--PAGE_BREAK--
Введение
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача экономической и социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является одним из основных объектов исследования. Целью исследования является четкое определение проблем народного благосостояния в России и способы их решения. Именно поэтому проблема уровня жизни особенно актуальна именно в наше время и именно в нашей стране.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В данной работе использовались научные труды: Т.В. Черновой, Подоваловой Р.Я., Абакумовой Н.Н., И.И Елисеевой, Кравцовой Г.Ф. Вопросам изучения уровня жизни населения посвящены труды многих российских ученых. Это работы В.Н. Бобкова, В.А. Литвинова, Н.А. Смирнова, Гулюгина А.А., Алексеевой О.А., Жеребина В.М., Землянской В.Н. Труды Бобкова В.Н. посвящены методологии использования международных стандартов и индикаторов при характеристике уровня жизни россиян, региональному неравенству уровня жизни, вопросам преодоления бедности населения.
Тема курсовой работы – «Уровень жизни и его показатели». Курсовая работа состоит из 59 страниц.
Актуальностьэтой темы заключается в том, что уровень жизни является одной из самых важных социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. На современном этапе развития экономики России тема уровня жизни населения и доходов, как главного показателя уровня жизни, очень актуальна. Показатели уровня жизни отражают не только общее социально-экономическое благосостояние населения и степень дифференциации общества, но и эффективность государственной политики в области экономического развития. Всестороннее изучение этих показателей, а также факторов, влияющих на уровень жизни, способствуют правильной выработке мер, направленных на дальнейшие преобразования в стране, и, в конечном счете, установлению экономической стабильности в обществе.
Объектомисследования данной курсовой работы является уровень жизни и его показатели.
Предмет исследования – базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности.
Цель работы– изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие уровня жизни;
- определить показатели стоимости жизни и рассмотреть виды доходов населения;
- рассмотреть понятие уровня бедности и оценить ее уровень;
- рассмотреть программы повышения уровня жизни в России.
В первой главе будет дано понятие уровня жизни, рассмотрены виды доходов населения и их источники формирования, показатели стоимости жизни.
Во второй главе будут рассмотрены понятия бедности населения и бедность на социальном уровне.
В третьей главе будут рассмотрены основные методы увеличения уровня жизни и социальные программы РФ.
В заключении будут даны соответствующие рекомендации.
1 Уровень жизни населения: основные показатели и их динамика в России 1.1 Понятие уровня жизни
Термин «уровень жизни» был введен ООН в 1961 году. Существует множество определений уровня жизни, вот некоторые из них:
- уровень жизни – уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления;
- уровень жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами;
- уровень жизни населениякак социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, — количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества — рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения.
При количественном определении жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают материальные потребности (потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.), духовные потребности (потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания), социальные потребности (потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов).
Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.
При систематизации показателей уровня жизни выделяют четыре основных раздела:
1) базисные показатели уровня жизни с подразделами: показатели стоимости жизни и потребления населения, показатели доходов, показатели соотношения доходов и стоимости жизни, дифференциации доходов и уровня бедности;
2) показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы);
3) демографические параметры;
4) природно-климатические условия.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Доходы населения: виды, источники, формирование. Номинальные и реальные доходы
Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, скота, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. При бюджетном анализе семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.
Натуральные доходы— все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы).
Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.
При реализации доходов часть их идет на потребление материальных благ, часть – на потребление услуг. На структуре потребления сказывается не только повышение денежных доходов, но и изменение структуры населения, повышение его образовательного и культурного уровня.
Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.
Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.
В структуре совокупного дохода населения поступления от личного подсобного хозяйства занимают до 25% общей суммы, чем, в частности, определяется применение совокупного дохода как одного из основных показателей для анализа уровня жизни населения, по которому в среднедушевом его исчислении ежегодно производится расчет распределения численности населения.
Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации — давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из-за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.
Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.
Рассматривая проблему структуры и формирования доходов, необходимо выделять трудовые и нетрудовые доходы. До недавнего времени в условиях командно-директивных методов управления экономикой к трудовым доходам было принято относить доходы, полученные в результате трудовой деятельности на государственных и кооперативных предприятиях и в организациях. Все виды доходов, полученные вне официальных государственных каналов, характеризовались как нетрудовые. Между тем в проблеме разделения совокупного дохода на трудовой и нетрудовой, особенно в условиях многообразия форм собственности и форм хозяйствования, появляются весьма существенные новые моменты. Прежде всего, речь идет о таких видах доходов, как доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Поступления в семейный бюджет от занятий индивидуальной трудовой деятельности по производству продукции и оказанию услуг населению, безусловно, имеют трудовую основу, а, следовательно, относятся к трудовым доходам. То же самое касается доходов, полученных от реализации товарной продукции, произведенном в личном подсобном хозяйстве (на приусадебном или садово-огородном участке). Индивидуальная трудовая деятельность, являющаяся как основным, так и подсобным занятием граждан, - звено общественного разделения труда, этот труд – составная часть совокупного общественного труда.
Важнейшие источники денежных доходов — это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты.
Основным источником доходов для большей части населения длительное время были доходы, получаемые в виде оплаты за труд, т. е. заработная плата. Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.
ׁСоотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Следует различать номинальную (т. е. начисленную) и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений. Располагаемая заработная плата – это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы). Реальная заработная плата (РЗП) — это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т. е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% (при неизменных налогах) может привести к росту реальной заработной платы на 4,5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Используется понятие «фактически выплаченная заработная плата», реальное наполнение которой очень низко. Размер заработной платы, регулярность ее выплат во многом определяет уровень жизни населения и особенно его части с низкими доходами. Своевременность выплат зарплаты в целом представляет один из важнейших факторов социально-политической обстановки в России.
Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При этом месячная оплата труда работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, определенную на этот период, и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и иные поощрительные выплаты. К ним относятся: доплаты за совмещение профессий, должностей, допуск к государственной тайне, премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер, ежемесячные и ежеквартальные вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, доплаты за работу во вредных или опасных условиях и на тяжелых работах, доплаты за работу в ночное время, в праздничные и выходные дни, за сверхурочную работу и т.д.
С развитием товарно-денежных отношений в нашей стране дополнительным источником доходов работников, занятых в общественном производстве, является прибыль. За счет чистой прибыли осуществляются такие виды доходов, как доходы от инвестиций, инноваций, дивиденды, доходы монополий, некоторые социальные выплаты и льготы и др.
В условиях рыночной экономики появляется новый источник доходов - доход от предприимчивости, или предпринимательский доход, который является вознаграждением предпринимателя за выполнение им функций (соединение труда, капитала, природных ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг; принятие решений по управлению фирмой, внедрение инноваций; риск к вложенным средствам). Этот доход образуется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит, является переменной величиной и зависит от эффективности хозяйствования. Формы достижения этой прибыли могут быть законными и незаконными, связанными или не связанными с повышением эффективности хозяйства. Важным источником доходов населения являются общественные фонды потребления, которые представляют собой способ распределения через коллективные формы потребления. На долю этого источника приходится по различным оценкам от 1/5 до 1/3 общего дохода на душу населения. Здесь можно выделить две формы предоставления выплат, услуг, льгот из общественных фондов потребления — денежную и безденежную.
В денежной форме большие средства расходуются на пенсионное обеспечение (по возрасту, инвалидности, стажу, случаю потери кормильца), стипендии, выплаты (пособия) на детей, по безработице и т. п., называемые социальными трансфертами.
Социальные трансферты — выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т. д.).
Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2000—2006 гг. в целом можно оценить негативно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Резкое снижение доли оплаты труда в доходах с 74,1% до 39,5% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам — это резкое падение (примерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.
Совокупная величина личного (семейного) дохода помимо денежных доходов складывается из доходов в натуральной форме за счет личного подсобного и домашнего хозяйств и безденежных форм дохода, которые обеспечивают социальные нужды населения в образовании, медицинском обслуживании и т. п.
Личное подсобное хозяйство играет важную роль в формировании личных и семейных доходов. В сложные социально-экономические периоды развития общества личное подсобное хозяйство становится для некоторых групп населения основным источником доходов. Следует различать товарную (т.е. продажа излишков на рынке) и нетоварную формы этих доходов (предназначенную для личного потребления). Удельный вес этого источника в доходах имеет большие колебания. Его рост в настоящее время связан с падением общественного производства, безработицей, неполной занятостью, инфляцией, развитием рыночных отношений.
Характер распределения отдельных видов доходов различен. Так, доходы от трудовой деятельности в отраслях экономики распределяются по количеству, качеству и результатам труда, а в рыночной экономике — и по собственности (особенно это характерно для акционерных обществ, коммерческих структур, частных предприятий). Социальные трансферты распределяются по принципу социальной справедливости.
Доход отличного и домашнего хозяйства, индивидуальной деятельности присваивается лично исполнителем.
По циклам жизнедеятельности человека доходы подразделяются на доходы, получаемые:
1) до участия в труде (трудоспособного возраста);
2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
3) временно неработающими (безработные, беженцы, переселенцы и т. д.);
4) после завершения трудовой деятельности (пенсионеры).
Такая классификация позволяет проследить, насколько человек как член общества обеспечен доходами и социально защищен на всех стадиях его жизни. Это реализуется через социальную, экономическую, трудовую политику любого государства. С юридической точки зрения, доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные). Незаконные доходы — это доходы, получаемые в рамках теневой («черной», «серой», «подпольной»), неформальной экономики. К этому типу доходов относят доходы, получаемые от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля государства, и приносящие нередко вред здоровью и жизни людей. Теневые доходы в свою очередь подразделяются на доходы общекриминального происхождения (коррупция, рэкет, торговля оружием, наркотиками, контрабанда и т.п.) и доходы, имеющие экономическую природу, но не учтенные налоговой службой (подпольные мастерские, нелегальное производство алкогольной и другой продукции, торговля без лицензии и т. д.).
Масштаб неформальной экономики различается по странам. Теневая экономика, по оценкам экспертов, в развитых странах составляет 10—15% ВВП, в развивающихся странах до 60—70%. Одна из причин этой незаконной деятельности — недостаточность противодействий со стороны государства, а в ряде случаев и попустительство нарушителям закона. Эти обстоятельства сдерживают развитие цивилизованного предпринимательства. Предприниматели, участвуя в теневой экономике, скрывают значительную часть доходов. Они не заинтересованы в показе прибыли и выплате налогов и дивидендов по акциям. С этой целью увеличивается себестоимость продукции, сокращается выручка, расширяются бартерные операции, исключающие получение средств, облагаемых налогом, работа выполняется без оформления договоров (особенно на малых предприятиях), за наличный расчет, капиталы размещаются за рубежом там, где более лояльное налогообложение, осуществляется контрабанда и уход от акцизов, выделяются льготы для организаций и отдельных лиц, близко стоящих к властным структурам.
Но имеются и другие виды неучтенных доходов, связанные со скрытой экономикой и скрытой заработной платой. Под скрытой экономикой понимается в основном вполне законная деятельность, которая по определенным причинам не поддается учету в обычном порядке («челночный» импорт, недоучет в торговле, услуги частных врачей, юристов, «шабашники» — строители и т. д.).
