Содержание
Введение
1. Понятие доходов от обычных видов деятельности
1.1 Определение и классификация доходовот обычных видов деятельности
1.2 Методика анализа доходов отобычных видов деятельности
1.3 Особенности ценообразования встроительной организации
2. Анализ управления доходами от обычных видов деятельностина ООО «МЗЖК»
2.1 Краткая характеристика ООО«МЗЖК»
2.2 Анализ ценовой политики в ООО «МЗЖК»
2.3 Оценка учетной политики ООО«МЗЖК»
2.4 Анализ доходов от обычных видов деятельности на ООО «МЗЖК»
3. Практические рекомендации по учетудоходов на ООО «МЗЖК»
Заключение
Список использованной литературыВведение
В период мирового финансового кризиса постоянно возрастает рольболее эффективного управления деятельностью организаций, что вызвано рядом причин.Так, решение главной экономической задачи предприятия — повышение эффективностифункционирования — требует реализации сложных научно-технических проблем, большихкапиталовложений, более рационального размещения производительных сил и др. Крометого, рациональное управление дает возможность правильно выбирать пути и методырешения важных стратегических и тактических задач, так как торговое дело должнобыть прибыльным за счет эффективного использования всех ресурсов. Поэтому в процессеуправления доходами выясняется, какова доля прироста доходов торговли за счет экстенсивныхи интенсивных факторов.
В современных условиях тема рационализации использования доходовимеет решающее значение в эффективности деятельности субъекта рыночных отношений.
Актуальность данной проблемы в современной экономической действительностии обусловила выбор темы настоящей курсовой работы.
Цель данной курсовой работы — изучить теоретические концепцииисточников образования и направлений использования доходов от обычных видов деятельностии раскрыть систему управления доходами строительного предприятия ООО «МЗЖК».
Поставленная цель курсовой работы обусловливает решение следующихзадач:
· дать понятие доходов от обычных видов деятельности;
· охарактеризовать сущность управления доходами в организациях;
· проанализировать доходы от обычных видов деятельности предприятияООО «МЗЖК»;
· дать оценку учетной политике;
· проанализировать ценовую политику предприятия;
· выявить пути и меры повышения эффективности управления доходами строительногопредприятия.
Информационную основу работы составили данные отчетности предприятияООО «МЗЖК», специальная литература по исследуемой теме отечественных изарубежных авторов.
/>/>/>/>/>/>/>/>1. Понятиедоходов от обычных видов деятельности/>/>/>/>/>/>/>/>1.1 Определение и классификация доходов от обычных видов деятельности
Экономическая категория «доход» до недавнего временине имела однозначного определения. В экономической науке и литературе она рассматриваласьи как результат финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в видеразницы между стоимостью реализованной продукции и всеми произведенными затратами,связанными с производством и реализацией этой продукции, то есть прибыль, и каквыручка от реализации продукции. Неоднозначное понимание данного термина в экономическойнауке, отсутствие четкого определения в законодательстве и нормативных актах побухгалтерскому учету стало одной из причин сложностей, возникающих на практике.Наука бухгалтерского учета и разработанные на основе ее достижений нормативные актыпо бухгалтерскому учету идут по пути признания доходом выручки от реализации товаров(работ, услуг). Одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету приМинфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров«Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (утвержденаПисьмом Минфина от 29.12.1997 г.), рассматривая понятие «доход» в качествеодного из элементов формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатахдеятельности организации, включает в него выручку от реализации продукции (работ,услуг). Данный подход к определению содержания понятия «доход» нашел отражениев Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденномПриказом Минфина РФ № 32-н от 06.05.1999 г. Пункт 5 данного положения определяет,что «доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукциии товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг». Данныйнормативный акт не только раскрывает сущность термина «доход», но и устанавливаетусловия, при наличии которых поступления организации признаются доходом.
Доходы могут быть разделены (по концепции МСФО) на выручку, котораяможет быть сопоставлена с расходами на ее получение, и на выигрыши, которые возникливне зависимости от каких либо затрат [9, с.127].
Доходы организации возникают как увеличение экономических выгодв результате поступления денежных средств и других активов или уменьшения обязательств.Выгода — польза, приобретение, прибыль (Вл. Даль). В ПБУ 9/99 Экономическая выгодаопределяется как увеличение капитала организации, кроме вкладов собственников вкапитал организации.
Доходы организации учитываются в соответствии со следующими основнымии специальными принципами.
Основными принципами учета доходов являются:
имущественная обособленность организации;
временная определенность фактов хозяйственной деятельности;
полнота доходов;
осмотрительность;
приоритет содержания перед формой;
непротиворечивость;
рациональность.
Специальными принципами учета доходов являются:
принцип заработанности дохода и связи с понесенными расходами;
оценка дохода;
вероятность получения дохода;
выбор объекта учета дохода.
В ПБУ 9/99 впервые в отечественном учете были сформулированыусловия признания доходов от обычных видов деятельности. Доходы от обычной деятельности(выручка) признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающееиз конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операциипроизойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что врезультате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации,имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенностьв отношении получения актива;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения)на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком(услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связис этой операцией, могут быть определены.
Доход оценивается по справедливой стоимости компенсации, ужеполученной или причитающейся к получению. Величина дохода, как правило, оговариваетсяв условиях сделки и определяется соглашением между организацией и покупателем либопользователем актива. Как правило, компенсация существует в форме денежных средствили их эквивалентов, а величина дохода представляет собой стоимость полученных илиподлежащих получению денежных средств или их эквивалентов.
В том случае, когда товары, работы, услуги и иные активы обмениваютсяна товары, работы, услуги и активы, имеющие аналогичный характер и стоимость, такойобмен не считается сделкой, приносящей доход. Когда товары, работы, услуги и иныеактивы предоставляются в обмен на неадекватные товары, работы, услуги и иные активыобмен может рассматриваться как сделка, приносящая доход.
доход ценообразование управление учет
Доход оценивается по справедливой стоимости полученных активов,скорректированной на сумму любых перечисленных средств и их эквивалентов. Под справедливойстоимостью полученных активов при этом может пониматься их рыночная стоимость, подтвержденнаяинформацией из независимых источников, и только в том случае, если стоимость полученныхактивов может быть легко превращена путем продажи в денежные средства или их эквивалентыбез существенных потерь в величине рыночной стоимости.
