Реферат по предмету "Экономика"


Формирование межрегиональных экономических систем

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
С.Л. ГОЛОБОРОДКО
Российскиереформы предполагают существенную интеграцию страны в мировое хозяйство, и вэтом русле экономическая интеграция регионов, федеральных округов будетспособствовать такому развитию. Географическое положение России, обилиеприродных богатств, значительный научный потенциал, промышленное развитиеоткрывают потенциальные возможности к этому. В настоящее время решающимфактором поддержки экономической деятельности в стране является экспортэнергоносителей, металлов, сырья, удобрений, лесоматериалов. Они дают более 3/4всей экспортной выручки. Очевидно, что упор только на энергоносители в решениибюджетных и долговых проблем страны ограничивает возможности развитияобрабатывающих отраслей и АПК. Вывоз, например, за рубеж 4/5 производимыхудобрений в стране наносит огромный ущерб российскому сельскому хозяйству,является результатом структурных аномалий, порожденных рыночными реформами.Вывоз топлива, сырья, природных ресурсов сам по себе — вполне нормальная ивыгодная практика торговли. Однако в экспорте развитых стран, таких как,например, Англия, Австралия, Канада, Норвегия, США, ему принадлежит отнюдь не главноеместо. В Америке вообще созданы стратегические резервы энергоносителей надолгие годы.
Обладающаяконкурентными преимуществами, российская продукция, например стальной прокат,обогащенный уран, химические товары, стекло и др., наталкивается на те или иныеограничения в виде дискриминационных барьеров на пути российских товаров. Вэтом случае необходима государственная поддержка и активная протекционистскаяполитика по продвижению своих товаров на внешние рынки с использованием всегогосударственного механизма. Вся валютная выручка используется для пополнениявалютных резервов Центрального банка, выплаты внешних долгов. Она также оседаетза рубежом на банковских счетах предприятий и отдельных лиц, вкладывается ими вценные бумаги, недвижимость, строительство. Отечественная структура экспортакрайне однобока и напоминает структуру вывоза некоторых отсталых стран, чтоприводит к упадку многих отраслей, не работающих на экспорт и не имеющихдостаточного внутреннего сбыта.
Посмотримна структуру импорта и увидим, что там до сих пор преобладают продовольствие исырье для его производства, одежда, обувь, бытовая техника, компьютеры,легковые автомобили, различное оборудование непроизводственного назначения.Сокращение инвестиций в производство обусловило сокращение ввоза новейшегооборудования, отсутствие модернизации производственной базы страны. Кроме того,слабо применяется таможенное регулирование ввозимого высокотехнологическогооборудования, которое не производится в России. Система лизинга не развита и работаетне в полную мощь. Почему это происходит? Не потому ли, что природа наснаградила огромными залежами полезных ископаемых и поэтому мы разучилисьправильно работать и ценить этот «природный подарок»? В другихстранах этого нет, например, Япония — одна из самых передовых ивысокотехнологичных стран мира, с высокими социальными программами и оченьвысокой продолжительностью жизни населения. Природные ресурсы и запасы полезныхископаемых не возобновляются, уже в недалеком будущем поднимется себестоимостьих добычи и транспортировки. Все это будет сдерживать рост производства иэкспорта в добывающих отраслях и заставлять переносить центр тяжести наэнергосбережение. Ресурсный потенциал страны нельзя считать бесспорным и вечнымконкурентным преимуществом. Во главу угла должна быть поставлена продукцияобрабатывающей и перерабатывающей промышленности, способная конкурировать намировых рынках, а это очень непростая задача, если учесть, что 70%промышленного оборудования устарело и изношено. Однако при дополнительныхусилиях и финансовой поддержке можно поднять до мирового уровня рядпроизводств, где имеются уникальные технологии и изобретения, сохранились кадрыспециалистов и рабочих, производственная база.
