Содержание
Введение
Глава1 Уровень жизни населения. Основные показатели социального развития
1.1Понятие и сущность уровня жизни, его составляющие1.2 Показатели уровняжизни
Глава 2 Уровень жизни иосновные социально-экономические категории
2.1 Уровень жизни и бедность
2.2 Уровень жизни иблагосостояние
2.3 Уровень и качествожизни
Глава3 Основные направления повышение уровня жизни населения Республики Беларусь
3.1Роль государства в повышении уровня жизни
3.2Факторы роста уровня жизни населения
Заключение
Введение
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемыуровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся оченьважными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейшихпреобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно иэкономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требуетопределенной политики, выработанной государством, центральным моментом которойбыл бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именнопоэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровняжизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулированиедоходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего,уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельностьрегионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов.Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политикипредприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных группработников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости ивознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательнообеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни многогранное явление, которое зависит от множестваразнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то естьгеографических факторов, и заканчивая общей социально-экономической иэкологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. Науровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, ижилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительскихтоваров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:
· политическиефакторы;
· экономическиефакторы;
· социальныефакторы;
· научно-техническийпрогресс,
· экологическиефакторы и др.
Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвященакурсовая работа, целью которой является изучение показателей уровня жизни;факторов, определяющих динамику уровня жизни населения; анализ степени ихвлияния и роли в повышении уровня жизни.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий кругучебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический,так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточноисследованной, систематизированной и обобщенной, и поэтому очень актуальной.
Глава1 Уровень жизни населения. Основные показатели социального развития
1.1Понятие и сущность уровня жизни, его составляющие
Преждечем приступить к анализу и оценке уровня жизни населения Республики Беларусь,следует ответить на вопрос, что же понимается под уровнем жизни населения,каково содержание или какие компоненты включаются в это понятие, какимипоказателями можно измерить уровень жизни населения и т.д.
Понятие«уровень жизни населения» применяетсяво всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 годуКомитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось пониматьфактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду сматериальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включалисьздоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы[19].
Структурапонятия «уровень жизни» отражена на схеме 1.1.
Уровень жизни Схема1.1. – Структура понятия уровня жизни населения
/>
Благосостояниенаселения, т. е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи)материальными и нематериальными (в т. ч. духовными) благами – как абсолютный,так и относительный, в сравнении с стандартами и нормами, принятыми в данномобществе (социальной группе)
Накоплениечеловеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, егообразовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точкизрения, т. е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественногокапитала (включая воспроизводство самого работника как экономическогосубъекта).
Уровеньчеловеческого развития, характеризующий возможности реализации человека какличности и как члена данного общества [20].
Уровеньжизни –степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовнымии социальными благами. Его определяют и как совокупность условийжизнедеятельности людей (труда, быта, досуга).
Основнымиуровнями жизни населения являются: благосостояние, нормальный уровень, беднота,нищета, которые отражены на схеме 1.2.
Схема1.2 – Уровни жизни населения
/>
Вшироком смысле уровень жизни включает уровень и структуру потребления, условиятруда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей,степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободноговремени, уровень экологической безопасности и т.п.
Вузком смысле уровень жизни понимают как объем реальных доходов, определяющихобъем и структуру фактического потребления конечных товаров и услуг [7].
Формально уровень жизниопределяется достаточно просто. С одной стороны, есть потребности человека иобщества, а с другой – конкретные возможности для их удовлетворения. Степеньудовлетворения потребностей и определяет уровень жизни[5].
Уровеньжизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовныхблаг, во-вторых, от развития потребностей.
Уровеньпотребления — это особенность потребления, которая зависит от количествапотребителей. Обычно различают три уровня потребления:
· индивидуальный,на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека;
· коллективный,на котором происходит потребление коллективов людей;
· общественный,связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Этоохрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешниесвязи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворитьне может.
Уровеньжизни выше, чем выше потребности. Речь идет главным образом о физических,духовных и социальных потребностях.
Физическиепотребности связаны с поддержанием физической жизни человека. Ониподразделяются на материальные (потребности в пище, одежде, жилье) инематериальные (потребности в двигательной активности, сне и т.д.).
Духовныепотребности – это потребности в познании окружающего мира, образовании,повышении квалификации в различных видах творческой деятельности, вэстетическом восприятии, в пользовании культурными ценностями.
Социальныепотребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. Этопотребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми,обеспечении социальных прав.
Факторами,обусловливающими количественные и качественные характеристики уровня жизни,являются состояние производительных сил, характер производственных отношенийприродно-климатичеекие условия, географическое положение государства и другиеособенности окружающей среды.
Уровеньжизни можно рассматривать не только при анализе благосостояния отдельных группнаселения, но и на национальном уровне. Это позволяет сравнивать уровни жизнинаселения в различных странах [6].
Вкатегории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:
· натурально-вещественноесодержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);
· отражениедостигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;
· характеристикауровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.
Структураосновных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнемблагосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых всреднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени исоответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляетсобой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток(пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам,обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшейграницы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый побиологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишьподдерживать жизнедеятельность человека) [19].
Такимобразом, уровень жизни определяется степенью обеспечения населенияматериальными, социальными и духовными благами, необходимыми для жизни.
1.2Показатели уровня жизни
Сказанноевыше подводит к мысли о том, что при анализе уровня жизни нам придетсяоперировать не одним, а многими показателями. Основные показатели отражены втаблице 1.1.
