ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
Кафедра«Экономика и управление
предприятиямисервиса»
Реферат
подисциплине «Региональнаяэкономика»
на тему «Уровень развития и показатели обеспеченноститранспортом территории»
ВВЕДЕНИЕ
Экономика транспортаявляется одним из важнейших разделов экономической теории, прикладнойэкономической наукой, изучающей природу и особенности транспорта, специфическийхарактер закономерностей, форм проявления экономических законов в развитиитранспорта как отрасли материального производства.
Экономики видовтранспорта (составляющих единую транспортную отрасль народного хозяйства)обладают общностью законов развития, однородностью производственных исоциально-экономических процессов, назначением создаваемой продукции(транспортных услуг, т.е. услуг по перемещению грузов и пассажиров всоответствии с потребностями государства и населения). Экономики видовтранспорта имеют различия, обусловленные спецификой производства, структуройпроизводственных фондов, составом издержек производства, уровнем развитиятехники и технологий и др.
Существование любогогосударства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика рольтранспорта для России.
Транспортный комплексвключает в себя:
1) Железнодорожныйтранспорт (в России 86 тыс. км нормальной колеи с шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина колеи – 1435 мм). В США имеется проект по созданию супертяжелых грузовыхмагистралей. Сейчас существует 86 тыс. км магистральных дорог; 89 тыс. км путейпромышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи.
2) Автомобильный транспорт(в России 750 тыс. км автодорог, в США в 10 раз больше, в Японии 1100 тыс. км).
3) Речной транспорт (84тыс. км речных путей).
4) Морской транспорт (1млн. км морских путей).
5) Авиационный транспорт(800 тыс. км авиапутей).
6) Городской транспорт
На комплексном транспортезанято 4 млн. человек, а на дорожном транспорте – 6 млн. человек. Транспортежегодно потребляет 18% топлива, 6% электроэнергии, 10% — лесоматериалов, 4% — металлов.
В недавнем прошломтранспорт СССР был единым. Основой этого составляла общественная формасобственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ иприватизации транспортных средств понятие единства исчезло. Был приватизированавтомобильный, речной, авиационный, морской транспорт.
Упор делается наконкуренцию между видами транспорта. Рынок – это не анархия, а вполнерегулируемый государственный механизм. Главное – это положительный результатдля человека: его благосостояние, социально-экономическая защищенность иобщепринятый уровень свободы. Конечным результатом должна бытьресурсосберегающая экономика, важнейшей частью которой является транспорт.Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейсягеополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многихрегионах какой-нибудь один вид транспорта, а другой дополняет его.
7) трубопроводныйтранспорт (220 тыс. км в России, в США – 280 тыс. км).
Устав железных дорог 1895 г. перешел неизменно в советскую Россию. В советское время морской транспорт занимал 3-е место вмире. Аэрофлот по мощности был также на 3-м месте в мире. Трубопроводыравнялись длине трубопроводов США. Городской транспорт был на уровне, строилсяметрополитен.
В России была принятапрограмма транспорт России.
ГЛАВА 1.Основные понятия и развитие транспорта
1.1 Различиепонятий транспорта
Транспортная отрасльпредставляет собой систему видов/комплексов транспорта, имеющую определеннуюструктуру, отвечающую целям государственного регулирования и удовлетворенияреальных потребностей (в услугах транспорта) страны (территории), где потенциалкаждого элемента (вида транспорта, используемых им путей и транспортныхсредств, инфраструктуры и т.д.) оценивается через провозные возможности,техническую оснащенность и экономический вклад в развитие страны. Приоритетпроцессов организации и регулирования в понятии транспортной отрасли отражен ворганизационной структуре управления (встроенный механизм государственногорегулирования) отраслью, имеющей устойчивые связи между элементами управленияна разных уровнях и предприятиями отрасли.
Существенное различиемежду понятиями «транспорт» и «транспортная отрасль» отражает комплексотношений, которые они охватывают.
