--PAGE_BREAK--
3. Финансовая (бюджетно-налоговая) политика государства и особенности ее реализации в Республике Беларусь
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.
При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию — совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов — создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов — покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. В экономической литературе выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:
1. Обусловленность конкретных видов платежей, существующими
экономическими и социально- политическими факторами, постоянным
совершенствованием системы бюджетных доходов в соответствии с
потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в
размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов
роста экономики и реализации социальных программ;
2. Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не
связано с трудовыми усилиями предприятия.
Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно — хозяйственных пропорциях.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:
1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование
ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
2. Обязательные платежи физических и юридических фирм,.взимаемые в виде
разных налогов и сборов.
3. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от
реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные
банки и др.
Все источники поступлений в бюджет можно сгруппировать по таким важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству вальвировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.
В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.
Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т. п.). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.
Особое место имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.
В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2001 г.» доходы республиканского бюджета на 2001 г. формируются за счет:
• НДС и акцизов на товары (работы, услуги), ввозимые на таможенную
территорию РБ (20%, 10%);
• НДС на товары (работы, услуги), производимые на территории РБ (за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в
бюджеты: Брестской области — 66%, Витебской — 47%, Гомельской — 42%,
Гродненской- 58%, Минская- 56%, Могилевская-51, г. Минск- 25%.
• акцизов на отдельные товары по спирту из пищевого сырья, водка, ликеро -
водочные изделия и спиртосодержащим раствором (за исключением
отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 40%;
• налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений,
передаваемых в бюджеты областей и г. Минска), в бюджеты: Бресткой-60%,
Витебской — 44%, Гомельской — 33%, Гродненской — 43%, Минская — 39%,
Могилевская-41%, г. Минск-25%;
• единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (за
исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска)
70%;
• налога на игорный бизнес (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска) 50%;
• чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС 4%;
• доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций 12%;
• доходов свободных экономических зон (налог на прибыль — 15%, НДС — 10%,
налог на доход — 15%);
• других обязательных платежей и иных поступлений.
Также в доходы республиканского бюджета включаются средства государственных целевых бюджетных фондов:
•республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (1,5% от выручки);
•государственного фонда содействия занятости (1%, 0,5% - для
сельскохозяйственных производителей);
• республиканского дорожного фонда- 40%;
•республиканского фонда охраны природы -10%;
•республиканского фонда «Энергосбережение» — 15%;
гарантийного фонда- 10%.
Все доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы:
• текущие доходы;
• капитальные доходы;
•доходы СЭЗ;
Доходы государственных целевых бюджетных фондов.
Исходя из рассмотренного, можно отметить, что порядок формирования доходов бюджета регулируется по большей части Законом «О бюджете Республике Беларусь». С учетом сложившейся практики данным Законом определяются вопросы формирования на республиканском и местном уровнях целевых бюджетных фондов, перечня и порядка введения местных налогов и сборов. Закон о бюджете на 2001 год содержит ряд новых принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на продолжение работы по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков с бюджетом и рационализацию структуры налоговых платежей.
С этой целью в 2001 году объединяются чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в единый платеж в размере 5% фонда заработной платы. По аналогичным соображениям в 2001 году объединяются в единый платеж целевые сборы в местный целевой бюджетный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местные бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, который производится плательщиками в размере 2,5% выручки от реализации товаров, работ, услуг. Отчисления средств пользователями автомобильных дорог и отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки уплачиваются в едином порядке по общему нормативу в размере 2% выручки от реализации товаров, работ и услуг.
Возрастание роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождается бюджетизацией финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.
В течение последних нескольких лет доля государственных доходов в ВВП Беларуси оставалось высокой, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой, и весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.
Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (табл. 3.1).
Очевидно, что основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. Доля налоговых доходов в бюджете увеличилась с 88,1% в 1997 г. до 92,2% в 2001 г., соответственно неналоговые доходы бюджета уменьшились за этот период с 11,9 до 7,8%.
Таблица 3.1
Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете
Республики Беларусь (без учета целевых бюджетных фондов), в % к итогу
Доходы бюджета
1997
1998
1999
2000
2001
Доходы — всего
100.0
100.0.
