Содержание
1. Роль и значение равновесия между спросом и предложениемна денежном рынке
1.1 Спрос на деньги, его виды и факторы формирования
1.2 Предложение денег
1.3 Равновесие денежного рынка
2. Проблемы регулирования равновесия на денежном рынке
2.1 Нестабильность национальной валюты
2.2 Спрос и предложение денег в Республике Беларусь
2.3 Равновесие денежного рынка Республики Беларусь
2.4 Основные направления совершенствования равновесияденежного рынка Беларуси
Заключение
Список использованных источников
1. Роль и значение равновесия между спросом и предложениемна денежном рынке1.1 Спрос на деньги, его виды и факторы формирования
Деньги — это товар, всеобщий эквивалент; это товар, служащийдля выражения (измерения) стоимости других товаров; это любой товар, который продавцы,как правило, принимают в обмен на свои товары и услуги.
Наиболее полно сущность денег проявляется в их функциях. Деньгивыполняют пять основных функций:
1 Деньги как мера стоимости, т.е. при помощи денег субъекты измеряюти соизмеряют стоимость всех товаров. Эту функцию деньги выполняют при помощи масштабацен (весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу).
2 Деньги как средство обмена, т.е. они выступают в качестве посредникав бесконечном процессе товарно-денежного обращения (Т — Д — Т). Для выполнения этойфункции нужны реальные деньги и её с успехом выполняют бумажные деньги.
3 Деньги как средство накопления, т.е. деньги покидают сферуобращения и оседают в разных местах (в сейфах, на счетах в банках, вклады и т.д.).Эту функцию выполняют золото и неполноценные деньги (бумажные).
4 Деньги как средство платежа, т.е. деньги выступают как средствоуплаты долга при несовпадении покупок и продаж во времени и пространстве (при выплатезаработной платы, при уплате коммунальных платежей и т.д.). Товары могут быть проданыв кредит проводятся под векселя и банкноты.
5 Мировые деньги, т.е. деньги используются для международныхрасчётов, на мировом рынке деньги выступают как всеобщее покупное средство и всеобщеесредство платежа. В роли мировых денег выступает золото (с учётом пробы, веса ит.п.).
Виды денег:
1. Товарные (золото, серебро в слитках и монетах, а также любойтовар при бартерных сделках).
2. Символические (медные и никелевые монеты и бумажные деньги).
3. Кредитные (чеки и кредитные карточки).
Таким образом, сущность денег заключается в следующем:
они являются всеобщим эквивалентом, средством для выражения стоимостилюбого товара;
посредством денег происходит учёт общественного труда частныхтоваропроизводителей;
деньги являются средством регулирования общественных отношений;
деньги — это не вещь, а экономические отношения.
Денежное обращение — это движение денег, опосредующее обороттоваров и услуг. Движение денег при выполнении ими своих функций и представляетсобой денежное обращение.
Существуют две основные причины спроса на деньги. Они связаныс функциями денег как средства обращения и средства сбережения. Первая причина связанас тем, что люди нуждаются в деньгах как средстве приобретения товаров и услуг илизаключения торгово-производственных сделок. Так, домашнему хозяйству нужны деньги,чтобы производить закупки товаров, оплачивать коммунальные услуги, а предприятиямнужны деньги для оплаты труда, материалов, энергии и т.д. За рубежом необходимыедля всех этих целей деньги называются просто спросом на деньги для сделок. Их количествоопределяется номинальной величиной валового национального продукта (ВНП). Чем большеобщая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше потребуетсяденег для заключения сделок. Спрос на деньги поэтому изменяется пропорциональнономинальному валовому национальному продукту и находится в обратной пропорциональнойзависимости по отношению к скорости оборота одноимённой денежной единицы. Если каждаяденежная единица в среднем за год оборачивается три раза, естественно, что суммарнаявеличина денежной массы должна быть в три раза меньше номинальной величины ВНП.Это можно записать формулой 1.1.
Кд = ВНП / О, (1.1)
где Кд — количество денег;
ВНП — валовый национальный продукт;
О — скорость оборота денежной единицы.
Вторая причина, по которой держат деньги, вытекает из их функциикак средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах:в виде акций корпораций, частных или государственных облигаций или же в наличности.Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Чтобы ответить напоставленный вопрос, надо осознать, что каждая из разнообразных форм, в которыхмогут находиться финансовые активы, имеет свои преимущества и недостатки. Возьмёмдля примера облигации и деньги. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность,т.е. то, что деньги можно незамедлительно использовать для приобретения покупок.Как форма владения активами деньги особенно привлекательны, когда ожидается падениецен на товары, услуги, а также на другие финансовые активы. Когда падают цены наоблигации, их владелец терпит убытки в том случае, если облигации должны быть проданыпо истечении определённого срока.
Недостаток владения деньгами как активом по сравнению с владениемоблигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента или, покрайней мере, не дают такого процента, как облигации или бессрочные вклады.
равновесие денежный рынок спрос
Некоторые банки и сберегательные учреждения обусловливают выплатупроцента вкладчику некоторым минимальным размером чекового вклада в том случае,если они не приносят процента. Но если и выплачивается процент с чековых вкладов,превышающих установленный минимум, он меньше того, который уплачивается с облигацийи различных бессрочных вкладов. Значит, спрос на деньги со стороны активов долженменяться в зависимости от какого-то фактора, и этим фактором выступает ставка процента.Когда процентная ставка низка, люди предпочитают владеть большим количеством денег,и наоборот, когда процент высок, обладать наличностью невыгодно, лучше их поместитьв банк или приобрести акции или облигации. Иначе говоря, когда владеть деньгамикак активом невыгодно, люди держат меньшее их количество, а когда владение деньгамивыгодно, люди имеют их больше. В итоге существует обратная зависимость между процентнойставкой и количеством денег, которые люди хотят иметь в качестве актива.
На сегодняшний день экономисты выделяют следующие виды спросана деньги:
1. Трансакционный. Поскольку деньги являются средством обращения,т.е. выступают посредником в обмене, они необходимы людям для покупки товаров иуслуг, для совершения сделок. Трансакционный спрос на деньги (transaction demandfor money) — это спрос на деньги для сделок (transactions), т.е. для покупки товарови услуг.
Этот вид спроса на деньги был объяснен в классической модели,считался единственным видом спроса на деньги и выводился из уравнения количественнойтеории денег, т.е. из уравнения обмена (предложенного американским экономистом И.Фишером) и кэмбриджского уравнения (предложенного английским экономистом, профессоромКэмбриджского университета А. Маршаллом).
Из уравнения количественной теории денег (уравнения Фишера):M x V= P x Y следует, что единственным фактором реального спроса на деньги (M/Р)является величина реального выпуска (дохода) (Y).
