Содержание
1.Экономико-организационная характеристика ОАО «ЦУМ Минск»
2. Анализ результатов торгово-хозяйственнойдеятельности торговой организации
2.1Анализ товарооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчётовоперативного учёта и выборочного обследования
2.2Анализ показателей по труду и заработной плате
2.3Анализ доходов торговой организации
2.4Анализ прибыли и рентабельности
3.Анализ финансового состояния торговой организации
4.Оценка перспектив дальнейшего развития организации
5.Прогнозирование основных показателей хозяйственной деятельности
Приложения
1. Экономико-организационнаяхарактеристика ОАО «ЦУМ Минск»
Открытое акционерноеобщество «ЦУМ Минск» — зарегистрировано Минским городским исполнительнымкомитетом 28 января 1999 года за №3238/1.
Создано путемпреобразования арендного торгового предприятия «ЦУМ Минск».
Юридический адрес:220005 г. Минск, проспект Независимости, 54. Форма собственности — частная.
Учредителямиобщества являются: государство и члены трудового коллектива, доли которыхраспределены следующим образом 58,52% и 41,48%.
Организационнаяструктура предприятия представлена в Приложении А.
Общая площадьпредприятия составляет 30307 м.кв.,
в т.ч. «ЦУМ Минск» — 26769 м.кв.;
филиалы:«Комаровский» — 1717 м.кв.;
«Товары для женщин» — 1821 м.кв.
Торговая площадьпредприятия составляет 10090 м.кв.,
в т.ч. «ЦУМ Минск» — 8324 м.кв.;
филиалы:«Комаровский» — 782 м.кв.;
«Товары для женщин» — 984 м.кв.
Складская площадьпредприятия составляет 6273 м.кв.
Виды деятельностиорганизации:
1. розничнаяторговля;
2. общественноепитание;
3. медицинскаядеятельность;
4. деятельность,связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
5. деятельностьв области промышленной безопасности;
6. перевозкапассажиров и грузов;
7. деятельностьпо обеспечению безопасности юридических и физических лиц.
В торговом залепредприятия и филиалов установлено более 7 тысяч единицторгово-технологического и нестандартного оборудования, в том числе:
— горки торговыеоколо 2000 ед.;
— прилавки торговыеболее 900 ед.;
— кронштейны дляпоказа швейных изделий более 300 ед.;
— холодильноеоборудование около 40 ед.; и другое.
Предприятие имеетлицензии на право:
— осуществления розничнойторговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественноепитание № 50000/0270052 выдана 29.04.2004г., действительна до 29.04.2009г.
— осуществлениядеятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями № 02200/0056387выдана 09.04.2004г., действительна до 09.04.2009г.
— осуществлениямедицинской деятельности № 02040/0215173 выдана 27.09.2002г., действительна до27.09.2007г.
кроме того:
— паспорт на правореализации семян и посадочного материала №30-351 выдан 07.05.2002г.,действителен до 07.05.2007г.
— специальноеразрешение № Л-5371 на реализацию радиоэлектронных средств с радиоизлучением, выдано28.02.2005г., действительно до 28.02.2006г.
— сертификат соответствияна парикмахерские услуги № BY/ 11204.02.02.0020030 от 28.09.2005г.,действителен до 31.08.2007г.
— свидетельство о товарномзнаке №4814 выдано 18.03.2004г., действительно до 04.10.2013г.
Торговый процесс восновном здании предприятия осуществляется в 6 товарных отделах, сформированныхпо потребительскому назначению, на 5-и торговых этажах в 36 секциях.
Кроме того, отдельнорасположены 2 отдела: «Комаровский» по ул. В. Хоружей 10, и «Товары для женщин»по ул. Куйбышева 75, имеющие 13 товарных секций.
Продажа товаровосуществляется за наличный и безналичный расчёты, в кредит, а также попластиковым карточкам «Еврокарт/Мастеркарт», «Маэстро», «Виза электрон«Беларусбанка», «Виза».
Удельный вессамообслуживания в общем объёме товарооборота предприятия составляет 50%.