Вся совокупность доходов организации может быть сгруппирована,как минимум, по двум основаниям:
по признаку принадлежности к отчетным периодам;
по признаку регулярности (повторяемости).
По признаку принадлежности к отчетным периодам доходы подразделяютсяна:
доходы данного отчетного периода;
доходы будущих отчетных периодов (отложенные доходы).
Доходы данного отчетного периода — это доходы, возникновениекоторых обусловлено фактами хозяйственной деятельности и событиями данного отчетногопериода, и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного отчетного периода.
Доходы будущих отчетных периодов (отложенные доходы) — доходы,обусловленные фактами хозяйственной деятельности и событиями текущего отчетногопериода, но признаваемые в отчете о прибылях и убытках в будущих отчетных периодах.
Доходы данного отчетного периода по признаку взаимосвязи с обусловившимиих возникновение расходами, в свою очередь, делятся на:
доходы данного отчетного периода, обусловленные понесенными расходами;
доходы данного отчетного периода, не связанные с фактом возникновениярасходов — доходы периода.
В качестве примера доходов данного отчетного периода, обусловленныхпонесенными расходами, можно привести сделку по продаже активов организации. Доходомпериода, признаваемым по его окончании вне зависимости от факта наличия или отсутствиярасхода, являются, например, проценты, получаемые правообладателем активов от пользователяактивами.
По признаку регулярности (повторяемости) вся совокупность доходоворганизации делится на:
систематические (регулярные) доходы;
несистематические (случайные) доходы.
Систематические (регулярные) доходы — доходы организации, фактывозникновения которых регулярно повторяются в отчетных периодах и, как правило,обусловленные целью создания данной организации.
Несистематические (случайные) доходы — доходы организации, получениекоторых не обусловлено непосредственно целью создания организации, как правило,носящие случайный, нерегулярный характер.
В ПБУ 9/99 сделана попытка классификации всех доходов организациив зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности. Доходыорганизации делятся на две большие группы: доходы от обычных видов деятельности,к которым относится выручка, и прочие поступления. К прочим поступлениям относятсяоперационные, внереализационные и чрезвычайные доходы.
/> 1.2 Методика анализа доходов от обычных />/>/>видов деятельности
Деятельность любой коммерческой структуры подчинена одной единственнойцели — получение максимально возможной прибыли. Прибыль — это сложный расчетныйпоказатель, значение которого находится под влиянием множества факторов: виды доходови расходов, их оценка, момент признания конкретного расхода, степень централизованнойрегулируемости момента признания и величины дохода или расхода и др.
Для максимизации прибыли важным является выявление факторов,повлиявших на размер прибыли. Наиболее важное значение имеет анализ «затраты- выручка-прибыль» предполагает использование трех элементов: [13, с.74]
— маржинальныйдоход;
— относительныйдоход;
— передаточноеотношение, или операционный (производственный) рычаг.
Маржинальный доход (МД) — это разница между выручкой от продаж(В) и переменными затратами на ее производство (ПЕР), т.е.
МД = В — ПЕР
Относительный доход (СОД) — это маржинальный доход (МД), выраженныйв процентах по отношению к выручке от продаж (В)
СОД = (МД / В) *100
Передаточное отношение (ПО) — это отношение маржинального дохода(МД) к прибыли от реализации продукции (Пр):
ПО = МД / Пр
Маржинальная прибыль выше там, где выше удельный вес постоянныхзатрат. Это объясняется тем, что в условиях научно-технического прогресса постоянныезатраты растут более высокими темпами, чем переменные, в основном за счет использованияболее производительного и соответственно более дорогого оборудования, что дает снизитьпеременные затраты за счет повышения производительности труда
Большие или меньшие потенциальные возможности предприятий определяютсяс помощью передаточного отношения, то есть рычага, называемого операционным илипроизводственным. Передаточное отношение выражает взаимосвязь между переменнымии постоянными затратами, и оно тем выше, чем выше постоянные затраты по отношениюк переменным. При равном росте объема реализации более высокие темпы роста прибылибудут у тех предприятий, у которых больше передаточное отношение (ПО), так как:
D Пр = ПОD В,
где D Пр — темпы роста прибыли в планируемом периоде, %;
D В — темпы роста выручкиот продаж в планируемом периоде, %.
Маржинальный метод анализа взаимосвязи «затраты — выручка-прибыль»позволяет:
— рассчитатьзависимость темпов роста прибыли от объема реализации;
— определитьсоотношение затрат, цены и объема реализации продукции;
— достаточноточно планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды продукциии производства.
Одно из важнейших преимуществ маржинального метода состоит втом, что с его помощью можно определить так называемый уровень нулевой прибыли,то есть тот объем реализации, при котором у предприятия не будет ни прибыли, ниубытков. Условием уровня нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продажравна переменным (ПЕР) и постоянным (ПОС) затратам:
В = ПЕР + ПОС
Объем реализации в натуральном выражении при уровне нулевой прибылиможно определить по следующей формуле:
ОР нат = ПОС / МД ед,
где ОР нат — объем реализации в натуральном выражении;
ПОС — постоянные затраты;
МД ед — маржинальный доход на единицу продукции.
Этот же показатель в денежном выражении определяется следующимобразом:
ОРруб. — объем реализации в денежном выражении;
ОД — относительный доход.
Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательскойдеятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенныхзатрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выраженииприбыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупнымдоходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности[13, с.76].
Управляя издержками производства можно управлять размером прибылив соответствии с планами организации. Это означает, что прибыль — величина зависимаяи ее можно максимизировать, проведя соответственный факторный анализ элементов,от которых зависит размер прибыли.
Факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин)на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемовисследования. [17, с.36]
При прямом факторном анализе выявляются отдельные факторы, влияющиена изменение результативного показателя или процесса, устанавливаются формы детерминированной(функциональной) или стохастической зависимости между результативным показателеми определенным набором факторов и, наконец, выясняется роль отдельных факторов визменении результативного показателя.
На формирование прибыли до налогообложения оказывают влияниемногие факторы. Факторы формирования конечного финансового результата в общем видехарактеризует структурно — логическая модель, показанная на рисунке 1.2.
/>
Рисунок 1.2 Модель факторного формирования балансовой прибыли
Факторный анализ доходов и расходов преследует две основныецели:
1) повышение доходов — проводится:
- анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах;ритмичность производства и продаж;
- достаточность и эффективность диверсификации производственной деятельности;
- анализ эффективности ценовой политики;
- оценка влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственныхмощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величиныпродаж;
- сезонность производства и продаж,
- расчет критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениями т.п.
