Содержание.
Введение………………………………………………………………………
1Фискальная политика и ее инструментарий
1.1 Понятие фискальной политики
1.2 Инструментарий фискальной политики
2. Налоги………………………………………………………………………
2.1. Функции налогов…………………………………………………………
2.2. Виды налогов…………………………………………………………….
2.3. Классификация налогов…………………………………………………
2.4. Развитие концепцииналогообложения……………………….….……
2.5. Принципы налогообложения……………………………………….….
2.6. Система выплаты налогов………………………………………………
2.7. Тёяжесть налогообложения. КриваяЛаффера…………………………
3. Государственные расходы…………………………………………………
3.1. Государственные расходы и совокупныйспрос…..………………….
3.2. Воздействие фискальной политики на уровеньВНП………………...
3.3. Мультипликатор государственныхрасходов…………………………
3.4. Действие фискальной политики в экстремальныхситуациях:
ликвидная ловушка и классическийслучай…………………………
3.5. Мультипликатор сбалансированногобюджета…………………….…
3.6. Дискреционная фискальная политика ивстроенные стабилизаторы..
3.7. Направления совершенствования налоговой системы……………….
3.8. Сочетание денежной и фискальнойполитики…………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Введение.
Вданной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль фискальной политики в государственнойэкономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня,так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещёв неустойчивой стадии формирования.
Впрошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, чтогосударство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорцииобъем производства страны должен быть распределен между коллективным и частнымпотреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные благаследует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономическойтеории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политикаправительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска,занятости и цен.
Бюджетиграет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов ирасходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждогогражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Функционированиегосударственного бюджета происходит посредством особых экономических форм –доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределениястоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходыслужат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественныхпотребностей.Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие угосударства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формированиябюджетного фонда страны.
Фискальнаяполитика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Применение налогов является одним из экономическихметодов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо отведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, сбанками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируетсявнешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций,формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство получает в своераспоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. Засчет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которыеизменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечноераспределение доходов между людьми.
Нынеэкономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политикаоказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
1Фискальная политика и ее инструментарий
1.1 Понятие фискальнойполитики
Фискальная политика,называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действиена основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связанас государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами ирасходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственнойэкономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупныевиды, формы финансовой политики, какбюджетная, налоговая, политика доходови расходов.
В целом фискальнаяполитика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организацииуправления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решениясоциально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется намобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, ихраспределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задачфискальной политики состоит в поиске источников и способов формированияцентрализованных государственных денежных фондов, средств, позволяющихреализовать цели экономической политики. Посредством проведенияфинансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономическиепроцессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения,обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшемуиспользованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказатьвлияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым наобщую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации,проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниямэкономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственногосектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает нарынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы,составляющие в экономически развитых странах около половины валовоговнутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны,так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальнымивозможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только ононе связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государствообладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частныхпредприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогови таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
1.2 Инструментарийфискальной политики
В макроэкономическойфинансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии,складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазыколебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономическогобума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического ростафискальная политика носитограничительную направленность, сдерживаетпараметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономическогокризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханиемэкономической активности, государственная фискальная политика носитрасширительный характер, то есть направлена на расширение производства идругих видов экономической деятельности, преодоления спада, депрессии,постепенный переход от спада к подъему.
Между этими двумякурсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла,пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальнойполитикой.
Политика стабилизации — это действия правительства порегулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объемвалового национального продукта страны к его возможному в данных условиях,потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию,обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичнаяформа проявления фискальной политики, соответствующая более или менееустойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратитьпереход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживатьэкономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшатьсложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономическиепоказатели к оптимальным.
Принято различатьавтоматическую и регулируемую стабилизацию.Автоматические (встроенные)стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила,нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагироватьна отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны встабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманызаранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическуюдеятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.
Например, при уменьшениидоходов автоматически снижается величина налога, взимаемого с дохода. Если людипотеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачиваютпособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматическивозникает право на получение пенсии. Существует минимальный уровень заработнойплаты, который устанавливается директивно. Можно назвать великое множестводругих подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих возникновениеэкономических катаклизмов при возникновении новых обстоятельств, отклонений отранее существовавших условий.
