ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»
Заочное отделение
Кафедра экономики и управления
(наименование кафедры)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ______
«Финансовое планирование на предприятии ООО «ПромТорг»»
Выполнил: cтудент Э375 Ш гр.5 курса «Экономика и управление на предприятиях нефтяной и газовой промышленности»___________________
(наименование специальности)
Фамилия Старикова___________________ Имя Елена___________________________ Отчество Александровна______________
Проверил: Фейзуллаев М.А.
Сургут 2011 год
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание финансового планирования
на предприятии 5
1.1. Понятие, принципы и задачи финансового планирования 5
1.2. Методы и виды финансового планирования 9
1.3. Бюджетирование как инструмент финансового планирования 14
Глава 2. Финансовое планирование на предприятии ООО «ПромТорг» 21
2.1. Краткая характеристика предприятия 21
2.2. Анализ финансового состояния ООО «ПромТорг» 22
2.3. Процесс финансового планирования и рекомендации по его совершенствованию в ООО «ПромТорг» 28
Заключение 33
Список литературы 35
Введение
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.
Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданиями отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями.
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддается контролю и более агрессивна. И как следствие – будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Целью данной работы является изучение финансового планирования на предприятии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность и содержание финансового планирования на предприятии;
— проанализировать финансовое состояние ООО «ПромТорг»;
— изучить процесс финансового планирования и дать рекомендации по его совершенствованию в ООО «ПромТорг».
Глава 1. Сущность и содержание финансового планирования на предприятии
Понятие, принципы и задачи финансового планирования
Финансовое планирование – важная часть внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования для внутренней среды фирмы определяется тем, что оно облекает выработанные стратегией цели в форму конкретных финансовых показателей, устанавливает стандарты для организации финансовой информации. Финансовое планирование также определяет приемлемые границы затрат, необходимые для реализации всей совокупности планов фирмы, и в части оперативного финансового планирования дает полезную информацию для разработки и корректировки общефирменных стратегий.
Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения. Финансовое планирование — это планирование всех его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.
Разработка финансовых планов является одной из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, кредиторами и т.д. Система финансовых планов включает следующие элементы:
построение прогнозного баланса;
построение прогнозного отчета о прибылях и убытках;
прогноз финансовых бюджетов;
прогноз основных финансовых показателей. [6, c. 53]
Построение прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование носит оперативный характер. Финансовому планированию тесно примыкают вопросы:
составление долгосрочного бюджета капиталовложений;
оценка инвестиционных проектов и долгосрочная стратегия финансирования фирмы.
Процесс финансового планирования состоит из этапов:
анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период
долгосрочное финансовое планирование
оперативное финансовое планирование
Финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их исполнением. Основными финансовыми документами являются:
балансы предприятия
отчеты о прибыли и убытках
отчеты о движении денежной наличности [10, c. 72]
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает
лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.
В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:
определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.;
выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членов трудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и другие операции на финансовом рынке);
определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений;
выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей, а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса и совершенствования производства.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей
обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом плане экономические пропорции развития
предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. [11, c. 41]
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой- с уменьшением числа использованных возможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определённые подходы к планированию развития определённого предприятия в интересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономического использования денежных средств
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов
контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объекта финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Методы и виды финансового планирования
В практике финансового планирования применяют следующие методы:
экономического анализа,
нормативный,
балансовых расчетов,
денежных потоков,
метод многовариантности,
экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъёкта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами есть ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и другие нормативы, устанавливающиеся либо самим субъёктом либо для субъёкта государством в виде специальной нормативной или законодательной базы. Нормативы самого хозяйствующего субъёкта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-
хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. Существуют современные методы калькулирования затрат: стандарт-кост и стандарт маржинал-костинг. Они основаны на использовании внутрихозяйственных норм. [7, c. 65]
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод дает на много больше полезной информации, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными. Например, в одном варианте может быть учтен продолжающийся спад производства, инфляция национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
1)Перспективное планирование. Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов
расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной. [2,. 84]
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
прогноза отчета о прибылях и убытках;
прогноза движения денежных средств;
прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз движения денежных средств — отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущую ликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансирования предприятия. Её суть заключается в следующем:
определение источников долгосрочного финансирования;
формирование структуры и затрат капитала;
выбор способов наращивания долгосрочного капитала. [9, c. 80]
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромное значение имеет использование правдивой и реальной информации о состоянии предприятия, а также его текущей деятельности.
2) Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнее начинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённый результат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этого плана происходит в несколько этапов:
рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
определяется сумма затрат
определяется выручка от реализации продукции.
Следующим документом текущего финансового планирования является годовой план движения денежных средств, который представляет собой собственно план финансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можно составлять двумя методами:
прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
Косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах
предприятия. Исходным элементом этого метода является прибыль.
Заключительным документом финансового плана является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятий.
3)Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана. [11, c. 85]
Рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.
Бюджетирование как инструмент финансового планирования
Широко распространенным инструментом управленческого учета, используемым для планирования и контроля в организациях, является бюджетирование. Бюджетные системы помогают менеджерам увидеть перспективу деятельности. Смотря в будущее и осуществляя планирование, можно предупреждать возможные проблемы до того, как они возникнут. Внимание руководства может быть сконцентрировано на возможностях вместо борьбы с недостатками. Как сказал один наблюдатель: «Мало фирм, планирующих неудачу, но много — потерпевших неудачу из-за необдуманного планирования». В бюджете в финансовой форме отражается множество аспектов управления. Например, финансовый эффект от улучшения деятельности и от снижения затрат. Бюджетирование связано практически со всеми вопросами управленческого учета и бизнес-
планирования. Понимание характера поведения затрат позволяет менеджерам лучше прогнозировать влияние изменений объемов производства и продаж продукции на совокупные затраты. Также понимание вопросов прямого отнесения затрат на объекты учета и косвенного распределения затрат позволяет менеджерам при прогнозировании выручки и затрат составить бюджет прибыли и бюджетный баланс. Теперь мы обсудим особенности бюджетов и их роль в планировании.
Бюджет — это количественное выражение предложенного менеджерами плана действий на будущий период времени и помощь в его координации и осуществлении. В бюджете содержатся финансовые аспекты ожиданий относительно будущих прибылей, движения денежных средств и финансового положения организации. Финансовые отчеты могут быть подготовлены не только по предыдущим периодам времени, но и по предстоящим — например, запланированный отчет оприбыли (далее — бюджет прибыли и убытков), запланированный отчет о движении денежных средств (далее — бюджет движения денежных средств) и запланированный бухгалтерский баланс (далее — бюджетный баланс). Основой этих финансовых бюджетов могут быть нефинансовые бюджеты, например в части объема производства и продаж в натуральном выражении, численности сотрудников и количества новых продуктов, которые будут выпущены на рынок.
В хорошо управляемых организациях для цикла бюджетирования характерно следующее:
Планирование проводится как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям. Вся команда менеджеров действует согласованно.
Очерчен круг вопросов, по которым прогнозные значения будут сравниваться с фактическими результатами.
Проводится изучение причин отклонений от бюджетов. Если необходимо, проводятся корректировки.
Новый процесс планирования начинается с учетом обратной связи и изменившихся условий. [5, c. 96]
Генеральный бюджет — это всестороннее представление разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах. Он охватывает управленческие решения как в области операционной деятельности, так и финансовой. Менеджеры подразделений продаж, производства, логистики тратят значительную часть времени на подготовку бюджета и на анализ его выполнения.
Терминология, используемая для описания бюджетов, различается в организациях. Во многих компаниях финансовые бюджеты включают бюджет прибыли и убытков, бюджет движении денежных средств и бюджетный баланс. В некоторых организациях, таких как Hewlett-Packard, бюджетирование — это определение заданных параметров. Во многих организациях, например Nissan Motor Company и Oicens-Coming, финансовый бюджет представляется как план по прибыли.
Бюджеты являются основной характерной чертой большинства систем управления организацией и контроля. По большому счету, бюджеты: (а) заставляют планировать и анализировать выполнение плана планов; (б) обеспечивают критерии эффективности; (в) осуществляют координацию и коммуникацию внутри организации.
Бюджетирование особенно важно при проведении стратегического анализа организации. Стратегия описывает то, как организация сравнивает свои потенциальные возможности с возможностью добиться предельных целей на рынке. Это включает рассмотрение таких вопросов, как:
Какие цели организации являются определяющими?
На каких рынках представлены продукты организации: на местном, региональном, национальном или глобальном? Какие тенденции влияют на эти рынки? Какое воздействие на
организацию оказывают конкуренты, промышленность и экономика в целом?
