Реферат по предмету "Экономика"


Транспорт в Восточном Казахстане

Введение
Транспортявляется важным  элементом в развитии экономики области. Его деятельностьнеразрывно связана с  изменением объёмов выпущенной промышленной и сельскохозяйственнойпродукции, товарооборота потребительских товаров.
Надиаграмме представлена динамика индекса физического объёма произведённойпродукции и индекса объёма перевозок грузов:
/>

ВВосточном Казахстане транспортный комплекс представлен такими видами транспорта,как автомобильный, железнодорожный, городской электрический, воздушный и внутреннийводный. Основным перевозчиком, как грузов, так и пассажиров является автомобильныйтранспорт. В таблицах представлено распределение объёмов грузовых и пассажирскихперевозок предприятий и физических лиц по видам транспорта, согласно данным за9 месяцев 2000 года: тыс. тонн
удельный вес
к итогу, %
Перевезено грузов  всего,
в том числе 128143.0 100.00 Автомобильным 110275.9 86.05 Железнодорожным 17798.6 13.9 Внутренним водным 68.4 0.05 Авиационным 0.1 - тыс. пассажиров
удельный вес
к итогу, %
 
Перевезено пассажиров всего,
в том числе: 303338.1 100.00
  Автомобильным 292109.9 96.3
  Электрическим 9818.0 3.24
  Железнодорожным 1362.3 0.45
  Авиационным 43.2 0.01
  Внутренним водным 4.7 -
  /> /> /> /> /> />
Объёмыперевозок грузов всеми перевозчиками  по видам транспорта в динамике выглядятследующим образом:
/>

Каквидно из графика, автоперевозки, авиаперевозки и железнодорожные перевозкигрузов стабильны по своим ежегодным объёмам. Речной грузовой транспорт общегопользования области, с банкротством Восточно-Казахстанского речногопароходства, официально в прошлом году был представлен лишь паромнымипереправами.
 Втекущем году грузоперевозки на всех видах транспорта увеличились. По данным за9 месяцев 2000 года объёмы перевозок грузов автотранспортом возросли посравнению с аналогичным периодом 1999 года на 25.7%, железнодорожным – на20.4%, авиационным – в 4 раза, внутренним водным — в 17.5 раз.
Объёмпассажирских перевозок до начала текущего года в целом ежегодно уменьшался.Сокращался пассажиропоток на железнодорожном и городском электрическомтранспорте, не работал в 1999 году пассажирский речной флот. Вместе с темувеличивается ежегодный объём перевозок пассажиров автомобильным транспортом,приостановилось в 1999 году сокращение авиаперевозок. В таблице представленыобъёмы перевезённых пассажиров всеми видами транспорта, принадлежащегопредприятиям и физическим лицам за период с 1996 по 1999 гг.: 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. Автомобильный, млн. пассажиров 334.3 310.3 316.2 320.3 Городской электрический, млн. пассажиров 24.7 20.4 16.9 11.1 Железнодорожный, млн. пассажиров 1.7 1.8 1.5 1.2 Воздушный, тыс. пассажиров 83.0 58.0 39.3 43.0 Внутренний водный, тыс. пассажиров 143.8 32.0 15.4 -
В текущем году наметился рост пассажироперевозок на всех видах транспорта кромежелезнодорожного. Внутренний водный пассажирский транспорт после процедурыбанкротства ВК речного пароходства передан в управление вновь созданному ТОО«Иртыштранс». За 9 месяцев текущего года относительно января-сентября 1999 г.автобусами и легковыми автомобилями перевезено пассажиров на 20% больше, трамваями– на 27.8%, самолётами – на 38%, поездами — меньше на 3.6%; объём перевозокречным транспортом составил 4.7 тыс. пассажиров.
Автомобильныйтранспорт области по своей принадлежности подразделяется на три категории: автомобилитранспортных предприятий общего пользования, нетранспортных предприятий иорганизаций и автомобили индивидуальных владельцев. В виду износа и малойстепени обновления автомобильный парк области ежегодно сокращается. В 1999 годуотмечен его рост, но только за счёт увеличения числа легковых автомобилейчастных владельцев. На диаграмме представлен в динамике автомобильный паркобласти:
/>