Таблица1.1 – Основные показатели уровня жизни населенияОсновные компоненты уровня жизни Показатели 1. Условия жизни человека Потребление. Обеспечение жильем. Заболевания 2. Условия труда Охрана труда. Травматизм и профессиональные заболевания. Санитарно-гигиенические условия 3. Условия развития человека Права человека. Уровень доходов и структура расходов. Развитие социальной сферы. Отдых. Рождаемость и т. д. 4. Экологическая безопасность Состояние окружающей среды. Расходы на экологию
Этобудут показатели, отражающие уровень располагаемого дохода, продолжительностьжизни и уровень заболеваний (включая профессиональные), а также уровеньпотребления, обеспеченности населения жильем и т. д. Приведенные вышепоказатели в своей подавляющей массе воспринимаются как частные показателиуровня жизни.
Вкачестве интегрального показателя, отражающего состояние социальной сферы иобщих условий жизни населения страны, используется индекс развитиячеловеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). Данный показательрассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров – средней ожидаемойпродолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населенияи реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительнуюхарактеристику уровня жизни в различных странах.
Подготовкуежегодных национальных отчетов о человеческом развитии в Беларуси с 1995 годаподдерживает ПРООН.
Врамках нормативного экономического анализа выделяются:
· показателиреального уровня жизни, т. е. отражающие реальное положение;
· научно-обоснованныепоказатели уровня жизни, которые выполняют роль нормативныхпоказателей.
Значениеимеет не только сравнение реальных показателей с научно-обоснованныминормативами, но и с аналогичными показателями соседних стран, а также передовыхстран мира (региона).
Следуетотметить, что система показателей уровня жизни всегда имеет страноведческуюспецифику.
Например,в высокоразвитых странах мира среди важнейших параметров уровня жизни на первомместе оказываются показатели дохода, безработицы, а также объемы социальныхтрансфертов.
Длястран переходного периода особую актуальность имеют показатели душевогопотребления продовольствия, что отражает существующую проблему выживания ипреодоления нищеты значительной части населения, а также безработицы и инфляции[5].
Потребительскаякорзина —расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень иструктуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включаетпродовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительскойкорзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается постранам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименованийтоваров и услуг. Так, в США потребительская корзина включает свыше 250различных наименований товаров и услуг. В странах с переходной экономикой этипоказатели ниже. В России подсчитывается стоимость набора из 19 основныхпродуктов питания исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчинытрудоспособного возраста.
Прирасчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровеньпотребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровеньпотребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) ифизиологический минимум потребления (уровень физического существования).
Потребительскаякорзина используется для расчета минимального потребительского бюджета исходяиз стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит такжебазой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Потребительскийбюджет семьи – семейный бюджет, таблица доходов ирасходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.Потребительский бюджет бывает: фактический; нормативный (рациональный);минимальный.
Прожиточныйминимум – стоимость минимально необходимого человеку набораблаг, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Некоторыеэкономисты рассматривают этот показатель как наименьшее количество жизненныхсредств, необходимых для поддержания жизнедеятельности трудящегося и членов егосемьи, восстановления затраченной рабочей силы и продолжения человеческого рода.Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода,обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических,духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимальнодопустимые. Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины,налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на«среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических группнаселения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и другихособенностей и с учетом реальных возможностей экономики.
Прожиточныйминимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработнойплаты. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимыйуровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата – этоофициально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда напредприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки илипочасовой оплаты. Динамика роста минимальной заработной платы за 2000-2009 гг.представлена на рисунке 1.3.
Рисунок1.3. Рост минимальной заработной платы в Республике Беларусь, тыс. руб.
/>
В странах СНГ в декабре 2008 г. размер минимальной заработной платы в долларовом эквивалентесоставлял: в Беларуси – 97 долл., Азербайджане – 91, Армении – 82, Казахстане –100, Молдове – 39, России – 83, Украине – 90 долл. [2].
Частнымипоказателями уровня жизни также являются: уровень и динамика заработной платы итрудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включаядивиденды, проценты по вкладам и т.д.; уровень налогов; индекс розничных цен напотребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс);удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика иструктура потребительских расходов населения; уровень занятости;продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированноготруда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование,медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.
Системапоказателей уровня жизни, рекомендованная ООН, включает широкий кругхарактеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:
1.рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
2.санитарно-гигиенические условия жизни;
3.потребление продовольственных товаров;
4.жилищные условия;
5.образование и культура;
6.условия труда и занятость;
7.доходы и расходы населения;
8.стоимость жизни и потребительские цены;
9.транспортные средства;
10.организация отдыха;
11.социальное обеспечение;
12.свобода человека.
Напротяжении 1995 – 2008 гг. наблюдается положительная динамика основныхсоциально-экономических показателей уровня жизни, таких как денежные доходы надушу населения, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одногоработника и др. Главная составляющая доходов населения – заработная плата, в2008 году в общем объеме доходов населения она составила 56,1 %. Что касается,показателей образования населения, то можно сказать, что в 2008/09 учебном годупроизошло уменьшение учреждений, обеспечивающих получение общего среднегообразования, а следовательно и количество учащихся в них. Чего нельзя сказатьпро учреждения, которые обеспечивают получение среднего специального и высшегообразования, хотя по сравнению с 1995/06 учебным годом в 2008/09 уменьшилоськоличество высших учебных заведений, но количество студентов возросло более чемв 2 раза. Это свидетельствует о том, что население нашей страны все болеестремиться получить высшее образование.
Системапоказателей уровня жизни имеет свои специфические особенности в различныхстранах мира. Например, в стабильных экономических системах особое значениепридается показателям доходов, уровню и динамике заработной платы, социальныхтрансфертов, уровню и динамике безработицы. В трансформационных экономиках,напротив, весьма существенное значение имеют показатели душевого потребленияпродовольственных товаров или обеспеченности семей товарами длительногопользования, их анализ помогает измерять глубину существующих проблемного важнодля выработки социальной политики [7].
Глава2 Уровень жизни и основные социально-экономические категории
2.1Уровень жизни и бедность
Бедность–состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспеченияудовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Вмировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половинысвоего бюджета. В нынешней экономической ситуации среднестатистическаяроссийская семья 80 % своих доходов тратит на питание и неотложные повседневныенужды.
