Содержание
Введение Глава 1.Теоретическиеосновы функционирования рыночной системы экономики1.1 Понятие и сущность рыночной системыэкономики1.2 Смешанная экономика и ее моделиГлава 2.Регулирование экономики и ее особенности в современном мире2.1Понятие и сущность регулирования рынка
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Глава 3. Практическоеприменение способов регулирования в современной экономике
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение
Введение
В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование врациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжениинескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение былодаже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке»,которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идеюактивно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политическойэкономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века имонетаристы.
Тем не менее, объективные потребности хозяйственной жизни рано илипоздно взяли свое. Активное вмешательство государственной власти в рыночнуюэкономику начинается вместе с активным вызреванием капитализма. В эпохупервоначального накопления капитала это особенно проявилось в виде политикипротекционизма. Она заключалась в поощрении со стороны государства тех национальныхотраслей, которые были наиболее прибыльны для нарождающейся буржуазии. Такаяполитика проводилась в Англии и Франции уже в XVII в., а в России – современ Петра I.Еще более активизируется роль государственной власти в рыночной экономике в годыПервой мировой войны. В.И. Ленин назвал этот процесс огосударствлениемэкономики, возникновением государственно-монополистического капитализма[1] Следующее усилениекоординирующего начала в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф.Рузвельта в США, во многом основанным на кейнсианских теоретических положениях.Далее в этом плане надо отметить время Второй мировой войны и послевоенныйвосстановительный период в ряде стран (особенно в ФРГ, Японии, Южной Корее).Весьма значительное государственное влияние на товарно-денежное обращение, каки на экономику в целом, наблюдается сейчас почти во всех крупныхкапиталистических странах. В некоторых из них (например, в Японии и Франции)созданы центральные прогнозирующие и планирующие органы.
Актуальностьданной работы очевидна, так как возросшая сложность социально-экономическогопроцесса приводит к необходимости регулирования рынка и расширения функцийгосударства в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов имеханизмов. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут бытьэффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всегоукрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источниковэкономического роста.
Цельюданной курсовой является изучение приемов и способов регулирования рыночнойэкономики, применяемые в развитых странах.
Всвязи с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотретьпонятие рыночной системы, ее виды;
- проанализироватьпричины необходимости регулирования рынка;
- выявитьсубъекты и объекты регулирования;
- рассмотретьметоды регулирования рынка.
Глава 1. Теоретические основы функционированиярыночной системы экономики
1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики
Экономическуюсистему можно рассматривать как формальную социально-экономическую структуру,организующую производство товаров и услуг, востребованных во внешней среде, всоответствии с долгосрочной стратегией и использующую внутренние и внешниересурсы – труд, капитал, технологии, информацию.[2]Экономическая система – это сложная система, представляющая собой упорядоченныйкомплекс взаимосвязанных элементов.[3] Внесистемного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономическиеотношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности,не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений ипроцессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономическойполитики.
Основнымиэлементами экономической системы являются социально-экономические отношения,базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственностина экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е.способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;конкретные экономические связи между хозяйственными субъектами. История зналаразличные типы экономических систем: рыночная система, в которой преобладаетрыночное хозяйство, традиционная и административно-командная. Основные отличияэтих типов экономических систем представлены нами в приложении 1./>Нас в первую очередь интересует рыночная система экономики, поэтому в даннойглаве нашей работы мы рассмотрим именно ее.
На длительном историческом этапе преобладали традиционныеэкстенсивные рыночные экономики, связанные с вовлечением дополнительныхресурсов — территории и располагаемых природных ресурсов, а также население,позднее к ним добавился капитал.
В индустриальной же экономике ведущими факторами развитиястановятся:
- концентрацияпромышленного капитала;
- эффективноеиспользование материальных ресурсов и средств производства, таких, какпроизводственные фонды, технологии и организационные составляющие (включая массовоепроизводство, вертикальную интеграцию, жесткую организационную структуру иразделение функциональных обязанностей);
- завоеваниедоли рынка за счет ценовой конкуренции и власти над потребителем (сегментациярынка и установление собственных стандартов в каждом сегменте, стремление кмаксимизации прибыли и стоимости компаний, реклама).
Стимулом развития являлась прибыль в узком смысле, т.е. финансовыйрезультат, а другие эффекты не учитывались. Именно этот период связан снакоплением капитала, переделом собственности, хищническим отношением кприродным ресурсам. Базис макроэкономической политики основывался нарасширенном воспроизводстве и поддержании платежеспособного спроса.[4]
В современной экономике развитых стран превалируют интенсивныефакторы развития. Принципиальное отличие постиндустриальной модели – изменениецелевых ориентиров деятельности экономических систем. На макроуровне имистановятся богатство, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения,сохранность окружающей среды. На микроуровне это не только финансовая прибыль икапитализация компании, но и социальные цели — от бережного отношения к сотрудникамдо заботы об окружающей среде. Таким образом, сегодня деятельность передовыхэкономических образований связана и с максимизацией своей стоимости, и сположительными внешними эффектами, способствующими развитию более крупныхсистем.
Новые постиндустриальные фундаментальные факторы развитиясоздаются объективными изменениями, происходящими во всех сферах общественнойжизни.
