--PAGE_BREAK--
Рисунок 1- Состав государственных финансов
Источниками финансовых ресурсов выступают все три элемента стоимости общественного продукта, но степень участия каждого из них различна.
Финансы воздействуют на общественное воспроизводство в следующих направлениях:
1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса;
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов;
3. Финансовое стимулирование экономики.
Финансовые источники делятся на:
1) источники, которые действуют на макроуровне (уровне государства);
2) источники, которые действуют на микроуровне (уровне предприятия) [12].
Самый важный источник финансовых ресурсов — стоимость ВВП страны, который состоит из C+V+M (капитал + зарплата + прибыль), при этом V + M — основные источники финансовых ресурсов на макроуровне.
Элемент V, являясь личным доходом трудящегося, как правило, зарплатой, выступает в качестве источника финансовых ресурсов по трем направлениям:
¾ налоги (из зарплаты должны выплачиваться);
¾ страховые платежи;
¾ прочие платежи (как профсоюзные взносы, взносы в спецфонды и т.д.)
Таким образом, элемент V участвует в создании финансовых ресурсов на
макроуровне.[4]
Элемент М — прибавочная стоимость, прибыль. Является основным источником финансовых ресурсов.
Источники финансовых ресурсов на макроуровне:
1. ВВП (первая группа финансовых источников).
2. Доходы от внешнеэкономической деятельности
3. Национальное богатство.
4. Привлеченные (заемные) ресурсы.
Объем финансовых ресурсов, в первую очередь, зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов [9].
Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Основные направления использования финансовых ресурсов:
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса — средства коммерческих предприятий).
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений и т.д.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти.
Финансовое планирование — один из элементов управления финансами, объектомкоторого является распределительный процесс.
Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей [10].
В процессе финансового планирования определяются:
¾ источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период;
¾ объемы денежных фондов, создаваемых на их основе;
¾ рассчитываются направления и структура использования средств
денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям.
Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.
Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизводственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства России на здоровых рыночныхосновах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить. Формирование финансовых ресурсов, их использование тесно взаимосвязано со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны.
1.3 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный) [13].
Совокупность бюджетных отношений по формированию ииспользованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство [11].
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы — удовлетворению
общегосударственных потребностей.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями (объединениями), организациями
и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные
виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд [15].
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объема бюджета. В налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов [1].
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним
относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку — и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг [8].
Расходы государственного бюджета — это экономические
отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих
ассигнования. Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в
воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению. По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы [12].
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции — экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные
мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное
управление и т.д. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу — сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств.
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ ЗА 2007-2009гг.
2.1 Анализ основных источников финансовых ресурсов России
Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Финансы предприятий обслуживают материальное производства. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятия и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.
В этой связи необходимо и целесообразно рассмотреть основные макроэкономические показатели России, определив динамику ВВП, ее внешнего долга и иных величин для выявления особенностей формирования источников финансовых ресурсов.
ВВП (Валовой внутренний продукт) — сумма добавленных стоимостей, созданная за определенный период (как правило, за год) всеми производителями, ведущими производство на экономической территории страны. Исчисляется в текущих рыночных ценах. В этом расчете валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и импорт.
Данный метод используется Росстатом только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.
Рассмотрим основные макроэкономических показателей Росси за период 2007- 2009 в таблице 2.
Таблица 2 — Основные макроэкономические показатели
Показатель
2007
2008
2009
Валовой внутренний продукт (ВВП):
млрд. руб.
33247,5
41428,6
39100,7
в процентах к предыдущему году1)
108,5
105,2
92,1
Индекс потребительских цен (декабрь
к декабрю предыдущего года), процентов
111,9
113,3
108,8
Индекс цен производителей промышленных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов
125,1
93,0
113,9
Доходы консолидированного бюджета2):
млрд. руб.
13368
16004
13600
в процентах к валовому внутреннему
продукту
40,2
38,6
34,8
в процентах к предыдущему году
в 1,3 р.
в 1,2 р.
85,0
Расходы консолидированного бюджета2):
млрд. руб.
11379
13992
16048
в процентах к валовому внутреннему продукту
34,2
33,8
41,0
в процентах к предыдущему году
в 1,4 р.