Бедностьобнаруживается как неспособность семьи при помощи текущих доходов удовлетворитьосновные потребности в пище, одежде и жилье.
Каксоциально-экономическое явление бедность формируется вследствие объективносуществующего неравенства в доступе к материальным и нематериальным благам. Этоозначает, что, во-первых, бедность будет существовать всегда, меняются толькоформы ее проявления; во-вторых, она относительна во времени и в пространстве. Следовательно,каждая страна в конкретный исторический период использует свое понимание бедности.Другими словами бедность – это постоянно существующее социо-культурное явление,имеющее различные формы проявления в рамках конкретных исторических игеографических границ.
Следует отметить, что врамках одной страны для различных социальных программ часто используются разныелинии бедности (чаще всего это означает, что для оценки уровня минимальнойзаработной платы и оценки степени нуждаемости для целей адресной социальнойпомощи используются разные линии бедности). Исторически, переход от приоритетаабсолютной концепции к относительной, произошел тогда, когда возникли сложностис исчислением минимальной потребительской корзины из-за роста жизненныхстандартов и расширения перечня благ и услуг, доступных для бедных. Переход котносительной черте бедности, которая на практике, как правило, устанавливаласьна уровне 40-60% от медианного дохода, означал ориентацию на более высокийстандарт бедности, гарантирующий не только физиологическое выживание, но и учитывающегофакт исключенности из социо-культурных стандартов и норм общественной жизни(доступ к образованию, информации, общению). Это обстоятельство очень важноучитывать в странах, образовавшихся на постсоветском пространстве, посколькувсе они столкнулись с беспрецедентным снижением уровня жизни, поэтомуориентация на относительные стандарты бедности, без их увязки с абсолютнойбедностью, может опустить линию бедности ниже уровня физиологического выживания[9].
Вдокументах ООН используется понятие человеческой бедности – отсутствиевозможностей и выбора для удовлетворения жизненно важных человеческихпотребностей, например таких, как прожить долгую, здоровую и созидательнуюжизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни,свободой и уважением окружающих. При определении уровня человеческой бедностипоказателями служат доля детей до 5 лет с пониженной массой тела; уровеньнеграмотности населения и др. [5].
Состояниебедности касается как всей страны, так и отдельных социальных групп, домашниххозяйств и т. д. При оценке ситуации на уровне всей страны используетсяпоказатель ВВП на душу населения, объем среднедушевых расходов на потребление вдень и др.
Экономистыпредлагают существующие методы определения бедных в стране сгруппироватьследующим образом:
· нормативный(абсолютный) – по нормам питания и иным стандартам минимальногопотребительского набора;
· относительный– доход составляет определенный процент от среднего дохода по стране;
· статистический,когда в качестве бедных рассматриваются 10-15 % первых в общем рядураспределения населения по размерам получаемых душевых доходов;
· стратификационный,когда к бедным относятся люди, имеющие низкую эластичность функции занятости иорганизационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы ит.д.);
самооценка– отнесение, к разряду бедных исходя из оценок общественного мнения или спозиций самого респондента.
Позаключению ООН страна относится к проблемной, если ВВП на душу населениясоставляет менее 1200 долларов в год. Если личные расходы на потребление меньше2 долларов в день – это признак бедной, менее 1 доллара в день – нищей страны.На текущий момент треть населения планеты стабильно имеет расходы менее 2долларов в день.
Приопределении удельного веса «бедного населения» используются следующие расчеты:
1)по норме потребления, когда внимание концентрируется на степени достиженияфизиологического минимума существования (пороговое значение бедности). Все теслои общества, которые по уровню потребления находятся ниже чертыфизиологического прожиточного минимума, объявляются состоящими в бедности. Ихденежные ресурсы ниже стоимостной оценки потребностей, которые должны бытьудовлетворены. Превышение отметки в 10% считается недопустимым для любойцивилизованной страны;
2)по относительному доходу, когда определяется пороговое значение располагаемоголичного дохода в процентах от среднего уровня по стране (относительнаяконцепция бедности). Все слои общества, доход которых ниже порогового значения,автоматически относятся к беднякам. Понятно, что в данном случае на показательбедности непосредственно влияет выбор шкалы эквивалентности;
3)статистический прием, когда сравнивается уровень потребления, например, 10%«богатого» и 10% «бедного» населения, а затем с учетом принятого критериясоотношения данных уровней делается вывод о наличии благополучной илинеблагополучной социальной ситуации;
4)стратификационный прием, когда к бедным априори относят те слои населения, длякоторых характерна низкая эластичность функции занятости и слабыеорганизационные возможности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.);
5)субъективная концепция бедности исходит из того, что люди, участвующие всоциологическом опросе, сами в состоянии квалифицированно определить, относятсяони к бедным или нет.
Даннаяконцепция бедности была предложена учеными Лейденского университета(Нидерланды). Размер дохода, который еще позволяет «сводить концы с концами»,определяется на основе оценок обследуемых домашних хозяйств.
Приобследовании домашних хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, которыйвыражает среднее отклонение доходов от величины прожиточного минимума. Коэффициентостроты бедности отражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемыхдомашних хозяйств от величины прожиточного минимума.
Выделяютабсолютную и относительную черту бедности.
Абсолютнаячерта бедности – минимальный уровень жизни, который определяется на базефизиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище.
Относительнаячерта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертойбедности.
Бедностьхарактеризуется следующими показателями:
· числобедных;
· коэффициентглубины бедности;
· коэффициентостроты бедности.
Числобедных колеблетсяв зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Оноизменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране.
Коэффициентглубины бедности выражает среднее отклонение доходовобследуемых семей от величины прожиточного минимума,
Коэффициентостроты бедности – средневзвешенное отклонение доходовобследуемых семей от величины прожиточного минимума.
