Реферат по предмету "Экономика"


Учет движения основных средств, их переоценка (на примере ООО «Новый дом»)

Введение
Цельюкурсовой работы является проверка и оценка правильности ведения учета основныхсредств в ООО «Новый дом». Задачи при выполнении работы ставятся следующимобразом: проследить за заполнением и наличием первичной документации поосновным средствам. Проследить за оформлением операций, связанных с движениемосновных средств и порядком начисления амортизации по объектам основныхсредств. Немаловажно наличие документации по проведению инвентаризаций и срокиее проведения на данном предприятии.
Объектомисследования является документация по учет основных средств в ООО «Новый дом».
Формированиерыночных отношений в стране заставляет по-новому подойти к постановке учета наотдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий иорганизаций, в том числе учета основных средств и их налогообложения.
Вусловиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развитияэкономики, высокой степени изношенности основных средств важное значениеприобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций иобновлению основного капитала.
Основныесредства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своейсовокупности образуют производственно-техническую базу и определяютпроизводственную мощь предприятия.
Основнымизадачами бухгалтерского учета основных средств являются:
контрольза сохранностью и наличием основных средств по местам их использования;правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете ихпоступления, выбытия и перемещения;
контрольза рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основныхсредств;
исчислениедоли стоимости основных средств в связи с использованием и износом длявключения в затраты предприятия;
контрольза эффективностью использования оборудования, производственных площадей,транспортных средств и других основных средств;
Этизадачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильнойорганизации учета наличия и движения основных средств, расчетов по ихамортизации.
Такимобразом, принимая во внимание вышеперечисленные задачи, стоящие передбухгалтером на предприятии, рассмотрим их выполнение на примере конкретнойорганизации (ООО “Новый дом”). Для этого выявим степень соответствиядействующему законодательству ведения учета основных средств по следующимосновным направлениям:
сущностьосновных средств, их классификации;
учетих наличия и движения;
учетамортизации основных средств;
вопросыинвентаризации.
IСущность основных средств
1.1Основные нормативные документы
1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: Проспект, 1998.
3.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (вред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н.)
4.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от31.10.2000 г. №94н.
5.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утвержденоприказом Минфина РО от 30.03.2001 г. №26н.
6.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утвержденыприказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33н (в ред. приказа Минфина РФ от28.03.2000 г. №32н).
7.Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основныхфондов народного хозяйства СССР. Утверждены постановлением Совета МинистровСССР от 22.04.90 г. № 1072.
8.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
9.Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержденпостановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
10.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ).
11.Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленнуюстоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ поналогам и сборам от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447.
12.«О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятийи организаций». Инструкция Министерства РФ по
налогами сборам от 15.06.2000 г. № 62.
13.Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы»
(подакцизныетовары) части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФпо налогам и сборам от 18.12.2000 г. № БГ-3-03/440.
14.«Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». ПриказМинфина РФ от 17.02.97 г. № 15.
15.Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлениемГосстандарта России от 26.12.94 г. № 359 ( введен в действие с 1 января 1996 г.).
16.«Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и
переоценкеосновных фондов». Постановление Правительства
РоссийскойФедерации от 24.06.98 г. № 627.
17.Указания о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатовпереоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г. Утверждены приказомМинфина РФ от 19.12.95 г. № 130.
18.«О порядке применения нормативных документов по амортизационной политике ипереоценке основных фондов в 1998 г.». Письмо Госкомстата РФ от 22.09.98 г. №ВГ-1-23/3747.
19.«Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальномхозяйстве». Письмо Минфина РФ от 29.10.93 г. №118.
20.«О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000г. № 4н.
21.Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерскойотчетности организации. Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н.
1.2Понятие основных средств
Основныесредства – это внеоборотные активы, отвечающие определённым критериям иобладающие материально-вещественной структурой.
Вэтом определении присутствуют следующие ключевые понятия: основные средства;внеоборотные активы; определённые критерии; материально-вещественная структура.Разберём их подробнее.
Основныесредства – это словосочетание подчёркивает тот факт, что именно это имуществоопределяет материально-техническую базу и производственный потенциалпредприятия. Вместе с тем основные средства – это чисто отечественнаяхарактеристика, которая отсутствует в учёте большинства стран. Как правило,зарубежные бухгалтеры используют более конкретные понятия – оборудование,здания и т. д.
Каки нематериальные активы, основные средства представляют собойкапитализированные расходы организации, но в отличие от них стоимость основныхсредств определяется их материальным воплощением.
Сюридической точки зрения основными средствами следует признать то, чтосчитается таковым согласно нормативным документам, и то, за что устанавливаетсяматериальная ответственность работников организации.
Сэкономической точки зрения возможны две трактовки.
Согласнопервой основные средства рассматриваются как вложенный капитал, и,следовательно, все основные средства должны учитываться по себестоимости и ихможно уподобить расходам будущих периодов (динамический баланс).
Согласновторой трактовке основные средства понимаются как ресурс, находящийся впредприятии (статистический баланс).
Внеоборотныеактивы – это все активы, которые используются более года и не относятся коборотным.
Критериивыделения основных средств из множества внеоборотных активов установлены ПБУ6/01 «Учёт основных средств», согласно которому активы принимаются к учёту вкачестве основных средств при единовременном соблюдении следующих условий:
а)использование в производстве продукции при выполнении работ или оказания услуглибо для управленческих нужд организации;
б)использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использованияпродолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если онпревышает 12 месяцев;
в)организацией не предполагается последующая перепродажа активов;
г)способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Изэтого определения следует, что от других материально-вещественных ценностейосновные средства отличаются длительным сроком полезного пользования.
Подсловами «полезное пользование» понимается, согласно п.4 ПБУ 6/01, возможностьприносить доход. Если объект приносит доход более одного года, он относится косновным средствам, если меньше, то к материалам. Если организация относитобъект к основным средствам, то она сама определяет срок полезногоиспользования исходя из следующих факторов:
— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемойпроизводительностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественныхусловий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— планируемого объёма производства продукции или работ в результате практическогоприменения этого объекта;
— ограничений, вытекающих из нормативно-правовых актов.
Срокполезного использования, исходя из приведённых факторов (за исключениемпоследнего), может быть определён только приблизительно, т.е. граница междуосновными средствами и оборотными активами размыта и устанавливается, какправило, исходя из интересов организации.
Приведенныекритерии основных средств строго соответствуют нормативным документам, но напрактике их выполнение осложняется тем, что часто весьма сложно решить, будетли использоваться тот или иной объект больше или меньше одного года. Но дажеесли ясно, что объект будет служить больше 12 месяцев, все равно возникаетпроблема цены. Нетрудно привести примеры имущества со сроком полезногоиспользования больше года (например, канцелярские принадлежности, калькуляторыи пр.), но которые с точки зрения здравого смысла назвать основными трудно.Составители нормативных документов это, конечно, понимают и вводят еще один, всущности решающий, — стоимостной критерий, который объекты стоимостью не более10000 руб. за единицу разрешает сразу декапитализировать, т. е. списывать назатраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в производство иэксплуатацию. Это значит, что в учетной политике может быть принят лимит меньше10 000 руб., что может существенно изменить финансовые результаты фирмы. Вналоговом учете этого делать нельзя. (Глава 25 НК РФ устанавливает жесткийлимит в 10 000 руб.) Отсюда вытекает порядок, согласно которому объектыстоимостью выше стоимостного лимита капитализируются, а ниже —рекапитализируются в затраты на производство или же сразу, как было сказано,декапитализируются. При этом каждый капитализируемый объект представляет собойединицу учета.