Аналогичный вывод следует и из кэмбриджского уравнения. Выводяэто уравнение А. Маршалл предположил, что если человек получает номинальный доход(Y), то некоторую долю этого дохода (k) он хранит в виде наличных денег. Для экономикив целом номинальный доход равен произведению реального дохода (выпуска) на уровеньцен (Р х Y), отсюда получаем формулу: М = k РY, где М — номинальный спрос на деньги,k — коэффициент ликвидности, показывающий, какая доля дохода хранится людьми в виденаличных денег, Р — уровень цен в экономике, Y — реальный выпуск (доход). Это иесть кэмбриджское уравнение, которое также показывает пропорциональную зависимостьспроса на деньги от уровня совокупного дохода (Y). Поэтому формула трансакционногоспроса на деньги имеет вид: (М/Р) DТ = (М/Р) D(Y) = kY (из кэмбриджского уравнения можно получить уравнение обмена, так как k= 1/V).
Поскольку трансакционный спрос на деньги зависит только от уровнядохода (и эта зависимость положительная) (рисунок 1.1 (б)) и не зависит от ставкипроцента (рисунок 1.1 (а)), то графически он может быть представлен двумя способами,проиллюстрированными на рисунке 1.1.
/>
Рисунок 1.1 — Трансакционный спрос на деньги
Примечание — Источник: [15].
Точка зрения о том, что единственным мотивом спроса на деньгиявляется использование их для совершения сделок существовала до середины 30-х годов,пока не вышла в свет книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»,в которой Кейнс к трансакционному мотиву спроса на деньги добавил еще 2 мотива спросана деньги — мотив предосторожности и спекулятивный мотив — и соответственно предложилеще 2 вида спроса на деньги: предусмотрительный и спекулятивный.
2. Предусмотрительный спрос на деньги (спрос на деньги из мотивапредосторожности — precautionary demand for money) объясняется тем, что помимо запланированныхпокупок люди совершают и незапланированные. Предвидя подобные ситуации, когда деньгимогут потребоваться неожиданно, люди хранят дополнительные суммы денег сверх тех,которые им требуются для запланированных покупок. Таким образом, спрос на деньгииз мотива предосторожности проистекает также из функции денег как средства обращения.По мнению Кейнса, этот вид спроса на деньги не зависит от ставки процента и определяетсятолько уровнем дохода, поэтому его график аналогичен графику трансакционного спросана деньги.
3. Спекулятивный спрос на деньги (speculative demand for money)обусловлен функцией денег как запаса ценности (как средства сохранения стоимости,как финансового актива). Однако в качестве финансового актива деньги лишь сохраняютценность (да и то только в неинфляционной экономике), но не увеличивают ее. Наличныеденьги обладают абсолютной (100% -ной) ликвидностью, но нулевой доходностью. Приэтом существуют другие виды финансовых активов, например, облигации, который приносятдоход в виде процента. Поэтому чем выше ставка процента, тем больше теряет человек,храня наличные деньги и не приобретая приносящие процентный доход облигации. Следовательно,определяющим фактором спроса на деньги как финансовый актив выступает ставка процента.При этом ставка процента выступает альтернативными издержками хранения наличныхденег. Высокая ставка процента означает высокую доходность облигаций и высокие альтернативныеиздержки хранения денег на руках, что уменьшает спрос на наличные деньги. При низкойставке, т.е. низких альтернативных издержках хранения наличных денег, спрос на нихповышается, поскольку при низкой доходности иных финансовых активов люди стремятсяиметь больше наличных денег, предпочитая их свойство абсолютной ликвидности. Такимобразом, спрос на деньги отрицательно зависит от ставки процента, поэтому криваяспекулятивного спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рисунок 1.2).
/>
Рисунок 1.2 — Спекулятивный спрос на деньги
Примечание — Источник: [15].
Такое объяснение спекулятивного мотива спроса на деньги, предложенноеКейнсом, носит название теории предпочтения ликвидности. Отрицательная зависимостьмежду спекулятивным спросом на деньги и ставкой процента может быть объяснена идругим способом — с точки зрения поведения людей на рынке ценных бумаг (облигаций).Из теории предпочтения ликвидности исходит современная портфельная теория денег.Эта теория исходит из предпосылки, что люди формируют портфель финансовых активовтаким образом, чтобы максимизировать доход, получаемый от этих активов, но минимизироватьриск. А между тем именно самые рискованные активы приносят самый большой доход.Теория исходит из уже знакомой нам идеи об обратной зависимости между ценой облигации,которая представляет собой дисконтированную сумму будущих доходов, и ставкой процента,которую можно рассматривать как норму дисконта. Чем ставка процента выше, тем ценаоблигации меньше. Биржевым спекулянтам выгодно покупать облигации по самой низкойцене, поэтому они обменивают свои наличные деньги, скупая облигации, т.е. спросна наличные деньги минимален. Ставка процента не может постоянно держаться на высокомуровне. Когда она начинает падать, цена облигаций растет, и люди начинают продаватьоблигации по более высоким ценам, чем те, по которым они их покупали, получая приэтом разницу в ценах, которая носит название capital gain. Чем ставка процента ниже,тем цена облигаций выше и тем выше capital gain, поэтому тем выгоднее обмениватьоблигации на наличные деньги. Спрос на наличные деньги повышается. Когда ставкапроцента начинает расти, спекулянты снова начинают покупать облигации, снижая спросна наличные деньги. Поэтому спекулятивный спрос на деньги можно записать как: (M/P)DA = (M/P) D = — hR.
4 Общий спрос на деньги складывается из трансакционного и спекулятивного:(M/P) D = (M/P) DT + (M/P) DA= kY — hR, где Y — реальный доход, R — номинальная ставка процента, k — чувствительность(эластичность) изменения спроса на деньги к изменению уровня дохода, т.е. параметр,который показывает, на сколько изменяется спрос на деньги при изменении уровня доходана единицу, h — чувствительность (эластичность) изменения спроса на деньги к изменениюставки процента, т.е. параметр, который показывает, на сколько изменяется спросна деньги при изменении ставки процента на один процентный пункт (перед параметромk в формуле стоит знак «плюс», поскольку зависимость между спросом наденьги и уровнем дохода прямая, а перед параметром h стоит знак «минус»,так как зависимость между спросом на деньги и ставкой процента обратная). Общийспрос на деньги можно представить рисунком 1.3.
/>
Рисунок 1.3 — Общий спрос на деньги
Примечание — Источник: [15].
В современных условиях представители неоклассического направлениятакже признают, что фактором спроса на деньги является не только уровень дохода,но и ставка процента, причем зависимость между спросом на деньги и ставкой процентаобратная. Однако они по-прежнему придерживаются точки зрения, что существует единственныймотив спроса на деньги — трансакционный. И именно трансакционный спрос обратно зависитот ставки процента. Эта идея была предложена и доказана двумя американскими экономистамиУильямом Баумолем (1952 г.) и лауреатом Нобелевской премии Джеймсом Тобином (1956 г.) и получила название модели управления наличностью Баумоля-Тобина.
Таким образом, согласно классической количественной теории денег,на величину спроса на деньги влияет главным образом уровень цен.
В кейнсианской теории спрос на деньги является предпочтениемликвидности, основанным на трех психологических мотивах: транзакционном; спекулятивном;предосторожности.
Также спрос на деньги зависит от номинальной величины валовогонационального продукта, скорости оборота одноимённой денежной единицы и ставки процентапо активам [1, с.423].