Основными моментами, наиболее воздействующими на экономическиесистемы, являются[5]:
- глобализацияи ужесточение конкуренции;
- ускорениеперемен (быстрота инноваций и сокращение жизненного цикла товаров и услуг,появление новых технологий);
- информационныйпрорыв (развитие информационных и коммуникационных технологий, упрощениедоступа к информационным сетям);
- возрастаниезначимости нематериальных ресурсов производства (развитие человеческогокапитала, социализация экономических и управленческих отношений).
Среди факторов стабильного развития микроэкономических системвыделяются:
- оптимальноесочетание специализации и диверсификации, подкрепленное набором компетенцийбизнеса;
- концентрацияинноваций на приоритетных направлениях и непрерывном совершенствованиипродукции;
- созданиеновых товаров и рынков за счет прогнозирования потребностей:
- гибкаяоргструктура, оптимизированная под стратегические задачи;
- переходот вертикальной интеграции к сетевым структурам;
- управление,основанное на знаниях и развитии человеческого капитала, поиск лучшей практикиуправления (бенчмаркинг);
- мотивациясотрудников на успех;
- объединениекомпаний для достижения синергетического эффекта.
Успех компаний базируется на способности управлять изменениями,поскольку сегодняшние изделия обеспечивают только временное конкурентноепреимущество. Названные факторы развития позволяют формироватьсамосовершенствующуюся организацию, восприимчивую к изменениям, способствуютширокому применению информационных, коммуникационных и других современныхтехнологий.
Из сказанного следует, что стабильно могут развиватьсяэкономические системы, способные адекватно реагировать на вызовыдействительности. Если же они игнорируют эти сигналы, то их ждет разорение илипоглощение конкурентами.
Однаиз главных черт рыночной экономики – это личная свобода всех участниковэкономической деятельности. В такой системе поведение каждого ее участникамотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическаяединица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятиярешений.
Вразвитой рыночной экономике рыночный механизм претерпевает изменения. Команднаяэкономика находит здесь свое применение в виде государственного регулированияэкономики. Фирмы как участники рынка также применяют плановые методы дляпрогнозирования объема и структуры спроса, необходимых инвестиций в НТП. Прогнозрынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров ипереходить к качественно новым моделям и видам продукции.
Крупныекомпании, используя методы стратегического планирования и менеджмента решаютвопрос об наиболее эффективном использовании имеющихся ресурсов, о вложенииактивов в наиболее перспективные отрасли хозяйства. В тоже время развитиеновейших технологий, отраслей идет при помощи государства в виде ассигнований,общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетныхнаправлениях развития экономики.
Всебольшую долю в распределении ВНП играет социальная сфера, развитие «человеческогокапитала». Это реформирование, финансирование систем образования, подготовкавысококвалифицированных кадров, развитие медицинского обслуживания.[6] На социальноеобеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» внастоящее время направляется не менее 30–40% всех государственных бюджетныхассигнований в развитых странах с рыночной экономикой. В то же время крупныефирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала,повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и темсамым укрепить конкурентоспособность фирмы.
1.2 Смешанная экономика и ее модели
Применительнок современным условиям смешаннаяэкономика предстает в следующих укрупненных формах[7]:
- смешаннаяэкономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение»вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
- смешаннаяэкономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеисмешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившиезатем широкое распространение, отражали реальные изменения всоциально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Этиизменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственногорегулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации,а также во все более заметном проникновении в структуру общественных системпостиндустриальных (постэкономических) начал. Сам термин «смешанная экономика»не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболеераспространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторовэкономики (частного и государственного), на разнообразии форм собственности.Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый планпроблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования.Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями,основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности,общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая изцивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических инеэкономических начал в структуре современного общества. Указанные трактовкисмешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишьотражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитойэкономики и их единство.
Смешаннаяэкономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, аименно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка игосударственного регулирования, капиталистических тенденций и социализациижизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономикиобладают относительной самостоятельностью. Однако, возможно превалирование тогоили иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурныхэлементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания вреальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственныеакционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов счастными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономикаявляется целостной системой, выступающей адекватной формой современногоразвитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровеньпроизводительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития,которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием,частнохозяйственной инициативы – социальными гарантиями, а также включения вэкономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономикане является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степениоднородности составляющих ее элементов[8].
Реальнов разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики.Они отличаются друг от друга своими преобладающими формами собственности, рынкаи степени участия государственного регулирования, капитала и социальности. Этаособенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-техническойбазы, исторических и геополитических условий формирования общественногоустройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех илииных социально-политических сил и т.п.
Американская модель – это либеральнаярыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частнойсобственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций,высокий уровень социальной дифференциации. Американские экономисты исходят изтого, что лишь экономическая свобода как антитеза регулирования способнаобеспечить устойчивый рост. Индекс экономической свободы, исчисляемый канадскиминститутом по методологии М. Фридмана, учитывает пять факторов: 1) размергосударственного сектора экономики, бюджетных расходов и правительственного участия;2) структура правовой системы, защита прав собственности; 3) доступ компаний кинвестиционным ресурсам; 4) степень открытости экономики; 5) развитиехозяйственного, банковского и трудового права.[9]
Германская модель – это модель социальногорыночного хозяйства, которая создает социальную инфраструктуру, смягчающуюнедостатки рынка и капитала. Государство создает надежные правовые и социальныерамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочныеусловия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов(равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактическисостоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с однойстороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшаязадача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью исоциальной справедливостью.[10]Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства,характеризуется следующими чертами:
- индивидуальнаясвобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованногопринятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активнойгосударственной политикой поддержания конкуренции;
- социальноеравенство – рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенногокапитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижениеотносительного равенства требует энергичной социальной политики.
