Оглавление.
Вступление… 2
Товар и его свойства… 2
Потребительная стоимость истоимость… 4
Меновая стоимость… 8
Двойственный характер труда товаропроизводителя: конкретный иабстрактный труд… 10
Конкретныйтруд.… 11
Абстрактныйтруд.… 12
Величина стоимости товара,механизм её формирования. 13
Заключение… 18
Литература… 20
Приложение… 21
Вступление.
С древнейших времен люди охотились, рыбачили,занимались земледелием и сбором ягод и грибов, производством каких – топриспособлений, облегчающих их труд и жизнь. Но некоторые умели делать что — толучше, а что — то хуже. В связи с этим приходилось менять свои товары на то,что им необходимо в данный момент. И вот тут наши предки сталкивались спонятием стоимость и величина стоимости. Они долго определяли, сколько топоровотдать взамен четырем курицам. С тех самых пор стоимость относится к числуфундаментальных, сквозных проблем экономической науки. На основе теориистоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов,выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов,функционирует процесс рыночного обмена. Таким образом, теория стоимости – этофундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономическогоорганизма.
Итак, в своей курсовой работе ярешил рассмотреть проблему стоимости и все, что связанно с ней, а именно: товари его свойства, двойственный характер труда и, конечно же, законы и механизмыформирования величины стоимости.Товари его свойства.
Если обратить внимание на окружающийнас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетруднодогадаться, что все они являются результатом того или иного вида трудовой деятельности,то есть продуктами труда, товарами.
Существует несколько определений слова товар. Товар– сложная социально-экономическая категория; внешний предмет, вещь, которая,благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар — благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека ипредназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар — этопродукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность черезобмен, рынок. Товар — это специфическое экономическое благо,произведенное для обмена. Вот ещё одно определение товара, которое дал КарлМаркс в своей работе “Капитал”: “Богатство обществ, в которыхгосподствует капиталистический способ производства, является огромнымскоплением товаров, а отдельный товар — его элементарной формой. Товар естьвнешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческиепотребности, в силу ее свойств”. Как видно из вышесказанного существует многоопределений и понятий слова товар, но все их можно свести к одному. Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства(личностного и вещественных факторов производства), который получаетматериальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту илииную потребность.
Итак, К. Маркс рассматривает товар каквнешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека,обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В“Капитале” Маркс выделяет свойства товара.
В основе первого свойства товара лежитего полезность или ценность. Без этого свойства всякое передвижение вещи отодних лиц к другим оказывается бессмысленным.Покупатель, приобретая нарынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на егопроизводство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, аотсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценностьимеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различныематериальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на ихпроизводство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти благаимеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концертэстрадной певицы определяется отнюдь не затратами «какого-то»общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (илиожидает получить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разнуюоценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: отимеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Помере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величинаконкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно,потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А.Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует толькосвою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если напродукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара).Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель(продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлымтрудом), потребитель (покупатель) — степенью полезности. Два начала ценностиблага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга.Итак, способность товара удовлетворять туили иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет егопотребительную стоимость.
Вторая ценность товара заключается в егообмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одноготовара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благомвообще принято считать способность предметов удовлетворять потребностичеловека. Сторонники неоклассического направления в экономической теорииразграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относятто, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вневсякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар — этоэкономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определенииотсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовойтеории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенныхколичествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу — труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительныхстоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход,ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что нетрудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях естьменовая стоимость. Но меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.
Потребительная стоимость и стоимость.
У товарного продукта два начала:естественное (из веществ природы) и общественное (в связи с предназначенностьютовара для обмена). В связи с этим товар обладает двумя свойствами:
I. Потребительная стоимость(полезность);
II. Стоимость (общественно-необходимыйтруд, воплощенный в товаре).
Потребительная стоимость — совокупность свойствтовара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующимиуслугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общественные, личные и иные потребности людей.Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость —это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар. Характер потребностейможет быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть испособ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребностьнепосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие —косвенно, опосредованно как средство производства (станок, сырье).
