Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Контрольная работа по Экономике
на тему: «Финансовая система и финансовая политика»
студентки II курса ф-та ФАИС
специальность6535
группа 4072зу шифр 74-008
Выполнила:Красикова Т.О.
Великий Новгород
2006г.
Содержание
1. Государственный бюджет
2. Налоги. Принципыналогообложения. Функции и классификация налогов. Кривая Лаффера
3. Бюджетные дефициты
4. Государственный долг
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Изучение экономической структуры любого общества современногогосударства невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собойсовокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовыеотношения представляют собой важную составную часть общих экономическихотношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизмгосударство образует и использует фонды денежных средств, необходимых длявыполнения его многочисленных функций в политической, экономической исоциальной сферах.
Финансовая система охватывает многочисленные институтыгосударственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии скредитными институтами различного назначения.
1. Государственный бюджет
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственныйбюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм,отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя,а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всейсовокупности социально-экономических, правовых и других особенностей,характеризующих то или иное государство.
Структура бюджета страны зависит прежде всего от еегосударственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетнаясистема имеет как бы двухъярусное построение — государственный и местныебюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ)имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих имадминистративных образований.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фондденежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержаниягосударственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимыхсоциально-экономических функций. В современных условиях бюджет является такжемощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия нахозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Бюджет современного государства представляет собой сложный,многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего,в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своейструктуре расходные статьи бюджета подразделяются:
· нарасходы по государственному управлению;
· навоенные расходы;
· расходына социально-экономические цели;
· расходына хозяйственную деятельность государства;
· расходыпо осуществлению внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабыгосударственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпыроста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли болеечем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федеральногобюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд.долл.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятсязатраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок дляфункционирования производственных секторов экономики. Все более значительноеместо занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, впервую очередь — на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы.Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но икосвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военнымдолгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.
Важной составной частью финансовой системы государства являютсяместные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объектыкоммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи,а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используютсятакже на содержание местной администрации, органов суда и прокуратуры.
Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы насоциально-культурные нужды, объектов здравоохранения, поддержаниеэкологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь изналогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти,государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных илицелевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостьюмобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всегосоциально-экономического характера. К их числу относятся социальноестрахование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка ипереподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет,примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которогонасчитывается свыше 800 подобных фондов.
Общей материальной основой всех доходов государства являетсяперераспределение национального дохода, огосударствление значительной частивновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизмаэтого перераспределения являются налоги, государственные займы, а такжепоступления внебюджетных фондов.
2. Налоги. Принципы налогообложения. Функции и классификацияналогов. Кривая Лаффера
Важнейшее место среди источников поступлений в государственныйбюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджетыпромышленно развитых стран.
Наиболее важной разновидностью налогов является подоходныйналог, включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог наприбыли корпораций. Производственные объединения, предприятия, а такжесобственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных имидеклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщикао размерах его доходов. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им изаработной платы.
Взимание подоходного налога начинается с определенного минимума(необлагаемый минимум). По мере увеличения номинальных доходов расширяется базаподоходного налогообложения, возрастает число налогоплательщиков, увеличиваютсяобщие размеры мобилизуемых государством финансовых ресурсов.
Нормой налогообложения является налоговая ставка — размерналога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В томслучае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо отразмеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях,когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. Впрактике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые наединицу объекта (например, автомашину), независимо от ее стоимости.
Важное место в системе налогообложения занимает налог скорпораций, берущий свое начало с периода первой мировой войны. Налогивзимаются с чистой прибыли акционерных компаний, т.е. валовой прибыли завычетом скидок (например, ускоренной амортизации, скидок на истощение недр,платежей в благотворительные фонды и т.д.). Обложение налогами прибыликорпораций производится в большинстве стран по пропорциональным ставкам.
История налогообложения знает и так называемый налог насверхприбыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных размеров.Такая мера носит, как правило, чрезвычайный характер и применяется вчрезвычайных ситуациях военного времени или серьезных экономических потрясений.