Однако встроенные вэкономическую систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие возможные колебанияв экономике, не обеспечивают требуемого уровня стабилизации, в ряде случаев онипросто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерюустойчивости. Так что заранее вписать в законодательные акты и другиенормативные документы правила и нормы, гарантирующие от выхода экономики изстабильного состояния, не удается. На помощь приходит оперативноерегулирование, текущая реакция правительственных органов на возникающиеотклонения в виде инструментов дискреционной политики,
Дискреционнаяфискальная политикапредставляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемыхв дополнение или хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, чтоавтопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки,правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечиваютподдержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционнойполитике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит отскладывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболеераспространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальнойполитики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменениеналоговь1х ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечениебезработных к выполнению общественных работ с оплатой за государственный счетслужит оперативным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В периодобострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определенных группграждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренныезаконом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи,увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданноерезкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговыеставки, вводят частичные льготы.
Дискретные фискальныемеры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенныевременно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудноотменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать вавтоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.
Бюджетная политика государства как часть фискальнойполитики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета,сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всегобюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджетаполной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь местовыпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.
В условиях высокойэкономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышениегосударственных доходов над расходами) может быть направлен на погашениепредыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществлениедополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активностиорганы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценойбюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затемэкономические процессы.
Чаще всего задачейгосударственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов,достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объемагосударственного бюджета и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаютсяопасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может бытьориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Ноесли дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике иострой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицитаведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежнуюсистему государства, приводит к инфляции.
Стремление государствапогасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажагосударственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицитапорождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по нимпроценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджетабюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов ирасходов государства.
Политикагосударственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, тоесть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды-,отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, чтомногие государственные (общественные, социальные) потребности растутнепрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности иприоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находитьсяна грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителемгосударственных расходов служат доходы бюджета.
Политикагосударственных доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежныхсредств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностейиспользования этих источников, превышение которых способно подорвать экономикуи в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так какгосударственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, тополитика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика — часть фискальной экономическойполитики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения,налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметрыгосударство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств засчет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Нопри этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всейфискальной политики.
Налоговая политика государства связана не только собеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционнойполитикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государствоспособно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказыватьвоздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитиеэкономики.
Детализируя типы фискальной политики мы приходимкинструментарию, представленному на рисунке 1.
/>/> /> /> /> /> /> />
это это/> /> /> /> /> /> /> /> />
Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная политика />
ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически /> /> /> /> /> /> /> />
инструменты инструменты/> Встроенные стабилизаторы
Субсидии фермерам
Пособия по безработице и другие социальные выплаты
Изменения в налоговых поступлениях Общественные работы Изменение трансфертных платежей Манипулирование налоговыми ставками
Рисунок1
Основные цели фискальной политики иллюстрируетрисунок 2.
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Ц е л и ф и с к а л ь н о й п о л и т и к и /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Сглаживание колебаний экономического цикла />
Стабилизация темпов экономического
роста
Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции />
Рисунок 2
Таким образом, фискальная политика, будучи самыммощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает всебе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
2. Налоги.
Государство признано вноситьв экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия дляэкономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимымиресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, напримердоходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основнойпроизводственной единицей является не государственное, а частное предприятие.Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает частьдоходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращаетсяв налог.
Налоги—обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
2.1.Функции налогов.
Всовременных условиях налоги выполняют двеосновные функции: фискальнуюи экономическую.
Фискальнаяфункция- основная, характерная для всех государств. С её помощью создаютсягосударственные денежные фонды и материальные условия для функционированиягосударства.
Экономическаяфункция означает, что налоги как активный участник перераспределительныхотношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя илисдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя илиуменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода вмобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновениегосударства с участниками производства, что обеспечивает ему реальныевозможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
2.2. Видыналогов.
Современнаяналоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенныеналоги.
Прямыеналогиустанавливаются непосредственно на доход или имущество.
Косвенныеналоги— это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные втариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы,которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государствомопосредована через объект обложения.
В современныхусловиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространениеполучили взносыв фонд социального страхования. Они по своей сущностиявляются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.
В зависимостиот органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственныеи местные налоги. Государственные налоги взимаются центральнымправительством на основании государственного законодательства и направляются вгосударственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибылькорпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаютсяместными органами власти на соответствующей территории и поступают в местныйбюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественныйналог.
Налоги по ихиспользованию подразделяются наобщие, они поступают в единуюкассу государства, испециальные (целевые) (например, налог напродажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).
В зависимостиот характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на:пропорциональные,прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональныйналог — это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняяставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным.Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия изсуммы по мере ее роста.
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.
Соотношение различныхвидов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -началеXX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войныведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системыхарактерен рост взносов в фонд социальногострахования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенныеналоги.
