Реферат по предмету "Экономика"


Управление социальной сферой на примере города

--PAGE_BREAK--
1.2 Социальная защита и социальное обеспечение населения



Современные модели социальной политики отличаются по:

ü             степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества;

ü             степени социальной защищенности граждан;

ü             уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения;

ü             влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Одной из моделей социальной политики являются рыночная социальная модель, которая отличается наибольшей социальной твердостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы.

Рыночный механизм распределения не учитывает ни возможностей, ни особенностей потребителя, кроме его платежеспособности. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства, в сферу распределения дохода и обеспечения социальной защиты населения от бедности, безработицы, инфляции.

Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. Классификация мер по социальной защите может быть представлена по различным основаниям:

ü             по объектам распространения (по категориям населения);

ü             по характеру продолжительности (постоянные, временные и разовые);

ü             по типу финансирования (Государственный бюджет, местный бюджет, благотворительный фонд);

ü             по способу получения социальной услуги (пенсия, компенсационные выплаты, переобучение).

К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети – сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия – государственный бюджет, доплата к пенсии – местный.

По способу получения меры социальной защиты можно классифицировать: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот; 6) государственное обеспечение заключенных; 7) материальная помощь в виде дополнительных выплат; 8) натуральная помощь в виде предметов первой необходимости и продуктов; 9) оказание социальной услуги на дому; 10) бесплатное питание; 11) бесплатное лечение; 12) бесплатное или льготное предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий; 13) льготная оплата коммунальных услуг; 14)бесплатное или льготное обучение или переобучение; 15) ночное проживание бездомных; 16) бесплатный или льготный проезд на общественном транспорте; 17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов.

Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации – подрастающего поколения будущего страны. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние 3 десятилетия обусловлено следующими факторами:

1.             ростом числа малодетных семей;

2.             приростом числа молодых семей, в последствии снижения возраста вступления в брак;

3.             тенденцией к отделению молодых семей от родительских;

4.             увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей.

ü             Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

ü             Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

ü             Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое).

ü             Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты станут:

1.             Реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержкой семей с детьми и другое.

2.             Адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников.

3.             Совершенствование организации социальной зашиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя.

4.             Широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальной и психологической реабилитации и адаптации населения), содействие самореализации и самообеспечению, профессиональный ориентации и так далее.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждения, организации», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и другие.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят 6 целевых программ: «Дети — инвалиды»,  «Дети — сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства. Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании и так далее. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента РФ от 13.08.1994 года №474). Издан ряд положений и постановлений, например, «О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», «Об учреждениях профессионально-технического образования», «Общеобразовательных учреждениях», принята программа «Вакцинотерапия» и другие.

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери т ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разнообразных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения. Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослабла. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а не на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось и качество питания детей. Год от года выпускается все меньше и меньше детских и художественных юношеских фильмов, мультфильмов, велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.

В России существует прочная правовая база социальной защиты подрастающих поколений.

Плата за содержание детей в детских яслях и садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально незащищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, правительством. Органы социальной защиты населения предоставляют льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах, лагерях.

Социальная защита детей включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психологические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер.

Основной государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение им равные с другими гражданами возможностей реализации гражданский, экономических, политических и других прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и другое. Законом предусматривается различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание; полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства – организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и тому подобной); социально-консультативная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированны государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

ü             одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

ü             гражданам пожилого возраста, инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

ü             пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказывает лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100 – 150% прожиточного минимума. Социальные услуги на условиях полной оплаты оказывается гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых выше 150% прожиточного минимума.

Социальная защита молодежи занимает весомое место в системе социальной защиты.

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социального-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширение границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение и ряд других. Внедрение отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

Изучение реальной потребности молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в Берже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

В городе Воронеже социальная защита и социальное обеспечение населения осуществлялись по следующим направлениям.

В 2001 – 2002 годах разработаны и приняты комплексные муниципальные программы «Дети Воронежа», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков города Воронеж в период школьных каникул», комплекс мероприятий по социальной поддержке ветеранов, инвалидов, малоимущих жителей города Воронежа», «Программа по дальнейшему повышению уровня обслуживания населения города Воронежа бытовыми услугами на период 2001 – 2003 года», определенны и разработаны основные направления по улучшению положения женщин, детей и многодетных семей, объем финансирования в 2001 – 2002 годах – более 45 миллионов рублей.

Комплексными центрами социального обслуживания населения районов города обслужено более 150 тысяч горожан. Организованно предоставление бытовых услуг воронежским пенсионерам на условиях льготной оплаты. 3049 пожилых горожан получили льготное обслуживание в прачечных, банях, парикмахерских на 70,5 тысяч рублей. В 2000 году были созданы муниципальные учреждения «Центр социальной помощи семье и детям», «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Луч», 4 комплексных центра социального обслуживания населения получили статус юридических лиц. В 2002 году открыто отделение временного пребывания пожилых людей МУ КЦСОН Железнодорожного района «Надежда» в поселке Краснолесный, начата подготовительная работа по созданию муниципальных учреждений. Центр социальной реабилитации и адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Кристалл», «Дом ночного пребывания» для лиц без определенного места жительства, открыто стационарных палат на 10 койко-мест для ветеранов войны и труда на базе городской больницы №14 в поселке Краснолесный.