К разряду подоходных налогов относятся также имущественный налог иналог на сделки с капиталом. В первом случае налог взимается со стоимостиимущества (земля, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическимилицами. Налог на сделки с капиталом взимается, главным образом, с доходов отфондовых операций, купли-продажи ценных бумаг.
Помимо подоходных налогов, важную роль в огосударствлениинационального дохода играют косвенные налоги, которые представляют собойнадбавки к цене соответствующих товаров или услуг. Плательщиком этих налоговстановится в конечном счете потребитель (покупатель) этих товаров.
Хотя главным инструментом мобилизации финансовых ресурсов в бюджетявляются прямые налоги, роль косвенных налогов остается значительной.
Косвенные налоги существуют в настоящее время в трех главныхразновидностях —акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенныепошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, которые представляют собойнадбавку к цене товаров или тарифа за услуги. В зависимости от особенностей тойили иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров массовогопотребления, а также услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания ит.д. В современных условиях все более широкое распространение получаетразновидность акциза, получившая название налога на добавленную стоимость. Приэтом налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а толькостоимость, добавленная на данном этапе производственной деятельности.
Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог нате товары, производство которых является монополией государства. В зависимостиот конкретной специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия,спиртные напитки, соль и т.д. Поступления от фискального монопольного налогаидут, как правило, в государственный бюджет, а в некоторых странах частично и вбюджеты местных органов власти.
К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины,которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров черезгосударственную границу. Наиболее важную роль в современных условиях играютпошлины, взимаемые при импорте иностранных товаров. Посредством механизматаможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт техили иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Наряду с налогами центральных органов власти важную роль вфинансовой системе современных государств играют налоговые поступления местныхорганов власти. Наиболее важными среди этих поступлений являются налоги насобственность, а также различного рода косвенные налоги (на табак, спиртныенапитки, бензин и т.д.). Поскольку собственных налогов, как правило,оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей местной администрации,то во многих странах действует система субсидий местных органов властицентральным правительством. Субсидии предоставляются либо в форме дотаций (дляпокрытия дефицитов местных бюджете), либо в форме субвенций (для финансированияцелевых мероприятий). В целом по своей природе субсидии есть часть налоговыхпоступлений центральных органов власти, передаваемая в местные бюджеты.
Значение и роль налогов в современных условиях выходят далеко запределы обеспечения государственных органов финансовыми ресурсами. Налоги сталиважнейшим средством огосударствления национального дохода. Они играют все болееважную роль в макроэкономическом регулировании, показателем чего являетсяувеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВНП.
Налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного изрычагов регулирования экономической активности, воздействия на процессвоспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируяналогами на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессынакопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм такназываемой ускоренной амортизации, при котором государственные финансовыеорганы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительнопревышающие действительный износ основного капитала. В результате значительносокращается размер подлежащей обложению прибыли, следовательно, и суммыуплачиваемого налога. Метод ускоренной амортизации является важным стимуломувеличения капиталовложений в корпоративном секторе экономики. Его применениеспособствует интенсификации научно-технического прогресса, поощрениюструктурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей.
Меры налогового регулирования широко используются длястимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания имнаиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрениясоциально полезной деятельности корпораций. С этой целью предоставляютсяразличного рода льготы по уплате корпоративного налога, а также налога сприбылей в зависимости от осуществления корпорациями той или иной деятельности.К мерам подобного рода относится, например, система налоговых мер постимулированию компаний добывающих отраслей (особенно в нефтяной и газовойпромышленности) в виде так называемых скидок на истощение недр. Согласно этомуположению, добывающие компании имеют право резко сокращать уплату налогов подпредлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых, а в ряде случаев ивовсе освобождаться от уплаты налогов.
С помощью налоговых льгот государство может оказывать существенноевлияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектовинфраструктуры и т.д.
