ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИРМА КАК СУБЪЕКТ РЫНОЧНЫХОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие фирмы, ее сущность и роль
1.2 Принятие фирмой решения овступлении в отрасль
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ
2.1 Влияние ценовых изменений наприбыль фирмы
2.2 Закрытие предприятия как формаминимизации убытков фирмы
3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Привлекательность отраслей и сферпредпринимательства в России
3.2 Эффективность деятельностипредприятий разной отраслевой
принадлежности и разныхорганизационно-правовых форм в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночныхотношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всейэкономики – фирме.
Именно на этом уровнесоздается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На фирмесосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросыэкономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники итехнологий. На фирме добиваются снижения до минимума издержек производства.Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективноеуправление – менеджмент.
Все это требует глубокихэкономических знаний. В условиях рыночных отношений выживет лишь та фирма,которая наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст иорганизует производство продукции, пользующиеся спросом, обеспечит высокимдоходом высококвалифицированных работников.
Ключевой фигурой рыночныхотношений выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретаетсяпосредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектом предпринимательскойдеятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.Таким образом, фирма — это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданныйпредпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции,выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественныхпотребностей и получения прибыли.
Целью курсовой работы – провестиобзор литературы с целью рассмотрения и анализа открытие и закрытие фирмы.
Для достижения этой цели поставленыследующие задачи:
— Определить сущность,роль фирмы;
— Исследовать принятиерешения фирмой о вступлении в отрасль;
— Проанализироватьвлияние ценовых изменений на прибыль фирмы;
— Рассмотретьэффективность деятельности предприятий разной отраслевой принадлежности иразных организационно-правовых форм.
Объектом исследованиявыступает деятельность российских предприятий.
1. ФИРМА КАК СУБЪЕКТРЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие фирмы, еесущность и роль
На всех этапах рыночныхотношений основным звеном является фирма. Именно на фирме осуществляетсяпроизводство продукции, происходит непосредственная связь работника сосредствами производства. Под промышленной фирмой (предприятием) понимаетсяпроизводственная единица, обладающая производственно — техническим единством,организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Фирмасамостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемойпродукцией, получаемой прибылью, оставшейся в распоряжении фирмы после уплатыналогов и других обязательных платежей.
В условиях рыночныхотношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Предприниматель создает врыночной экономики фирмы, представляющие собой самостоятельные хозяйственныеединицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы дляосуществления коммерческой деятельности.
Статус предпринимателяприобретается посредством государственной регистрации фирмы. При этом субъектомпредпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так иобъединение граждан. Таким образом, фирма – это самостоятельный хозяйствующийсубъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей дляпроизводства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целяхудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цели фирмы:
Получение максимальнойприбыли – это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цельдостигается через определения и реализацию набора целевых установок кактактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
— увеличение объемапродаж;
— достижение болеевысоких темпов роста;
— увеличение доли рынка;
— увеличение прибыли поотношению к вложенному капиталу;
— увеличение дохода наакцию компании (если это акционерная компания);
— увеличение рыночнойстоимости акций (если это открытое акционерное общество);
— изменение структурыкапитала.
Характер данных целевыхустановок предприятия определен состоянием экономики в целом, тенденциямиразвития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а такжестадией цикла жизни самого предприятия. Характеристика современной рыночнойэкономики представлена на рис.1.
/>
Рисунок 1 – Определениеместа фирмы в рыночной экономике[1]
Как показано на рисунке,вверху слева и справа показаны функции фирм в рыночной экономике – в сферепроизводства товаров и в сфере услуг. Приспособление производства должно проходитьна начальных стадиях формирования рыночной экономики, при этом фирмы должныучитывать кроме своих и потребности потребителей. Государство регулируетконкурентные отношения между фирмами во избежание монополизации рынков одной изних и с целью создания условий для совершенной конкуренции между ними.
Современное положениеразвития рыночной экономики и деятельности фирм в её рамках характеризуетсяпоказателями, представленными в двух нижних квадратах схемы.
1.2 Принятие фирмойрешения о вступлении в отрасль
Приступая к созданиюфирмы, предприниматели должны иметь перед собой четкую и ясную цель. Эта цельдолжна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на их продукциюили услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспеченывсеми нужными материальными ресурсами. Наконец, начиная новое дело, следуетпродумать возможность постоянного пополнения капитала.