100,0
100.,0
100.0
Из них:
налоговые
88,1
91,5
91.1
92,5
92,2
неналоговые
11,9
8,5
8,9
7,5
7,8
Более детальный анализ структуры доходной части бюджета показывает,- что основную часть его доходов составляют косвенные налоги (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (без учетацелевых бюджетных фондов), % к итогу
Доходы
1993
1994
1996
1998
1999
2000
2001
Доходы — всего
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
В том числе:
Налог на прибыль и доходы
25,9
29,7
23,5
15,1
15,1
18,1
17,3
НДС
37,1
27,6
28,0
31,1
30,6
30,9
29,6
Акциз
9,0
12,1
7,9
13,3
13,2
12,2
14,6
Чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
8,4
7,7
7,8
5,1
3,1
2,5
2,9
Государственные налоги с населения
7,4
7,1
9,3
10,4
12,4
10,0
11,8
Доходы от внешнеэкономической деятельности
1,6
6,9
5,7
8,2
7,5
6,7
6,6
лесной доход
0,1
0,2
0,3
0,3
0,3
0,3
0,4
госпошлина
0,2
0,3
1,0
0,6
0,6
0,5
0,5
Налог за пользование природными ресурсами
0,1
0,2
0,5
0,3
0,3
0,4
0,3
налог на топливо
2,4
2,6
1,7
0,0
0,0
0,0
0,0
налоги на собственность
1,1
1,2
3,4
4,5
.4,5
1,9
1,0
Из них
налог на недвижимость
0,6
0,8
2,5
3,1
3,1
1,0
0,4
Платежи за землю
0,5
0,4
0,9
1,4
1,4
0,9
0,6
Поступления от реализации госсобственности
0,1
0,3
0,0
0,4
0,4
0,2
0,1
прочие доходы
0,6
4,1
10,9
12,0
12,0
16,3
14,9
Из табл. 3.2 видно, что ускоренный рост косвенных налогов, как и следовало, ожидать, привел к увеличению их доли в доходах бюджета. В частности, удельный вес акцизов вырос с 7,9% в 1996 г. до 14,6% в 2001г., т. е. почти в 2 раза; доля налога на добавленную стоимость в этом периоде изменялась незначительно: с 28% в 1996г. до 31,1% в 1998 г. и 29,9% в 2001 г.
В целом косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности) составили по прогнозу на 2001 г. 50,8% доходов консолидированного бюджета.
Вместе с тем отмечается значительное сокращение доли налогов на собственность: с 4,5% в 1998—1999 гг. до 1% в 2001 г. Удельный вес налога на недвижимость, в доходах бюджета упал с 2,9% в 1998 г. до 0,4% в 2001 г., а платежей за землю — с 1,6 до 0,6% за соответствующий период.
Отсутствие сдвигов в плане рыночных реформ явилось причиной уменьшения в 4 раза доли поступлений от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности — с 0,4% в 1998 г. до 0,1% в 2001г.
Формирование доходной части государственного бюджета осуществляется в основном за счет платежей субъектов хозяйствования. Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц (табл. 3.3):
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.3
Структура платежей в бюджет за 1999 — 2000гг., млрд. руб.
Платежи
1999г.
2000г.
1.Платежи в бюджет юридических лиц, начисленные
• к выручке от реализации
48154,5
90178,6
• к затратам на реализованную продукцию
24938,3
38412,8
• к балансовой прибыли
19738,1
36525,7
ИТОГО
92830,9
165117,1
Структура соответствующих начисленных платежей, %
• в выручке от реализации
7,3
6,9
• в затратах на реализованную продукцию
9,4
13,5
• в балансовой прибыли
27,9
33,2
Доля платежей в бюджет юридических лиц в выручке от реализации,%
24,4
Доля платежей в бюджет юридических лиц в ВВП, %
15,5
16,3
Доля платежей в бюджет юридических лиц в доходах бюджета, %
83,8
81,8
2. Платежи в бюджет физических лиц Доля платежей в бюджет физических лиц в ВВП, %
13709,9
31221,5
Доля платежей в бюджет физических лиц в доходах бюджета
19,4
20,1
3. Прочие доходы бюджета
Доля прочих доходов в ВВП, %
13,2
14,3
Доля прочих платежей в доходах бюджета, %
10,2
10,9
Так, за 2000г. по сравнению с предыдущим доля платежей юридических лиц в структуре доходной части бюджета (без государственных целевых бюджетных фондов) понизилась с 83,8% до 81,8%, а доля платежей физических лиц увеличилась с 12,4 до 15,5%.Доля поступлений в бюджет по прочим доходным источникам понизилась.