Можно выделить триступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
· на начальныхэтапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальныхинтересах как средство пополнения государственной казны;
· затем пришли квыводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения.Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс вмикроэкономике;
· для настоящеговремени стало характерным стремление все в большей использовать налоги длякорректировки хозяйственных пропорций в обществе.
2.3.Классификация налогов. Прямые налоги Косвенные налоги Взносы в фонд социального страхования Реальные налоги Личные налоги Акцизы Фискальные монопольные налоги Таможенные пошлины
Ø Взносы наёмного труда
Ø Взносы предприятий
Ø
Ø поземельный
Ø подомовой
Ø промысловый
Ø на ценные бумаги
Ø подоходный налог с населения
Ø налог на прибыль корпораций
Ø налог на сверх-прибыль
Ø налог на доходы от добычи нефти
Ø налог на доходы от денежных капиталов
Ø налог с наследства и дарений
Ø поимущественный налог
Ø индивидуальные:
на пиво, на сахар, на бензин
и т. д.
Ø Универсальный (налог с оборота):
Однократный, многократный
Ø Налог на добавленную стоимость
Ø на соль
Ø на табак
Ø на спички
Ø на спирт
Ø и т.д.
Ø по происхождению:
экспортные, импортные, транзитные
Ø по целям:
фискальные,
протекционные,
сверхпротекционные,
антидемпинговые,
преференциальные
Ø по ставкам:
специфические,
адвалерные,
смешанные
2.4. Развитиеконцепции налогообложения.
В России крайнеенаправление первого подхода к налогообложению было характерно для эпохи Петра I, когда налоговая политика быланаправлена исключительно для финансирования военных действий. Налоги как изхудого решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудениюкрестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению собираемостиналогов.
Экономика требовалаболее мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий воспроизводства.Примером ориентации на такие минимальные требования можно назвать налоговуюполитику советского периода, начиная с 30-х гг. Тогда действующим предприятиямоставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое воспроизводство, оставшаясячасть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься робкиепопытки оставить предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводстваза счет собственных источников.
В развитых странах этонаправление налоговой политики получило более широкое развитие. Считается, чтоналоги не должны гасить стремление производителя наращивать выпуск продукции.Это позволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштабапроизводства, при котором возможно получать наибольшую прибыль на вложенныйкапитал. В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но игосударства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибовозросшие доходы позволяют увеличить сумму собираемых налогов.
Следующая ступеньразвития концепции налогообложения связана с пониманием того, что манипуляцияналоговыми ставками, увязка налогов с использованием ресурсов превращает их вмощный регулятор хозяйственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы(землю, чистую воду и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности.Плата за землю обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий.Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизациистимулирует рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.
Во второй половине XXв. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночногохозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается вмногочисленных антициклических программах. Эти программы отводят различную рольналогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которойруководствуется правительство.
По Keйнcy, вo время спада налоги снижаются длястимулирования производства. Во время подъема, наоборот, — налоги возрастают,что позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономикинарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлении во время подъемапозволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась вдепрессивный период для финансирования государственных расходов.
По теории монетаристов иконцепции экономики предложение о снижении налогов становится значительнымстимулом эффективного производства. М. Фридмен — идеолог монетарной школы — рекомендует снижать налоговое бремя, когда экономический кризис пройдет своюнизшую точку и оставит на рынке только эффективных производителей, разоривостальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителейпредоставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейтина более высокую ступень эффективности производства.
Теория предложениярекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть доприменения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляетвыпуск товаров, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.
2.5. Принципыналогообложения.
Принципыналогообложенияпроявляются в способах взимания налогов.
Таких принциповдостаточно много:
· принцип выгоды;
· принцип пожертвования;
· прогрессивностьставок налогообложения доходов;
· равенство налоговна доходы предприятий разной формы собственности;
· сочетание устойчивостиналоговой системы с ее гибкостью;
· определениеуровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса;
· исключение возможностейпереложения налогового бремени;
· простота иясность системы и процедуры налогообложения.
Принцип выгоды предполагает увязку налога сиспользуемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду втехнических целях, должен платить налог за нее.
Принциппожертвованияисходит из того, что за использование благ, предоставляемых государствомотдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому этиблага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы,отчисляемый в пенсионный фонд.
Современноеналогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставкивозрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное налогообложениеучитывает разные возможности социальных слоев населения в финансированиигосударственных расходов.
Принциправенства.Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечиваетравные стартовые условия для их развития. В таком случае конкуренция должнареально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.
В командно-административнойсистеме, которая не учитывала законы рынка, налоговые привилегии всегдасопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство,по существу, было «задушено» налогами.
Среди принциповналогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его кменяющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этойгибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующегоналогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современнойРоссии, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые длявыработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастаетдополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса ограничиватьсяисключительно спекулятивными операциями.