1.2 Предложение денег
Денежная система состоит из следующих элементов:
1. Национальная денежная единица, в которой выражаются цены товарови услуг (например, рубль, доллар, франк).
2. Масштаб цен.
3. Регламентация безналичного оборота.
4. Системы кредитных и бумажных денег, которые являются законнымиплатёжными средствами в наличном обороте.
5. Система эмиссии денег — это законодательно закреплённый порядокобеспечения выпуска денег в обращение и их изъятие.
6. Государственные органы (регулируют денежное обращение).
Определяющим элементом данной системы являются деньги.
Существует два типа систем денежного обращения:
система обращения металлических денег (золотые и серебряные монеты);
система обращения кредитных или бумажных денег.
Деньги покупаются и продаются на денежном рынке.
Денежный рынок — это система экономических отношений между продавцамии покупателями денег, реализуемых через спрос и предложение. Предложение денег создаётсябанковской системой. В Республике Беларусь существует Национальный банк и коммерческиебанки.
Национальный банк занимается эмиссией денег, контролирует коммерческиебанки; последние же, в свою очередь, занимаются приёмом и хранением депозитов, выплатойпроцентов по вкладам, предоставлением ссуд юридическим и физическим лицам.
Для определения предложения денег денежную массу разбивают нанесколько групп, которые называются денежными агрегатами (М) и подразделяются на:
М 1, включает наличные деньги, деньги на текущих счетахв банках;
М 2, второй агрегат включает в себя все компонентыМ 1+ деньги на срочные депозиты;
М 3, включает в себя М 2 + крупные срочные вклады исуммы контрактов по перепродаже ценных бумаг;
L, состоит из агрегата М 3 + коммерческиебумаги.
Рассмотрим данные агрегаты более подробно.
В узком смысле предложение денег, обозначаемое М 1, состоит из двух элементов: наличность, т.е.металлические и бумажные деньги, находящиеся в обращении; чековые вклады, т.е. вкладыв коммерческих банках, различных сберкассах и сберегательных учреждениях, на которыемогут быть выписаны чеки.
Денежный агрегат М1 включает наличные деньги (бумажные и металлические,т.е. банкноты и монеты — currency) (в некоторых странах наличные деньги выделяютв отдельный агрегат — М0) и средства на текущих счетах (demand deposits), т.е. чековыедепозиты или депозиты до востребования.
Металлические и бумажные деньги являются обязательствами государстваи государственных агентов. Текущие же счета представляют обязательства коммерческихбанков и сберегательных учреждений.
Наличность = металлические + бумажные деньги.
Металлические деньги в цивилизованных странах составляют малуючасть денежного предложения. В США, например, они составляют около 2 — 3 процентовот всего денежного предложения. Металлические деньги — это, по существу, «удобныеденьги» в том смысле, что они позволяют совершать любые виды мелких покупок.К тому же они являются символическими деньгами.
Символическое их свойство состоит в том, что действительная стоимость,т.е. стоимость металлического слитка, содержащегося в самой монете, очень незначительная.Это делается специально для того, чтобы предотвратить переплавку символических денегс целью их прибыльной продажи в качестве золотых или серебряных слитков. Если бы,например, 20-копеечная монета содержала серебряный слиток стоимостью 30 копеек,то было бы очень выгодно переплавить эти монеты и продать в качестве слитков, несмотряна незаконность подобных действий. В этом состоит один из потенциальных недостатковметаллических денег. Если их ценность металла превысит их ценность как денег, тоони прекратят функционировать в качестве средства обращения.
Бумажные деньги гораздо более значимы в количественном отношении.В тех же США они составляют примерно 25 процентов денежного предложения.
Второй составляющей денежного предложения выступают чековые вклады.В США в долларовом выражении 90 процентов всех сделок осуществляется с помощью чеков.Чековые расчёты очень удобны и безопасны. Если необходимо заплатить долг, выписываетсячек на данную сумму и высылается по почте. Чек должен быть индексирован (подписанна обратной стороне) лицом, получившим по нему наличными. Лицо, выписавшее чек,затем получает его погашенным в качестве заверенной квитанции, подтверждающей выполнениеобязательства. Поскольку выдача чека также требует передаточной подписи, кража илипотеря того же количества наличных денег здесь невозможна.
Кроме этого, более удобно всё же выписать чек, чем транспортировать,пересылать и подсчитывать большие суммы наличных денег. В силу этих причин деньгибезналичного расчёта стали основной формой денег в зарубежных странах.
Более широко предложение денег включает в себя предложение денегв узком смысле (М 1) плюс «почти деньги».Или можно записать так: более широкое предложение (определение) денег (М 2) = М 1(наличные деньги + чековые вклады) + бесчековые сберегательные счета + мелкие (непревышающие 100 тыс. долл.) срочные вклады. Два последних слагаемых образуют понятие«почти деньги».
«Почти деньги» — это определённые высоколиквидные финансовыеактивы, такие, как бесчековые сберегательные срочные счета, срочные вклады и краткосрочныегосударственные ценные бумаги, которые хотя и не функционируют непосредственно каксредство обращения, но могут легко и без риска финансовых потерь переводиться вналичность или чековые счета.
Хотя срочные вклады становятся доступными вкладчику по истеченииобозначенного срока, но и они могут после этого быть переведены на текущий счёт.Таким образом, в рыночной экономике предложение денег увеличивается за счёт дополнительнойсуммы расчётных средств, образующих понятие «почти деньги».
Ещё более широкое предложение (определение) денег — М 3, которое = М 2+ крупные (100 тыс. долл. и более) срочные вклады. Оно исходит из того, что крупныесрочные вклады, которыми обычно владеют предприятия в форме депозитных сертификатов,также легко обращаются в чековые вклады. Действующий рынок таких сертификатов насамом деле существует, и поэтому их можно в любое время продать (ликвидировать),хотя и с возможным риском потерь.
Добавление этих крупных срочных вкладов к М 2 и даёт ещё более широкое определение предложенияденег.
Денежный агрегат L включает денежный агрегат М 3 и краткосрочные государственные ценные бумаги(в основном казначейские векселя — treasury bills). L = М 3 + краткосрочные государственные ценные бумаги,казначейские сберегательные облигации, коммерческие бумаги. Ликвидность денежныхагрегатов увеличивается снизу вверх (от L до М 0),а доходность — сверху вниз (от М 0 до L).
Таким образом, предложение денег определяется экономическим поведением:
Центрального банка, который обеспечивает и контролирует наличныеденьги;
коммерческих банков (банковского сектора экономики), которыехранят средства на своих счетах;
населения (домохозяйств и фирм, т.е. небанковского сектора экономики),которые принимают решения, в каком соотношении разделить денежные средства междуналичными деньгами и средствами на банковских счетах (депозитами).
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в общей совокупностипредлагаемых рынку денежных средств наличные денежные знаки занимают около 5 процентовот всего денежного оборота, в то время как чековые вклады — около 15 процентов,а мелкие срочные вклады — примерно 45 процентов от всего оборота денежных средств.В итоге можно сказать, что на современном рынке деньги в нашем понимании играютотносительно малую роль.