Проверка Госкомстатом России скрытой экономики с точки зрения производственной деятельности, неучтенных доходов и потребления товаров и услуг из скрытых источников показала, что в каждом случае досчеты составляют от 20 до 25% ВВП. Госкомстат провел также расчеты скрытой зарплаты, которая в 2001 г. составляла 150 трлн. руб., в 2003 — 240, в 2006 — 300 трлн. руб. (в ценах соответствующего периода), или 11% ВВП. Таким образом, формирование скрытой оплаты труда активно развивается. В этот же период росла не только скрытая номинальная заработная плата, но и реальная. В результате в составе ВВП доля оплаты труда в целом (включая начисление на социальное страхование) изменялась: в 2001 г. она повысилась вследствие резкого роста скрытой оплаты труда до 49% (против 45% в 2002 г.), в 2003 г. вследствие резкого снижения официальной зарплаты она сократилась до 43%. Эти изменения отразились на расходах и сбережениях населения.
Масштабы «теневых» доходов в России весьма значительны, и государственные меры по борьбе с ними имеют первостепенное значение.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Показатели стоимости жизни
Первым базисным показателем уровня жизни является оценка стоимости жизни.Под стоимостью жизни понимается стоимость совокупности предметов потребления, соответствующая определенному уровню удовлетворения потребностей населения. Методология расчетов оценок стоимости жизни основывается на стоимостной оценке некоторого специально отобранного комплекта потребительских благ и услуг – потребительской корзины. Потребительская корзина включает набор благ и услуг, соответствующий определенному уровню потребления, причем необходимо разграничить минимальную и рациональную “потребительские корзины”. Минимальная “потребительская корзина” представляет собой минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Рациональная “потребительская корзина” – это наиболее благоприятный набор благ и услуг, и их структура, которая рассчитывается на научной основе. Также выделяют фактическую потребительскую корзину, которая характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением.
Состав перечисленных выше видов потребительских корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство.
Для учета уровня жизни населения используются индексы стоимости жизни, количественно выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответственной “потребительской корзины” товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости “потребительской корзины” в результате произошедших изменений в уровне цен и тарифов. Индекс стоимости жизни рассчитывается путем определения среднего изменения рыночных цен только на товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. За основу расчетов берут розничные цены стандартного набора благ и услуг.
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
Потребительский бюджет представляет собой перечень конкретных расходов, производимых домохозяйствами для удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей, в натуральном и денежном выражениях. Потребительские бюджеты отличаются степенью удовлетворения основных физиологических, социальных и духовных потребностей человека. Система потребительских бюджетов формируется на основе ограниченного количества типовых бюджетов, которые обеспечивают различный уровень удовлетворения потребностей. В качестве основополагающих бюджетов выделяют:
— прожиточный минимум;
— минимальный потребительский бюджет;
— бюджет высокого достатка.
Перечисленные бюджеты расположены в порядке повышения степени удовлетворения потребностей человека. Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы гигиены, жилищно-коммунальные услуги и т.п.). Минимальный потребительский бюджет удовлетворяет основные материальные и духовные потребности человека, необходимые для восстановления сил человека, поддержания активного физического состояния и простого воспроизводства. Бюджет высокого достатка обеспечивает более высокий уровень потребления, рассчитанный на расширенное воспроизводство и достаточное удовлетворение потребностей человека.
Система потребительских бюджетов позволяет выделить группы населения, качественно отличающиеся по уровню текущего потребления:
— малообеспеченные: с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
— низкообеспеченные: с денежными доходами от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета;
— относительно обеспеченные: с денежными доходами от минимального потребительского бюджета до бюджета высокого достатка;
— состоятельные и богатые: с денежными доходами выше бюджета высокого достатка.
На основе практических расчетов специалистами Всероссийского центра уровня жизни определены примерные соотношения между бюджетами различных типов. Так, минимальный потребительский бюджет превышает прожиточный минимум примерно в 2 раза, а бюджет высокого достатка – примерно в 5-6 раз.
Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни.
Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.
В заключении можно сказать то, что уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику. В отношении доходов населения можно сказать о том, что часто размер заработной платы является главенствующим фактором при оценке уровня жизни. Такая оценка является поверхностной, однако при оценке стоимости жизни учитывается стоимость совокупности предметов потребления, соответствующая определенному уровню удовлетворения потребностей населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--2 Оценка уровня бедности населения 2.1 Критерии установления уровня бедности
Бедность – это социально-экономическое положение части населения и домашних хозяйств, стоящих на относительно низком уровне обеспечения денежными, имущественными и другими ресурсами, а, следовательно, и на низком уровне удовлетворения своих естественно-физиологических, материальных и духовных потребностей.
Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим, же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.
В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 42,3 млн. человек, или 29,1% населения страны (пороговое значение этого показателя – 7%). Увеличение натурального объема потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, привело к росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения примерно на 12%, для пенсионеров – на 25%, детей – на 20%.
Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги. Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед населением с низкими доходами.
Принимая во внимание переход на новую методологию определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку численности малоимущего населения по действующей методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 20%. Тем не менее, проблема бедности не снижается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения. В этой связи хотелось бы коснуться проблемы сопоставимости показателей бедности, основанных на расчетах величины прожиточного минимума по «старой» и «новой» методикам.
Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по «новой» методике, в связи, с чем специалисты-методологи правомерно ставят вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.
Здесь следует отметить следующее. Проблема «официальной бедности», т.е. уровня бедности с позиции официальных властей (федеральных и региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы «получили» 29,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного минимума в 2000 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности (28,4% населения страны в 1999 г. и 29,1% в 2000 г.) – явление качественно однопорядковые и не зависят от того «похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.