Уровень налоговойставки долженустанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемыхим доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количествоналогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмернаятяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка итем самым угнетающе действует на стимулы производства.
Очень сложен длявыполнения принцип исключения двойного и многократного налогообложения.Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, норедко кому удается полностью ему следовать. Например, налогообложениеакционерных компаний обычно строится на двойном налогообложении. Налогомоблагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такаясистема действует в странах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России.Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья являетсявведение налога на добавленную стоимость. Прииспользовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождениипродукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз.Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются кполученному из вне полуфабрикату.
В налогообложенииважно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налоговогобремени. В странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыльсчитается не самым лучшим налогом, так как предприниматель обычно пытаетсявключить этот налог в цену в целях компенсации удорожания издержек. Врезультате налоговое бремя перекладывается на покупателя. Именно он оплачиваетналог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога.
2.6. Система выплатыналогов.
Система и процедуравыплаты налоговдолжны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения.В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог илиналог на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральныхналогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается кего половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляетчуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения вРоссии объясняется ее корнями,которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованногона принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговаясистема в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляетсяпо следующим направлениям:
· государствосталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множествоспособов укрыть налоги;
· налогообложениепровоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятсяпереложить налог на отпускные цены;
· возможностьпереложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциациюобщества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряетсоциальную напряженность.
В дальнейшем, по мере роста доходов населения, Россиядолжна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физическихлиц, смягчая налогообложение бизнеса.
2.7. Тяжестьналогообложения. Кривая Лаффера.
Тяжесть налогового бремениизмеряется величиной налоговых изъятий, отнесённых к валовому внутреннемупродукту.
На неё оказывают влияниеследующие условия:
· величинаполученных доходов;
· традиции,сложившиеся в стране;
· фазы промышленногоцикла.
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений.Развитие экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговыхизъятий. Причиной указанной зависимости является использование прогрессивнойшкалы налогообложения.
История XX в.четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в странах рыночной экономики.Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10 %ВВП. В середине века эта планка поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствахс уровнем ВВП на душу населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий итяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровеньпревышается, в то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому(ВВП на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени непревышает 30%.
Традиции экономическойполитики оказывают существенное влияние на уровень налогового бремени. Встранах социально ориентированной экономики (шведская модель) этот уровень составляетоколо 50% ВВП. В странах, развивающихся на монетарных принципах, — около 30 %ВВП. Более высокий уровень налогов стал платой за социальную стабильностьобщества. Поскольку налоги перекладываются на покупателя (включаются вотпускные цены), то в этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
Тяжесть налогообложениязависит от циклических колебаний. Она может быть ниже во время кризиса и вышепри более благоприятной конъюнктуре./> />
Зависимость налоговыхпоступлений от величины налоговой ставки была описана А. Лаффером. Графическоеизображение указанной зависимости получило название кривой А. Лаффера(рисунок 3).
Рисунок 3
Согласнокривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговыхпоступлений лишь до определенных пределов (точка М).Дальнейшееувеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оноведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению отналогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшениеналоговых поступлений в казну.
Россия сегодня поналоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции, превышающейточку М. В результате запланированная величина налоговых поступлении,превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не можетполучить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платыработникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежейпредприятий друг другу.
Кривая Лафферапоказывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создатьстимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений итем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должноспособствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиковпри этом должно возрасти.
Однако не следует думать,что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валовогонационального продукта. Последний происходит только при расширении инвестиционногопроцесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же нанего варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть.Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуациимогут проявиться лишь через годы.
3. Государственные расходы.
Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействиягосударства на развитие экономики являются государственные расходы. Черезсистему расходов происходит перераспределение значительной части национальногодохода, осуществляется реализация экономической и социальной политикигосударства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:
— военные;
— экономические;
— на социальные цели;
— на внешнеэкономическую ивнешнеполитическую деятельность;
— на содержание аппарата управления.
3.1. Государственныерасходы и совокупный спрос.
Прежде чем перейти к рассмотрениюэтого вопроса, нужно остановиться на ряде ограничений.
- Во-первых, нужнобрать в расчет государственные закупки по импорту и экспортные поставки.
- Во-вторых, нужноисходить из того, что государственные расходы не оказывают воздействия напотребление и инвестиции.
- В-третьих, налогирассмотрим, как налоги на доход населения.