Одно из свойств продукта трудазаключается в том, что один и тот же продукт труда может удовлетворятьмногообразные потребности, равно как и одна и та же потребность может бытьудовлетворена различными потребительными стоимостями. Например, огнь можетслужить для получения тепла, света, приготовления пищи, но так же пища можетбыть приготовлена с использованием электричества. Исходя из этого, вытекаетособенность материальной потребительской стоимости: удовлетворение однойпотребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, потомучто процесс потребления или уничтожает, или преобразует данную конкретнуюпотребительную стоимость в нечто иное. Ещё две особенности потребительскойстоимости заключается в том, что она (потребительная стоимость), во – первых, относится ковсем продуктам (сырьё и т.д.), и, во – вторых, составляет вещественноесодержание богатства.
Подытожив вышесказанное,получим, что потребительная стоимость должна:
1. быть создана трудом;
2. удовлетворять потребности не еесоздателя, а других людей;
3. обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностьюобмениваться на другие товары.
Продукт труда получаетобщественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли всвоей натурально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда егопризнание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт трудаприобретает форму товара. Общественная форма потребительной стоимости означает,что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, чтообщественная потребительная стоимость представляет собой общественнуюзначимость блага или ценность его для общества. Благо может обладатьестественным свойством — удовлетворить ту или иную потребность, но обществоможет не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества,тогда как по натурально-вещественной форме благо обладает естественнойпотребительной стоимостью. К примеру: имеется ручка, пригодная для письма.Следовательно, она обладает естественным свойством удовлетворять потребность вписьме, т.е. является потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не желаетпокупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значимостью дляобщества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась вобщественную потребительную стоимость. Таким образом, и вещь, и затраты на еепроизводство оказались ненужными обществу.
Таким образом,общественная потребительная стоимость — это также потребительная стоимость,которая:
1. обладает полезностью, то есть создана не для собственного потребления, адля обмена на рынке;
2. создана в количествах и структуре соответствующей общественнойпотребности или, во всяком случае, не превышающей ее;
Так же следует добавить,что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью нетолько отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных дляпродажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.
Как товар обладаетпотребительной стоимостью, так и продукт имеет потребительские свойства. Этидва понятия неразрывно связаны между собой, так как потребительские свойстваявляются носителями потребительской стоимости. Есть ещё одна особенность,которую следует упомянуть: с течением времени и под воздействием разнообразныхобстоятельств потребительские свойства не меняются, а потребительная стоимостьможет измениться. Итак, потребительские свойства подразделяют на несколькокатегорий.
· Социальные;
· Функциональные;
· Эргономические;
· Надежности;
· Эстетические;
· Безопасности.
Так функциональные свойства характеризуют полезность товара, то есть способностьизделия выполнять свои функции. Социальные свойства характеризуют пригодность,значимость продукта для общества. Эргономические свойства характеризуютгигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия в системе “человек –изделие — среда”. Свойства надежности показывают способность изделия отвечатьнормам надёжности и безопасности, принятым в обществе. Как видно из определениясвойства надёжности и безопасности перекликаются между собой. Эстетическиесвойства – способность продукта отвечать нормам приличия, в какой – то мерекачества, используемым в данной сфере.
Стоимость — это форма и количественная мераэкономических отношений между людьми по поводу производства различных вещей дляобмена и присвоения их через эквивалентно возмездный обмен; отношение междулюдьми по поводу вещей (производственное отношение); форма функционированияобщественного характера производства в условиях общественного разделения трудаи экономическое обособление производственно-хозяйственных ячеек отношениямисобственности. Так же стоимость является основой, вокруг которой колеблютсяцены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Такжеможно считать, что стоимость — этоовеществленный в товаре труд, то есть стоимость как бы не существующая, илисуществующая всего лишь в потенции. Получается, что можно затратить,овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть нестанет товаром, а, следовательно, и овеществленный труд в этом продуктеникогда не станет общественной стоимостью.
Стоимость бывает индивидуальная иобщественная. Индивидуальная – это стоимость товара каждого отдельно взятогопроизводителя. Возьмём несколькотоваропроизводителей, которые выпускают одни и те же товары, например, диски.Совершенно очевидно, что, каждый, допустим, из пяти рабочих, занимаясьпроизводством дисков, будет затрачивать на их изготовление различное количествочасов рабочего времени. Следовательно, в дисках будут содержаться различныезатраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты трудакаждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют его индивидуальнуюстоимость. Однако каждый рабочий выходит со своим диском на рынок, на котором при одинаковом качестве дисковбудет установлена единая цена, по которойони будут продаваться.
Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественнаястоимость – это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественнаястоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участникаобмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Существуетособенность, заключающаяся в том, что при наличии большого числа участниковобмена цена, при которой может состоятся обмен, оказывается заключённой в болееузкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами, в связи сэтим субъективные ценности сводятся к единой общественной.