После официального утверждения величины прожиточного минимума, этот показатель перестает быть экономической или статистической величиной и становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом, тренд показателя бедности в переходе с 1999 г. на 2000 г. вполне корректен, если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям разделов «Социальная политика» и «Финансовая помощь бюджетам всех уровней».
Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения страны до уровня прожиточного минимума составил в 2000 г. 194,6 млрд. рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 1999 г. – 140,0 млрд. рублей, или 4,9%).
Среднедушевой доход бедного населения в 2000 г. составил 31% от величины прожиточного минимума, в то время как соотношение среднедушевого денежного дохода всего населения и величины прожиточного минимума равнялось 181,2%.
Оценка материального положения населения, соизмеренная по уровню располагаемых ресурсов, а именно, по сумме произведенных денежных расходов, стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы, определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную характеристику социально-экономической дифференциации.
2.2 Бедность как социальная категория
Бедность как социально-экономическое явление присуща любому обществу и представляет многогранную проблему. Ограничение распространения бедности, прежде всего в ее наиболее опасной, хронической, форме, важно не только из гуманитарных соображений, но также с точки зрения сохранения и улучшения физического, трудового, интеллектуального потенциала будущих поколений. Поэтому проблемы, связанные с оценкой бедности и ее распространением, находятся сейчас в центре внимания мирового сообщества.
Многовариантность оценок масштабов распространения и глубины бедности в той или иной стране на определенном этапе развития объясняется различными методологическими подходами к ее определению. В мировой практике используется концепция абсолютной бедности, относительной, а также субъективных оценок. В 90-ые годы в рамках ООН-овской Программы развития была предложена концепция бедности, учитывающая не только текущие доходы, соотнесенные с прожиточным минимумом, но и реальную доступность медицинских, образовательных, информационных услуг.
Концептуальные различия в определении распространения бедности не исчерпываются различными подходами к установлению черты бедности. Другим источником значительных расхождений является выбор показателя, соотносимого с чертой бедности. Как правило, используется показатель денежных доходов домашних хозяйств; в отдельных случаях — денежных расходов домашних хозяйств, а иногда и показатель располагаемых материальных ресурсов домохозяйств.
Прожиточный минимум может сопоставляться с доходами домашнего хозяйства, состоящими из поступлений текущего характера в денежной форме и натуральной в течение определенного периода времени (месяц, квартал, год). Общие доходы домашних хозяйств включают:
продолжение
--PAGE_BREAK--- заработную плату рабочих и служащих в денежной форме и натурой; - доходы челнов производственных кооперативов; - предпринимательские доходы некорпоративных предприятий; - доходы от собственности; - текущие перечисления и трансфертные выплаты. Расходы домашних хозяйств можно частично покрывать за счет поступлений, не учтенных в приводимых выше понятиях о доходах. Такие поступления включают вычеты из сбережений, поступления от продажи частной собственности, ссуды, поступления в результате получения наследства.
В мировой практике для оценки распространения бедности на официальном уровне обычно используется методика прожиточного минимума, основанная на относительном понимании бедности.
В отличие от концепции абсолютной бедности, предполагающей определение абсолютного уровня средств, обеспечивающих удовлетворение основных биологических потребностей человека, относительное понимание бедности базируется на установлении и периодическом пересмотре прожиточного минимума в зависимости от достигнутого в обществе благосостояния. При таком подходе человек или семья считаются бедными, если средства, которыми они располагают, не позволяют обеспечить уровень жизни, распространенный в обществе, в котором они живут. Черта бедности устанавливается путем определения величины семейного или душевого дохода, необходимого для достижения минимально приемлемого уровня жизни в конкретных условиях данного общества.
В 80-е годы голландскими учеными из Лейденского университета был предложен еще один подход к оценке бедности — субъективный. В его основе — представление о бедности как о невозможности реализовать свой потенциал. На основании опросов выявляется зависимость между представлениями о достаточном минимальном доходе и уровнем действительного дохода. Самооценка бедности может иметь в основе, как реальное состояние, так и возможное ощущение бедности из-за отсутствия возможностей удовлетворить потребность в тех или иных товарах и услугах, которая субъективно считается необходимой.
Таким образом, среди множества подходов, используемых для определения границ бедности, можно выделить абсолютную, относительную, субъективную черту бедности. В зависимости от принятых критериев меняется картина распространения бедности. В развитых странах, как правило, используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей.
Основным инструментом для определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет минимального стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.
С 1964 года на официальном уровне для измерения бедности в США используется метод, разработанный в Управлении социального обеспечения, согласно которому уровень дохода, соответствующий черте бедности для городских жителей, определяется путем умножения стоимости минимального набора продуктов, разработанного по плану экономного питания, на три, исходя из того, что стоимость питания в тот период составляла около одной трети потребительских расходов семьи.