в 1,2 р.
в 1,1 р.
Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета:
млрд. руб.
1990
2012
— 2449
в процентах к валовому внутреннему
продукту
6,0
4,9
— 6,3
Денежная масса М2 (национальное
определение; на конец года), млрд. руб.
13272,1
13493,2
15697,7
Международные резервы Российской
Федерации (на конец года),
млн. долл. США
478762
426281
439450
Ставка рефинансирования (на конец года), процентов
10
13
8,75
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям и физическим лицам (на конец года),
млрд. руб.
12503,7
16860,7
16453,0
Официальный курс доллара США по
отношению к рублю (на конец года), руб./долл. США
24,55
29,38
30,24
Официальный курс евро по отношению
к рублю (на конец года), руб./евро
35,93
41,44
43,39
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.
6040922
3801161
4431609
Таким образом, размер ВВП в 2009 году уменьшился на 5,6%. Вместе с ним уменьшился индекс потребительских цен на 4,5% при росте индекса промышленных товаров на 20%. Наглядно динамику ВВП представим на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика ВВП РФ 2007-2009гг.
Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, созданные в процессе производства всеми институциональными единицами, сгруппированными в сектора экономики. А в соответствии с этим является одной из базисных позиций в формировании финансовых ресурсов страны.
При оценки макроэкономической деятельности России целесообразно проанализировать ее платежный баланс, в котором отражаются внешнеэкономических связей страны. От внешнеэкономических операций напрямую зависит объем финансовых ресурсов страны.
Проанализируем платежный баланс России за 2007-2009гг, выявив ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре (приложение А).
В течение исследуемого периода наблюдается поотрицательная динамика экспорта товаров, темп прироста которого в 2008 году составил 33,4%, а в 2009 году -14,8% по сравнению с базисным 2006 годом, что свидетельствует о снижении в 2009 году конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, под влиянием ситуации финансового мирового кризиса. Следует отметить, что средняя величина экспорта товаров за период (376464 млн. руб.) превышает средний показатель импорта товаров (235716 млн. руб.) на 37,4%. Таким образом, в исследуемом периоде выявлено активное сальдо торгового баланса, которое характеризуется притоком валюты в страну. Однако стоит отметить, что увеличение положительного сальдо торгового баланса в основном обеспечено ростом экспорта энергоресурсов в стоимостном выражении, которые по-прежнему составляют более половины от общего объема в структуре экспорта, и из года в год наблюдается только рост их доли. Все это лишний раз подтверждает зависимость экономики России от экспорта сырья, а неготовой продукции.
Импорт услуг же превышает их экспорт в среднем за период данная величина составила 47%. Величина чистых доходов от инвестиций значительно увеличилась в 2008 году, но в 2009 снизилась. Это свидетельствует о росте факторных услуг, связанных с чистым экспортом кредитовых услуг, вкладов за рубежом и т.д. Чистые трансферты, которые включают иностранную помощь, пенсии, подарки, гранты, денежные переводы, превышают доходы от инвестиций в 2007 году – на 52,3%, в 2008году – на 60,2% , в 2009 – на 100%.
Общее же сальдо баланса текущих операций на протяжении всего исследуемого периода было кредитовым, что свидетельствует о наличии инвестиционного потенциала страна и о притоке валюты в страну.
Второй раздел платежного баланса посвящен счету капитала и денежных операций. Положительное сальдо баланса капитальных трансфертов наблюдается лишь в 2008 году равное 496 млн. долларов (в 2007 году в связи с имевшими место операциями по прощению внешнего долга оно было отрицательным в размере 10224 млн. долл., а в 2009 году в связи с финансовым кризисом 11869 млн. долл.). Объем получение долгосрочных и краткосрочных кредитов с 2007 года снизился на 96,81% и составил в 2009 году 6627 млн.долл. Величина же предоставления кредитов, превышают объемы полученных кредитов 2008 году на 5,4%, в 2009 году на 46%, данный факт говорит о отрицательном (дебитовом) сальдо движения капитала в 2008 и 2009 гг. При таком сальдо уменьшается приток капитала в страну.