Какие организационные формы и финансовые структуры ей подходят больше всего?
В чем заключаются риски альтернативных стратегий и какие должны быть действия менеджеров организации в случае, если выбранная стратегия не оправдывает себя? [14, c. 104]
Стратегический анализ основывается на краткосрочном и долгосрочном планировании. Эти планы последовательно участвуют в составлении бюджетов.
Координация — это объединение и сбалансирование деятельности всех подразделений организации и бизнес-процессов для достижения целей организации. Коммуникация делает эти цели понятными и принимаемыми сотрудниками различных подразделений. С помощью координации устанавливается связь между индивидуальными работами, подразделениями, компанией в целом и между компаниями.
Бюджеты помогают менеджерам, но и самим бюджетам нужна поддержка. Руководство компании в полном объеме отвечает за разработанные в организации бюджеты. Тем не менее менеджеры всех уровней должны понимать и поддерживать бюджет и все аспекты системы контроля. Заинтересованность руководства очень важна для активного участия в составлении бюджетов и управлении на их основе менеджерами подразделений организации. Если менеджеры отделов чувствуют, что само руководство «не верит» в бюджет, тогда они не будут принимать активного участия в процессе бюджетирования. Аналогичная ситуация может возникнуть в случае, если руководство вводит политику жесткого управления на основе бюджетов, например закладывает снижение всех затрат на 10% по всем подразделениям для повышения прибыли. Маловероятно, что менеджеры отделов будут чувствовать свою значимость при составлении бюджета.
Вслед за изменением условий должны корректироваться и планы. Менеджер должен исполнять бюджет, но иногда события развиваются таким образом, что в интересах организации лучше будет произвести некоторые операции, такие как незапланированный ремонт или незапланированная рекламная кампания. Менеджер не должен откладывать ремонт или рекламную кампанию только для того, чтобы строго исполнять бюджет, потому что это может причинить ущерб организации в долгосрочном периоде. Бюджет не должен быть самоцелью. Руководители компаний часто сомневаются в том, следует ли поощрять главных менеджеров подразделений за то, что бюджет был составлен правильно и в полном объеме. Неразумно было бы предположить, что у менеджеров всегда достаточно стимулов или мотиваций в этом отношении. Один из предлагаемых подходов к мотивации менеджеров основывается на точности прогноза, по которому составлен бюджет. Чем точнее прогноз, тем больше стимулирующая премия.
Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т. е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части:
технология бюджетирования;
организация бюджетирования;
автоматизация финансовых расчетов. [21, c. 149]
Если из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то вряд ли можно рассчитывать на успех постановки бюджетирования и на то, что оно поможет решить проблемы в области управления финансами.
Сегодня в России отсутствует четкая взаимосвязь бюджетирования как управленческой технологии и программного обеспечения по автоматизации финансового планирования. Большинство консалтинговых разработок и компьютерных программ существуют сами по себе, что значительно осложняет постановку внутрифирменного бюджетирования и финансового планирования в российских компаниях. Это вызвано отсутствием единой концептуальной основы.
Нужно иметь в виду три источника, которые предстоит задействовать при постановке внутрифирменного бюджетирования: методологию бюджетирования, базирующуюся на западных принципах финансового менеджмента; создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обработке первичной документации, включая всю информацию, циркулирующую в бухгалтерской отчетности; строгое следование принципам конфиденциальности.
В общем виде значение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа: планирования и принятия управленческих решений в компании; оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании; укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
Значение внутрифирменного бюджетирования:
- Разработка системы координат для бизнеса, базы исходных данных для финансового анализа и финансового менеджмента; перевод системы планирования с натуральных и физических единиц измерения на финансовые показатели; повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления.
- Рост эффективности использования имеющихся в распоряжении компании и ее отдельных структурных подразделений ресурсов, активов и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы.
- Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов, которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
- Повышение обоснованности выделения финансовых и нефинансовых ресурсов по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
- Превращение компании в “финансово прозрачную”, понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
- Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.
- Проведение постоянного мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности и структурных подразделений.
- Контроль за изменением финансовой ситуации в компании; повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния компании в целом, отдельных структурных подразделений и видов бизнеса.