Важным качеством любогопредпринимателя, современной фирмы является способность гибко реагировать наизменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфередеятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью,упорством, готовностью к неудачам, способностью учится, и делать выводы изсвоих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников. Надо бытьготовым к конкурентной борьбе. Необходимо четко организовать маркетинг, уметьподдерживать неформальные связи, а на более поздних этапах – официальныеотношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий,так и с потребителями продукции, с заказчиками.
Современная фирма –сложная организационная структура и в условиях рыночных отношений возрастаетзначение трёх основных направлений:
— научной организациипроизводства;
— научной организациитруда;
— научной организацииуправления.
Цель научной организациипроизводства – создание оптимальной технико-технологической системы напредприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственноеоборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязиработников.
Задача научнойорганизации труда (НОТ) – построение здоровых нормальных отношений вколлективе. НОТ включает систему мер по созданию условий длявысокопроизводственного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТограничены технико-технологическим состоянием фирмы, его финансовыми иэкономическими активами.
Научная организацияуправления – это систематехнических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающихцеленаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемыпредприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшегоморально-технологического и экономического эффекта.
Любаяпредпринимательская акция – это организация взаимосвязей между людьми. И чемболее основательно она воссоздана, тем больше надежд на получение экономическойвыгоды, на прибыльное возмещение понесенных затрат.
В России фирмы могутсоздаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли вкачестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могутбыть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединениекоммерческих организаций в ассоциации и союзы.
Существует несколько подходовк объяснению возникновения и развития фирм.
Во-первых, фирмапредставляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которойосуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Во-вторых, всоциально-экономическом отношении фирмы — это общность людей, объединенныхедиными мотивам действия.
В-третьих, фирма — совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому,что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а какмеханизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственныесделки — трансакции.
Можно выделить следующиевиды трансакционных затрат:
— поиск информации осостоянии рынка — о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах,характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающихоговорки на случай непредвиденных обстоятельств;
— долгосрочные отношенияпо отдельным вопросам;
— периодическиповторяющиеся сделки по продаже различных товаров;
— соблюдение условийконтрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов.
Фирмы возникают и всвязи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.
Внутрифирменныеэкономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многограннуюдеятельность фирмы по организации производства, рациональному использованиюфакторов производства.
Рыночные (внешние) ивнутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношениедетерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматриватьнациональную экономику как одну гигантскую фирму.
Создание новыхпредприятий и расширение действующих обусловливается такими факторами, как:
1) наличие неудовлетворенногоспроса на продукцию (услуги);
2) наличие ресурсов, необходимыхдля организации производства продукции;
3) уровень раз вития наукии техники соответствующей отрасли производства.
На основе первоначальных капитальныхвложений, потраченных или назначенных на определенные цели, организуетсяуставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала совершается за счетприбыли, целенаправленно сохраняемой на предприятии для развития производства,а в отдельных случаях — за счет ассигнований из бюджета вышестоящего органа попринадлежности фирмы.
Главную цель, котораяпреследуется при создании нового предприятия, формулирует владелец (владельцы)капитала. В зависимости от того в чьей собственности находится капитал предприятия,цели основания и реорганизации фирмы могут изменяться, но в основном это:
1) рост выпуска продукции,в которой нуждаются потребители, и приобретение дохода за счет ее реализации;
2) втягивание впроизводство незанятого трудоспособного населения и решения тем самым проблем трудоустройстваи безработицы;
3) вовлечение впроизводство существующих в наличии неиспользуемых природных ресурсов;
4) организацияизготовления новых видов промышленной продукции с использованием передовыхдостижений науки и техники;
5) удовлетворениеиндивидуальных интересов отдельных лиц, организовывающих фирму.
Открытие предприятия закрепляетсясоответствующими документами. Прежде всего оформляется главный документ — уставпред приятия.
Владелец или арбитражныйсуд (если предприятие стало банкротом) принимает решение о ликвидации илиреорганизации предприятия. Причинами прекращения деятельности или кардинальной перестройкиработы фирмы могут быть следующие факты:
1) отсутствие или резкоепадение спроса на выпускаемую продукцию (услуги);
2) убыточностьпроизводства;
3) экологическая угрозадля окружающей среды и населения;
4) возможность применениязданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организациивыпуска экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции;
5) объединение с другимили новым предприятием. Закрытие предприятия как юридического лица считаетсязаконным после внесения об этом записи в единый государственный реестрюридических лиц.
2. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ
В условиях рынкаценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженныйвлиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главныхподходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемыеуслуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышенияэффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечиваетсяна основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главныхсоставляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от другихсторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемыекоммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановоевоздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политикизаключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьироватьими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможнойдолей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать всестратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения(взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок,варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и ценконкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единуюинтегрированную систему.
Сейчас уже сложно найтикомпании, недооценивающей преимущества грамотного ценообразования; большинствокомпаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратныхметодов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования.Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара иотлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.
2.1 Влияние ценовыхизменений на прибыль фирмы
Цены активно используютсяв конкурентной борьбе для обеспечения достаточного уровня прибыли. Определениецен товаров и услуг является одной из важнейших проблем любого предприятия, таккак оптимальная цена может обеспечить его финансовое благополучие.
Цена –элемент маркетинга-микс, который непосредственно приносит компании доход. Вкраткосрочной перспективе изменение цен влияет на показатели прибыли гораздосильнее, чем коррективы, которые вносятся в рекламу или другие составляющиемаркетинги. Кроме того, цена очень гибкий и тонкий инструмент работы фирмы,позволяющий быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке. Динамизмсовременных рынков требуют постоянного совершенствования не только методов, нои стратегий ценообразования. К сожалению, немногие компании грамотно работаютнад этими проблемами. Большинство фирм не придают значения оперативному сбору иобработки информации и часто прибегают к волевым решениям.
Информационнаяреволюция, которая осуществляется в настоящее время, делает потребителей болеечувствительными к ценам. Значение любых ценовых решений возрастает сувеличением рыночных сегментов по чувствительности к цене и усилениемконкуренции. Поэтому цены должны быть настолько гибкими, чтобы компания моглаиспользовать конкурентные преимущества своего товара.
Тем не менее,менеджеры многих компаний не уделяют вопросам изменения цен на товары тоговнимания, которого оно заслуживает. Они считают, что цена определяется рынком,а значит, находится вне контроля.
Существуютобщие проблемы, которые обычно возникают при изменении цен.
Компанияпостоянно испытывает давление в сторону снижения цен. Снижение цен особеннопривлекательно, когда фирма стремится к расширению доли рынка для того, чтобывоспользоваться эффектами масштаба и опыта. В некоторых случаях это позволяеткомпании добиться её влияния в отрасли.
Стратегияповышения цен должна основываться на превосходстве компании, в эффективности иинновациях, позволяющие увеличить ценность продукта. Кроме этого, покупателидолжны быть тщательно сегментированы по чувствительности к цене. Стратегияотносительно быстрого повышения цен требует проведения тренингов торговыхагентов компании, поскольку продавцы ориентируются на объём продаж, а не наприбыль.
Проводимая политика ценво многом зависит от вида предлагаемых предприятием товаров или услуг. Онаформируется в тесной связи с планированием производства товаров или услуг,выявлением запросов потребителей, стимулированием продаж. Цена должна устанавливатьсятаким образом, чтобы, с одной стороны, удовлетворять нужды и потребностипокупателей, а с другой — способствовать достижению поставленных предприятиемцелей, заключающихся в обеспечении поступления достаточных финансовых ресурсов.
Ценовая политиканаправлена на установление таких цен товаров и услуг в зависимости отскладывающейся рыночной конъюнктуры, которые позволят получить запланированныйпредприятием объем прибыли и решить другие стратегические и оперативные задачи.
В рамках общей политикиценообразования решения принимаются в соответствии с положением на целевомрынке предприятия, методами и структурой маркетинга. Общая ценовая политикапредусматривает осуществление скоординированных действий, направленных надостижение долго- и краткосрочных целей предприятия. При этом его руководствоопределяет общую ценовую политику, увязывая в интегрированную систему отдельныерешения: взаимосвязь цен товаров в рамках номенклатуры фирмы, частотуиспользования специальных скидок и изменения цен, соотношение цен с ценамиконкурентов, выбор метода установления цен новых товаров.
Определение политикиценообразования базируется на основе следующих вопросов:
— какую цену мог бызаплатить за товар покупатель;
— как влияет на объемпродаж изменение цены;
— каковы составляющиекомпоненты издержек;
— каков характерконкуренции в сегменте рынка;
— каким должен бытьуровень пороговой цены (минимальной), обеспечивающий безубыточность фирмы;
— какую скидку можнопредоставить покупателям;
— повлияют ли на увеличениеобъема продаж доставка товара и другие дополнительные услуги.
