Реферат по предмету "Экономика"


Улучшение финансового состояния ОАО Орский машиностроительный завод

--PAGE_BREAK--1.1             Анализ  платежеспособности  предприятия
Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.

Платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства. Для предварительной оценки платежеспособности предприятия привлекаются данные бухгалтерского баланса (приложение 1). Информация во IIразделе актива баланса характеризует величину текущих активов в начале и конце отчетного года. Сведения о краткосрочных обязательствах содержатся в разделе Vпассива баланса.

Основополагающими понятиями финансовой деятельности являются «ликвидность» и «платежеспособность».

Ликвидность – это способность организации быстро выполнять свои финансовые обязательства, а при необходимости и быстро реализовывать свои средства. Чем быстрее актив предприятия может быть обращен без потери стоимости в деньги, тем выше его  ликвидность.

Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности зависит платежеспособность.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для своевременного погашения своих обязательств.

Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;

б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Финансовое состояние в плане платежеспособности может быть изменчивым. Если вчера еще предприятие было платежеспособным, то сегодня ситуация изменилась – пришло время расплачиваться с кредитором, а у предприятия нет денег на счете, поскольку не поступил своевременно платеж за поставленную продукцию, то есть оно стало неплатежеспособным из-за финансовой  недисциплинированности своих дебиторов. Если задержка с поступлением платежей носит краткосрочный или случайный характер, то ситуация может измениться в лучшую сторону, однако не исключены менее благоприятные варианты.

Признаком, свидетельствующим об ухудшении ликвидности, является увеличение иммобилизации собственных оборотных средств, проявляющиеся в увеличении неликвидов, просроченной дебиторской задолженности и другое.

О неплатежеспособности говорит появление таких статей в отчетности, как: «Убытки», «Кредиты и займы не погашенные в срок», «Просроченная кредиторская задолженность».

Неплатежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической. Ее причины: недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами, невыполнение плана реализации продукции, нерациональная структура оборотных средств, несвоевременное поступление платежей от контрагентов.

Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов  ликвидности, являющихся относительными величинами. Они отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.

Коэффициент текущей ликвидности  (общий коэффициент покрытия)  (Клт) показывает, сколько рублей оборотных средств ( текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности  (текущих обязательств),  то есть коэффициент показывает, в какой степени оборотные активы превышают краткосрочные обязательства: 
,                                                    (1.1)

где  IIА – итог второго раздела актива баланса (оборотные средства);

       КП – краткосрочные пассивы.
Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности.  Считается, что нормальный уровень коэффициента должен быть  ³2 и не должен опускаться ниже 1,0.

Чем выше коэффициент текущей ликвидности, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если коэффициент ниже  1,0,  то предприятие неплатежеспособное. При отсутствии у предприятия денежных средств  и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности: 
,                                                  (1.2)

где . – коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей;

       З  -   запасы
Коэффициент быстрой ликвидности  (промежуточного покрытия) аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако начисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы: 
,                                               (1.3)

где   ДБ  — расчет с дебиторами;

        ДС  — денежные средства и их эквивалент
Удовлетворяет обычно соотношение более 0,8.  Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать.  В таких случаях требуется соотношение большее. Если в составе текущих активов значительную  долю  занимают денежные средства и их эквиваленты  (ценные бумаги), то соотношение может быть меньшим.

Коэффициент абсолютной ликвидности   ( Кла ) показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств:
,                                                    (1.4)
Значение должно составлять  ≥0,25-0,3. Рассмотренные показатели являются основными. Известны также и другие показатели:

Коэффициент  обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств предприятия:
,                              (1.5)
Рекомендуемая нижняя граница – 10%, если показатель ниже,  то финансовое положение является неудовлетворительным.

Коэффициент восстановления  (утраты) платежеспособности   ( Кв.п. )
,                                       (1.6)

где  , – коэффициент  текущей  ликвидности  соответственно  на

конец  и  на  начало  отчетного  периода;

У – период восстановления  (утраты) платежеспособности;

Т -  продолжительность отчетного периода.
Коэффициент характеризует возможность предприятия  восстановить свою платежеспособность через определенный  период.  Нормальным значением коэффициента является значение  ≥ 1.

Для правильного вывода о динамике и уровне платежеспособности необходимо принимать в расчет  факторы:

-                  Характер деятельности предприятия.