Исходя из данныхограничений влияния фискальной политики на совокупный спрос, предположим, чтоналоги равны нулю. По оси Х отложимвеличину ВНП, по оси Y - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятийи государства на приобретение материальных благ и услуг (рисунок 4).Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением,предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно графическиизобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В любойточке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь введем графикпотребления СС. Точка А показывает то состояние, когда расходынаселения равны его потреблению. В результате закупок предприятий спрос нарынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные расходы будутравны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке Вдостигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ — будетпредъявлен спрос населения и предприятий. Введение государственных расходов,которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям,вызовет перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°.Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируютрост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют производство ВНП. Врезультате государственных закупок спрос увеличивается на величинугосударственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равныпотреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам ибудут представлены графически в виде прямой C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных расходов натовары и услуги. Таким образом, государственные расходы оказывают точно такоеже влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции.Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства. Исходя изданных рассуждений можно записать, что BHП=C+I+G, где С — потребительский расходнаселения, I- инвестициипредприятия, G-государственные расходы на закупку товаров и услуг. Фискальная политикавоздействует, прежде всего, на совокупный спрос. Рост правительственныхрасходов повышает совокупный спрос, стимулирует выпуск продукции.
/>
Рисунок 4 — Влияниегосударственных расходов на совокупный спрос.
3.2. Воздействиефискальной политики на уровень ВНП.
Но более высокий уровеньВНП увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижаядейственность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов.Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигаякривую IS,которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При неизменной ставкепроцента более высокий уровень государственных расходов будет увеличиватьуровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск продукта долженувеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS' (рисунок 5). Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она увеличиваетравновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.
Если экономика первоначальнонаходилась в равновесии в точке Е, то мы движемся (при постояннойставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок товаровнаходится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции. Но нафондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно, спрос наденьги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги превышаетпредложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные балансы увеличиваетставку процента. Но когда ставка процента растет, частные расходы сокращаются.Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким образом, совокупный спроспонижается. Регулирование завершается в точке Е', где и товарный, иденежный рынки находятся в равновесии — это новая точка равновесия. Сравниваяположение в точке Е' с первоначальным равновесным положением Евидно, что рост государственных расходов увеличивает и доход, и ставку процента.
/>
Рисунок 5- Воздействие фискальнойполитики на уровень ВНП
3.3. Мультипликатор государственных расходов.
Итак, государственные расходыоказывают непосредственное влияние на объемы национального производства изанятость населения. Подобно инвестициям, они также обладаютмультипликационным или множительным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичныхи.т. д. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффектусамих инвестиций. Мультипликатор государственных расходовпоказывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов назакупку товаров и услуг:
Прирост ВНП
/> MPG=
Приростгосударственных расходов
Покажем суть этогомультэффекта. Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций игосударственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигается вточке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд. р. (рисунок 6).
/>
Рисунок 6 — Мультипликатор государственных расходов
Пусть объемгосударственных расходов вырос на 10 млрд. р., следовательно прямая С + I +G сдвигается вверх на 10 млрд. р.Теперь состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВНП уже составляет 80 млрд. р. Таким образом, приращениегосударственных расходов на 10 млрд. р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд.р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути дела, МРG по своей модели полностью совпадаетс мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG=I /(I-MPC)=2. где MPC – предельная склонность к потреблению.Каждый рубль, израсходованный государством на закупку товаров и услуг, увеличилВНП на 2р., т. е. вызвал приращение вторичных расходов в народномхозяйстве.
Таким образом, ростобъема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпускапродукции. Подобныймеханизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, чтово время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобыувеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство можетснизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса ивыпуска продукции.
3.4. Действиефискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная ловушка и классическийслучай.
Если экономика находитсяв ликвидной ловушке, при которой кривая LM горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние наравновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, неттормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.
/>
Рисунок 7 - Ликвидная ловушка
Классический случай и эффектвытеснения частных инвестиций.Сначала рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффектвытеснения возникает тогда, когда в результате экспансионистскойфискальной политики ставка процента повышается до такого размера, чтоуменьшаются частные расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходитвертикально, то рост госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, алишь увеличивает ставку процента.
Рост госдоходов сдвигаеткривую ISдо положения IS', но не оказывает влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив кизменению ставки процента (как подразумевает вертикальная LM), то существуетединственный уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Таким образом, рост правительственныхрасходов не изменяет равновесный уровень дохода, а только увеличиваетравновесную ставку процента. Но если госрасходы увеличиваются, а уровеньдоходов неизменен, то это должно компенсироваться снижением личных доходов.Рост ставки процента вытесняет частные инвестиции. Эффект вытеснения,точно определяя значение этого термина, означает снижение частных расходов(особенно инвестиций), в соответствии с ростом ставки процента в случаефискальной экспансии. Когда кривая LM вертикальна, эффектвытеснения будет максимальным. График инвестиций показывает это. Еслиположительный наклон графика кривой сильнее, чем вертикальный, ставка процентапри воздействии фискальной политики увеличивается медленно, и как результат,инвестиции снижаются незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом,зависят от наклона кривой LM и, следовательно, от процентнойзависимости спроса на деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, торост товаров и услуг, закупаемых государством, должен означать, что любыедругие сектора покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболеевысокому уровню госрасходов.