Наряду с селективными мерами налогового регулирования государствошироко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия нахозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоягосударство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создаетболее благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса какна потребительские, так и инвестиционные товары. Примером крупномасштабныхмероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служитькрупное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в СШАадминистрации Рейгана. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчетыамериканского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом сниженияналогов является экономический подъем и рост доходов государства (криваяЛаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставокна доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозитнаучно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечномсчете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.
Графическое отображение зависимости между доходамигосударственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «КривойЛаффера» (рис. 1).
/>
Рис. 1.
На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс —поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства врезультате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальныепоступления в государственный бюджет (Y1). При дальнейшем повышении налогов стимулы ктруду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложения доходгосударства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. Другимисловами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечитрост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупныхдоходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговыхпоступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит,произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь вслучае нормального действия свободных рыночных механизмов.
Из этого следует, что повышение или понижение налоговых ставококазывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамикукапиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестициивлияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этихфакторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения напродукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей.
3. Бюджетные дефициты
Бюджетный процесс предполагает балансирование (выравнивание)государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех странах внастоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственныхрасходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетныхдефицитов. Причин тому множество, но важнейшее значение имеет перманентноевозрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение егоэкономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численностигосударственного аппарата и т.д. Возрастание бюджетных расходов отнюдь некомпенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетныхдефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы.
Динамика бюджетных дефицитов отчетливо проявляется как вабсолютных размерах, так и в их отношении к ВНП практически всех государств.
В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежитмножество причин. К их числу относятся уже отмеченные выше структурные факторы,обусловленные резким расширением экономических и социальных функцийгосударства, что влечет за собой увеличение его расходов на эти цели. Наряду сэтим, динамика бюджетных дефицитов отражает и текущие колебания хозяйственнойконъюнктуры, периодические спады и подъемы производства. В периоды циклическихкризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. Вто же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды(пособия по безработице и др.), а также для поддержания определенных секторовэкономики, сохранения объема инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственноезначение.
Бюджетные дефициты, будучи сами по себе следствием глубокойнесбалансированности государственных финансов, стали в свою очередь причинойсерьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетныхдефицитов превратилось в одну из острейших проблем деятельности современногогосударства в сфере экономики.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитовстал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается всясовокупность финансово-экономических отношений, при которых государствовыступает в качестве заемщика или кредитора. Если речь идет о покрытиибюджетных дефицитов, то нас в первую очередь интересует деятельностьгосударства как заемщика.
Основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов— это выпуск государственных займов. В ходе их размещения государствопривлекают временно свободные денежные средства населения, банков, страховых ипромышленных компаний. Вопрос о том, за счет каких источников государствомобилизует необходимые ему ресурсы, имеет важнейшее значение для состоянияденежного обращения и функционирования экономики в целом. Если казначейскиеобязательства размещаются в частном секторе, происходит временноеперераспределение денежных ресурсов от их частных владельцев к государству. Дляэтого казначейство должно выпускать свои бумаги под достаточно высокий процент,который мог бы заинтересовать владельцев капитала. Выплата процентов погосударственному долгу является одной из главных расходных статей бюджета. Так,в федеральном бюджете США выплата процентов по государственному долгу в общемобъеме федеральных расходов увеличилась с 8,9% в 1980 году до 14,5% в 1989году. В абсолютном выражении эта статья расходов возросла за указанный период с52,5 млрд. долл. до 165,7 млрд. долл. Таким образом, размещение государственнойзадолженности в частном секторе способствует в свою очередь дальнейшемуувеличению бюджетных расходов.
Но казначейство может размещать свои обязательства не только вчастном секторе, но и учитывать их в Центральном (эмиссионном) банке. Учитываяказначейские обязательства, банк выпускает в обращение дополнительную массуплатежных средств, не связанных с увеличением товарной массы. В таком случаефинансирование государственного бюджета оказывает прямое инфляционноевоздействие на денежное обращение. Рост денежной массы при этом отнюдь несопровождается увеличением действительного богатства общества. Происходящая втаком случае «монетизация государственного долга» представляетсобой довольно типичную для многих стран ситуацию, когда финансированиечрезмерных государственных расходов становится непосредственной причинойподрыва устойчивости денежного обращения.