Материально-вещественнаяструктура представлена набором предметов, служащих больше года и выступающихдля организации ее инвентарными объектами.
Инвентарнымобъектом средств является объект, которому присвоен инвентарный номер. Объектдолжен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Вкачестве объекта может выступать обособленный комплекс конструктивносочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный длявыполнения определенной работы.
Инвентарныйномер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации и неприсваивается другим объектам в течение пяти лет после его выбытия. Вбухгалтерии на каждый объект или на группу однотипных объектов открываетсяинвентарная карточка, содержащая информацию о наименовании, стоимости итехнико-эксплуатационных характеристиках объекта, дате принятия к учету и пр.
1.3Классификация основных средств
Можновыделить шесть оснований для классификации:
— по натурально-вещественному составу и выполняемым функциям, в соответствии сОбщероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) основные средстваучитываются по следующим группам: здания, сооружения, машины и оборудование,транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий ипродуктивный скот, многолетние насаждения, другие виды основных средств(книжные фонды библиотек, капитальные затраты в арендованные основные средства,расходы на мелиоративные, осушительные и другие работы по улучшению земель).Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки и объектыприродопользования, приобретенные организацией и собственность.
— по отраслевой принадлежности различают: основные средства промышленности,сельского хозяйства, торговли и т. д.
— по степени использования в деятельности организации они подразделяются нанаходящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки,дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, на консервации.
— по имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующиегруппы:
а)основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в томчисле сданные в аренду);
б)основные средства, находящиеся у организации в оперативном управлении илихозяйственном ведении;
в)основные средства, полученные организацией в аренду.
— по характеру участия в производственном процессе основные средства делятся наактивные и пассивные. Активные основные средства непосредственно воздействуютна предмет труда, пассивные обеспечивают условия для нормального протеканияпроцесса производства.
— по назначению основные средства подразделяются на производственные,используемые для получения доходов по обычным видам деятельности, инепроизводственные, не используемые при осуществлении обычных видовдеятельности организации. К основным средствам производственного назначенияотносятся объекты, использование которых направлено на систематическоеполучение прибыли как основной цели хозяйственной деятельности. Они применяютсяв процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельскомхозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственнойпродукции и аналогичных видах деятельности.
1.4Оценка основных средств
Необходимоеусловие правильного учета основных средств — единый принцип их оценки.
Оценкаосновных средств представляет собой денежное выражение стоимости, в которой онинаходят отражение в бухгалтерском учёте.
Различаюттри оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
Первоначальнаястоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатациюна данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течениепериода нахождения на предприятии.
Первоначальнаястоимость определяется:
Пообъектам, приобретённым за плату, — по сумме фактических затрат организации наприобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС идругих возмещаемых налогов;
Дляобъектов, поступивших безвозмездно, — по текущей рыночной стоимости на дату ихпринятия к учёту;
Дляобъектов, вносимых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал, — поденежной оценке, согласованной учредителями;
Дляобъектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств(оплату) неденежными средствами, — по стоимости переданного или подлежащегопередаче имущества исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствахобычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Такимобразом, способ оценки основного средства зависит от варианта поступленияобъекта на предприятие. Изменение первоначальной стоимости основных средствдопускается в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичнойликвидации, а также в результате переоценки.
Принципыоценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от формсобственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может бытьизменена при переоценке основных средств, достройки, дооборудования,реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Восстановительнаястоимость (полная восстановительная стоимость) – стоимость аналогичных объектовосновных средств в действующих условиях воспроизводства, т.е. стоимость всехзатрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты натранспортировку, установку и т.п. по действующим рыночным ценам и тарифам наопределённую дату. С течением времени первоначальная стоимость отклоняется отвосстановительной в силу различных причин: высокого уровня инфляции,удешевления производства, состояния рынка и пр. В том случае, когда величинаотклонения становится существенной, первоначальная стоимость переоценивается идоводится до уровня восстановительной, что соответствует теории статистическогобаланса.
Остаточнаястоимость основных средств – это первоначальная стоимость за вычетом суммыначисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются вбухгалтерском балансе. Аналогично полной восстановительной стоимостииспользуется понятие остаточной восстановительной стоимости.
Вучете особое значение придаётся формированию первоначальной стоимости основныхсредств, другими словами – капитализации расходов, принимаемых в учете как основныесредства. При этом чем больше первоначальная стоимость амортизируемого объекта,тем больше величина прибыли.
Дляисчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях ихпоступления предназначен счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебетуэтого счёта собираются затраты на приобретение, изготовление и сооружениеосновных средств, стоимость основных средств, оприходованных по другимвариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их кэксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступленияпервоначальная стоимость объектов основных средств отражается на различныхсубсчетах.
Сформированнаяпервоначальная стоимость объектов основных средств после ввода их вэксплуатацию, принятия к учёту на основе акта приёмки-передачи и другихдокументов списывается с кредита счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» вдебет счёта 01 «Основные средства» или счёта 03 «Доходные вложения вматериальные ценности».
IIУчет основных средств
2.1Учет поступления и выбытия основных средств
Учетпоступления
Поступлениеобъектов основных средств в организацию может осуществляться различнымиспособами:
врезультате долгосрочных инвестиций (приобретение, изготовление и сооружениеобъектов основных средств);
получениеосновных средств по договорам дарения (безвозмездное поступление основныхсредств);
подоговорам аренды (имущественного найма);
вкладыв уставный капитал и др.
Наосновании Плана счетов бухгалтерского учета ФХД организации, утвержденногоПриказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н, для бухгалтерского учетаосновных средств, состоящих на учете и находящихся в эксплуатации, наконсервации, в аренде, доверительном управлении предназначен счет 01 «Основныесредства».
Основнымспособом поступления основных средств в организацию являются долгосрочныеинвестиции (капитальные вложения).
Долгосрочныеинвестиции в основные средства связаны с:
осуществлениемкапитального строительства (в форме нового строительства, а такжереконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятийи объектов непроизводственной сферы);
сприобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;
сприобретением земельных участков и объектов природопользования.
Учеткапитальных вложений, связанных с приобретением, сооружением и изготовлениемосновных средств, ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Кданному счету открываются следующие субсчета:
08-1«Приобретение земельных участков»,
08-2«Приобретение объектов природопользования»,
08-3«Строительство объектов основных средств».
Затратыпо возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданногов монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами,сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство(независимо от того, осуществляется это строительство подрядным илихозяйственным способом).
08-4«Приобретение объектов основных средств»
Объектыосновных средств, приобретенные за плату, принимаются к учету по первоначальнойстоимости, как сумма фактических затрат на приобретение, за исключением НДС ииных возмещаемых налогов. В состав фактических затрат включаются:
суммы,уплачиваемые по договору с поставщиком основных средств;
суммы,уплачиваемые за услуги, связанные с приобретение основных средств,
таможенныепошлины,
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением основных средств и др.затраты.
Поступившиеобъекты основных средств принимает комиссия, назначаемая руководителеморганизации, и составляется акт приема – передачи основных средств, которыйутверждается руководителем организации.