В экономике снедоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный эффект вытеснения.Если фискальная экспансия увеличит ставку процента, то и доход также увеличится.Рост совокупного спроса вызывает увеличение дохода, а с увеличением доходаувеличивается уровень сбережений. Это расширение сбережений делает возможнымфинансирование дефицита бюджета без полного вытеснения частных инвестиций.
При неполной занятостии, следовательно, при возможности увеличения выпуска продукта, ставка процентаможет и не расти, т. е. нет и вытеснения (что верно для случая, когдамонетаристские авторитеты приспосабливают финансовую экспансию к росту денежногопредложения).
/>
Рисунок 8 - Классический случай
3.5. Мультипликаторсбалансированного бюджета.
Налоги и государственныерасходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим рычагом,воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этихрычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могутвзаимопогашаться. Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличениегосударственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести кувеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанныхрычагов одна и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.
Для эффективногоиспользования налогов и государственных расходов важно точно определить силувоздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемыприменяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета,представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,— налоговогомультипликатора и мультипликатора государственных расходов. Сопоставим их междусобой, чтобы найти мультипликатор сбалансированного бюджета. Для решения этойзадачи предположим, что суммы государственных расходов и величина собранныхналогов равны между собой и составляют 20 единиц.
Если известна предельнаясклонность к потреблению (МРС) и предельная склонность к сбережению (MPS),можно определить мультипликационные эффекты. Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS — 1:4.
Увеличениегосударственных расходов (G)вызовет цепную реакцию роста совокупного спроса и увеличения ВНП. В этомпримере прирост на 20 единиц приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так какмультипликатор государственных расходов MG обратно пропорционален предельнойсклонности к сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).
Рост налоговыхпоступлений также вызовет цепную реакцию изменений в экономике, так как произойдетсокращение объёма потребления, а значит и падение совокупного спроса ивеличины ВВП. Силу этой цепной реакции отобразит налоговый мультипликатор МТ. Налоговыймультипликатор имеет отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНПпри росте налогов.
Увеличение налоговсокращает личные расходы, которые население реализует через личное потреблениеи сбережения. Если сбережения не вкладываются, то они не способны оказатьвлияние на динамику ВНП. Это означает, что такие сбережения не обладают мультипликативнымэффектом. Сокращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на20 единиц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на15 единиц (- DС= Т·МРС). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.
Сжатие потребления на 15 единиц приведет кпоследующему сокращению совокупного спроса, что, с учетом мультипликативногоэффекта, приведет к сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).
Итак, приростгосударственных расходов на 20 единиц увеличил ВПП на 80 единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократилоВНП на 60 единиц. В результате действии, указанных взаимопогашающихсяэффектов, ВНП увеличился всего на 20 единиц, что равно размеру первоначальногоприроста государственных расходов и налогов, т. е. мультипликаторсбалансированного бюджета равен единице.
/>/>Т= +20 S= -5 ВНП=-60
C=-15
Чистый прирост ВНП =+20,
/>G = +20 ВНП = +80
где Т — налоги; G —госрасходы; S — сбережения; С — потребление.
Предыдущий анализпоказал, что множительный эффект прироста государственных расходов МG оказался мощнее множительногоэффекта сжатия налогом потребления, т. е. налогового мультипликатора МТ (МG>MT). Налоговый мультипликатор представляет меньшую величину по сравнению смультипликатором государственных расходов, поскольку множителем MT является МРС— доля, приходящаяся на прирост потребления в общем приростедохода. Эта доля меньше единицы.
Итак, при обозначениимультипликатора государственных расходов через МG формула налогового мультипликатораMT приобретает следующий вид:
MT = -МРС ·МG,
где МТ — налоговый мультипликатор; МG — мультипликатор государственных расходов; МРС— предельнаясклонность к потреблению.
3.6.Дискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы.
