы)


Цели


Процесс


Результат


Локус контроля - Я


Локус контроля - Жизнь


Эмоциональная


осведомленность


0,027


0,274**


0,187*


0,195*


0,255**


Управление своими эмоциями


0,103


0,051


0,113


0,101


0,307**


Самомотивация


0,264**


0,332**


0,394**


0,422**


0,501**


Эмпатия


-0,062


0,114


0,020


0,196*


0,245**


Распознавание эмоций других людей


-0,128


0,013


0,000


0,126


0,103


Примечание: «*» - р<0,05; «**» - р<0,01.


Наибольшее число положительных связей выделено между способностью к самомотивации в эмоциональном интеллекте и факторами смысложизненных ориентаций. Это свидетельствует о высокой значимости жизненных ценностей и смыслов в саморазвитии личности социального работника, в опоре на эмоциональный опыт в процессе самореализации.


Выводы.


Результаты проведенного анализа подтверждают высказанную гипотезу. В совокупности личностных качеств социального работника компонент аттракции имеет высокую выраженность, и он по ряду параметров, отраженных в парциальных составляющих эмоционального интеллекта, тесно взаимосвязан с ценностно-смысловой сферой личности.


Выявленные особенности эмоционального интеллекта социальных работников позволяют отнести его к гармоничному типу средневысокой выраженности всех составляющих эмоциональный интеллект способностей. Средний уровень развития способностей управлять собственными эмоциями следует рассматривать в качестве одного из важных объектов развивающего воздействия в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности социального работника.


Смысложизненные ориентации социальных работников структурированы и сформированы на высоком уровне. Они тесно взаимосвязаны с компонентами эмоционального интеллекта, в частности, наибольшее число положительных связей выделено между способностью к самомотивации в эмоциональном интеллекте и факто рами смысложизненных ориентаций.


Список литературы


голубева Н.А. Успешность профессиональной деятельности социального работника // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы IV Всерос. науч.- практ. конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. С. 94-95.


Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23, №3. С. 85-95.


Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2008. 501 с.


Emotional intelligence: an international handbook / ed. by R. Schulze, R.D. Roberts. Cambridge; G^tingen: Hogrefe & Huber Publisher, 2005.


ЛеонтьевД.А. Тестсмысложизненныхориентации(СЖО). М.: Смысл, 2000. 18с.


Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 57-59.


Ерохина Е.В. Эмпирическое обоснование психологических типов эмоционального интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 1. С. 100-106.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.adygnet.ru/


Дата добавления: 01.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация и учет поставок товаров
Реферат Автоматизация работы базы отдыха
Реферат Автоматизация базы данных для ООО ОриенБанк
Реферат Автоматизация рабочего места специалиста на предприятии ООО Исянгуловский молочный завод
Реферат Формы первичной маркетинговой информации
Реферат Індустрія інформації і знань
Реферат Получение мясных полуфабрикатов их ассортимент и определение качества
Реферат Правовое регулирование института наследования
Реферат Copernicus Essay Research Paper Nicolaus CopernicusNicolaus Copernicus
Реферат Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности регионального филиала банка на примере
Реферат Перспективы по расширению международной деятельности компании "МегаФон"
Реферат Оптические системы памяти
Реферат Alvin Toffler
Реферат Здоровый образ жизни как одно из условий благополучной жизни
Реферат Алгоритм написание и отладка программы Текстовый редактор