Напоступившие объекты основных средств заводят инвентарную карточку учетаосновных средств. Инвентарная карточка является основным аналитическим реестромучета основных средств, содержание и форма, которой зависит от вида основныхсредств.
Приприобретении объектов основных средств за плату на счетах бухгалтерского учетаделают следующие записи:
Д08-4К60-отражение фактических затрат, связанных с приобретением объектов основных средств;
Д19К60-отражение сумм НДС, выделенных на счетах-фактурах по приобретенным основнымсредствам;
Д08-4К76-отражение сумм, уплачиваемых за информационные, консультационные,посреднические услуги, уплаченные таможенные пошлины и иные затраты, связанные сприобретение основных средств;
Д19К76-отражение сумм НДС, по информационным, консультационным, посредническимуслуги;
Д01К08-4 — принятие объектов основных средств в бухгалтерскому учету .
Оплатаприобретенных объектов основных средств проводиться следующими проводками, взависимости от оплаты: Д60 К50, Д60 К51, Д60 К52, Д60 К55
Д68К19-отражение НДС предъявленного к возмещению из бюджета по приобретенным основнымсредствам.
Основныесредства, полученные в результате строительства (изготовления), отражаются вучете по первоначальной стоимости (в сумме фактических затрат на строительствообъекта).
Строительствообъектов основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственнымспособом. Затраты на строительство объектов основных средств формируются насчете 08-3 «Строительство объектов основных средств». Следует заметить, что этиоперации должны регулироваться ПБУ «Учет договоров (контрактов) на капитальноестроительство».
Приосуществлении строительства подрядным способом в бухгалтерском учете делаютследующие записи:
Д08-3К60отраженызатраты по принятым от подрядных организаций строительно-монтажным работам;
Д19-1К60отраженНДС, предъявленный подрядчиком к оплате заказчику;
Д01К08-3объектосновных средств введен в эксплуатацию.
Привыполнении организацией строительно-монтажных работ хозяйственным способом вбухгалтерском учете делают следующие записи:
Д10К60приобретеныматериалы для выполнения работ по сооружению объекта;
Д19К60отраженНДС по приобретенным материалам.
Отраженызатраты по возведению зданий, сооружений, монтажу и др. расходы на капитальноестроительство за минусом НДС:
Д08-3К07отраженызатраты по монтажу оборудования
Д08-3К10отраженызатраты по использованным материалам
Д08-3К70заработнаяплата работникам
Д08-3К69единыйсоциальный налог с ЗП работников
Д08-3К19невозмещаемый НДС списан на увеличение фактических затрат на сооружение иизготовление,
Д08-3К68начисленНДС на объем выполненных работ,
Д60К51перечисленыденежные средства,
Д68К19отраженНДС по приобретенным материалам, выполненным работам, оказанным услугам,
Д01К08-3объектосновных средств введен в эксплуатацию.
Учетпоступления основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал.
Однимиз способов поступления основных средств является получение объектов в счетвклада в уставный капитал вновь образуемой или увеличивающей уставный капиталорганизации. Внося вклады в уставный капитал организации, учредители действуютна основании учредительного договора, и при их внесении в бухгалтерском учетеорганизации первоначальной стоимостью признается их денежная оценка,согласованная учредителями организации. При принятии к учету объектов основныхсредств, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капиталорганизации, делают следующие бухгалтерские записи:
Д75-1К80насумму задолженности учредителей в денежной оценке по вкладам в уставный капиталпри создании организации,
Д08-4К10
Д08-4К60 отражение расходов по доставке,
Д08-4К70установке и доведению объектов основных средств до
Д08-4К69 пригодного к использованию состояния;
Д08-4К75-1поступлениевкладов в виде основных средств от учредителей;
Д19К83НДСпо вкладу в уставный капитал;
Д01К08-4принятиеобъектов основных средств в эксплуатацию;
Д68К19НДСпо вкладу в уставный капитал принят к вычету.
Учетосновных средств, поступивших по договору дарения (безвозмездно).
Согласнодоговору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуетсяпередать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественноеправо (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуетсяосвободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Объектыосновных средств, поступивших по договору дарения, принимаются к бухгалтерскомуучету по рыночной стоимости. В соответствии с ПБУ рыночная цена имуществаустанавливается документальным или экспертным путем. Расходы по установлению иподтверждению рыночной цены включаются в первоначальную стоимость объектовосновных средств.
СогласноПБУ 9/99 «Доходы организации» активы, полученные безвозмездно, включаются всостав прочих доходов организации. При вводе в эксплуатацию основных средств,оформляют акт приемки – передачи основных средств. На каждый объект заводяткарточку учета основных средств.
Принятиек учету объектов основных средств, поступивших от других юридических ифизических лиц по договору дарения, а также в иных случаях их безвозмездногополучения, отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Д08-4К98-2поступлениеобъектов основных средств по договору дарения,
Д08-4К60 отражение расходов,
Д08-4К76 связанных с транспортировкой объектов основных средств
Д08-4К70
Д08-4К69
Д01К08-4принятиеобъектов основных средств к бухгалтерскому учету
Затраты,связанные с поступлением объектов основных средств по договору дарения, могутбыть списаны за счет средств целевого финансирования.
Поступлениеденежных средств в порядке целевого финансирования отражаются по дебету счетов50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» в корреспонденции скредитом счета 86 «Целевое финансирование».
Отражениезатрат, связанных с безвозмездным поступлением объектов основных средств,осуществляется в общеустановленном порядке.
Списаниезатрат при вводе в эксплуатацию объектов отражается учетной записью:
дебетсчета 86
кредитсчета 98 субсчет 2 «Безвозмездное поступление».
/>/>/>/>/>Учетвыбытия основных средств
СогласноПБУ 6/01 объекты основных средств выбывают в следующих случаях:
— их реализации;
— их ликвидации;
— их передачи (дарение, безвозмездная передача);
— внутренняя передача;
— недостачи и порчи;
— в иных случаях.
Решениео выбытии объектов основных средств принимает руководство организации. Руководствоорганизации может создать специальную комиссию, которая определитцелесообразность и непригодность дальнейшего использования объектов. Она такжепроводит осмотр объектов основных средств; знакомиться с техническойдокументацией основных средств, подлежащих списанию; устанавливает причинысписания и выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств, атакже привлекает их к материальной ответственности.
Завершающимэтапом деятельности комиссии является составление акта о ликвидации объектовосновных средств. Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированногооборудования, а также другие материалы оприходываются как лом или утиль по ценевозможной реализации. Непригодные материалы и детали приходуются как вторичноесырье.
Дляучета выбытия основных средств к счету 01 «Основные средства» организацииоткрывают специальный субсчет 02 «Выбытие основных средств». В дебет данногосубсчета относится стоимость выбывших основных средств, а в кредит — суммаамортизации. По окончании остаточная стоимость объекта списывается со счета 01«Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Учетпродажи основных средств
Списаниепервоначальной (восстановительной стоимости) основных средств отражается подебету счета 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» вкорреспонденции со счетом 01 «Основные средства». Сумма накопленной амортизациипо выбывшим объектам основных средств отражается записью по дебету счета 02«Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основныесредства» субсчет «Выбытие основных средств».