Под дискреционнойфискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами иправительственными расходами с целью изменения реального объема национальногопроизводства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономическогороста. В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальныепрограммы, государственная программа занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная программазанятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизацииэкономики. Осуществляется эта программа за счет средств государства и местныхорганов власти. Например, широкое применение в рыночной экономике в период кризиса1929-1933 гг. нашла программа организации общественных работ. По этой программегосударство за счет бюджетных средств организовало различные виды работ длянаселения по принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие ихзакапывали. Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программыбыли малоэффективны. Главная задача этих программ состояла в том, чтобыстимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе вусловиях массового роста безработицы. Поскольку эти программы довольно расточительны,гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую политику, чем боротьсяс последствиями кризиса не самым эффективным способом. Конечно, эти программызанятости могут модифицироваться. Так, для роста занятости можно поощрять мелкиепредприятия, обеспечивающие максимальную занятость на своем производстве.Такая практика используется в Китае.
В условиях нормального экономическогоразвития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в областизанятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряютработу. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьмаэффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работтребуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либолокальном рынке.
Расходы на социальныепрограммы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущимслоям населения, расходы на образование, медицину и т. д. Эти программыпозволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходынаселения. Главным недостаткомвсех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжелоотменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок,с этой точки зрения, является более эффективным инструментом в стремлениистабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условияхкратковременного спада можетудержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличиваяпотребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное снижение налоговне всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в демократическом обществе,как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организоватьполитические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционнымразрывом и чрезмерной занятостью.
Эффективнаядискреционная фискальная политика предполагает грамотную диагностику происходящихэкономических процессов, на основе которой правительство настраивает своирычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственнуюконъюнктуру. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики,полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадатьдействительные направления развития экономики, что вынуждает его приниматьрешения по настройке фискальной политики с известным запозданием. Образуется временнойлаг между необходимостью настройки экономических рычагов фискальнойполитики и принятием решений правительсва.
Запаздывание действия необходимых рычаговдискреционной политики связано также с обычными административными процедурамипо организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственнойполитики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычноприходит не сразу, потому что вложения средств в развитие производстваокупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временныелаги, между периодом возникновения потребности в новых направленияхфискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от ихприменения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшаетвозможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться напроисходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
Встроенныестабилизаторы.Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться кпотребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимымдополнить ее иным видом фискальной политики, способным непрерывнокорректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически спомощью так называемых встроенных стабилизаторов. Их суть заключается вувязке ставок налогов с величиной получаемого дохода. Почти все налогипостроены таким образом, что позволяют обеспечить рост налоговых поступлений сувеличением чистого национального продукта. Это касается подоходного налога сфизических лиц, который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; надобавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.
/>
Рисунок 9- Встроенные стабилизаторы:
где G —государственные расходы; Т— налоговые поступления
На графикеразмеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Ноэти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от ростаВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов отувеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходитпотому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогамисдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующихсил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-задиспропорций во время подъема.
В этот периодналоговые поступления превышают государственные расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственногобюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственнымобязательствам, взятым в депрессивный период экономики.
График отображает ипадение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падаетпроизводство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступленийсохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, то хозяйственнаяконъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, чтоспровоцировало бы дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшениеналоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество отнарастания кризиса и ослабляет падение производства.
3.7. Направления совершенствования налоговой системы.
Налоговаясистема должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
• требуетсяуменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным, поскольку налоговыеизъятия при составлении бюджета государства до сихпор планировались вразмере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические разработки, отраженныев виде «кривой Лаффера», показывают, что тот уровень, с которого начинаетсямассовое бегство от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов.Кроме того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условиянепрерывного производства;
• необходимоизменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения уровняналогообложения физических лиц (доходов и имущества), а также налогов наимущество и рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечитрост платежей за использование природных ресурсов. Резкий переход напреимущественное налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокиедоходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
• назреланеобходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний период, когдапроисходит глобальный пересмотр налоговой системы, индивидуализация налоговыхльгот оборачивается неразберихой и коррупцией. Данная индивидуализацияналоговых ставок возможна лишь в хорошо отработанной, налаженной налоговойполитике.
3.8.Сочетание денежной и фискальной политики.
Сочетаниеденежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денеграстет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральныйбанк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрываетс их помощью свой бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, токривые ISи LM сдвигаются вправо.
/>
Рисунок 10 - Денежное приспособление фискальной политики
Фискальнаяэкспансия сдвигаеткривую ISдо уровня IS'и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высокомуровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняютсяинвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустивбольше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкойравновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежнаяфискальная политика может быть использована для расширения совокупного спросаи увеличения национального продукта.