Величина предложения денег задается государством и зависит отколичества наличных и безналичных денег в экономике, а на величину спроса на деньгивлияет главным образом уровень цен.
1.3 Равновесие денежного рынка
Оптимальным для денежного рынка является равновесие между спросомна деньги и их предложением. Равновесие может нарушаться, если спрос не равен предложению.
Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложениеопределяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействиеспроса и предложения денег.
Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос наденьги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковскойпроцентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае,когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например,если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, и следовательно,к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативнаястоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивныйспрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активови даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижениидоходов возникает обратная ситуация.
Графически данное условие можно изобразить в виде кривой ликвидностиденег LM, известной как модель Хансена (рисунок 1.4).
/>
Рисунок 1.4 — Кривая ликвидности денег LM
Примечание — Источник: [15].
Увеличение предложения денег в экономике приводит к понижениюбанковской процентной ставки.
Также, можно сказать о том, что равновесие на денежном рынкеустанавливается посредством равновесной цены, складывающейся под воздействием спросана деньги и их предложения. Графическое выражение данного процесса представленона рисунках 1.5 и 1.6.
/>
Рисунок 1.5 — Равновесие денежного рынка с учётом измененияпредложения денег
Примечание — Источник: [1, с.425].
Графически оно достигается при пересечении кривых Dm и Sm в точке Е. Эта точка определяет равновесную ставку процента r Е,т.е. цену денег. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменениякак предложения, так и спроса на них. Процентная ставка, реагируя на эти изменения,восстанавливает равновесие денежного рынка. Рассмотрим, как это происходит.
/>
Рисунок 1.6 — Равновесие денежного рынка с учётом измененияспроса на деньги
Примечание — Источник: [1, с.425].
Предположим, что предложение денег уменьшилось, тогда криваяSm сдвинется в положение Sm 1.При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Чтобы получить необходимоеколичество денег, банки, население начнут продавать облигации. Рост предложенияоблигаций приведёт к снижению их рыночной цены. Однако, чем ниже цена облигаций,тем выше процентная ставка. Докажем эту зависимость. Пусть цена облигации 100 долларов.Она приносит годовой доход, равный 10 долларов. Тогда ставка процента будет равна10 % (10 долл. / 100 долл. х 100 %). Рост предложения облигаций снизит их рыночнуюцену до 80 долларов. Так как доход на облигации фиксирован, процентная ставка будетравна 12,5% (10долл. / 80долл. х 100 %). Следовательно, продажа облигаций приведётк снижению их рыночной цены и росту процентной ставки. По мере её увеличения будетрасти спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги, что соответствует движениювверх и влево по кривой спроса Dm. Когда ставка процентастанет равной r Е 1, денежныйрынок достигнет нового положения равновесия в т. Е 1.
Увеличение предложения денег сдвинет кривую Sm вправо в положение Sm 2.При существующей ставке процента r Е предложение денег будет больше спроса. Пытаясьнаиболее эффективнее задействовать имеющиеся «лишние» деньги, банки, населениеначнут покупать облигации. Спрос на них возрастёт, что приведет к повышению рыночнойцены облигаций и, соответственно, к уменьшению ссудного процента. По мере его снижениябудет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги дотех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в т. Е 2 при ставке процента r 2.
Теперь выясним, как будет влиять на равновесие денежного рынкаизменение спроса на деньги. Допустим, увеличение ВВП (валовой внутренний продукт)привело к росту спроса на деньги с Dm доDm 1 (см. рисунок 1.6). При ставке процента r E 1,спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количестводенег приведёт к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловитповышение процентной ставки. По мере её роста будет сокращаться спрос на деньги.Этот процесс закончится, когда ставка процента станет равной r E. Новое положениеравновесия наступит в т. Е 1.
Уменьшение спроса на деньги приведёт к сдвигу кривой Dm 1в положение Dm (см. рисунок 1.6). В этом случае при ставкепроцента r E 1 предложение будет превышать спрос. Банки, населениепопытаются избавиться от «лишних» денег, покупая ценные бумаги. Эти действиявызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменитьколичество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в т.е. когдаставка процента станет равна r E.
Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводятк колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населенияна деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег [1, c.426].
Один из самых распространенных способов государственного воздействияна экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключаетсяв систематическом нарушении равновесия денежного рынка.
Эта политика используется государством для воздействия на реальныйсектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередьоказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов.Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономикив ликвидную ловушку.
Ликвидная ловушка — это такая ситуация в экономике, когда процентныеставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложенияденег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходитразрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.
Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства сиспользованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвиднойловушки оказывается непригодной
Равновесие денежного рынка в кейнсианской модели можно представитьв трех вариантах: в условиях «жесткой», «гибкой» и «смешанной»политики государства.
«Жесткая» политика.
«Жесткая» политика регулирования денежной массы подразумевает,что предложение денег является фиксированным. Значит, предложение не меняется, независимоот колебаний рыночной ставки процента (пока государство не примет решения об изменениивеличины предложения денег) (рисунок 1.7).
/>
Рисунок 1.7 — «Жесткая» политика регулирования денежноймассы
Примечание — Источник: [15].
По вертикальной оси откладываем банковскую процентную ставку(г), а по горизонтальной — объем денежной массы (М). Сплошная вертикальная линияМS 1 показывает первоначальное предложениеденег. Наклонная линия МD показывает спрос на деньги. Проведя от точки равновесияЕ 1 горизонтальную пунктирную линию до осипроцента, получаем банковскую процентную ставку r 1.
Если государство сократит количество денег в обращении, то линияпредложения МS 1 сдвинется влево в положениеМS 2 и появится новая точка равновесия Е 2, которая определит более высокую ставку процентаr 2 вместо r 1. При увеличении денежной массы события будут развиватьсяв противоположном направлении. Кривая предложения денег сдвинется вправо, понижаятем самым ставку процента.
«Гибкая» политика.
«Гибкая» политика регулирования денежной массы означает,что государство старается сохранить процентную ставку на одном уровне. График денежногоравновесия принимает другую форму, представленную на рисунке 1.8.
/>
Рисунок 1.8 — «Гибкая» политика регулирования денежноймассы
Примечание — Источник: [15].
Горизонтальная линия (MS) показывает предложение денег при определеннойставке процента (r), а линии с отрицательным наклоном (сплошнаяМD 1, и пунктирная МD 2) — два уровня спроса на деньги. Изменение в спросена деньги (из МD 1 в МD 2 и наоборот) достигается путем изменения денежноймассы посредством монетарной политики.
Например, государство через центральный банк может изменить величинурезервов коммерческих банков, которые те держат на его счетах. Тем самым достигаетсярасширение или сжатие денежной массы и предложения денег в силу того, что высвобождаетсяили связывается часть денежной массы, обслуживающей хозяйственный оборот.
"Смешанная" политика.
Иногда государство прибегает к совмещению «жесткой»и «гибкой» политики. Тогда проводится «смешанная» политика(рисунок 1.9).
/>
Рисунок 1.9 — «Смешанная» политика регулированияденежной массы
Примечание — Источник: [15].