Существуетеще несколько подходов к оценке бедности:
1.определяются потребности, необходимые для сохранения жизни;
2.учитываются не только физические, но и социально-культурные потребности;
3.определяется минимум физических и общественных потребностей;
4.используются опросы населения.
Кбедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточногоминимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровнепрожиточного минимума, не должна превышать 10 %.
Чертабедности – минимальный уровень жизни, но которомуустанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом,относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространениеполучило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходовнаселения. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40-60 % от уровнясреднего дохода взрослого человека.
Бедностьпрямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Она неподдается точному определению (так же, как счастье и благополучие). Проблемаизмерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей,удовлетворение которых признается общественно необходимым. Однако бедностьнеравномерна среди различных групп населения. Она различна между городским исельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах,между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью водной стране, расценивается благополучием в другой стране [5].
Прианализе бедности в Беларуси основным официальным индикатором масштабовраспространения малообеспеченности является доля домашних хозяйств (населения),уровень среднедушевых располагаемых ресурсов которых ниже прожиточного минимума(черты бедности). На основе динамики этих показателей делаются выводы охарактере изменений в уровне жизни населения. Данный подход к определению бедностиразработан на основе Закона Республики Беларусь «О формировании и использованииминимального потребительского бюджета», принятого в январе 1992 г. Всоответствии с ним были сформированы минимальные потребительские корзины дляразличных социально-демографических групп населения, поскольку потребностикаждой из них значительно дифференцируются в зависимости от пола, возраста,характера занятий, социального и семейного положения. В январе 1999 г. былпринят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», которыйустанавливает качественно новое правовое пространство для определенияпрожиточного минимума и отнесения граждан к категории бедных (малоимущих). Еслираньше черта бедности составляла 60 % от величины минимального потребительскогобюджета, то по новой методике она стала подвижной относительно величиныминимального потребительского бюджета и колеблется в интервале 65-68 % [9].
Можнозаметить, что основной подход к определению уровня бедности связан в конечномсчете с определением того объема потребностей, удовлетворение которыхпризнается общественно необходимым. Число бедных непосредственно зависит оттого, где будет проведена «черта бедности».
2.2Уровень жизни и благосостояние
Этикатегории неразрывно связаны. Некоторые экономисты ставят знак равенства междуними. Другие, хотя и считают их близкими понятиями, указывают на то, чтоблагосостояние в большей мере связано с качественной характеристикой. Во всевремена вопрос благосостояния людей стоял в центре проблем любой экономическойсистемы. Однако понятие общественного благосостояния стало предметомэкономической теории начиная с А. Смита. Он связывал благосостояние собеспечением справедливости в распределении доходов. После А. Смита ипрактически до XX в.благосостояние рассматривалось как сумма поддающихся измерению полезности илиблаг для всех членов общества. Оптимальным считалось такое распределениересурсов, которое давало большее в итоге арифметическое значение.
Значительныйвклад в теорию общественного благосостояния внес итальянский экономист В.Парето. Он считал уровень благосостояния оптимальным, если было невозможноулучшить чье-либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, ихраспределения и обмена без нанесения ущерба благосостоянию какого-либо другогоиндивидуума. Своим оптимумом Парето поставил жесткие границы определениюблагосостояния: нельзя считать нормальным явлением в обществе положение, когдаодин обогащается при обнищании других.
Уровеньобщественного благосостояния представляет собой степень обеспеченностилюдей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни,необходимыми для их комфортного и безопасного существования.
Огромноезначение для общественного благосостояния имеют все показатели, определяющиеуровень жизни. Особо следует выделить объемы производства валового внутреннегопродукта (ВВП) и национального дохода (НД), исчисляемые на душу населения. Постандартам ООН водоразделом между развитыми и развивающимися странами являетсяпроизводство ВВП на душу населения в объеме 5 тыс. дол. Интересным показателемобщественного благосостояния можно считать соотношение между производствомматериальных благ и сферой услуг. Чем выше доля сферы услуг в общем объеме ВВП,тем выше общественное благосостояние. Для определения уровня благосостояниянаселения существует ряд конкретных показателей. Это потребление основныхпродуктов надушу населения, структура потребления, минимальный уровеньпотребления, качество жизни и т.д.
Государствообеспечивает определенный уровень благосостояния населения. Это находит своеотражение в увеличении доходов малоимущих слоев населения, создании системыобучения и переквалификации безработных. Государство обязывает предпринимателейвыплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляетбесплатные услуги образования и здравоохранения [7].
Вместе с тем в начале 2009 г. в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежных доходовнаселения, хотя их рост временно замедлился.
В январе 2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008 г.на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на 8%.
Реальная начисленнаязаработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5% [2].
Зарубежныйопыт государственного вмешательства в определении благосостояния населенияпоказывает, что, во-первых, закономерно встает вопрос о пределах участиягосударства в решении социальных проблем. Во-вторых, размеры социальных выплатдолжны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, его бюджетом.В-третьих, социальная политика должна быть эффективной, нельзя допускатьинфляционного обеспечения социальных расходов, образования дефицита сбережений,роста безработицы и инфляции.
Вразвитых странах сложились два направления социального обеспечения:
· государственное;
· частное;
Первоеосуществляется государством в виде поддержки минимального уровня помощи,обеспечения ее доступности. Второе осуществляется бизнесом [7].
Ключевымфактором, обуславливающим благосостояние среднего класса и функционирование всейсистемы социальных гарантий, является наличие массового социального слоя(иностранные рабочие и др.), заполняющего низкостатусные рабочие места ивыпадающего из поля социальных и экономических гарантий (исключаяблаготворительность и отдельные социальные программы). Включение такихсоциальных групп в общее поле гарантий предполагает устранение низкостатусныхрабочих мест, что требует крупномасштабных экономических затрат и сопряжено спонижением благосостояния средних слоев населения. Поэтому наличие низкостатусныхсоциальных групп, лишенных общих гарантий потребления, является необходимым условиемсуществования среднего класса и модели “общества массового потребления” [20].