Баланс официальных расчетов в исследуемом периоде непрерывно увеличивался со средним темпом приростом 72,4%. Это напрямую связано с ростом объемов отдельных статей платежного баланса, а также с ростом объема чистых пропусков и ошибок, которые происходят вследствие не возможности учета ряда сделок. Сальдо официальных расчетов же является кредитовым и сохраняет данную тенденцию на протяжении всего исследуемого периода.
Общее, итоговое сальдо платежного баланса за 2008 и 2009 годом явилось нулевым, что означает погашение всех долгов страны.
Таким образом, следует отметить, что финансовые ресурсы России значительно обеспечены экспортом полезных ископаемых, в частности нефти и газа. Структуру экспорта представим на рисунке 3.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Рисунок 3 – Структура экспорта России 2007-2009гг.
Таким образом, совокупные финансовые ресурсы, поступившие от экспорта, составляют в среднем за период 376464 млн. руб.
Однако имеющиеся финансовые ресурсы недостаточны и оценку их недостаточности представим в таблице 3.
Таблица 3 – Оценка недостаточности финансовых ресурсов и пути ихз восполнения
2006
2007
2008
2009
Нехватка финансовых ресурсов
205,3
594,5
984,9
1702,8
Источники их восполнения
Внешний мир
157,1
540,0
611,1
-1100,7
Федеральное правительство
-51,3
-55,6
-49,5
335,8
ЦБ РФ
4,3
-313,3
-460,9
3083,8
Как видно из таблицы главным источником финансирования недостатка финансовых ресурсов является внешний мир. В этой связи целесообразно выделить еще один источник формирования финансовой базы России- внешний долг. Проанализируем величину внешнего долга России в таблице 4.
Таблица 4 – Внешний долг России за 2007-2009 год, млн. долл.США
Показатель
1.01.
07
1.04.
07
1.07.07
1.10.07
1.01.08
1.04.08
1,07.08
1.10.08
1.01.09
1.04.09
1.07.09
1.10.09
Внешний долг Российской Федерации
313 176
354 990
399 165
437 831
463 915
483 019
534 482
540 823
480 541
446 351
465 994
473 927
Краткосрочные обязательства
56 579
67 344
85 969
100 523
99 657
96 227
103 631
108 317
73 553
59 956
57 395
49 444
Долгосрочные обязательства
256 598
287 646
313 195
337 308
364 258
386 792
430 851
432 506
406 989
386 395
408 599
424 483
Наглядно динамику величины внешнего долга России представим на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика величины внешнего долга России 2007-2009гг.
Таким образом, следует отметить, что величина финансовых ресурсов в виде внешнего долга увеличилась в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 51%, при этом удельный вес краткосрочных обязательств уменьшился за счет увеличения долгосрочного заемного капитала. Данная тенденция является положительной. Наибольшие по своей величине внешние долговые финансовые ресурсы России наблюдались в период 1.07.2008 – 1.10.2008, их средняя величина составила 537625 млн. долл. США. Этот факт главным образом связан с мировым финансовым кризисом, в ходе которого страна испытала недостаток финансовых ресурсов, для обеспечения своей жизнедеятельности.
2.2 Анализ финансовых ресурсов России
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
¾ государственную бюджетную систему;
¾ внебюджетные специальные фонды;
¾ государственный кредит;
Эти три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он — главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.
Основные параметры федерального бюджета на 2007-2009 гг. приведены в таблице 5
Таблица 5 — Основные параметры Федерального бюджета РФ на 2007-2009 гг. (млрд. руб.).
Как видно из таблицы, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени формируется с профицитом, образующимся в связи с превышением параметров доходов над расходами. В 2008 г. он согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год» составил 83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного обеспечивать устойчивость экономики и бюджетной системы России к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть).