С конца 60-х годов уровень дохода, соответствующий черте бедности, ежегодно корректируется в соответствии с индексом потребительских цен. Если в 1969 году такой доход для одинокого гражданина составлял 1,8 тыс. долл. в год, то в 1995 году — 7,8 тыс. долл. Однако сама методика расчета прожиточного минимума, разработанная в 1964 году, используется и поныне. Несмотря на длительное и широкое применение, она не лишена ряда недостатков:
- за прошедший со времени ее утверждения на официальном уровне период затраты на продукты питания в общих потребительских расходах жителей США снизились до 13%, что отражает рост реального благосостояния в обществе. Однако доля питания в потребительском наборе при расчете прожиточного минимума осталась неизменной. При пересмотре стоимости официального прожиточного минимума учитывается лишь повышение цен на продукты питания, а доля расходов на них сохраняется на уровне одной трети стоимости минимального потребительского набора, как это было более 30 лет назад; - для определения границы бедности используется величина денежного дохода, в то время как значительная часть, например, государственных трансфертов осуществляется в натуральной форме. Таким образом, государственная помощь в неденежной форме, почти вдвое превышающая по стоимости денежные трансферты, не отражается на величине доходов, учитываемых при определении бедности; - при установлении официальной черты бедности учитываются лишь доходы за текущий год. При таком подходе к числу бедных могут быть отнесены лица, владеющие значительными сбережениями, движимым и недвижимым имуществом, но имеющие скромный текущий доход. Например, среди пожилых женщин одновременно высок уровень личного богатства и процент бедности по текущему доходу. продолжение
--PAGE_BREAK--Наряду с описанным выше методом определения границ бедности, в мировой практике используется и гораздо более простой способ — соотношение между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом. Так, в странах Европейского Союза бедными считаются лица с доходами менее 50% среднедушевого дохода в стране их проживания.
Доход, соответствующий черте бедности в Соединенных Штатах, составляет около 30% среднедушевого дохода американцев, а в России — около 50%.
Основным источником информации для органов государственной статистики является проводимое Госкомстатом России во всех субъектах Федерации обследование 48,6 тыс. домохозяйств.
Начиная с 1994 г., Госкомстат для оценки дифференциации доходов и численности населения за чертой бедности использует данные не за отдельно взятые месяцы, а усредненные за определенный промежуток времени (квартал, полугодие, год), нивелируя нерегулярность получения доходов в связи с хроническими невыплатами заработной платы и социальных трансфертов.
Однако в условиях массовых и хронических задержек заработной платы и социальных трансфертов растущим источником доходов населения становится личное подсобное хозяйство и занятость в неформальном секторе. И более адекватной оценкой распространения бедности могло бы стать сопоставление прожиточного минимума и текущих располагаемых материальных ресурсов домохозяйств, которые определяются стоимостью потребления продуктов питания, в то числе произведенных в личном подсобном хозяйстве, расходы на непродовольственные товары, услуги, а также прочие потребительские расходы.
Реальная оценка уровня бедности представляется жизненно необходимой для формирования комплексной долгосрочной стратегии ограничения бедности и приведения социальных функций государства в соответствие с его ресурсами. Находясь под воздействием разнообразных экономических, демографических, социально-политических факторов, уровень бедности является индикатором экономической безопасности населения, а его снижение требует многосторонней ответственности и усилий как государственных, так и негосударственных структур, общественных объединений, а также международных организаций.
Согласно утвержденной в 1992 году Министерством труда России методике расчета прожиточного минимума, потребности россиян по некоторым важнейшим минимально необходимым для выживания продуктам и предметам потребления оказались ниже, чем даже в начале века. Столь ограничивающий минимальную потребительскую корзину подход объяснялся чрезвычайной ситуацией и намерением применить эту временную методику в течение ограниченного периода времени. Однако используется она по настоящее время, принципиально отличаясь не только от принятой в мировой практике, но и применявшейся в России на предшествующих этапах развития.
В России расчеты минимальных бюджетов проводились с первых лет советской власти до 1927 года. Необходимость их исчисления для определения уровня минимальной заработной платы была специально оговорена в статье 58 Кодекса законов о труде 1918 года, согласно которой размер определяемого тарифным положением вознаграждения, во всяком случае, не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР.
Первоначально каждый профсоюз рассчитывал прожиточный минимум по-своему, учитывая условия труда, розничные цены, данные бюджетных обследований и т.п. Как правило, в него включался набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также расходы на удовлетворение некоторых культурных нужд.
С 1919 года наряду с местным прожиточным минимумом начал разрабатываться единый для всей страны минимальный стандарт потребления на одного городского взрослого работника. Прекращенные после 1927 года, эти расчеты вновь возобновились с 1956 года. На их основании был определен размер необходимых средств для обеспечения минимума материальных и социальных потребностей одинокого рабочего и рабочей семьи. В 1988 году был разработан минимальный потребительский бюджет применительно к различным группам населения и регионам страны.
Однако в 1992 году в методику расчета прожиточного минимума были внесены столь существенные коррективы, что из минимально необходимого потребительского набора были исключены даже расходы на одежду, обувь, не говоря уж о предметах хозяйственно-бытового назначения и услугах, удовлетворяющих насущные потребности человека, а продовольственная корзина была ограничена продуктами, необходимыми для выживания в течение ограниченного периода времени.
В основе расчета прожиточного минимума, согласно действующей методике, — минимальная продовольственная корзина, стоимость которой составляет 68% всего социального набора «для бедных». По сравнению с 1989 годом, минимальная продовольственная корзина 1992 года не только уменьшилась в размерах, но и существенно изменилась по составу и структуре. В ней стало меньше мяса, молочных продуктов, яиц, овощей и бахчевых, фруктов, исчезли рыба и рыбопродукты, которые входили в продовольственные наборы прожиточного минимума не только в 1989 году, но даже в 1919 году. В результате в минимальном рационе произошел резкий сдвиг к хлебно-картофельной диете.
Энергетическая емкость продовольственного набора из 19 продуктов на две трети обеспечивается за счет потребления хлебных продуктов, картофеля, сахара. На хлеб и хлебопродукты к началу 1997 года приходилось 24% стоимости минимальной продовольственной корзины — больше, чем на мясо (22%) или молочные продукты (23%).