2.3Уровень и качество жизни
Качествожизни – совокупность характеристик, отражающих материальное, физическое,социальное и культурное благополучие населения.
Объективные индикаторыкачества жизни: природные и социальные.
Субъективные индикаторыкачества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизньюи оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и аффектные(эмоциональные) [4].
Понятно,что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальныйпоказатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования иразвития человека.
На первом месте приоценке качества жизни – уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей,состояние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Поэтому следуетустановить степень достижения прогрессивных норм потребление, учитывать условияокружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, атакже и уровень социальной защищенности, наличие свободного времени ирациональность его использования [5].
Качествожизни характеризуется степенью удовлетворения потребностей человека,определяемой по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, атакже по отношению к уровню личных притязаний. Этот показатель включает в себяпомимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень,физическое развитие. По мнению других экономистов, качество жизни включает всебя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовныхпотребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды,безопасность граждан, свободу личности.
Некоторыеэкономисты в понятие «качество жизни» включают и такие показатели:
· условиятруда и его безопасность;
· состояниесреды обитания или экологическая безопасность;
· наличиеи возможность рационального использования свободного времени;
· культурныйуровень населения;
· состояниеи уровень физической культуры.
Подкачеством жизни также понимают условия человеческого существования:обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность;доступность медицинской помощи; возможности для получения образования иразвития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе,включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.
Оценкии уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень,который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесенк «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, длядругих окажется низким.
Разныелюди воспринимают одни и те же условия существования по-разному. Длябольшинства европейских и американских рабочих жизнь владельца супермаркета,обладающего состоянием в несколько миллионов долларов, кажется пределоммечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человекапредставляется крайне неблагополучной. Причины этих различий, в конечном счете,определяются различным пониманием смысла и целей жизни.
Все большая частьжителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики исоответственно меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качествожизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное вниманиебудет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности,социальных отношений и природной среды [7].
Говоря о сущностикачества жизни как социально-экономической категории, следует заметитьнекоторые особенности. Во-первых, качество жизни широкое, многоаспектное, многогранноепонятие, более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, выходящая за пределыэкономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферыобщества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Во-вторых,качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критериемобъективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностейинтересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степениудовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности иинтересы людей индивидуальны, и степень их удовлетворения могут оценить толькосами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами ипрактически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личныхмнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двухформах:
1) степеньудовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;
2) удовлетворенностькачеством жизни самих людей. В-третьих, качество жизни не является категорией, отделеннойот других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них,включая в себя их в качественном аспекте. С введением понятия «качества жизни»в зарубежной и отечественной литературе появилось множество методик ирекомендаций по определению его критериев и показателей. Под критерием вообщепонимается признак, на основе которого производится оценка чего-либо, основасопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств. Разработка системыи структуры показателей качества жизни населения является одним из важнейшихнаправлений в исследованиях качества жизни населения. В научной литературесуществует большое многообразие подходов к определению показателей и структур перечнейпоказателей от обобщенных, охватывающих лишь самые существенные стороны жизничеловека, до многоуровневых детальных систем, включающих подробнейшиеперечисления различных факторов и компонентов.
Для оценки качестважизни используют разные подходы.
В национальной ирегиональной статистике для оценки качества жизни населения в стране, субъектахРБ и в муниципальных образованиях используются социально-экономические индикаторыуровня жизни населения. Основными из них являются: среднедушевые денежные доходыв месяц; реальные располагаемые денежные доходы в месяц; среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размерназначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума в среднем на душунаселения в месяц; численность населения с денежными доходами ниже величиныпрожиточного минимума, в т.ч. в процентах от общей численности населения;среднедушевые денежные доходы; коэффициент фондов (коэффициент дифференциациидоходов).
Немаловажное значение имеети тот факт, что используемые социально-экономические индикаторы уровня жизни населенияне сведены в единый интегральный показатель, который позволял бы устанавливатьоднообразную оценку качества жизни населения в разных регионах. Во многом это связанос отсутствием расчета валового внутреннего продукта в субъектах РеспубликиБеларуси и его заменой на региональный валовой продукт. Тем не менее, подход коценке качества жизни населения по социально-экономическим индикаторам уровняжизни, как отмечают исследователи И.В. Сычев, Е.А. Федоров, А В. Луневпозволяют не только количественно определять этот уровень, но и производить сравнительнуюоценку динамики поведения установленных показателей.
Проведя исследованияпроблем качества жизни населения региона, можно заметить, что для анализа и измерениякачества жизни населения региона и принятия управленческих решений необходиманаучно обоснованная методика, в расчетах которой целесообразно использовать не толькочастные или обобщающие показатели качества жизни, но и, прежде всего, интегральныйпоказатель достижения стратегических национальных и региональных целейуправления обществом. Она должна предусматривать постоянный мониторинг совокупностилокальных показателей, предназначенных для построения интегрального показателя.Предложена методика комплексной оценки качества жизни населения региона,предусматривающая вычисление интегрального показателя через совокупность четырехгрупп показателей (финансово-экономических, медико-экологических, материальногоблагосостояния и духовного благосостояния), позволяющая оцениватьсоциально-экономическое развитие региона во времени и в сравнении с другими регионами.Методика базируется на методах экономического анализа, экспертных оценках,бальном методе и теории классификации. Принципиальные положения оценки качестважизни населения заключаются в следующем:
1. Оценкаосуществляется с помощью определенного перечня экономических, социальных иорганизационных показателей, отбираемых методами экспертных оценок икорреляционного анализа;
2. Вводится экономическоестимулирование достижения более высокого качества уровня жизни населения снаименьшими затратами ресурсов. Оно реализуется путем введения математическихфункций стимулирования, отражающих закономерности экономической и социальнойжизни региона;
3. Выбирается базисная система,в качестве которой обычно выбирается социальная система-лидер, базисный периодили базисные значения показателей, отобранные экспертами и принятые за эталон;
4. Соизмерение различныхэкономических и социальных показателей с учетом их важности осуществляется вкомплексном показателе качества жизни с помощью весовых коэффициентов, определенныханалитическим методом или методом экспертных оценок;
5. Интегральный показателькачества жизни рассчитывается в виде суммы баллов с приведением к процентной шкалеизмерения (100 баллам). Этим обеспечивается сопоставимость качества жизнинаселения по сравнению с базисным или по периодам времени.