Понятие транспортиспользуется как характеристика техническая, масштабная — количество наличныхтранспортных средств, их дифференциация для обслуживания специфическихпроцессов производства в отрасли (транспортные средства для перевозки видовгрузов — навалочные, наливные, контейнерные и др., а также для перевозки пассажиров— для перевозок по городу, между городами, между странами и др.).
1.2 Развитиетранспорта России
Доли морского ижелезнодорожного видов транспорта уменьшились в общем объеме производства безсерьезных изменений в структуре грузопотоков. Деятельность речного транспорта сначала 1990-х гг. и до настоящего времени находится в катастрофическомположении (основная причина — переключение грузопотоков на другие видытранспорта как более дешевые, удобные, скоростные в доставке). Аналогичныепроцессы наблюдаются и на воздушном транспорте, перевозка которым толькодорожает, а политика вида транспорта не претерпевает серьезных изменений. Вотносительно благополучном состоянии находится трубопроводный транспорт приобщем, но не столь резком падении объемов производства.
Результатами структурныхизменений стали коммерциализация видов транспорта, приспособление кпроисходящим изменениям парка транспортных средств, формирование и развитиеконкурентной среды. После проведения приватизации в собственности государства кконцу 1995 г. осталось около 31 % всех действующих автотранспортныхпредприятий. К концу 2003 г. эта величина составила 7 %. В результате от общегообъема перевозок в настоящее время 86,7 % — коммерческие.
Описанные процессывызвали изменения в структуре парка транспортных средств, особенно AT. Внаследство от СССР остался парк автомобилей в основном средней грузоподъемности(98 % всего парка автотранспортных средств составляли автомобили грузоподъемностью4,5…6 т, общая доля малых, больших и особо больших составляла около 2 %).
1.3 Основныепонятия экономики транспортной отрасли
Транспорт как отрасльматериального производства, сформировавшаяся в России в социалистическийпериод, до сих пор отражает следующие особенности социалистической организациипроизводства:
1) с момента образованияи до настоящего времени транспорт сохраняет позиции отрасли, имеющей длягосударства стратегическое значение;
2) основной понятийныйаппарат экономики транспорта сформирован в период планового управленияэкономикой страны, когда производственные отношения на транспорте, в том числеи на автомобильном, имели яркую политическую окраску.
Экономические реформыизменили приоритеты в развитии транспорта, определив в качестве основных нестратегическую значимость транспорта (как отрасли, важной для поддержаниянезависимости государства), а экономические выгоды основных производителейтранспортной отрасли и эффективность национальной экономики в целом. Становлениена транспорте рыночных отношений определило необходимость пересмотра основныхпонятий, характеризующих состояние и развитие рынка транспортных услуг (РТУ),транспорта, его различных подотраслей (автомобильной и др.), их взаимосвязей идинамики.
ГЛАВА 2.Виды и характеристик транспорта территории
2.1 Видытранспорта
Первое место держитжелезная дорога и автомобильная дорога. На железную дорогу приходится 32%, а наавтомобиль – 56%, остальные 12% приходятся на непрерывные виды транспорта.
10 лет назад сохраняласьтенденция увеличения перевозок на непрерывных видах транспорта.
Конвейерный транспортхарактеризуется высокой производительностью – 5-20 тыс. м3/час. У конвейерноготранспорта больший подъем (свыше 300 тыс.). Следующее преимущество – поточность,которая обеспечивает более большую производительность механизмов, полнаяавтоматизация транспорта, т.е. повышенная производительность труда.
В СССР при общем ростеобъемов перевозки и объемов транспорта на 30% темпы роста непрерывных видовтранспорта планировалось увеличить в 2-3 раза.
В свое время былиразработки по выбору сфер применения различны видов транспорта, и одним изпоказателей была энергоемкость. Сейчас экономисты считают, что на выбор видатранспорта будет влиять стоимость энергии и энергоемкость.
Монорельсовый транспорт:Этот вид транспорта никто сейчас не производит.
Подвесные канатные дороги(ПКД) – очень рентабельный вид транспорта, имеет большие перспективы.
Дирижабельный видтранспорта – применяется в горах.