Очевидно,что экспорт не должен быть главным источником развития экономики для российскихрегионов. Для такой крупной по территории, населению, промышленному потенциалустраны решающее значение должно иметь развитие внутреннего рынка содновременным увеличением платежеспособного спроса и предложения товаров иуслуг. За рынки необходимо бороться, а мы уже упустили этот шанс, потому чтовсе рынки фактически поделены между странами. Только опираясь на рынок ипрактическую возможность победить в конкурентной борьбе, российскаяпромышленность и произведенные потребительские товары в нашей стране могутзанять достойное место в мировой экономике. Успех развития экономикиопределяется тем, насколько создаваемый хозяйственный механизм способенстимулировать инновационную деятельность, творческую энергию людей, способствоватьподъему науки, образования, культуры, укреплению здоровья населения, росту егочисленности, открывать ему доступ к информации и на этой основе обеспечиватьподъем экономики и уровня жизни людей и в целом всего общества. Все этоневозможно без крупных капитальных вложений в производственные мощности,прикладную и фундаментальную науку, подготовку для этого необходимых трудовыхресурсов, внедрение высоких технологий. К сожалению, все это не делается,достаточно посмотреть на статистику. Если в 1991 г. в Академии наук СССРработало более 1 млн. ученых, то сегодня во всех институтах РАН числится всего60 тыс. научных работников. Средний возраст ученых — 60 лет. Около 80%российских математиков и более 50% физиков-теоретиков работают в США. Средняязарплата российского ученого примерно 2400 долл. в год. Средняя зарплатаобычного профессора США составляет около 100 тыс. долл. в год. С такимипоказателями конкурировать на мировом рынке, кроме энергоносителей,действительно нечем. Введение разумных протекционистских мер, вложениеинвестиций в науку позволят сгладить негативные последствия включения в мировойрынок и отчасти восстановить уровень внутренней межрегиональной интеграции.
Интеграционные процессы крайне важны для развитияотечественной экономики. С другой стороны, также важно развитие общественныхсвязей и контактов между людьми в нашей стране. Необходимы выравниваниетрудовых ресурсов, более тесная работа по привлечению трудовых ресурсов издотационных территорий в донорские регионы с целью обеспечения заработка иповышения жизненного уровня граждан России. Регулирование трудовой миграциивнутри страны должно осуществляться под непосредственным государственнымконтролем. Как бы ни отличались регионы по условиям жизни, по географическимособенностям, в целом их социальные ожидания сходны: повышение уровня жизни,безопасности, уверенности в завтрашнем дне, занятости, способности созданиясемьи и обучения детей, получения образования и достойного жилья, медицинскогообслуживания и т.д.
Современнаяэкономическая политика не соответствует этим требованиям и не отражает запросовобщества. А все эти процессы напрямую связаны с региональным развитием страны,целостностью экономики и территории. Несмотря на провозглашенное единоеэкономическое пространство, свободное движение капиталов, товаров, равныеусловия оказания услуг, миграции рабочей силы, сохраняется различие вэкономическом развитии регионов и уровне жизни населения. Система бюджетныхотношений должна выравнивать эти противоречия. Но проблема состоит в том, что свозникновением различных форм собственности и тенденций развития территорийсистема бюджетных взаимоотношений, оставшаяся после прошедшей эпохи, уже неоправдывает себя на таком уровне и в современных условиях должна претерпетьэволюцию, быть более точной и скорректированной, строиться на более современныхпринципах и механизмах. Это будет являться основой упрочения РоссийскойФедерации и ее социально-экономических основ от Запада до Востока, Севера иЮга.
Формированиеединого рыночного пространства России во многом опирается на созданную еще вСССР производственную базу, инфраструктуру, на элементы межрегиональных связей.Очевидно, что все лучшее должно быть сохранено с одновременным развитием новойсистемы рыночных хозяйственных связей между регионами, федеральными округами,разработан механизм межрегионального взаимодействия в самих федеральныхокругах. Причем межрегиональные связи охватывают общий перечень хозяйственныхвзаимоотношений между регионами, в то время как интеграция включает в себя межрегиональныесвязи, но в соответствии со сложившимся понятийным аппаратом требует выполнениядополнительных условий.