Комплексный показатель рассчитываетсяпутем суммирования частных показателей качества жизни. Частные показателиопределяются по результатам выполнения экономических и социальных показателейпутем умножения процентов их выполнения на весовые коэффициенты.
Интегральный индекскачества жизни характеризует статическое состояние общества в определенныйпериод времени и отражает динамику развития между двумя измерениями. Показателькачества жизни может быть отражен в градациях «улучшение», «стабильность», или«ухудшение». Если > 100 баллов, то проводимые социально-экономические преобразованияв регионе позитивно влияют на качество жизни, если = 100 баллам, то качествожизни практически не изменяется, а если
Географическимфакультетом МГУ разработан индекс качества жизни, который предназначен дляинтегральной оценки приоритетных компонентов качества жизни и мониторингаситуации.
Формула расчета индексакачества жизни (Iк)
/>
где: A – индексотношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму;
B – индекс доли населенияс доходами выше прожиточного минимума;
С – индекс уровнязанятости населения;
D – индекс ожидаемойпродолжительность жизни;
Е – индекс младенческойсмертности; [3].
Таким образом, качествожизни всегда воспринимается с учетом исторических, национальных и религиозныхтрадиций. При характеристике качества жизни, как совокупности условий, вполнедопустима компенсация одного параметра жизни другим.
Глава3 Основные направления повышение уровня жизни населения Республики Беларусь
3.1Роль государства в повышении уровня жизни
Отличительнойособенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей странеявляется ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработнойплаты. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских иместных органов власти.
В 2008 годусреднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% припрогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн.руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%).
Лидерами по размерузаработной платы по-прежнему являются работники финансово-банковской сферы,органов государственного управления, науки и научного обслуживания,строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкимизаработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального обеспечении иобразования.
Важным механизмомсоциальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата,представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низшийуровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачиватьзаработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных нормрабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемыхкатегорий работников.
На 1 января 2009 годаразмер минимальной заработной платы составил 229 700 руб. Бюджет прожиточногоминимума на 1 февраля 2009 года – 234 370 руб.
Предметом особой заботыгосударства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.
С 1 февраля 2009 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальныхтрудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.
Финансированиевыплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы в Беларусиосуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовомуукреплению:
введен индивидуальный(персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
в систему обязательного пенсионногострахования включены индивидуальные предприниматели;
принят Закон Республики Беларусь «О профессиональномпенсионном страховании».
Реализация Закона опрофессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года, обеспечит снижениезатратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховыхвзносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными иопасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будетстимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларусиобеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
По даннымМежгосударственного статистического комитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате заработной платы в России составила 4 млрд. руб., в Украине – более1 млрд. грн. По Беларуси задолженности не зафиксировано.
В нашей стране существует широкаясистема материальной поддержки семей с детьми: пособия в связи с рождением ивоспитанием ребенка, обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет,предоставление льготных жилищных кредитов и материальной помощи в погашениикредитов на строительство жилья и др.
С 1 февраля 2009 г. вырос среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрастедо 3-х лет, и составил 188 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х летповышен до 70 тыс. руб.
В течение 2008 года дваждыпересматривались размеры стипендий учащейся молодежи. В настоящее время взависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов ВУЗовварьируется от 98 до 156 тыс. руб.; учащихся ССУЗов и учрежденийпрофтехобразования – от 82 до 131 тыс. руб. Размер социальной стипендиистудентов ВУЗов составляет 77 тыс. руб., учащихся ССУЗов и учрежденийпрофтехобразования – 63 тыс. руб.
С начала прошлого годасущественно расширены критерии предоставления малообеспеченным и нуждающимсягражданам государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищныхсубсидий. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) приусловии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услугив пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителейгорода и 15% – для жителей села.
Финансовые потрясенияпоследнего года заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходык организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала,пересматривать условия оплаты труда.
В начале2009 года в Беларуси в отличие от других государств не допущено заметногоснижения денежных доходов населения, хотя их рост временно замедлился. В январе2009 г. в республике номинальная заработная плата работников увеличилась посравнению с январем 2008 г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению сдекабрем она уменьшилась на 8%. Реальная начисленная заработная плата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%.
В январе 2009 г. по республике средняя заработная плата на промышленных предприятиях составила 1 млн. 40 тыс.руб., в строительных организациях 1 млн. 161 тыс. руб., на предприятияхтранспорта – 1 млн. 49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства – 583 тыс.руб., торговли и общественного питания – 816 тыс. руб.
В учрежденияхздравоохранения она была 701 тыс. руб., в том числе врачей – 1 млн. 203 тыс.руб., среднего медицинского персонала – 680 тыс. руб., младшего медицинскогоперсонала – 425 тыс. руб.
В учрежденияхобразования зарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогическихработников – 707 тыс. руб., учителей – 753 тыс. руб.,профессорско-преподавательского состава – 1 млн. 351 тыс. руб. [12].