Общая политикапредприятия в итоге должна быть направлена на удовлетворение конкретныхпотребностей человека. Однако, если потребитель колеблется, какому товаруотдать предпочтение, основываясь зачастую на неосознанных соображениях,предприятие посредством проведения активной сбытовой политики должно попытатьсяповлиять на его выбор в пользу своей продукции. Поэтому определение ценовойполитики представляет собой одно из важнейших направлений практическойдеятельности предприятия, так как при любых условиях недопустимо устанавливатьцены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решенияданного вопроса.
Ценовая политика отражаетобщие цели фирмы, которые она стремится достичь, формируя цены своей продукции.Политика цен — это общие принципы, которых предприятие собираетсяпридерживаться в сфере установления цен своих товаров или услуг.
С помощью различныхметодов ценообразования устанавливают конкретную цену в зависимости отопределенных обстоятельств или поставленных целей. Для принятия окончательногорешения по ценам менеджер должен рассмотреть все предлагаемые варианты расчетацен.
В процессе установленияцены продукции предприятие (фирма) должно четко определить цели, которые онохочет достичь. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать ценыновой продукции. К возможным целям ценовой политики относятся:
1. обеспечениевыживаемости фирмы;
2. максимизациятекущей прибыли;
3. завоеваниелидерства по показателю «доля рынка»;
4. завоеваниелидерства по показателю «качество продукции»;
5. политика«снятия сливок»;
6. краткосрочноеувеличение объемов сбыта продукции.
2.2 Закрытие предприятиякак форма минимизации убытков фирмы
На начальных стадиях производства,когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно (ноне всегда) превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производитьв пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства,когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержкивызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельныйдоход. Очевидно, что следует избегать производства продукции, попадающего вэтот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервалапроизводства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельнымиздержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объем производства: фирмабудет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке,где предельный доход равен предельным издержкам. Для удобства мы будем называтьэтот руководящий принцип максимизации прибыли правилом MR=MC. Для большей частиданных о соотношении MR и МС не будет выраженного целым числом уровняпроизводства, при котором MR и МС точно равны. В таких случаях фирме следуетпроизвести последнюю целую единицу продукции, у которой MR превышает ее МС. Этоправило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться.Короче, мы заметим, что предельный доход должен быть равен или должен превышатьсредние переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться,чем производить объем продукции, при котором MR=MC.
Нужно подчеркнуть, что правилоMR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, независимоот того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими,монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила неограничивается особым случаем чистой конкуренции.
Правило MR = МС можно сформулироватьв несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы. Фирмане может манипулировать ценой. В результате цена продукта и предельный доходравны, то есть каждая проданная дополнительная единица продукции добавляетточно свою цену к валовому доходу. Таким образом, в условиях чистой конкуренции— и только при чистой конкуренции — мы можем заменять цену предельным доходом вправиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизироватьприбыли или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить вточке, где цена равна предельным издержкам (Р=МС). Это правило Р=МС являетсяпросто частным случаем правила MR=MC.
Теперь давайте применим правилоMR=MC или, так как мы рассматриваем чистую конкуренцию, правило Р=МС, используяте же три цены, которые фигурировали в нашем подходе к максимизации прибыли наоснове принципа сопоставления валового дохода с валовыми издержками. Рассмотримслучаи минимизации убытков и закрытия фирмы табл. 1.
Таблица 1. Данные о прибылях ииздержках гипотетической фирмы при цене продукции 70 долл.Общее количество продукции Постоянные издержки, долл. Переменные издержки, долл. Валовые издержки, долл. Валовой доход, долл. Экономическая прибыль (+) или убыток (-), долл. 1 3 4 5 2 6 60 60 -60 1 60 60 120 70 -50 2 60 130 190 140 -50 3 60 200 260 210 -50 4 60 260 320 280 -40 5 60 310 370 350 -20 6 60 60 370 430 420 7 60 60 445 505 490 8 60 60 530 590 560 9 60 60 650 710 630 10 60 60 810 870 700 11 60 60 1010 1070 770 12 60 60 1230 1290 840 13 60 60 1390 1450 910 14 60 60 1650 1710 980
Таблица 1 воспроизводит данные околичестве единиц продукции и предельных издержках, полученных по данным нашейгипотетической фирмы, которые мы хотим сравнить с ценой (равной предельномудоходу) для каждой единицы продукции. Предположим, во-первых, что рыночнаяцена, и, следовательно, предельный доход, равна 100 дол., как показано вколонке 2. Каков максимизирующий прибыль объем производства? Легко увидеть, чтолюбая и каждая единица продукции до и включая девятую добавляет к валовомудоходу больше, чем к валовым издержкам. Так что цена, или предельный доход,превосходит предельные издержки для всех первых 8 единиц продукции. Каждая изэтих единиц, следовательно, добавляет к прибылям фирмы и должна бытьпроизведена. Девятая единица, однако, не будет произведена, потому что она быприбавила больше к издержкам (120 дол.), чем к доходу (100 дол.).