Городским комитетом социальной поддержки населения была оказана единовременная социальная помощь малоимущим гражданам: 2000 год – 3422,2 тысячи рублей, 2001 год – 3166,0, 2002 – 3293,5 тысячи рублей. Районными комитетами социальной защиты населения: 4,4 милионна рублей,4,8 и 2,9 соответственно. Системная адресация (ежеквартальная) помощь: 596,6 тыс. рублей, 1264,8 тыс. рублей, 1304,2 тыс. рублей соответственно.

Осуществляется системная работа по выплате 34 видов пособий населению. Сумма выплат превысила 235,0 млн. рублей, количество получателей за 2001 – 2002 годы составило 800 тысяч человек.

Разработан механизм взаимодействия городских служб, системы профилактики детской безнадзорности, ведется персонифицированный учет безнадзорных и беспризорных детей. В 2000 году на учете в органах социальной защиты населения состояло 850 несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в 2001 году – 996, в 2002 году 1296. Создана и работает МУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям». Ведется реконструкция МУ «Социальный приют для детей и подростков». В 2000 году из средств городского бюджета на капитальный ремонт здания выделено 1962,3 тыс. рублей, в 2001 году – 416,4, в 2002 году – 1219,0 тыс. рублей.

Созданы 4 муниципальных загородных оздоровительных лагеря. Прорабатывается вопрос о переходе в категорию муниципальных ДОЛ «Звездочка» ЗАО «Тяжпресс». С 2000 по 2002 год объем денежных средств, израсходованных на организацию летнего отдыха, возрос с 3,7 до 8,0 млн. рублей, что позволило оздоровить 16000 детей. Всего за период летней оздоровительной компании 2002 года организованными формами отдыха было охвачено 82183 ребенка, что составило 76% от общего числа учащихся города Воронеж.

Проблемы:

ü             Система социальной защиты населения города полностью не сформированы, муниципальные учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения создаются из расчета одно учреждение на 10-50 тыс. человек, необходимо создание филиалов комплексных центров социального обслуживания населения.

ü             Финансовое обеспечение целевых программ социальной поддержки населении.





















































Глава 2. Анализ современного состояния социальной сферы города с использованием аналитических методов и компьютерных технологий.



2.1 Развитие отраслей социальной сферы



Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека – работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально – культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно–   коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов.

Культура, искусство и здравоохранение имеют специфику, связанную с необходимостью ограничения частнопредпринимательской деятельности. Здесь сохраняется в больших масштабах нерыночный сектор, финансовое обеспечение которого осуществляется из государственных источников.

Воронеж – крупнейший центр культуры. С ним связанны имена и деятельность выдающихся русских и советских писателей и поэтов, деятелей искусств: А. Кольцова, И. Никитина, И. Бунина, А. Платонова, С. Маршака, Н. Ге, А. Дурова, М. Пятницкого, К. Масалитинова, М. Мородасовой.

В городе работают театры оперы и балета, драмы, юного зрителя, кукольный, камерный; филармония, цирк, музей изобразительного искусства и краеведческий, дом – музей И.С. Никитина, десятки публичных библиотек.

На сцене академического театра драмы А.В. Кольцова играли такие великие актеры прошлого как: М. Щепкин, В. Комиссаржевская, П. Мочалов.

Краеведческий музей знакомит горожан и гостей с прошлым и настоящим города. В художественном музее имени И.Н. Крамского выставлены картины итальянских, испанских, французких, голландских, немецких и русских живописцев начиная с XV века. В экспозиции представлены картины И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, А. А. Бучкури. Само здание художественного музея является памятником архитиктуры XVIII века. Имеются также дом – музей А. Л. Дурова и музей – диорама.

В филармонии, открытой в 1937 году с авторскими концертами выступали многие известные музыканты, композиторы и дирижоры. В их числе – С. С. Прокофьев, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский, Д. Д. Шостакович.

В Воронеже жили и работали историк Е. А. Болховитинов, академики Н. Н. Бурденко и Н. Г. Басов, чемпион мира по шахматам А. А. Алехин.

Интересны архитектурные памятники Воронежа. Самым древним памятником города является колокольня, или, как в старину говорили, звонница Акатова (Алексеевского) монастыря, построенная в 1674 году. К памятникам прошлого онесенны: арсенал, построенный в 1696 году, «свидетельница» начала российского кораблестроения Успенская пятиглавая церковь (1694-1702), восстановленная к 300 – летию военного флота, Никольская церковь (1720) год.

В городе имеется также множество монументов и памятных мест, связанных с важнейшими историческими событиями и жизнью замечательных людей.

Социальная сфера – это сложный многоотраслевой комплекс. В городе Воронеже за последние годы отдельные отрасли социальной сферы развивались динамично.

 Розничная торговля и общественное питание.  По состоянию на начало 2003 года по сравнению с аналогичной датой предыдущего года число учтенных в едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) увеличилось на 13,6 %, из чего следует, что в этой отрасли сосредоточено наибольшее количество хозяйствующих субъектов.

[22, стр.3]

Оборот розничной торговли и общественного питания за последние годы.   

Таблица  1

[23, стр44]

Динамика оборота розничной торговли.




1995

1998

1999

2000

2001

2002

2002 в% к 2001

Оборот розничной торговли, млн.рублей (1995г млрд)

3502,3

1836,7

2466,6

2818,9

3652,6

4820,5

132

Оборот общественного питания, млн.рублей (1995г млрд)

87,4

70,8

113,4

138,4

185,7

210,5

113,3

Всего

3589,7

1907,5

2580

2957,3

3838,3

5031

131%



Из таблицы  видно, что общий оборот розничной торговли в 2002 году составил 4,8 млрд. рублей т.е увеличился на 32% по сравнению с 2001годом. Общий оборот общественного питания развивался менее динамично и по сравнению с 2001 годом увеличился  на 13,3 %.