Результаты анализа оформляются в виде традиционных аналитическихтаблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемовпроизводства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях,а также в процентах.
2) снижение расходов — подразумевает планирование и контрольза исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованногоснижения себестоимости продукции.
Причинами абсолютного уменьшения доходов от обычных видов деятельностимогут быть:
— снижениенатуральных объемов продаж товаров, работ, услуг в связи со снижением спроса (насыщениемрынка), появлением на рынке аналогичных конкурирующих (более качественных или болеедешевых) товаров, работ, услуг;
— снижениерыночного уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги или индивидуальное снижениецен, вызванное условиями конкуренции.
Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности,можно очень быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельностиза счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения,рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовойустойчивости, себестоимости единицы продукции при изменении любой производственнойситуации.
Такую возможность дает системный подход к анализу деятельностипредприятия с применением факторных моделей. Этот метод анализа позволяет не толькоустанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику,т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делаетанализ точным, а выводы обоснованными.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системногоизучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
В общем случае можно выделить следующиеосновные этапыфакторного анализа:
1. Постановка цели анализа.
2. Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
3. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексногои системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
4. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
5. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величинырезультативного показателя.
7. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управленияэкономическими процессами).
Отбор факторов для анализатого или иного показателя осуществляетсяна основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. Важным методологическимвопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторамии результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая илиобратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практическийопыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировокисходной информации, графический и др.
Расчет влияния факторов — главный методологический аспект в АХД.Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов,которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа — практическое использованиефакторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, дляпланирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
В зависимости от типа факторной модели различают два основныхвида факторного анализа — детерминированный и стохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собойметодику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателемносит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель факторной моделипредставлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. Данныйвид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простымв применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логикудействия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние,понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить дляповышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализмы рассмотрим во 2 главе.
Стохастический анализ представляет собой методику исследованияфакторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональнойявляется неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной)зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции,то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений приростафункции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель.Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженностиможет быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетаниядругих факторов, воздействующих на этот показатель. Стохастическое моделированиеявляется в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторногоанализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:
— необходимоизучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторнуюмодель (например, уровень финансового левериджа);
— необходимоизучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и тойже жестко детерминированной модели;
— необходимоизучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественнымпоказателем (например, уровень научно-технического прогресса).
В отличие от жестко детерминированного стохастический подходдля реализации требует ряда предпосылок:
а) наличие совокупности;
б) достаточный объем наблюдений;
в) случайность и независимость наблюдений;
г) однородность;
д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
е) наличие специального математического аппарата.
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различаютследующие типы факторного анализа:
— прямойи обратный;
— одноступенчатыйи многоступенчатый;
— статическийи динамичный;
— ретроспективныйи перспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализеисследование ведется дедуктивнымспособом — от общего к частному. Обратный факторный анализосуществляет исследованиепричинно-следственных связей способом логичной индукции — от частных, отдельныхфакторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым.Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени)подчинения без их детализации на составные части. При многоступенчатом факторноманализе проводится детализация факторов на составные элементы с целью изучения ихповедения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучаетсявлияние факторов различных уровней соподчиненности [14, с.239].
Необходимо также различать статический идинамическийфакторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативныепоказатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследованияпричинно-следственных связей в динамике.
И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным,который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды,и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателейв перспективе.
1.3 Особенностиценообразования в строительной организации
Механизм ценообразования в строительстве имеет специфическиеособенности. Прежде всего, это связано с индивидуальным характером строящихся зданийи сооружений. Кроме того, на величину цены строящихся объектов влияют географическиефакторы, территориальные различия в оплате труда строительных рабочих и т.д. Особенностьюформирования цены на строительную продукцию является также то обстоятельство, чтов этом процессе участвуют проектировщики, заказчики и подрядчики.
Становление рыночных отношений в России привело к созданию рыночнойсистемы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, суть которых сводитсяк формированию свободных (договорных) цен на строительную продукцию, определениестоимости строительства на различных этапах инвестиционного цикла.
Определение стоимости строительства осуществляется [7, с.149]:
1) В составе технико-экономического обоснования (ТЭО) на предпроектнойстадии разработки проекта. Результатом расчетов является предварительная расчетнаястоимость проектируемого объекта;
2) В составе проектно-сметной документации. На этом этапе определяетсясметная стоимость строительства. Сметная стоимость является основой для определениякапитальных вложений, финансирования строительства, формирования свободных (договорных)цен на строительную продукцию, расчетов за выполнение подрядных строительно-монтажныхработ. Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых вдействие строительных объектов.
Стоимость строительства в сметной документации инвестора приводится,преимущественно, в двух уровнях цен:
в базисном (постоянном) уровне, определяемом с помощью действующихсметных норм и цен;
в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен,сложившихся к моменту составления сметы или прогнозируемых к периоду осуществлениястроительства. Стоимость в текущем или прогнозном уровне цен может определятьсяна основе ее базисного уровня и системы индексов (коэффициентов), дифференцированныхпо элементам структуры капитальных вложений, требуемых для сооружения отдельныхэлементов строящихся объектов.
Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве являются отношениемтекущих или прогнозных стоимостных показателей к базисным стоимостным показателямна сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы. Усредненные текущие индексыпо отраслям промышленности определяются Госкомстатом РФ и ежеквартально публикуютсяв «Строительной газете».
При составлении смет инвестором и подрядчиком могут использоватьсяи другие методы, в частности ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационныйи др. Выбор метода составления смет осуществляется каждый раз исходя из условийконтракта и экономической ситуации.
Ресурсный метод-это калькулирование в текущих (прогнозных) ценахи тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения.
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода ссистемой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-индексный метод — это использование системы текущих ипрогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровнеили в текущем уровне предшествующего периода.
Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости сметныхцен, исчисленных в базисном уровне и определяемых расчетами дополнительных затрат,связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые строительные ресурсы
Структура сметной стоимости строительства может быть представленаследующими элементами:
строительные работы;
работы по монтажу оборудования;
затраты на приобретение (изготовление) основного и вспомогательноготехнологического оборудования, мебели и инвентаря;
прочие затраты (проектно-изыскательские и научно-исследовательскиеработы, подготовка эксплуатационных кадров и др.)