Уровень экономических прибылей,полученных фирмой, может быть легко подсчитан на основе данных о количестве единици издержках. Умножая цену (100 дол.) на объем производства (8), мы находим, чтоваловой доход составляет 800 дол. Валовые издержки в 590 дол. вычисляются путемумножения средних валовых издержек (73,75 дол.) на объем производства (8).Разность в 210 дол. (=800 дол. — 590 дол.) является экономической прибылью.Альтернативным способом вычисления экономических прибылей служит определениеприбыли на единицу продукции путем вычитания средних валовых издержек (73,75дол.) из цены продукта (100 дол.) и умножения разности (прибыли на единицу в26,25 дол.) на объем производства (8). Любой объем производства, отличный отобъема производства, указанного в качестве наиболее прибыльного на основеправила MR (P)==MC, будет приносить либо убытки, либо прибыли меньше, чем 210дол.
Рассмотрим теперь другой случай.Предполагая, что издержки остаются неизменными, фирма не может получитьэкономические прибыли, если рынок устанавливает цену значительно ниже 100 дол.Для иллюстрации допустим, что рыночная цена — 70 дол. Как показано в колонке 6таблицы 1, при этой цене все уровни производства будут приносить убытки. Нофирма не закроется. Почему? Потому что, осуществляя производство, фирма можетпонести убыток значительно меньший, чем потеря постоянных издержек, которую онапонесла бы, закрывшись, то есть производя ноль единиц продукции. В частности, вэтом случае фирма сведет к минимуму свои убытки, производя 6 единиц, и получитваловой доход в 420 дол., достаточный для того, чтобы возместить все переменныеиздержки (370 дол.), а также большую часть — 50 дол. — из 60 дол. стоимостипостоянных издержек. Вообще говоря, всегда, когда валовой доход превышаетсовокупные переменные издержки, фирма будет осуществлять производство, потомучто эти издержки, так же как и некоторая часть совокупных постоянных издержек,могут быть оплачены из дохода. Если бы фирма вынуждена была закрыться, все еесовокупные постоянные издержки должны были бы быть оплачены из карманапредпринимателя. При производстве некоторого объема продукции общая сумма убыткафирмы будет меньше на какую-то величину ее совокупных постоянных издержек.Существует несколько других объемов производства (от одной до восьми единицпродукции), которые приносят убытки меньшие, чем 60 дол. стоимости постоянныхиздержек фирмы; но при 6 единицах выпуска убыток минимизируется.
3. ОСОБЕННОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Привлекательностьотраслей и сфер предпринимательства в РоссииСовременныепредприятия и фирмы России в настоящее время, практически достигли уровня рыночнойэкономики развитых стран. Характеризуется это, во-первых, насыщенностьютоварами массового производства, строгой направленностью на удовлетворениепотребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое,адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросампотребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению,например, приборов на основе нана-технологий и т. д.Каждыйгод только на рынок видеоаппаратуры поступает более 700 новых моделей имодификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнемуслужит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы дляподдержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка,модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.В-четвертых,происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины90-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономикеведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структураоказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю сменузапросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологическихвозможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельнойличности. Малый бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду скрупными корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время крупныекорпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которыефункционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюсяситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы,предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализациикакой-либо целенаправленной идеи.В-пятых,в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит какв силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всеххозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так ивследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.
Уровень развития предприятийв современных условиях высокой конкуренции и глобализации производства и сбытаопределяется в первую очередь тремя, одинаково важными показателями ихдеятельности:
— производительностьютруда;
— конкурентоспособностьюпродукции;
— качеством роста иразвития, определяемым степенью инновационности технологической базы иадекватностью систем управления и организационного развития внешней ивнутренней ситуации компании.
Повышение исовершенствование этих показателей составляют сегодня ключевую задачуруководителей предприятий, так как именно их совокупность определяет текущуюпозицию предприятия на рынке и возможности и перспективы его успешного истабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из них делает положение предприятия,в лучшем случае, неустойчивым, а перспективы развития, неопределенными.