В макроструктуре оборота розничной торговли города преобладали непродовольственные товары 53,6 % от общего оборота. Их населению было продано на 2582,8 млн. рублей, продовольственных товаров – на сумму 2237,7 млн. рублей, что больше уровня 2001 года соответственно на 12,7 и 20,8 процентов.  Алкогольных напитков и пива реализовано на 400,1 млн. рублей 146,6% от уровня 2001 года. Их доля в общем объеме оборота розничной торговли города составила 8,3%.

Сводный индекс потребительских цен в декабре 2001 года по отношению к декабрю 2000 увеличился на 17 %, что за аналогичный период 2002 года увеличился на 14,2%.

Стоимость минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста АО городу Воронежу составила 944.47 рубля и стала на 99.35 рубля больше, чем год назад.



Рисунок 1. Структура стоимости минимального набора продуктов питания в расчете на мужчину трудоспособного возраста.

Из рисунка видно, что структура стоимости минимального набора продуктов питания в 2002 году по отношению к 2001 году существенно не изменилась.

В розничной торговле и общественном питании преобладает частная форма собственности — 95,7 %  это 11787 хозяйствующих субъектов, смешанная Российская 1,3% т. е 163 субъекта, наименьшая доля в этой отрасли составляет государственная или муниципальная, всего 66 субъектов, что составляет 0,5 % от общего числа собственников. В результате общий оборот в отрасли формируется за счет частных торгующих организаций.

Качество как отечественных, так и импортных товаров не всегда отвечало требованиям стандартов. По итогам проверок на виновных в выпуске и реализации некачественной продукции было наложено штрафов на общую сумму 4.3 млн.рублей.

Финансовые результаты деятельности торговых организаций розничной торговли за 2002 год были следующие:

сальдо прибылей и убытков составило 61млн. рублей. Оборотные активы 487,2млн. рублей. Дебиторская задолжность 104,6млн. рублей. В т.ч. просроченная11млн. рублей.  Кредиторская задолжность 353,8млн. рублей в т.ч.42млн. рублей.

Доля убыточных предприятий составила 21,6 %, сумма полученного ими убытка – 42,5млн. рублей. При этом удельный вес убыточных предприятий по сравнению с 2001 годом снизился на 4,1 % пункта, а сумма убытков – возросла в 3 раза.

Таким образом, даже при увеличении объема оборота розничной торговли на 32 %, по сравнению с 2001, значительная часть торговых организаций остаются убыточными.

Развитие организаций розничной торговли сдерживалось рядом негативных факторов, среди которых наиболее существенными, являлись высокий уровень налогов (71%), недостаточный платежеспособный спрос (52%), недостаток собственных оборотных средств (52%) и высокая арендная плата (19%). Руководители организаций, несмотря на объективные трудности достаточно оптимистично оценили перспективы развития экономической ситуации в розничной торговле на 2003 год.


    продолжение
--PAGE_BREAK--
 Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из основных отраслей социальной сферы. Жилищные условия одно из главных компонентов уровня жизни населения. В городе Воронеж на начало 2002 года, жилищный фонд составил 17026,1 тыс.кв.метров площади, в том числе частной – 10891,3 тыс.кв.метров. В среднем на одного жителя приходится 18,9 кв.метра.

За 2001 приватизировано 15,1 тыс.квартир площадью 767,3 тыс.кв.метров. Приватизация жилья населением и развитие индивидуального жилищного строительства существенно изменили структуру жилищного фонда по формам собственности, что отраженно в таблице

                                                                                      Таблица 2

[23, стр32]

Жилищный фонд





1995

1998

1999

2000

2001

Площадь жилых помещений, тыс.кв.м.

15339,3

16014,2

16302,6

16753,2

17026,1

Число квартир, тысяч

295

309,7

313

321,8

326,5

Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного городского жителя, кв.м.

17,0

17,7

18,1

18,6

18,9

Площадь муниципального жилищного фонда

4604,3

5778,0

5545,2

5887,5

4518,9

Площадь государственного жилищного фонда (жилищный фонд министерств и ведомств)

3071,5

1293,3

1217,8

1144,7

1415,5

Площадь общественного жилищного фонда

3,0

2,2

1,8

5,3

13,3

Площадь частного жилищного фонда

5969,4

7979,2

8675,6

9245,3

10891,3

В том числе:











Площадь жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (ЖСК)

1373,8

1408,8

1462,5

1618,1

575,3

Площадь частного жилищного фонда, находящегося в собственности граждан

4468,7

5714,0

6499,6

6924,5

10316,0

Площадь жилищного фонда смешанной формы собственности

1691,1

961,5

862,2

470,0

187,1



На основе данных таблицы рассчитано: в 2001 площадь частного жилищного фонда составляет 64%, от всей площади жилых помещений, тогда как в 1995 году она составляла всего 39%. Стоит отметить, что явные изменения в структуре жилищного фонда произошли в 2001 году. Например: площадь  муниципального жилищного фонда уменьшилась на 1368,6 тыс.кв.м., что составляет ¼ часть, площадь общественного жилищного фонда возросла на 8 тыс.кв.м. в 2,5 раза, площадь жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) снизилась на 1042,8 тыс.кв.м., 1/3 доля всего жилищного фонда.