Процесс образования рыночнойстоимости товара показан на условном примере в таблице 1, в которойпредставлены три группы товаропроизводителей, для которых характерны различныеусловия производства, а следовательно, и затраты на изготовление единицыпродукции. Показан процесс формирования общественной рыночной стоимости товара,в соответствии с которой реализуют свою продукцию товаропроизводители всехгрупп, сопоставляя ее со своими индивидуальными стоимостями.
Таблица 1. Образованиеобщественной стоимости товара.Группа товаропроизводителей Количество единиц изготовленных товаров, шт. Индивидуальная стоимость, руб.
Рыночная (общественная) стоимость.
руб.
Отклонение рыночной (общественной) стоимости всей массы товаров от их индивидуальной
стоимости единицы товара всей массы товаров единицы товара всей массы товаров I 100 30 3000 40 4000 + 1000 II 800 40 32 000 40 32000 Совпадает III 100 50 5000 40 4000 — 1000 Сумма 1000 40000 40000
Итак, основой обмена одного товара на другой являетсястоимость – то общее, что свойственно всем товарам. Труд, воплощенный илиовеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойствотовара.
Меноваястоимость.
Неразрывно с терминами стоимость и потребительнаястоимость связано понятие меновой стоимости. Меновая стоимость является формойвыражения стоимости, но также меновая стоимость — это количество или пропорция,в которой одна потребительская стоимость приравнивается к другой на рынке.
Один товар имеет множество меновых стоимостей или формстоимости.
v Простая, единичная, или случайная, форма стоимости.
Ø Два полюса выражения стоимости: относительная форма стоимости иэквивалентная форма.
Относительная форма стоимости и эквивалентная форма –это соотносительные, взаимно друг друга обуславливающие, нераздельные моменты,но в то же время друг друга исключающие или противоположные крайности, т.е.полюсы одного и того выражения стоимости, они всегда распределяются междуразличными товарами, которые выражением стоимости ставятся в отношении друг кдругу.
Ø Относительная форма стоимости
— Содержание относительной формы стоимости
Человеческая рабочая сила в текучем состоянии, иличеловеческий труд, образует стоимость, но сам труд не есть стоимость.Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предметной форме.
— Количественная определенность относительной формыстоимости
Относительная стоимость товара может изменяться,несмотря на то, что стоимость его остается постоянной. Его относительнаястоимость может оставаться постоянной, несмотря на то, что стоимостьизменяется, и, наконец, одновременные изменения величины стоимости иотносительного выражения этой величины стоимости не всегда целиком совпадают.
Ø Эквивалентная форма
1-я особенность: потребительнаястоимость становится формой проявления своей противоположности, стоимости.
2-я: конкретный труд становится здесь формойпроявления своей противоположности, абстрактно человеческого труда.
3-я: частный труд становится формой своейпротивоположности, то есть трудом в непосредственно общественной форме.
Ø Простая форма стоимости в целом
Простая форма стоимости товара заключается в егостоимостном отношении к неоднородному с ним товару (или в его меновом отношениик этому последнему).
v Простая, или развернутая, форма стоимости.
Ø Развернутая относительная форма стоимости
Не обмен регулирует величину стоимости товара, авеличина стоимости товара регулирует его меновые отношения.
Ø Особенная эквивалентная форма
Определенная натуральная форма каждого из товаров естьособенная эквивалентная форма наряду со многими другими.
Ø Недостатки полной, или развернутой, формы стоимости
Относительное выражение стоимости товара являетсяздесь незавершенным, т.к. ряд выражений его стоимости никогда не заканчивается.Такая цепь образует пеструю мозаику разрозненных и разнородных выраженийстоимости.
v Всеобщая форма стоимости
Ø Измененный характер формы стоимости.
Товары выражают свои стоимости:
Во-первых, просто, т.к. они выражают их в одном и томже товаре;
Во-вторых, единообразно, т.к. они выражают их в одноми том же товаре.
Ø Отношения между развитием относительной формы стоимости и эквивалентнойформы
В той самой степени, в какой развивается формастоимости вообще, развивается и противоположности между двумя ее полюсами –относительной формой стоимости и эквивалентной формой.