Например, у предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запаса и мал удельный вес денежных средств;   у  предприятий розничной торговли высока доля денежных средств, хотя и значительны размеры товаров для перепродажи и так далее.

-                  Условия расчетов  с дебиторами.

Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки времени после покупки товаров приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателей, и наоборот.

-                  Состояние запасов.

У предприятия может быть излишек и недостаток запасов по сравнению с величиной,  необходимой для  бесперебойной деятельности.

-                  Состояние дебиторской задолженности.

Наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2             Анализ  кредитоспособности  предприятия


Под  кредитоспособностью  предприятия  понимается наличие у него предпосылок  для получения  кредита и способность возвратить в срок.

         Для  оценки  кредитоспособности  предприятия  применяются  различные  методы.

         Основными  показателями  для  оценки  кредитоспособности  предприятия  являются:

-                  отношение  объема  реализации  к  чистым  текущим  активам: 

-                 

,                                                     (1.7)

где  Ачт – чистые  текущие  активы;

     Np– объем  реализации.
Чистые  текущие  активы – это  оборотные  активы  за  вычетом  краткосрочных  долгов  предприятия. Коэффициент  К1  показывает  эффективность  использования  оборотных  активов. Высокий  уровень   этого  показателя  благоприятно  характеризует  кредитоспособность  предприятия. Когда  показатель  очень  высок  или  очень  быстро  увеличивается, можно  предположить, что  деятельность  предприятия  ведется  в  объемах, не  соответствующих  стоимости  оборотных  активов. Такая  ситуация  может  вызвать  падение  продаж  и  вследствие  этого – затруднения  в  расчетах  предприятия  со  своими  кредиторами.

Падение  объема  продаж  является  результатом  недостаточности  материальных  оборотных  активов  для  продолжения  бесперебойной  деятельности  в  прежних  масштабах.

-                  отношение  объема  реализации  к  собственному  капиталу:
,                                                     (1.8)

где  СК – собственный  капитал.
         Этот  показатель  характеризует  оборачиваемость  собственных  источников  средств. При  оценке  стоимости  собственного  капитала  рекомендуется  уменьшить  его  на  величину  нематериальных  активов, которые  практически  ничего  бы  не  стоили, например, при  вынужденной  ликвидации.

         Выручка  от  реализации, отнесенная  к  этой  стоимости, показывает  оборачиваемость  собственных  источников  более  точно.

-                  отношение  краткосрочной  задолженности  к  собственному  капиталу:
,                                                    (1.9)

         где  Дк   — краткосрочная  задолженность.
         Данный  коэффициент  показывает  долю  краткосрочной  задолженности  в   собственном  капитале  предприятия. Если  краткосрочная  задолженность  в  несколько  раз  меньше  собственного  капитала, то  можно  расплатиться  со  всеми  кредиторами  полностью.

-                  отношение  дебиторской  задолженности  к  выручке  от  реализации:
,                                                   (1.10)

         где  ДЗ – дебиторская  задолженность.
         Этот  показатель  дает  представление  о  величине  среднего  периода  времени, затрачиваемого  на  получение  причитающихся  с  покупателей  денег. Ускорение  оборачиваемости  дебиторской  задолженности, то  есть  снижение    показателя   К4  можно  рассматривать, как  признак  повышения  кредитоспособности  предприятия, поскольку  долги  покупателей  быстрее   превращаются  в  деньги.

-                  отношение  ликвидных  активов  к  краткосрочной  задолженности  предприятия:
,                                                     (1.11)

          где  Ал – ликвидные  активы.
         Как  известно, под  ликвидными  активами  подразумеваются  оборотные  активы  за  вычетом  запасов  и  других  позиций, которые  нельзя  немедленно  обратить  в  деньги. Если  в  составе  оборотных  активов  преобладает  дебиторская  задолженность, для  оценки  кредитоспособности  предприятия  важно, существует  ли  резерв  на  случай  безнадежной  дебиторской  задолженности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3             Значение, задачи и основные методы по улучшению финансового состояния на предприятии.
Разработка прогнозных моделей финансового состояния предприятия необходима для выработки генеральной финансовой стратегии по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами, оценки его возможностей в перспективе. Она должна строиться на основе изучения реальных финансовых возможностей предприятия, внутренних и внешних факторов и охватывать такие вопросы, как оптимизация основных и оборотных средств, собственного и заемного капитала, распределение прибыли, инвестиционную и ценовую политику. Основное внимание при этом уделяется выявлению и мобилизации внутренних резервов увеличения денежных доходов, максимальному снижению себестоимости продукции и услуг, выработке правильной политики распределения прибыли, эффективному использованию капитала предприятия на всех стадиях его кругооборота.