Уровень благоустройство жилищного фонда города медленно повышается, что отраженно в таблице.

Таблица 3

[23, стр 33]

Благоустройство всего жилищного фонда города





1995

1998

1999

2000

2001

Площадь всего жилищного фонда, оборудованная, в %











Водопроводом

97,7

97,8

97,9

97,7

98,1

Канализацией

95,5

95,8

95,9

95,8

96,5

Центральным отоплением

95,7

95,5

95,6

95,4

96,3

Газом

88,3

88

88,1

87,9

91

Ваннами

91,8

92,9

93,2

93

93

Горячим водоснабжением

91,5

94,1

94,1

93,4

93,8

Напольными электроплитами

7,6

8,0

8,1

8,1

5,0



Из таблицы видно, что благоустройство динамично повышается. Население города, как видно из таблицы в 2001 году отдает предпочтение газовым плитам, поэтому снизился % напольных электроплит.

По состоянию на 2001 год, площадь аварийного жилищного фонда, составили16,5 тыс.кв.метров, что на 3,9 тыс.кв.метров больше, чем в 2000 году, капитальный ремонт жилищного фонда 72,7 тыс.кв.метров, это на 7,8 тыс.кв.метров меньше, по сравнению с прошлым годом, число приватизированных квартир увеличилось на 6749 единиц, число семей и одиночек, улучшивших жилищные условия составили 371, это на 281 меньше прошлого года.

В 2002 году было введено в эксплуатацию 52 здания, общая площадь которых 330 тыс.кв. метров и водопровода, 12,4 тыс. куб. метров воды в сутки.

Динамика объема услуг ЖКХ отражена в таблице.

Таблица 4

[22, стр 25]

Объем реализации платных услуг жилищно-коммунального хозяйства.



2002 год, млн. рублей

В % к

итогу

2001 году

Всего оказано платных услуг

6019,3

100,0

98,3

В том числе







Жилищных

318,3

5,3

114,7

коммунальных

1218,6

20,2

89,1



Из таблицы видно, что объем жилищных услуг по сравнению с прошлым год вырос на 14,7%, а коммунальных снизился на 1,9%. Качество коммунальных услуг остается низким, а тарифы увеличиваются постоянно.

В городе развиваются первичный и вторичный рынки жилья.



Рисунок 2. Уровень цен на рынке жилья [22стр, 29]

На рынке жилья в конце 2002 года по сравнению с  2001 годом стоимость жилья возросла. На первичном рынке квартиры подорожали на 18,5%, а на вторичном, на 23%%.

Здравоохранение – наиболее важная отрасль социальной сферы. Главная цель функционирования этой отрасли – обеспечение конституционного права граждан на получение медицинской помощи, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

Здравоохранение города Воронеж располагает следующими ресурсами:

                                                                                                                                                        Таблица 5

[23, стр 30]



Сеть и кадры медицинских учреждений города

На конец года   

                             



1995

1998

1999

2000

2001

Численность врачей всех специальностей, человек:











1 всего

7842

8301

8498

8436

8523

2 на 10000 человек населения

80,2

84,8

86,9

86,4

87,3

Численность среднего медицинского персонала, человек:











1 всего

13527

13726

13894

13516

12920

2 на 10000 человек

138,3

140,3

142,1

138,4

132,3

Число больничных учреждений

40

36

36

36

37

Число больничных коек:











1 всего

13835

13281

13175

13139

13111

2 на 10000 человек населения

141,4

135,7

134,8

134,5

134,3

Число амбулаторно–поликлинических учреждений

89

87

87

100*

111*

Мощность амбулаторно–поликлинический учреждений, посещений в смену:











1 всего

21881

22085

20144

22578

22910

2 на 10000 человек населения

223,7

225,7

206

231,1

234,6

* — включая частные поликлиники



Из таблицы видно, за последние годы в сети и кадрах лечебных учреждений существенных изменений не произошло. Число больничных учреждений увеличилось всего на 1 единицу, а амбулаторно-поликлинических учреждений увеличилось по сравнению с 2000 годом на 24 единицы за счет платных медицинских учреждений. Увеличилась численность врачей, а число среднего медицинского персонала уменьшилось на 956 человек.

Все эти небольшие на взгляд изменения связанны с переход системы Воронежского здравоохранения на другой вид финансирования. С финансирования осуществляемого на численность приписанного к учреждению населения, на систему оплаты лечения по счетам фактуры. Медицинские учреждения стали более самостоятельными, и стали сами планировать штаты учреждения и  финансовые возможности.

Главная проблема здравоохранения – нехватка финансирования, хотя и оплата осуществляется за лечение, но размер тарифов (стоимость лечения) формируется бюджетом.

С государственной страховой медициной развивается частная платная медицина в нее же входит и добровольно-страховая медицина. В 2002 году объем платных медицинских услуг, оказанных населению, в целом по области составил 96,8 млн.рублей, что 20,5% больше, чем в 2001 году.

Эпидемиологическая обстановка за 2002 год по сравнению с 2001 годом характеризовалась снижением заболеваемости по отдельным инфекционным болезням. Снизилась заболеваемость краснухой в 5,3 раза, коклюшем в 4,7 раза, бактериальной дизентерией в 3,4 раза, острым вирусным гепатитом в 2 раза, эпидемическим партитом в 1,6 раза, острой и хронической гонореей на 20,4%, сифилисом на 16,8%, острым респираторно-вирусными инфекциями на 12,3%. Впервые выявленными активными формами туберкулеза на 8,7%. Наряду с этим увеличилась заболеваемость носителями вирусного гепатита «С» на 15,7%, острыми инфекциями на 13,3%, педикулезом на 2,9%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Образование. Государственная политика в области образования основывается на ряде принципов. Основные из них – общедоступность системы образования и светский характер обучения в образовательных учреждениях.