В поле зрениягосударства постоянно находятся вопросы укрепления материально-технической базышкол, больниц, детских садов и других учреждений социально-культурногоназначения. В центре внимания депутатского корпуса – решение социально-бытовыхпроблем населения, прежде всего самых уязвимых категорий – ветеранов,инвалидов, многодетных семей. Парламентарии оказывают содействие в созданиисистемы адресной помощи, обеспечении медикаментами, организации оздоровления исанаторно-курортного лечения школьников, пенсионеров, участников ВеликойОтечественной войны, осуществляют контроль за своевременным вводом строящихсясоциально значимых объектов. Народные избранники активно пропагандируютздоровый образ жизни, массовое физкультурное движение и спорт. Забота одостойном уровне жизни граждан осуществляется не только посредством принятия законов.Одним из важных направлений деятельности парламентариев является работа сгражданами. Она носит многоплановый характер и занимает около трети рабочеговремени депутатского корпуса. При этом Правительством осуществляется комплексмер, направленных на либерализацию условий хозяйственной деятельности,предоставление предприятиям широких полномочий в управлении производством, вобласти оплаты труда, недопущение необоснованного роста цен в торговле,проводится ежемесячный мониторинг уровня зарплаты работников всех сферэкономики [16].
3.2 Факторы ростауровня жизни населения
Однимиз важных направлений, которое способствует росту уровня жизни являетсяпреодоление бедности.
Проблемыпреодоления бедности.
Пооценке ряда исследователей, в решении проблемы бедности существует рядсложностей.
1. Всегдасложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны иусловны. К тому же существующие методики расчета бедности не всегда учитываютреальное положение.
Например,часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественногостатуса (приусадебный участок, излишки жилплощади, автотранспорт и т. д.).Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных(скрытых) доходов.
2. Уровеньбедности непосредственно зависит от таких обстоятельств, как динамика инфляциии ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменениеобменного курса. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется внепродуманной экономической политике.
3. Междууровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума существует прямаязависимость. Поэтому есть смысл определять уровень жизни не только текущимидоходами, но и массой доходов, получаемых индивидуумом во всем жизненном цикле(т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для полученияпенсии по старости, возможность получения кредита для обучения и т. д.).
4. Выявлениесамой бедности еще не означает ее автоматическое преодоление, так какфинансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать коказанию адресной помощи нуждающимся семьям.
Всвою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверкиреального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор исистематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел,сами по себе являются дорогостоящим мероприятием.
5. Вкатегорию бедных, особенно в переходный период, часто попадают и те членыобщества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требуетреформирования национальной системы регулирования оплаты труда, и наемныхотношений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МТБ.
6. Поддержкасоциально ущемленных слоев населения должна сочетаться с укреплением мотивациик труду [5].
Впредшествующие годы заложена основа для обеспечения достойного уровня жизнилюдей, который будет поддерживаться и в нынешних условиях.
Ежегодныйрост реальных денежных доходов населения составлял 104–110% в 2002–2004 гг. и113–118% – в 2005–2007 гг.
В2008 году реальные денежные доходы населения выросли на 12,7%, в том числереальная заработная плата – на 9,9%.
Не утрачивает своейприоритетности семейная политика. Как сказано в Послании Президента республикиБеларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и национальному собранию РеспубликиБеларусь, «только крепкая семья составляет основу сильного государства»,поэтому данное направление государственной политики будет усиливаться, несмотряна экономические трудности [18].
Смая 2009 г. в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума на 3,9%возросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей [17].
«Вдостаточно удачном 2008 году в промышленности соотношение заработной платы к минимальномупотребительскому бюджету составляло, 350-360%. К сожалению, сегодня мынаблюдаем постепенный спад этого соотношения — эта цифра уже ниже 300%. Этоговорит о том, что у нас резко снижается уровень жизни людей.» [21].
Задача государства – непредоставлять подачки в виде льгот, а создавать условия для того, чтобыгражданин имел возможность обеспечить себе достойный уровень жизни, — подчеркнул Александр Лукашенко. – Человеку нужно предоставить работу,нормальную зарплату, пенсию, стипендию. А государственная поддержка должнаоказываться малообеспеченным, социально незащищенным людям, которые не всостоянии позаботиться о себе сами. Он подчеркнул, что «льгота – это неприбавка к зарплате, пенсии, стипендии, а поддержка – индивидуальная иадресная». К примеру, распределением адресной помощи среди учащихся должнызаниматься вузы. «Никто лучше вузов не разберется, кому из студентов нужнооказать конкретную поддержку. Поэтому эти суммы лучше направлять в учебныезаведения под определенные условия, а там разберутся конкретно по каждому», –пояснил Президент. Аналогичный механизм необходим и в отношении другихкатегорий граждан. «Ни один председатель райисполкома не отдаст деньги тому,кто в них не нуждается, если мы четко пропишем механизм оказания адреснойпомощи», – уверен Глава государства.
Александр Лукашенконапомнил, что в Беларуси сохранена стабильная система социального обеспечения.«Мы не пошли на повышение планки пенсионного возраста – а ведь это роскошь дажедля очень богатых государств», – подчеркнул он. Президент также напомнил, чтогосударством в значительной степени компенсируются затраты граждан нажилищно-коммунальные услуги [21].
Рост уровня жизнинаселения должен иметь место как на мировом так и на местном уровне.
Ученые Академии науксоставили рейтинг белорусских городов, в которых, по мнению белорусов, лучшевсего живется. В рейтинг вошли 112 городов и 22 городских поселка, которыеявляются районными центрами. Составители выбрали семь критериев, которые онипосчитали наиболее важными для оценки уровня жизни, и, основываясь на официальнойстатистике, сделали несколько неожиданных открытий.
Вот какиекритерии ученые посчитали наиболее важными при оценке городов:
1. Темп ростанаселения с 1989 по 2006 год.
2.Миграционный прирост за 2005 — 2006 гг. к населению.