Продажаоформляется актом списания основных средств. Акт оформляется постояннодействующей комиссией в 2 экземплярах, первый из которых передается вбухгалтерию, а второй экземпляр передается ответственному за хранение основныхсредств.
Вакте указываются существенные показатели, характеризующие объект(первоначальная стоимость, причина выбытия с обоснованием нецелесообразностидальнейшего использования и невозможности восстановления и др.).
Реализацияосновных средств на счетах бухгалтерского учета отражается следующими записями:
Д01-02К01 списание первоначальной стоимости объекта основных средств;
Д02К01-02 списание сумм накопленной амортизации;
Д91-2К01-02 списана остаточная стоимость основных средств;
Д91-2К10
Д91-2К69
Д91-2К70
Д91-2К76 отражение расходов, связанных с продажей основных средств;
Д62К91-1отражение сумм выручки, полученной от реализации объектов;
Д51К62отражается сумма платежа, полученная от покупателя;
Д91-3К68отражена сумма НДС, начисленного по реализованным основным средствам;
Д91-9К99отражение прибыли от продажи объектов;
Д99К91-9отражение убытка от продажи объекта.
Учетпередачи основных средств по договору дарения (безвозмездно).
Объектыосновных средств могут выбывать в случае безвозмездной передачи другойорганизации. При этом должен быть составлен договор дарения.
Подоговору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуетсяпередать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественноеправо (требование).
Безвозмезднаяпередача оформляется актом приема-передачи основных средств, по которому вбухгалтерии организации производятся соответствующие записи в инвентарнойкарточке переданного объекта основных средств и прилагают карточку к актуприемки-передачи основных средств.
Сумманакопленной амортизации по выбывшим объектам основных средств отражаетсязаписью по дебету счета 02 в корреспонденции с кредитом счета 01. На стоимостьрасходов, связанных с безвозмездной передачей основных средств, делаетсязапись:
дебетсчета 91-2 — кредит счета 10, 70, 69.
Прибезвозмездной передачи основных средств на счетах бухгалтерского учета делаютследующие записи:
Д01-02К01 списание первоначальной (восстановительной) стоимости;
Д02К01-02 списание сумм накопленной амортизации;
Д91-2К01-02 списание остаточной стоимости объектов;
Д91-2К10
Д91-2К70
Д91-2К69 отражение сумм расходов, связанных с безвозмездной передачей объектов;
Д91-3К68 отражение сумм НДС по безвозмездно переданным объектам;
Д99К91-9отражение суммы убытка от безвозмездной передачи объектов.
Необходимоотметить, что передача основных средств по договору дарения государственныморганам власти и органам местного самоуправления, а также государственным,муниципальным, унитарным организациям и предприятиям не признается реализациейтоваров (работ, услуг) и не облагается НДС.
Учетвыбытия основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованию.
Объектыосновных средств могут быть списаны в результате морального и физическогоизноса, аварий, стихийных бедствий и т.п.
Привыбытии основных средств вследствие непригодности к дальнейшему использованиюна счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:
Д01-02К01списание первоначальной (восстановительной) стоимости;
Д02К01-02списание сумм накопленной амортизации;
Д91-2К01-20списание остаточной стоимости выбывших объектов;
Д91-2К10
Д91-2К70
Д91-2К69 отражение сумм расходов, связанных с разборкой и демонтажем;
Д10К91-1оприходование материалов, полученных в результате списания;
Д91-9К99отражение сумм прибыли от списания объектов;
Д99К91-9отражение суммы убытка от списания объектов.
Учетпередачи основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Первоначальнойстоимостью основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал другихорганизаций, признается стоимость, согласованная учредителями организации.
Передачаимущества в счет погашения учредительного взноса осуществляется по стоимости,по которой оно отражено в бухгалтерском балансе учредителя на дату передачи.Кроме того, учредителем при необходимости возмещаются расходы по доставке имонтажу оборудования.
Списаниеостаточной стоимости объектов отражается записью по дебету счета 58 «Финансовыевложения» субсчет 1 «Паи и акции» в корреспонденции с кредитом счета 01-02.
Припередаче основных средств в счет вклада в уставный капитал других организацийделаются следующие записи:
Д01-02К01списаниепервоначальной (восстановительной) стоимости;
Д02К01-02списание сумм накопленной амортизации;
Д58-1К01-02списание остаточной стоимости объектов,
Д58-1К10
Д58-1К70
Д58-1К69 отражение суммы расходов, связанных с передачей основных средств в качествевклада в уставный капитал других организаций;
Д58-1К68 отражение суммы восстановленного НДС.
/>/>/>/>/>/>/>2.2 Учет амортизации основныхсредств
Амортизацияосновных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных сприобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимостиосновных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектамнепроизводственного назначения – на собственные источники.
Пообъектам основных средств некоммерческих организаций амортизация неначисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации осуммах износа, начисляемого линейным способом.
Материалыи сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полнойсумме, основные средства – через амортизацию.
Понятиеамортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств насебестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления износа,который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Счет 01 некорреспондирует со счетом 02. Износ начисляется следующими проводками:
Д-т20,23, 25, 26 К-т 02 – начислен износ основных средств.
Порядокамортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний побухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основныесредства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственноговедения, оперативного управления.
Износне начисляется на:
машины,оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятиикак товар или готовая продукция;
основныесредства, полученные безвозмездно и по договорам дарения, а также объекты,полностью приобретенные за счет бюджетных ассигнований (если объект приобретенчастично за счет бюджетных ассигнований, то износ рассчитывается с частистоимости, равной собственным затратам предприятия. Это положениераспространяется только на основные средства, поступившие и поступающие после 1января 1998 года. На основные средства, поступившие таким образом в предыдущиепериоды (до 1 января 1998 года износ начисляется);
жилищныйфонд;
объектывнешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства,дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;
продуктивныйскот;
многолетниенасаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
приобретенныеиздания (книги, брошюры и др.);
мобилизационныемощности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Амортизацияприостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срокне менее трех месяцев и не используемые в производстве. Порядок консервацииосновных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждаетсяруководителем организации, при этом могут быть переведены на консервациюосновные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющиезаконченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителемпредприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований сналоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизацияприостанавливается также в период восстановления объектов основных средств,продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Всезонных производствах годовая сумма износа начисляется равномерно в течениепериода работы предприятия в отчетном году.
Существуютчетыре способа амортизации:
линейный;
способуменьшаемого остатка;
списаниестоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способсписания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейныйспособ – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй итретий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении,суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие.Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике.При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основнымсредствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородныхобъектов.
Приспособе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта на началоотчетного года и нормы амортизации, установленной организацией.
Потретьему способу — исходя из стоимости объектов основных средств: соотношениячисла лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, и суммычисел лет, срока полезного использования объекта.
Способыамортизации, изложенные в ПБУ 6/01 и Методических указаниях, действуют с 30марта 2001 года, они могут применяться только при ведении бухгалтерского учета.В целях налогообложения использоваться линейный способ по нормам, установленнымпостановлением № 1072. Эти нормы устанавливаются в процентах на год.
Привводе объекта основного средства в эксплуатацию составляется акт приема –передачи по форме. Дата составления акта и будет являться датой ввода.Начисление износа начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода,и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.