На практике строительные и монтажные работы объединяют в однустатью — строительно-монтажные работы Их сметная стоимость состоит из трех частей:прямые затраты, накладные расходы и сметная прибыль.
Прямые затраты включают стоимость оплаты труда рабочих; стоимостьматериалов, деталей и конструкций; расходы на эксплуатацию строительных машин имеханизмов.
Накладные расходы являются совокупностью затрат, связанных ссозданием общих условий строительного производства, его организацией, управлениеми обслуживанием.
Сметная прибыль — это сумма средств, необходимая для покрытияотдельных расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость. Онаявляется нормативной прибылью при выполнении строительно-монтажных работ. Действующаясистема ценообразования и сметного нормирования служит основанием для определениясметной стоимости строительства.
Ценовая политика — это сложный процесс, который необходимо решатькаждому предприятию. Ценовая политика — общие цели, которые собирается достичь предприятиес помощью устанавливания цен.
Ценовая политика должна быть хорошо продумана. Она должна усматриватьвсе недостатки: спроса, качества и конкурентоспособности продукции.
Ценовую политику необходимо решать в несколько этапов:
Выбор цели;
Определение спроса;
Анализ издержек;
Анализ цен конкурентов;
Выбор метода ценообразования;
Установление окончательной цены;
Разработка системы модификации цен.
Определение издержек в строительно-монтажных работ осуществляетсяпо следующим методам: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный.
2. Анализ управления доходами от обычных видовдеятельности на ООО «МЗЖК»2.1 Краткая характеристика ООО «МЗЖК»
«Менделеевский Завод Железобетонных Конструкций» созданв 2006 году с целью организации привлечения инвестиций и строительства жилья в городеМенделеевске, Набережные Челны. Главная миссия компании — строительство доступного,качественного жилья эконом — класса и иных объектов социально — культурного назначения,а также продажа железобетонных конструкций. Вся деятельность по строительству ипроектированию, осуществляемая ООО "«Менделеевский Завод ЖелезобетонныхКонструкций»", лицензирована и защищена свидетельствами.
Сегодня ООО «МЗЖК» — это предприятие, выполняющих функциизаказчика, подрядчика и проектировщика. В числе объектов, в строительстве которыйпринимали непосредственное участие руководители и работники этого предприятия: детскиесады и школы, жилые дома, и др.
В настоящее время компания ведет строительство блокированныхжилых комплексов и отдельно стоящих домов со встроено-пристроенными объектами соцкультбытав 19-м, 4-м и 9-м микрорайонах Северо-восточной части городов Набережных Челнов.Заканчивается стадия проектирования и оформления правоустанавливающих документовна землю под комплекс из двух жилых многоэтажных домов в 30-м комплексе Нового города.
Основными видами деятельности ООО «МЗЖК» являются- производство сборного железобетона, бетонных изделий, стеновых и иных материалов,арматуры товарной, бетона, строительных изделий и конструкций различной номенклатуры,изготовление строительных деталей,, подрядная и генподрядная строительная деятельностьи т. д
Стратегическим партнером в инвестировании строительства являетсяНабережно-челнинское отделение Банка Татарстан Сбербанка РФ. ООО «МЗЖК»активно развивает сотрудничество с другими кредитными учреждениями и коммерческимипредприятиями города и республики: ОАО АКБ «СПРУТ», ОАО «Акибанк»,ОАО «Ак-Барс» Банком, ОАО АБ «Девон-кредит», ОАО «Камснаб»,страховой кампании «АСКО» и другими.
/>/>/>/>/> 2.2 Анализ ценовой политики вООО «МЗЖК»
Разработкой ценовой политики предприятия занимается финансовыйотдел. На основе изучения теоретический подходов к формированию ценовой политикипредприятия, можно дать следующую оценку ценовой политики ООО «МЗЖК».
Целью ценовой политики предприятия является: обеспечение выживаемостина рынке; максимизация прибыли, обеспечение рентабельности; обеспечение сбыта; расширениедоли рынка. Для достижения цели разработки ценовой политики предприятие решает следующиезадачи:
· какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;
· какой метод ценообразования эффективнее использовать;
· как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние ограничения.
Сезонный спрос.
Спрос на строительно-монтажные работы подвержен колебаниям. Внекоторые месяцы спрос на строительно-монтажные работы снижается. Анализ выручкиот реализации в ООО «МЗЖК» с разбивкой по месяцам и видам продукции представленв таблице 2.1.
Как видно из приведённой таблицы, по строительно-монтажным работамнаибольший оборот отмечен в августе и октябре. Наименьший объём работ зафиксированв феврале, марте и апреле. Объясняется это сезонностью проведения строительно-монтажныхработ. В зимние месяцы (пока лежит снег) объёмы строительно-монтажных работ меньше.Низкая температура воздуха не позволяет осуществлять такие виды работ, как покраска,оклеивание обоями и т.д. Вместе с тем в летние месяцы объёмы строительно-монтажныхработ увеличиваются, т.к. появляется больше заказчиков.
Таблица 2.1 — Показателивыручки от реализации ООО «МЗЖК» за 2009г. Месяцы СМР Продукция Покупной товар сумма темп роста к январю сумма темп роста к январю сумма темп роста к январю 1 2 3 4 5 6 7 январь 889 632 - 399 246 - 1 674741 - февраль 827 248 92,98 396 874 99,41 867 943 51,83 март 383 434 43,1 467 089 116,99 623 556 37,23 апрель 545 426 61,31 1 465 396 367,04 294 238 17,56 май 1 107384 124,47 742716 186,03 364 770 21,78 июнь 1 395 547 156,87 1 030350 258,07 385 007 22,99 июль 1 902 889 213,9 1 649 099 413,05 305471 18,24 август 4 957279 557,23 902 459 226,04 387811 23,16 сентябрь 923 114 103,76 1 827 082 457,63 7530859 449,67 октябрь 5 939 405 667,62 861 023 215,66 962 064 57,45 ноябрь 1 177931 132,4 983 286 246,29 883 446 52,75 декабрь 1 426 452 160,34 995 182 249,27 5 690 775 339,8
По продукции, выпускаемой ООО «МЗЖК» самый большойобъём реализации осуществлён в апреле и июле. Такому скачку объёма производстватакже есть логическое объяснение: сокращение строительно-монтажных работ высвобождаетработников и позволяет подготовиться к началу сезона.