В 10-ти секцияхфункционирует система контроля выноса товара, в т.ч.: «Мужская одежда»,«Мужские сорочки, трикотаж», «Женская одежда», «Женский трикотаж», «Салонженского платья», «Товары для детей», «Бельё «Серж», «Женское бельё»,«Спорттовары» и «Женская галантерея».
Ежедневнопредприятие посещают около 40 тысяч человек (филиалы «Комаровский», «Товары дляженщин» примерно по 4 тысячи человек), которые совершают более 30 тысячпокупок. Средняя стоимость одной покупки составляет 10,3 тысяч рублей.
За период 2004 — 2005 года с целью совершенствования торгового процесса на предприятииприобретено и установлено более 860 единиц торгово-технологическое оборудованияи инвентаря на сумму более 450 млн. рублей.
Дополнительноорганизованы: секции «Стройматериалы» по продаже товаров строительногоассортимента на 5-м этаже торгового зала, «Трикотажные изделия» в отделе №5«Комаровский», «Продовольственные товары» в отделах №5 «Комаровский» и №6«Товары для женщин»; бригады «Охота и рыболовство» «а 2-м этаже, «Кулинария»(по реализации продукции собственного производства) на 1-ом этаже и «Товары длябани» на 3-м этаже.
Торговый процесс восновном здании универмага ведется в шести товарных отделах, сформированных попотребительскому назначению и расположенных на пяти этажах(48 товарных секций).
- Напервом этаже размещены: отдел «Хозтовары» (секции «Стекло, форфор»,«Металлопосуда», «Бытовая химия», «Инструменты», «Электротовары»), секция«Женская парфюмерия» отдела «Обувно-галантерейные товары», отдел«Культтовары»(секции «Часы», «Канцтовары», «Игрушки»), отдел «Продовольственныетовары»(секции «Бакалейные товары», «Гастрономия»), дополнительные услуги, которыеоказываются силами арендаторов («Беларусбанк», «Приорбанк», фотоуслуги «Белаявежа», оформление подарков, аптечный киоск).
- Навторомэтаже продаются в основном товары для мужчин. Здесь расположены отдел«Обувно-галантерейные товары»(секции «Мужская обувь», «Мужская парфюмерия»,«Мужская галантерея», «Детская обувь», «Ювелирные изделия, сувениры»),«Швейно-трикотажный отдел»(секции «Мужская одежда», «Мужские сорочки,трикотаж», «Мужское бельё, носки»), отдел «Культтовары» (секции «Фото, радио,оргтехника», «Спорттовары»), секция «Бакалейные товары» отдела«Продовольственные товары». Силами арендаторов оказываются дополнительныеуслуги: продажа аудио-видео продукции, очковой оптики, фотоуслуги, церковныйкиоск.
- Натретьем этаже расположены бригады «Хозтовары» и «Товары для бани» отдела«Хозтовары» и «Автозапчасти» отдела «Культтовары». Дополнительные услуги:продажа билетов в театры, продажа сувенирной продукции, подключение и продажасотовых телефонов, торговля кухонными принадлежностями, химчистка, ремонтчасов, гравировка, обмен валюты.
- Начетвёртом этаже расположены товары для женщин и детей, представленныесекциями «Женская обувь», «Ювелирные изделия, сувениры», «Женская парфюмерия»,«Женская галантерея» отдела «Обувно-галантерейные товары», секциями «Женскоебельё», «Женский трикотаж», «Женская одежда», «Товары для детей», «Салонженского платья» «Швейно-трикотажного отдела».
- Напятом этаже расположен отдел «Товары для дома»- секции «Ткани», «Ковры»,«Постельные принадлежности», «Тюлегардинные изделия», «Шитьё и рукоделие»,«Зеркала, обои», «Строительные материалы». Силами арендаторов осуществляетсяпошив текстильных изделий.
Отдел «Культтовары»состоит из 5 секций и 4 складов, общая торговая площадь 975 кв.м.
Отдел «Хозтовары»состоит из 5 секций, 5 складов, общая торговая площадь 923 кв.м.
