Терентьева Анастасия Вадимовна
Рассматриваются проблемы молодежной политики, региональной молодежной политики, актуализированные в связи с широким обсуждением в масс-медиа и повышением внимания к так называемой «молодежной активности». Представлен не только социологический анализ текущей ситуации, но и административное видение ее основными проблемами на уровне областной администрации. С критической точки зрения рассматривается молодежная политика в целом и новые инструменты работы с молодежью. Сформулировано авторское видение ресурсов компетентной региональной молодежной политики
Описывая основные понятия, относя - щиеся к молодежной политике, мы выделяем региональные особенности молодежного социума.
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч. «полис» - город) и первоначально обозначал различные формы государственного правления. Так, одно из первых произведений, посвященных изучению политики - трактат Аристотеля «Политика» - дословно так и назывался - «То, что относится к государству».
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают, прежде всего, большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.
Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание на то, что политика возникает, формируется, прежде всего, там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где
углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода.
Понятие «государственная политика» достаточно многогранно и нуждается в содержательном анализе его различных аспектов. В контексте управления государственная политика включает определение коллективных целей в конкретных областях жизни общества, мобилизацию ресурсов и принятие решений, необходимых для достижения этих целей. Их реализация осуществляется посредством публичной власти. Набор функций публичной власти варьируется от обеспечения безопасности до тотальной регламентации. Некогда основной обязанностью власти была оборона и безопасность государства. Однако с развитием общественных потребностей перечень обязанностей власти существенно расширился и стал включать цели, связанные с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация обозначенных целей предполагает осуществление адресной политики по нескольким направлениям. Многие стратегические направления «государственной политики» полностью или частично призваны их решать.
Региональная политика подразумевает сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в региональном аспекте в соответствии с заранее разработанной программой, то логично кратко остановиться на организационных формах такого управления.
Молодежная политика подразумевает социальную деятельность молодежи по управлению развитием социальной сферой общества, направленную на удовлетворение ее интересов и потребностей, на осуществление социальной справедливости.
Как и во всем российском обществе, находящемся в ситуации системного кризиса, в молодежной политике также имеют место кризисные проявления. Но следует отметить тенденцию к преодолению кризиса, адаптивные способности молодежной политики в современных условиях, ибо она продолжает свое развитие и получает качественное наполнение.
В социологии понятие «молодежная политика» употребляется часто, но недостаточно работ, посвященных теоретическому анализу этой категории, ее соотношениям с другими сопряженными по тематике понятиями.
Имеется несколько подходов к определению «молодежная политика». Один из них представлен А.П. Скробовым, который определяет молодежную политику как «сложную, многогранную систему отношений». Используя программно-целевой подход, автор обосновывает методологические принципы молодежной политики через сферу управленческих процессов: «управление процессом формирования и реализации молодежной политики можно рассматривать как субъектно-объектное явление, где к субъективной стороне относится деятельность субъекта управления, то есть государственных органов и их должностных лиц; молодежных объединений, их ассоциаций, молодых граждан. Общественная потребность в эффективной государственной молодежной политике выступает как объективная необходимость, как объективная сторона управления».
Вторая точка зрения представлена М.Г. Антоновым, который рассматривает молодежную политику как составную часть социальной политики и не придает ей самостоятельного значения.
Заслуживают внимания точки зрения столичных авторов, которые исследуют глубину, остроту молодежных проблем, всесторонне изучают ситуацию с положением молодежи в столичных мегаполисах.
В порядке дискуссии высказывает некоторые суждения по поводу исследования проблем молодежной политики А.А. Козлов. Он отмечает, что «в стране и в регионах сложилась специфическая отрасль - молодежная политика, уже получающая законодательное обеспечение. Однако эти системы не имеют в своих структурах работников со специальным, соответствующим профилю деятельности образованием. Не обеспечены в методологическом и образовательном плане работники иных работающих с молодежью структур: медицинских, правовых, военных и даже образовательных».
Над доктриной государственной молодежной политики в стране работают уже давно. Актуальность разработки данного направления социальной политики очевидна. Но, тем не менее, до сих пор не существует «модели государственной молодежной политики». Моделирование социальных явлений требует освоения законодательной базы, нормативных документов, сбора информации по изучаемой проблеме.