Одновременно ссуществованием одной позиции рыночных отношений, существует и другая сторона,характеризующая деятельность российских предприятий. Ситуация выглядит следующимобразом: уровень конкуренции в большинстве отраслей заметно ниже, чем в более развитыхстранах, практически отсутствует наиболее сильная составляющая конкуренции —инновационное развитие, малый опыт работы менеджеров и новых собственников всуществующих российских условиях часто приводят к преобладанию в управлениисиюминутных, краткосрочных интересов и соответственно простых, рассчитанных наодин, максимум два года управленческих решений. Но за один — два годапрактически невозможно разработать и реализовать крупные, важные целиразвития. Компаниям приходится ограничиваться вялотекущим развитием. Этопроисходит в условиях, когда по главным показателям своего развития, напримерпо годовому объему продаж, приходящемуся на одного сотрудника, лучшие российскиепредприятия отстают от своих аналогов в развитых странах в 7—10 раз.Формирование машиностроением инновационно-технологического потенциала дляудовлетворения потребностей отраслей практически не востребовано. Переченьзначительного отставания российских предприятий от зарубежных конкурентов поглавным, определяющим показателям развития легко продолжить. Возможность дляроссийских предприятий зарабатывать деньги, выпуская неконкурентоспособнуюпродукцию, объясняется рядом особенностей российского рынка:
— отсутствием на немсерьезной конкуренции по многим товарам и услугам;
— немалым потенциаломроста;
— низким уровнемроссийского менеджмента, не позволяющим предприятиям зарабатывать достаточнуюприбыль для покупки качественного оборудования и вынуждающим их приобретатьмалокачественное и/или морально устаревшее оборудование российскогопроизводства, консервируя и продлевая, таким образом, свое технологическоеотставание.
Поэтому сегодня в Россиинельзя судить об успехах производства только по обобщенному показателю ростаобъемов. Сегодня важен не рост вообще, а рост за счет качественного развитиятехнологической базы и совершенствования системы управления, значительногоповышения на этой основе производительности труда и создание прочныхконкурентных преимуществ продукции предприятия. Только рост за счет этихфакторов может обеспечить стабильное развитие компании и ее прочное положениена рынке в современных условиях значительного роста конкуренции и глобализации.Поэтому только этот рост и важен, и необходим.
3.2 Эффективностьдеятельности предприятий разной отраслевой принадлежности и разныхорганизационно-правовых форм в России
Каждая фирма(индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус,размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формыпредпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В Табл. 2 сопоставляютсятиповые характеристики основных форм индивидуальных и коллективных фирм вРоссии.
Таблица 2. Сравнительныехарактеристики форм индивидуального и коллективного предпринимательства в РФКритерии Организационно- правовая форма индивидуальный предприниматель хозяйственное товарищество хозяйственное общество 1 2 3 4 Простота создания
Для регистрации необходимо получение соответствующей
лицензии Создается на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами; требуется государственная рецензия
Учреждается на основании устава, утвержденного учредителями;
требуется государственная регистрация Контроль над деятельностью Предприниматель полностью контролирует деятельность
Полное товарищество: контроль осуществляют участники, каждый из которых имеет равную степень контроля, если в учредительном договоре не предусмотрены иные условия.
Товарищество на вере (коммандитное) полные товарищи контролируют деятельность, а вкладчики (коммандитисты) не принимают участие в управлении фирмой Владение и управление деятельностью разделены: индивидуальные держатели акций в обществе открытого типа не участвуют в принятии текущих решений по управлению; в акционерном обществе закрытого типа владельцы чаще всего принимают участие в управлении фирмой Ответственность владельцев Предприниматель несет неограниченную персональную ответственность за свой бизнес
Полное товарищество: участники несут ответственность за свой бизнес принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере: полные товарищи несут неограниченную ответственность, а вкладчики (_оммандитисты)
ответственны только в пределах своих вкладов Ответственность акционеров ограничена размерами их вкладов Налогообложение Прибыль и убытки выпадают непосредственно на предпринимателя; доход облагается по ставкам подоходного налога Прибыли и убытки распределяются между участниками; прибыль облагается по ставкам налога на прибыль; участники делят прибыль и убытки пропорционально их долям, если учредительным договором непредусмотрены другие условия Прибыль облагается налогом по ставкам налога на прибыль Ликвидность инвестиций Как правило, предприниматель должен продать свою фирму, чтобы получить обратно вложенный капитал
Выбывающему участнику выплачивается стоимость его
доли в имуществе товарищества
Общество открытого типа: акционеры могут
продавать свои акции на рынке без согласия других акционеров; общество закрытого типа: акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества для получения обратно вложенного капитала Продолжительность существования Может быть ограничена продолжительностью жизни владельца Зависит от условий соглашения между полными товарищами Не ограничена
В развитой рыночнойэкономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, ихреализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических,информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферампредпринимательской деятельности они могут быть промышленными,агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными,телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными,инжиниринговыми, юридическими и т.д.