Бюджетирование — основа финансовой дисциплины на предприятии, прежде всего повышения ответственности руководителей различного уровня управления за финансовые результаты, достигнутые возглавляемыми ими структурными подразделениями
Глава 2. Финансовое планирование на предприятии ООО «ПромТорг»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «ПромТорг» г. Сургута создано как общество с ограниченной ответственностью. Оно зарегистрировано 16 апреля 2001 г., внесено в единый государственный реестр юридических лиц. Эта фирма осуществляет следующие виды деятельности:
оптовая и розничная торговля продукцией материально-технического назначения, товаров народного потребления;
материально-техническое снабжение и сбыт;
реализация товаров народного потребления и промышленных товаров;
организация фирменного, торгового и сервисного обслуживания продаваемых товаров народного потребления;
посреднические услуги в купле-продаже, снабжении и сбыте.
Основная общая цель компании (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
С учетом сформулированной фирмой ООО «ПромТорг» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией: расширение круга предлагаемой продукции и услуг, постоянное обновление ассортимента, установление приемлемых цен на все виды продукции, повышение квалификации сотрудников, изучение потребностей потребителей. На выполнение именно этой миссии и направлена торговая деятельность компании.
ООО «ПромТорг» является одним из немногих фирм по продаже продукции материально-технического назначения, в котором:
Действует автоматизированная система обслуживания покупателей;
Осуществляется работа с потенциальными клиентами по каталогам под заказ;
Создан оптовый отдел по работе с корпоративными клиентами, для которых разработана гибкая система скидок;
По договоренности осуществляется доставка товара до подъезда покупателя с гибкой системой оплаты данной услуги;
Предоставляется услуга заказа товара по телефону с доставкой и оплатой на дому заказчика;
Предоставляется возможность покупателям произвести оплату как безналичным, так и наличным путем;
Среди потребителей фирмы можно выделить две основные группы:
— фирмы, приобретающие товар для собственного пользования;
— розничные потребители.
2.2. Анализ финансового состояния ООО «ПромТорг»
Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов в ООО «ПромТорг», а также о динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности из формы № 1 «Баланс» (табл.1).
Таблица 1
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса ООО «ПромТорг» за 2010 год
Показатели
На начало года
На конец года
Изменения (+, -)
тыс. руб.
в уд.
весе, %
тыс. руб.
в уд. весе, %
тыс. руб.
в уд. весе, %
А
1
2
3
4
5
6
АКТИВ
Основные средства
88
2,2
68
1,7
— 20
— 0,5
Прочие внеоборотные активы
-
-
-
-
-
-
Запасы и затраты
2737
68,5
2276
57,3
— 461
-11,2
НДС
617
15,4
624
15,7
+ 7
+ 0,3
Дебиторская задолженность
457
11,4
959
24,1
+ 502
+ 12,7
Денежные средства и прочие активы
99
2,5
49
1,2
— 50
— 1,3
БАЛАНС
3998
100,0
3976
100,0
— 22
Х
ПАССИВ
Капитал и резервы
-1080
-27
-2775
-69,8
— 1695
— 42,8
Кредиторская задолженность
5078
127
6751
169,8
+ 1673
+ 42,8
Прочие пассивы
-
-
-
-
-
-
БАЛАНС
3998
100,0
3976
100,0
— 22
Х
На основании представленных данных можно сделать вывод о том, что в составе средств и источников ООО «ПромТорг» произошли существенные изменения.
Как отрицательную тенденцию следует отметить увеличение удельного веса дебиторской задолженности за 2010 год на 12,7 %, что свидетельствует об приостановлении поступлений платежей от дебиторов. Отрицательным моментом также является уменьшение удельного веса денежных средств на 1,3 % и рост кредиторской задолженности к концу года на 1673 тыс. руб., т.к. предприятие по своим долгам стало рассчитываться медленнее и е удельный вес в общем капитале увеличился на 42,8 %. Произошло уменьшение запасов на 461 тыс. руб., это произошло вследствие снижения товарного остатка, который подтверждается увеличением «оприходованного» НДС на сумму 700,0 руб. За год стоимость имущества магазина снизилась на 22 тыс. руб., в т.ч. в результате уменьшения на 20 тыс. руб. основных средств, запасов и
затрат на 461 тыс. руб., за счет НДС на 700,0 руб. и недополучения прибыли в размере 1695 тыс. руб.