Обычно выделяют четыре метода прогнозирования финансового состояния субъекта хозяйствования:

экстраполяция,

метод сроков оборачиваемости,

метод бюджетирования,

метод предварительных (прогнозных) балансов.

При осуществлении первого метода исходят из предположения о существовании прямой связи между оборотным капиталом и объемом продаж, кото рая может быть выражена с помощью простого коэффициента (отношение чистого оборотного капитала к объему продаж) либо с помощью уравнения связи:
Y=a + bx,                                                                 (1.12)

где a- постоянная величина чистого оборотного капитала,

      b- коэффициент регрессии, отражающий степень зависимости оборотного капитала от объема продаж.

Зная величину этих коэффициентов и прогнозируемый объем продаж, можно определить потребность в чистом оборотном капитале.

Однако этот метод достаточно упрощен, так как учитывает единственный фактор – объем продаж, тогда как уровень потребности в краткосрочном финасировании во многом зависит от срока оборочиваемости запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.

Второй метод прогнозирования величины чистого оборотного капитала основан на изучении продолжительности производственно- коммерческого цикла: период оборачиваемости запасов плюс период оборачиваемости дебиторской задолженности минус период оборачиваемости кредиторской задолженности, умноженный на однодневный оборот по реализации.

Однако и этот метод имеет свои недостатки, так как сроки оборачиваемости не являются нормативными, а изменяются под воздействием различных факторов и поэтому в свою очередь требуют прогнозирования и уточнения.

Метод бюджетирования основан на планировании поступления  и расходования денежных средств, в том числе от основной деятельности. Расчет отклонений между поступлением и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для принятия соответствующих управленческих решений. Прогнозирование денежных потоков позволяет определить размеры избытка или недостатка денежной наличности в обороте предприятия. Реальность прогнозов поступления и расходования денежных средств зависит от степени их неопределенности.

Одним из методов финансового прогнозирования является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках и прогнозного баланса. Прогнозная отчетность может составляться на конец каждого месяца, квартала, года. Она позволит установить и оценить изменения, которые произойдут в активах предприятия и источниках их формирования в результате хозяйственных операций на планируемый период времени.

Прогнозный баланс может составляться на основании системы плановых расчетов всех показателей производственно- финансовой деятельности, а также на основании динамики отдельных статей баланса и их соотношений. Большую помощь при разработке прогнозной финансовой отчетности и моделей финансового состояния предприятия могут оказать компьютерные программы по финансовому моделированию.

Сопоставление прогнозных значений статей баланса с фактическими на конец отчетного периода позволит установить, какие изменения произойдут в финансовом состоянии предприятия, что даст возможность своевременно внести коррективы в его производственную и финансовую стратегию.
             Глава 2  Анализ финансовой устойчивости ОАО «Орский машиностроительный завод» за 2004 – 2005 года.
2.1  Технико-экономическая  характеристика  предприятия

Орский машиностроительный завод был основан в 1941 году на  базе  предприятия, эвакуированного с  Украины.Долгое время предприятие работало в составе  оборонного комплекса  промышленности страны.

В послевоенные годы коллектив завода освоил выпуск продукции для сельского хозяйства и нефтедобывающей отрасли.

В 1993 году завод осуществил полную конверсию и перешел на выпуск продукции гражданского назначения. За  время своего существования завод успел стать одним из крупнейших предприятий в области  машиностроения, располагая своей инфраструктурой, мощнейшей производственной базой. Завод является дипломантом национального форума  «Экология и экономика России», обладает уникальными технологиями в области машиностроения.

С сентября 1997 года предприятие  зарегистрировано как Открытое Акционерное Общество Орский машиностроительный завод.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Годовое собрание проводится ежегодно, не ранее, чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Также могут созываться и внеочередные собрания акционеров.