Но стоимость даже этого, столь ограниченного по объему и структуре набора продуктов составила на начало 1997 года в среднем по России около 30% среднедушевого дохода. Если же сравнить стоимость минимально необходимого для выживания пайка с минимальными размерами оплаты труда, то и такой паек нужно зарабатывать втроем.
Если из стоимости минимального социального набора вычесть затраты на продуктовый набор, то остается около 120 тыс. рублей (первый квартал 1997 года), которых явно недостаточно даже для оплаты услуг первой необходимости — коммунальных, транспортных, по ремонту обуви, бытовых приборов и т.д.
Рассчитанная на применение в чрезвычайной ситуации не более чем в течение года, эта методика используется пять лет и продолжает служить официальным основанием для недооценки уровня бедности в стране.
В силу искаженной, согласно официально принятой методике, структуры минимально необходимого потребительского набора в нем фактически отсутствуют непродовольственные товары и услуги, рост цен на которые существенно опережает увеличение общего индекса потребительских цен. В результате рост стоимости минимального потребительского набора, 68% которой приходится на продукты питания первой необходимости, был гораздо более медленным в сравнении с общим ростом потребительских цен, что также способствовало занижению реальной величины прожиточного минимума в текущих ценах.
В 1996 году, например, темп прироста цен и тарифов на платные услуги населению (48,4 %) почти втрое превысил темп прироста цен на продовольственные (17,7%) и непродовольственные (17,8%) товары.
Структурные особенности динамики индекса потребительских цен не могли не сказаться на отставании роста средней стоимости набора из 19 основных продуктов питания (основы потребительской корзины «для бедных»), который составил в 1996 году 10,4% от общего увеличения потребительских цен (на 21,8%). Это привело к еще большему отдалению текущей стоимости минимального потребительского набора от реально необходимой величины расходов на удовлетворение насущных потребностей человека.
Несмотря на то, что в мировой, впрочем, как и в российской дореформенной практике прожиточный минимум рассчитывается не только с учетом пола и возраста человека, но и для семей различного состава и типа, методика 1992 года предусматривает расчет только на индивидуальной основе.
Величина прожиточного минимума российской семьи исчисляется путем простого арифметического сложения минимально необходимых затрат для каждого члена семьи. При адекватной структуре минимального потребительского набора эта методика завышала бы черту бедности для семьи. Но, поскольку состав такого набора практически не включает предметов общего пользования, этого не происходит.
Таким образом, «временная» методика расчета прожиточного минимума, используемая в течение более 6 лет, привела к искажению экономического и социального смысла самого понятия минимально необходимого потребительского набора, нарушив его структуру и фактически исключив основные непродовольственные предметы потребления и услуги первой необходимости. Даже по новой методике, разработанной Центром уровня жизни, но еще не утвержденной, прогнозируемый минимум составлял в сентябре прошлого года около одного доллара в день, а по действующей методике — 85 центов. Недооценка официальными органами действительных масштабов бедности затрудняет выявление ее причин, без чего невозможна разработка целенаправленных эффективных мер по ее ограничению.
На основе вышеизложенной информации можно сказать о том, что бедность присуща всем странам и ее уровень зависит от степени развитости конкретной страны или региона. Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим, обществом минимально необходимого стандарта потребления. Еще бедность определяется как невозможность реализации своего потенциала. Так же в данной главе рассмотрены методы оценки бедности.
продолжение
--PAGE_BREAK--3 Программа повышения уровня жизни населения России 3.1 Программа повышения уровня жизни населения
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект которой опубликован на официальном сайте Правительства РФ, направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Цели и задачи деятельности Министерства на 2007-2009 годы определены на исходя из посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006г. № 38-р, и направлены на обеспечение достижения следующих целей Правительства Российской Федерации:
— повышение материального уровня жизни населения;
— повышение уровня здоровья населения;
— обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке;
— обеспечение продуктивной занятости и достойных условий труда;
— воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
МиссияМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) заключается в содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2007-2009 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1) улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения;
3) повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;
4) повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов;
5) содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
3.2 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в предстоящий период будут:
— решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
— реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
— поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг.
Цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными тактическими задачамиМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
— содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
— содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
— укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми:
— увеличены размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
— предоставлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей;
— введены выплаты родителям компенсации затрат на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
— введены меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот;
— введена ежегодная диспансеризация 200 тысяч детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах) системы здравоохранения и образования;
— увеличена с 7000 до 10000 рублей стоимость родового сертификата. Дополнительные средства будут направлены на обеспечение беременных женщин медицинскими препаратами, а также на поощрение персонала родильных домов и детских поликлиник по месту жительства детей с учетом объема и качества медицинских услуг, а также мнения матери ребенка.
Содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин.
В соответствии Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года Министерством будет подготовлена программа снижения предотвратимой смертности и травматизма населения Российской Федерации, в том числе на производстве.
На снижение смертности от предотвратимых причин и профилактику наиболее распространенных заболеваний направлены мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
В рамках данного направления предложено расширить приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и приступить в 2008 году к реализации мероприятий по:
— совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
— совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
— совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
Реализация указанных мероприятий позволит в 2 раза снизить летальность от дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, сократить смертность от сосудистых заболеваний до 280 случаев на 100 тысяч населения.
Укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Увеличение числа и повышение качества социальных услуг, предоставляемых семье и детям, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение притока детей в учреждения интернатного типа требует проведения планомерной профилактической работы с семьей через разветвленную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, создания условий для их эффективного функционирования, совершенствования форм замещающей семьи и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках данной задачи решаются проблемы:
- предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства;
— социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе;
— организации отдыха и оздоровления детей.