Выручка по покупному товару сильно снизилась по сравнению с январёми почти на протяжении всего года не дотягивала до уровня января. Исключением сталитолько сентябрь и декабрь. В эти месяцы объём выручки составил 449,67% и 339,8%соответственно по сравнению с январём.
Анализ издержек.
Т.к. предприятие не учитывает влияние спроса на формированиецены, то мы не можем определить верхний уровень цены. Но на предприятии существуетоценка затрат (рассмотрено в п.2.1), которая и определяет нижний уровень цены. Предприятиеопределяет свою цену исходя из издержек и предельно допустимой ценой.
Анализ цен и качеств товаров конкурентов.
Данное предприятие ООО «МЗЖК» почти или вообще не учитываетцены и качества товаров-конкурентов.
Выбор метода ценообразование и установление окончательной цены.
Метод установления цен «средние издержки плюс прибыль».В основе данного метода лежат сведения об издержках. Путём прибавления к полнойсебестоимости изделия прибыли и налогов определяется отпускная цена изделия. Процессформирования цены в ООО «МЗЖК» представлен в таблице 2.2:
Таблица 2.2-Показатели для формирования цен в ООО «МЗЖК»Показатели Финишная мастика, 1 кг Изготовление перегородки П-8, 1 шт. Изготовление стеклопакета двухкамерного, 1 шт. сумма, тыс. руб. уд-вес,% сумма, тыс. руб. уд-вес, % сумма, тыс. руб. уд-вес,% 1 2 3 4 5 6 7 Материальные затраты 39,05 77,6 3895,9 64,8 827,91 67,0 Заработная плата с отчислениями 4,98 9,9 545,43 9,07 99,35 8,05 Накладные расходы 3,91 7,76 654,52 10,88 119,22 9,65 Итого себестоимость 47,94 95,23 5095,85 84,75 1046,48 84,8 НДС 18% - - 917,25 15,25 188,37 15,2 Рентабельность, 5% 2,40 4,77 - - - - Итого 50,34 100 6013,10 100 1234,85 100
Как видно из таблицы наибольший удельный вес в цене приходитсяна себестоимость продукции. Её удельный вес колеблется в конечной цене товара от84% до 95,23%.
Разработка системы модификации на рынке.
При реализации продукции существует политика скидок на объёмпродаж. При увеличении объёма продаж происходит снижение стоимости товара. Такоеповедение весьма оправдано, т.к. позволяет не только покрывать понесённые издержки,но и ускорять оборачиваемость вложенных средств.
Анализ политики скидок ООО «МЗЖК» приведен в таблице2.3:
Таблица 2.3 — Размерыскидок на продукцию ООО «МЗЖК» в зависимости от объема поставок№ п/п Наименование продукции Стоимость 1 кг (руб.) Разница с первоначальной ценой Размер скидки. % партия до 100 кг партия до 500 — кг партия свыше 500 кг партия свыше 1000 кг 1 Экстрим 70,4 67.11 62,71 59.4 11 15.6 2 Сэнди 70.4 67,11 62,71 59,4 11 15.6 3 Кристалл 56,11 52.8 49,5 46.2 10 17.7 4 Кристалл-С 75,68 71.5 66,88 62,37 13,3 17.6
Как видно из приведённой таблицы, при увеличении объёма покупкискидка с первоначальной цены может составить более 15% от первоначальной цены.
Кроме непосредственной стоимости продукции в стоимость реализуемоготовара входит и стоимость упаковочной тары. В частности, при реализации текущейпродукции в стоимость товара включается стоимость упаковки (например, пластиковоговедра стоимостью 80 руб.).
При выполнении малярных работ силами ООО «МЗЖК» стоимостьпокраски поверхностей в насыщенные тона увеличивается на 20%.
На предприятии для покраски различных поверхностей применяютсяпоправочные коэффициенты.
Недостатками ценовой политики данного предприятия является то,что оно не уделяет внимания на: конъюнктуру рынка; конкурентов; положение предприятияна рынке; степени полезности выпускаемого товара.
Таким образом наибольший удельный вес в себестоимости продукциизанимают материальные затрат, следующим по объёму затрат в себестоимости продукцииявляются накладные расходы.
В процессе проведения анализа мы определили, что на предприятиипроисходит снижение рентабельности, т.е. снижение эффективности работы.
Исходя из анализа, спрос на продукцию предприятия имеет сезонныйхарактер.
Ценовая политика предприятия строится на основании затратногометода. Основную стоимость реализуемой предприятием продукции и строительно-монтажныхработ формирует себестоимость. Её удельный вес в некоторых видах товаров и работпревышает 95%.
На предприятии применяется метод «средние издержки + прибыль».
Таким образом, ценовая политика предприятия строится на основаниизатратного метода. Основную стоимость реализуемой предприятием продукции и строительно-монтажныхработ формирует себестоимость. Её удельный вес в некоторых видах товаров и работпревышает 95%.
Для поощрения и привлечения покупателей и заказчиков на предприятиидействуют различные системы скидок, позволяющие предприятию не только своевременнореализовывать имеющуюся продукцию, но и стимулировать покупателя.2.3 Оценка учетной политики ООО «МЗЖК»
Учетная политика ООО «МЗЖК» представляет собой совокупностьпринципов и правил, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учетана отчетный период. Другими словами, согласно Положению по ведению бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности. В РФ, исходя из общих правил, каждое предприятиесамо разрабатывает свою учетную политику, то есть правила ведения бухгалтерскогоучета.
Учетная политика предприятия является основным внутренним документом,отображающим сложившиеся способы и методы ведения бухгалтерского учета. При проведенииналоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектамипристального внимания проверяющих. Порядок составления учетной политики организацииустановлен Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»(ПБУ 1/98). Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политикисостоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (приданиегласности) учетной политики. Для ООО «МЗЖК» и первый, и второй этапы обязательны,так как публичность отчетности акционерных обществ установлена законодательно [4.- с.73].
Проведем анализ соответствия учетной политики ООО «МЗЖК»нормативным документам на 2008 год.
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетнаяполитика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией.В нашем случае учетная политика ООО «МЗЖК» оформлена приказом руководителяпредприятия, что отвечает требованиям нормативных документов.
При оформлении учетной политики утверждают ряд решений, регулирующихорганизацию бухгалтерского учета на предприятии. Принято различать два аспекта учетнойполитики — организационный и методологический.
Одним из недостатков учетной политики ООО «МЗЖК» являетсято, что в ней не раскрываются организационно-технические аспекты, включающие такиевопросы как:
а) организация бухгалтерской службы и ее место в системе управления:организационная форма бухгалтерской работы; порядок назначения и увольнения главногобухгалтера, его права и обязанности; состав и подчиненность отдельных учетных подразделений,распределение обязанностей; взаимодействие бухгалтерии с другими службами;
б) технология обработки учетной информации;
в) рабочий план счетов, построенный на основе единого плана счетов;
г) система внутреннего учета и контроля: внутрипроизводственнаяотчетность (состав формы, периодичность их составления и представления, переченьпользователей); график документооборота; внутренний контроль (отделение функцийпо осуществлению финансово-хозяйственной деятельности от функций по ведению учета;разделение функций по ведению учета; установление персональной ответственности работников;использование бланков строгой отчетности; внезапные проверки и т.д.);
д) порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
е) объем, сроки и адреса представления отчетности;
ж) назначение ответственного за установления и соблюдение порядкапубликации отчетности для заинтересованных пользователей и т.д.
Другим существенным недостатком представленной учетной политикиявляется то, что нет приложений к данному приказу с элементами, требующими подробнойразработки и занимающими сравнительно большой объем. В число таких приложений должныбыли входить:
рабочий план;
формы первичной учетной документации;
структура и состав структурного подразделения, занимающегося
бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции,
выполняемые этим подразделением;
график документооборота и т.п.
Рабочий план счетов — обязательный элемент учетной политики организации.В 2007 году все организации (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций)обязаны были перейти на новый счетный план. Рабочий план счетов должен быть не простоуточнен, а разработан заново. Этого как раз и не сделала рассматриваемая организация.О рабочем плане счетов упоминается лишь в общих чертах в пункте 2.4 приказа об утвержденииучетной политики.
Рабочий план нужно было вынести в отдельное приложение к учетнойполитике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетическогоучета, во второй — субсчета, в третьей — счета аналитического учета первого порядка,открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) — счета аналитическогоучета второго порядка, открываемые к субсчетам второго порядка и т.д.
Кроме того, можно было привести в приложении к учетной политикекорреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражениюв учете операций, наиболее распространенных в данной организации.
В этом же разделе учетной политике должен утверждаться выборорганизационной формы бухгалтерского учета, так как эффективность работы бухгалтерииво многом определяется тем, насколько рационально созданы рабочие места и распределеныобязанности между исполнителями. В анализируемой учетной политике ООО «МЗЖК»этот пункт также отсутствует.
Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства(системы учетных регистров). В нашем варианте учетной политики в пункте 2.3 записано,что форма ведения бухгалтерского учета — журнально-ордерная, а на самом деле, напредприятии применяется автоматизированная форма учета (применяется программа 1С-Бухгалтерия).
При формировании учетной политики организация также утверждаетпорядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование предусмотренов пункте 3 статьи 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктах 8 и 26 Положенияпо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Кроме того, утверждаетсяколичество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень проверяемогоимущества и обязательств. В учетной политике ООО «МЗЖК» в пункте 2.7 говоритсятолько о том, что инвентаризация должна проводится в порядке и в случаях, предусмотренныхзаконодательством РФ.
К методологическим аспектам относится выбор способов ведениябухучета: способы амортизации, оценки, признания прибыли от продажи продукции, товаров,работ, услуг и другие способы.
Эти вопросы в рассматриваемой учетной политике учтены, в частностив пунктах 3.3 и 9.13 говорится о принятом способе амортизации основных средств инематериальных активов (линейный способ), пункты 5.1, 5.2 и 5.3 содержат оценкупроизводственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.
Вопросы учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учетаотражены в общем, достаточно поверхностно. В частности, указано, что учет затратна производство выпускаемой продукции ведется в разрезе цехов и подразделений согласноПоложению «О составе затрат по производству и реализации продукции и порядкеформирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»в действующей редакции. Учет доходов для целей бухгалтерского учета в ООО«МЗЖК» в учетной политике косвенным образом нашел отражение в характеристикеучета реализации продукции.
Вопросы учета доходов и расходов для целей налогообложения вучетной политике ООО «МЗЖК» отражены верно. В частности, доходы обществаклассифицируются:
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленныеналогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественныхправ). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налоговогоучета
Учет доходов предприятия связан с необходимостью отражать большоеколичество хозяйственных операций, поэтому очевидно, что для адекватного учета доходовнеобходима: во-первых, продуманная организация учета, построение модели учета доходов,соответствующей модели учета доходов, и во-вторых необходима серьезная техническаяподдержка, обеспечивающая ведения учета доходов и расходов. На данный момент в учетнойполитике ООО «МЗЖК» нет описания данным системам.
В литературе часто можно встретить точку зрения, согласно которойучетная политика не должна быть слишком объемной. Общие положения, действующие длявсех предприятий, не следует отражать в приказе по учетной политике. В него нужновключать только те вопросы, решение которых вариантно в соответствии с нормативнымидокументами, а значит, оно может отличаться от принятых на других предприятиях.Эта позиция хороша, однако, с той принципиальной оговоркой, что Приказ по учетнойполитике не является исчерпывающим документом по данному вопросу. Иными словами,должен существовать еще комплекс документов, дополняющих данный приказ, в которыхописывается вся принципиальная постановочная часть учета. В противном случае нельзяговорить об учетной политике как инструменте управления организацией.
Таким образом, по результатам анализа учетной политики ООО«МЗЖК» можно сделать выводы о необходимости совершенствования учетнойполитики:
— какв области учетной политики для целей бухгалтерского учета, так и в области целейналогообложения;
— существуетпотребность в более детальном отражении отдельных позиций учета доходов и расходов;
— длясовершенствования качества учетной работы необходимо продумать различные организационныеи технические аспекты учетной политики в области доходов и расходов и отразить ихв соответствующем приказе.