Линии с положительным наклоном (сплошная МS 1 и пунктирная МS 2) показывают два уровня предложения денег, а линии с отрицательнымнаклоном (сплошная МD 1 и пунктирная МD 2) два уровня спроса на деньги.
Изменение спроса на деньги (с МD 1 до МD 2) при уровне предложенияденег МS 1,вызывает рост процентной ставки (с r 1 до r2) и расширение денежной массы (с М1 до М 2).Рыночное равновесие перемещается из точки Е 1в точку Е 2.
Изменение уровня предложения денег (с МS 1 до МS 2)при уровне спроса МD 1 ведет к падению процентнойставки (с r 1 до r2) и опять-таки к увеличению денежноймассы. Рыночное равновесие перемещается из точки Е 1 в точку Е 3.
В кейнсианской денежной теории за государством остается основнаяроль по регулированию количества денег в обращении. Тем самым данная теория подтверждаетпозицию Кейнса, согласно которой государство в лице правительства является активнымучастником и регулятором рынка и экономики в целом.
Долгосрочное равновесие денежного рынка.
В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от измененияпроцентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившееназвание денежного (монетарного) правила М. Фридмена (формула 1.2).
M = Y + Pe, (1.2)
где М — долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложенияденег;
Y — долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национальногодохода;
Ре — темп ожидаемой инфляции.
Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционноерегулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентныхставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной намонетарном правиле М. Фридмена [1, c.426].
Таким образом, постоянные колебания спроса на деньги и их предложениявокруг точки (процентной ставки) равновесия держат денежный рынок в равновесномсостоянии.
Следует иметь ввиду, что идеального равновесия денежного рынкане бывает вообще, т.к. на денежное равновесие оказывает влияние множество факторов.Поэтому государство, определяя монетарную политику, должно обеспечивать устранениепричин, порождающих разбалансированность рынков товаров, денег, ценных бумаг, ирабочей силы.
2. Проблемы регулирования равновесия на денежном рынке2.1 Нестабильность национальной валюты
Одним из наиболее важных аспектов нестабильности экономики являетсяинфляция. Она представляет собой обесценивание денег, и в силу этого идёт процессповышения общего уровня цен. Но это внешнее проявление процесса. Инфляция сопряженас состоянием экономики, её спадом, нарушением финансов, разбалансированностью бюджета,денежно-кредитной системы, лихорадкой в фискальной политике и т.д. Проще говоря,инфляция поражает все стороны и все звенья экономики.
Причинами инфляции в Республике Беларусь являются:
1 Деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся всущественном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированномразвитии отраслей тяжёлой индустрии и особенно военного машиностроения.
2 Рост издержек — это период повышения цен из-за увеличения стоимостипроизводства продукции. Например, когда профсоюзы добиваются повышения заработнойплаты рабочих, руководство фирмы может принять решение повысить цены, дабы сохранитьприбыль.
Можно говорить о том, что необоснованное увеличение денежноймассы, как правило, служит необходимым условием для возникновения и развития инфляции(следует иметь ввиду, что увеличение денежной массы может быть и вынужденным действием,обусловленным ростом цен под воздействием факторов, не связанных с денежным обращением).Но оно не всегда является достаточным условием, то есть сам по себе избыток денегв обращении не всегда приводит к возникновению инфляции. В частности, органы кредитно-денежногорегулирования могут осуществить успешные мероприятия по стерилизации избыточноймассы денег, стимулируя их помещение в срочные вклады, инвестирование в ценные бумагии т.д.
В то же время инфляционный рост цен может произойти в условиях,когда в обращении нет избыточной денежной массы (темпы роста денежной массы не превышаюттемпы роста производства). Например, если по причинам, не зависящим от денежногообращения, повысятся издержки на единицу продукции, то при существующем уровне ценэто приведёт к снижению прибыли производителей и, соответственно, объёмов производства.В результате уменьшится предложение товаров и услуг в масштабе экономики, что повлечётза собой повышение уровня цен. Инфляционный рост цен при стабильном предложенииможет быть вызван также увеличением скорости оборота денег.
Чтобы бороться с инфляцией, надо уметь её измерять. Инфляцияизмеряется с помощью индекса цен, который определяет их общий уровень по отношениюк предшествующему периоду, выраженный в процентах [2, с.143].
В таблице 1.1 представлен уровень инфляции в нашей стране за1995 — 2009 года. Индексы приведены в сопоставимых ценах, за 2000 год — с учетомденоминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).
Начиная с 2006 года, индекс промышленного производства рассчитанна основе динамики производства товаров-представителей (в натуральном или стоимостномвыражении).
Таблица 1.1 — Темп роста цен в республике Беларусь за период 1995 — 2009 годы (%) Показатель 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) 344,0 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,1 Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года) 221,8 268,0 139,1 142,6 128,1 18,8 110,0 109,0 116,8 116,4 111,1
Примечание — Источник: [11].
Проанализировав таблицу 1.1, можно говорить о том, что в 1995году цены на потребительские товары возросли в три с половиной раза по сравнениюс предыдущим годом (из-за нестабильности в стране в те годы), затем цены стали растиболее низкими темпами. А после деноминации 2000 года ситуация на денежном рынкепостепенно начала стабилизироваться и индекс потребительских цен становился всёниже и ниже с каждым годом, что свидетельствует об укреплении доверия народа к национальнойвалюте и постепенной стабилизации экономической и политической ситуации в стране.Минимальный уровень роста цен на потребительские товары наблюдается в 2006 годупо сравнению с предшествующим периодом. Далее цены увеличивались примерно на одинаковыйпроцент по годам. И даже не смотря на влияние мирового финансово-экономическогокризиса в этот период, денежный рынок остаётся относительно стабильным.
Что касается индекса цен производителей промышленной продукции,то здесь та же ситуация до 2000 года (уменьшение денежных знаков в 1000 раз). Ав последующие года идёт тенденция к значительному снижению индекса цен до 2004 года,затем уровень инфляции за год варьируется в примерно одинаковом диапазоне. Что говорито стабильно развивающейся экономике нашей страны. Ведь, как известно, уровень потребительскихцен в большей степени регулируется государством, а уровень цен производителей промышленнойпродукции регулируется заводом-изготовителем, а также поставщиками сырья и материалов.Но, безусловно, эти показатели взаимосвязаны между собой и тем или иным образомвлияют друг на друга. В результате этого влияния устанавливается равновесие на денежномрынке либо дисбаланс, который необходимо регулировать и стабилизировать.
В нынешнем, 2010 году, ситуация следующая:
индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. — 104,1 %. Следует отметить, что белорусы самые медленные в обнародовании внутренних индексовинфляции. На первом месте по скорости — Россия.
индекс потребительских цен на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. — 104,1 %.
индекс цен производителей промышленной продукции в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,9 %, в том числе на инвестиционные товары — 100,6 %,промежуточные товары — 100,9 %, потребительские товары — 100,9 %.
Это говорит о стабильно развивающейся экономике по сравнениюсо странами соседями, хотя и не без проблем, но, тем не менее, находящейся на путистабильного роста.
