--PAGE_BREAK--1.2. Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке
Широко используемое в настоящее время понятие «финансовый менеджмент» имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов.
В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы.
Финансовый менеджмент включает в себя:
- разработку и реализацию финансовой политики;
- принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и разработку методов реализации;
- информационное обеспечение посредством составления и анализа финансовой отчетности;
- оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций; оценку затрат на капитал; финансовое планирование и контроль;
- организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью[4].
Методы финансового менеджментапозволяют оценить:
- риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
- эффективность работы фирмы;
- скорость оборачиваемости капитала и его производительность.[5] Финансовый менеджмент в коммерческом банке— это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).
Цели и задачи финансового менеджмента в коммерческом банке— определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств.
Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главнаяже особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых отношений.
1.3. Управление активами и пассивами коммерческого банка
Управление активными операциями банка состоит в целесообразном размещении собственных и привлеченных средств банка с целью получения наивысшей доходности. Именно от качественного управления активными операциями зависит ликвидность, прибыльность, финансовая надежность и устойчивость банка в целом.
К основным принципам управления активами относятся:
1. Соблюдение целесообразности структуры активов;
2. Диверсификация активных операций;
3. Отслеживание рисков и создание резервов;
4. Поддержание доходности активов.
Наиболее удобной формой агрегации активов, является трехуровневая агрегация.
Первый уровень агрегации– консолидация балансовых счетов по типу операций, вторая – по принципу платности, третья - по степени ликвидности.
В соответствии с этими принципами банковский актив можно сгруппировать следующим образом:
1. Активы мгновенной ликвидности, всего:
- Кассовые активы как таковые
- Обязательные резервы
- Корреспондентский счет в ЦБ
- Средства на корреспондентских счетах в других банках
(эту часть можно рассматривать как условно бесплатное размещение средств, однако их основная функция – первичные резервы)
2. Вложения в ценные бумаги
- Государственные ценные бумаги
- Ценные бумаги для перепродажи
- Учтенные банком векселя
3. Ссуды
- Краткосрочные
- Банковские
- Долгосрочные
- Просроченные
4. Прочие активы
- Инвестиции (вложения в УК дочерних организаций)
- Капитализированные и нематериальные активы
- Прочие активы (расчеты)
- Отвлеченные средства, расходы и убытки
Степень той, или иной группировки обуславливается поставленной задачей.
Настало время, познакомиться с таким показателем как банковская ликвидность, принципы управления которой будут рассмотрены ниже.
Пока что остановимся на определении ликвидных активов.
Согласно методике ЦБ РФ к ликвидным активам относится кассовая наличность, остатки денежных средств на корреспондентских счетах (в Центральном и коммерческих банках), кредиты и прочие платежи в пользу банка, сроки исполнения которых наступают в течении ближайших 30 дней. До некоторого времени, в нашей стране, к высоколиквидным вложениям относились пакеты государственных долговых обязательств и займов[6].
Под неликвидами можно понимать любое размещение банка, кроме первичных резервов, востребование которых либо не возможно, либо находится под сомнением.
Охарактеризуем группировку активов с позиции из ликвидности.
Денежные средстваабсолютно ликвидные. Кассовые активы не приносят прямого дохода и характеризуются отсутствием риска их утраты. Поэтому достаточность обеспечения обязательств банка кассовой наличностью служит залогом соблюдения показателей ликвидности.
Величина остатков на корреспондентском счете является показательной с точки зрения запаса ликвидных средств. Однако, остаток, взятый на отдельную дату не показателен. В данном случае значение имеет оценка динамики изменения величины средств.
Согласно методики ЦБ, к ликвидным активам следует относить так же кредиты, выданные на срок менее 30 дней. Однако, на практике степень ликвидности кредитного портфеля необходимо рассчитывать отдельно, учитывая качество ссудной задолженности.
В соответствии с установленной ЦБ методикой (Инструкция № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” от 30.06.97 г.), вся ссудная задолженность подразделяется на 4 качественные группы в зависимости от обеспечения, количества пролонгации и задолженности по процентам (1 группа самая лучшая).
Из вышесказанного вытекает, что степень ликвидности активов предопределяет степень риска банковских активов. Существует общеустановленная методика определения риска, применительно к общей величине активов. В соответствии с инструкцией ЦБ РФ №1 от 1.10.97 г. “О порядке регулирования деятельности банков”, банковские активы подразделяются на 5 групп в зависимости от степени риска (наибольший риск 100%).