Образовательная система включает:

ü             детские дошкольные образовательные учреждения,

ü             общеобразовательные учреждения

ü             высшие учебные заведения.

В настоящее время сложились и развиваются следующие формы обучения: очная, очное – заочное (вечерняя), заочная, экстернат, дистанционное обучение.

Динамику дошкольных учреждений города характеризуют следующие показатели.

Таблица 6

[22, стр 27]



Дошкольные учреждения

На конец года



1995

1998

1999

2000

2001

Число постоянных дошкольных учреждений, единиц

227

186

180

170

176

В них – детей

33342

25660

24734

24028

24927

— мест, единиц

28494

24920

24454

23825

24403

Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте 1 -6 лет, процентов

55,8

56,7

58,6

55,7

60,2

Приходится детей на 100 мест в дошкольных учреждениях, человек

117

103

101

101

102



Из таблицы видно, что число дошкольных учреждений за последние годы имело тенденцию к снижению, в 2001 по сравнению с 2002 годом, количество дошкольных учреждений увеличилось на 6 единиц. За счет увеличения дошкольных организаций улучшились и другие показатели, таки как, «охват дошкольными учреждениями детей в возрасте 1 -6 лет, » и количество мест для детей.



Динамика общеобразовательных школ отражена в таблице.





Таблица 7

[22, стр 27]

Государственные общеобразовательные школы

На начало учебного года



1995

1998

1999

2000

2001

Число государственных дневных общеобразовательных школ, единиц

116

128

121

120

120

Численность учащихся

120848

121503

116866

111242

106295

Число вечерних государственных общеобразовательных школ, единиц

10

8

8

8

8

Численность учащихся

3707

3602

3478

2994

2705

Число учреждений профессионального начального образования, единиц

23

22

22

22

22

Численность учащихся

11914

8772

9187

8964

8732

Число государственных средних специальных учебных заведений, единиц

16

16

16

15

16

Численность учащихся

16871

17645

19119

20166

21889



Как видно из таблицы, что численность учащихся постепенно падает, так в государственных дневных общеобразовательных школах с 1995 года до 2001 года, она снизилась на 14553 человека, где только с 2000 года количество учащихся  понизилось на 4947 учеников. Такая же ситуация наблюдается и в других общеобразовательных учреждениях, кроме государственных средних специальных учебных заведений, где с 1995 года до 2001 года на 5018 учащихся увеличилась численность учебных организаций.

Число государственных высших учебных заведений в 2001 году по сравнению с 1995 годом увеличилась с 9 до 11 единиц, т.е. на 2 единицы. Численность учащихся увеличивалась постепенно с каждым годом, так в 1995 году было 47700, в 1998 году 55203, 1999г. – 60327, 2000г. – 70446, 2001г. – 79362, 2002г. – 98400.

Наряду с государственными учреждениями функционируют и негосударственные учреждения. Государственные учреждения образования также имеют право обучения на платной основе.

Таблица 8

[22, стр 25]

Динамика платных услуг населению



2002 год млн.рублей

В % к

               
итогу
2001 год

Всего оказано платных услуг

6019,3

100,0

98,3

В том числе образования

506,0

8,4

95,9



Из таблицы видно, что образование составляет незначительную часть из всех оказанных платных услуг городом. В 2002 объем платных услуг образования по сравнению с 2001 годом уменьшился на 4,1%.

В негосударственных учреждениях обучается 7132 учащихся, из них дневные общеобразовательные учреждения 169 учащихся в 2 учреждения, средне специальные учреждения 463 человека – 2 и высшие учебные заведения – 6500 в 8 учреждениях.

Таблица 9

[22, стр 50]

Показатели деятельности образовательных учреждений города

в 2002 году.



Государственные

Негосударственные

Число дневных общеобразовательных учреждений, единиц

129

2

Численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях, человек

110400

169

Число средних специальных учреждений, единиц

18

2

Численность учащихся в средних специальных учреждениях, человек

22900

463

Число высших учебных заведений, единиц

12

8

Численность учащихся в высших учебных заведениях, человек

98400

6500



Из таблицы видно, что государственные учреждения образования намного преобладают над частными. Так численность учащихся в негосударственных дневных общеобразовательных учреждениях составляет 0,16% от всех учащихся данной категории, численность учащихся в негосударственных средних специальных учреждениях составила 2,1% от всех учащихся, численность учащихся в высших негосударственных  учебных заведениях составила 6,5% .

С полным возмещение затрат на обучение на всех отделениях государственных высших учебных заведениях обучаются 47,3 тысячи студентов, или 48,1% от общего количества студентов, в государственных средних специальных учебных заведениях соответственно – 9,2 тысячи студентов, или 40,2%. По сравнению с 2001\2002 учебным годом численность студентов и учащихся, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение, увеличилось в высших учебных заведениях на 42,5%, в средних специальных учебных заведениях – на 7%.

Культура – отрасль социальной сферы. Основными задачами города Воронеж в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры.

Таблица 10

[23, стр 30]

Культура и искусство



1995

1998

1999

2000

2001

Число массовых библиотек, единиц

74

71

68

69

69

В них книжный фонд, тысяч экземпляров.