Ø Переход от всеобщей формы стоимости к денежной форме
Товар находится во всеобщей эквивалентной форме лишьтогда и поскольку, когда он как эквивалент, выталкивается всеми другимитоварами из их среды.
v Денежная форма
Золото лишь потому, противостоит другим товарам какденьги, что оно раньше уже противостояло им как товар.
Двойственныйхарактер труда товаропроизводителя: конкретный и абстрактный труд.
Двуединая сущность товара какстоимости и потребительной стоимости является результатом двойственногохарактера труда, создающего товар, открытого К. Марксом. На основе этогооткрытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственногохарактера труда, создающего товар, заключается в следующем:
с одной стороны, это конкретныйтруд, создающий потребительную стоимость и определяемый конкретной целью,специфическим характером операций, предметами, орудиями и результатами труда;
с другой — этоабстрактный труд, создающий стоимость и представляющий собой затраты человеческойэнергии и вообще, расходование энергии, мускулов, нервов. Это материальноеявление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическомсмысле.
По известному выражению У. Петти, труд —это отец богатства. Его единственным субъектом может быть только человек, хотядругие живые существа подчас способны и к более сложным физическим манипуляциями более тонкой организации своей жизнедеятельности, например, существованиепчелиного роя. Ведь труд — не инстинктивная, а целесообразная деятельность,притом такая, которая основана на применении изготовленных самим человеком (ане просто найденных им в природе) средств производства. Подчеркиваячеловеческую природу трудовой деятельности, ученые констатируют, что трудсоздал человека. Он не только его создал, но и воспроизводит, ибо ссовершенствованием трудового прогресса развиваются способности индивида.
В потребительной стоимости каждоготовара содержится определенная целесообразная производительная деятельность илиполезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу кактовары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.
Товарные тела, представляют собойсоединения двух элементов: вещества природы и труда.
Всякий труд есть: расходованиечеловеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качествеодинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров.Всякий труд есть с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы вособой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезноготруда он создает потребительные стоимости.Конкретный труд.
Поскольку труд — этосознательная и целесообразная деятельность человека, направленная на созданиеопределенного блага, то он всегда выступает в определенной полезной форме какконкретный труд. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегданаправлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей (например,стула, костюма, книги). Для того чтобы произвести любое благо, необходимыконкретные условия: конкретная профессиональная подготовка (например, столяра),вполне конкретный предмет труда (дерево), вполне конкретные средства труда(пила, молоток, долото, рубанок). Поэтому любая трудовая деятельность всегдаесть не что иное, как конкретный труд. Вне конкретной формы трудовойдеятельности нет труда как такового.
Абстрактный труд.
Известно, что весь товарный мир— это мир продуктов труда. Но в то же время весь мир товаров, илипотребительных стоимостей — это мир существования многообразных разнородныхвидов конкретного труда. Однако попытаемся отвлечься, абстрагироваться отконкретных форм труда, в которых он протекает. В таком случае мы увидим, что истол, и костюм, и туфли — это овеществленный труд вообще. Труд, обезличенныйили взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называетсяабстрактным трудом. Иными словами, абстрактный труд — это труд, отвлеченный отего конкретной формы. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительныхстоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи сэтим можно заключать, что стоимость товара представляет собой овеществленный втоваре труд и выражает его затраты на производство того или иного товара. Такжеабстрактный труд – это труд, создающий стоимость и представляющийсобой затраты человеческой энергии и вообще, расходование энергии, мускулов,нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочейсилы в физиологическом смысле.
Таким образом, труд имеетдвойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда,направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он выступаетв форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. Приэтом труд, создавая стоимость товаров, т.е. являясь ее субстанцией, самстоимостью не обладает, ибо не может существовать вне овеществленной формы.
Предположим, портной шьеткостюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформируетткань в костюм, точно так же, как в свое время ткач своим конкретным трудомпревратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессовизготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в самомшироком физиологическом смысле этого слова, что собственно и делает этиразнородные товары (ткань и костюм) похожими друг на друга: и ткань, и костюмолицетворяют собой сгустки овеществленного труда ткача и портного. В процессетруда последний овеществляется в своем продукте — товаре.
Несмотря на то, чтоконкретный и абстрактный труд имеют различные результаты (соответственнопотребительную стоимость и стоимость), тем не менее как две противоположностина уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потребительнаястоимость выступают как стоимостнобразующая основа, находящая свое проявление вкачественных характеристиках абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менеесложный, простой труд) и соответственно в больших или меньших величинахсоздаваемой стоимости.