С экономической точки зрения, собственные средства банка выражены величиной:
1. Фондов кредитной организации (уставный, резервный, фонд накопления, фонд потребления). Источником формирования фондов выступает чистая прибыль за предыдущие периоды. Фонды представлены балансовыми счетами п.п. 102 –107.
2. Чистой прибыли банка;
Чистая прибыль рассчитывается как разница между текущими доходами банка и его текущими расходами плюс прибыль за предыдущие периоды – использование прибыли.
3. Резервов под риски (резерв на возможные потери по ссудам, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги, резерв под прочие обязательства);
На балансе эти резервы выражены в виде пассивных остатков по синтетическим счетам первого порядка на которых отражаются вложения в ценные бумаги и кредиты.
Основной капиталсостоит из следующих статей:
· Уставного капитала;
· Части фондов кредитной организации, заверенных аудитором;
· Резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, в части резервов под вложений в акции кредитных организаций;
· Заверенной аудитором прибыли предшествующих лет;
Основной капитал уменьшается на величину нематериальных активов, собственных акций, выкупленных у акционеров и убытков.
Дополнительный капиталвключает:
1. Прирост стоимости имущества за счет переоценки, произведенной до 01.01.97 г.
2. Резервов по ссудам, отнесенным к 1 группе риска (наименьший риск);
3. Оставшейся части фондов кредитной организации (не попавшей в основной капитал);
4. Незаверенной аудитором прибыли;
5. Субординированых кредитов (займов);
Под субординированным понимается кредит, выданный на срок не менее 5 лет, по ставке, не превышающую ставку рефинансирования. Субординированный кредит (займ) не может быть востребован ранее установленного срока[7].
Дополнительный капитал уменьшается на величину:
1. Недосозданных, в соответствии с требованием ЦБ РФ, резервов под возможные потери по ссудам под 2-4 группу риска, резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;
2. Просроченной дебиторской задолженности;
Роль и величина собственного капитала банка определяют его специфику по сравнению с промышленными и другими предприятиями. За счет собственного капитала банки формируют лишь от 12 до 20% от общей потребности в ресурсах для обеспечения своей деятельности.
Первая функция банковского капитала– защитная, которая реализуется путем поглощения текущих убытков.
Вторая функция капитала– регулирующая. Эта функция связана с заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а так же с законами и правилами, позволяющими ЦБ как представителю государственных органов осуществлять контроль за деятельностью банков.(большинство нормативных требований рассчитывается от величины капитала)
До некоторого времени, существовала даже минимальный размер собственных средств капитала для действующих кредитных организаций в размере 5 млн. евро. В настоящий момент минимальная величина собственных средств установлена для вновь создаваемых кредитных организаций в размере 25,07 млн. рублей, получение генеральной лицензии на осуществление банковских операций возможна при величине собственных средств капитала в сумме 125,3 млн. рублей. (данные значения постоянно пересматриваются ЦБ)
Вот некоторые нормативные значения, определяемые для коммерческих кредитных организаций Центральным Банком:
1. Отношение капитала к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска (Н1) — Не менее 9%;
2. Максимальный размер риска на одного заемщика, или группу взаимосвязанных заемщиков (Н6) — Не более 25%;
3. Максимальный размер риска на одного заемщика (Н7)- Не более 800%;
4. Максимальный размер риска на одного акционера (Н9)- Не боле 20%;
5. Максимальный размер риска на одного кредитора – вкладчика (Н8) — Максимальный размер риска на одного кредитора – вкладчика (Н8);
Эти требования определяют достаточность собственных средств в проведении тех или иных сделок, поскольку капитал банка рассматривается как источник покрытия риска по операциям.
В достаточности капитала банка заинтересованы:
1. Сами банки (для убеждения крупных вкладчиков в наличии адекватных гарантий);
2. Регулирующие органы (для обеспечения доверия к банковской системе в целом);
Управление собственным капиталом с позиции его достаточности осуществляется по отношению к:
1. Размеру банка (сравнение капитала с его минимально допустимым уровнем);
2. Объему рисковых активов;
3. Объему критических и неполноценных активов;
4. Ожидаемому росту капитала, планам и перспективам;
5. Качеству управления;
Несмотря на разнообразность методик расчета, финансовый менеджер должен понимать экономическую суть собственных средств, и четкую взаимосвязь этого показателя в нормативных актах, регламентирующих деятельность банка.
Банковские пассивы подразделяются на собственные и привлеченные средства.
Управление привлеченными средствами начинается, прежде всего, с анализа этих средств, который заключается:
1) в классификации
2) используя данные об остатках средств по отдельным счетам и обороты по ним целесообразно определить постоянный остаток на них.