Залогом выживаемости и основой стабильности любого хозяйствующего субъекта служит ее финансовая устойчивость, т.е. такое состояние ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Все относительные показатели финансовой устойчивости, характеризующие состояние и структуру активов предприятия, и обеспеченность их источниками покрытия (пассивными) разделяют на следующие показатели (табл. 2):
1) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами – характеризует степень обеспеченности СОС предприятия, необходимую для финансовой устойчивости:
К об.СОС = IIIразд.бал. + стр.640,650 – I разд.бал./II разд.бал
2) Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами – показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных:
К об.МЗ = IIIразд.бал. + стр.640,650 – I разд.бал./ стр.210
3) Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, насколько мобильны собственные источники средств предприятия с финансовой точки зрения; он определяется путем деления собственных оборотных средств на сумму всех источников собственных средств:
К м = IIIразд.бал. + стр.640 + стр.650 – разд.I бал./II разд.бал. + стр.640 + стр.650
4) Коэффициент автономии (финансовой независимости и концентрации собственного капитала) – свидетельствует о перспективах изменения финансового положения в ближайший период:
Ка = IIIразд.бал. + стр.640 + стр.650/Валюта баланса
Коэффициент финансовой устойчивости. Значение этого коэффициента показывает удельный вес источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время; характеризует часть актива баланса, финансируемую за чет устойчивых источников, а именно, собственных средств, средне – и долгосрочных обязательств:
Кф.уст. = IVразд.бал. + Vразд.бал. / Валюта Баланса
Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) отражает соотношение заемных и собственных средств предприятия, который характеризует структуру финансовых источников предприятия, а также степень зависимости от заемных источников:
Ксзс = IVразд.бал. + Vразд.бал. стр.640 + стр.650 / III разд.бал. + стр.640 + стр.650
Коэффициент финансирования (соотношение собственных и заемных средств), показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных:
III разд.бал. + стр.640 + стр.650 / IVразд.бал. + Vразд.бал.
Таблица 2
Коэффициенты
Норма-тивы
На начало года
На конец года
Изменения (+,-)
А
1
2
3
4
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами
> 0,1
— 0,30
— 0,73
-0,43
Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными
средствами
0,5 – 0,8
— 0,43
— 1,25
-0,82
Коэффициент маневренности собственного капитала
0,5
+1,08
+1,02
-0,06
Коэффициент автономии
> 0,6
— 0,27
— 0,70
-0,43
Коэффициент финансовой устойчивости
> 0,6
1,27
1,70
+0,43
Коэффициент финансовой активности
— 4,70
— 2,43
-2,27
Коэффициент финансирования
=> 1
— 0,21
— 0,41
+0,2
Анализ финансовых коэффициентов заключался в сравнении их значений с базисными величинами. Рассчитанные коэффициенты далеки от нормативов.
Коэффициент автономии (независимости) не только ниже нормы, но и имеет отрицательное значение, предприятие полностью зависит от внешних кредиторов, следовательно, финансовой устойчивостью не обладает.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, что наше предприятие этими источниками не обеспечено, ни в начале, ни в конце года.
Для определения типа финансовой устойчивости нашего предприятии рассчитаем следующие показатели:
наличия собственных оборотных средств СОС как разницу между капиталом и резервами и внеоборотными активами; характеризует чистый оборотный капитал:
(СОС = III разд.П – I разд.А)
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода СОС = — 1080 – 88 = — 1168 т.р.
— на конец отчетного периода СОС = — 2775 – 68 = — 2843 т.р.
наличия собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (СД) путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов:
(СД = СОС + IV разд.П)
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода СД = — 840 т.р.
— на конец отчетного периода СД = — 2515 т.р.
общую величину основных источников формирования запасов и затрат (ОИ) – рассчитывается путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств:
(ОИ = СД + КЗС)
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода ОИ = — 512 т.р.
— на конец отчетного периода ОИ = — 2187 т.р.
Трем этим показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств Фс:
Фс = СОС – З,
где З – запасы (строка 210 раздела II актива баланса);
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода Фс = — 1168 – 2737 = — 3905 т.р.
— на конец отчетного периода Фс = — 2843 – 2276 = — 5119 т.р.
излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат Фm:
Фт = СД – З
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода Фт = — 3577 т.р.
— на конец отчетного периода Фт = — 4791 т.р.
излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов Фо:
ОИ = ОИ – З.
В рассматриваемом случае он равен:
— на начало отчетного периода Фт = — 3249 т.р.
— на конец отчетного периода Фт = — 4463 т.р.