Японская модель – это модельрегулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможностинакопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулированияв сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционнойи внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративногоначала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные,страховые и другие фонды.
Шведская модель – этосоциал-демократическая модель, которая отводит государству место верховнойсоциально-экономической силы. Основная суть данной модели состоит в высокомуровне налогообложения, высокой степени социальной защищенности населения. Например,ставка местного подоходного налога (не считая налогов на доходы от акций и банковскихвкладов, на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт)составляют 32-35%. Эти деньги жестко контролируются и идут на социальную защиту– бесплатное образование, в том числе для взрослых, медицинское обслуживание,страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезниребенка, пособие на оплату жилья, пенсию, достигающую 70-75% зарплаты. При этомвсе жители, независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному наборуодинаковых по качеству социальных услуг, государство выравнивает доходы междуразличными группами населения Результатом этой политики является наименьшая вмире разница в зарплатах между различными профессиями. Разрыв в оплате уборщицыи высшего менеджера в компании составляет всего 1:3. В 2003-2005 гг. Швеция,наряду с другими странами Северной Европы, где роль государства особенно высока(в Норвегии, например, ему принадлежит главная нефтегазовая и другие компании),лидирует по уровню конкурентоспособности, хотя незначительная разница в оплатепредставителей одной профессии и высокий уровень пособий увеличили числоуклоняющихся от работы. В последние годы в Швеции сократили пособия больным,уклоняющимся от реабилитации, безработным, не желающим искать работу и т.д.[11]
Изучив теоретические аспекты, можно сделать следующие выводы:
1. Рыночнаясистема – это система социально-экономических отношений, основанная на личнойсвободе участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного типа(индустриального), основанная на расширении использовании ресурсов, и интенсивного(постиндустриального), основанная на повышении качества и эффективностииспользования ресурсов.
2. Впоследнее время превалирует смешанная экономика, основанная на синтезе частнойсобственности и государственного регулирования. Каждой стране присущ свой типнациональной экономики, но традиционно выделяют 4 модели – это американская,германская, японская и шведская модели.
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенностив современном мире
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка
Под регулированием понимается осознанная и волевая координация,упорядочение товарно-денежного обмена. Главное при этом – согласованиепотребностей и интересов различных участников названной сферы: общества вцелом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий и т.д.[12]
Регулирование рыночных отношений должно основываться наиспользовании объективных факторов (отношений собственности, экономическихзаконов, материальных потребностей и интересов).
Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессомуправления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими,координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие.Регулирование – лишь один из видов управления, а именно – в основноминдикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеетвсеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключаетприменения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственнуюжизнь. Регулирование надо считать сравнительно «мягким», в основномопосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе несвойственно тоталитарной, командной экономике.
Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию.Если регулирование представляет собой осознанную и волевую деятельность, тосаморегулирование совершается в целом помимо человеческого сознания и воли,само собой как бы автоматически. Оно осуществляется главным образом черезмеханизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен,взаимодействия спроса и предложения, но проявляется же посредством определеннойчеловеческой деятельности. Хотя регулирование и саморегулирование рынкапротивоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно ужесуществуют, взаимопереплетаются. При целенаправленной координациитоварно-денежного обмена используются некоторые рычаги его автоматического,произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает всебя какие-то координирующие действия людей. Например, государственноеуправление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободногоценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленноеупорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народногохозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования исаморегулирования товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать,прежде всего, государство.[13]
В регулировании объективно нуждаются любые социальные явления,иначе их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в такихусловиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем болееразвиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремитсяуменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего такжетребуется определенная координация действий.
Необходимость регулирования рынка обусловлена и рядом других причин.Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшимобразом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственновлиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка, как уже былопоказано, издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышеннаястихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорированиеморальных норм и т.п. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно частовозникают криминогенные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой»(незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, упорядоченность рынка крайнеотрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производствоматериальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризиснеплатежей, банковские махинации и т.п. Потребность в координации рыночныхотношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономическиесвязи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо болееразнообразными и масштабными.
Необходимость регулирования резко возрастает также в периодстановления развитого рынка. В таких условиях особенно важен факторсогласования, упорядочения.
Как необходимость, так и возможность регулирования рынка в большеймере возникает при развитом капитализме, поскольку именно в этой формации рынокдостигает наибольшей зрелости и наибольшего распространения. Кроме того, здесьпоявляются специальная наука об управлении, квалифицированные менеджеры,эффективные технические средства управления.[14]
В мировой экономической литературе управление товарнымпроизводством и обменом наиболее обстоятельно исследовал английский ученый Д.Кейнс (1883–1946). Главным образом под влиянием разрухи, вызванной Первой мировойвойной, и экономического кризиса 1929–1933 гг. он пришел к заключению, чтостихийное, автоматическое развитие хозяйства в дальнейшем не может бытьуспешным. Отсюда он сделал вывод о необходимости государственного регулированиярыночных отношений, прежде всего обеспечения эффективного спроса на товары. ВзглядыД. Кейнса и сейчас широко распространены среди зарубежных обществоведов. В томчисле его безоговорочно поддерживают такие научные авторитеты, как Д. Гэлбрейт,В. Леонтьев, П. Самуэльсон.