Применениеускоренной амортизации в определенных случаях регламентируется постановлениемПравительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации ипереоценке основных фондов». Норма отчислений может увеличиваться, но не более,чем в два раза. Необходимость применения коэффициента в большем размересогласовывается с финансовыми органами субъектов РФ. Цель ускореннойамортизации (только для активной части основных фондов) – создание условий дляразвития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрение эффективных видовмашин и оборудования.
Соответствующийперечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудованияустанавливался федеральными органами исполнительной власти.
Решениео применении ускоренной амортизации оформляется в Приказе об учетной политике.
2.3Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств
Дляобеспечения бесперебойной работы основных средств необходимо не толькосистематически наблюдать за их состоянием в процессе производства (смазка,осмотр и Т. п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта(текущего или капитального), модернизации и реконструкции.
Подтекущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталейдля поддержания объекта в рабочем состоянии. Под капитальным ремонтом понимаютодновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемыхобъектов. Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативныхпоказателей функционирования объектов основных средств (срока полезногоиспользования, мощности).
Восстановлениеосновных средств проводится в соответствии с планом исходя из системыпланово-предупредительного ремонта, который утверждается руководителеморганизации. Система планово-предупредительного ремонта предусматриваетобслуживание основных средств, текущий и капитальный ремонт. Онаразрабатывается организацией на основе технических характеристик объектовосновных средств, условий их эксплуатации и т.п.
Всоответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ10/99 работы по восстановлению основных средств и соответствующие им расходыотносятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановлениеосновных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией системыпланово-предупредительного ремонта оборудования и других объектов основныхсредств. При этом расходы по обычным видам деятельности, включая расходы навосстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организациив поэлементном разрезе.
Однакодля целей управления организуется учет расходов по статьям затрат, переченькоторых устанавливается самой организацией.
Восстановлениеосновных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным способами.При подрядном способе работы по восстановлению производятся специализированными(сторонними) организациями на основе договора подряда. При хозяйственномспособе они выполняются вспомогательными ремонтными цехами организации илиремонтными бригада-ми цехов основного производства.
Дляконтроля за своевременным проведением ремонтных работ инвентарные карточки объектовосновных средств размещаются в картотеке в разделе «Основные средства времонте», а после оформления акта приемки-сдачи (ф. № ОС-3) перемещаются враздел действующих объектов.
Финансированиезатрат на восстановление основных средств зависит от принятой в организацииучетной политики. В настоящее время организациям предоставлено правосамостоятельно решать вопрос о формировании источников финансирования указанныхзатраты: за счет резерва расходов на ремонт основных средств илинепосредственного включения затрат в себестоимость продукции. В НК РФ (в ред.от 29.05.02 № 57-Ф3) предусмотрено, что организации для равномерного включениярасходов на ремонт (в течение двух и более налоговых периодов) в издержкипроизводства (обращения) могут создавать ремонтный фонд. При этом затраты навосстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете тогоотчетного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт формируется засчет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержкипроизводства исходя из сметной стоимости ремонта. Например, годовая сметазатрат на ремонт объекта — 72 тыс.руб., тогда ежемесячная сумма отчислений врезерв составит 6 тыс.руб. (72: 12). При этом ежемесячно дебетуются счетазатрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) икредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов наремонт основных средств».
Приопределении норматива отчислений в резерв следует исчислить предельную суммуотчислений на основе периодичности осуществления ремонта объекта основныхсредств, частоты замены узлов, деталей, конструкций и сметной стоимостиремонта. При этом предельная сумма не может превышать среднюю величинуфактических затрат на ремонт за последние три года. Если организациянакапливает средства для проведения особо сложных и дорогих работ покапитальному ремонту объекта в течение более одного отчетного (налогового)периода, то предельный размер может быть увеличен на сумму отчислений всоответствии с графиком проведения ремонта.
Отчисленияв резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств списываются на расходыравными долями в течение отчетного периода.
Еслифактические затраты на ремонт основных средств превышают сумму созданногорезерва за отчетный период, то сумма превышения включается в состав прочихрасходов на дату окончания этого периода.
Приобратном соотношении сумма превышения созданного резерва над фактическимизатратами включается в состав доходов организации.
Прихозяйственном способе выполнения работ по восстановлению все фактическиезатраты, учтенные на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательныепроизводства», списываются за счет резерва расходов на ремонт основных средств.При этом оформляются такие бухгалтерские записи:
Д-тсч. 96 «Резервы предстоящих расходов»
К-тсч.: 20 «Основное производство» (при выполнении работ ремонтными рабочимиосновных цехов),
23«Вспомогательные производства» (при выполнении работ ремонтными цехамиорганизаций).
Приподрядном способе осуществления работ по восстановлению фактические затратыопределяются по счетам подрядчиков за выполненные работы, а расчетыосуществляются на основе актов приемки выполненных работ. При этом на суммуакцептованных счетов подрядчиков дебетуется счет 96 «Резервы предстоящихрасходов» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплатаакцептованных счетов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
2.4Инвентаризация и переоценка основных средств
Достоверностьданных текущего бухгалтерского учета и отчетности по основным средствамобеспечивается проведением инвентаризации.
Всоответствии со ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и Положением по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (в редакции Минфина РФ от30.12.99 ПБУ 6/01 (с изменениями и дополнениями) количество проводимых вотчетном году инвентаризаций основных средств, даты их проведения и переченьпроверяемых объектов определяются самой организацией. Однако инвентаризацияосновных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, абиблиотечных фондов — один раз в пять лет, исключение составляют случаи, когдапроведение инвентаризации обязательно:
а)при передаче объектов основных средств в аренду, при их выкупе, продаже, атакже при преобразовании государственного или муниципального унитарногопредприятия;
6)перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, имея в виду, чтоорганизации имеют право не чаще одного раза в год (на начало года) производитьпереоценку основных средств по восстановительной стоимости;
в)при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
г)при установлении фактов недостачи, хищения, злоупотребления или порчиимущества;
д)в случаях пожара, стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций;
е)при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного(разделительного) баланса и в других случаях в соответствии сзаконодательством;
ж)при проведении переоценки основных средств по решению организации-собственника(не чаще одного раза в год) на начало года;
з)при передаче организаций, их структурных подразделений, а также зданий исооружений другому собственнику
Инвентаризацияпроводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационнойкомиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяетналичие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество(оборудование, машины и т.д.) и составляет инвентаризационную опись основныхсредств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), а такжеземельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих правособственности на это имущество.
Инвентаризационнаяопись составляется по местонахождению объектов основных средств и материальноответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельнаяопись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственнымилицами и передаются в бухгалтерию.
Еслипри инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, то ониоцениваются по ценам воспроизводства и вносятся в опись. На основные средства,принятые в аренду, составляется отдельная опись.
Еслив процессе инвентаризации установлено, что по отдельным объектам основныхсредств изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новыхпомещений, надстрой-ка этажей или снос некоторых конструктивных элементов,которые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основесоответствующих документов определить увеличение (уменьшение) первоначальнойстоимости объекта и отразить в описи. При этом необходимо составить акт иуказать причины и лиц, виновных в несвоевременном отражении соответствующихизменений в учетных регистрах.
Основныесредства, непригодные к эксплуатации вследствие полной амортизации, порчи,показываются в отдельной описи, где приводится информация о времени их ввода вэксплуатацию и о причинах непригодности.