Выявление излишков (или) недостатков источников средств для покрытия запасов и затрат позволяет, в свою очередь, определить тип финансовой ситуации анализируемого предприятия, для чего с помощью показателей Фс, Фт, Фо строится трехкомпонентный показатель следующего вида:
1, если Ф > 0
S (Ф) =
0, если Ф
В рассматриваемом случае трехкомпонентный показатель имеет следующий вид:
S = / 0,0,0/, т.е. З > СОС + К
Данные проведенного экспресс-анализа указывают на финансовое состояние предприятия, когда денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают ее кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
Это состояние предприятия, находящегося на грани банкротства, называют кризисным.
2.3. Процесс финансового планирования и рекомендации по его совершенствованию в ООО «ПромТорг»
На нашем предприятии система планирования как элемента в управлении финансовой стратегией отсутствует. Поэтому предлагаем ввести
этот элемент в структуру управления и внедрить систему бюджетного управления путем автоматизации самого процесса управления.
Бюджетное управление – это оперативная система управления компанией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющие достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Постановка бюджетного управления – это комплекс организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы, которая обеспечит осуществление мероприятий по разработке и внедрению системы, осуществление самого процесса управления.
Проведение работ по постановке системы компанией предлагается осуществить поэтапно в следующем порядке:
Проектирование финансовой структуры.
На основе организационной структуры компании разрабатывается финансовая структура. В рамках этой работы из организационных звеньев (подразделений) формируются Центры Финансовой Ответственности (ЦФО). Далее их выстраивают друг перед другом в иерархической подчиненности, отражающей уровни ответственности.
Проектирование бюджетной системы.
Описываются и структурируются статьи планирования и учета всей хозяйственной деятельности предприятия, которые являются составляющими элементами бюджетов. Далее статьи группируются в бюджеты, которые объединяются в единую структуру, через которую управляют показателями ответственности ЦФО и предприятия в целом.
Разработка внутренней учетной политики.
Формируются организационные основы ведения учета, выбираются принципы документирования хозяйственных операций и методы оценки имущества, определяются методика и техника ведения учета.
Разработка системы планирования.
Определяется порядок планирования – от формирования плана продаж предприятия до утверждения основного бюджета предприятия, с указанием участников процесса планирования, регламентов их действий, формата документов и сроков их разработки, согласования и утверждения.
Разработка системы анализа.
Формируется система анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия: описывается структура и взаимосвязь управленческих отчетов, выбираются основные показатели для оценки финансового состояния компании. Также приводятся источники данных для анализа, и регламентируется процедура его проведения.
Регламентация.
Результаты всех проведенных работ должны быть формализованы, то есть закреплены в регламентных документах предприятия. Для этого все этапы завершаются подготовкой соответствующих Положений: Положение о финансовой структуре; Положение о бюджетной структуре; Положение об учетной политике; Положение о планировании; Положение о финансово-экономическом анализе.
Программный продукт представляет собой инструмент, созданный для решения определенных задач. В качестве программного модуля для автоматизации бюджетирования мы предлагаем приобрести «1С: Предприятие, Конфигурация «Финансовое управление», разработанная фирмой 1С при участии КВФ «Инталев». Данная программа требует минимальных затрат на установку и предварительную настройку. В качестве платформы для автоматизации используется учетная многопользовательская система «1С: Предприятие 7.7», которая на нашем предприятии установлена и успешно работает 4,5 года.
Автоматизированная система бюджетирования состоит из следующих составляющих:
Система бюджетов. Это карта отчетной информации, по которой руководители будут определять свое состояние, судить о достижении своих целей, или отклонении от них.
Финансовая структура. Это отдельные отделы нашего предприятия, у каждой из которых должна стоять своя определенная задача, и должны быть определены свои показатели успешности выполнения этой задачи.
Аналитик управленческого учета. Анализ выполнения плана, и особенно анализ отклонений, полезно проводить по дополнительным аналитическим признакам, которые будут добавлять полезную информацию для руководителя и помогать в выработке корректирующего действия.
Технических параметров, обеспечивающих хранение и обработку данных. Эти параметры зависят от выбранной программы. В предлагаемой нами программе надо будет определить сценарии планирования, твердую валюту системы, способ ввода фактических данных и т.п.
Для наглядного примера предлагаем посмотреть на таблице 3 как будет выглядеть в предлагаемой программе бюджет движения денежных средств нашей компании.