/>/>/>/>/>/>/>2.4 Анализ доходов от обычных видовдеятельности на ООО «МЗЖК»
С целью выявления факторов, повлиявших на величину достигнутыхфинансовых результатов ООО «МЗЖК» анализ доходов и расходов предприятиябудем производить при помощи компонентного анализа Отчета о прибылях и убытках за2008 год, для чего построим аналитическую таблицу (табл.2.4)
Таблица 2.4
Аналитическая таблицадля компонентного анализа финансовых результатов ООО «МЗЖК» за 2008 год Показатель 2006 ГОД 2007 год 2008 ГОД тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
А Б 1 2 3 4 5 6
1 Всего доходов и поступлений
(стр.010+стр.060+стр.080+стр.120+стр.170) 30300 39390 54402
2 Общие расходы финансово-хозяйственной 43210 142,6 51614 131,0 69060 126,9
деятельности (стр.020+стр.030+стр.040+
+стр.070+стр.100+стр.130+стр.180)
3 Выручка от реализации (стр.010) 29123 97,2 38922 98,8 54396 100,0
4 Затраты на производство и сбыт продукции 29961 102,8 39159 100,6 53404 98,2
в том числе:
себестоимость продукции (стр.020) 29961 100,0 39159 100,0 53404 100,0
коммерческие расходы (стр.030) 0,0 0,0 0,0
управленческие расходы (стр.040) 0,0 0,0 0,0
5 Прибыль (убыток) от продаж (стр.050) -838 -2,8 -237 -0,6 992 1,8
6 Доходы по операциям финансового 0,0 0,0 0,0
характера (стр.060+стр.080)
7 Расходы по операциям финансового 0,0 0,0 0,0
характера (стр.070)
8 Прочие доходы (стр.090+стр.120+стр.170) 10784 35,6 11921 30,3 14018 25,8
9 Прочие расходы (стр.130+стр.180) 512 1,2 589 1,1 427 0,6
10 Прибыль (убыток) до налогообложения -674 -1,5 -771 -2,0 -646 -1,2
(стр.140)
11 Налог на прибыль и иные обязательные 2376
-
352,5 2974 -385,7 0,0
платежи (стр.150)
12 Чистая прибыль (стр. 190) 0,0 0,0 0,0
Номера строк, указанные в таблице 2.4 взяты из Отчета о прибыляхи убытках ООО «МЗЖК» за 2008 год.
Графы 2,4 и 6 строки 2 рассчитывались в процентах к строке 1:
графа 2 = 43210/30300*100 = 142,6%
графа 4 = 51614/39390*100 = 131,0%
графа 6 = 69060/54402*100 = 126,9%
Графы 2,4 и 6 строки 3 рассчитывались в процентах к строке 1:
графа 2 = 29123/29961*100 = 97,2%
графа 4 = 38902/39390*100 = 98,8%
графа 6 = 54396/54402*100 = 100%
Графы 2,4 и 6 строки 4 рассчитывались в процентах к строке 3:
графа 2 = 29961/29123*100 = 102,8%
графа 4 = 39159/38922*100 = 100,6%
графа 6 = 53404/54396*100 = 98,2%
Графы 2,4 и 6 строки 5 рассчитывались в процентах к строке 3:
графа 2 = — 838/29123*100 = — 2,8%
графа 4 = — 237/38922*100 = — 0,6%
графа 6 = 992/54396*100 = 1,8%
Графы 2,4 и 6 строки 6 рассчитывались в процентах к строке 1:
графа 2 = 0/30300*100 = 0%
графа 4 = 0/39390*100 = 0%
графа 6 = 0/54402*100 = 0%
Графы 2,4 и 6 строки 7 рассчитывались в процентах к строке 2:
графа 2 = 0/43210*100 = 0%
графа 4 = 0/51614*100 = 0%
графа 6 = 0/69060*100 = 0%
Графы 2,4 и 6 строки 8 рассчитывались в процентах к строке 1:
графа 2 = 10784/30300*100 = 35,6%
графа 4 = 11921/39390*100 = 30,3%
графа 6 = 14018/54402*100 = 25,8%
Графы 2,4 и 6 строки 9 рассчитывались в процентах к строке 2:
графа 2 = 512/43210*100 = 1,2%
графа 4 = 589/51614*100 = 1,1%
графа 6 = 427/69060*100 = 0,6%
Графы 2,4 и 6 строки 10 рассчитывались в процентах к строке 2:
графа 2 = — 674/43210*100 = — 1,5%
графа 4 = — 771/51614*100 = — 2,0%
графа 6 = — 646/69060*100 = — 1,2%
Графы 2,4 и 6 строки 11 рассчитывались в процентах к строке 10:
графа 2 = 2376/-674*100= 352,5%
графа 4 = 2974/-771*100 = — 385,7%
графа 6 = 0/-646*100 = 0%
Графы 2,4 и 6 строки 12 рассчитывались в процентах к строке 1:
графа 2 = 0/30300*100 = 0%
графа 4 = 0/39390*100 = 0%
графа 6 = 0/54402*100 = 0%
На основании проведенного компонентного анализа можно сделатьследующие выводы:
— увеличениепоказателя по строке 3 свидетельствует о том, что организация получает доход толькоот основной деятельности;
— уменьшениепоказателя по строке 2 и строке — положительная тенденция, если при относительномснижении затрат на производство реализованной продукции не страдает ее качество;
— ростпоказателя по строке 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельностипродукции и относительном снижении издержек производства и обращения.
Идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционированияпредприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменениии значимости можно при помощи модифицированной факторной модели фирмы «Du Pont»,которая получила широкое применение при анализе коэффициентов рентабельности.
Поскольку существует множество показателей эффективности, мывыберем один, который по мнению аналитиков, наиболее значимый — рентабельность собственногокапитала (ROE) (рис.2.1)
/>
Рис.2.1 Факторный анализ фирмы «Du Pont» применительно к МЗЖК
Факторный анализ проведен по данным бухгалтерского баланса иотчета о прибылях и убытках за 2008 год. При этом в расчет брались следующие значения:
— чистаяприбыль — строка 190 отчета о прибылях и убытках;
— выручкаот реализации — строка 010 отчета о прибылях и убытках;
— всегоактивов — строка 300 бухгалтерского баланса;
— привлеченныесредства — строки 510 и 610 бухгалтерского баланса;
— собственныйкапитал — строка 490 бухгалтерского баланса.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственногокапитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структурыисточников средств, авансированных в данное предприятие.
Мы видим, что рентабельность продаж нулевая, ресурсоотдача достаточновысокая, а вот рентабельность собственного капитала нулевая.
Из проведенного факторного анализа следует, что МЗЖК осуществляетсвою деятельность лишь за счет собственных средств, не привлекая заемные средства.Отсюда можно сделать предположение о том, что предприятие испытывает острую потребностьв оборотных средствах.