Для решения задачи предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства предусматривается реализация следующих мероприятий:
— профилактика социального сиротства, развитие технологий раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
— развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
— разработка и внедрение методик по сопровождению семей усыновителей, опекунов, замещающих семей, технологий социального патроната и профессионального сопровождения семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение спектра услуг, предоставляемых несовершеннолетним и их семьям;
— научно-методическое обеспечение работы по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— совершенствование механизма межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений.
Для решения задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни в обществе предусматривается реализация следующих мероприятий:
— организационно-методическое обеспечение реабилитации, воспитания детей-инвалидов в семье и их социальная адаптация;
— развитие и актуализация федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями;
— внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
— социальная интеграция и профессионально-трудовая реабилитация детей-инвалидов;
— обеспечение обучения родителей детей-инвалидов методикам реабилитации, оказание им психолого-педагогической и юридической помощи;
— научно-методическое решение проблем детской инвалидности.
Цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации).
Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
— содействие росту заработной платы;
— содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования;
— развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Содействие росту заработной платы.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
— повышению минимального размера оплаты труда, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения;
— увеличению уровня заработной платы работников федеральных бюджетных организаций с целью сближения среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетной сфере;
— совершенствованию систем оплаты труда работников федеральных бюджетных организаций.
В 2007 году будет проводиться индексация заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза.
Содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования.
В рамках данной задачи Министерство подготавливает предложения по:
— повышению уровня пенсионного обеспечения с целью доведения к концу 2009 года размера среднегодовой социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера;
— стимулированию граждан к активному участию в дополнительном пенсионном страховании;
— развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения и профессиональных пенсионных систем.
Данная задача направлена на повышение в долгосрочной перспективе уровня пенсионного обеспечения за счет формирования дополнительных пенсионных накоплений гражданами в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также работодателями для лиц, занятых в особых условиях труда, в рамках профессиональных пенсионных систем, при условии обеспечения долгосрочной финансовой, политической и социально-экономической стабильности в стране, эффективного развития и повышения надежности финансовых рынков, на которых размещаются средства пенсионных накоплений.
В числе конкретных мер, направленных на реализацию данной задачи:
— принятие законодательных актов, предусматривающих введение дополнительного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, создание профессиональных пенсионных систем и нормативно-правовое обеспечение их функционирования;
— обеспечение реализации права граждан на добровольную уплату дополнительных страховых взносов, выбора негосударственной организации для управления средствами пенсионных накоплений, а также мер по надлежащему персонифицированному учету приобретаемых прав в системе обязательного пенсионного страхования.
Развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В 2007-2009 годах предусматривается провести работу по переориентированию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности. Будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, хорошо зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
Программы помощи бедным будут носить комплексный характер и предусматривать сочетание материальной помощи бедным с мерами по социальной интеграции и повышению конкурентоспособности на рынке труда. Это предполагает наличие тесной координации деятельности органов социальной защиты с органами занятости населения и органами, осуществляющими предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи, на основе совместного планирования и реализации социальных программ и использования единых баз данных о бедных домохозяйствах.
Особое внимание будет уделено обеспечению эффективного взаимодействия органов социальной защиты и занятости населения с негосударственными организациями, чья деятельность направлена на оказание помощи нуждающимся категориям населения, а также с представителями делового сообщества. Предстоит обеспечить развитие механизмов частно-государственного партнерства, позволяющих объединять средства государства и частных благотворителей, а также привлекать негосударственные организации для совместной разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной стратегической цели задач, должно стать существенное сокращение бедности, снижение дифференциации в денежных доходах как между группами населения, так и между регионами.
Цель – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи:
— повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;
— обеспечение доступности и качества медицинской помощи;
— улучшение состояния здоровья детей и матерей;
— обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
— предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
В соответствии с Бюджетным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» и перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2006 года № 488-Пр по вопросам развития российского здравоохранения в 2006-2008 годах предусматривается:
— завершить на основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование;
— определить источники и порядок финансирования расходов на проведение мероприятий, по переводу стационарных медицинских учреждений на преимущественно одноканальное финансирование в плотных территориях;
— выработать механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления здравоохранением и источников финансирования здравоохранения на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере социального страхования, связанного с медицинской, санаторно-курортной, лекарственной помощью населению.
Показателями задачи «Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения» являются: объем амбулаторно-поликлинической помощи; объем стационарной помощи; объем помощи в дневных стационарах всех типов; объем оказанной скорой медицинской помощи; уровень госпитализации; длительность пребывания в круглосуточных стационарах; доля финансирования здравоохранения через систему ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения.
Обеспечение доступности и качества медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи будут обеспечиваться за счет повышения структурной эффективности функционирования системы здравоохранения, переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап с более широким развитием ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, развития первичной медико-санитарной помощи, которая создает условия для улучшения и сохранения здоровья населения.
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» предусматривается:
— осуществление ежемесячных денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи;
— дополнительная подготовка врачей по специальностям «общая врачебная практика (семейная медицина)», «терапия», «педиатрия»;
— оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений муниципального уровня диагностическим оборудованием, службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом;
— проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок, в том числе против гриппа;
— проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
— проведение диспансеризации работающего населения по дополнительным программам, в том числе занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
— дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам.
Улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Задача направлена на создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития, сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, репродуктивного здоровья населения, снижение показателей материнской, младенческой и детской заболеваемости и смертности, предупреждение инвалидности у детей.