Выявленныепри инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с даннымибухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и другихдокументов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатовинвентаризации, которая имеет следующий вид:
Ведомостьрезультатов инвентаризации (руб.)№ п/п
Наимено- вание
счета
Номер
счета
Результат
инвентаризации
установлена
порча
имущества
Из общей суммы недостач и
потерь от порчи имущества недостача излишек
зачте
но по
пере
сортице
списано в
пределах
норм
убыли
отнесено
на виновных
лиц
списано на
финна-нсовые
результаты сумма сумма сумма 1
Основные
средства 01 12 000 - - - - 12 000 2 Нематериальные активы 04 5000 - - - 5000 -
Ит.д.
Руководитель Главный бухгалтер Председатель инвентаризационной
комиссии
Излишкиосновных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на датупроведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01«Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственнойдеятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачиосновных средств списываются за счет виновных лиц по дебету счета 73 «Расчета сперсоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материальногоущерба», и кредиту счета 01 «Основные средства», а при отсутствии виновниковили отказе суда во взыскании — по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Всеорганизации имеют право переоценивать объекты основных средств повосстановительной стоимости не чаще одного раза в год (на начало отчетногогода). Переоценка объекта основных средств осуществляется путем пересчета егопервоначальной или текущей (восстановительной) стоимости, если объектпереоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время егоиспользования. С этой целью проводится обязательная инвентаризация сисчислением восстановительной стоимости двумя способами: путем пересчетабалансовой стоимости на установленные индексы изменения стоимости,разработанные Госкомстатом РФ, либо путем прямого пересчета балансовойстоимости основных средств по рыночным ценам на дату переоценки.
Переоценкуосуществляют все организации независимо от форм собственности и видадеятельности. Переоценке подлежат все виды основных средств независимо оттехнического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, врезерве, запасе или незавершенном строительстве, а также подготовленные ксписанию, но не оформленные актами.
путемумножения первоначальной стоимости и суммы амортизации на повышающий(понижающий) индекс (индекс-дефлятор).
путемпрямого пересчета исходя из документально подтвержденных рыночных цен. При этомамортизация пересчитывается пропорционально изменению стоимости объектаосновных средств. Для подтверждения рыночных цен используются: данные о ценахна аналогичную продукцию, предоставленные в письменной формеорганизацией-изготовителем; сведения об уровне цен, полученные в органахгосударственной статистики, торговых инспекциях и организациях, имеющих такиесведения и расположенных на соответствующих территориях; информация об уровнецен, опубликованная в средствах массовой информации, специальной литературе,каталогах, рекламных объявлениях, пресс-релизах; экспертные заключения орыночной стоимости однородных объектов основных средств.
Суммадооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется вдобавочный капитал организации, что отражается бухгалтерской записью:
Д-тсч. 01 «Основные средства,
К-тсч. 83 «Добавочный капитал» — на сумму дооценки первоначальной стоимости;
Д-тсч. 83 «Добавочный капитал»,
К-тсч. 02 «Амортизация основных средств» — на сумму дооценки амортизации пообъекту.
Суммауценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учетанераспределенной прибыли (непокрытого убытка), что отражается следующимобразом:
Д-тсч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
К-тсч. 01 «Основные средства» — на сумму уценки первоначальной стоимости;
Д-тсч. 02 «Амортизация основных средств»,
К-тсч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на сумму уценкиамортизации объекта.
Суммыдооценки оборудования, требующего монтажа, производственного инепроизводственного незавершенного строительства, включая сметные затраты попроектной документации, отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование кустановке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительствообъектов основных средств», и кредиту счета 83 «Добавочный капитал, субсчет 1«Прирост стоимости имущества по переоценке».
Суммадооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки в предшествующиеотчетные периоды, отнесенная на счет «Прибыли и убытки» в качестве операционныхрасходов, списывается в отчетном периоде на этот счет в качестве дохода.
Суммауценки объектов основных средств в результате переоценки относится на счет«Прибыли и убытки» в качестве расходов. При этом сумма уценки объекта относитсяна уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет суммдооценки данного объекта в предшествующие отчетные периоды. Превышение суммыуценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал врезультате переоценки в предшествующие отчетные периоды, списывается на счет«Прибыли и убытки» в качестве операционного расхода.
Привыбытии объекта сумма его дооценки переносится со счета добавочного капитала насчет нераспределенной прибыли организации.
Результатыпереоценки балансовой стоимости основных средств отражаются в бухгалтерской истатистической отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом, вкотором проведена переоценка. Результаты переоценки по состоянию на 1-е числоотчетного года отражаются в учете обособленно и не включаются в показателиотчетности предыдущего года, а принимаются при формировании данныхбухгалтерского баланса на начало отчетного года. При этом следует отметить, чтов соответствии с действующим порядком увеличение стоимости основных средств врезультате их переоценки, проводимой по решению Правительства РФ (без продажиосновных средств), не увеличивает оборот, облагаемый налогом на добавленнуюстоимость.
Орезультатах переоценки организации должны сообщать органам налоговой службы.
Вусловиях инфляционной экономики при стабильном росте цен дооценка стоимостиосновных средств увеличивает величину амортизационных отчислений, аследовательно, уменьшает величину бухгалтерской прибыли. Амортизационнаястоимость основных средств согласно ст. 257 НК РФ переоценке не подлежит, и,таким образом, в настоящее время переоценка не влияет на налогооблагаемуюприбыль.
IIIУчет наличия, поступления и перемещения основных средств в ООО «Новый дом»
Краткаяэкономическая характеристика ООО «Новый дом» и организация в нем учетной работы
ООО«Новый дом» — это сеть магазинов, занимающаяся продажей строительныхматериалов. Сеть магазинов расположена по всей Челябинской области, в нашемслучае мы рассматриваем магазин в г.Карабаш.
Даннаясеть имеет следующую структуру (Рис. 1. ):
/>Генеральный директор
/>
/>Зам. Ген. директора
/>
/>Главный бухгалтер
/>Начальник отдела продаж
/>Начальник отдела закупок Отделы бухгалтерии Менеджеры по продажам Менеджеры по закупкам
/>
/> Склады
Рис.1. Структура ООО «Новый дом»
Таккак ООО «Новый дом » в своей сфере – крупное предприятие на рынке, то требуетсясоответствующих штат бухгалтерии, которая состоит (Рис.2) :
/>Бухгалтер по расчету заработной платы
/> Бухгалтер по расчету с покупателями Бухгалтер по банковским расчетам
/>
/>Главный бухгалтер Бухгалтер по расчету за услуги
/>
/>
/> Бухгалтер по расчету с поставщиками Бухгалтер по учету ОС, НМА, материалов Бухгалтер по расчету налогов
Рис.2. Структура бухгалтерии ООО «Новый дом»
Формыпервичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственнойдеятельности в ООО «Новый дом» являются №ОС-1 (акт приемки); №ОС-2 (накладнаяна внутреннее перемещение); №ОС-6 (инвентарная карточка учета основныхсредств); №ОС-6б (инвентарная книга учета объектов основных средств).
Инвентаризацияосновных средств приобретенных ООО «Новый дом» проводится не менее 1 раза вгод.
Амортизацияобъектов основных средств производится линейным методом: деление стоимостиосновного средства без НДС на срок полезного использования, которыйопределяется на основании Классификатора.