Общее руководство деятельностью Общества осуществляет Совет директоров, избираемый годовым Общим собранием акционеров.

Руководство текущей деятельностью осуществляет Управляющий директор и правление – руководители ведущих подразделений и служб.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности проводит Ревизионная комиссия, избираемая собранием акционеров.

Изменения условий хозяйствования оказывают значительное влияние на изменение структуры управления. Наблюдается тенденция к укрупнению сфер ответственности заместителей директора, при этом число заместителей сокращается. Данное мероприятие позволило значительно повысить эффективность функционирования организационной структуры на предприятии  в целом. 

В   настоящее  время    ОАО   «ОМЗ»   производит   следующий   ассортимент продукции:

Буровые замки. С помощью буровых замков производится сборка труб в колонны, которые используются для бурения нефтяных и газовых скважин. Замки используются при глубоководном бурении с борта специального судна на глубине до 6 тысяч метров и применяются для проходки сверхглубокой скважины на Кольском полуострове до 15 тысяч метров.

Гидроцилиндры диаметром с поршня от 45 до 180 мм и ходом  от 50 до 2000 мм. Гидроцилиндры используют на автокранах, зернопогрузчиках, некоторых моделях автомобиля КамАЗ для опрокидывания кабины и подъема кузова автосамосвала «Урал». Успешно применяют в сельхозмашинах и в оборудовании металлургических цехов.

Переводники для бурильных колонн. Переводники предназначены для газодобывающих предприятий. В частности, для соединения частей бурильных колонн и присоединения инструмента при бурении скважин, для компоновок бурильных колонн импортных труб или их комбинаций с трубами зарубежного производства. Благодаря применению уникального импортного оборудования нарезка резьбы осуществляется с одной установки, что обеспечивает их идеальное качество.

Порошковые огнетушители. Предназначены для сухого тушения начальных пожаров класса А, В, С и электрооборудования напряжением до 1000 вольт. Используются на топливных складах, нефтеперегонных заводах, в химической, текстильной и деревообрабатывающей промышленности.

Баллоны облегченные металлопластиковые для сжатого газа.  Предназначены для  использования в легковых и грузовых автомобилях, автобусах в качестве топливных емкостей для сжатого природного газа. Металлопластиковые баллоны могут использоваться для транспортировки и хранения газов (любые инертные газы, ацетилен, воздух, углекислота) под высоким давлением.

Муфты для насосно-компрессорных труб – служат для соединения насосно-компрессорных труб, предназначенных для эксплуатации нефтяных и газовых скважин.

Втулки к буровым насосам – представляют сменные рабочие цилиндры для буровых насосов, изготавливаемые из высоколегированной стали  Ст.70

Нестандартное оборудование – это та продукция, которая изготавливается по чертежам заказчика и не имеет ни чего общего со стандартной продукцией, выпускаемой ОАО «ОМЗ».

Рассмотрим  ниже  технико-экономические  показатели  работы  предприятия  за  2004-2005  гг.  и  приведем  сравнительный  анализ.

Таблица 2.1: Технико-экономические показатели ОАО  «ОМЗ»  за    2004 – 2005 гг



В  результате  сравнительного  анализа  по  технико-экономическим  показателям  видно, что  выручка  от  реализации  продукции  увеличилась  в  2005  г. по  сравнению  с  2004  г. на  214380  тыс. руб.  или  на  23,58 %.

Прибыль  ОАО  «ОМЗ»  от  реализации  продукции составила  48250  тыс. руб., что  на  101,98 % больше  по  сравнению  с  2004 г. В  то  же  время  выросла  и  себестоимость  продукции. В  2005  г.  по  сравнению  с  2004 г.  она  увеличилась  на  397408  тыс. руб.  или  на  58,85 %.

Увеличение  прибыли  привело к повышению рентабельности  продаж с 2,63 %  до  4,30 %.

Наблюдается  увеличение  среднегодовой  стоимости  основных  фондов  на  9268 тыс. руб., что  на  6,53 %  больше  по  сравнению  с  2004 г. С  ростом  выручки  увеличилась  фондоотдача  основных  средств  на  16,01 %, которая  характеризует  эффективность  использования  основных  фондов, измеряемую  величиной  продаж, приходящихся  на  единицу  стоимости  средств.