Феномен – рост народонаселения.На протяжении многих тысячелетий прирост народонаселения был 0,005%. За 20 тыс.лет население мира удвоилось, а с появлением земледелия – увеличилось в 100раз. К началу нашей эры было 300 млн. человек. В 1850 году – 1 млрд.; в 1900году – 1,5 млрд.; в 1965 году – 3 млрд., в 1973 году – 4 млрд., в 1989 году – 5млрд., в 2000 году – 6 млрд. В 2030 году ожидается 9млрд. человек.
XX также считается векомурбанизации, т.е. бурного роста городов. В 1900 году в городе проживало 13,6%населения мира. Сегодня – 55%. В СССР в городе проживало 66%населения, наЗападе — больше.
За 1000 лет на Русисоздано 860 городов. За последние 70 лет – 1316 городов. В 1923 году было 2города с населением больше миллиона. В СССР таких городов было 24.
Вместе с ростом городоврос и развивался городской транспорт. Первая мостовая в России появилась в 9веке в Новгороде (деревянная).
Петр I начал мощениекамнем. 150 лет назад в Москве главную транспортную работу выполняли 26 тыс.извозчиков. В 1840 г. появились первые линейки (телеги со скамьями), в нихпомещалось до 50 человек. В 1870 году появилась первая рельсовая дорога –конка. Первый трамвай появился в Киеве в 1891 году, в Москве – в 1903 году, вСанкт Петербурге – в 1907 году. Метро в Европе появилось в 1863 году в Лондонес паровой тягой. Первые автобусы появились в Париже и Нью-Йорке в 1890 году.Троллейбусы испытывались в 1883 году в Америке, но из-за несовершенстваконструкции токоприемника они не получили распространения.
Темпы роста перевозокзначительно превышают темпы роста населения. Город в 2 млн. человек требует в 4раза больше транспортных средств, чем 10 городов по 200 тыс. человек.
Городские пути сообщенияподразделяются на:
— уличные и внеуличные
— рельсовые и безрельсовые
— общегосударственного(экспрессы) и районного значения.
Схемы путей сообщениясвязаны с планом города, его размерами, формой, рельефом и др.
Существует несколько схемпланировки:
1) радиально-кольцевая(Москва, Париж, Лондон)
2) прямоугольная
3) диагонально-прямоугольная(появилась взамен прямоугольной из-за плохого движения транспорта) –пробиваются секущие диагонали к центру
4) города-линии (вдольрек – Сталинград, Самара и др)
5) смешанная
В транспортном отношениинаиболее удобными являются 2 схемы: радиально-кольцевая идиагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший коэффициентнепрямолинейности маршрутов, т.е. отношения расстояния между двумя пунктамигорода к расстоянию по воздушной линии. В среднем прямоугольная система даеткоэффициент непрямолинейности – 1,27, а радиально-кольцевая – 1,1.
2.2Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта
Сравнению и оценкеподлежат следующие виды оценке:
— скорость
— провозная способность
— себестоимость перевозок
— удобство пассажиров
— безопасность транспортаи поездок на нем
Уличные виды транспорта
1) трамвай (tram – англ –рельс; way – путь)
В СССР обслуживал 110городов, на его долю приходилась 1/5 городских перевозок (теперь 1/10).Развернутая длина 9 тыс. км, ширина колеи 1524 мм (есть и 1000 мм). Рельсы желобчатые массой до 65 км/м и железнодорожные R43 и R50. Продольныйуклон не более 0,06. Минимальный радиус кривой – 20 м. Расстояние между остановками 300-500 м. Работает на постоянном токе 600 В. Скорость до 70км/час. Средняя скорость 16-20 км/час.
2) троллейбус (trolley –ролик)
Им освоена ¼городских перевозок. Общая длина линий 15 тыс. км. Уклон в длину – 0,08.Работает на постоянном токе 600 В.
3) автобус
Самый распространенныйвид транспорта. На его долю приходится 40 % перевозок. Большинство автобусовкарбюраторные – отравляют воздух. Основной вид транспорта в городах снаселением 100 тыс. человек.