Отдел«Обувно-галантерейные товары» состоит из 3 обувных секций, 2 галантерейных, 2парфюмерных, секция «Ювелирные изделия, сувениры»и 5 складов, общая торговаяплощадь 1192 кв.м.
Отдел«Швейно-трикотажные товары» состоит из 9 секций и 6 складов, гладильного цеха имастерской по подгонке швейных изделий, общая торговая площадь 2567 кв.м.
Отдел «Товары длядома» состоит из 7 секций и 5 складов, общая торговая площадь 1702 кв.м.
Отдел«Продовольственные товары» состоит из 2 секций, кафе «Олимп» с барами на 2-м и5-м этажах и 2 складов, общая торговая площадь 783 кв.м.
ЦУМ славитсяизысканным дизайнерским стилем. И оформление фасада здания, и общеепространство торгового зала, и «убранство» каждого уголка подчинены общей идеесоздания неповторимого ЦУМовского стиля.
Созданию вунивермаге доброжелательной атмосферы во многом способствуют красивый иоригинальный интерьер, удачные дизайнерские решения по размещению товара, яркоеосвещение, цветочные композиции и цветовые решения каждого этажа.
Разработан проект,произведено изготовление и монтаж рекламной вывески «ЦУМ Минск» на фасад здания(израсходовано 93,1 млн. руб.), а так же рекламных элементов в арочные проемыпо периметру подрезки предприятия (израсходовано 62,0 млн. руб.). Произведенареставрация центральной вывески и рекламных элементов на фасаде здания отдела№5 «Комаровский», обновлены рекламные элементы на стеклах входных блоков ицентральных витрин предприятия.
Для повышенияинформированности и привлечения покупателей изготовлено 18 световых коробов иразмещена в них оперативная реклама универмага и основных производителейбелорусских товаров. На предприятии в демонстрационном зале проведено 115демонстраций и показов товаров ведущих белорусских производителей, а такжеболее 550 выставок продаж и 144 рекламных акции, в том числе 58 с вручениемпризов и подарков покупателям.
Для удобствапокупателей и повышения культуры обслуживания организована работа сезонныхбригад, реализующих:
1. садово-огородныйинвентарь
2. школьно-письменныепринадлежности
3. новогодниеигрушки и украшения.
В весенне-летнийпериод с апреля по октябрь организована работа 8 бригад мелкой розницы и«Летнего кафе», с 12.07. по 05.09. «Школьного базара» (всего реализованотоваров на сумму более 1630 млн. рублей).
Всего оказываетсяпокупателям 68 видов дополнительных услуг, в том числе 28 бесплатных и 40платных.
Бесплатныедополнительные услуги
1. Справка(бюро услуг).
2. Оказаниемедицинской помощи.
3. Оформлениетоваров по безналичному расчету.
4. Оформлениетоваров в кредит.
5. Доставкатяжелых и крупногабаритных товаров к автотранспортным средствам и их погрузка.
6. Приеми исполнение предварительных заказов на товары, временно отсутствующие впродаже.
7. Пунктприема товаров, не выдержавших гарантийные сроки.
8. Установкаэлементов питания в радиоаппаратуру, часы.
9. Комплектованиеподарочных наборов.
10. Консультацияспециалиста по расходу ткани.
11. Обслуживаниеинвалидов ВОВ и Афганистана.
12. Обслуживаниемалообеспеченных граждан.
13. Автостоянка.
14. Показприемов завязывания галстуков.
15. Демонстрациятоваров, имеющихся в продаже и перспективных моделей.
16. Испытаниесложнотехнических товаров в действии.
17. Наполнениевоздухом резиновых шаров.
18. Консультацияпри продаже сложнотехнических товаров.
19. Организациявстречи покупателей, потерявших друг друга.
20. Бюронаходок.
21. Организацияуголков отдыха для покупателей.
22. Подборткани по образцу покупателя.
23. Прикреплениеремешков и браслетов к часам.
24. Сборкамебели в магазине.
25. Регулированиедлины поясного ремня.
26. Детскаякомната. (За 2005 год принято 3155 детей, ежедневно — до 15 детей).