Фонд  заработной  платы  в  2004  г.  составлял  156850  тыс. руб., а  в  2005  г. уже  206950  тыс. руб., что  на  50100  тыс. руб.  больше, а  в  процентном  соотношении  увеличение  составило  31,94 %.

Также  в  2005  г. увеличилась  среднесписочная  численность  на  150  человек  и  в  2005  г. составила  2600  человек, превышение  составило  6,12%.

Увеличение  фонда  заработной  платы   и  численности  повлекло  за  собой  увеличение  средней  заработной  платы. В  2005  г. она  составила  6,63  тыс. руб. на  одного  работника, что  на  1,30  тыс. руб.  больше  по  сравнению  с  2004 г. Прирост  составил  24,33 %.

Вывод: таким  образом, у  предприятия  наблюдается  повышение  почти  всех  параметров  по  сравнению  с  2004  г., что  привело  к  увеличению рентабельности на предприятии. Рентабельность   продаж, которая  показывает,  сколько  прибыли  приходится  на  единицу  реализованной  продукции, увеличилась  на  0,33 %  по  сравнению  с  2004 г. Это  связано  в  основном  с  увеличением  прибыли  предприятия  и  ее  рост  больше, чем  рост  себестоимости.

Рентабельность  основной  деятельности,  которая  показывает, сколько  прибыли  от  реализации  приходится  на  1  руб.  затрат, увеличилась  на  0,53 %  по сравнению с 2004 г.

Рентабельность  предприятия, которая  характеризует  эффективность использования  всего  имущества  предприятия, повысилась   на  4%, в  2005 г.  Она  составила  12 %, а    в  2004  г. составляла  8 %, это  говорит  о  том, что  стали  наиболее  эффективно  использоваться  основные  и  оборотные  средства.

Все  эти  показатели  свидетельствуют  об  улучшении  рентабельности  ОАО  «ОМЗ», которые  непосредственно  связаны  с  увеличением  прибыли  предприятия.
2.2 Оценка платежеспособности  предприятия

Цель данного анализа – определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства.

Детализированный анализ ликвидности и платежеспособности предприятия может проводиться с использованием абсолютных и относительных показателей.

Для расчета платежеспособности предприятия  возьмем данные по ОАО «ОМЗ» за 2004 – 2005 г.г.  на основании данных баланса  предприятия.

Таблица 2.2: Исходные данные для расчета платежеспособности ОАО «ОМЗ» за 2004 – 2005 г.г., тыс. руб.



При рассмотрении данных виден значительный недостаток денежных средств. Их недостаток для погашения предстоящих платежей в 2004г. составил 129875 тыс.руб., в 2005г. –  95886 тыс.руб. В 2005г. наблюдается повышение денежных средств, по сравнению с предыдущим годом в основном за счет значительного повышения дебиторской задолженности ( в 2005г. по сравнению с 2004 г. она увеличилась на 66026 тыс. руб.). Увеличение  закупок  товаров  приводит  к  кредиторской задолженности. При рассмотрении платежей складывается ситуация: почти все виды платежей в 2005г. по сравнению с 2004 г. увеличились на  34232 тыс.руб.

         Используя показатели платежеспособности проанализируем деятельность ОАО  «ОМЗ» за 2004-2005 г.г.

1.     Коэффициент текущей ликвидности

2004 год  начало –     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие нефтегазовой промышленности в АРЕ и Алжире в конце XX – начале XXI вв.
Реферат Совесть, благородство и достоинство вот оно, святое наше воинство по повести В. Быкова Полюби м
Реферат Москва при царе Алексее Михайловиче
Реферат John Brown Hero Or Sinner Essay Research
Реферат Лингвистические взгляды Е. Д. Поливанова и идеи его учителя И. А. Бодуэна де Куртенэ
Реферат Иски о признании в гражданском процессе
Реферат Формування споживних властивостей меблів та митне оформлення при перетині митного кордону
Реферат Реклама и её значение в киноиндустрии
Реферат Понятие, виды и формы сделок
Реферат Разработка и проведение рекламных мероприятий для музыкального фестиваля Качели
Реферат The English Patient Essay Research Paper The
Реферат Проблема огораживаний в Англии
Реферат Источники психологического эксперимента как общественного образования
Реферат Етико-правове виховання молодших школярів
Реферат Мифы в скульптурах Летнего сада