4) автомобили
На каждого пассажиратребуется до 60 м3 площади проезжей части. Перевозки пассажиров в России:
— автобус – 42%
— троллейбус – 12,8%
— трамвай – 10,2%
— метро – 6,0%
— автотранспорт – 29%
Внеуличный транспорт
1) Метрополитен
По надежности и комфортуэто лучший вид транспорта. Общая протяженность 11 метрополитенов (СССР) –420км. В Москве – 252 км в двухпутном исчислении. В Москве перевозят более 50%пассажиров. В последние годы не строят, т.к. строительство требует крупныхкапитальных затрат.
Линии метрополитенабывают подземные и наземные. Тоннели под землей строят глубокого (25 м и более) и мелкого (8-12 м) заложения.
/>
Продольные уклоны от 3%до 40%. Радиус не менее 400 м, ширина колеи 5 футов (152,4 см). Везде автоблокировка с автостопом. Блок-участок не менее 1 км. Ток постоянный – 750 В слева от рельсов. Длина вагона 19 м, ширина 2,7 м. В Чикаго есть грузовой метрополитен.
В настоящее время споявлением линейных двигателей возникло миниметро.
2) Скоростной трамвай
Внеуличный видтранспорта, т.к. делается на обособленной полосе. В центре города проходит втоннеле (в Ижевске, Волгограде, Саратове, Старомосковье). Скоростьприблизительно в 2 раза больше обычного трамвая.
Достоинства: дает большуюпровозную способность, меньший штат и подвижной состав.
Вид транспорта
Скорость
Провозная способность
Несчастные случаи
себестоимость Трамвай 16-18 км/ч 3 4% 1 Скоростной трамвай 25-30 км/ч 2 1,15 Автобус 20-25 км/ч 4,5 15% 1,11 Троллейбус 18-20 км/ч 10% 1,77 Легковой автотранспорт 25-30 км/ч 6 70% 10 Метрополитен 35-40 км/ч 1 0,4% 1,25
Загазованность – бичавтотранспорта. Для борьбы с загазованностью:
— применяютсяусовершенствованные двигатели;
— применяются нейтрализаторы;
— применяются дизели;
— создаютсяэлектромобили.
На Западе в последниегоды скоростные трамваи и метрополитены стали строить на пневматике. Вцентральной части города строят движущиеся тротуары.
ГЛАВА 3. Показателиобеспеченности транспортом территории
3.1 Показательтранспортной обеспеченности
Показатель транспортнойобеспеченности, характеризующий возможности населения пользоваться транспортнойсетью, определяют как соотношение протяженности дорог территории к численностинаселения данной территории.
Приведенные показатели,хотя и не отражают достаточности или оптимальности развития транспортной сети,являются важным индикатором уровня обеспеченности населения путями дляотдельных видов транспорта.
Для определениякомплексного показателя густоты сети различных видов транспорта предложеноуказывать приведенную длину путей сообщения и учитывать только обжитую площадьрассматриваемой территории.
До настоящего времениРоссия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности, что свидетельствуето низком уровне транспортного обслуживания населения и требует усиления мергосударственного характера в этом направлении, создания программ длядальнейшего развития сети дорог.
Макроэкономическимпоказателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенногогрузооборота в тонна-километрах, приходящегося на единицу валового внутреннегопродукта (национального дохода) страны.
3.2 Расчетпоказателей транспортной обеспеченности
Показатели транспортнойобеспеченности и доступности
Эти показатели отражаютуровень транспортного обслуживания хозяйства, населения и зависят от многихфакторов:
— протяженность сети;
— пропускная и провознаяспособность;
— конфигурации улиц;
— параллельность ходов;
— дождя, гололеда и др.;
Чем больше показатель,тем больше развита сеть.
1) Густота сети на 1000км2
/>
Lэ – протяженность эксплуатационнойдлины; S – площадь территории.
2) Транспортнаяобеспеченность населения на 10000 человек
/>
Н – число населения.
3) Обобщенный показатель(формула Эйнгеля)
/>
4) Успенский ввелформулу: объем предъявленных для транспортировки грузов
/>
Q – количество грузов.