Подинтеграцией многими учеными понимается достижение состояния переплетения,преобразование в единый экономический организм различных аспектоввоспроизводства и движения капиталов, товаров, услуг, рабочей силы различныхэкономических обособленных территорий. Интеграция начинается с того момента,когда уровень экономических связей между территориями достигает состояниявзаимопроникновения воспроизводственных процессов. В общем виде экономическаяинтеграция — это объективный процесс развития все более глубокого и устойчивогообмена деятельности труда, расширения территориальных и производительных границкооперации, финансовых связей.
Интеграцияневозможна без капитала и преодоления рамок региональной ограниченности; безразвития производства до уровня, предполагающего специализацию; без преодолениямежрегиональных различий в функционировании рыночных механизмов; без появлениягосударственных и общественных институтов, ставящих перед собой задачу сломатерриториальных барьеров на путях движения капиталов, товаров, услуг, рабочейсилы. Наличие больших различий между регионами по этим параметрам делаетмежрегиональную интеграцию невозможной. А экономические отношения междурегионами при этом так и остаются торговлей, эпизодическим ввозом и вывозомкапиталов, услуг, перемещением рабочей силы между сильно обособленными друг отдруга региональными хозяйствами. К интеграции способны лишь регионы близкогоуровня развития, и это реально воплотить в жизнь.
Единоеэкономическое пространство России сочетает в себе регионы разного уровняразвития, в разной степени и разным образом включенные в общий хозяйственныйоборот. Общая национальная валюта, единая государственная граница, общиймеханизм хозяйствования, единая законодательная база, наличие налаженных связейс регионами разного уровня развития, единая государственная политика поддержкиобъективно слабых регионов и стимулирование их включения в общенациональныесоциально-экономические процессы позволяют говорить о наличии единогоэкономического пространства страны. Но существующие менее развитые регионы, какправило, оказываются на прямой и косвенной дотации у более развитых регионов, иим необходимо оказывать помощь, потому что в другом случае существует опасностьпотери территориальной целостности. Такие межрегиональные отношения нельзяназвать интеграцией, на этой почве возможны острые межрегиональныеэкономические и политические противоречия. В такой ситуации можно предусмотретькачественно новые возможности выхода на более высокий уровень хозяйственнойэффективности.
В ходеуглубления совместной деятельности региональных хозяйств имеет местооптимизация хозяйственной структуры территорий, образующих хозяйственныекомплексы с точки зрения наиболее эффективного использования расположенных вних природных ресурсов, трудовых ресурсов, промышленной, научной базы иинфраструктуры. В таком случае масштабы производства расширяются, возникаютвозможности выпуска более качественной продукции, увеличивается эффективностьдеятельности предприятий, происходит коренная перестройка рыночной структурырегиона и т.д. Процесс интеграции сопровождается определенным сближениемпараметров основных экономических показателей, происходит относительноевыравнивание уровней экономического развития, сближение непроизводственнойсферы интегрирующих регионов.
Региональнаяинтеграция в условиях рыночной экономики невозможна без высокоразвитой рыночнойинфраструктуры, позволяющей эффективно налаживать связи между различнымиорганизационными структурами (АО, госпредприятия, частные фирмы, банки)независимо от их территориальной принадлежности. Для формирования единогоэкономического пространства необходимо, чтобы как минимум не было большихразличий между регионами в уровнях развития рыночных структур. Рыночныеструктуры включают в себя: создание широкой финансово-банковской сети,инжиниринговых центров, оптовых фирм, информационных сетей, сеть обучения иповышения квалификации, инфраструктуры, транспортных сетей, посреднических иконсалтинговых фирм и др. Важнейшим ее элементом является банковская сеть,создающая предпосылки для привлечения инвестиций, которые финансово обслуживаютдвижение товарных потоков, способствуют процессу интеграции регионов в единоеэкономическое пространство.
С другойстороны, федеральная экономическая политика должна учитывать мнение регионов поформированию межбюджетных отношений, созданию технопарков, транспортныхмагистралей и сетей, предоставлению налоговых льгот, инвестиций впроизводственный сектор экономики, развитию социальных и производственныхпрограмм, активной миграционной политики и т.д., которые способствуютдальнейшей интеграции регионов в единое экономическое пространство.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.