27. Доставкакрупногабаритных товаров в пределах г. Минска
28. Доставкакрупногабаритных товаров в пределах г. Минска
29. Информационныйкиоск АСБ «Беларусбанк».
Платныедополнительные услуги:
1. Оформлениеподарков.
2. Приемобъявлений в газету.
3. Аптечныйкиоск.
4. Таксофоны.
5. Пунктыобмена валюты.
6. Обработкафотопленок.
7. Изготовлениефотографий.
8. Изготовлениеключей.
9. Продажааудио-видеокассет с записью, компакт дисков.
10. Услугитрансагентства.
11. Кафе«Олимп».
12. Бар«Олимп».
13. Растяжкаголовных уборов.
14. Раскройтканей.
15. Мелкаяпеределка швейных изделий.
16. Обметкашвейных изделий.
17. Подрубкатканей для штор, полотенец, простыней.
18. Оверлочиваниековровых изделий.
19. Приемвещей в химчистку.
20. Пошивштор, покрывал, декоративных подушек под заказ.
21. Парикмахерская.
22. Продажамороженого.
23. Продажакниг.
24. Продажагазет и журналов.
25. Ремонтчасов.
26. Граверныеработы.
27. Продажаталонов на проезд в городском транспорте.
28. Продажалотерейных билетов
29. Услугитрансагентства.
30. Кафе«Олимп».
31. Бар«Олимп».
32. Растяжкаголовных уборов.
33. Раскройтканей.
34. Мелкаяпеределка швейных изделий.
35. Обметкашвейных изделий.
36. Подрубкатканей для штор, полотенец, простыней.
37. Оверлочиваниековровых изделий.
38. Приемвещей в химчистку.
39. Пошивштор, покрывал, декоративных подушек под заказ.
40. Парикмахерская.
41. Продажамороженого.
42. Продажакниг.
43. Продажагазет и журналов.
44. Ремонтчасов.
45. Граверныеработы.
46. Продажаталонов на проезд в городском транспорте.
47. Продажалотерейных билетов.
48. Ремонтобуви.
49. Приемзаказов на изготовление очков, подбор оправы и линз.
50. Ксерокопирование.
51. Приемтоваров от населения для реализации на комиссионных началах.
52. Продажабилетов на концертно-зрелищные мероприятия.
53. Приготовлениеи реализация продовольственных полуфабрикатов.
54. Банкоматы.
55. Продажакарточек для таксофонов.
56. Продажанепродовольственных товаров при помощи пластиковых карточек «Еврокарт/ Мае теркарт», «Маэстро», «Виза» Беларусбанка».
57. Продажасотовых телефонов стандарта GSM.
58. Подключениесотовых телефонов к сети «Белком».
59. Оплатауслуг коммунальных и сотовой связи «Белком», «МТС» при помощи пластиковыхкарточек через Инфокиоск АСБ «Беларусбанк».
Для покупателей иработников предприятия работает: кафе-бар «Олимп»: Площадь 330 кв.м. Посадочныхмест — 120
Ежедневно посещаютболее 1 тысячи человек Расположен на 2-ом этаже торгового зала бар «Олимп»:Площадь 170 кв.м.
Посадочных мест — 50
Ежедневно посещаютболее 500 человек
Расположен на 5-омэтаже торгового зала
Для созданиямаксимальных удобств покупателям с детьми функционирует «Детская комната»,общей площадью 36,1 кв.м., которая оборудована на современном уровне ссоблюдением санитарно-гигиенических требований.
Выполняя основнойвид деятельности — розничную торговлю для населения г. Минска, администрация незабывает о главном — решении социальных вопросов для трудового коллектива.
В «Здравпункте»(площадь 120 кв.м.) бесплатно оказывается работникам 4 вида услуг, в том числе:
1. первичнаямедико-санитарная помощь,
2. физиотерапевтические,
3. терапевтические,
4. стоматологическиеуслуги.
Работают 4 кабинета:процедурный, стоматологический, физиотерапевтический, перевязочный.
Ежегодно наприобретение необходимого оборудования и лекарственных препаратов выделяетсяоколо 10 млн. руб.