Важно отметить, что когда правительство выходит в качествезаемщика на рынок ссудных капиталов, то это ощутимо сказывается на соотношенииспроса и предложения денежных ресурсов. Происходит значительное повышениепроцентных ставок, в результате чего ухудшаются общие условия финансированиякапитальных вложений и происходит своеобразное «вытеснение» частиинвесторов с денежного рынка. По той же причине возможно и сокращение частипотребительских расходов, финансируемых за счет кредита. Такие последствиягосударственных займов получили в экономической теории название эффектавытеснения.
Развитие государственного кредита сопровождалось созданиемдовольно сложной структуры управления государственным долгом. К важнейшиммероприятиям в этой области относятся определение размеров новых займов, срокових выпуска, размеров процента по обязательствам казначейства, способов ихразмещения.
Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся поэтому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Различия между ними довольно условны. К краткосрочным займамобычно относят займы до 1 года (в ряде случаев до 3 лет), среднесрочным — от 3до 5 лет, долгосрочным — свыше 5 лет.
Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по ихсрочности имеет далеко не второстепенное значение для управлениягосударственным долгом. В условиях усиления инфляционных тенденций и общейнеустойчивости денежного обращения возрастает удельный вес краткосрочнойзадолженности. В условиях быстрого инфляционного обесценения денег инвесторыизбегают вкладывать свои средства в долгосрочные правительственныеобязательства. Кредиторы предпочитают краткосрочные казначейские обязательства,которые меньше связаны с риском обесценения под влиянием инфляционныхпроцессов.
Систематическое увеличение государственного долга имеет своимследствием все возрастающее перераспределение национального дохода в формепроцентных платежей. Так, например, во Франции только выплата процентов погосударственному долгу возросла с 40 мрд. франков в 1982 году до 125 млрд.франков в 1990 году. В США чистые процентные платежи по федеральному долгувозросли с 52,5 млрд. долл. в 1980 г. до 165,7 млрд. долл. в 1989 году.
Государственный долг, как и другие виды задолженности, растутзначительно быстрее, чем увеличение валового национального продукта. Так, запериод с 1983 по 1990 г. ВНП США вырос в 1,6 раза. В то же время совокупнаязадолженность населения, государства и нефинансовых корпораций увеличилась в2,2 раза и превысила 10 трлн. долл., что почти в 2 раза больше валовогонационального продукта. К началу 90-х гг. задолженность населения достигла 3,7трлн. долл, нефинансовых корпораций — 3,5 трлн. долл., а федеральный долгприблизился к 3 трлн. долл.
В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежейпо государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинутьво времени выплату задолженности. С этой целью широко применяется практикаконверсии государственных займов. Суть осуществляемых при этом мероприятийсводится к тому, чтобы отсрочить погашение займа, по возможности превратитькраткосрочные обязательства государства в средне- и долгосрочные обязательства.При этом могут использоваться различные методы. Казначейство может обменять (ссогласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочныебумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счетвыпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Такого родамероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовоеположение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочнойстабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличениемпроцентных ставок и возрастанием в конечном счете общей суммы задолженности.
Используя довольно сложный механизм управления государственным долгом,казначейства могут привлекать огромные по своим масштабам финансовые ресурсыдля покрытия бюджетных дефицитов.
Однако целью государственного финансового регулирования являетсяне только достижение сбалансированности бюджета. Помимо этого, бюджетная икредитно-денежная политика направлены на решение и более широких задачмакроэкономического регулирования. К их числу относится осуществлениеактициклической политики, регулирование занятости, общего уровняплатежеспособного спроса и деловой активности в целом.
В условиях недостаточного спроса и понижения общего, уровняэкономической активности, угрозы сползания экономики к кризису осуществляютсямеры по увеличению бюджетных расходов и снижению налогов. Форсированиегосударственных расходов увеличивает общий объем совокупного спроса. Понижениеналогов создает более благоприятные условия для увеличения капиталовложений,особенно средних и мелких компаний. При этом увеличение государственныхрасходов при снижении налогов неизбежно увеличивает дефицитностьгосударственных бюджетов и создает предпосылки для усиления инфляционныхпроцессов.
Возникновение такого рода излишков расходов над доходами получилоназвание активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты, вызванныесокращением государственных доходов в результате падения экономическойактивности, получили название пассивных дефицитов.
Концепция дефицитного финансирования заняла видное место втеоретических построениях экономистов нео-кейнсианского направления. Ееосновные положения широко использовались при разработке западными экономистамипрактических рекомендаций правительственным кругам при разработке моделейгосударственного регулирования экономики в послевоенный период. Вместе с темпрактическое осуществление идей дефицитного финансирования оказалось не стольэффективным, как ожидалось. Наиболее уязвимым местом этой концепции стало то,что ее применение значительно увеличило инфляционную неустойчивость экономики,что особенно проявилось в 60-х — начале 70-х гг. Активные бюджетные дефициты нев меньшей степени способствовали монетизации долга, фактически бесконтрольномуувеличению денежной массы и обесценению национальных валют. Таким образом, вдолгосрочном плане активные бюджетные дефициты могут при определенных условияхбыть причиной снижения покупательной способности населения и ослабления эффективностивоздействия на экономику государственных расходов. В этих условиях одной изважнейших проблем государственного регулирования становится «охлаждение»экономики, борьба с так называемым инфляционным перегревом.
Сложность дефляционных (антифляционных) мероприятий заключается втом, что их осуществление предполагает сокращение государственных расходов,удорожание кредита, сжатие денежной массы. Все это в свою очередь способствуетсдерживанию совокупного спроса, уменьшению капиталовложений, а значит, падениюделовой активности и увеличению безработицы.
Таким образом, проблема государственной задолженности оказываетсянапрямую связанной со сложным комплексом проблем денежного обращения, бюджетнойполитики, эффективностью государственного воздействия на экономическуюактивность и процессы в социальной сфере.
4. Государственный долг
Бурный рост процессов интернационализации хозяйственной жизнисопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства всеболее активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсовисточники свободных денежных средств, находящиеся за пределами их национальныхграниц. В результате этого возникает внешний долг, который существенноотличается от внутреннего долга, о котором сказано выше. Главное его отличиесостоит в том, что участниками кредитных сделок в этом случае выступаюткомпании, банки, а также государственные органы различных стран. Основнымиучастниками международной кредитной деятельности являются частные компании,главным образом, в лице ТНК и ТНБ, различного рода фондов и т.д. Однако впослевоенный период активным участником операций на международном рынкекапиталов становятся правительственные органы, выступающие в роли какзаемщиков, так и кредиторов.
Государства заимствуют финансовые ресурсы как на национальныхрынках ссудных капиталов (у частных кредиторов или официальных органов), так ина «европейских», т.е. наднациональных рынках ссудных капиталов.
На национальных рынках внешние займы могут размещаться либочастными банковскими синдикатами, либо путем межправительственных соглашений.Межгосударственные займы могут размещаться в различной валюте, но, как правило,при установлении фиксированного валютного паритета на момент выпуска займа.
Современный этап интернационализации хозяйственной жизнихарактеризуется быстрым ростом международного кредита, стремительнымувеличением на этой основе внешней задолженности. Наиболее значительнымитемпами роста за последние десятилетия отмечена задолженность развивающихсястран, которая в 1990 году достигла 1265 млрд. долл. Однако быстрый роствнешней задолженности имеет место и в ряде промышленно развитых стран.
Быстрый рост международного кредита является неизбежнымрезультатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграциикапиталов, углубления экономической взаимозависимости стран и регионов.Международный кредит дает возможность существенно расширить возможностипривлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частногосектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета. Вместе с тем роствнешней задолженности создает и весьма ощутимые проблемы. Главной из нихявляется усиливающаяся зависимость экономики как стран-кредиторов, так идебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.