Предусматривается реализация следующих мероприятий:
— разработка законодательных, нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям развития службы материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья;
— укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения и обеспечение их специализированным автотранспортом;
— внедрение новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и репродуктивных технологий;
— расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей, массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания;
— развитие перинатальной помощи, создание сети современных перинатальных центров, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь матерям и детям;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;
— научно-методическое обеспечение решения проблемы сохранения и укрепления состояния здоровья детей и матерей;
— организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
В условиях совершенствования деятельности амбулаторно-поликлинической службы, оптимизации оказания первичной медико-санитарной помощи на основе ресурсосберегающих технологий предусматривается обеспечить содействие повышению уровня удовлетворенного спроса населения на медицинскую продукцию, входящую в утвержденный перечень. В целом будет совершенствоваться программа дополнительного лекарственного обеспечения населения, особенно, его неработающей категории.
В рамках данной задачи Министерство организует и проводит работу в области:
— совершенствования перечня лекарственных средств;
— развития программ дополнительного лекарственного обеспечения для различных слоев;
— утверждения порядка хранения, рационального назначения, выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств;
— разработки нормативных правовых актов по вопросам регистрации и государственного контроля лекарственных средств;
— совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам, касающихся установления порядка аннулирования регистрации лекарственных средств, признанных некачественными или опасными для жизни и здоровья пациента, и порядка отзыва из обращения некачественных лекарственных средств.
Достижение качества и безопасности лекарственных средств обеспечивается за счет внедрения международных стандартов производства лекарственных средств, лицензирования и аккредитации в области производства лекарственных средств; усиления мер по борьбе с фальсифицированными и недоброкачественными лекарственными средствами в сфере обращения лекарственных средств.
Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
В соответствии с указанной задачей Министерством, подведомственными федеральными службами и федеральными агентствами, совместно с РАМН проводятся:
— комплексные профилактические мероприятия по снижению уровня заболеваемости неинфекционными болезнями на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания;
— мероприятия по снижению заболеваемости инфекционными болезнями;
— мероприятия по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства;
— мероприятия по обеспечению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
— надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей;
— контроль за соблюдением правил продажи, отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— медико-санитарные мероприятия, направленные на спасение жизни, сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах и других чрезвычайных ситуациях;
— работа по гигиеническому воспитанию и обучению граждан;
— лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
— регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека.
Цель –повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов.
Тактическими задачамиМинистерства, направленными на реализацию вышеуказанной цели, являются:
— оптимизация системы оказания социальных услуг, развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания;
Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг потребует новых моделей управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса. Для решения данной задачи будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам, по уходу на дому. Предусмотрено проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания. Активизируется процесс разукрупнения домов-интернатов, создания геронтологических центров и домов-интернатов малой вместимости.
- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов необходимо совершенствование систем медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов возводимого жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.
Требуется создать инфраструктуру реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, активизировать формирование реабилитационной индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации, разработать для каждого инвалида индивидуальную программу реабилитации, включающую меры по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
— осуществление обязанностей государства по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Цель — содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы:
— создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
— развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
— повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда;
— обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров;
— модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
— создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.
В рамках реализации указанной цели решаются следующие тактические задачи:
— содействие эффективной занятости населения;
— сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда;
— обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
— содействие развитию социального партнерства;
— обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Содействие эффективной занятости населения.
Министерство с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будет реализовывать следующие мероприятия:
— мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза потребности в трудовых ресурсах;
— регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
— разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий;
— разработка и реализация адресных программ содействия занятости работников, высвобождаемых при реструктуризации градообразующих предприятий, включающих меры по опережающему профессиональному обучению и содействию в переезде в другую местность в целях трудоустройства.
Сокращение количества нарушений трудовых прав граждан, в первую очередь задолженности по оплате труда.
Реализация данной задачи направлена на обеспечение гарантий Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации в области трудовых прав граждан, в том числе:
— права граждан на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты;
— права работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации);
— права граждан на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение указанной задачи предполагает предупреждение, выявление и устранение нарушенных трудовых прав работников, включая сокращение задолженности по выплате заработной плате.
Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда.
Данная задача направлена на обеспечение реализации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В рамках данной задачи Министерство устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Предполагается проведение следующих мероприятий:
— совершенствование механизмов экономического стимулирования работодателей по созданию безопасных условий труда;
— создание эффективного механизма проведения государственной экспертизы условий труда;
— осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и государственных нормативных требований охраны труда.
Реализация данной задачи, которая является одной из основных в деятельности Федеральной службы по труду и занятости, способствует профилактике профессиональных отравлений и заболеваний, улучшению гигиены труда.
Содействие развитию социального партнерства.
Данная задача реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В рамках данной задачи реализуются следующие мероприятия:
— содействие развитию принципов социального партнерства и формированию института досудебного разрешения трудовых конфликтов;
— формирование эффективного механизма разрешения коллективных трудовых споров, оказание консультативной и правовой помощи и информирование работников и работодателей.
Обеспечение реализации права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
осуществление проверок исполнения законодательства об альтернативной гражданской службе работодателями и гражданами.
Данная задача является одним из направлений деятельности Федеральной службы по труду и занятости, которая:
— осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
— принимает решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
— осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу.
Реализуемые мероприятия направлены на:
— совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства об альтернативной гражданской службе, включая:
— организацию контроля за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнения с нее;
— организацию учета граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
На основе вышеизложенных данных можно сказать о том, что в нашей стране проводятся меры по увеличению показателей уровня жизни путем введения различных социальных программ. Однако в ситуации мирового экономического кризиса можно сказать о том, что уровень жизни снизился из-за увеличения количества увольнений, а так же понижения заработной платы.
продолжение
--PAGE_BREAK--