Для того чтобы понять суть координации рыночных отношений,необходимо выделить и обрисовать ее важнейшие стороны и черты, которые присущисовременной экономике. Среди них можно выделить[15]:
1. Обеспечениерыночным отношениям определенной социальной ориентации. В настоящее времярастущее обобществление производительных сил объективно вызывает все большуюсоциализацию экономических отношений. Этому же в неменьшей мере способствуетпроцесс глобализации всей общественной жизни. Постепенно формируются условиядля развития коллективной и общественной собственности. В связи с этимвозникает потребность осознанно направлять товарно-денежный обмен все более винтересах широких слоев трудящихся.
2. Выявлениеи поддержание важнейших пропорций рыночной сферы. Речь идет о соотношенияхмежду объемами товарного производства и обращения, спросом на товары и ихпредложением, спросом и наличным товарным ассортиментом, товарной и денежноймассой, динамикой товарной массы и развитием торговой сети т.п. Причемцеленаправленное обеспечение подобных пропорций требуется и на макро -, и намикроуровне.
3. Выборнаиболее эффективных организационных форм упорядочения рыночных отношений.Конкретнее говоря, речь идет о выборе эффективных форм торговли (в ее широкомпонимании). Это можно назвать организационно-хозяйственной чертой врегулировании рынка. Чтобы применить нужные способы торговли, чаще всего бываетдостаточно простого здравого смысла и элементарных математических расчетов,несложных социологических обследований.
4. Выделениеи реализация различных приоритетов в развитии рыночной сферы. Среди них напервое место надо поставить социальные приоритеты. Так, для современных стран сочень крупной хронической безработицей преимущественное значение имеетрегулирование рынка труда. Также следует иметь в виду структурные приоритеты,т.е. соблюдение, поддержание тех пропорций в сфере обращения, которые особенноважны для ее развития в данной стране в данное время. Наконец, управлениерыночными отношениями включает учет организационных приоритетов, под которыминеобходимо понимать применение наиболее эффективных форм и методов собственноторговли, найма рабочей силы, банковской и биржевой деятельности, а такжерациональных способов территориального размещения подобных учреждений.
Таковы основные черты процесса регулирования рыночных отношений.Нетрудно заметить, что в целом они призваны обеспечивать и социальную, ихозяйственную эффективность рынка.
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка
Под субъектами регулирования следует понимать важнейших участниковрегулирования рынка. Среди них можно выделить:
- государствои его основные органы;
- крупныесобственники;
- общественныеорганизации;
- трудовыеколлективы;
- международныеобъединения.
Государство – наиболее очевидный и постоянный участникрегулирования рынка, поскольку оно обладает общенациональной политическойвластью, опирается на крупный сектор в народном хозяйстве страны, располагаетнеобходимыми научными и организаторскими кадрами, в состоянии создатьматериально-техническую базу для эффективного управления.
Идея о важной роли государственной власти по отношению к рыночнойэкономике далеко не нова. Как уже отмечалось, обстоятельное теоретическоеобоснование она получила в 30-е годы прошлого столетия в работах английскогоэкономиста Д. Кейнса и его последователей в различных странах.
Подобной позиции придерживаются многие современные западныеэкономисты и социологи. Так, американский ученый В. Леонтьев утверждает, чтоформировать и развивать рынок можно лишь под контролем государства. Другойкрупный экономист Д. Гэлбрейт считает, что отказ правительства от активногорегулирования народного хозяйства был бы губительным шагом даже для такоймощной страны, как Соединенные Штаты; кстати говоря, автор этих слов сампрактически участвовал в жесткой координации цен в период президентства Ф.Рузвельта[16].Создатели известного учебника по экономике П. Самуэльсон и В. Нордхаусутверждают, что развивать рыночную экономику без участия властных структур всеравно, что пытаться аплодировать одной рукой.[17].Государственному влиянию на воспроизводственный процесс американские ученыеК.Р. Макконнелл и С.Л. Брю посвятили в своем учебнике «Экономикс» несколькоспециальных глав. Некоторые японские исследователи видят главную причинусовременного процветания их страны в удачном сочетании рыночных механизмов итвердой хозяйственной политики.[18]
По сравнению с государством крупные собственники являются болееглубинным, скрытым, но более весомым субъектом регулирования рынка.
Господствующие группы собственников осуществляют свои регулирующиефункции чаще всего через деятельность государства, его различных органов,политических партий страны. Так, в современных условиях монополистическаябуржуазия США побуждает властные структуры согласовывать в ее интересахрыночные отношения при помощи двух ведущих партий – республиканской идемократической. В Германии подобную посредническую миссию выполняют чаще всегохристианские и свободные демократы.
