Реферат по предмету "Другое"


Гражданско-правовая характеристика образовательных услуг в Российской Федерации


Ю.С. Ульянцева


В условиях принятия нового Закона РФ «Об образовании» особую актуальность приобретает вопрос о содержании и нормативно-правовом закреплении понятия «образовательная услуга»; в статье автор формулирует определение этого понятия.


В современном российском праве под услугой в широком смысле понимается деятельность, не имеющая овеществленного результата (поручение, хранение, комиссия, перевозка, медицинские услуги, услуги по обучению и др.). А в узком смысле слова под услугой следует понимать деятельность, которая непосредственно направлена не на вещь, а на личность услугополучателя [5: с. 31]. Именно среди услуг в «узком смысле слова» следует выделять так называемые «личные» услуги, на которые обращали внимание Е.Д. Шешенин [17: с. 43] и Н.А. Баринов [1: с. 128]. Целью этих обязательств является не достижение эквивалентно-возмездного результата, а удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным.


Для этих обязательств характерно и то, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорного обязательства влечет, как правило, возникновение убытков, которые носят преимущественно моральный характер, а оказание услуги личности требует наибольшей внимательности, квалификации, культуры обслуживания со стороны услугодателя [6: с. 75]. К личным услугам относятся, например, услуги по туристическому обслуживанию, образовательные, репетиторство и т. д.


В энциклопедии профессионального образования приводится следующее определение образовательной услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению знаний и умений для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. Большинство авторов, исследующих вопрос о сущности данных услуг, считают, что под образовательной услугой следует понимать деятельность по передаче знаний, умений, формированию навыков [7: с. 50]. Однако переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты смещает акцент с традиционных ЗУНов к формированию компетенций.


Глоссарий ЮНЕСКО содержит термин «образование, основанное на компетентности», под которым понимается «образование, базирующееся на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры». Таким образом, сущностью компетентностного подхода является жесткая привязка образования к ситуациям применимости в сфере труда, где компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.


В п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации [2: с. 222] установлено, что правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и т. п. В настоящее время формулировка «услуги по обучению» заменена в законодательстве на понятие «образовательные услуги». Стоит отметить, что в правовой литературе понятия «образование» и «обучение» не совпадают. Задача обучения видится в передаче другому лицу, обучаемому, определенных знаний, навыков. Образование включает в себя как процесс воспитания, так и официальное подтверждение гражданином (обучающимся) установленного государством образовательного уровня (образовательного ценза).


Кроме этого, согласно нормам Закона РФ «Об образовании» образовательные услуги могут осуществляться образовательным учреждением только с момента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения).


При этом лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.


В настоящее время в этой сфере действует Постановление Правительства РФ № 277 [10: с. 1], согласно которому лицензированию подлежит образовательная деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемая образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.


Вместе с тем действуют Постановления Правительства РФ № 837 [11: с. 1] и Постановление Правительства РФ № 49 [12: с. 1], касающиеся лицензирования образовательных программ, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.


Стоит отметить, что понятие «образовательные услуги» в законодательстве Российской Федерации не раскрыто и содержится в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также иных нормативно-правовых актах в случаях, когда речь идет о платной деятельности образовательного учреждения.


Так, согласно ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами [4: с. 22]. Однако платные образовательные услуги не могут подменять собою «бюджетной» деятельности образовательного учреждения.


В то же время, согласно ст. 29 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [16: с. 4135], высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.


Деятельность по оказанию платных образовательных услуг также регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 [13: с. 1], Приказом Минобразования РФ от 10.07.2003 г. № 2994 [14: с. 1], Приказом Минобразования РФ от 28.07.2003 г. № 3177 [15: с. 1], Письмом Минобразования РФ от 01.10.2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 [8: с. 1], Письмом Минобразования РФ от 21.07.1995 г. № 52-М [9: с. 1].


Результатом как платных образовательных услуг, так и услуг, осуществляемых за счет бюджета, является получение образования, т. е. достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, которое удостоверяется соответствующим документом. Поэтому недопустимо указывать в договоре об оказании образовательных услуг получение государственного диплома о высшем образовании в качестве конечного результата оказания услуг [3: с. 3].


Исходя из изложенного, образовательную услугу можно определить как деятельность образовательной организации, направленную на реализацию образовательной программы (программ), состоящую в формировании соответствующих компетенций, которая заканчивается выдачей документа установленного образца, подтверждающего уровень полученного образования.


Список литературы


Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. 192 с.


Гражданский кодекс Российской Федерации: В 4 ч. 11-е изд. М.: Ось-89, 2008. 560 с.


Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. 2003. № 8. С. 2-5.


Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Омега-Л, 2009. 56 с.


Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг: учебное пособие. Челябинск, 2002. 98 с.


Кванина В.В. Договоры с абонементной формой отношения сторон: дис. ... канд. юр. наук. М., 1990. 243 с.


Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: учебное пособие. М.: РАГС, 1999. 120 с.


Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 «О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования» // Официальные документы в образовании. 2002. № 32.


Письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» // Вестник образования. 1995. № 9.


Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 21.03.2011 г. № 12. Ст. 1651.


Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 837 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» // Собрание законодательства РФ. 26.10.2009 г. № 43. Ст. 5086.


Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 49 «О лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну») // Собрание законодательства РФ. 15.02.2010 г. № 7. Ст. 757.


Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 г. №505 (ред. от 15.09.2008 г.) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001 г. № 29. Ст. 3016.


Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 г. № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.12.2003 г. № 51.


Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 г. № 3177 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Российская газета. 2003. 19 августа.


Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание Законодательства РФ. 26.08.1996 г. № 35. Ст. 4135.


Шешенин Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925-1989: сб. ст. М.: Статут, 2001. 431 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mgpu.ru


Дата добавления: 28.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций как элемент процедуры банкротства
Реферат Расчет шаровой мельницы
Реферат Расчёт трёхфазного трансформатора
Реферат Структура теоретических исследований
Реферат Златоустовская гравюра на стали
Реферат Виписування зберігання застосування лікарських препаратів
Реферат Присвоение и растрата: уголовно-правовые,социально-психологические и криминологические аспекты
Реферат A Fair Chance For The Girls Essay
Реферат А. И. Герцен говорил: "Трудных наук нет, есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые"
Реферат Метаболические осложнения сахарного диабета
Реферат Салон "Александра"
Реферат Первая модель — "глухая изоляция" востока страны
Реферат Особенности формирования имиджа компании методами связей с общественностью (на примере деятельности ветеринарной клиники "Оберег")
Реферат Основы развития строительной отрасли и инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Реферат Влияние компьютеров на умственную деятельность детей