2.2 Спрос и предложение денег в Республике Беларусь
Сбалансированность между ростом денежного предложения и реальнымспросом экономики на деньги является необходимой предпосылкой для достижения макроэкономическойи финансовой стабилизации, постепенного расширения банковской системой кредитнойподдержки экономики и поэтому является одним из элементов макроэкономической политикиРеспублики Беларусь.
Проблемы мировой финансовой системы в последнее время оказываютвсе большее влияние на личное благосостояния каждого жителя Беларуси: ипотечныйкризис в США привел к росту ставок по депозитам в иностранной валюте, а рост темповинфляции поднял проценты по рублевым вкладам в белорусских банках.
Ипотечный кризис, поразивший вначале США, а затем и Европу, косвеннымобразом затронул и нашу страну. Невозврат ипотечных кредитов, убытки и даже банкротствонекоторых финансовых учреждений в США и Европе заставили зарубежные банки статьболее осторожными. Соответственно, ставки по кредитам пошли вверх. Подорожали ресурсыи для белорусских банков, заимствующих средства за рубежом.
Столкнувшись с новой проблемой, банки начали уделять больше вниманиявнутреннему рынку, повышая ставки по депозитам и улучшая условия их предоставленияфизическим и юридическим лицам.
Поэтому проценты по вкладам в валюте в белорусских банках в последнеевремя растут как на дрожжах. Если полтора года назад, то есть в начале ипотечногокризиса в США, ставки по депозитам в долларах, равные 8-9% казались высокими, тосегодня есть предложение и 12%. В среднем, правда, рост не столь значителен. Поданным Национального банка, средняя ставка по вновь открытым депозитам в иностраннойвалюте на срок свыше 1 года в январе 2007 года составляла 7,8% годовых, а в июнетекущего года — 9%.
Но в отдельных банках рост процентов по некоторым вкладам намногопревышает средний уровень. Так, в начале августа текущего года ОАО «Белгазпромбанк»увеличило ставки по вкладам в евро до 12% годовых, а в долларах — до 11,5%. Каксообщила директор департамента розничного бизнеса Белгазпромбанка Елена Антони,это осуществлено в соответствии с наблюдаемой сейчас в Беларуси тенденцией ростадоходности валютных вкладов. Долгое время ставки по рублевым депозитам в белорусскихбанках были намного выше, чем по валютным, но сейчас они все больше сближаются.Евро в настоящее время является более привлекательной валютой, чем доллар, в связис этим и ставки по вкладам в евро выше, чем в долларах.
Вместе со ставками по валютным депозитам растут и ставки по вкладамв рублях, хотя ипотечный кризис в США здесь уже ни при чем. На этот раз виноватаинфляция. Ее подъем начался в мировой экономике немногим позже ипотечного кризиса- примерно во второй половине прошлого года. Многие развивающиеся страны, в первуюочередь Китай и Индия, увеличили потребление продуктов и ряда других товаров, чтои стало одной из основных причин роста цен во всем мире.
Жители Беларуси это тоже почувствовали, отчасти в прошлом и особеннов текущем году. В июле 2008 года потребительские цены в годовом выражении (по отношениюк июлю 2007 года) выросли на 13,3 %.
Однако Национальный банк, так же как центральные банки в другихстранах, предпринимает меры, направленные на уменьшение темпов роста цен, для чегостремится повысить привлекательность банковских вкладов посредством повышения процентовпо ним. В этих целях Национальный банк увеличивал ставку рефинансирования во второйполовине текущего года 2 раза — с 10 до 10,5%. Российский Центробанк действует болеерешительно: в текущем году он уже трижды повышал ставку рефинансирования, доведяее до 11%, а также увеличил нормы отчисления средств в банковские резервы.
Некоторая осторожность Национального банка объясняется, по-видимому,тем, что ставки по депозитам в белорусских рублях в начале текущего года и так находилисьна довольно высоком уровне и достигали до 14-15% годовых, что обеспечивало привлекательностьвкладов и превышало инфляцию.
Кроме того, бюджет Беларуси выполняется с профицитом, средствв нем достаточно, а за счет внешних заимствований и продажи имущества в государственнойказне образовался даже некоторый избыток рублевых ресурсов. По-видимому, в связис этим средние ставки по депозитам в национальной валюте в белорусских банках послероста в конце прошлого года в первой половине текущего даже снижались. Но, тем неменее, руководство РБ продолжает брать кредиты, что в конечном итоге может привестик переизбытку денежной массы и, как следствие, к увеличению темпов инфляции и кочередной деноминации.
Ведь, как известно, денежную массу необходимо контролироватьдля поддержания некоторой стабильности на рынке. Для более правильного представлениясложившейся ситуации в республике Беларусь приведём ряд цифр.
По данным Министерства финансов РБ,внешний государственный долг Беларуси в августе вырос на 3,3 трлн. бел. руб. и на1 сентября 2010 года составил 28,5 трлн. бел. руб., то есть примерно 9,5 млрд. долл.
Увеличение долга объясняется размещением первых еврооблигаций Беларуси на1 млрд. долл. В связи с этим внешний долг центрального правительства вырос за месяцна 3,2 трлн. бел. руб., достигнув 27,9 трлн. бел. руб. В то же время, внутреннийдолг центрального правительства в августе даже снизился на символическую величину- 1,3 млрд. бел. руб., составив на 1 сентября 2010 года 2.171,7 млрд. бел. руб.
Внешний долг, гарантированный центральным правительством, в августевырос на 36,5 млрд. бел. руб., до 548,4 млрд. бел. руб.
Внутренний долг, гарантированный центральным правительством,за август увеличился на 122,8 млрд. бел. руб., и составил 6.368,2 млрд. бел. руб.Реальные денежные доходы населения Беларуси в 2009 году, по сообщению БЕЛТА, возрослипо сравнению с 1995 годом в 5,3 раза, с 2005-м — на 53 %.
Реальная заработная плата к уровню 1995 года возросла в 4,9 раза,в том числе за 2006-2009 годы — в 1,4 раза. Среднемесячная заработная плата в эквивалентепо средневзвешенному курсу Национального банка увеличилась с 66 долл. в 1995 годудо 350 долл. в 2009 году.
В июле нынешнего года средняя заработная плата достигла 1 млн.282,8тыс. бел. руб., или 427 долл. Среди стран СНГ по величине заработной платы Беларусьнаходится на третьем месте после Российской Федерации и Казахстана.
Когда говорят о зарплатах, неизбежно возникает вопрос о пенсиях.БЕЛТА отвечает на это так: «По уровню пенсионного обеспечения Беларусь занимаетвторое место среди стран СНГ. Средний размер назначенных пенсий в республике наконец 2009 года составил 429,5 тыс. бел. руб., или 150 долл. Следует отметить, чтона конец 1995 года пенсия составляла только 34 долл.
И приводит сравнение: в декабре 2009 года средний размер пенсийв России составил 204 долл., в Азербайджане, Казахстане и Украине — по 125 в эквиваленте[12].