Однако крупнейшие собственники стремятся использовать государстводля регулирования товарно-денежного обмена также через свои ассоциации и союзы.Например, в Японии Федерация экономических организаций (объединение большогобизнеса этой страны) оказывает всестороннее влияние на деятельность парламентаи правительства; с ней согласовываются любые значительные решения, прежде всегов хозяйственной области. В США регулярно проводятся деловые встречи президентаи парламентских лидеров с Национальной организацией промышленников.[19]
Нередко общественные организации тоже являются участникамиупорядочения рыночных отношений. Среди них наибольшую роль в данном процессеиграют профессиональные союзы. В настоящее время действуют не тольконациональные, но и международные профцентры, крупнейшими среди которых являютсяВсеобщая федерация Профсоюзов, Международная организация свободных профсоюзов,Всемирная конфедерация труда. В области рыночных отношений они обязаныоказывать влияние преимущественно на цены товаров массового потребления,уровень заработной платы, качество и масштабы розничной торговли,жилищно-коммунальные тарифы и т.п.
Все большее участие в регулировании рыночных отношений принимаюттакие общественные организации, как союзы потребителей. В 1961 г. был созданВсемирный союз потребителей, в котором к началу 90-х годов насчитывалось 184объединения из 80 стран. Он имеет своих представителей в ряде другихмеждународных организаций, в том числе в ЮНЕСКО. Деятельность потребительскихобществ способствует укреплению и развитию преимущественно розничной торговли.Это осуществляется посредством защиты (вплоть до судебной) прав потребителейтоваров широкого спроса.
Следующим субъектом регулирования рынка являются трудовыеколлективы – относительно сложившийся персонал предприятий, организаций,учреждений. Их роль фактически состоит в том, чтобы направлять регулированиерынка в интересах широких слоев населения, т.е. способствовать росту преждевсего коллективного и трудового личного достояния. При этом ведущее местопринадлежит работникам производственной сферы ибо они способны непосредственнокоординировать материальную основу обмена – производство товаров.Инвестиционных затруднений не испытывает подавляющее большинство зарубежныхфирм, находящихся в собственности своих работников. Такова в том числедеятельность американских предприятий по программе ЭСОП, а также испанскогооперативного объединения Мондрагона.[20]
Международные Объединения тоже участвуют в регулировании рыночныхотношений. Сюда входят транснациональные предпринимательские союзы имежгосударственные учреждения. Они фактически занимаются координацией рыночныхотношений в глобальных масштабах. К середине 90-х годов XX в. насчитывалось ужеоколо 40 тыс. ТНК с почти 200 тыс. филиалов. Они имели достаточные возможности,чтобы активно регулировать объемы и движение международного и национальныхрынков: в их распоряжении была треть всех мировых производственных фондов, ониконтролировали производство свыше 40% мирового ВВП и более 50% мировоготоргового оборота. Роль ТНК еще более возрастает в процессе глобализации.
В XX в. возникли и разнообразные межгосударственные организации. Так,после Первой мировой войны победившие страны создали Международную торговуюпалату, целью которой официально стала координация хозяйственного (особенноторгового) взаимодействия между ними. Возникновение подобных образованийактивизировалось после Второй мировой войны, в основном они создавались подэгидой ООН: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международнаяорганизация труда и др. Кроме того, такие объединения возникали и вне рамок OOН Крупнейшим среди нихстала Всемирная торговая организация (ВТО). Появилось немало региональных (восновном экономических) межгосударственных объединений, в том числе Европейскоесообщество, АСЕАН, Ассоциация американских стран и др. Сложился и неформальныйсоюз наиболее развитых буржуазных государств типа знаменитой «семерки».[21].
Чтобы участники упорядочения рыночных отношений могли эффективновыполнять свое предназначение, им необходимо как-то взаимодействовать,согласовывать свои практические шаги. Иначе не исключена длительнаяразнонаправленная деятельность, даже конфронтация, отчего позитивноерегулирование рынка вряд ли достижимо. Основой взаимодействия субъектоврыночного регулирования должно стать рациональное сочетание их побудительныхмотивов.
Инициатором названного сотрудничества, в известном смыслепартнерства, могут выступать прежде всего государственные органы, особеннохозяйственные. Это и делается во многих современных капиталистических странах.Подобная роль вполне подходит также для правящих партий.
Формы взаимодействия субъектов рыночного регулирования могут бытьдостаточно разнообразными: создание смешанных надправительственных организаций,временные или долгосрочные соглашения, проведение общих мероприятий, «круглыестолы», совместное согласование узловых вопросов и т.п. Так, во Франции поконституции 1958 г. создан Экономический и социальный совет, в котором третьячасть членов назначается правительством, а остальные представляют различныеслои общества. Совет является самостоятельным органом, официально независимымот исполнительной и законодательной власти. Главная его задача – обеспечитьучастие всех активных сил страны в экономической жизни, помочь правительству вреализации его политики (прежде всего хозяйственной). Каждые пять летперсональный состав Совета обновляется.
Очевидно, что наиболее общим объектом регулирования служит самрынок, представляющий систему определенных экономических отношений. Ее и надосчитать основным объектом упорядочения товарно-денежного обмена.
