Содержание Введение…1 Понятие искусства в философии… 2 Искусство – важнейший вид духовного производства… 2.1 Искусство как эстетическая деятельность… 2.2 Функции искусства…2.3 Искусство как способ освоения мира… 2.4 Социальное содержание искусства… 8 Заключение… 10 Список литературы….11 Введение Проблема искусства - одна из сложнейших проблем в истории
человечества. В античности искусство как творение рук человеческих противопоставляется природе как самопроизрастающему. Затем, с развитием культуры (собственно, уже в пределах античности), такого противопоставления явно становится недостаточно. Внутри искусства выделяются ремесло, наука и то, что мы сейчас называем искусством, то есть художественное творчество и его творение. Однако уже в Средние века рамки искусства расширяются.
Икона и молитва если и являются художественными в своем внешнем выражении, то все же их сущность полагается в духовное. Эпоха Возрождения пытается вернуть искусству светский характер. Новое время стремится подчинить художественность рациональному. Великие немецкие идеалисты уже не рассматривают искусство отдельно от истины, которая мыслится более богато, чем соответствие представления представляемому.
Наконец, XX век приходит к тому, что искусство может иметь ценность само по себе, не нуждаясь в своем обосновании через что-то другое, высшее по онтологическому статусу. Однако вряд ли когда-либо раньше, чем сейчас, вопрос об искусстве имел столь запутанный и неясный вид. Как и наука, искусство представляет собой творение профессионалов – художников, поэтов, музыкантов, то есть специалистов в области эстетического освоения мира.
Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в категории «эстетическое». 1 Понятие искусства в философии Искусство , одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравните
выражение «литература и искусство») и т. п объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительнос¬ти. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совер¬шается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества,
Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом: у древних греков, напр это было слово «техне», от которого произошло современное понятие «техника»; в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «аг»; в рус. языке аналогичное явление запечатлелось в со¬хранившихся поныне разных смыслах слова «искусство». По мере развития культуры стало постепенно осознавать¬ся существенное
отличие художественного творчества от древних сфер практической деятельности и одновременно родство всех И. с поэзией (литературой); более того, в 19 в. последняя расценивалась даже мн. теоретиками как «высший» вид И. Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершен¬ное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетический смысл, так как искусная дея¬ельность, где бы и как бы она ни
проявлялась, стано¬вится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вы¬зывают у нас чувство эстетического восхищения. Однако главный отличительный признак художественного творчества. 2 Искусство – важнейший вид духовного производства 2.1
Искусство как эстетическая деятельность Эстетическое не является прерогативой искусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы «разлито» по всей социальной реальности. Эстетическим т.е. вызывающим у человека соответствующие чув¬ства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые Предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевоз¬можные проявления их активности - трудовые, спортивные, игро¬вые и пр.
То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфические чувства и мысли. Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельности лю¬дей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализирован¬ный вид деятельности искусство появляется лишь в античности.
Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельно¬сти далеко не сразу становится обособленным от утилитарного или познавательного. В доклассовый же период истории то, что обычно называют первобытным искусством, искусством в собст¬венном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через матери¬альные
образы, символы, репетиции совместных действий и т.д. Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним миром они, надо думать, не оказывали, зато их косвен¬ное влияние на это несомненно. 2.2 Функции искусства С Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д.
Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты челове¬ческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. «А что будет, если » — вот исходная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий.
Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить и грозным предосте¬режением человечеству о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремальных условиях. Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек. Может быть, это верно и применительно к обществу?
Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих чело¬века стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере дея¬тельности. 2.3 Искусство как способ освоения мира Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит существенные и порой скрытые стороны действительности, однако пытается делать это в чувственно-наглядной форме.
Это собственно и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искусства как способа освоения мира. К ним обычно относят: - художественные образы; символы как главные средства воспроизведения эстетической реальности; - «перевернутый» способ обобщения - общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновременно и общий тип, характер);
- признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии; - ведущую роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др. 2.4 Социальное содержание искусства Будучи одним из видов освоения действие искусства деятельности, искусство не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета материальной и духовной культур часто не совпадают.
Причиной тому является не только специфика материального и духовного произ¬водства, но и своеобразный «принцип сохранения» человеческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непро¬извольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искусство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные ис¬торические эпохи, когда
обнажаются, становятся явными их ос¬новные противоречия и соответственно резко возрастает поиско¬вая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход. Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит ис¬тория искусства конца XIX — начала XX вв зафиксировавшая рож¬дение такого своеобразного эстетического явления, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько
десятилетий бу¬квально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализи¬руя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «дегуманизации искусства» . И с ним, право, трудно не согласиться. Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями
искусства иллюзии жиз¬ненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и ро¬манах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении). Однако реализм в искусстве лишь отчасти является собственно искусством, ведь для него не нужна особая
художественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попутчиком в вагоне поезда, от тысяч аналогичных ис¬торий, представленных на сцене или экране? Радоваться или сопе¬реживать героям этих историй — вовсе не значит получать эстети¬ческое наслаждение. Это всего лишь механический отклик. «Новое искусство» (XX в.) стремится к тому, чтобы его произведе¬ния были лишь произведениями искусства и ничем больше.
Оно принципиально избегает «живой реальности», «живых форм», препа¬рируя их с хладнокровием патологоанатома и выставляя на свет божий не привычные обычному восприятию вещи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но обладало бы при этом определенным содержанием это предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художнического. Заключение Искусство, как и наука или идеология, есть вид духовного про¬изводства, т.е. дело рук профессионалов,
специалистов, и, следова¬тельно, их слово в определении эстетических ценностей должно быть отнюдь не последним. Здесь, правда, можно вспомнить зна¬менитые слова Аристотеля: как строить дом, конечно, должны ре¬шать специалисты, а вот каким ему быть - наверное, лучше знать все-таки тому, кто в нем будет жить. Но так или иначе, спор о вер¬ховенстве народа или профессионалов в эстетической, как и в дру¬гих сферах, далеко еще не закончен, и вмешательство в этот спор государства
в качестве арбитра чаще всего неуместно. Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. Почти брошенное государством на произвол судьбы, оно оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, больше нет сковывающего политического контроля — ис¬кусство наконец-то получило вожделенную свободу творчества. Но с другой стороны, стабильного источника существования (государ¬ственных средств) тоже больше не существует. Сегодняшнему рос¬сийскому искусству, занятому в основном поисками средств
выжи¬вания, не до эстетических взлетов. Но ведь и глубина падения эсте¬тических вкусов в стране с вековыми художественными традициями не может быть бесконечно большой. Думается, что рано или поздно российское искусство найдет себе «материальную точку опоры», опираясь на которую, оно сможет развиваться естественно и орга¬нично, не только обслуживая духовные запросы общества, но и в известной степени их формируя. Список литературы 1.
Алексеев П.В Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: «Проспект», 1997. – 568 с. 2. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство в поисках традиции // Человек. 1991. № 2. с. 91. 3. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. — М: Искусство, 1991. — С.218 — 259. 4. Спиркин А.Г. Философия:
Учебник. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с. 5. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с. 6. Философский энциклопедический словарь под ред. А.Л. Грекулова. М.: Советская энциклопедия, 1983. – с.221-222. 7.
Философия: Учебник. 2-е изд перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов М.: ТОН - Остожье, 2001 704 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |