Реферат по предмету "Экономика"


Финансовые проблемы развития малого бизнеса в России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Оренбургский филиал

Специальность:финансы и кредит
Шифр: Ф09-143С
Курс:I (заочное обучение –ускоренное)
Курсовая работа
По дисциплине: «Финансы»
Тема: Финансовые проблемыразвития малого бизнеса в России

г.Оренбург-2010

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС – СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИЕСТРАНЫ
1.1 Сущностьмалого бизнеса и его значение
1.2 Динамика развития малого бизнеса в России запоследние годы
ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГОБИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Влияние кризисных явлений в экономикеРоссийской Федерации на малый бизнес
2.2 Финансовые проблемы малого бизнеса
ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
3.1 Меры, направленные на снижение воздействиякризисных явлений на малое предпринимательство
3.2 Меры, направленные на развитие малогопредпринимательства в условиях «кризиса»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Экономикалюбой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного,среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частьюрыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям вРоссии снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тожевремя многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования илинедоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует остраянеобходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малогосектора на уровне государства.
Актуальностьвыбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так идля населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. Отпроцветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависитблагосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеномэкономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность.Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовногопотенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализацииспособностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нациисохранению ее национального духа и национальной гордости. Малые предприятиясоздают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развиваетсяконкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идетструктурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того,развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, кповышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов, Малыепредприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ нанеудовлетворенные потребности населения — что является отличительной и важнойособенностью. Малый бизнес является таким источником развития, от которогоРоссия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Темаразрабатывается и исследуется многими авторами, которые занимаются этойпроблемой, например такие, как Профессор Горфинкель В.Я., профессор ШвандерВ.А., Баженов Ю.К. и Баженов С.А. Написано много учебных и рекомендательныхпособий начинающим предпринимателям и действующим предприятиям.
Но существуютмногие недоработки и пока они есть, проблема развития малого бизнеса не решена.
При написанииработы мы ставим перед собой следующую цель — исследовать малый бизнес вРоссии, и попытаться найти пути решения финансовых проблем тормозящих егоразвитие.
Задачиисследования:
1. Исследоватьсущность малого сектора экономики.
2. Проанализироватьдинамику его развития за последние годы.
3. Рассмотретьвлияние кризиса на развитие малого бизнеса.
4. Показатьпроблемы и пути их решений.
При этомиспользованы следующие методы:
1. Статистическийметод.
2. Методаналитического анализа.
3. Сравнительныйметод.
Объектомисследования является сфера малого бизнеса в экономике государства.
Предметомисследования служат отношения между малым сектором и государством, а такженаселением и малым сектором.

ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС –СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИЕК СТРАНЫ
 
1.1 Сущность малогобизнеса и его значение
 
С переходомэкономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим иначалом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документыпрочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия»,«предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» идругие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научнойлитературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин«бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело,деятельность, занятие.
Бизнес –самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественнуюответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получениеприбыли или экономической выгоды в иной форме.
В одном изанглийских учебников по бизнесу дается и такое определение:
«бизнес-этодеятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлеченияприродных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услугиили деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».Бизнес в небольших масштабах называется малым.
В большинствеопределений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц иорганизаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной формесобственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственногомалого бизнеса.
В одном изсовременных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малоепредприятие»- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое,прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю,в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной дляпредприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемойпродукции, работ и услуг»[1]. На первоначальномэтапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесенияпредприятия к малым, является численность работающих, которая периодическиизменяется.
Всоответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ « О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иныхфондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%,и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышаетследующих предельных уровней (малые предприятия):
впромышленности, строительстве и на транспорте-100 человек; в технической сфере-60; в оптовой торговле-50; в розничной торговле и бытовом обслуживаниинаселения-30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности-50.
Таким образом,в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым,используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставномкапитале малых предприятий других организаций.
Подсубъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица.
Роль изначение малого предпринимательства с методологической точки зрения, на взглядавторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной и политической.
С экономическойстороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующихпоказателей, как доля:
1. валовоговнутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
2. национальногодохода, создаваемого в малом бизнесе;
3. мелкихпредприятий в общем количестве промышленных предприятий;
4. трудоспособностьнаселения, занятого в мелком бизнесе;
5. малогобизнеса в экспорте продукции;
6. налогов,поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
7. основногокапитала, функционирующего в малом бизнесе;
8. отдельныхвидов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличениемэтих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальнаязначимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развитиямалого бизнеса он проявляется:
1. в сниженииуровня безработицы;
2. в болееполном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
3. в улучшениекачества обслуживания;
4. в болеевысокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы,своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средствосамовыражения;
5. в формированиисреднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышенияжизненного уровня граждан;
6. в формированиимногочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степенизаинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
7. в снижениизабастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальнаязначимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, онспособствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику иэкономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличениюполитического веса на международной арене, что в свою очередь приноситгосударству не только политические, но и экономические дивиденды.
Подводя итогвыше изложенному можно сказать, что малое предпринимательство являетсянеотъемлемой частью рыночной экономики.
1.2 Динамика развитиямалого бизнеса в России за последние годы
Таблица 1
Количество зарегистрированных малыхпредприятий
по федеральным округам Российской Федерации
Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2007 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1
Прирост / сокращение (-)
количества
зарегистрированных МП
на 100 тыс. чел. населения1
за период
01.10.2006- 01.10.2007 РФ 791,9 73,0 Центральный 996,9 61,3 Северо-Западный 1 402,7 223,6 Южный 499,1 10,1 Приволжский 623,2 58,9 Уральский 661,3 43,2 Сибирский 658,8 97,0 Дальневосточный 794,8 121,3
1 исходя из численности населения на 1 января 2005 г.
На 1 октября 2007 г. числозарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше,чем по состоянию на 1 октября 2006 г. Количество МП в расчете на 100 тыс.жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2006 г. на73,0 ед.
Наиболее значительно число зарегистрированныхмалых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО,заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО.
Таблица 2
Распределение регионов по группам с различной динамикой
числа зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителейза период с 1 октября 2006г. по 1 октября 2007 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей Количество регионов Сильное сокращение (свыше 100 ед.) - Среднее сокращение (от 50 до 100 ед.) 2 Небольшое сокращение (от 0,1 до 50 ед.) 7 Без изменений (0 ед.) 4 Небольшое увеличение (от 0,1 до 50 ед.) 26 Среднее увеличение (от 50 до 100 ед.) 25 Сильное увеличение (свыше 100 ед.) 20
На 1 октября 2007 г. по сравнению с 1октябрем 2006 г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 71 регионе, в товремя как по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 58.
Максимальный прирост показателя былотмечен в Калининградской области (на 687,8 ед.). Кроме того, сильноеувеличение (более чем на 200 ед.) наблюдалось в г. Санкт-Петербург (на 358,7ед.), Томской области (на 298,9 ед.), Республике Алтай (на 245,1 ед.),Ленинградской области (на 242,0 ед.), Ненецком АО (на 238,1 ед.), Костромскойобласти (на 222,8 ед.), Республике Коми (на 220,9 ед.) и Амурской области(202,7 ед.).
Среднее сокращение показателя былозафиксировано в Республике Карелия (на 71,1 ед.) и Пензенской области (на 63,2ед.). Небольшое сокращение произошло в Курганской области (на 40,3 ед.),Республиках Тыва (на 32,5 ед.) и Дагестан (на 26,7 ед.), Орловской области (на23,8 ед.), Ставропольском крае (на 14,7 ед.), Самарской области (на 12,5 ед.) иКраснодарском крае (на 2,0 ед.).
Таблица 3
Среднесписочная численность занятых на МП
по федеральным округам РФ в январе-сентябре 2007 г.Федеральные округа Среднесписочная численность работников МП1 Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых тыс. чел.
в % к
январю-сентябрю
2006 г. %
Изменение относительно
января-сентября 2006 г., п.п. РФ 9133,4 107,7 18,8 1,2 Центральный 3310,5 108,4 23,8 1,4 Северо-Западный 1215,6 102,7 23,0 0,6 Южный 914,2 103,7 16,7 0,6 Приволжский 1814 109,8 17,0 1,3 Уральский 646,3 113,1 13,9 1,4 Сибирский 898,0 109,3 14,1 1,2 Дальневосточный 334,7 105,5 14,5 0,9
1 без внешних совместителей и работающих по договорамгражданско-правового характера

По итогам января-сентября 2007 г. среднесписочная численностьзанятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правовогохарактера) в целом по стране выросла на 7,7% и составила 9 133,4 тыс. чел.
В январе-сентябре 2007 г. по сравнению сянварем-сентябрем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 653,4 тыс. большепостоянных рабочих мест, а удельный вес работников МП в общей среднесписочнойчисленности занятых увеличился до 18,8%, повысившись на 1,2 п.п. по сравнению споказателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по странесопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший ростсреднесписочной численности занятых на МП произошел в Уральском и Приволжскомфедеральных округах – на 13,1% и 9,8% соответственно.
Таблица 4
Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионамв январе-сентябре 2007 г. посравнению с январем-сентябрем 2006 г.
Изменение среднесписочной численности
работников МП Количество регионов Сильное сокращение (свыше 30%) - Среднее сокращение (10-30%) 2 Небольшое сокращение (менее 10%) 10 На прежнем уровне (малозначительное изменение) 1 Небольшое увеличение (менее 10%) 35 Среднее увеличение (10-30%) 31 Сильное увеличение (свыше 30%) 5
В январе-сентябре 2007 г. приростсреднесписочной численности занятых на МП отмечается в 71 регионе, в то времякак по итогам января-сентября 2006 г. таких регионов было 69.
Максимальное увеличение показателя былоотмечено в Костромской области (на 75,9%). Сильное увеличение среднесписочнойчисленности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на54,2%), Пермском крае (на 51,2%), Республике Ингушетия (на 45,5%) и УдмуртскойРеспублике (на 32,6%).
Среднее сокращение (10-30%) произошло вСмоленской (на 14,3%) и Сахалинской (на 11,5%) области. Небольшое сокращение(менее 10%) показателя отмечено в таких регионах, как Магаданская (на 9,4%) иНовгородская (на 5,1%) области, Республика Марий Эл (на 4,7%), Самарская (на4,6%), Кировская (на 4,4%) и Пензенская (на 3,8%) области, Краснодарский край(на 3,5%), Тверская (на 2,7%) и Ярославская (на 2,2%) области, Республика Карелия(на 2,1%).

ГЛАВА 2 ФИНАНСОВЫЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
 
2.1 Влияние кризисныхявлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес
 
По даннымФедеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей — 3,4млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота иинвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельностисубъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать какположительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектораотмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятныхусловий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так ирегиональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого исреднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных наупрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке.Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.
Однакоуказанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательствамогут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов,обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и РоссийскойФедерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.
К общимнегативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий,можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционнаяактивность.
Кспецифическим факторам в свою очередь относятся следующие.
Во-первых, это резкое сокращениедоступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
Несмотря нато, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковскогофинансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий неявляется сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократитвозможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям.Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуютсякредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов порасширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малогопредпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотныхсредств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами,у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочныхкредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогутудовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себемалые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые внастоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью иуже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.
Кроме того, вусловиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков сбольшой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числеподнимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не всесубъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющиесоответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.
Во-вторых, необходимо обратитьвнимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данныйфактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворениепотребностей населения и предприятий, действующих в России. Доляэкспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижениеплатежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажетзначительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращениеспроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставитпредприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции,сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих, для малого бизнеса(особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительныхматериалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупнымипроизводителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию — отгрузкапродукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа кфинансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемныесредства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет кприостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которыхосновываются на указанной схеме.
В-четвертых, кризисные явленияувеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктурыподдержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малыхпредприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные ииные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктурыподдержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить своесуществование. При этом продолжится деятельность только тех организаций,которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг,например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямыхинвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условияхотсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемныхденег для малого бизнеса.
В-пятых, кризисные явления могутспровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствиясредств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будутвынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительныесредства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления,принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрыватьсобственные доходы. При этом в условиях существующего налоговогоадминистрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказыватьсяизлишнее административное давление с целью сохранения существующего уровняналоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можноотметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъектымалого предпринимательства будут:
1)замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение(приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру,наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новыхторговых точек, совершенствование методов управления, организации производстваи сбыта и т.п.);
2)прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
3)пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будутотказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезныетребования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженнуюпродукцию)
4) будутнаращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (отростовщиков и криминальных кредитных касс — »общаков") и перестанутпользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, посколькудоступ к ним будет ограничен.
Безусловно,кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризисадля отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. Ктаким предприятиям прежде всего относятся:
ü предприятия,производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющиеотносительно дешевые услуги населению;
ü предприятия,производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
ü предприятия,не использующие в своей работе заемные средства;
ü предприятия,имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставитькредиты в сложный момент;
ü предприятия,имеющие административную поддержку и работающие по государственному /муниципальному заказу.
Основныеболезненные и уязвимые точки малого предпринимательства
Кризис можетобусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход срынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденныхвременно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственнуюдеятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижениеобъемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Таблица5
Анализ спецификикризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующиепроблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства
Категория субъектов малого предпринимательства (МП)
Проблемные точки
  Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги снижение спроса на услуги, риск неплатежей Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала — середины года Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе — снижение спроса на продукцию Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития Все субъекты МП административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
2.2 Финансовые проблемымалого бизнеса
Основныесуществующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательствавсе-таки носят финансовый характер:
1) отсутствиеоборотных средств
Успехбизнес-проекта в значительной степени зависит от величины стартового капиталабизнесмена. Однако в наших условиях даже те люди, у которых есть необходимыйстартовый капитал испытывают тотальный информационный голод, не понимая, вкакие сферы их вложить, какова доходность и специфические риски проектов.
2) отсутствиедоступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотнымисредствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов
Важнейшаяпроблема развития малого бизнеса — доступность кредита, финансирования,минимизация рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банкине могут пойти на кредитование бизнеса и лиц, не имеющих достаточную степеньуспешного опыта, а также не имеющих достаточного уровня обеспечения. По разнымоценкам, до 50 % фирм разоряется в течении первого года. Успех проекта зависитот того, насколько велико желание, увлеченность, профессионализм претендентовна занятие тем или иным видом бизнеса, а также их финансовые возможности.Начинающему бизнесмену для получения кредита часто приходиться заложитьквартиру, дачу и пр. А если она — квартира — одна, что закладывать? И этапроблема будет решаться только по мере развития рынка и накопления капитала уего граждан. На селе этот вопрос может быть решен путем льготногопредоставления в собственность предпринимателям и фермерам земельных участков.
3) отсутствиесвободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержкималого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов иограниченным бюджетным финансированием этих фондов
До кризисаряд банков, ориентируясь на спрос, разработали программы без залоговогокредитования малого бизнеса. Такие кредиты позволяли получать банкам достаточнонеплохую доходность — 20-26 % при сносном уровне риска. С одной стороны,интересы развития малого бизнеса (и бизнеса вообще) уже давно требует низкихставок. Сейчас финансовый кризис создаст еще больше проблем для полученияфинансирования. Дефицит ресурсов, вызванных ужесточением денежной политики иоттоком капитала ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можнопутем развития механизма кредитования с использование компенсации частипроцентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Для принятиярешений о выдаче кредитов целесообразно создавать кредитные комитеты, в которыевходили бы представители банков, центров по развитию бизнеса и местных органоввласти. Неплохой результат в области развития малого бизнеса может датьвенчурное, т.е. рискованное финансирование, дающее высокую доходность за счетнебольшого числа успешных, но высокодоходных проектов.
4) снижениеспроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшениемпоказателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельностибизнеса;
Снижение НДСдо уровня 10-12 % является важнейшей политической и экономической задачей,направленной на создание благоприятного фона для развития предпринимательства,промышленности, инновационной экономики, конкуренции, санации последствийкризиса, поддержки фондового рынка и пр. Бизнес выйдет из тени, кроме того,любое «выпадение» можно будет скомпенсировать не затрагивая«инновационных» секторов. Аналогичная стратегия должна быть при«обелении» зарплат, ЕСН следует также снизить. Для стимуляциивложения в новое оборудование следует увеличить норму амортизации. Не менееполезным было повышение порога оборота по упрощенной системе налогообложения — ныне это около 25 млн.руб. в год.
5) рискнеплатежей от контрагентов — отказ от работы с некоторыми контрагентами,снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».
К проблемефинансирования малого бизнеса примыкает проблема развития банковской системы,особенно в регионах, развитие системы микрокредитования. Удачный пример такого проектаможет служить работа лауреата Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнуса(Бангладеш), который смог наладить кредитную работу среди беднейшего населения,выдавая при этом практически необеспеченные (бланковые), но при этом в основноймассе возвратные кредиты. Как известно в Китае эту проблему решалигосударственные банки и институт деревенского ростовщичества. За 2007 год объемкредитов, предоставленных малому бизнесу увеличился почти в два раза до 20млрд.долл. При этом потребность удовлетворена только на 20 %.Рост издержекпроизводства. В последнее время в РФ отмечается рост издержек бизнеса, как засчет инфляции, растущих тарифов, рост цен на энергоносители, роста процентныхставок (стоимости денег), так и за счет процесса «обеления» бизнеса,сопровождающееся повышением уровня собираемости налогов. Если краткосрочныеинтересы наших монополистов и приоритеты стерилизационной финансовой политикибудут по-прежнему первичными, это будет крайне негативно влиять на росткиинновационной экономики. Необходим разумный компромисс в пользуобщенациональных интересов, который в дальнейшем позволит получить всей страненамного больше. Рост тарифов на фоне денежного дефицита следует отложить долучших времен.

ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯПРОБЛЕМ
 
3.1 Меры, направленные наснижение воздействия кризисных явлений на малое предпринимательство
Для решенияуказанных проблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений надеятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры,направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержекмалого бизнеса.
Возможнымимерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельностьмалых предприятий, могут выступать:
§ мерыв области увеличения финансовой поддержки;
§ мерыв области имущественной поддержки;
§ меры,направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
§ мерыв области информационной поддержки.
Необходимопринять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малогопредпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малогопредпринимательства по программам государственных банков (например,Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средствгосударственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частныхбанков), при этом данные ресурсы в свою очередь негосударственные банки должныбудут потратить на расширение кредитования малых предприятий.
Еще одноймерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программподдержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурсапо отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2008 году предоставляются субсидиидля финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказаниягосударственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этомдополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можнопропорционально разделить между субъектами РФ-победителями данного конкурса, аосновной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малыхпредприятий и организаций, образующих финансовую инфраструктуру поддержки малыхпредприятий, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малыхпредприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитиемикрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций.
Другойдейственной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых ирасширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) -специальныхнекоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектовмалого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества дляполноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование ииспользование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектовмалого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитныхорганизаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачностизаемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт созданиягарантийных фондов имеется в г. Москве, г.Санкт-Петербурге, Ленинградской,Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском АО идругих субъектах Российской Федерации. За счет средств федерального бюджета в2006-2007 годах поддержано создание 23 региональных гарантийных фондов с общейкапитализацией 3,3 млрд. рублей. Обеспечены гарантиями кредиты предпринимателейна сумму свыше 5 млрд. рублей. Необходимо и дальше создавать гарантийные фонды,а также создавать условия для развития действующих фондов.
Второй группой мер являются мерыв области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержекарендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором,влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственномерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также сокращениеиздержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилыхпомещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной имуниципальной собственности.
Отдельнойгруппой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спросана товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратитьвнимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальныхзаказов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии сзаконодательством о размещении государственных и муниципальных заказовгосударственный заказчик обязан размещать 10-20% государственного заказаисключительно на тогах, проводимых для субъектов малого предпринимательства поотдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной ПостановлениемПравительства РФ… С целью привлечения малых предприятий к выполнениюгосударственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную дляразмера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям,работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительнымсредствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своейдеятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках умалых предприятий-потенциальных участников заказа. Кроме того, с цельюрасширения доступа малых предприятий к государственному заказу можно создаватьспециальные электронные площадки, которые объединяли бы заказы, предназначенныедля малых предприятий и размещаемые различными государственными заказчиками, атакже служили бы средством широкого информирования субъектов малогопредпринимательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных нужд, в которых участниками размещениязаказа являются такие субъекты.
Определенноевоздействие стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий можеттакже оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такимимерами могут стать квотирование, а также введение дополнительных таможенныхпошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего, продукты питания).
В условияхкризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационныхмероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций,брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органовгосударственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства),направленных на разъяснение информации:
ü обособенностях кризиса;
ü овлиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
ü обособенностях управления в условиях кризиса;
ü одополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым иимущественным ресурсам.
 
3.2 Меры, направленные наразвитие малого предпринимательства в условиях «кризиса»
 
Меры,направленные на развитие малого предпринимательства в условиях экономическогокризиса, можно разделить на три группы:
 мерыв области налогового регулирования;
 мерыв области сокращения административных барьеров;
 мерыв области кадровой поддержки малых предприятий.
Меры вобласти налогового регулирования могут предполагать предоставление«налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств,созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений(например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельногоналога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временноеосвобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальнымрежимам налогообложения).
С цельювысвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразносократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет сниженияотдельных налогов (ЕСН в первую очередь). В целом снижение налогов для малыхпредприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будетспособствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того,необходимо продолжить работу по устранению административного барьеров,препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускоритьпринятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнесза счет упорядочения государственного и муниципального контроля, заменылицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничениявнепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательнойсертификации декларированием соответствия. Прежде всего, требуется дальнейшееупорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малыхпредприятий, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий,проводимых в отношении малого бизнеса. Реальные изменения должны произойти нетолько в идеологии, но и в правоприменительной практике. C целью упорядоченияпроведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можнораспространить и на налоговый контроль.
В частизамены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующегозакона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формыоценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложенияпо существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнениюединого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единогоперечня продукции, подлежащей декларированию соответствия.
При этомпредставляется целесообразным придерживаться целевой установки по сокращениюдоли видов продукции, подлежащей обязательной сертификации, до 50% в 2009-2010гг. и установить четкий график по дальнейшему сокращению сферы обязательнойсертификации с закреплением конкретных показателей результативности егореализации. Сокращение издержек на сертификацию1, которые являются серьезнымбарьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенновозрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведетк увеличению свободных средств предприятий, часть из которых может бытьнаправлена на инвестиции.
Необходимотакже упростить доступ малых компаний к электросетям и установить низкиефиксированные цены для подключения к энергомощностям малых предприятий.
Учитываявысвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних икрупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечениюданных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительностьтруда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыгратьактивизация работы государственных и муниципальных служб занятости сконкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.
Чтосделано для развития малого бизнеса?
НедавноПрезидент подписал ряд законов, направленных на поддержку малого бизнеса. Этопреимущественное право на выкуп арендуемых помещений через 3 года, сокращениепериодичности проверок, уведомительный характер по регистрации для значительнойчасти видов деятельности, замены сертификации на декларирование качествапродукции. Однако еще в 2000 г. меры по ограничению проверок применялись, новсе осталось по прежнему. Нужно сделать все, чтобы начатое не осталось просто словами.
Предпринимательскоесообщество должно более четко осознать свои интересы и научиться отстаивать их.Здесь должен раскрыться потенциал общественных организаций, защищающих интересыбизнеса (ОПОРА России, Деловая Россия и т.д.) и гражданского общества в целом.Финансовый кризис скорее всего усилит политическую активность среднего класса ипредпринимателей.
Наши гражданедолжны получить реальную возможность реализовать себя в интересной, эффективнойи нормально оплачиваемой работе. Развитие предпринимательства и защита правсобственности — задача N1 для власти. Остальное приложится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
На основании проведенного исследования мы пришли кследующему выводу, что развитие малого бизнеса остается важной проблемой,которая находится лично под контролем Президента РФ.
В настоящеевремя в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используютсядва критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малыхпредприятий других организаций.
В настоящеевремя роль и значение малого предпринимательства с методологической точкизрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической(предложение товаров и спрос на них; виды товаров; объемы денежных средств,которые могут истратить на эти покупки, и др.), научно — технической,социальной и политической, чтобы как можно шире понять проблему развития малогобизнеса.
При переходек рыночной экономике у России возникло множество проблем, а именно:недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудностис получением банковских кредитов;. Масштабы развития малого бизнеса в России иего вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Без специальныхмер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.
Для решенияданных проблем необходимо:
1. совершенствованиенормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля ииспользования государственной собственности;
2. созданиеновых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающихсодействие реструктуризации банковской системы с целью созданияспециализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитиерынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевлениякредитных ресурсов;
3. обеспечениегарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий,предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частныхинвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
4. участиемалых предприятий в поставках продукции для государственных нужд иинвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российскойфедерации.
В России впоследнее время проводится много программ по поддержке и развитию малогосектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансированияподдержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержкавнешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение,подготовкам кадров.
Малый бизнесявляется источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас,ни в будущем.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. СмирновН.В. — Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России вначале 21 века – Москва, 2007
2. Подредакцией Романовского М.В. – Финансы и кредит, Москва, Высшее образование,2006.
3. Подредакцией Поляка Г.Б. – Финансы, Юнити, Москва, 2008.
4. Подредакцией Грязновой А.Г. – Финансы, Финансы и статистика, 2005.
5. АкимовО.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемыразвития. – М.: Финансы и статистика, 2003.
6. ВасильеваЕ.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малогопредпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента ирынка. – М., 2002.
7. ЛапустаМ.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2002.
8. Малыйбизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. Пособие для вузов / Под. Ред.Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
9. Федеральныйзакон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации».
10. ФедеральныйЗакон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации»
11. Федеральныйзакон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических и физических лиц приосуществлении государственного надзора и муниципального контроля»
12. Федеральныйзакон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ ««Об особенностях отчуждения недвижимогоимущества, находящегося в государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого исреднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации».
13. Федеральныйзакон от 24.07.07 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации» (в редакции с 01.01.10)
14. Статьяиз журнала «ЭПРО», № 9 (35) 2009г «Развитие малого бизнеса надосделать одной из приоритетных задач государства»
15. Статьяиз газеты «Учет.Налоги.Право» за 2010г -«Малый бизнес и ЖКХ: проблемы иперспективы».
При написании курсовой работы мною использованыданные с сайтов:
16. http://www.bishelp.ru/gde_dengi/kredit/mb/zapiska_kredit.php
17. http://www.bujet.ru/article/64270.php
18. http://www.alti.ru/business/business-193.html
19. http://www.smb.ru/
20. http://economy.samregion.ru/site2/results/25542/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет работ и услуг (на примере Мурманского Дома культуры железнодорожников)
Реферат Преступность и раскрываемость преступлений
Реферат Constitutional Convention Essay Research Paper The Constitutional
Реферат 19. Сегментация рынка
Реферат Облік і контроль за рухом основних засобів в Кіровоградській митниці
Реферат Шоссе Энтузиастов
Реферат Борьба за власть в коммунистической партии в 20-е гг. Причины победы Сталина
Реферат Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников 2
Реферат Программа курса «Язык рекламы»
Реферат Каунда, Кеннет
Реферат Социально-педагогические особенности отношения к браку и предбрачным отношениям современной молодежи
Реферат Маркетинговая политика продвижения продукции пластиковые окна
Реферат Поняття та види форм державного устрою у зарубіжних країнах
Реферат History of San Marino
Реферат Вода. Растворы. Основания. Галогены