Продуманная молодежная политика государства поможет смещать акценты своей деятельности по поддержке молодежи, определять приоритеты на данный момент времени и «инвестировать» дальнейшее развитие молодежи.
Единственная опасность, подстерегающая государство на этом пути, - возможность развития у молодежи иждивенческих и потребительских настроений. Помощь не должна быть чрезмерной и необоснованной. Основная идея, заложенная в молодежную политику, - это создание необходимых условий для самореализации молодого человека, а не решение за него проблем.
Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что у государства нет концепции молодежной политики и не будет до тех пор, пока об этом не заявят сами носители проблем, взяв курс на альтернативные законопроекты.
С середины 90-х гг. государство стало уделять больше внимания молодежной политике. Целью государственной молодежной политики стала социализация молодежи, интеграция проблем молодежи в основное русло государственной политики «сверху - вниз».
Группа авторов ( И.М. Ильинский,
В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Э.А. Камол- динова и др.) считает важным в осуществлении государственной молодежной политики представление молодежи и общества как равноправных субъектов. Общество в лице государственных органов декларирует общие цели молодежной политики, намечает конкретные целевые ориентиры, гарантирует свободу выбора и обеспечивает возможности осуществления общественно значимых форм развития молодежи, защищает ее права, активно противодействует в соответствии с законом любым антиобщественным и противоправным проявлениям в ее среде. Молодежь, в свою очередь, в лице организаций и движений осуществляет выбор конкретных путей и форм реализации собственных социальных интересов.
У В.П. Беспаленко государственная молодежная политика предстает как рациональная целесообразная деятельность, осуществляемая социальными институтами и направленная на утверждение в молодежной среде положительной системы ценностей.
Стратегия региональной молодежной политики должна строиться с учетом разной направленности молодежи, ее вхождением в транзитивный социум. Молодежь регионов - постоянно меняющаяся структура с итеративными и деструктивными силами. Региональная молодежь представлена совершенно разными структурами повседневного опыта, кардинально противоположными друг другу. Налицо кризис идентичности молодежи, выражающийся ситуацией падения престижа труда у молодого поколения, отсутствием четкой внутренней системы ориентации и предпочтений, свойственных данному возрасту, внутренняя неопределенность в шкале жизненных ценностей, в изменении структуры отдыха и досуга.
Теоретически молодежная политика может включать весь спектр деятельности государства, направленной на поддержку молодежи ( здравоохранение, образование, трудоустройство и занятость, досуг, культура, патриотическое воспитание, социальная помощь, информационная поддержка, жилье и др.). В действительности,
к ведению молодежной политики ( в рамках бюджетной классификации) отнесены направления, которые не реализуются более крупными отраслями государства, такими как образование, органы здравоохранения, социальная защита населения, культура, спорт.
Список литературы
Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: Наука, 2000. С. 519.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: Наука, 2003. С. 312.
Родионова В.А. Молодежь и общество: Проблемы разработки и реализации молодежной политики. М.: Наука, 1998. С. 90.
Ильинский И.М. Молодежная политика. М.: Наука, 2011. 694 с.
Дробышевский В.С., Маркова Е.А. Перспективы реализации молодежной политики в Забайкальском крае // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Чита: Экспресс-изд-во, 2009. С. 27.
Ильинский И.М. Молодежь, общество. М.: Наука, 2011. С. 394.
Игнатов В.Г., Нифанов А.Н., Беспаленко П.Н. Региональная молодежная политика: Проблемы и опыт становления. Ростов-н/Д.: Наука, 1999. С. 319.
Номоконов М.В. Формирование законодательного обеспечения региональных органов управления молодежной политики // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Чита: Экспресс-изд-во, 2009. С. 75.
Родионова В.А. Общество, Молодежь. М.: Наука, 2008. С. 190.
Макарова И.А. Мотивация: понятие и сущность // Социально-гуманитарный Вестник юга России. № 10, 2013. С. 80.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zabgu.ru
Дата добавления: 29.06.2014
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |