Федеральноеагентство по образованию
Новосибирскийгосударственный университет экономики и управления
Кафедрауправления
Контрольнаяработа
подисциплине хозяйственное право
Новосибирск
2010
Оглавление
3. Государственные предприятиякак субъекты хозяйственного права
13. Признаки монопольной и ограниченной хозяйственной практики пороссийскому законодательству
Решение задач
Список использованнойлитературы и источников
3. Государственные предприятия как субъекты хозяйственногоправа
Заунитарными предприятиями утвердилась репутация «переходной формы»,поскольку они замыкают перечень коммерческих организаций в Гражданском кодексеРФ, и в будущем термин «предприятие» должен окончательнопереместиться в раздел об объектах гражданских прав (ст. 132 ГК РФ).Унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, невстречающимся в законодательстве иностранных государств. Они представляют собойсвоеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника(государства или муниципального образования) за результаты предпринимательскойдеятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведениеучрежденному предприятию, аналогично тому, как гражданин может зарегистрироватьхозяйственное общество, чтобы ограничить свою ответственность толькоимуществом, внесенным в его уставный капитал.
Взарубежных странах существуют разные формы правовой организации государственныхпредприятий. Например, в Германии — это торговые товарищества, во Франции — национальные общества; их акции (доли) полностью принадлежат государству,иногда в качестве акционеров выступают другие государственные предприятия.
Отечественныеунитарные предприятия могут быть основаны на одном из ограниченных вещных прав:праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Правухозяйственного ведения соответствует предприятие как особый вид субъекта права.Право оперативного управления исторически появилось раньше, чем правохозяйственного ведения, его концепция была разработана в СССР в 40-е гг. ХХ в.для эффективного управления государственной собственностью. Оперативное управлениезначительно уже по содержанию, чем право собственности и право хозяйственноговедения, его субъектами являются казенные предприятия и учреждения.
ВРоссии сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 10 до 13 тыс.государственных унитарных предприятий. Зачастую они управляются недостаточноэффективно. Поэтому государственная политика направлена на сужениесамостоятельности унитарных предприятий. Конечной целью является исключениеправа хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закреплениенеприватизированного государственного имущества на праве оперативногоуправления.
Унитарныепредприятия имеют ограниченную (целевую) правоспособность, они не могутсамостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, как и совершать многиедругие сделки. Известно, что «никто не может передать другому больше прав,чем имеет сам». Но деятельность государственных предприятий искажаетклассические постулаты и конструкции цивилистики. Конструкция«предприятия» как юридического лица - несобственника, находящегосяпод полным контролем учредителя, не отвечающего по его долгам, противоречитпотребностям рынка.
Термин«унитарное» (от лат. unitas — единство) означает единое,объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано наоснове либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либомуниципальной собственности. Создание унитарных предприятий на основеобъединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации исубъектов (Российской Федерации и муниципальных образований и т.п.), запрещено.Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которомупринадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за такимпредприятием.
Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Поэтому единым инеделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных направе хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятияхуставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарнойответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Основноепредназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размераимущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Если же интересыкредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, формированиеуставного фонда не имеет смысла.
Текущейдеятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган(директор, генеральный директор), назначаемый собственником, полностью емуподотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия.Руководителю унитарного предприятия запрещается занимать иные оплачиваемыедолжности. Образование иных органов управления в унитарном предприятиизаконодательством не предусмотрено, допускается лишь создание совещательныхорганов.
Несмотряна то, что унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям,извлечение прибыли трудно назвать их основной целью деятельности, поскольку существованиенекоторых предприятий изначально подразумевается убыточным. Так, целью созданияказенного предприятия может быть осуществление дотируемых видов деятельности иведение убыточных производств. Основная задача таких предприятий — удовлетворение государственных нужд. Унитарным предприятиям запрещено создаватьдочерние унитарные предприятия и участвовать в уставном капитале кредитныхорганизаций.
Минимальныйразмер уставного фонда, который должен быть полностью сформирован собственникомв течение 3 месяцев после государственной регистрации, составляет длягосударственного предприятия — 5 тыс. МРОТ, для муниципального предприятия — 1тыс. МРОТ.
Дляконтроля за деятельностью унитарного предприятия по аналогии сзаконодательством о хозяйственных обществах вводится понятие «крупнаясделка», которую предприятие вправе совершить, предварительно получивсогласие собственника имущества, т.е. государственного органа, в ведениикоторого оно находится. Сделка считается крупной, если стоимость имущества,являющегося предметом сделки, превышает 50 тыс. МРОТ или 10% уставного фондапредприятия. С согласия собственника совершаются не только «крупныесделки», но и займы, поручительства, банковские гарантии, перевод долга,уступка права требования (цессия), договор простого товарищества.13. Признаки монопольной и ограниченнойхозяйственной практики по российскому законодательству
Конкуренция — это экономическая категория,характеризующая особого рода экономические отношения (состязательность, борьбу)между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменомматериальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимымусловием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательскойдеятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том,что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитиюпредпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектовпредпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, вкоторых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется запотребительский спрос[1]. Конкуренция способнакоординировать экономическую деятельность без административного принуждения,что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды(прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществеэкономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.
Вместес тем необходимо учитывать, что конкуренции, как экономической категории,присущи некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказыватьдестабилизирующее влияние на экономику. По справедливому мнению ряда авторов,конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же времянеизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия[2].Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса ипредложения, что является результатом неустойчивого положения участниковимущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количествопроизводителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателейэто означает разорение, а для рабочих — безработицу. Конкуренция создает такжепредпосылки для образования монополий и монополизации рынка.
Всвязи с вышеизложенным было бы неверно говорить о совершенстве как свободной,так и всякой конкуренции вообще, без учета ее негативных проявлений. Поэтомупредставляется спорной теория «совершенной конкуренции»[3],которая абсолютизировала свободную конкуренцию периода классическогокапитализма середины XIX в. (в основном в Западной Европе и США), являясьчистой абстракцией, удобной для научного исследования сущности конкуренции. Длятого чтобы данная теория могла воплотиться в реальной экономическойдействительности, требуется достаточно много допущений, условий, которые далеконе всегда могут осуществиться (в частности, такие, как абсолютно свободныйдоступ на рынок, полная информированность о его состоянии, большое числонезависимых продавцов и покупателей и т.д.).
Стремлениек выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методови приемов соперничества, которые не только не способствуют развитиюпроизводства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитиеэкономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природныхресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения,полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать,сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения отоваре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие.
Указанныеобстоятельства обусловливают необходимость государственного регулированияконкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектовна рынке.
Цельюзаконодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективногофункционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренциипри наличии государственного контроля за монополиями.
Основнаязадача данной области законодательства сформулирована в норме ч.1 ст.8Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такаяподдержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов),предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии(которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства).
Всвязи с этим не можем согласиться с бездоказательной и ошибочной позициейнекоторых авторов, считающих, что целью законодательства о конкуренции является«поддержка конкуренции как таковой»[4], т.е. без учета присущихей отрицательных проявлений (недостатков), упомянутых ранее.
Полагаем,что государство должно поддерживать такую конкуренцию, которая в конечном счетесоответствовала бы достижению общественных (социальных) целей, балансуинтересов предпринимателей и потребителей, цивилизованному развитиюпроизводства, торговли, научно-технического прогресса и т.п., а не варварскуюборьбу всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшегополучения прибыли «любой ценой». Следовательно, государство должнообеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции междусубъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлятьконкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы)осуществления данного права.
Законодательствоо конкуренции и монополии состоит из актов конкурентного законодательства изаконодательства о государственных и естественных монополиях.
Конкурентноезаконодательство в основном включает в себя акты антимонопольногозаконодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции.
Подантимонопольным законодательством понимается совокупность нормативных правовыхактов, направленных на ограничение экономического процесса монополизацииэкономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным)положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов иобъединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследованиямонополистической деятельности.
Законодательствоо недобросовестной конкуренции — совокупность нормативных правовых актов,направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.
Законодательствоо естественных и государственных монополиях составляет самостоятельную областьправового регулирования в системе законодательства о конкуренции и монополии.Акты о естественных и государственных монополиях не входят в составконкурентного законодательства, так как направлены на ограничение и недопущениеконкуренции в определенных сферах предпринимательской деятельности в целяхобеспечения государственных и общественных интересов. Такие монополии вобществе и государстве с рыночными приоритетами в экономике не должны иметьпреобладающего (всеобъемлющего) значения.
Конкуренция – это соперничество хозяйствующихсубъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключаетсяили ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядкевоздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарномрынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Конкуренцияна товарных рынках — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действияэффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействоватьна общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Подконкуренцией на рынке финансовых услуг понимается состязательность междуфинансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективноограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общиеусловия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.
Указанныеопределения в основном исходят из понятия конкуренции как экономическойкатегории (чем она и является). В то же время необходимо учитывать некоторыепризнаки конкуренции, имеющие правовое значение.
Конкуренция- это экономическая состязательность:
· выражающаяся всамостоятельных (конкурентных) действиях;
· осуществляемаямежду конкурирующими субъектами;
· существующая вопределенных экономико-правовых сферах предпринимательской деятельности,именуемых рынками (конкурентные рынки).
Конкурентныедействия — совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения имиправомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия,направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей(потребителей) и удовлетворения их потребностей.
Конкурентныедействия представляют собой особые методы осуществления предпринимательскойдеятельности. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентныедействия.
Ценовыедействия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажнуюцену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей(потребителей). Если кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то,не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе.
Другиеконкурентные действия получили наименование «неценовых», так какнепосредственно не связаны с установлением или снижением цен. Они выражаютсяпрежде всего в свободном доступе на рынок для осуществления аналогичной(сходной) предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностейпокупателей, в занятии более удобного местонахождения фирмы и др. К важнейшимиз них относятся также действия по улучшению качества и потребительских свойствтоваров (работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новыхтоваров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлениюгарантийных сроков, использованию новых технологий (изобретений, полезныхмоделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленнойсобственности, рекламные действия (как мощное средство привлеченияпотребительского спроса) и многие другие.
Следуетучитывать, что само по себе количество производителей (продавцов) на рынке ещене обязательно предполагает наличие конкуренции между ними, так как последниемогут заключить различные соглашения, исключающие конкуренцию: например поподдержанию единых цен, объема товаров, по разделу рынка и т.д. Поэтомуколичество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров для входа на рынок идругие факторы выступают в качестве условий осуществления конкурентных действий(существования конкурентных отношений), а не содержания таковых.
Свободасовершения конкурентных действий имеет законодательные ограничения в отношении:
· содержанияконкурентных действий;
· субъектов,имеющих право осуществлять конкурентные действия;
· сферпредпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться конкурентныедействия.
Ограниченияи запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены вдействующем законодательстве РФ. Так, не допускается экономическаядеятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2ст.34 Конституции РФ). Запрету подлежат также использование гражданских прав вцелях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положениемна рынке (абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ).
Законодательствосодержит запреты на совершение конкретных ценовых и неценовых конкурентныхдействий. Из числа ценовых действий противоправными являются: установлениемонопольно высоких или монопольно низких цен, демпинговых цен и некоторыедругие. Из неценовых действий к неправомерным относятся, например, продажатовара с незаконным использованием товарного знака и иных средствиндивидуализации субъекта предпринимательства, дискредитация конкурентов врекламе и др.
Важнейшимрезультатом совершения конкурентных действий, как следует из законодательныхопределений конкуренции, должно быть ограничение возможности субъектовпредпринимательства в одностороннем порядке воздействовать на общие условияобращения товаров (работ, услуг) на соответствующем рынке. В противном случаеследует говорить не о конкуренции, а о монопольном (доминирующем) положении.Однако определений таких важнейших понятий, как «общие условия обращениятоваров» и «общие условия предоставления финансовых услуг»,нормативные акты не содержат.
Представляется,что основополагающим общим условием обращения (оборота) товаров (работ, услуг,в том числе финансовых) является предусмотренная законом свобода совершениясделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке,включая свободу установления договорных цен (ст.421 ГК РФ).
Субъектыконкуренции (конкуренты). Лицами, имеющими право осуществлять конкурентныедействия (конкурентами), по российскому законодательству признаютсяхозяйствующие субъекты на товарных рынках и финансовые организации на рынкахфинансовых услуг.
Хозяйствующийсубъект — индивидуальныйпредприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация,осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (ст.4 Закона о защитеконкуренции).
Финансоваяорганизация – этохозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация,кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, обществовзаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговаякомпания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компанияинвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда,управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированныйдепозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевогоинвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственногопенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг (ст.4 Закона о защитеконкуренции).
Однимиз необходимых условий отнесения указанных лиц к субъектам конкурентныхотношений является осуществление ими предпринимательской деятельности.
Участникиимущественного оборота, не являющиеся субъектами предпринимательства, не могутбыть признаны конкурентами. В частности, к ним относятся физические лица, незарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Не имеют праваосуществлять конкурентные действия органы государственной власти, органыместного самоуправления и их должностные лица.
Конкурентныедействия могут осуществляться между субъектами предпринимательства, являющимисяпотенциальными или реальными поставщиками (производителями), изготовителями,исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг в качестве одной из сторонсоответствующих договоров.
Понятия«реальные конкуренты» и «потенциальные конкуренты»используются в нормативных актах о конкуренции и монополии. Однако определениепонятия «реальный конкурент» в законодательстве не раскрывается.
Креальным конкурентам, как правило, относятся субъекты предпринимательства,фактически состоящие в конкурентных отношениях со своими соперниками,обладающие имущественной, организационной и юридической самостоятельностью. Этоможет выражаться, в частности, в совершении конкурентных действий по продажеоднородных (или взаимозаменяемых) товаров (работ, услуг) на определенном рынке.
Потенциальнымиконкурентами являются:
1) субъектыпредпринимательства, которые имеют материально-техническую базу, кадры,технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуютэти возможности;
2) субъектыпредпринимательства, которые изготовляют данный товар, но не продают его натерритории исследуемого товарного рынка;
3) новые субъектыпредпринимательства, входящие на данный товарный рынок.
Конкурентныеотношения могут существовать в определенных сферах предпринимательскойдеятельности, именуемых конкурентными рынками (товарными и финансовыми), т.е.характеризуемых наличием на них конкурентной среды.
Конкурентнаясреда на рынке — это состояние рынка, при котором субъекты предпринимательствамогут реализовать свои возможности конкурировать между собой (осуществлятьконкурентные действия). Соответствующую среду формирует государство посредствомпринятия мер по поддержке конкуренции, а также сами субъектыпредпринимательства, осуществляя свои права.
Правопредпринимателя на конкуренцию является важнейшим элементом права наосуществление предпринимательской деятельности, одним из правомочий субъектапредпринимательства. Оно состоит в правовой возможности предпринимателя впроцессе осуществления своей деятельности конкурировать (совершать конкурентныедействия) с другими предпринимателями для получения наибольшей прибылипосредством приоритетной продажи (предоставления) своих товаров (работ, услуг)покупателям (потребителям).
Правона конкуренцию необходимо для того, чтобы субъект предпринимательства имелвозможность противодействовать монополизации рынка (и действиям конкретныхмонополистов по контролю на рынке), осуществляя свои правомочия наосуществление аналогичной (сходной) предпринимательской деятельности на этом жерынке с совершением различных конкурентных действий по привлечениюпотребительского спроса и получению прибыли (а также правомочия требования изащиты данного права).
Правона конкуренцию в Российской Федерации основано на конституционных принципахсвободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободеэкономической деятельности, поддержке конкуренции (ч.1 ст.8 Конституции РФ), атакже на конституционном праве граждан на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).
Содержаниеправа на конкуренцию включает правомочия на собственные действия; правомочиятребования; правомочия на защиту.
Правомочиена собственные действия, на наш взгляд, состоит в возможности субъектапредпринимательства совершать конкурентные действия по отношению к другимпредпринимателям (конкурентам) с целью привлечения к своим товарам (работам,услугам) потребительского (покупательского) спроса (т.е. действия заприоритетное приобретение их товаров (работ, услуг) потребителями(покупателями).
Важнейшимправомочием субъекта предпринимательства, характеризующим его право наконкуренцию, является возможность свободного (т.е. юридически равного для всехпредпринимателей) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной)предпринимательской деятельности в целях получения прибыли посредствомудовлетворения покупательского (потребительского) спроса.
Сущностьи содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующегоположения субъекта предпринимательства на рынке.
Российскоеантимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определениядоминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный(основной) и количественный (вспомогательный) критерии.
Качественныйкритерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательствана определенном рынке.
Количественный(вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долюрынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметьвозможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ,услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
Указаниена долю на рынках содержится в Законе о защите конкуренции.
Доминирующимположением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) илинескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара,дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующимсубъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условияобращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этоготоварного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ наэтот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признаетсяположение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынкеопределенного товара превышает пятьдесят процентов, если только прирассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или приосуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будетустановлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положениехозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого нарынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, еслидоминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установленоантимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительнымизменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительногоразмера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможностидоступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев,характеризующих товарный рынок.
Неможет быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (заисключением финансовой организации), доля которого на рынке определенноготовара не превышает тридцать пять процентов./>
Доминирующимпризнается положение каждого хозяйствующего субъекта из несколькиххозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительнок которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доляне более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долейдругих хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышаетпятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующихсубъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектовна соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящееположение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующихсубъектов менее чем восемь процентов);
2) в течениедлительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой сроксоставляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующеготоварного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменныили подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующийтоварный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый илиприобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другимтоваром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях),рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спросана этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этоготовара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольныйорган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующегосубъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъектасубъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянииестественной монополии.
Доминирующееположение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типаммонополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты«рыночных» монополий, обладатели исключительных прав.
Решениезадач
Задача 3
Директор торговогопредприятия АО «Лар» Морозов закупил у частных лиц 40 кг свинины для реализации через торговую сеть. Закупленная свинина не была проверенасанитарно-эпидимилогическоим надзором. В результате продажи и употреблениясвинины 8 человек получили отравление.
Можно ли привлечь куголовной ответственности директора предприятия?
Всоответствии со ст. 236 УК РФ наказывается нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее понеосторожности массовое заболевание или отравление людей.
Основнойобъект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающиесанитарно-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое состояниеобщественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасноеи вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятныеусловия для его жизнедеятельности. Дополнительный объект — здоровье человека,факультативный — жизнь человека.
Санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения является необходимым условием реализации прав и интересовграждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовногоразвития и долголетней активной жизни людей.
Объективнаясторона состава преступления включает:
а)нарушение санитарно-эпидемиологических правил; б) наступление массового заболеванияили отравления людей; в) причинную связь между санитарным правонарушением инаступившими последствиями.
Санитарно-эпидемиологическиеправила — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды его обитания и требования кобеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Согласно Положению огосударственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. постановлениемПравительства РФ от 24.07.2000 N 554, к санитарно-эпидемиологическимправилам относятся: а) санитарные правила, устанавливающие гигиенические ипротивоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятныхусловий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а такжесохранения и укрепления его здоровья; б) санитарные нормы, устанавливающиеоптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов средыобитания человека на его организм; в) гигиенические нормативы, устанавливающиегигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредностиотдельных факторов среды обитания человека для его здоровья.
Нарушениемсанитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признаетсяпосягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное(умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное снесоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующихсанитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемическихмероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностныхлиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ(ст. 27 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Кругсанитарных правонарушений достаточно широк. Они могут совершаться как в формедействия (реализация продовольственного сырья и продуктов питания,инфицированных болезнетворными микроорганизмами; подача населению воды сповышенным содержанием вредных примесей; захоронение трупов людей и животных вне отведенных для этого местах; заражение воздуха, питьевой водыболезнетворными микробами; использование непродезинфицированной посуды,продуктов на предприятиях общественного питания и т.п.), так и путембездействия (уклонение от прохождения обязательных медицинских осмотров илипрофилактических прививок; уклонение больных инфекционными заболеваниями отобязательного обследования, лечения или госпитализации; невыполнениеофициальных предписаний по забою домашних животных, зараженных опасными длячеловека заболеваниями, или уничтожению зараженных продуктов; непроведение илипроведение не в полном объеме гигиенических и противоэпидемических мероприятийи т.п.).
Диспозициястатьи имеет бланкетный характер, поэтому для правильной квалификациинеобходимо установить, какую конкретно санитарную норму, какой гигиеническийнорматив или пункт санитарных правил лицо нарушило. Если санитарноеправонарушение отсутствует либо имеется нарушение иных специальных правил(лесных санитарных правил, ветеринарных, медицинского обслуживания, охранытруда и пр.), то квалификация по ст. 236 УК РФ исключается.
Массовоезаболевание людей — это заболевание значительного количества населения наопределенной территории (на предприятии, в учреждении, населенном пункте,районе, стране), при этом уровень заболеваемости данной болезнью превышаетсреднестатистический в несколько раз. Критерии массовости заболеванияопределяются эпидемиологическими нормами. Характер заболевания (инфекционное,неинфекционное, профессиональное) на квалификацию не влияет. Однако чаще всегоэто: туберкулез, трихинеллез, бруцеллез, холера, сибирская язва, сальмонеллез,туляремия, гриппоподобные инфекции, острые кишечные заболевания, дифтерия,корь, педикулез, чесотка и др.
Отравление- это химическая травма, развивающаяся вследствие внедрения в организмчужеродного химического вещества в токсической дозе. Оно может быть острым илихроническим, профессиональным или бытовым, вызванным ядовитыми веществамиживотного, растительного или синтетического происхождения.
Субъектпреступного посягательства общий — физическое вменяемое лицо, достигшеевозраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всемигосударственными органами и общественными объединениями, предприятиями и инымихозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от ихподчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Субъективнаясторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины в виделегкомысленного либо небрежного отношения к массовому заболеванию илиотравлению людей (ч. 1).
Вданном случае нарушение санитарно-эпидемиологических правил со стороныдиректора торгового предприятия АО «Лар» Морозов, не повлекшее массовогозаболевания или массового отравления людей, не может быть квалифицировано по ст.236 УК РФ и в зависимости от обстоятельств будет рассматриватся либо какадминистративное правонарушение по ст. 6.3-6.7 КоАП, либо как преступление пост. 118 УК (в случае причинения по неосторожности тяжкого или среднейтяжести вреда здоровью малому количеству людей) или по ст. 238 УК (еслинарушение санитарно-эпидемиологических правил выразилось в обороте товаров ипродукции, работ или услуг, не отвечающих санитарным требованиям безопасностижизни или здоровья потребителей).
Задача 13
Филиал ОАО «Ротор» врезультате реорганизации получил статус общества с ограниченнойответственностью. Объем реализации продукции за год составил 25000 тыс. руб.,валюта баланса на конец года – 18000 тыс. руб.
Определите, подлежит лиООО «Ротор» обязательному аудиту?
Согласносо ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях,если:
1)организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерногообщества;
2) организация является кредитной организацией, бюрокредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственныхкооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовойбиржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источникомобразования средств которого являются предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими июридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являютсядобровольные отчисления физических и юридических лиц;
3)объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и ихсоюзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполненияработ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленныйзаконодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда илисумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч разустановленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплатытруда;
4)организация является государственным унитарным предприятием, муниципальнымунитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, еслифинансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Длямуниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерациифинансовые показатели могут быть понижены;
5)обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальныхпредпринимателей предусмотрен федеральным законом.
В рассматриваемойситуации основания для обязательного аудита ООО «Ротор» нет, так как объемвыручки организации за один год не превышает в 500 тысяч раз установленный законодательствомРоссийской Федерации минимальный размер оплаты труда.
/>Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовыеакты
1. Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993.
2. Часть первая Гражданского кодексаРоссийской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года)// Собрание законодательства Российской Федерации от5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.
3. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарныхрынках» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФот 18 апреля 1991 г., N 16, ст. 499.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3422
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434.
Научнаялитература
1. Варламова А.Н.Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2009.
2. Гражданскоеправо. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2009. Т.I. С.314.
3. Конкурентноеправо Российской Федерации / Под ред. Н.И. Клейн, Н.Е. Фонаревой. М., 2009.
4. Курсэкономической теории. Учебное пособие/ Под ред. С. Богданова, А.Н. Голикова идр. М., 1993.
5. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс. Т.I. М., 1993.
6. Паращук С.А. Видынедобросовестной конкуренции по законодательству России и зарубежных стран //Право и экономика. 2005. N 5-6.
7. Паращук С.А.Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М., 2007.
8. Паращук С.А. Оконкурентном законодательстве России // Законодательство. 2009. N 3.
9. Соревнование иконкуренция / Под ред. И.И. Чангли, Г.К. Смолякова и др. М., 2003.