Формирование доходной базы Федерального бюджета РФ в период 2008-2010 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой реформы в 2007-2009 гг. и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития России. В расчетах показателей доходов федерального бюджета учитывались принятые и введенные в действие федеральные законы, предусматривающие внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство
Доходы Федерального бюджета РФ в 2009 г предусматривались в сумме 3326,0 млрд. руб. или 17,8% ВВП (в 2007 и 2008 гг. объем доходов бюджета к уровню ВВП соответствующих лет был выше на 0,7% и 0,1% соответственно). Без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд РФ доходы федерального бюджета-2009 составили 2671,7 млрд. руб. или 14,3% ВВП, что на 0,2% и 1,4% ВВП меньше, чем в 2008 и 2007 гг. соответственно. Необходимо отметить, что в 2007 и 2008 гг. в составе доходов федерального бюджета учитывались и доходы целевых бюджетных фондов, а именно — Фонда Министерства РФ по атомной энергии, в который ежегодно зачислялись средства в размере 14,1 млрд. руб. В 2009 г. в структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы составили 2885,2 млрд. руб. или 15,4% к ВВП (в 2007 и 2008 гг. объем налоговых доходов в составе бюджета к уровню ВВП соответствующих лет был ниже на 0,9% и 1,9% соответственно), неналоговые доходы — 174,3 млрд. руб. или 0,9% ВВП (по сравнению с 2008 и 2007 гг. спад на 0,5% и 0,2% ВВП).
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ — 94,5% (2009 г.), включают (приложение Б).:
1. Налоги на прибыль, доходы Их доля в общем объеме налоговых доходов Федерального бюджета РФ составила в 2009 г. 8% или 259 млрд. руб. в абсолютном значении, что на 2% и 0,5% больше, чем в 2008 г. и 2007 г. соответственно.
2. Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2007-2009 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2009 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.
3. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ акцизы). В 2007 и 2008 гг. их удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ был на уровне 11 % (259 млрд. руб. и 283,1 млрд. руб. в 2007 г. и 2008 г. соответственно), что на 2 % меньше, чем в 2005 г. (их абсолютное значение составило 413,7 млрд. руб.).
4.Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Как видно из данных таблицы 2, они составили в 2009 г. 2,6% к ВВП, что на 0,8% и 1,2% больше, чем в 2008 г. и 2007 г. соответственно. Эта группа доходов обеспечила Федеральный бюджет РФ в 2009 г. 15% всех налоговых поступлений (или 483 млрд. руб.), а в 2008 г. и 2007 г. — соответственно 8% и 11% (181,9 млрд. руб. и 275,4 млрд. руб.).
5. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен — 0,6% в 2009 г., и по 0,2% в 2007 и 2008гг.
6. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов с 15,5% в 2007 г. до 29% в 2009 г. в общем объеме налоговых поступлений.
Второй частью доходов бюджета являются неналоговые поступления (таблица 6)
Таблица 6- Структура неналоговых доходов Федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. (млрд. руб.).
Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений – в 2007 г. она составила 57,8%, в 2008 г. – 43,2%, а в 2009 г. – 41,9%.
2. Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 7,6% (7,8 млрд. руб.) от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы. Так, в 2008 г. и 2009 г. их удельные веса в общей массе неналоговых поступлений превысили уровень отметки в 17,4% (32,6 млрд. руб.) и 20,1% (35,1 млрд. руб. в) соответственно.
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2009 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 58 млрд. руб. (спад на 0,4% к уровню 2008 г., и рост на 5,5% к уровню 2007 г.).
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% — в 2008г. и 0,5% — в 2009 г.
5. Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находилась на постоянном уровне — 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% г. до 1% в 2009 г.
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов
Таким образом, основные финансовые ресурсы России представим в таблице 7.
Таблица 7- Основные статьи доходов Федерального бюджета РФ в 2007-2009гг. (млрд. руб.).
Статья расходов
2007 год
2008 год
2009 год
млрд. руб.
в % к доходам
млрд. руб.
в % к доходам
млрд. руб.
в % к доходам
Доходы
417,8
2
742,9
2
326,1
3
ЕСН
365,6
15,1
438,2
16,0
266,5
8,0
НДС
946,3
39,1
988,4
36,0
120,5
33,7
Таможенные пошлины
336,0
13,9
532,5
19,4
868,0
26,1
Налог на добычу полезных ископаемых
181,9
7,5
267,9
9,8
464,9
14,0
Налог на прибыль организаций
178,3
7,4
158,5
5,8
252,3
7,6
Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются: единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета), налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%), таможенные пошлины (13,9-26,1%), налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%), налог на прибыль организаций (5,8-7,6%) (рисунок 5).
продолжение
--PAGE_BREAK--