Попринадлежности автотранспортные средства подразделяются следующим образом(данные по состоянию на 1.01.2000 г.):вид автотранспортных средств всего, ед. принадлежащие предприятиям в  том числе: принадлежащие индивидуальным владельцам нетранспортным автотранспортным Всего 128436 18759 15952 2807 109667 Грузовые автомобили 19768 9422 7954 1468 10346 Пассажирские автобусы 3614 2487 1385 1102 1127 Легковые автомобили 101015 2905 2668 237 98110 Специальные легковые и грузовые автомобили 4039 3945 3945 - 94
Изтаблицы следует, что основными владельцами автотранспортных средств в областиявляются физические лица. На их долю приходится основная часть перевозимыхавтотранспортом грузов и пассажиров. Так, по данным за 9 месяцев текущего годаобъём перевезённых физическими лицами грузов составил 68% всех автотранспортныхгрузоперевозок, пассажиров частными автобусами легковыми автомобилями — 82%всех автомобильных пассажироперевозок. По сравнению с  девятью месяцами 1999года объёмы перевозок собственников автотранспортных средств  изменилисьследующим образом: грузы, в % к аналогичному периоду прошлого года пассажиры, в % к аналогичному периоду прошлого года Транспортные предприятия 182.3 90.0 Нетранспортные предприятия 124.0 - Физические лица 125.4 129.4
Приведённыеданные свидетельствуют о росте объёмов перевозок грузов всех перевозчиковобласти, а также перераспределении автомобильных пассажироперевозок  в пользутранспортной деятельности физических лиц.
Эксплуатационнаядлина железных дорог в области составляет 1466.8 км., плотность железнодорожныхпутей – 5.2 км. на 1000 м2 территории, что соответствует среднереспубликанскомупоказателю.
 Железная дорога является основным магистральным перевозчиком грузов. Средняядальность перевозки одной тонны груза превышает аналогичный показательавтомобильного транспорта в 10 раз.
Посравнению с 1998 годом в 1999 году железнодорожным транспортом отправленаналогичный объём грузов, пассажиров – на 20% меньше. Уменьшениепассажироперевозок вызвано отменой ряда пассажирских поездов формирования странСНГ и  переключением  части пассажиропотока на автотранспорт. Немалую рольсыграла разница в тарифах на пассажирские перевозки казахстанских и российскихжелезнодорожников, приведшая к тому, что пассажирам стало выгоднее приобретатьбилеты для проезда по территории Российской Федерации в её приграничныхгородах.
 Чтокасается грузоперевозок, то их объём отражает ситуацию, сложившуюся вэкономике, а именно рост объёмов промышленной продукции и товарооборота.
Основныеэксплуатационные показатели работы железнодорожного транспорта в 1998-1999 гг.представлены в таблице: 1998 г. 1999 г. 1999 г. в % к 1998 г. 1 2 3 4 Среднесуточная погрузка  вагонов 359 357 99.4 Среднесуточная выгрузка  вагонов 373 334 89.5 Оборот вагона, сутки 2.5 2.6 104.5 1 2 3 4 Простой вагона под одной грузовой операцией, час 24.9 23.5 94.4 Средний вес (брутто) грузового поезда, тонн 2447.5 2548.5 104.1 Поездо-километры, млн. 3.8 3.2 84.2 Поездо-часы на участке, тыс. 106.3 84.5 82.4 Участковая скорость, км\ч 35.5 38.2 107.6 Производительность вагона, ткм 5867 5158 88.0 Статическая нагрузка, тонн 63.3 64.8 102.4
Данныеработы железной дороги свидетельствуют о сокращении дальности перевозок и увеличении эксплуатационной нагрузки на  подвижной состав.
Посравнению с 1998 годом сократилось количество отправленных и проследовавшихпоездов: грузовых отправлено на 4.2% меньше, проследовало – на 15%;пассажирских соответственно на 15.7% и 31.7%.
/>Снизилась точность отправки по расписаниюгрузовых и пассажирских поездов:
За9 месяцев текущего года объём грузовых перевозок железнодорожным транспортомсоставил 17.8 млн. тонн, пассажиров – 1.4 млн. человек, что к аналогичномупериоду 1999 года составляет соответственно 120.4 и 96.4%.
Водныесудоходные пути области составляют 1081 км или четвёртую часть всех внутреннихсудоходных путей республики, в том числе 377 км – искусственные пути (каналы) и704 км – судоходные реки. Водные трассы с гарантированными глубинаминасчитывают 71% путей. Общая длина  механизированных грузовых игрузопассажирских причалов составляет 290 погонных метров.