Таким образом, идентифицировать факторы, определяющие эффективностьфункционирования предприятия невозможно, можно лишь констатировать кризис в финансовойдеятельности МЗЖК.
3. Практические рекомендации по учету доходов на ООО «МЗЖК»
Основным внутренним документом по ведению бухгалтерского учетаявляется учетная политика предприятия. Из проведенного в данной работе анализа учетнойполитики МЗЖК следует полное отсутствие глубокой проработки этого важного документа.Поэтому, необходимо разработать учетную политику заново, где непременно должно бытьотображено:
— рабочийплан счетов бухгалтерского учета;
— формыпервичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций,по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
— порядокпроведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
— порядокконтроля над хозяйственными операциями.
Проверку документов, поступающих в бухгалтерию, следует проводитьпо трем направлениям:
— формальная- проверка правильности оформления документов по форме;
— проверкапо существу — определение законности совершения хозяйственной операции, оформленнойдокументом;
— арифметическая- проверка правильности арифметических вычислений и подсчетов, таксировка документов.
Также необходимо осуществлять группировку и расценку проверенныхдокументов:
— сортировкадокументов по определенным признакам;
— проставлениев документах денежных измерителей.
— контировкадокументов — проставление корреспонденции счетов;
— формированиеноменклатуры дел.
Единовременное списание крупных расходов приводит к резкому увеличениюсебестоимости, и данное обстоятельство можно рассматривать применительно к МЗЖК,деятельность которого, как показал анализ, убыточна. Поэтому в рабочий план счетовследует включить счет 96 «Резервы предстоящих расходов», предназначенныйдля обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целяхравномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.В частности на этом счете отражать:
— предстоящуюоплату отпусков работникам предприятия;
— ремонтосновных средств.
Резервирование указанных сумм следует отражать по кредиту счета96 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.
Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относитьв дебет счета 96 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплатетруда» — на суммы оплаты труда за время отпуска, и счет 23 «Вспомогательныепроизводства» — на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделениемпредприятия. Аналитический учет по счету 96 вести по отдельным резервам.
Решение о создании резервов и порядок резервирования средствдолжны быть предусмотрены в учетной политике предприятия.
При рассмотрении прайс-листа МЗЖК можно отметить, что цены поотгрузке в цены изделий не входят. Из этого следует, что предприятие осуществляеткоммерческую деятельность, а следовательно имеет не только дополнительную выручку,но и коммерческие расходы, тем не менее, в отчете о прибылях и убытках они не отображены,что привело к искажению бухгалтерской отчетности.
Коммерческие расходы следует учитывать на счете 44 «Расходына продажу», который предназначен для обобщения информации о расходах, связанныхс продажей продукции, товаров, работ и услуг. В частности на счете 44 могут бытьотражены расходы на:
— затариваниеи упаковку изделий на складе готовой продукции;
— доставкупродукции в пункт отправления;
— погрузкупродукции в транспортные средства;
— комиссионныесборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
— содержаниепомещений для хранения продукции в местах ее продажи;
— рекламуи представительские расходы.
Разделение расходов на производственные и коммерческие позволитпроводить детальный анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности по направлениям,с тем, чтобы принимать соответствующие управленческие решения, направленные на увеличениедоходов предприятия.
Заключение
В ходе выполнения настоящей курсовой работы были исследованытеоретические аспекты учета доходов на предприятии и их анализ, была изучена постановкабухгалтерского учета ООО «МЗЖК», а также отдельно рассмотрены вопросыучета доходов и расходов от обычной деятельности.
В ходе выполнения курсовой работы решены следующие задачи:
— определенаэкономическая сущность и классификация доходов, связанных с обычными видами деятельности;
— исследованыметоды анализа доходов от обычных видов деятельности;
— проведенанализ доходов и расходов по отчетным формам исследуемого предприятия;
— по результатампроведенного анализа даны рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учетадоходов и расходов на исследуемом предприятии.
В качестве рекомендаций по усовершенствованию учета доходов ирасходов на МЗЖК дано предложение включить в учетную политику:
— рабочийплан счетов бухгалтерского учета;
— порядокпроведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правиладокументооборота и технология обработки учетной информации;
— порядокконтроля над хозяйственными операциями.
Кроме того, рекомендовано ввести в рабочий план счетов счет 96«Резервы предстоящих расходов» предназначенный для обобщения информациио состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходовв затраты на производство и расходы на продажу. Данное решение обусловлено тем,что единовременное списание крупных расходов приводит к резкому увеличению себестоимости
Список использованной литературы
1. Бакаев А.С., Безруких П.С. Бухгалтерский учёт. — М.: Бухгалтерский учёт,2002
2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. — М.: Финансы и статистика, 2003
3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега-Л; Высшая школа,2003. — 528 с
4. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый и управленческий виды учёта)учёт на современном предприятии. Москва: «Кнорус», Новосибирск:«Экор-книга», 2002. — 1200с.
5. Дымова И.А. Международные стандарты бухгалтерского учёта. — М.: Главбух,2000
6. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский финансовый учет. — СПб.:Питер, 2002. — 464 с
7. Банк, С.В., Тараскина, А.В. Система показателей комплексного анализа финансовогосостояния хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика. — 2005. — № 4. — С.28-35.
8. Международные и российские стандарты бухгалтерского учёта: Сравнительныйанализ, принципы трансформации, направления реформирования. / Под ред. С.А. Николаевой.2-еиздание, переработанное и дополненное. — М.: Аналитика-Пресс, 2001
9. Палий В.Ф. Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли. — М.: Бератор-Пресс,2003
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.2-е издание исправленноеи дополненное. — М.: Инфра — М, 2003
11. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. — М.: Юнити, 2003
12. Митин Б.М. Комментарий к главе 25 «Налог на прибыль организаций»Налогового кодекса РФ // Российский налоговый курьер, 2001. № 9
13. Патров В.В. Новое в учёте доходов и расходов организации // Бухгалтерскийучёт, 2001. № 15
14. Сотникова Л.В. Учёт доходов в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»// Бухгалтерский учёт, 2000. № 6
15. Применение Международных стандартов финансовой отчётности // Бухгалтерскийучёт, 2001. № 15
16. Справочник финансиста предприятия.3-е изд., до. и перераб. / Коллектив авторов.М.: ИНФРА-М, 2001. — 492 с.
17. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002.- 331 с.