Для отдыхаработников функционирует «Комната психоэмоциональной разгрузки» (площадь 172кв.м.), ежедневно посещают около-100 работников.
На предприятиипостоянно работает парикмахерская (площадь 88 кв.м.), состоящая из 2-х залов(мужского и женского). Услугами парикмахерской могут воспользоваться какработники предприятия, так и покупатели. Оказываются 4 вида услуг, в том числе:стрижка, укладка, окраска, завивка.
Ежедневно посещаютоколо 30 человек.
Для активного отдыхаработников, поддержания здорового образа жизни на предприятии функционируютспортивный и тренажерный залы. «Спортивный зал»: площадь 234 кв.м.
Работают 5 секций:
1. «мини-футбол»,
2. «волейбол»,
3. «настольныйтеннис»,
4. «большойтеннис»,
5. «баскетбол».
Ежедневно посещаютболее 70 работников. «Тренажерный зал»: площадь 70 кв.м.
Оборудование:
1. 3силовых комплекса,
2. 2велотренажера,
3. 2беговые дорожки,
4. 2стенки «Здоровье».
Ежедневно посещаютболее 20 человек.
На обновлениеспортивного оборудования и инвентаря ежегодно направляется более 7 млн. руб.
На предприятииимеется актовый зал площадью 601 кв.м. на 400 посадочных мест, где постояннопроводятся различные культурно-массовые мероприятия.
На предприятииведется идеологическая работа по подготовке и воспитанию кадров, для чегоработает информационно-методический кабинет и музей трудовой славы.
ЦУМ славитсяизысканным дизайнерским стилем. И оформление фасада здания, и общеепространство торгового зала, и «убранство» каждого уголка подчинены общей идеесоздания неповторимого ЦУМовского стиля.
Созданию вунивермаге доброжелательной атмосферы во многом способствуют красивый иоригинальный интерьер, удачные дизайнерские решения по размещению товара, яркоеосвещение, цветочные композиции и цветовые решения каждого этажа.
Регулированиетрудовых отношений в оргонизации осуществляется с помощью коллективногодоговора и контрактов. Система оплаты труда в ЦУМе повременно-премиальная(Приложение Б).
Внедрениеконтрактной формы найма:
По состоянию на05.01.2006г. на контрактную форму найма на предприятии были переведены 958чел., что составляет 82,2% от общей численности работающих в универмаге. Втечение этого периода 47 работникам универмага сроки действия их контрактовбыли продлены.
С 19 работникамиунивермага по различным причинам такие контракты были перезаключены. С01.02.2006г. на контрактную форму найма будут переведены еще 63 человека. Впроцессе этой работы в официальном порядке было организовано и проведеноуведомление работников, изданы необходимые приказы.
Оформление трудовыхдоговоров и контрактов:
В соответствии сдействующим законодательством со всеми вновь принятыми работниками (120 чел.)были заключены письменные трудовые договора или же контракты. При этом наосновании заключенных трудовых договоров было зачислено 73 чел. (выпускникиучебных заведений, принятые по направлению), а на основании заключенныхконтрактов — 47 чел.
Такие же трудовыедоговора или контракты по мере необходимости были заключены с работниками,переведенными на другие должности.
По меренеобходимости в контракты работников, перемещаемых в другие подразделения,также вносились соответствующие дополнительные соглашения.
Рассмотрим основныепоказатели деятельности универмага за 9 месяцев 2005 и 2006 годов в таблице №1(Приложения Л1, Л2).
2.Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности торговой организации
2.1 Анализтоварооборота и товарных запасов на основе данных статистических отчётовоперативного учёта и выборочного обследования
1. Анализ товарооборота.
1)На основании данных Приложений В, Грассмотрим динамику розничного товарооборота организации. Для этого найдёмследующие показатели:
· Темпыроста и прироста товарооборота;
· Абсолютныйприрост;
· Абсолютноезначение одного процента прироста;
· Среднегодовойтемп роста.
Показатели, характеризующие динамикурозничного товарооборота ОАО «ЦУМ Минск», представлены в таблице № 2.