Также нужно заметить и то, что один и тот же конкретный труд (например, портного)может иметь различный уровень квалификации, а следовательно, одни и те жепотребительные стоимости могут иметь различные качественные характеристики. Всвою очередь, проявление уровня квалификации конкретного труда находит своевыражение в категории сложного труда, который характеризует уровень развитияабстрактного труда. Конкретный труд, не имеющий квалификации, находитадекватное проявление в простом абстрактном труде. Следовательно, конкретныевиды труда отличаются друг от друга уровнем их квалификации, что находит своепроявление в уровнях сложности абстрактного труда. Отсюда можно сделать вывод,что более качественные характеристики одной и той же потребительной стоимостиявляются результатом более квалифицированного труда.
Величина стоимости товара, механизм её формирования.
Таким образом, стоимость рабочей силы и стоимость,создаваемая в процесс ее потребления, суть две различные величины. Процессувеличения стоимости есть не что иное, как процесс образования стоимости,продолженный далее известного пункта, а именно, если процесс образованиястоимости продолжается лишь до того, когда уплаченная капиталом стоимостьрабочей силы будет возмещена новым эквивалентом, то это будет простой процессобразования стоимости. Если же процесс образования стоимости продолжается далееэтого пункта, то он становится процессом увеличения стоимости.
Величина стоимости товара определяется не только затратамиживого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимымизатратами труда (существует разная квалификация производителей) — средниеусловия производства, организация производства, средняя квалификациясотрудников, техническая оснащенность.
Чтобы более полно изложить смысл вышесказанногоабзаца, я считаю, что следует более подробно остановиться на понятииобщественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Итак, ОНЗТ – это затраты труда, которые будут признаныпокупателями как необходимые для общества, то есть признанные обществомпосредством акта купли-продажи. Одни товаропроизводители производят товары вхудших условиях и соответственно с большими затратами, другие — при среднихусловиях, третьи — при наилучших условиях и соответственно с наименьшимизатратами труда. ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам труда техпроизводителей, которые поставляют наибольшую часть общей массы данноготовара. Например, если из 100 костюмов, сшитых десятью портными, 70 или 80сшиты при средних условиях, то ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальнымзатратам товаропроизводителей, работающих в этих условиях.
Величина стоимости зависит от производительности иинтенсивности труда.
Производительность труда – это количествопроизведенной продукции в единицу времен; эффективность,результативность труда
Интенсивность труда — затраты труда в единицу рабочего времени.
Как известно, сточки зрения получаемых результатов конкретного труда эти две категории совпадаютмежду собой. Предположим, что на одном предприятии за рабочую смену (7 ч) в2 раза увеличилась производительность труда, а на другом за смену той жепродолжительности в 2 раза увеличилась интенсивность труда. Если до ростапроизводительности и интенсивности труда на каждом из этих предприятий выпускалосьпо 10 изделий, то, несмотря на то, что на одном из них произошло увеличениепроизводительности труда, а на другом — интенсивности труда, оба они будутвыпускать за смену по 20 изделий.
Однако с точки зренияабстрактного труда рост интенсивности и производительности труда по-разномувлияет на стоимость выпускаемых продуктов. При росте производительности трудаувеличение количества выпускаемых изделий достигается изменением условийпроизводства (новая техника), тогда как общие затраты труда остаютсяпрактически неизменными, а затраты на единицу продукции уменьшаются в 2 раза.При росте интенсивности труда увеличение выпуска продукции достигается не засчет совершенствования техники, а за счет более напряженного труда, врезультате общее количество затраченного труда увеличивается, тогда как затратыего на единицу продукции остаются неизменными. Следовательно, ростпроизводительности труда ведет к снижению стоимости выпускаемого блага,тогда как рост интенсивности труда не оказывает влияния на указаннуюстоимость.
При росте производительноститруда общие затраты труда остались такими же, как и в исходной позиции, однакоони распределены не на 5 изделий, а на 10. Поэтому затраты труда на единицуизделия сократились в 2 раза и стали равными 0,7 ч вместо 1,4ч. Следовательно,и стоимость товара уменьшилась в 2 раза. При росте интенсивности труда общиезатраты его стали равными фактически 14, а не 7 ч, ибо если бы работникитрудились с той же интенсивностью, которая была в исходной позиции, то длявыпуска 10 изделий пришлось бы работать не 7, а 14ч. Однако эти затраты трудаони “спрессовали” и вместили в рамки 7-часового рабочего дня. Поэтомуинтенсивность труда представляет собой скрытую форму удлинения рабочего дня.