Итак, прирастущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо,снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можноиспользовать экспансионистскую фискальную политику, сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива междуденежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики —это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, какони влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливоеразличие между денежной и фискальной политикой. Денежная политикаоказывает воздействие при стимулировании процентно зависящих компонентов совокупногоспроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому —быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная политика, напротив, оказывает воздействиечерез покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов итрансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налоговна прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Рассмотрим влияниесоставляющих фискальной политики на ключевые переменные. Один из интересныхслучаев — инвестиционные субсидии, когда государство субсидируетинвестиции, таким образом как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы наинвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют большеинвестиций (рисунок 11а).
Кривая IS (рисунок 11б) сдвигается на величинуроста инвестиций (рисунок 11а) (еще действует мультипликатор времени а). Новоеравновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это неотменяет влияния инвестиционных субсидий.
/>
а) Рисунок 11- Влияние инвестиций на ВНП. б)
/>
Рисунок 12- Выбор между денежной и фискальной политикой.
На рисунке показанаэкономика, первоначально находившаяся в точке Е с неполной занятостью, азатем, достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Длядостижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику(экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокойставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состояниюполной занятости с более низкой ставкой процента (Е2) (рисунок12). Можно также подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящеек какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправовниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставкипроцента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, ноих влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, чтодаст наибольшую выгоду.
Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Ониподдерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в периодрегрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, чтонеобходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраныокружающей среды, подготовки кадров и т. д. и, следовательно, поддержатьэкспансионистскую политику в форме роста госрасходов. Доказано, что необходимодействовать через снижение ставки процента поддерживая рост инвестиционныхрасходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую политику, котораябудет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажетсодействие в решении другихпроблем.
И дискреционная, иавтоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационныхмероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются панацеей от всехэкономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ейвстроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебанийэкономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.
Еще больше проблемвозникает при проведении дискреционной фискальной политики. Кним можно отнести:
· наличиевременного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
· административныезадержки;
· пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов — популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов можетстоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применениеинструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенновлиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темповинфляции и решение других экономических проблем.
Заключение.
Подводя итогирассмотрения бюджетно-налоговой политики, мною был сделан вывод, что воздействиена экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны,государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и темсамым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны,используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать егопотребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободныесредства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия длявоспроизводственного процесса.
Как крупнейшаяэкономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственныерасходы играют центральную роль при определении структуры потребления,инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственныхрасходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышаетвозможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когдаэкономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижатьналоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме,следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику ксостоянию полной занятости.
На практике фискальнаяполитика активно используется в целях стаби-лизации экономики. Расширениегосударственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочьэкономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется,когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее времябюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политикаявляется важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другойстороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьирасхода бюджетных средств.
Также хочу отметить, чточерез налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможностьвлиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновленияпроизводственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-техническогопрогресса.
Однако не во всех странахбюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежныхсредств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходитсясталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время оченьнасущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопросстоит в странах с развивающейся экономикой.
Меры фискальной политикине всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями,могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда этонеизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Изучение источниковформирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собойдефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов.Также отмечу, что рациональное использование государством своего бюджета ведётк повышению уровня жизни населения.
Я считаю, что необходимосовершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу дляукрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучениеэтого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговойполитики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста,возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Подводя итоги, хочуотметить, что проблема госбюджета, независимо от места и времени, будет оставатьсяактуальной. Но грамотно сформирован-ная и последовательно проводимая бюджетно-налоговаяполитика, как правило, характеризуется достижением макроэкономическойстабиль-ности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенномуи не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Списокиспользованных источников
1. Макроэкономика:Учебник. Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во «ДИС», 1997г.
2. Макроэкономика:И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г.
3. Макроэкономика:М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис», 2000г.
4. Макроэкономика:М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – Москва, 1995г.
5. Макроэкономика:Р.Дорнбуш, С.Фишер. – М.: «Инфра». – М., 1997г.
6. Макроэкономика:Эдвин Дж. Долан. – Санкт-Петербург: «Литера плюс», 1994г.
7. Налоги иналогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998г.
8. Финансы: Учебникдля вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. – М.: Информационно-внедренческий центр«Маркетинг», 2000г.
9. Финансы: Практ.пособ. Л.А. Ханкевич. – Мн.: «Молодёжное научное общество», 2000г.
10. Фишер С., ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД»,1993.
11. Общаяэкономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина,акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
12. Экономическаятеория: Учебник: В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., испр. и доп./ Под общ. ред. М.А. Винокурова,М.П. Дёминой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
13. Налоги иналогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.
14. Налоговые системызарубежных стран: Учебник / под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника – 2-е изд.,перераб. и допол. –М.: Закон и право, 1997