К системе рыночных отношений относятся взаимодействия междупродавцами и покупателями, а также внутри группы продавцов и внутри группыпокупателей. На координацию данной совокупности отношений прежде всего и должнобыть направлено регулирование рынка. К объектам регулирования можно отнести[22]:
- Структурныеразновидности рынка. Объектами регулирования могут быть все структурныеразновидности рынка. К ним относятся прежде всего типы рынка: неразвитый иразвитый, свободноконкурентный и монополистический рынок, его формационныеразновидности и т.д. Одни из типов рынка, как правило, в меньшей мереподвержены координации (неразвитый и свободноконкурентный), другие – в большеймере (развитый, капиталистический). Тем самым они в разной степени служатобъектами регулирования. При регулировании типов и структурных форм обменафактически согласовываются отношения между людьми (между продавцами ипокупателями, внутри этих групп), но уже в особых, частных сферах.
- Движениетоваров и денег. На рынке, как известно, участвуют не только люди, ихобъединения, но и определенные вещи, а именно – товары и деньги. Их обращениетоже должно подвергаться упорядочению, и, следовательно, тоже становитсяобъектом рыночного регулирования. Движение товаров в большей мере и болеенепосредственно координируется продавцами, движение денежных масс – покупателями.Эти процессы тесно связаны с предложением товаров и спросом на них.
- Торговляи ее формы. Несмотря на рассмотренные рыночные объекты, подлежащихрегулированию, их количество все же этим не ограничивается. Существуют ещенаиболее внешние, наиболее конкретные процессы, в которых все только чтоотмеченные факторы находят свое конечное проявление и на которыенепосредственно направлена координирующая деятельность людей. В общем планеречь идет о торговле как таковой (в ее широком понимании). В свою очередь этотвнешний объект управления подразделяется на некоторые более частные виды:
- собственноторговля;
- сферауслуг;
- общественноепитание;
- банковскаясистема;
- биржеваядеятельность;
- страховоедело;
- информационно-консультативнаяслужба и т.п.
У каждой из перечисленных сфер тоже есть своиособенности регулирования. Скажем, собственно торговля или купля-продажа услугмогут успешно координироваться посредством обычного ценообразования, банковскаядеятельность – с помощью изменений величины ссудного процента, биржевыеоперации – путем влияния на курс ценных бумаг.
В конечном же счете, в повседневной практике внешние объектырегулирования выступают в виде конкретных предприятий и организаций рыночнойсферы. Функционирование подобных объектов соответствующие структуры и дажеотдельные люди в состоянии координировать непосредственно. Через них происходитупорядочение только что отмеченных более глубинных и более масштабныхпроцессов: рыночных отношений в целом, их разновидностей, обращения товаров иденег, торговли вообще.
Рассмотрев основные черты регулирования экономики, можно сделатьряд выводов:
1. Регулированиеэкономики – это процесс, направленный на создание правовых условий для ведениябизнеса, защита прав и гарантий всех участников рынка, соблюдение принциповрыночной экономики (например, принцип конкурентности), защита социальной сферыграждан.
2. Кпричинам необходимости регулирования можно отнести: неспособность рынкасправляться с социальными проблемами; появление «теневого» сектора экономики, криминальногомира; усиление влияния глобализации экономики.
3. Современнаярыночная экономика имеет ряд особенных черт, среди которых выделяются:социальная направленность регулирования, соблюдение оптимальных соотношениймежду различными отраслями, выделение различных приоритетов в развитииэкономики, приданию ей характера долгосрочного развития.
4. Ксубъектам регулирования экономики относятся государство, крупные собственникипроизводства, общественные организации, международные объединения, трудовые коллективы.
5. Кобъектам регулирования можно отнести разновидности рынка, движение денег итоваров, формы торговли и деятельности участников рынка.
Глава 3. Практическое применение способов регулирования всовременной экономике
Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методырегулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка.Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служатспособы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс.
Формы регулирования рынка могут складываться на разных основах.Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости от субъектовупорядочения товарно-денежного обмена.
Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих формявляется государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных,более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров(в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков,координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности,влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретаетгосударственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредствомсоответствующих юридических актов и специальных служб.[23]
Исключительно важную роль играет предпринимательское регулированиерынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственниковсредств производства и обращения. Это в данном случае хотя чаще всего неявная,скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит,конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международныхмасштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок(прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет своисилы.[24]
Все большее распространение получает коллективное регулированиерынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всегопрофсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, чтоупорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоевнаселения.
Следующая из рассматриваемых форм – международная координациярыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а такжеразличные межгосударственные организации. При этом основными специфическимичертами являются преследование интересов международного капитала и максимальныемасштабы регулирования.
Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектамирыночного регулирования. Речь идет прежде всего об упорядочении тех или иныхструктурных разновидностей рынка. Отметим в первую очередь координацию рынковсредств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления,финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулированиекупли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделитьтакже упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных,региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединитьв укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительскоерегулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов,предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самымхозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разныхструктурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулированиевключает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют впроизводстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочейсилы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынкапредполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личногопотребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительскиеуслуги и др.).[25]
Для хозяйственной практики особую значимость представляют методырегулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановитьсяподробнее. Рассмотрим методы регулирования рынков в обобщенном исистематизированном виде.
Административно-правовые методы. Это прямое, властное, взначительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений.Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний,распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д.[26] Подобные методыотличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственнымиорганами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самимиих собственниками.
В нормальном обществе административно-правовые средства должныосновываться на прочной законодательной базе. Прежде всего речь идет о техактах, которые прямо касаются правового регулирования рынка. Среди них, какпример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.