В отношении взаимосвязи производительноститруда и стоимости необходимо сделать одно уточнение. Стоимость единицыпродукции при росте производительности труда снижается не пропорциональноувеличению объема произведенной продукции. Дело в том, что изменениетехнического базиса, использование новых технологий, более современных машин,оборудования, новых материалов объективно невозможно без повышения квалификации,получения новых знаний и опыта работниками. Поэтому совершенствование рабочейсилы объективно повышает квалификацию работника, качество труда, что означаетв свою очередь повышение уровня сложности абстрактного труда. Это значит, чтоболее сложный труд в одну и ту же единицу времени создает большую совокупнуюстоимость. Последняя хотя и распределяется на большее количество продукции, ноуже в возросших масштабах по сравнению с исходной позицией на рассмотренномнами рисунке. Следовательно, темпы снижения стоимости и соответственно ценотстают от темпов роста производительности труда.
С другой стороны, на величинустоимости оказывает влияние и сложность труда. По мнению К. Маркса, сложныйтруд – это умноженный или возведенный в степень простой труд. Таким образом,меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большееколичество товаров простого труда. Следовательно, можно сказать, что за единицувремени более сложный труд создает большую стоимость по сравнению с менеесложным или простым трудом. Поэтому более высокая квалификация позволяетсоздавать более качественные потребительные стоимости, которые по стоимостибудут выражаться большими величинами, чем те же потребительные стоимости, носозданные менее квалифицированным трудом.
Данная взаимосвязь междуквалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживаетсяприменительно не только к однородным видам труда, но и к любым видам деятельности.Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Совершенно очевидно, чтоэти два обособившихся, дифференцированных вида конкретного труда направлены насоздание разнородных потребительных стоимостей или благ. Каждая из этих двухспециальностей имеет свои уровни квалификации, но в то же время одна из них(ювелирное дело) по сравнению с другой (плотницкое дело), несомненно, обладаетвысшим уровнем подготовки, или более высоким общим квалификационным уровнем.Следовательно, с точки зрения создания стоимости один час сложного трудаювелира может создать такую же стоимость, как и восьмичасовой менее сложныйтруд плотника.
Также важным аспектом в формировании величиныстоимости является и то, что стоимость нужно рассматривать и социальном смысле.Для более ясного понимания этого термина рассмотрим следующие ситуации.
Допустим, потребностьв костюмах составляет 100 шт., тогда как портные поставили на рынок только 50шт. Продавая костюмы по цене, превышающей их стоимость в 2 раза, портныеполучают за каждый проданный костюм не 500, а 1000 руб. Общая их выручка,следовательно, составит 50 000 руб. (50 шт. *1000 руб.). Фактически ониполучили сумму денег, как если бы произвели 100 костюмов, которые продали поцене, соответствующей стоимости затраченного на один костюм труда, равной 500руб.
Представим себе противоположнуюситуацию на рынке сапог. Обществу необходимо 50 пар сапог, тогда как сапожникисшили их 100 пар. Допустим, что стоимость одной пары сапог, согласно оценкетрудовых затрат, также равна 500 руб. Однако в связи с тем, что сапожникипредлагают в 2 раза большее количество сапог, они будут продаваться по цене в 2раза ниже их стоимости, т.е. по 250 руб. В таком случае сапожники, продав своюпродукцию по рыночной цене, получат доход, равный 25 000 руб. (100 пар х 250руб.). В результате, несмотря на то, что в их продукции содержится стоимость,оцениваемая сточки зрения затрат труда в физиологическом смысле в 50000 руб.,они получили в 2 раза меньший доход.
Таким образом, можно сказать,что сапожники не получили возмещения половины затрат труда в физиологическимсмысле на производство своей продукции, тогда как портные присвоили на половинубольшую величину дохода по сравнению с реальными затратами их труда вфизиологическом смысле.
Это свидетельствует о том, что вобществе сложилась такая ситуация, когда в обувную промышленность былонаправлено труда в два раза больше, чем требовалось для удовлетворенияпотребностей населения, что привело к нехватке труда в швейной промышленности.Однако совокупные затраты труда на костюмы и сапоги оказались равнымисовокупным потребностям общества. Через механизм рынка произошлоперераспределение совокупных затрат труда в социальном смысле, что указывает наналичие стоимостной субстанции в том и другом виде цен.
Из этих двух примеров видно, чтовеличина стоимости товара также зависит и от общественных потребностей в нём иколичества труда, направленного на производство продукции.
Заключение.
Подводя итоги сказанному остоимости и её свойствах, заметим, чтотовар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Этоединство можно представить следующей схемой (схема 1), которая наглядно, ясно иглавное сжато отражает одну треть моей работы, рассказывающую о стоимости ипотребительской стоимости.
Но курсовая работа не была бы закончена, если бы яне перешел от теоретических основ к практическим.
Во – первых, необходимо заметить, что стоимостьпродукции (товаров) иногда измеряют в часах рабочего времени, в основном длятого чтобы сравнить экономичность производства в разных странах (таблица 1).Очевидно, что рабочее время, приходящееся на единицу продукции, неодинаково повеличине у разных производителей, выпускающие одни и те же конкретные блага.
Во – вторых, с понятием стоимость неразрывно связанопонятие дохода. Таким образом, рассмотрим денежные доходы населения нашейстраны по регионам (таблица 2). Как видно из таблицы денежные доходы населениянеуклонно росли с каждым годом вплоть до 1999 года, когда сказались последствиякризиса 1998 года, но уже в 2000 году доходы населения составили 110,9 % 1999года и равнялись 2192,9 рубля ( в среднем по всейРФ).
В – третьих, как я уже говорил выше,товары обладают потребительскими стоимостями, но я не ответил на вопрос: какиетовары более важны для людей нашей страны, а какие менее, то есть на что идутпотребительские расходы населения России. Ответ на этот вопрос легко получить,посмотрев данные таблицы 3. Проанализировавтаблицу 3, можно сделать вывод, что в нашей стране половину или чуть большеполовины своего дохода население тратило на продовольственные товары. Изоставшейся части процентов 30 шло на приобретение одежды, товаров для дома иоплату коммунальных услуг, а оставшиеся 20% — на остальные “мелочи”.
Итак, если сделать краткиевыводы из всей курсовой работы, то получиться, что:
1. Товар обладает такимисвойствами, как – то: полезность, ценность, потребительная стоимость истоимость.
2. Потребительнаястоимость выражается в конкретном труде, а стоимость – в абстрактном.
3. Конкретныйтруд – труд, направленный на создание конкретных потребительных стоимостей.Абстрактный труд – это обезличенный или взятый вне своей конкретной формы труд,овеществленный в продукте.
4. Величинастоимости зависит от живого иовеществленного труда (конкретного и абстрактного), от производительности трудаи от интенсивности труда.
Литература.
1. Экономическая теория. Учебник./Под общей ред. Видяпина В. И., Журавлевой Г. П. – М., 2000.
2. Борисов Е. Ф. Экономическаятеория. Учебник. – М.: Юрайт, 2001.
3. Иохин В. Я. Экономическая теория.Учебник. – М., 2000.
4. Маркс К. Капитал. /Пер. с нем.
5. Камаев В. Д. Экономическая теория.Учебник. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
6. Российский статистическийежегодник, 2001
Приложение.
Схема 1
/>
Таблица 1.
Стоимостьнекоторых товаров (в часах рабочего времени за единицу товара).
Вид товара
РФ
Польша
Германия
Говядина, кг.
3,4
1,7
0,3
Молоко, л.
0,7
0,2
0,03
Яйцо, дес.
1,3
0,8
0,05
Сахар, кг.
1,3
0,4
0,08
Картофель, кг.
0,5
0,1
0,04
Сорочка мужская, шт.
11,2
8,3
0,07
Ботинки мужские, пара
48
16
3
Холодильник, шт.
596
143
82
Бензин автомобильный, л.
0,5
0,3
0,06
Таблица 2.
Денежные доходынаселения по регионам РФ.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц). Руб. (до 1998 г — тыс. руб.) Реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему году 1997 1998 1999 2000 1997 1998 1999 2000
Российская Федерация 940,8 1007,8 629,6 2192,9 106,3 83.7 86,8 110,9
Центральныйфедеральный округ 312,8 489,6 453.2 3278,7
Московская область
740,7 907,2 458,0 1908,3
г. Москва
3524,2 4083.2 6859.2 9291,3
Северо-западныйфедеральный округ
908.3 1007.4 1580,3 2169,5
г Санкт-Петербург
1021.8 1178,8 1842.9 2589.3
Южныйфедеральный округ 599.4 625,5 1029,2 1328.7
Приволжскийфедеральный округ 687,2 737.5 212.8 623,9
Уральскийфедеральный округ 1130,5 1105,5 1773.5 2557.5
Сибирскийфедеральный округ 863.6 840.8 1315,1 1765,6
Дальневосточныйфедеральный округ 1098.7 1149.1 1760,9 2227.5
Таблица 3.
Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
(по материалам выборочного обследования бюджетовдомашних хозяйств, в процентах) 1930 1985 1991 1997 1998 1999 2000
Потребительские расходы — всего
100 100 100 100 100 100 100
в том числе: расходы на покупку продуктов для домашнего питания из них на покупку: 36,1 35,0 34,1 43,0 51,3 52,0 47.6
хлеба и хлебных продуктов 4,3 3,8 3,5 7,6 8,2 8.6 8.1
картофеля
0.9 0,7 1,1 0.6 0,9 1.2 0.9
овощей и бахчевых
2.8 2,6, 3,5 2,5 2,9 3,0 2,5
фруктов и ягод
2,8 3,2 3,4 2,4 2.5 2,3 2.4
мяса и мясных продуктов 9,3 9,5 10,3 12,0 14,2 13,6 13.1
рыбы и рыбных продуктов
1,7 1,5 1,6 2.4 2.9 2,7 2,5
молока и молочных продуктов
5,6 5,3 3,8 6,1 7.3 7,0 6.4
сахара и кондитерских изделий 5,1 4,8 3,8 4,9 6,0 6.6 5.9
яиц
1,8 1,6 1,2 0.8 1,1 1,4 1.2
масла растительного и других жиров
0,8 0,8 0,5 1,2 2,1 2,3 1.5
чая, кофе, безалкогольных напитков и др.
1,0 1,2 1,4 2.5 3,2 3,3 3,1
расходы на питание вне дома (общественное питание) 6,4 5,8 4,3 2,8 2.0 1,7 1.8
расходы на покупку алкогольных напитков 5,4 4,6 4,2 2,8 2,6 2,5 2.5
Расходы на покупку непродовольственных товаров в том числе на покупку; 37,8 40,2 47,7 36,5 30,2 30,8 34.3
одежды, обуви, белья, тканей
21,0 21,6 25,9 14,8 12.9 13.5 15,5
Теле- радиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений 3,0 3.7 5.0 4,1 2,8 2.6 3.2
транспортных средств
2,1 2,4 2,2 5,6 2.3 3,1 2.8
строительных материалов
0,7 0,9 1.7 0,9 1,1 0.9 1.0
топлива
0,4 0,3 0,1 1,1 1,0 1,3 1,5
товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели 5,0 5,4 5,9 4,9 4,2 3,8 4.5
предметов личной гигиены, фармацевтических и медицинских товаров и др. 1,8 1,9 2.1 3.4 3,8 3.8 3.9
табачных изделий
0,9 1,0 1,1 1.0 1,4 1.3 1.2
галантереи и других товаров
2,9 3,0 3,7 0,7 0,7 0,5 0.7
расходы на оплату услуг
14.3 14,4 9,7 14,9 13,9 13.0 13.8
в том числе на оплату;
жилищно-коммунальных услуг из них: 3,7 3,9 1,6 5,1 5,2 4.7 4.6
жилья
1,2 1,2 0,5 1.6 1.5 1.6 1.2
коммунальных услуг
2,5 2,7 1,1 3,5 3.7 3,1 3.4
услуг по ремонту (изготовлению) из них; 1,2 1,2 1,1 1,1 1,0 1,0 1.0
прочих бытовых услуг
0,6 0,7 0,7 1,0 0.8 0,7 0.8
услуг учреждений культуры
1.0 0,8 0,7 0,5 0,5 0.4 0.4
услуг в системе образования
2,3 2,4 1,5 1.0 1,0 1.5. 1.2
из них дошкольного воспитания
2,4 1,5 0,2 0.2 0.2 0.2
медицинских услуг
0,7 0,6 0.6 1.0
санаторно-оздоровительных услуг
1.4 1,4 1,0 0.7 0,5 0.3 0.6
услуг правового характера
0,1 0.1 0,1 0.1
услуг пассажирского транспорта
3,4 3,2 2,3 3,2 2,6 2.4 2.6
услуг связи
0,4 0,5 0,4 1.2 1.2 1.1 1.2
прочих услуг
0,3 0,3 0.4 0.3 0.4 0.2 0.3