6313

6353

6249

6243

6209

Число читателей в массовых библиотеках, тысяч человек

242,5

268,2

270,1

247,5

243

Число клубных учреждений, единиц

35

32

32

33

33

Число стационарных киноустановок с платным показом, единиц

28

11

10

10

9

Число мест в зрительных залах стационарных киноустановок, тысяч

12,6

4,9

3,2

3,2

3,0

Число профессиональных театров

4

5

5

5

5

Число мест в зрительных залах стационарных театров, единиц

2407

2101

2105

2105

2031

Число посещений театров, тыс.

468,2

324

299,8

337,6

328,9

Число музеев, вкл. филиалы, единиц

4

4

5

5

5

Число посещений музеев, тысяч

385,3

299,7

493,5

522,9

428,7



Из таблицы видно, что с 1995 года общее число учреждений культуры и искусства уменьшилось незначительно, со 117 до 112 учреждений. Также уменьшилось внимание населения города к культуре и искусству, так число читателей по сравнению с 2000 годом уменьшилось на 5 тысяч человек, число посещений театров сократилось на 9,7 тысяч, а число посещений музеев на 94,2 тысячи.

При помощи программы Excel проведены исследования тенденции изменения динамики розничного оборота торговли, а также благоустройства жилищного фонда города. Результаты исследований отраженны в приложении 1-3.



2.2 Местные органы управления социальной сферы



Вопросы социального развития являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Однако при разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами центр тяжести практической работы по осуществлению социальной политики перемещен на региональный уровень. При этом многие функции по управлению социальной сферой переданы на уровень муниципальных образований.

В структуре администрации каждого муниципального образования формируются органы управления социальной сферой. Так в соответствии с  постановлением Воронежской городской Думы от 27.02.2002 года №41-I «О структуре администрации города Воронежа». Органами управления социальной сферы являются следующие подразделения:

·               департамент социальной политики

·               управление культуры

·               комитет образования

·               управление здравоохранения

·               комитет социальной поддержки населения

·               комитет физкультуры и спорта

·               отдел по работе с молодежью

·               комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав

·               комиссия по делам реабилитации жертв политических репрессий

·               комитет ЖКХ

·               управление потребительского рынка

Каждое из указанных подразделений города Воронежа осуществляют свою деятельность на основе положений о каждом из них. В данных положениях отражаются статус и структура подразделения, его задачи, функции, структура, права, а также вопросы ликвидации и реорганизации органа.

Например, в Положении об управлении здравоохранения департамента социальной политики администрации города Воронежа, утвержденным распоряжением администрации города Воронежа от 4 ноября 2002 года №1026-р определенны следующие его задачи:

1.             Контроль за соблюдением действующего законодательства в области здоровья граждан;

2.             Реализация федеральных, разработка и выполнение региональных программ по развитию муниципального здравоохранения, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

3.             Формирования развития структуры и сети муниципальной системы здравоохранения, совершенствование форм и методов его деятельности.

4.             Проведение единой политики деятельности муниципального здравоохранения.

5.             Координация деятельности субъектов муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

6.             Контроль за соблюдением стандартов качества оказания медицинской помощи муниципальным и частным учреждениями здравоохранения населению города.

7.             Обеспечение развития всех видов медицинской и лекарственной помощи населению.

8.             Реализация медицинских мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

9.             Выполнение медицинских аспектов государственной политики в области охраны семьи, материнства, отцовства, детства, а также по профилактике инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов.

10.          Проведение государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения и лечебно – профилактических учреждений.

11.          Координация и контроль за деятельностью фармацевтических предприятий, учреждений и организации, расположенных на территории города, независимо от форм собственности.

12.          Участие в определении доли расходов на финансирование муниципального здравоохранения при формировании городского бюджета.

13.          Осуществлении, в пределах сумм и статей утвержденной городской сметы на здравоохранение, финансирования подведомственных муниципальных учреждений здравоохранения, а также контроль за их финансово – хозяйственной деятельностью.

14.          Содействие материально – техническому обеспечению муниципальных учреждений здравоохранения.

15.          Осуществление, совместно с городским центром государственного санитарно – эпидемиологического надзора, мероприятий по профилактике заболеваний и обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

16.          Содействие санитарно – гигиеническому образованию населению

17.          Современное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространении социально – значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

18.          Оказание содействия в лицензировании и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности подведомственных муниципальных учреждений здравоохранения, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения.

19.          Участие совместно с Воронежской государственной медицинской академией в подготовке и переподготовки кадров для лечебно – профилактических учреждений, развитии и внедрении новых медицинских технологий.

20.          Управление осуществляет возложенные на него задачи, как непосредственного, так и через муниципальные учреждения здравоохранения города.

Для решения вышеизложенных целей Управление Здравоохранения осуществляет следующие функции:

1.             Подготавливает, разрабатывает и предоставляет на утверждение:

·               Анализы, прогнозы тенденций состояния здоровья населения города, проекты, программы, предложения, обоснования по вопросам улучшения медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения, совершенствования производственной и экономической деятельности подведомственных учреждений, организаций и предприятий;

·               Проекты нормативных документов;

·               Предложения по развитию сети учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций с целью приближения медицинской и лекарственной помощи к населению, повышение качества его обслуживания, обеспечению экономической эффективности работы системы здравоохранения, аптечной сети и развитию их материально – технической базы.