В результате можно получить следующую структуру привлеченных средств банка:
1. Обязательства до востребования (в некоторых источниках т.н. “онкольные обязательства”):
- Вклады до востребования
- Корреспондентские счета
- Расчетные счета и прочие обязательства до востребования
2. Срочные, и условно срочные обязательства:
- Срочные вклады и депозиты
- Межбанковские займы
- Выпущенные банком долговые обязательства
- Прочие срочные обязательства
Управление пассивами осуществляется коммерческими банками в интересах получения большей прибыли (меньшей платы за привлеченный ресурс) и поддержания банковской ликвидности.
Привлечение ресурса ориентируется на следующие принципы:
1. В процессе создания привлечения ресурса следует стремиться к разнообразию субъектов депозитных операций и сочетанию различных форм привлечения.
2. Необходимо обеспечивать взаимосвязь и взаимосогласованность между операциями по привлечению ресурса и операциям по его размещению в разрезе сроков и сумм.
3. Особое внимание необходимо уделять более долгосрочным пассивам.
4. Организуя операции по привлечению ресурса, банк должен стремиться к тому, что бы резервы свободных (не вовлеченных в активные операции) средств на текущих счетах были минимальны.
--PAGE_BREAK--
Рис. 2.1 Управленческая структура Сбербанка России
Согласно Устава, высший орган управления Сбербанка – Общее собрание акционеров, в функции которого входит: внесение изменений и дополнений в Устав; реорганизация Банка; ликвидация Банка; назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточных и ликвидационных балансов; избрание Наблюдательного Совета Банка; определение общей суммы объявленных акций и т.д.
Наблюдательный Совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка. В его функции входит: определение приоритетных наблюдений деятельности Банка; Созыв собраний акционеров; Увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или дополнительной эмиссии; образование Правления Банка и т.д.
Правление Банка и Председатель Правления Банка осуществляют руководство текущей деятельности банка. Председатель Правления избирается Общим собранием акционеров из числа членов Наблюдательного Совета. В его функции входят: организацию работы Правления Банка; распределение обязанностей между заместителями; утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Банка; назначение на должность и освобождение от должности руководителей подразделений центрального аппарата Банка и филиалов в республиках, краях и областях, наложение на них дисциплинарных взысканий. Председатель Правления без доверенности действует от имени Банка, представляет его интересы, совершает сделки, издает приказы и дает указания.
Филиалы Банка действуют на основании Положений, утвержденных правлением Банка. Филиалы в республиках, краях, областях возглавляются председателями, назначенными Председателем Правления Банка, а филиалы в городах и районах (отделения) – управляющими филиалов в республиках, краях, областях.
Организационная структура Бурятского ОСБ включает функциональные подразделения и службы банка, каждые из которых отвечают за определенные обязанности (см. рис.2.2).
Рис. 2.2 Организационная структура Бурятского ОСБ №8601
Характерной особенностью организационной структуры является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за персоналом соответствующих профессиональных навыков и квалификации. В данном случаи имеет место горизонтальное соподчинение. Как видно на рисунке 2.2, организация банка состоит из 13 отделов (включая Правление), каждый из которых занимается следующей деятельностью:
Правление ОСБ осуществляет контроль над текущей деятельностью организации.
Экономический отдел занимается анализом, планированием и прогнозированием финансово-хозяйственной деятельности.
Отдел ресурсов, кредитования и ценных бумаг занимается кредитованием физических и юридических лиц, межбанковским кредитованием, инвестированием средств в ценные бумаги и привлечение ресурсов путем выпуска банковских ценных бумаг (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).
Отдел по работе с клиентами занимается привлечением средств организаций и населения на расчетно-кассовое обслуживание счетов юридических лиц и бюджетов, вкладов и банковских карт.
Операционное управление осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности занимается сбором, регистрацией и обобщением учетной информации и предоставлением отчетности.
Юридический отдел осуществляет правовое обоснование финансово-хозяйственной деятельности банка, защиту интересов в судах и арбитраже.
Контрольно-ревизионный отдел осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью отделения.
Отдел информатики и автоматизации занимается разработкой и сопровождением автоматизированных банковских систем, обеспечением коммуникаций, техническим обслуживанием ЭВТ.
Отдел кассовых операций, инкассация и безопасности занимается операциями инкассации, охранной объектов, работой с проблемными клиентами банка.
Организационный отдел осуществляет делопроизводство, ведение архива, регистрацию, хранение и уничтожение документов банка.
Административно-хозяйственный отдел обеспечивает снабжение ТМЦ, содержание коммунального хозяйства.
Отдел по работе с персоналом осуществляет подбор и повышение квалификации кадров, контролирует соблюдение трудового законодательства.