Административно-правовые методы неправомерно считать чем-тоотжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, всочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но инеобходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах.Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных(государственных) предприятий и объединений. Над ними установленсистематический парламентский и министерский контроль. По решению правительствав них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменениевеличины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимостипрошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетныхсредств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий иобъединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируетсяправительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлениикомпаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики ифинансов.[27]
Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методыуправления и внутри предприятий и учреждений.
Административно-правовыми средствами, как видим, в немалой степеникоординируется государственный рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие мерыприменяются до сих пор в частном секторе многих стран. Тут устанавливаетсястрожайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряженийвышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменногораспорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. Ктому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередкозлоупотребляют.
Экономические методы. В целом экономическим методам свойственнабольшая сложность. Они предполагают использование материальных интересов впроцессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людейили их материального наказания. В современных условиях сюда входят |разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участиеработников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы(налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платностьили бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных,юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные видыторговли в кредит, в том числе лизинг.[28] Всеэто сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образомчастного рынка.
Экономические методы надо считать основными в координации рыночныхпроцессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческихпотребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Крометого, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздосложнее административных, поэтому их применение требует не толькоуправленческого опыта, но и значительных знаний.
На разных этапах исторического развития экономические способырегулирования рынка имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческойформации они находились в зачаточном состоянии – из-за безраздельногопреобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночныхотношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже болеезначимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостныхкрестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчнуюсистему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства сталииспользоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этотпроцесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели.Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетныекредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д.Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальноестимулирование наемных торговых работников.
Использование экономических методов для регулированиякапиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоеннойЯпонии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого векарыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдалисьразрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала,глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкоеослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороныяпонского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были принятыэффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечиладостаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планированиетоварно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции,необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны,пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенноеповышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников вприбылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровеньпроизводства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означалоупорядочение и значительное укрепление национального рынка.[29]
Социально-политические методы. К ним относится социальная иполитическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями,государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Конкретнееговоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений,избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов,забастовочного движения и т.п. Подобные меры часто всего направлены наизменение цен (в том числе заработной платы), сдерживание инфляции, координациюобъемов и структур, товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этомразные политические силы отстаивают разные интересы.[30]
Конечно, рассмотренные административные и экономические методытоже имеют тот или иной политический аспект. Но социально-политические действиявыражают его наиболее полно и непосредственно, поэтому они заслуживаютспециального выделения.
Морально-этические методы. Сущность морально-этических методовсводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственныхнорм и правил.
В принципе многие положительные черты человеческой личности –трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность,организованность и т.п. – должны позитивно сказываться на развитии торговли.Вместе с тем целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночныеотношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко неспособствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительновоздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка.Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектоврегулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается всесильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще болеевозрастет.
Силовые методы. К силовым методам следует отнести чистопринудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надовоспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.
В первом случае речь идет о массовом применении непосредственногонасилия к производственным и непроизводственным работникам.
В более узком и более частном понимании вопроса имеется в виду использованиесиловых методов для борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка ит.п. или, напротив, их использование в каких-то криминальных целях. При этомтоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерамиподобных действий в современных условиях могут служить операции полицейскихорганов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различнымивыступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.).[31] С другой стороны,акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляятоварно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаяхв основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.
На практике данные методы реализуются в следующих формах.
Во-первых, это правовая деятельность государства. В мировойистории известно немало юридических норм, реально способствующих более илименее стабильному функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США былиприняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образованиямонополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремнымзаключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии иНовой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господствамонополий, но тем не менее способствовало поддержанию рыночной конкуренции.Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли,стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскимигосударствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейскогоэкономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Крометого, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали ио создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор былдополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением,значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.
Во-вторых это комплексные программы по регулированию рынка. Кпримерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощипослевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества,куда входит более 15 стран Европы.
В-третьих, это отдельные хозяйственные меры, среди которых можновыделить:
- денежныереформы (например, почти во всех европейских странах с 90-х годов действуетединая валюта – сначала экю, а затем евро);
- воздействиена цены (Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены нанефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии иШвеции – даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейшихстранах под государственным контролем находится рыночная стоимостьсельскохозяйственной продукции.
- государственныезакупки (к концу 90-х годов в крупнейших капиталистических странахгосударственные расходы достигли почти половины валового внутреннего продукта.Закупки охватывают главным образом вооружение и сельскохозяйственную продукцию.Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствамиу специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцоввыступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в Англии –Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции вомногих странах созданы особые правительственные организации: в США –Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновымкультурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др.Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в томчисле на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы,иностранную валюту).[32]
- созданиесвободных экономических зон (Так, в США в середине 80-х годов функционировало примерно130 зон внешней торговли, в которых были снижены (или отменены) таможенныепошлины и практически отсутствовал экспортно-импортный контроль. В этой жестране есть свободная, банковская зона, где с американской территориипроизводятся международные банковские операции. В Китае существуют больше 20СЭЗ, которые только на экспорт ежегодно поставляют высокотехнологическуюпродукцию общей стоимостью до 46 млрд. долл.).[33]
- государственноепоощрение конкуренции (в виде антимонопольных законов, снижения налоговогобремени)
- социальнаяполитика (В развитых капиталистических странах государство достаточно активновмешивается в процесс оплаты труда. Наиболее часто оно применяет следующиесредства: установление минимума заработной платы, ее замораживание, индексация,обеспечение зависимости заработной платы от уровня производительности труда,выплата пособий по безработице, создание предпринимательских зон гарантиейрабочих мест).