3.Среднемесячная зарплата.
4. Долязанятых на малых предприятиях от общего количества занятых (по мнению авторов,этот показатель отражает прогрессивность местных властей, понимание имиважности развития малого бизнеса).
5. Доляэкономически активного населения ко всему населению.
6. Суммаэкологических платежей за вредные выбросы (этот показатель позволяет судить обэкологической ситуации в городе).
7.Транспортная доступность (расстояние до административных, образовательных,культурных центров, ближайших учебных заведений).
Первое местозанял город, расположенный недалеко от Минска – Заславль. Столица нашей Родинына 2-ом месте.
Слуцк можноназвать транспортным центром. От него до крупных городов всего на 20 километровбольше, чем от Минска. Самый высокий прирост населения за последние 17 лет вгороде Ивацевичи. Хорошая демографическая ситуация и в Белозерске, Жабинке,Столине, Березе. Хорошая зарплата в Минске, Фаниполе, Жлобине, Новолукомле,Новополоцке, Речице [15].
А вот как выглядит ситуация на мировой арене: В рейтинге,составленном по заказу ПРООН, Беларусь заняла 67 место в мире по уровню жизни.При составлении рейтинга учитывались такие факторы, как продолжительностьжизни, уровень образования и величина ВВП на душу населения. Беларусь, как ибольшинство стран СНГ, попала в группу стран со средним уровнем развития
Россия врейтинге ПРООН заняла 65 место, Украина — 77 место, Казахстан — 79-е, Армения — 80-е, Грузия — 97-е.
В группе 63стран с высоким уровнем развития расположились прибалтийские страны: ВВП надушу населения в Эстонии составляет 14,5 тыс. долларов в год (40-е место),Литве — 13,7 тыс. долларов (41- е место) и Латвии — 11,6 тыс. долларов (45-еместо).
Несколько летподряд титул лучшей страны мира по уровню жизни удерживает Норвегия. Средняяпродолжительность жизни в этой скандинавской стране составляет 79,6 лет, всевзрослое население имеет среднее или высшее образование, ВВП, рассчитанный попаритету покупательной способности, составляет 38,4 тыс. долларов в год накаждого норвежца.
Второе итретье место с минимальным отрывом от лидера заняли Исландия и Австралия.Средняя продолжительность жизни островитян — 80 лет, а такой важный показатель,как ВВП на душу населения, составляет 33 тыс. долларов в год на каждого жителяИсландии и 30 тыс. долларов на каждого австралийца.
В десятку лучшихстран также попали Ирландия, Швеция, Канада, Япония, США, Швейцария иНидерланды.
В группустран с низким уровнем жизни эксперты поместили 29 африканских стран и одиностров – Гаити. Странами непригодным для проживания, согласно рейтингу,являются африканские страны Нигерия, Сьерра-Леоне и Мали [1].
Росту уровняжизни также должна способствовать Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ).
Приоритетнымнаправлением деятельности профсоюзов на предстоящие четыре года должны статьзащита конституционного права граждан свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, обеспечение достойного вознаграждения за труд в соответствиис его производительностью и качеством; выработка и осуществление мер поддержкисоциально слабо защищенных категорий населения.
ФПБ, отраслевые ирегиональные структуры профсоюзов, профсоюзные комитеты и организации своюпрактическую деятельность должны сосредоточить на:
— разработке ипроведении политики продуктивной занятости, обеспечивающей рост реальныхдоходов населения, сокращение масштабов бедности, достижение уровня и качестважизни в Беларуси, достаточного для расширенного воспроизводства рабочей силы;
— обеспечении ростапроизводительности труда, качества выпускаемых товаров, работ, услуг до уровняконкурентоспособности на мировом рынке, и на этой основе – роста реальнойзаработной платы;
— адекватном увеличениидоли заработной платы в составе валового внутреннего продукта, добавленнойстоимости предприятий и совокупных доходов населения;
— оптимизацииструктуры заработной платы с целью увеличения ее тарифной составляющей;
— поэтапном,экономически обоснованном приближении размеров минимальной заработной платы,тарифной ставки первого разряда работников бюджетной сферы к величине бюджетапрожиточного минимума, его индексации с учетом динамики роста потребительскихцен;
— тесной увязке размерасредней зарплаты в бюджетном секторе с оплатой труда в промышленности;
— снижении обязательныхплатежей налогового характера на фонд оплаты труда предприятий и организаций иставок подоходного налога граждан [13].
Также для роста уровняжизни населения нашей республики разработана программа демографическойбезопасности, которой предусмотрено стабилизация демографической ситуации иформирование предпосылок демографического роста в Республике Беларусь, реализацияцелостной системы мер социально-экономического, правового, организационногохарактера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми реализациякомплекса мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровьяматери и ребенка; снижение смертности населения от всех причин на 8 процентов вгод; оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков [8].
Таким образом, длясодействия роста уровня жизни населения Республики Беларусь необходиморазрабатывать комплекс мер по преодолении бедности, повышении благосостояния, вобласти формирования доходов населения, социальной защиты, в областиздравоохранения и других сферах жизни.
Заключение
Из проведенныхисследований можно сделать вывод о том, что уровень жизни – это степеньобеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами иуслугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворенияпотребностей людей в этих благах. Уровень жизни населения – важнейший критерийоценки эффективности социально-экономической политики государства. Егоповышение является основной целью общественного развития социальногогосударства. Поэтому каждое государство заинтересовано в повышении уровня жизнинаселения. Так в Республике Беларусь для повышения уровня жизни предпринимаютсяследующие меры: повышение минимальной заработной платы, уровня прожиточногоминимума, производится защита социально уязвимых категорий населения,совершенствование пенсионной системы, ее финансовое укрепление, своевременностьвыплаты населению заработной платы и пенсий, поддержка многодетных семей,материальная поддержка учащейся молодежи.