А ведь гордиться нечем. От России по пенсионному обеспечениюнамного отстаем и находимся практически на одном уровне с Казахстаном и Украиной.Хотя по установившемуся стилю обсуждения социальных неурядиц населения нашей южнойсоседки можно было бы предположить гораздо худшее для них и несравненно лучшее длянас.
По итогам оценки существующей ситуации, можно говорить о том,что на сегодняшний день денежный рынок в РБ является достаточно стабильным (увеличиваютсязарплаты, пенсии, соц. пособия), за исключением вопроса о большом государственномдолге РБ перед другими странами, что безусловно должно отразиться на экономике нашегогосударства в будущем.
2.3 Равновесие денежного рынка Республики Беларусь
Сегодня государство может эмитировать (эмиссия) дополнительнуюденежную массу и снабдить предприятия достаточным количеством белорусских рублей,но наша промышленность в основном нуждается в высокоэффективном импортном оборудовании,которое можно закупить за твёрдую валюту или за российские рубли. Таким образом,возможность увеличения инвестиций с помощью традиционных методов денежно-кредитногорегулирования ограничена.
В таблице 1.2 представлено предложение денег в РБ за 2010 год.
** обозначены юридические лица — коммерческие и некоммерческиеорганизации, индивидуальные предприниматели, небанковские финансовые организации.
Таблица 1.2 — Денежная масса РБ по состоянию на 01.09.2010 года (млрд. руб.) Показатель 01.01.2010 01.04.2010 01.07.2010 01.08.2010 01.09.2010 1 2 3 4 5 6
71. Наличные деньги в обороте — М0
3 647.2
3 681.3
4 287.8
4 588.1
4 635.1 2. Переводные депозиты 7 694.8 5 815.4 6 957.2 8 170.5 7 348.4 2.1 Физических лиц 2 105.3 1 986.3 2 557.2 2 874.5 2 668.0 2.2 Юридических лиц** 5 589.5 3 829.1 4 400.0 5 296.0 4 680.4
Денежный агрегат — М1
11 342.0
9 496.7
11 245.0
12 758.7
11 983.5 3. Срочные депозиты 8 849.5 9 898.7 10 947.7 11 281.9 11 998.8 3.1 Физических лиц 5 907.2 6 867.7 7 608.8 7 872.7 8 102.9 3.2 Юридических лиц** 2 942.4 3 031.0 3 338.9 3 409.1 3 896.0
Денежная масса в национальном определении — М2
20 191.6
19 395.4
22 192.8
24 040.5
23 982.3 4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте 545.5 887.6 920.8 1 049.9 1 127.5
Рублевая денежная масса — М2*
20 737.0
20 283.0
23 113.6
25 090.4
25 109.8 5. Депозиты в иностранной валюте 16 214.1 16 648.5 16 727.4 17 626.5 17 816.8 5.1 Переводные депозиты 4 748.1 4 634.2 4 879.7 5 204.2 5 170.9 5.1.1 Физических лиц 366.3 484.2 561.2 581.8 613.4 5.1.2 Юридических лиц** 4 381.8 4 150.0 4 318.5 4 622.4 4 557.4 5.2 Срочные депозиты 11 466.0 12 014.3 11 847.7 12 422.3 12 646.0 5.2.1 Физических лиц 9 774.5 10 108.3 9 974.6 10 249.1 10 476.6 5.2.2 Юридических лиц** 1 691.6 1 906.0 1 873.2 2 173.2 2 169.4 6. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте 1 149.0 1 455.0 1 556.9 1 564.8 1 566.5 7. Депозиты в драгоценных металлах 7.0 8.1 7.8 7.7 7.7
Широкая денежная масса — М3
38 107.1
38 394.6
41 405.7
44 289.4
44 500.8
Примечание — Источник: [11].
Из данной таблицы можно сделать следующие выводы: денежная массаиз месяца в месяц увеличивается, следовательно, и цены растут. Хотя, следует отметить,что предложение наличных денег увеличивается незначительно, возрастает выпуск ценныхбумаг государством, что говорит о том, что государство стремится изъять часть наличныхденег у населения в обмен на ценные бумаги с целью сдерживания роста денежной массыв обороте и инфляции. Ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте остаются практическина одном уровне на протяжении всего рассматриваемого периода, что говорит о довериибелорусского народа к рублю нежели к иностранной валюте.
2.4 Основные направления совершенствования равновесияденежного рынка Беларуси
Устойчивость денежного обращения проявляется в относительнойстабильности покупательной способности денег, что выражается в постоянстве или ростеколичества пользующихся спросом товаров, которые можно приобрести на денежную единицу.
Для поддержания стабильности покупательной способности денегнеобходимо выполнение следующих условий:
1. Поддержание экономически обоснованного соотношения между денежноймассой в обращении и массой реализуемых товаров.
2. Обеспечение эластичности денежного обращения, т.е. способностиденежной массы расширяться и сокращаться в зависимости от потребностей товарногооборота.
3. Обеспечение стабильности курса национальной валюты; покупательнаяспособность национальной валюты зависит не только от внутренних, но и от внешнихфакторов. Влияние внешних факторов находит отражение в платёжном балансе страны.
Устойчивость денежного обращения зависит от предложения денеги экономически обоснованного спроса на них, а так же от сбалансированности денежно-кредитнойи финансовой сфер национального хозяйства.
Особенно важно соблюдение основных воспроизводственных пропорциймежду:
сферой материального производства и непроизводственной сферой;
между фондом накопления и фондом потребления в национальном доходе;
между отдельными стадиями процесса воспроизводства: производство,распределение, обмен и потребление;
между темпами роста производительности труда и средней заработнойплатой.
Несоблюдение всех факторов, влияющих на устойчивость денежногообращения, вызывает инфляцию.
Основные методы и инструменты регулирования денежного оборотасводятся к тому, чтобы не вызывать инфляцию.
К таким мерам относятся:
1. В сфере экономики: регулирование структурной политики денежногообращения по отраслям народного хозяйства, территориям и регионам; ограничение деятельностимонополий.
2. В сфере финансов: снижение государственных расходов; увеличениеставок налогообложения; сокращение дефицита государственного бюджета и государственногодолга.
3. В денежно-кредитной сфере: ограничение или прекращение эмиссииденег; снижение скорости оборота денег; общие и селективные методы денежно-кредитногорегулирования.
4. В сфере ценообразования: регулирование монопольного ценообразования;установление пределов роста цен; контроль над ценами в государственном секторе экономики.
5. В рамках политики доходов: контроль за ростом цен для ограничениядоходов; установление нормативных пределов роста заработной платы; политика заработнойплаты в государственном секторе; замораживание заработной платы и цен.
6. В валютной сфере: ревальвация национальной валюты (повышениекурса); ограничение притока краткосрочного иностранного капитала; денежные реформы;частичные изменения денежной системы.
Государственное регулирование предложения денег.