5) С развитием различныхвидов транспорта появился показатель по приведению их к общему виду
/>
S0 – обжитая территория
Василевский предложилследующий коэффициент приведения транспортной линии к одному км железных дорог(пропускной и провозной способностей)
— для автомагистралей — 0,45
— обычное шоссе — 0,15
— речной путь — 0,25
— магистральныйгазопровод — 0,30
— нефтепровод — 1
Показатели пожелезнодорожному транспорту dsж/д:
— мир в целом — 1,81
— СНГ — 0,65
— США — 2,27
— Азия — 1,35
— Россия — 0,51
— Африка — 0,50
6) Макроэкономическимпоказателем уровня транспортного обслуживания считают объем приведенногогрузооборота в тонно-километрах, (грузооборот – количество тонн, приведенных наодин километр) приходящегося на 1 рубль национального дохода.
/>/>
3.3Критерии регулирования рынка транспорта
транспортобеспеченность
В России на транспорте иотдельных его видах факторная система регулирования пока не сформирована.
Учитывая важность испецифические особенности региональных проблем транспорта, представляетсянеобходимой разработка системы критериев и показателей диагностики и анализасостояния РТУ, основанной на регионально-ориентированном методическом подходе.К основным критериям с этой точки зрения следует отнести:
• материально-техническуюбазу и производственный потенциал участников рынка;
• цены на транспортныеуслуги и их динамику;
• стоимость новогоподвижного состава и других основных фондов;
• уровеньсреднеотраслевых затрат;
• способностьфункционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;
• границы критическойзависимости экономики региона от импорта/экспорта услуг и товаров;
• госконтроль надстратегическими ресурсами;
• устойчивость финансовойсистемы;
• поддержание научного иинновационного потенциала;
• сохранение и развитиеэкономического и транспортного пространства в регионе;
• обеспечениенеобходимого уровня государственного регулирования с целью формирования условийдля нормального функционирования и развития РТУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель государственногорегулирования рынка транспортных услуг — создать равные и благоприятные условиядля осуществления свободной продажи транспортных услуг в географическихграницах России и отдельного региона, создать единое транспортное пространствои условия для динамичной интеграции российского РТУ в мировой. При этом надовсегда учитывать показатели обеспеченности и уровень развития транспортатерритории.
Регулирование должнорешить две наиболее важные задачи. С одной стороны, необходимо сформировать иобеспечить функционирование и развитие рыночных отношений в российскойтранспортной отрасли и на отдельных видах транспорта, укрепить
устойчивость и улучшитьрезультативность экономики отрасли. С другой стороны, необходимо управлятьрыночными отношениями и способствовать их развитию, обеспечивая удовлетворениетранспортных потребностей России и ее отдельных территорий при сочетаниииндивидуальных интересов участников рынка и общественных интересов.
Частными задачамирегулирования РТУ являются укрепление и расширение сферы рыночных отношений,формирование единого транспортного пространства; реализация стратегии развитиярынка транспортных услуг путем поддержания оптимальных пропорций между видамитранспорта, наращивание его потенциала при эффективном использованиирегиональных факторов и с учетом особенностей транспортной системы;стимулирование деловой активности и предпринимательства, привлечениеинвестиций; организация системы непрерывного мониторинга функционирования РТУ;обеспечение систематической оценки мер государственного регулирования.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клепцова Л.Н.Рынок транспортных услуг: учеб. пособие/Л.Н. Клепцова, В.В. Михайлов, А.А.Клепцов; Кузбас. гос. техн. ун-т.- Кемерово: КузГТУ, 2008.- 144 с.
2. Осипова О.Я. Транспортноеобслуживание туристов: учеб. пособие/ О.Я. Осипова.-3-е изд., испр. идоп.-М.: Академия,2006. — 384 с.
3. Резер С.М.Управление транспортом: монография/С. М. Резер.-М.: Наука, 2007.-315 с.
4. Рябоконь Ю.А.Организация движения транспорта: учеб. пособие/ Ю.А. Рябоконь; Сибир. гос.автомоб.-дор. акад.-Омск: СибАДИ, 2007. -94 с.
5. Якунин В.И.Экономика транспорта. Политическое измерение транспортного развития/В.И.Якунин.-М.: Экономика,2006.-432 с.