2.             Оказывает организационно – методическую помощь муниципальным учреждениям здравоохранения;

3.             Определяет потребность муниципальных учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, медицинском оборудовании, продуктов питания и координирует деятельность по их лекарственному обеспечению.

4.             Организует проведение комплексных и целевых проверок муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных и фармацевтических предприятий;

5.             Согласовывает цены на платные услуги, оказываемые населению, предприятиям и организациям муниципального здравоохранения в соответствии с установленной системой ценообразования и контролирует их исполнение.

6.             Принимает участие в работе областной комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности;

7.             Осуществляет мероприятия по защите прав и экономических интересов, как системы здравоохранения и фармацевтической сети, так и отдельных их организации и работников.

8.             Изучает и анализирует опыт работы учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций в условиях рыночных отношений;

9.             Взаимодействует с профессиональными ассоциациями, а также с другими общественными организациями.

10.          Участвует в определении тарифов на медицинские услуги в соответствии со статьей 24 закона РФ от 28 июня 1991 года «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;

11.          организует кадровое обеспечение учреждений здравоохранения, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и аттестацию медицинских и фармацевтических работников;

12.          Ведет реестр муниципальных аптечных предприятий, муниципальных учреждений здравоохранения и учет врачей, работающих в муниципальной и частной системе здравоохранения.

13.          Координирует работу по обеспечению социальной защищенности и создание здоровых и безопасных условий труда работников системы муниципального здравоохранения.

14.          Создает территориальную информационную систему и систему статистики в области здравоохранения и фармацевтической деятельности. Осуществляет информационное обеспечение муниципальных учреждений здравоохранения, муниципальных аптечных предприятий, обеспечивает создание единого банка данных и единой справочное – информационной службы для учреждений системы муниципального здравоохранения.

Права Управления:

·                Представлять и защищать интересы администрации города Воронежа в сфере медицинского обслуживания и обращения лекарственных средств, касающихся учреждений здравоохранения, фармацевтической службы и населения в пределах своей компетенции.

·                Разрабатывать и вносить предложения по применению законодательства по вопросам, относящимся к организации и деятельности Управления и муниципальных учреждений здравоохранения.

·                Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене нормативных актов и документов по вопросам здравоохранения, если они противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

·                Запрашивать у органов государственной власти, организаций и учреждений необходимую для осуществления возложенных на Управление задач, информацию;

·                Участвовать в международном сотрудничестве в области охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан;

·                Образовывать межведомственные советы по охране здоровья и постоянные комиссии по направлениям специализированной медицинской помощи;

·                Разрешать муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные медицинские, фармацевтические и иные услуги в установленном законом порядке.

·                Пользоваться возможностями средств массовой информации для предупреждения жителей об угрозе их здоровью.



Структура Управления здравоохранения:

Управление Здравоохранения возглавляет начальник управления. Начальник управления и два его заместителя принимаются на должность и увольняются с должности распоряжением главы города.

Структурными подразделениями управления являются;

·               Лечебный отдел

·               Фармацевтический отдел

·               Финансово – экономический отдел

·               Сектор по работе с кадрами

·               Сектор по специальной работе

·               Производственный сектор




















































    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3. Рынок труда, управление им



3,1 Политика государства в области труда и занятости



Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.

Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения – работающих, но находящиеся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долгосрочных и краткосрочных мер, цель реализации которых – достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости, цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляется следующее:

1.            Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок входят:

ü            Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного населения);

ü            Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество рабочей силы, в первую очередь новой);

ü            Социальная политика (с точки зрения поддержки слабозащищенных групп: молодежи, женщин, инвалидов и других);

ü            Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;

ü            Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев.

2.            Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования занятости, к которому относятся вопросы:

ü            Государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях;

ü            Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для занятости;

ü            Государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационной, морской и другие виды транспорта, связь и прочее), экологического и социального назначения;

ü            Государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого и среднего бизнеса.

3.            Политику трудоустройства и социальной поддержке незанятого населения. Основа данного блока – политика органов Государственной службы занятости на рынке труда.

Меры по реализации государственной политики занятости определенны Федеральной целевой программой содействия занятости населения, утвержденной постановлением Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570.

Основными мерами являются следующие.

Информация о рынке труда. Цель: улучшение функционирования рынка труда путем информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения.

Содействие в трудоустройстве. Цель: минимизация времени поиска гражданином работы, сокращения периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях.

Профессиональное обучение. Цель: предоставить возможность безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для последующего трудоустройства.

Профессиональное консультирование. Цель: повысить обоснованность выбора гражданами деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда.

Молодежная практика. Цель: снизить уровень молодежной безработицы, предоставить возможность молодым людям приобрести профессиональные умения и навыки для получения постоянного рабочего места.

Временная занятость подростков. Цель: адаптировать несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставить возможность получения временной работы.

Общественные работы. Цель: предоставить незанятым гражданам на период активного поиска постоянного места работы, возможность для временной занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе.

Квотирование рабочих мест. Цель: расширение возможности гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут быть трудоустроены обычным путем.

Поддержка предпринимательства. Цель: создание дополнительных возможностей для трудоустройства безработных, способных открыть собственное дело.

Территориальное перераспределение рабочей силы. Цель: содействие географической мобильности рабочей силы.

Поддержка доходов безработных граждан. Цель: государственная поддержка (выплата пособий по безработице) доходов безработных в период активного поиска работы.

Компенсационные выплаты. Цель: сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающим неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам.