Во всех случаях, при определенииотраслевой принадлежности фирмы ее рассматривают как единое целое (единицуклассификации) и относят к той или иной отрасли, исходя из того видадеятельности, который в момент регистрации является или будет являться преобладающим.Поэтому с течением времени отраслевая принадлежность фирмы может и измениться.
Наиболее стабильной являетсяпринадлежность фирмы к той или иной отрасли народного хозяйства: промышленности,строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту,финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.Номенклатура отраслей народного хозяйства должна в принципе соответствоватьпонятию сектора в системе национального счетоводства.
В классификаторах отраслинародного хозяйства подразделяют на производственные отрасли и видынепроизводственной деятельности.
Так, например, впромышленности (отрасль народного хозяйства) выделяют производственные отрасли,исходя из признаков назначения продукции, виде перерабатываемого сырья ихарактера технологических процессов. При этом образуют т.н. “укрупненныеотрасли” или отраслевые группы, которые затем могут быть подразделены наконкретные отрасли и еще более подробно на отдельные производства.
Поясним сказанноепримером. В классификаторе отраслей народного хозяйства (КОНХ) по разделу “Промышленность”имеется отраслевая группа “Топливная промышленность”. В ее составе выделеныотрасли: добыча каменного угля, добыча нефти и газа, добыча торфа и горючихсланцев, обогащение угля и производство угольных брикетов. Все эти отрасливыделены по признаку назначения (топливо) и вида (разновидности минеральноготоплива) продукции. Однако, далее в КОНХ отрасль “добыча угля” подразделена на двеподгруппы-производства “добыча угля подземным способом (в шахтах)” и “добычаугля открытым способом (в карьерах и разрезах)”. Здесь определяющим признакомявляются уже особенности технологических процессов.
По признаку сходства технологическихпроцессов выделена в КОНХ отраслевая группа “Химическая и нефтехимическая промышленность”,а по признаку сходства обрабатываемого сырья — отрасль “лесопиление идеревообработка”. Аналогично в пределах народнохозяйственной отрасли “сельскоехозяйство” выделяют растениеводство и животноводство, которые затем делят болееподробно на полеводство, овощеводство, разведение и выращивание крупногорогатого скота, свиноводство, овцеводство и т.д.
На базе экономическойинформации по отдельным отраслям получают в необходимых случаях различные группировкипредприятий: промышленность подразделяют на добывающую и обрабатывающую, вобрабатывающей выделяют производство товаров народного потребления и т.д.
В конечном итоге врегистрационном удостоверении любой коммерческой фирмы, выдаваемом органамигосударственной статистики (органами Государственного комитета РоссийскойФедерации по статистике), в обязательном порядке в соответствии с действующимиклассификаторами указываются коды отраслевой принадлежности, организационно-правовойформы собственности, местонахождения и ряд других. При этом регистрация ворганах Госкомстата РФ не освобождает фирму от обязанности пройти регистрацию ив ряде других органов (налоговая служба, пенсионный фонд, фонд обязательногомедицинского страхования и др.)/>.
В России фирмы могутсоздаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли вкачестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могутбыть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы,государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединениекоммерческих организаций в ассоциации и союзы. В таблице 2. приведены основныеорганизационно-правовые формы коммерческих организаций и некоторые наиболеесущественные особенности их создания и функционирования согласно Гражданскомукодексу РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итогивышеизложенного, можно сделать следующие выводы: Фирма, как субъект рыночныхотношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современнойэкономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционированиефирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности — этоэкономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей,предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
Фирмы представляют собойсамостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившиеэкономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последнейпонимается деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьихлиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятиюкоммерческую выгоду, а именно прибыль.
Конечной цельюдеятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего, засчет максимализации прибыли.
Основной рабочийинструмент фирмы – это ее конкурентная стратегия.