Так как банк является организацией, имеющий специальный правовой статус, его деятельность несколько отличается от иных предприятий и организаций. Система бухгалтерского учета также имеет свои особенности, одна из которых состоит в формировании и представлении бухгалтерской отчетности, что отражено в рис. 2.3.
Рис. 2.3 Подготовка отчетности Бурятского отделения №8601
Байкальский Банк
Филиалы отделений передают отчетность в ОСБ в виде операционных дневников и первичных документов. На основании отчетов филиалов в бухгалтерии отделения формируется сводная отчетность по ОСБ, которая представляется в вышестоящее учреждение – бухгалтерию территориального банка, а также в контролирующие органы – налоговую инспекцию и местное отделение Центрального Банка России (ГРКЦ НБ РБ). Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации.
Таким образом, при анализе распределения функций между структурными подразделениями аппарата Бурятского отделения Сбербанка России видно, что данная схема в общем виде соответствует целям и задачам функционального банка.
2.2. Планирование деятельности Сберегательного Банка Российской Федерации
Долгосрочное планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами.
Стратегия развития Сбербанка России до 2014 года Утвержденная Наблюдательным советом Банка в октябре 2008 года формировалась в условиях быстро меняющейся ситуации на финансовых рынках и в экономике в целом.
Основная задача, которую Сбербанк России поставил перед собой в рамках Стратегии, — стать за пять лет одним из лучших банков в мире как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и с точки зрения качества предоставляемых клиентам услуг.
Определяя пути решения данной задачи, Сбербанк России выделил для себя пять основных направлений преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:
· Максимальная ориентация на клиента, превращение Банка в «сервисную» компанию.
· Комплексная перестройка процессов и систем, их перевод на новую «промышленную» основу. Подобная «индустриализация» систем и процессов в Банке повысит уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, повысит качество обслуживания клиентов и позволит Банку более эффективно управлять кредитными и другими видами рисков.
· Внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Для достижения этой задачи будет произведено внедрение Производственной Системы Сбербанка (ПСС) как новой идеологии управления Банком.
· Инвестиции в человеческий капитал, направленные на модернизацию системы обучения персонала, расширение системы планирования карьеры и ротации сотрудников, усовершенствование системы мотивации.
· Выход на быстро растущие банковские рынки, направленный на поддержание высоких темпов роста бизнеса в будущем. Развитие операций на международных рынках.
Реализация Стратегии позволит к 2014 году увеличить объем прибыли Банка в 2–2,5 раза при снижении отношения операционных затрат к чистому операционному доходу. Сбербанк России должен укрепить свои конкурентные позиции на основных сегментах банковского рынка, обеспечить долю в активах российской банковской системы на уровне 25–30%.
Качественные ориентиры развития предполагают формирование лучших в России навыков в области клиентской работы, лидерство по качеству обслуживания, создание современной системы управления рисками, сопоставимые с лучшими мировыми аналогами управленческие и операционные процессы и системы, формирование адекватной требованиям и масштабам бизнеса ИТ-платформы, создание корпоративной культуры, разделяемой всеми сотрудниками Банка и нацеленной на самосовершенствование и рост производительности труда, высокопрофессиональный заинтересованный персонал, узнаваемый «позитивный» бренд, высокую степень лояльности клиентов.
Реализация Стратегии в части развития операций Сбербанка России на международных рынках предполагает поэтапное увеличение объема и значимости международных операций за счет роста на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины, постепенного увеличения присутствия на рынках Китая и Индии.
Текущие (краткосрочные) планы-прогнозы определяют рамки, границы в которых предстоит работать сотрудникам.
Главной целью Сбербанка России в 2009 году является обеспечение высокого качества активов и надежности Банка в условиях спада экономики, а также укрепление его рыночных позиций за счет успешной реализации мероприятий первого этапа Стратегии развития до 2014 года. Это год начала реализации основных проектов Стратегии Банка, обеспечивающих построение фундамента для быстрого развития в последующие годы.
Приоритетные задачи Банка в области финансов на 2009 год:
1. Обеспечение высокого качества кредитного портфеля. Целью Банка является удержание низкой доли проблемной задолженности в кредитном портфеле. Основными факторами поддержания качества кредитного портфеля частных клиентов станут совершенствование процессов проверки безопасности, внедрение современных механизмов оценки кредитоспособности заемщиков, повышение эффективности работы с просроченной задолженностью.