Охарактеризовав основные методы и формы регулирования, можносделать следующие выводы:
1. Формырегулирования представляют собой разновидности координации рынка. Онипоказывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служатспособы, средства ее реализации, т.е. как именно совершается названный процесс
2. Средиосновных форм регулирования можно выделить государственное регулирование,предпринимательское, международное, коллективное.
3. Косновным методам регулирования относятся административно-правовые,экономические, социальные, силовые, морально-этические методы. Причем нужноотметить, что в современное время наибольшее внимание необходимо уделятьэкономическим методам, к которым можно отнести материальные льготы (пенсионные,налоговые и т.д.), системы оплат труда, штрафные санкции. Особое вниманиенеобходимо уделять созданию правовой базы для обеспечения принциповсуществования рынка, соблюдения прав и гарантий для всех участников рынка.
4. Естественно,что раздельное выполнение указанных в данной главе методов не приведет кдолжным результатам. Для успешной реализации процесса регулирования, необходимокомплексное, взаимосвязанное применение этих методов, причем основную рольнеобходимо отводить тем методам, которые дадут наиболее нужный результат.
Заключение
Классическая теория саморегулирующейся рыночной экономики исходитиз того, что рыночные механизмы автоматически приводят конкурентную систему кравновесному состоянию; колебания цен, процентной ставки и эластичностьсоотношения цен и заработной платы обеспечивают полную и эффективную занятость,успешный экономический рост. Государство должно лишь охранять конкурентнуюсистему, поддерживать покупательную способность денег и бездефицитностьбюджета, не вмешиваясь в функционирование экономики.
На самом же деле как показывает история, рынок зачастую нуждаетсяв регулировании. С течением времени менялись и структуры рынка, и способы егорегулирования, и функции государства. В итоге сложились различные моделинациональных экономик, которые представлены нами в главе 1. Непрерывныеинституциональные изменения привели к тому, что современный капитализм малопохож на рынок времен А. Смита и К. Маркса, что существенно изменилась рольгосударства в экономике Концентрация и транснационализация производстваизменили поведение микроэкономических агентов. Познание экономического развитияневозможно без учета этих институциональных изменений.
Предположения классиков о том, что рынок регулирует все и сам,оказались ошибочными. Рынок не может регулировать такую огромную сферу каксоциальную деятельность. Зачастую из-за этого и необходимы регуляторы рыночногомеханизма, которые представлены нами в главе 3.
Регулирование рынка, координация деятельности его основныхучастников позволяет рынку эффективно функционировать и развиваться.Регулирование направлено на те сферы, где рынок сам не может справиться илисправляется в недостаточной степени. Оно обеспечивает социальную защитуработникам, гарантию прав и защиту прав всем участникам рынка, какпроизводителям так и потребителям. Эта и есть основная функция регулированиярынка.
Список использованной литературы
1. АндрияновВ.Д. Теория функциональных экономических систем // Маркетинг. – 2004. — №6. –С.3-15.
2. АнисимовС.А. Рыночное экономическое саморегулирование и государственное регулирование винформационном обществе: проблемы, их моделирование, анализ и решение // Аудити финансовый анализ. – 2003. – №4. – С.18-34.
3. АстаповК. Условия стабильного развития экономических систем в современном мире //Проблемы теории и практики управления. – 2005. — №2. – С.90-94.
4. Бункина М.К. Семенов В.А Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: Издательство “Эльф К — пресс”. – 2004. – 365 с.
5. Капанова С.Т. Эволюция теорий регулирования рыночной экономики // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2003. — № 5. – С.43-49.
6. КацИ. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практикиуправления. – 2008. -№2. – С.57-61.
7. КлейнерГ. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практикиуправления. – 2007. — №5. – С.30-42.
8. КовнирВ. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике //Экономист. – 2008. — №6. – С.67-74.
9. СамофаловаЕ.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. –М.: Кнорус. – 2008. – 272 с.
10. Самуэльсон П.А., НордхаусВ.Д. Экономика. – М.: Лаборатория базовых знаний. – 200. – 563 с.
11. Хайнц, Ламперт Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Издательство «Дело». – 2004. – 231 с.
12. Царев И.Г. Принципыдвижения экономических систем // Аудит и финансовый анализ. – 2007. — №1. –С.105-142.
13. Черкасов Г.И. Рынок:регулирование рынка: Уч.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2004. – 222 с.
14. Шакуров И.Г.Институциональная концепция соотношения рыночного и государственногорегулирования экономики // Проблемы современной экономики. Евразийскиймеждународный научно-аналитический журнал. – 2006. –№1/2. – С.61-63.
15. Шимко П.Д. Оптимальноеуправление экономическими системами. – СПб: Бизнес-Пресс. – 2004. – 240 с.
16. Экономические системы:кибернетическая природа развития, рыночные методы управления / Под. ред.Петракова Н.Я., Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. – 2008. – 206 с.