Таблица 3
Бюджет движения денежных средств
Показатели
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Итого за период
Сценарий
Сценарий
Сценарий
Сценарий
Бюджет движения денежных средств
4.00
4.00
4.00
4.00
Остаток денежных средств на начало периода
0.00
86013
137183
0.00
Безналичные денежные средства
0.00
86013
137183
0.00
Наличные денежные
средства
0.00
0.00
0.00
0.00
Поступления за период
179900
637000
646100
1463000
Наличные денежные средства
16100
7000
16100
39200
Безналичные денежные средства
163800
630000
630000
1423800
Выплаты за период
93888
125300
93100.00
312288.00
Наличные денежные средства
16100
7000
16100.00
39200.00
Безналичные денежные средства
77788
118300
77000.00
273088.00
Остаток денежных средств на конец периода
86016
597713.00
690183.00
1373912.00
Наличные денежные средства
0.00
0.00
0.00
0.00
Безналичные денежные средства
86016
597713.00
690183.00
1373912.00
Норма минимального остатка денежных средств
100 000.00
100 000.00
100 000.00
100 000.00
Потребность в дополнительном финансировании
— 86016
— 497713.00
— 590183.00
— 590183.00
Таким образом, бюджетирование – это своеобразный образ мышления категориями планов и бюджетов, стержень, вокруг которого объединяется деятельность предприятия, и что позволяет подразделениям объективно оценивать и сравнивать свои результаты, мотивировать на достижение целей.
Заключение
Финансовое планирование является важной составляющей планирования деятельности предприятия. Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.
В результате рассмотрения принципов финансового планирования и его практического применения на различных предприятиях можно сделать вывод о том, что оно является незаменимым для оценки прогнозного денежного потока организации. Для осуществления своих расходов организация должна обеспечивать адекватный приток денежной массы в виде выручки от продаж продукции, товаров (работ, услуг), поступления дивидендов на вложенный капитал, получения временных заемных денежных средств и т.д. Аппарат финансового планирования позволяет заблаговременно и с достаточным уровнем достоверности оценить будущие расходы организации с целью их покрытия за счет тех или иных источников средств.
Бюджетирование представляет собой процесс финансового планирования, оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового плана составляются на период, равный одному году.
Эффективность процедуры бюджетирования в ООО «ПромТорг» значительно повысится при внедрении комплексной автоматизированной
системы бюджетного планирования деятельности предприятия (на базе компьютерной локальной сети), что позволит оперативно получать информацию о выполнении бюджетов и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты с целью повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия.
Список литературы
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.: ил.
Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.: ил.
Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга, Ника – Центр, 2004. – 656 с.
Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 144 с.
Васильева Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – М.: КНОРУС, 2006. – 544 с.
Дранко О.И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 351 с. – (Серия «Профессиональный учебник: Финансы»).
Жуковская С.Л. Финансовый анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2003. – 36 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. – 424 с.
Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 316 с. – (Серия «Вопрос-ответ»).
Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003. – 224 с.
Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансы организаций: менеджмент и анализ. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с. – (Высшее экономическое образование).
Основные этапы построения системы управления финансами. По материалам «круглого стола», проведенного редакцией журнала
«Финансовый директор» // Финансовый директор № 11, ноябрь, 2008. – с. 80 – 88.
Слепов В.А., Громова Е.И. Кери И.Т. Финансовая политика компании: учеб.пособие / В.А. Слепов, Е.И. Громова, И.Т. Кери; под ред. проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2005. – 283 с.
Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002 г. – 212 с.
Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План: Теоретические очернки/Науч.ред. Е.З. Маймикас – М.: Экономика, 1986. – с.24.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 716 с. – (Высшее образование).
Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 656 с.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 527 с.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 415 с.
Финансовый менеджмент: Практикум: Учеб.Пособие для вузов/Л.А. Бурмистрова, Е.Ю. Ветрова, О.А. Жевалюкова и др.; Под перд. Н.Ф. Самсонова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 269 с.;
Ченг Ф.Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2000. – XVIII, 686 с.
Черняк В.З. Финансовый анализ: Учебник / В.В. Черняк. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с. (Серия «Учебник для вузов»).
Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 538 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1998. – 343 с.
Шредер Н.Г. Анализ финансовой отчетности. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. – 176 с.
Экономика предприятий (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с. (Высшее образование).
Югов Ю.Г., Новоселова Е.С., Механошина В.П. Управление финансами предприятий. – Екатеринбург, 2002. – 342 с.