Под ней понимаетсямеханизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество– это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодноотличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.
Фирма, как правило,группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам,характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему факторупроизводства, правовому статусу.
Наиболее развитой формойявляется АО, наиболее устойчивое – полное товарищество, наиболее безопасной –коммандитное товарищество, наиболее замкнутой – ЗАО, наиболее открытой – ОАО.
Конкурентоспособностьфирмы – это её реальная и потенциальная способность изготавливать иреализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовымхарактеристикам более привлекательные, чем товары и услуги других фирм –конкурентов.
Проводя сравнительныйанализ деятельности Российских предприятий, выявляется следующие:
— Закрытие предприятия можетосуществляться как добровольно,то есть решение о закрытие компании принимается учредителями, так и принудительно, на основании решения суда.
— Добровольное закрытие фирмпроводится при убыточности бизнеса, потери интереса со стороны учредителей илилюбые другие причины. При этом в некоторых случаях закрытие ООО и акционерныхобществ согласно действующему законодательству является обязательным.
Принудительное закрытие ООО или закрытие предприятия любой другой организационно-правовойформы осуществляется в случаях:
— Систематическоенарушение законодательных норм. Закрытие компании такжеосуществляется в случае грубого нарушения законодательства, в том численалогового, антимонопольного и трудового;
— Ведениезапрещенной российским законодательством видов деятельности;
— Закрытие предприятия при ведении деятельности без лицензий и официальныхразрешений.
Закрытие компании, будь то закрытиеООО или акционерного общества можно провести несколькими способами:
— Закрытие фирм на основании ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.Закрытие предприятия данным способом является наиболее длительным и трудоемким,поскольку влечет за собой проверку бухгалтерской документации и погашение всехштрафов;
— Закрытие ООО путем смены учредителей, генерального директора и главногобухгалтера;
— Закрытие предприятия путем его реорганизации. Закрытие компании путемреорганизации, а именно слияния или присоединения наиболее эффективный способликвидации бизнеса.
Закрытие фирм, то есть ликвидация предприятийне менее сложный и длительный процесс, чем открытие бизнеса. Юридически грамотное закрытие предприятия на основевсех законодательных норм и требований позволяет избежать лишних неприятностейс налоговыми и правоохранительными органами, а также выйти из бизнеса сминимальными потерями.
В заключение, обобщаясказанное, можно сказать, что предмет данной работы — фирма — сутьинституциональное образование рыночной экономики, предназначенное длякоординации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположностьрынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где всеключевые вопросы решаются собственниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белоглазова Г.Н., Романовский М.В.Финансы и кредит: Учебник 2-е изд. пер. и доп, — М.: Высшее образование, 2009.– 609 с.
2. Варламова М.А., Крутякова Ю.А.Шпаргалка по курсу «Финансы, денежное обращение и кредит»: Ответы наэкзаменационные билеты. — М.: Аллель-2000, 2005. — 64 с.
3. Дудорин В.И. Управлениеэкономикой, М.: Экзамен, 2005. – 480 с.
4. Елизаров Ю. Ф. Экономикаорганизаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю. Ф. Елизаров. — 3-е изд., испр.- М.: Экзамен, 2008. — 496 с
5. ЕмцовР. Г. Лукин М. Ю. Микроэкономика: Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.– 280 с.
6. Иващенко Н.П. Экономика фирмы:Учебник для ВУЗов, — м.: Инфра-М, 2007. — 320 с.
7. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г.,Ковалева А.В. Финансы Фирмы: Учебник, — М.: Высшее образование, 2007. – 522 с.
8. Левин Д.Н. Финансы и кредит:Учебное пособие. — Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. – 169 с.
9. Микроэкономика:Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2004. – 303 с.
10. Павлова Н.Н. Маркетинг в практикесовременной фирмы: Учебник для бизнес-школ, — М.: Норма, 2007. – 384 с.
11. Пелих А.С. Экономика предприятия(фирмы): Учебное пособие для вузов, — М.: 2004. – 510 с.
12. Попов Е.М. Финансы предприятий,М.: Высшая школа, 2005. – 573 с.
13. Прохоровский В.С., Чайникова Л.Н.Финансы малых предприятий. Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. — 96с.
14. Экономика организации(предприятия): учебник/ под ред. Н.А.Сафронова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2005. — 618с.;
15. Экономическая оценкаинвестиционных проектов: Учебник для вузов / А. М. Марголин. — М: Экономика,2007. — 367 с.