С уменьшением доли субъектов хозяйствования в формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. Так, доля платежей в бюджет юридических лиц в ВВП в 2000г. по сравнению с 1999г. снизилась на 1,5 п.п. и составила 24,9%. Это произошло за счет относительного сокращения платежей, начисляемых от выручки, и затрат на производство реализованной продукции (с 7,3 до 6,9% от выручки и с4,5 до 3,5% от затрат). В то же время доля отчислений от балансовой прибыли увеличилась -в основном за счет прямых налогов, что можно объяснить сокращением в 2000г. количества льгот, предоставляемых субъектам хозяйствования, и уменьшением балансовой прибыли в реальном выражении. Следует отметить также рост налоговой нагрузки на физические лица. Их доля в ВВП увеличилась с 3,9 до 4,7%, т.е. на 0,8п.п.
Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой Конституцией Республики Беларусь, Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»; Законом «О налогах сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Законом «О бюджетной классификации Республики Беларусь», налоговым законодательством и другим законодательными актами.
Кроме того, Министерством финансов республики утверждены «Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование».
В соответствии с указанными актами составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.
Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:
•планирование контингентов всех видов доходов;
•распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной
системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;
•определение размеров финансовой помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);
•формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки
территорий и определение размеров трансфертов для выравнивания
бюджетной обеспеченности регионов.
Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.
Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей.
К косвенным налогам относятся:
— Налог на добавленную стоимость (НДС);
— Акциз;
— Налог с продаж автомобильного топлива (налог с продаж);
- Таможенный тариф.
Основным источником доходов бюджета среди косвенных налогов является НДС, который был введен в 1992г. Его объектом обложения служит вся добавленная стоимость (выручка — материальная затрата). НДС — это разновидность налогов, включаемых в цену, товаров, работ, услуг. По форме НДС является обязательным платежом, методом перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. По своему экономическому содержанию — эта часть доходов потребителей, взимаемая при покупке товаров, работ, услуг в цене их продажи и впоследствии вносимая товаропроизводителями (посредниками) в бюджет. Установлены различные налоговые ставки: 0; 10; 20%. Законодательством установлен ряд льгот, при которых налогоплательщики могут быть частично или полностью освобождены от уплаты НДС. Плательщиками НДС могут быть: юридические, в том числе и иностранные; участники договора о совместной деятельности; индивидуальные предприниматели и предприятия и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Республики Беларусь. Исчисление НДС регулируется Законом Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12. 1991 гда с последующими изменениями и дополнениями.
Высоким остается и удельный вес таких налогов, как акцизы. Они пришли на смену налогу с оборота и представляют собой косвенные налоги, которыми облагаются работы, услуги, повышенного спроса. Абсолютная сумма акцизов возрастает вследствие увеличения производства подакцизных товаров и роста их цен. Они используются для мобилизации финансовых ресурсов государства, а также для перераспределения доходов населения. За счет этого налога берется 0,25% доходов в бюджет. Объектом обложения, у товаропроизводителей является выручка, полученная от реализации произведенной ими продукции; у импортеров — таможенная стоимость товаров, на которые установлены ставки акцизов. Последние устанавливаются национальным собранием РБ и Советом Министров и имеют большую дифференциацию: от 0 до 80%. Выделяют перечень товаров, по которым акцизы не устанавливаются.
Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь «Об особенностях налогообложения и взимания платежей в бюджет РБ в 1999г.», с 1999г. установился налог с продаж автомобильного топлива (далее — налог с продаж), который некоторым образом аналогичен отмененному 1 апреля 1996г. налогу на топливо. Налог с продаж взимается при реализации автомобильного топлива (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ). Объектом обложения признаются операции по реализации автомобильного топлива на территории РБ. Ставка налога с продаж автомобильного топлива устанавливается в размере 10%. Денежные средства, полученные в результате взимания налога с продаж направляются на строительство, содержание и ремонт автомобильных дорог, в том числе в сельской местности. Плательщиками налога с продаж автомобильного топлива признаются юридические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями, и иностранные юридические лица, их филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также участники договора о совместной деятельности.
Посредством налога на экспорт и импорт (тарифный налог) в бюджет взимается чистый налог, образовавшийся в результате различий уровней внутри республиканских и внешнеторговых цен. Объект обложения — контрактная стоимость товаров, вывозимых из территории РБ и ввозимых на данную территорию, перечень которых утверждается Кабинетом Министров. Ставки тарифного налога дифференцированы в зависимости от видов экспортной и импортной продукции и колеблются от 1 до 30%. Некоторое имущество данным налогом не облагается. С мая 1994г. регулирование экспортно-импортных операций производится с помощью налоговых пошлин.