2. Рост эффективности. От способности Банка контролировать операционные расходы во многом будут зависеть стабильность и конкурентоспособность Банка в ближайшие годы, а также рыночная цена его акций и капитализация на годы вперед. Для достижения этой задачи Банк ставит для себя следующие цели:
· оптимизировать штатную численность персонала и сократить расходы на оплату труда за счет:
§ упрощения и оптимизации процессов, в том числе в рамках Производственной Системы Сбербанка, а также оптимизации операционной модели;
§ оптимизации соотношения численности «обеспечивающих» и «зарабатывающих» подразделений с ориентацией на показатели лучших территориальных банков;
§ оптимизации количества структурных подразделений Банка;
§ обеспечить стабилизацию расходов по статьям, направленным на текущую деятельность, и перенести основной акцент на расходы, обеспечивающие перспективное развитие Банка: информационные технологии, реализация стратегических инициатив и т.п.
3. Увеличение объема привлеченных средств частных и корпоративных клиентов с целью поддержания темпов развития бизнеса и укрепления ликвидности Банка.
4. Рост общей доходности операций с клиентами-заемщиками, в том числе за счет развития перекрестных продаж заемщикам некредитных продуктов.
5. Обеспечение положительного финансового результата за счет решения всех перечисленных задач на 2009 год, что позволит нивелировать негативное влияние складывающейся кризисной ситуации в мировой и российской экономике.
2.3. Анализ активов и пассивов Бурятского ОСБ №8601
Анализ финансово-хозяйственной деятельности банка позволяет сформировать соответствующие направления в депозитной и инвестиционно-кредитной политике, выявить проблемные места, разработать рекомендации по их устранению.
Результаты анализа дают возможность анализа разработать дальнейший план действий по развитию учреждений банка как на ближайший период, так и на длительную перспективу, разрабатывать рекомендации по улучшению и совершенствованию работы банка[8].
В условиях рынка анализ активов банка является наиболее актуальным, так как на основании выводов этого анализа разрабатываются предложения по управлению кредитными ресурсами и осуществляются мероприятия по эффективному, рациональному и наиболее рискованному размещению ресурсов. В таблице 1 и в приложении 1 представлены данные анализа активов Бурятского отделения Сбербанка России.
Таблица 2.4.
Анализ активов ОСБ №8601
Статьи активов
Уд. вес в общей сумме активов, % в 2007 г.
Уд. вес в общей сумме активов, % в 2008 г.
Уд. вес в общей сумме активов, % в 2009 г.
Темп роста 2009
г. к 2007
г.
Темп роста 2009 г. к 2008 г.
1. Рабочие активы
79,6
84,9
84,6
1,877
1,325
Ссудная задолженность – всего (кроме просроченного)
52,2
64,4
73,2
2,477
1,513
Вложения в ценные бумаги
11,8
9,4
6,0
0,894
0,848
Кредитные ресурсы, размещенные в системе СБ РФ
15,6
11,1
5,4
0,615
0,648
2. Неработающие активы
20,0
14,8
15,1
1,335
1,358
Денежные средства, счета в Банке России
6,8
3,3
3,3
0,862
1,336
Обязательные резервы, депонируемые в ЦБ (ФОР)
6,1
6,1
6,5
1,880
1,431
Средства в расчетах
0,1
0,04
0,1
4,399
3,857
Имущества банка
7,0
5,4
5,1
1,299
1,269
Вложения в золото, драгоценные металлы и камни
0,02
0,01
0,01
0,403
1,237
3. Чистые активы (1+2)
99,6
99,8
99,7
1,769
1,330
4.Просроченная задолженность-всего
0,2
0,002
0,08
0,695
46,6
5. Требования Банка по получению текущих процентов
0,2
0,3
0,29
2,132
1,43
Непросроченные
0,2
0,3
0,3
2,146
1,43
Просроченные
0,002
-
-
-
-
6. АКТИВЫ – НЕТТО (3+4+5)
100,0
100,0
100,0
1,767
1,331
Активы банка выросли в 1,327 раза в 2007 г., в 1,314 раза – в 2009 г., т.е увеличились примерно одинаковыми темпами. Увеличение произошло в первую очередь за счет возрастания производительных активов. Соответственно удельный вес непроизводительных активов в 2009 г. снизился до 15,1%. Среди кассовых активов (наличность + обязательные резервы + корреспондентские счета) наибольший удельный вес принадлежал обязательным резервам в Банке России (47%, 64,6% и 66,2% соответственно), наибольшими темпами роста денежные средства в расчетных центрах учреждений Сбербанка. Возросшая роль ссудных операций повлияло на снижение вложений отделения в ценные бумаги. Вследствие этого их удельный вес в общей сумме активов снизился с 11,8% в 2008 г. до 6,0% в 2009 году.
продолжение
--PAGE_BREAK--