На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

На уровне регионов в интересах политики занятости возможно также осуществление следующих программ:

ü             Жилищного, транспортного и производственного строительства;

ü             Государственных (в том числе муниципальных) закупок продукции для экологических, социальных и других нужд;

ü             Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных отраслях экономики.

На региональном уровне меры поддержки во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном. Например, поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальных сектор) и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и так далее.

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-орентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Основной практической целью политики занятости в условиях спада производства последних лет явилось упреждение массовой хронической безработицы и смягчение ее социальных последствий. Стабилизация ситуации в сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет, является одним из основных приоритетов государственной социально-экономической политики.



3,2 Характеристика рынка труда



В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Рынок труда представляет собой элемент рыночной экономики, экономическую категорию, которая характеризует систему социально-трудовых отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и реализации гражданами права на труд, осуществляемых на основе спроса, на рабочую силу и предложения рабочих мест. В узком смысле под рынком труда понимается сфера обращения рабочей силы.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

Занятость населения. Среднесписочная численность работающих на предприятии и организации составила 332,8 тысяч человек или более 36,8% общей численности населения.

В ходе экономических реформ изменилось и структура распределения численности по отраслям.

Таблица 11

[22, стр. 40]

Распределение численности работающих по отраслям

В процентах



2001 год

2002 год

Всего по городу

100,0

100,0

Промышленность

34,1

33,4

Сельское хозяйство

1,0

1,1

Лесное хозяйство

0,2

0,2

Транспорт

6,4

6,2

Связь

4,3

4,3

Строительство

5,2

4,9

Торговля и общественное питание

4,5

4,8

Материально – техническое снабжение

0,7

0,4

Заготовки

0,0

0,0

Информационно – вычислительное обслуживание

0,2

0,2

Операции с недвижимостью

0,1

0,1

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

0,1

0,1

Геология

0,2

0,2

Прочие виды деятельности сферы материального производства

1,8

1,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

5,0

5,1

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

0,4

0,4

Здравоохранение и физическая культура и соцобеспечение

10,9

11,1

Образование

11,6

11,7

Культура и искусство

1,6

1,6

Наука и научное обслуживание

11,3

4,3

Финансы, кредит, страховое и пенсионное обеспечение

2,1

2,3

Управление

5,0

5,4

Общественные объединения

0,3

0,4



Из таблицы видно, что структура распределения численности работающих, кроме науки и научного обслуживания, где численность снизилась на 7%, заметно не изменилась.

Общее число замещенных рабочих мест на крупных и средних предприятиях, являющееся суммой численности работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера,  в 2002 году составило 5,3 тысячи человек, что 0,7 тысячи человек меньше, чем в 2001.



Рисунок 3.    Изменение числа замещенных рабочих мест в 2002 году

[22, стр. 41]

Из рисунка видно, что общая численность работников за 2002 год по сравнению с 2001 годом уменьшилась, тогда как структура замещенных рабочих мест изменилась в незначительной степени.

Безработица. На конец декабря 2002 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 10,4 тысячи человек, ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью, из них 7,9 тысячи граждан были зарегистрированы в качестве безработных. За год эти показатели увеличились соответственно на 26,5 и 6,5 процента.

В 2002 году было признано безработными 16,5 тысяч человек, снято с учета 16,1 тысяча человек. При содействии службы занятости нашли работу 10,5 тысяч человек, что на 19,3% больше, чем за 2001 год. Оформлено на досрочную пенсию 151 человек.

В структуре официально зарегистрированной безработицы заметно преобладала доля женщин – 73,2%, 29,4% — составила молодежь в возрасте 16 – 29 лет, 5,9% — граждане имеющие инвалидность.

Рисунок  4. Численность безработных по продолжительности перерывов в работе

[22, стр. 45]

Из рисунка видно, что наибольшая часть численности безработных по продолжительности перерыве в работе составила от 1 до 4 месяцев, что показывает эффективность городских служб занятости.

За прошедший год средняя продолжительность периода безработицы лиц, состоящих на учете, составила 5,3 месяца, увеличившись по сравнению с 2001 годом более чем на третью часть месяца.

Потребность организаций в работниках на предприятиях и в организациях города составило на конец декабря 2002 года 6,5 тысяч человек, что на 20,5% меньше, чем на такую же дату 2001 года.

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и состаявщих на учете, превысило потребность в работниках, заявленную предприятиями и организациями в службы занятости, в 1,6 раза.

В течении 2002 года по направлению службы занятости прошли профессиональное обучение 3820 человек, что на 6,8% выше уровня 2001 года.

В конце 2002 года 58 предприятий и организаций города сообщили о намеченном высвобождении 1243 работников, что на 39% меньше уровня декобря 2001 года. Из общего числа намеченных к высвобождению работников более 62% составили женщины, 8,4% — молодежь в возрасте 16 – 29 лет.

Функции государственного управления рынком труда заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие основные функции:

·               гарантии занятости населения;

·               активное противодействие безработице;

·               социальная защита безработных.

Главным приоритетом экономической политики государства в части регулирования рынка труда в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.

Основными формами государственного регулирования рынка труда являются:

·               сохранение, поддержание и создание рабочих мест;

·               регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;

·               предоставление государственных гарантий занятости.

Инструментом реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.

Регулируемый рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

Основными стратегическими направлениями деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

·               содействие становлению многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

·               целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

·               реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;

·               становление и развитие муниципальной собственности;

·               совершенствование законодательства в сфере занятости;

·               разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;

·               введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчения социальных проблем регионов;

·               совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.