Как упоминалось выше наибольший вес среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. Поступления налога на добавленную стоимость определены в консолидированном бюджете в сумме 624,9 млрд. руб., из них по товарам, производимым в республике, — 491,9 млрд. руб. (78,7%), по импортируемым товарам — 133 млрд. руб. (21,3%)- Это на 372,6 млрд. руб., или в 2,5 раза, больше ожидаемого исполнения за 2000 г.
Плановые суммы налога на добавленную стоимость рассчитаны исходя из ожидаемого их поступления за 2000 г., прогнозируемого на 2001 г. объема ВВП (6915 млрд. руб.), его структуры и уровня изъятия налога по отношению к ВВП.
Средний процент изъятия налога на добавленную стоимость по товарам, производимым в республике, составил в 1999 г. — 7,6%, в 2000 г. — 7,1% (ожидаемое исполнение). В таком же размере он принят на 2001 г. — 7,1% (в связи с предполагаемым сокращением внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья и переходом на исчисление налога на добавленную стоимость зачетным методом).
Что касается среднего уровня изъятия налога на добавленную стоимость по отношению к ВВП по импортируемым товарам, то он принят на 2001г. в размере 1,9% против 1,8% за 1999 г. Поступления налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам увеличиваются против ожидаемых поступлений за 2000 г. на 74,9 млрд. руб.; или на 129%. Дополнительные поступления налога на добавленную стоимость по ввозимым товарам будут обеспечены за счет роста курса доллара США, а также в связи с изменением порядка обложения товаров, поставляемых из Украины, Молдовы и Казахстана. Имеется в виду, что с 2000 г. в торговых отношениях с Украиной, Молдовой и Казахстаном взимание налога на добавленную стоимость осуществляется по принципу страны назначения.
Удельный вес налога на добавленную стоимость в ВВП останется практически на уровне 2000 г.(9,1% в 2000 г. и 9,0% в 2001 г.).
Плановые суммы акцизов на 2001г. рассчитаны исходя из предполагаемых объемов производства подакцизных товаров, прогнозируемого роста потребительских цен, ставок акцизов в евро, среднегодового курса евро по отношению к белорусскому рублю в размере 519,8 руб., а также прогнозной оценки поступления акцизов по импортируемым товарам.
Общий объем поступлений акцизов в 2001 г. оценивается в 307,8 млрд. руб., или с ростом против ожидаемого исполнения за 2000 г. в 3,1 раза. Доля акцизов в ВВП увеличится в 1,3 раза: с 3,6% в 2000 г. до 4,5% в 2001 г. (см. табл.3.4).
Таблица 3.4
Структура доходов бюджета (с учетом в его составе целевых бюджетных фондов)
1999
2000
2001
%к
%к
%к
Показатель
общей
%К
общей
%К
общей
%К
сумме
ВВП
сумме
ВВП
сумме
ВВП
доходов
доходов
доходов
Налоговые поступления – 76,6 27,8 78,2 27,1 75,1 28,2
всего
в том числе:
Подоходный налог
10,4
3,8
8,5
2,9
9,6
3,6
Налог на прибыль
12,4
4,5
14,8
5,1
13,7
5,1
Чрезвычайный налог
2,6
0,9
2,1
0,7
2,4
0,9
В главе 3 использованы данные Министерства финансов Республики Беларусь.
Таким образом, около половины доходов бюджета (без учета целевых бюджетных фондов) в настоящее время планируется получить за счет косвенных налогов. Вместе с тем ориентация бюджетных доходов на косвенное налогообложение в условиях инфляции предполагает заведомо завышенное прогнозирование бюджетных доходов за счет инфляционного роста, поскольку при определении ожидаемых поступлений косвенных налогов закладывается достигнутый темп инфляции. Реальное снижение инфляции автоматически отражается на снижении налоговых платежей.
Поступление доходов в бюджет за счет косвенных налогов в инфляционной экономике не зависит от повышения отдачи средств, вложенных в развитие производства. Доходы бюджета определяются главным образом ростом цен на продукцию, их объем зависит от ценовых факторов, а не от эффективности производства. В то же время чем выше инфляция, тем больше доходов получает государство и распределяет их посредством дотаций в неэффективные производства, что приводит к дополнительному росту инфляции издержек.--PAGE_BREAK--