Одной из основных функций государства является обеспечение рыночногохозяйства достаточным количеством денежной наличности. Эта функция реализуется черезНациональный банк, который обладает монопольным правом эмиссии денег. Денежный рыноксвязан с товарным рынком, поэтому государство должно вести денежную политику так,чтобы обеспечить регулирующую функцию денег и не допустить инфляции. Этого можнодобиться следующими способами:
операции на открытом рынке казначейских ценных бумаг;
политика учетной ставки;
изменение нормы обязательных резервов;
увеличение или уменьшение предложения денег;
страхование вкладчиков, т.к. в случае банкротства коммерческихбанков обязательные резервы используются для погашения их долговых обязательств.Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым,т.к. затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормыобязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объёме банковскихдепозитов и кредитов, поэтому в большинстве стран данный инструмент монетарной политикиприменяется в исключительных случаях. Если государство командными приёмами будетзаставлять коммерческие банки принимать вклады и выдавать ссуды под строго определённыйпроцент, то возможно нарушение механизмов саморегуляции рынков товаров и денег.Сбережения будут перемещаться в теневую экономику, поэтому необходимо оцениватьи анализировать любые изменения очень тщательно.
При формировании устойчивого превышения предложения иностраннойвалюты над спросом на нее Национальный банк допускает возможность увеличения рублевойденежной эмиссии, связанной с покупкой иностранной валюты.
Для достижения предусмотренных на 2010 год параметров ограниченияроста цен и снижения официального обменного курса белорусского рубля в условияхдопускаемого роста денежного предложения в национальной валюте необходимо повышениереального спроса экономики на деньги в 1,24-1,68 раза.
Направления повышения реального спроса экономики на деньги представляютсобой развитие определенных качественных характеристик экономики, формирующих реальныйспрос на деньги. Его удовлетворение не должно приводить к росту цен и снижению обменногокурса белорусского рубля. Достижение целевых параметров по данным направлениям повышенияреального спроса на деньги возможно при выработке и реализации соответствующих имэкономических, институциональных, законодательно-нормативных и иных мер.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупноепредложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль надзаработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничиваетсвои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновениюинфляции, сопряжённой со спадом.
В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышениесовокупного спроса путём наращивания государственных капитальных вложений, пониженияналогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновенияинфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходамивследствие большого бюджетного дефицита.
С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедленияинфляционных процессов путем изменения ставки ссудного процента. И количества денегв обращении, однако ему присущи те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике.
Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции,сопряженной со спадом является контроль за заработной платой и ценами. Такой контрольпри наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемойинфляции.
При разработке антиинфляционной политики с определённой долейусловности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременногохарактера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевиднымиуже в краткосрочном периоде.
К антиинфляционной стратегии можно отнести:
1) преодоление антиинфляционных ожиданий, страха перед обесцениваниемсбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при созданииконкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификациипроизводства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортныхограничений;
2) долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная навведение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
3) сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры д ходови расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
4) увеличение совокупного предложения посредством структурногопреобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-техническогопрогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
К мерам антиинфляционной тактики можно отнести:
1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватногоувеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизациягосударственной собственности;
2) для снижения текущего спроса без соответствующего паденияпредложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитиеакционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведениеденежных реформ.
Заключение
На основании проведённого анализа можно сделать следующие выводыпо работе:
1. Величина предложения денег задаётся государством и зависитот количества наличных и безналичных денег в экономике. На величину спроса на деньгивлияет главным образом уровень цен. Также спрос на деньги зависит от номинальнойвеличины валового национального продукта, скорости оборота одноимённой денежнойединицы и ставки процента по активам.
2. В общей совокупности предлагаемых рынку денежных средств наличныеденежные знаки занимают около 5 процентов от всего денежного оборота, в то времякак чековые вклады — около 15 процентов, а мелкие срочные вклады — примерно 45 процентовот всего оборота денежных средств. В итоге можно сказать, что на современном рынкеденьги в нашем понимании играют относительно малую роль.
3. Постоянные колебания спроса на деньги и их предложения вокругточки (процентной ставки) равновесия держат денежный рынок в равновесном состоянии.Следует иметь ввиду, что идеального равновесия денежного рынка не бывает вообще,т.к. на денежное равновесие оказывает влияние множество факторов. Поэтому государство,определяя монетарную политику, должно обеспечивать устранение причин, порождающихразбалансированность рынков товаров, денег, ценных бумаг, и рабочей силы.
4.В нынешнем, 2010 году, ситуация следующая:
индекс потребительских цен в Беларуси на товары и услуги в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,2 %, с декабрем 2009 г. — 104,1 %. Следует отметить, что белорусы самые медленные в обнародовании внутренних индексовинфляции. На первом месте по скорости — Россия.
индекс цен производителей промышленной продукции в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. составил 100,9 %, в том числе на инвестиционные товары — 100,6 %,промежуточные товары — 100,9 %, потребительские товары — 100,9 %. Это говорит остабильно развивающейся экономике по сравнению со странами соседями, хотя и не безпроблем, но, тем не менее, находящейся на пути стабильного роста.
5. Предложение наличных денег в РБ за период 01.01.2010-01.09.2010гг.увеличивается незначительно, возрастает выпуск ценных бумаг государством, что говорито том, что государство стремится изъять часть наличных денег у населения в обменна ценные бумаги с целью сдерживания роста денежной массы в обороте и инфляции.Ценные бумаги, выпущенные в иностранной валюте остаются практически на одном уровнена протяжении всего рассматриваемого периода, что говорит о доверии белорусскогонарода к рублю нежели к иностранной валюте.
Список использованных источников
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник для студентовэкономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: Книжный дом, 2004.- 608 с.
2. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика. — М., 1996. — 563 с.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2003. с.133 — 145. — (Серия „Высшее образование“).
4. Кравцова Г.И., Кузьменко Г.С., Кравцов Е.И. Деньги, кредит, банки:учеб. — Мн.: БГЭУ, 2003, — 527 с.
5. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002 г. — 288 с.
6. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов. — М.:ИНФРА-М, 2001. — 629 с.
7. Розанова В.А. Психологические основы предпринимательской деятельностируководителей. — Управление персоналом. — 2007 г. — №11.
8. Семенов Б.Д. Антикризисный менеджмент: учебно-методическое пособие.- Мн.: ФУАинформ, 2002 г. — 80 с.
9. Экономика, организация и планирование промышленного производ-ства:учеб. пособие для вузов / Н.А. Лисицын [и др.]; под общ. ред. Н.А. Лисицына, Ф.П.Висюлина, В.И. Выборнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высш. Шк., 2001.- 446 с.
10 Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под общ. ред. В.Я. Хрипач,Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; — 2-еизд. Стереотипное. — Минск: Экономпресс, 2001.- 464 с.
11. Яругова, А.М. Управленческий учет: опыт экономически развитых стран/ А.М. Яругова. — Минск: Финансы и статистика, 2004. — 114 с.
12. Денежная масса Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010.- Режим доступа: www.belstat.gov.
by
13. Доходы населения [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа:www.infox.ru/business/finances/2009/11/09/world_bank.phtml
14. Промышленная политика. Слабое звено. — № 4 (890) 25-31 января 2010 г. [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.rambler.ru
15. Рост спада или спад роста? [Электронный ресурс]. — 2009. — Режимдоступа: www.tut. by
16. Цены и тарифы [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: www.belmarket. by