Первичныйучет движения основных средств
Каждаяоперация движения основных средств должна быть оформлена соответствующимпервичным документом установленной формы.
Формыпервичной документации для учета основных средств утверждены постановлениемГоскомстата России. В соответствии с данным постановлением организации обязаныприменять следующие первичные учетные документы для оформления операций подвижению основных средств:
акт(накладную) приемки — передачи основных средств по форме №ОС-1 — для оформленияпоступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств;
инвентарнуюкарточку учета основных средств по форме № ОС-6 — для оформления пообъектногоучета основных средств;
инвентарнаякнига учета объектов основных средств по форме № ОС-6б
накладнаяна внутреннее перемещение по форме №ОС-2
Накаждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробнойхарактеристикой. В организациях, имеющих небольшое число объектов основныхсредств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимыхсведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо.
Восновном на ООО «Новый дом» приобретение основных средств осуществляется подоговорам поставки на основании товарных накладных. При поступлении основныхсредств оформляется акт приемки основного средства форма №ОС№1. В немуказывается характеристика объекта, его местонахождение, год выпуска илипостройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытаний объекта, егосоответствие техническим условиям. Акт составляется на каждый объект отдельно.Общим актом принимаются хоз. инвентарь, инструменты, если они однотипные,одинаковой стоимости и приняты одновременно. К акту приемки прилагаетсянеобходимая техническая документация, которая передается материальноответственному лицу по месту эксплуатации объекта. При введении основногосредства в эксплуатацию ему присваивается инвентарный номер, которыйсохраняется за этим основным средством на протяжении всего срока эксплуатации.При перемещении основного средства с одного склада на другой, либо приизменении материально ответственного лица оформляется акт на внутреннееперемещение основного средства формы №ОС-2. На ООО «Новый дом» акт составляетсяпри передаче погрузочно-разгрузочного оборудования (штабелеры,электроштабелеры) с одного склада на другой, или при передаче вычислительнойтехники от одного материально ответственного лица другому(при покупке ПКматериально ответственным лицом является программист, актом на перемещение ПКпередается например бухгалтеру или оператору). Составляется в 2-х экземплярах.Один экземпляр отдается в бухгалтерию, второй экземпляр передается структурномуподразделению организации-сдатчика.
Первичныеучетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты,установленные Федеральным законом
«Обухгалтерском учете»:
Наименованиедокумента;
Датасоставления документа;
Наименованиеорганизации, от имени которой составлен документ;
Содержаниехозяйственной операции;
Измерителихозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
Наименованиедолжностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции иправильность ее оформления;
Личныеподписи указанных лиц и их расшифровки.
НаООО «Новый дом» за последние года (2007 – 2008) ремонт и списание основныхсредств не производилось. Соответственно отсутствуют первичные документы насписание и ремонт.
Вывод:На многие основные средства отсутствуют акты приемки основных средств формы№ОС-1
3.3Синтетический и аналитический учет наличия и движения основных средств
Синтетическийучет основных средств организуется на активном, инвентарном счете 01 «Основныесредства». На этом счете отражаются основные средства, принадлежащиепредприятию на правах собственности, находящиеся в эксплуатации.
Первоначальнона основании накладной приобретенные средства учитываются на счете 08.
Согласноакту ввода в эксплуатацию, составленному по установленной форме и утвержденномуруководителем предприятия, оборудование включается в состав основных средствпо первоначальной стоимости, при этом делаются бухгалтерские записи на счетах:
Дт01 «Основные средства»
Кт08 «вложения во внеоборотные активы» — на величину первоначальной стоимостиобъекта основных средств.
Основаниемдля записи на счетах является акт (накладная) приемки-передачи (форма № ОС-1),оформленный надлежащим образом.
Привводе в эксплуатацию стоимость основного средства с 08 счета списывается на 01по первоначальной стоимости (без НДС). Сумма НДС, списывается в свою очередь насчет 19.
Также на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другиезатраты, непосредственно связанные с их приобретением, как: регистрационныесборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплатауслуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечнятаких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых напервоначальную стоимость, — они должны быть непосредственно связаны сприобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств идоведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Таблица1№ п/п Операция Кор. счетов Дебет Кредит 1 Поступило основное средство от поставщика 08 60 2 Основное средство введено в эксплуатацию 01 08 3 Списание суммы 01 19 4 Начислена амортизация 02 01
Аналитическийучет основных средств по местам эксплуатации и использования организуется поинвентарным объектам. Инвентарным объектом основных средств является объект совсеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный, конструктивнообособленный предмет, предназначенный для выполнения определенныхсамостоятельных функций, или же обособленный комплекс сочлененных поконструкции предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный длявыполнения определенной работы.
Построениеаналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии идвижении основных средств, необходимых для составления бухгалтерскойотчетности(по видам, местам нахождения и т. д.).
Аналитическийучет основных средств ведется в инвентарных карточках учета основных средств(форма № ОС-6) или в инвентарных книгах учета объектов основных средств форма№ОС-6б. Заполняются инвентарные карточки (инвентарная книга) на основании актаприемки – передачи основных средств, технических паспортов и других документовна приобретение, сооружение, перемещение объектов основных средств.
Первоначальнойстоимостью приобретенного объекта основных средств является:
Суммыфактических затрат по приобретению объекта основных средств, без налога надобавленную стоимость (НДС).
Стоимостьосновных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежитизменению
Вывод:Выявлено, что с начала 2007 года поступившие основные средства в эксплуатациюне вводились (числились на 08 счете). Соответственно в аналитическом учете нетактов на приемку основных средств (форма №ОС-1)
Инвентаризацияосновных средств и отражение ее результатов
Всоответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета иотчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как идругого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, заисключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Всоответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризацииобязательно:
присмене материально ответственных лиц;
привыявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
вслучае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванныхэкстремальными условиями;
приреорганизации или ликвидации организации;
припередаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
передсоставлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризациякоторого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Инвентаризацияосновных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведенияинвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России).
Приинвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит вописи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основныетехнические или эксплуатационные показатели.
Привыявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым врегистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные,характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения итехнические показатели по этим объектам.
Машины,оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально суказанием заводского инвентарного номера по техническому паспортупредприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Выявленныеизлишки основных средств приходуются, делаются записи на счетах бухгалтерскогоучета:
Д01 «Основные средства»
К91 «Прочие доходы и расходы»
Принедостаче и порче объектов основных средств делаются записи на счетахбухгалтерского учета:
Насумму первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств:
Д01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»
К01 «Основные средства», субсчет «Основные средства в эксплуатации»
Насумму амортизационных отчислений, накопленных за время эксплуатации объекта:
Д02 «Амортизация основных средств»
К01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»
Насумму остаточной стоимости:
Д94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».
Привыявлении конкретных виновников делаются записи на счетах бухгалтерского учета– на сумму остаточной стоимости объекта основных средств:
Д73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещениюматериального ущерба»
К94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Помере погашения задолженности виновником ее соответствующую часть списывают:
Вслучае удержания суммы недостачи из заработной платы виновника:
Д70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещениюматериального ущерба»
Вслучае внесения суммы недостачи виновником наличными деньгами в кассупредприятия:
Д50 «Касса»
К73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещениюматериального ущерба».
Теоретическиинвентаризация должна проходить по вышеперечисленным условиям с соблюдениемправил инвентаризации. На ООО «Новый дом» инвентаризация не проводитсяпрактически с самого открытия организации из-за нехватки работниковбухгалтерии. Следствием этого является сложность проведения инвентаризации внастоящее время. Сказывается несвоевременный учет поступления основных средстви трудности с определением их местонахождения и принадлежащих им инвентарныхномеров. Вследствие того, что за этот период основные средства выбывали иподвергались ремонту, но это в учете не отражено и не сохранились техническиедокументы по приобретенным ранее объектам, то возникает проблема их постановкина учет (если они эксплуатируются, то невозможно определить их стоимость), теже проблемы возникают и при оформлении ремонтных работ, и при оформлениивыбытия объектов.
Вывод:Большинство основных средств не имеет инвентарного номера. К основным средствамне прикреплены материально ответственные лица. Отсутствие документации по ранееприобретенным объектам.
Методыначисления амортизации основных средств
Основныесредства погашают свою стоимость по мере начисления амортизации. Для учетаамортизации используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».
Начисляяизнос, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимостьосновных средств, которая равна разнице между первоначальной(восстановительной) стоимостью и износом.
Вбалансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которыеучитываются по остаточной стоимости.
Порядокамортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний побухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основныесредства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственноговедения, оперативного управления.
ВПБУ 6/01 и Методических указаниях предусмотрено четыре способа амортизации:
линейный;
способуменьшаемого остатка;
способсписания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способсписания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейныйспособ говорит сам за себя — суммы отчислений одинаковы за весь периодэксплуатации.
Амортизационныеотчисления по объекту основных средств начинают начисляться с первого числамесяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету,начисление продолжается до полного погашения стоимости объекта.
Амортизационныеотчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетногопериода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатовдеятельности предприятия в отчетном периоде.
НаООО «Новый дом» в течение отчетного года амортизационные отчисления по объектамосновных средств начисляются ежемесячно независимо от способа начисления вразмере 1/12 годовой суммы.
Амортизацияв данной организации производится линейным способом. При этом используетсяследующая формула:
/> (1)
А– годовая сумма амортизационных отчислений
ПС– первоначальная стоимость объекта основных средств
Т– срок полезного использования объекта основных средств
Способамортизации в течение всего срока полезного использования не должен изменяться.Отчет по начислению амортизации отражается в отчете по основным средствам.
Амортизацияначисляется ежемесячно до тех пор, пока сумма износа не будет равнапервоначальной (восстановительной) стоимости. После этого процесс амортизациипрекращается, хотя сам объект может продолжать эксплуатироваться.
Привводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательносоставлен акт приемки-передачи по форме № ОС-1. Дата составления акта и будетявляться датой ввода. Начисление износа начинается с 1-го числа месяца,следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего замесяцем выбытия.
Прирасчете амортизации обязательно учитывается срок полезного использованияобъекта основного средства. Определяя срок полезного использования, за основуберут Классификацию основных средств, утвержденную постановлением ПравительстваРФ от 1 января 2002г. №1.
Вывод:В связи с тем, что часть основных средств не были введены в эксплуатацию, то соответственнона них амортизация не начислялась.
IVСовершенствование учета наличия, поступления и перемещения основных средств вООО «Новый дом»
Относительносовершенствования учета основных средств на предприятии, можно предложитьиспользование следующих мероприятий:
Длясвоевременного оприходования поступивших основных средств (в день покупки),необходимо обеспечить поступление документов в бухгалтерию сразу же послеприобретения объектов. Для этого необходимо, чтобы сотрудник, приобретшийосновное средство передал в бухгалтерию документацию для дальнейшей обработки.Во избежании халатного отношения и утери документов, можно предложить ввестисистему штрафов. Необходимо сразу же присваивать инвентарный номер и вводить вэксплуатацию, так как ООО «Новый дом» приобретенные объекты основных средствсразу же начинает их эксплуатировать. Для точного учета местонахожденияосновных средств, необходимо, чтобы основные средства перемещались на основаниизаявления о необходимости этого перемещения и обязательно с заполнением акта наперемещение основных средств. Что касается инвентаризации, то необходимопроводить ее постоянно в установленные сроки. При амортизации основных средствнеобходимо учитывать срок полезного использования, что важно при расчете налогана имущество. От размера начисленной амортизации зависит остаточная стоимость,с которой платится налог на имущество. Поэтому расчет амортизации необходимопроводить в конце каждого месяца.
Заключение
Приучете основных средств на ООО «Новый дом» допущено много ошибок, которыенеобходимо исправить в срочном порядке. Необходимо на основные средства,введенные в эксплуатацию составить акт приемки основных средств, на каждыйобъект в отдельности. Присвоить инвентарные номера на объекты основных средств,для облегчения дальнейшего проведения инвентаризации. Выявить фактическоеместонахождение основного средства, и прикрепить к нему материальноответственное лицо, отвечающее за данный объект в случае его порчи. В настоящеевремя инвентаризацию на ООО «Новый дом» провести проблематично, так какотсутствуют на многих объектах инвентарные номера и тяжело выявить ихместонахождение. Разницы между фактическим наличием основных средств и темколичеством, которое указано в бухгалтерском учете, обусловлены еще и тем, чтоосновные средства приобретались по авансовым отчетам за наличный расчет. Данныепо этим документом очень часто попадают в базу ООО «Новый дом » несвоевременно.Необходим контроль над поступлением объектов основных средств на предприятие исвоевременное извещение работника бухгалтерии о поступлении и перемещенииобъектов.
Список литературы
Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иИнструкция по его применению.– М.: Омега-Л, 2005.–134 с.
ПБУ6/01 «Учет основных средств» (утверждено Приказом Министерства Финансов РФ от30.03.2001 г. № 26н)
Бухгалтерскийучет: официальные материалы. Срок полезного использования основныхсредств.№02.-М., февраль 2007.-62с.
Главбух:Частичное списание основных средств. №17.-М., сентябрь 2007.-76с.
Бухгалтерскийучет: Консультант бухгалтера. Понятие и классификация объектов основныхсредств. №10.-М., сентябрь 2006.-46с.
АстаховВ.П. Бухгалтерский (финансовый) учет/В.П. Астахов.– Ростов – на – Дону:Издательский центр «Март», 2004.– 121с.
ГейцИ.В. Учет основных средств.–3е издание., перераб. и доп./И.В. Гейц.–М.,2002.–117с.
КозловаЕ.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П.Козлова, Е.Н. Галанина, Т.Н.Бабченко.– М.: «Финансы и статистика»,2003.–285с.
КондраковН.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие (на основе Нового Плана счетов).–4–еизд., перераб. и доп./ Н.П. Кондраков – М.: ИНФРА–М, 2002.–640 с.
КрятоваЛ.А. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов: Учебноепособие/Л.А. Крятова.–М.: Издательско–книготорговый центр «Маркетинг»,2001.–220с.
СучковаИ.Ю. Некоторые вопросы бухгалтерского учета основных средств организации/И.Ю.Сучкова//Бухгалтерский вестник – 2000.–N4–С.5Филипенко Е.И. Переоценка основныхсредств/Е.И. Филипенко//Главбух.–2005.- № 23.–С.14–22
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.