Грузовойпарк речного транспорта состоит из 37 действующих судов общей грузоподъёмностью37.2 тыс. тонн, в том числе 33 сухогруза и 4 наливных судна. Около 84% всехсудов имеют грузоподъёмность 1000¸1500 тонн. Возрастная характеристика речного транспорта следующая:3 судна – 1970-1977 гг. постройки, 34 судна – 1980 и более поздних годов. За1999 год количество судов, находящихся в эксплуатации сократилось на треть.Водными путями перевозятся в большинстве своём сухие грузы, основную частькоторых (97%) составляют минерально-строительные грузы. Пассажирскийдействующий парк судов транспорта общего пользования функционирует в видепаромных переправ.
Отсутствиеинвестиций во внутренний водный транспорт исключает его развитие и делает егоубыточным. За 1999 год по сравнению с 1998 годом перевозки грузов водным путёмсократились в 5 раз, расходы от перевозок  превысили доходы в 1.3 раза. За 9месяцев текущего года объём перевезённых грузов речным транспортом возрос в17.5 раз по сравнению с январём-сентябрём 1999 года. Эти данные свидетельствуюто начале восстановления судоходного движения в области, но по своим объёмам онидалеко отстают от показателей прошлых лет. 
Авиационныйтранспорт области представлен двумя авиакомпаниями: ОАО «Авиакомпания «ИртышАвиа»» и ОАО «Семейавиа». В 1999 году ими перевезено   43 тыс. пассажиров и 54тонны грузов. Доля усть-каменогорских авиаторов в общем объёме перевезённыхпассажиров и грузов составила соответственно 58 и 64%, семипалатинских – 42 и36%.
Междугородниерегулярные авиаперевозки составляют 94% объёма перевозок пассажиров, междугородниеспециальные – 6%. Воздушное сообщение с городами республики насчитывает 99.3%всех пассажироперевозок, городами дальнего зарубежья – 0.5%, республик СНГ –0.2%. Регулярность полётов составляет 88.9%.
 С1999 года на воздушных линиях отмечается  рост объёма перевозок пассажиров, сначала текущего года начал увеличиваться и объём перевозок грузов. Увеличению перевозок способствовало введение новых рейсов, рост в 2.5 раза объёмов перевозимой почты и заключение договоров на перевозку других грузов. Вянваре-сентябре текущего года авиаторами области перевезено 43.2 тыс.пассажиров и 148.7 тонн грузов, что составляет соответственно 138% и в 4 разабольше объёма перевозок аналогичного периода прошлого года.
Несмотряна увеличение перевозок, коэффициент использования пассажировместимостисамолётов составляет 63.4%, использование предельного грузооборота  насчитывает66.3%. То есть авиационная техника используется не на полную мощность.
 Трамвайноесообщение – неотъемлемая часть транспортной системы областного центра.Городской электрический транспорт составляет 3.2% всего объёма пассажироперевозокобласти. Протяжённость эксплуатационного пути  насчитывает 30 км… Парктрамваев остаётся неизменным с 1997 года: в 1995-1996 гг. он составлял 55вагонов, с 1997 г. – 53. До 2000 года объём пассажироперевозок городскогоэлектрического транспорта ежегодно снижался. Привязанность маршрутов кпроложенным линиям являлось основной причиной перераспределенияпассажиропотоков в пользу автотранспорта. В последнее время стабильностьстоимости проезда на трамваях с одновременным повышением цен на билеты на городскомавтотранспорте привело к тому, что на городском электрическом транспорте началотмечаться рост объёмов перевозок пассажиров. На сегодняшний день трамвайноесообщение – самый доступный вид общественного транспорта. За 9 месяцев текущегогода им перевезено 9.8 млн. пассажиров, что на 27.8% больше, чем заянварь-сентябрь 1999 года.
Заключение
С1990 года в период реформирования экономики грузо и пассажироперевозки ежегодносокращались. По своим объёмам перевозок грузов и пассажиров  в 1999 годутранспорт области соответствовал уровню 1993 года.
 Данныеработы транспорта за 9 месяцев текущего года свидетельствуют о стабильнойработе транспортной системы области, наметился рост её основных показателей.Стабилизация экономической ситуации, развитие частного предпринимательства вотрасли позволяет наращивать объёмы перевозок. Для совершенствованиятранспортной системы перед транспортными предприятиями области стоит задача обеспеченияконкурентоспособности транспортных коридоров, привлечение инвестиций, совершенствованиесети путей сообщения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ed.vseved.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.