Введение
Разгосударствлениеозначает переход от государственной к коллективной и частной формамсобственности. Этот переход означает, что государство освобождает себя отфункций прямого хозяйственного управления и передает их на уровень предприятий,ассоциаций. Это означает также выведение из-под прямого контроля органовгосударственного управления основной части предприятий государственнойсобственности и преобразование их в самостоятельные коллективные предприятия,кооперативы, трудовые хозяйства, акционерные общества или частные предприятия.Предоставление этим предприятиям оперативной самостоятельности, финансовойавтономии способствует усилению хозяйственной инициативы и трудовой мотивациилюдей, что, в конечном счете, должно обеспечить повышение эффективностипроизводства.
Приватизация– тот же процесс перехода собственности, находящейся в руках государства, путемпродажи, иногда передачи частным лицам или их объединениям. Приватизация – одноиз направлений разгосударствления собственности. Этот термин произошел отлатинского слова «приват», что в переводе означает «частный», «обособленнохозяйственный». В Законе «О разгосударствлении и приватизации (19 ноября 1991 г.)[1]приватизация определяется как приобретение у государства физическими лицами инегосударственными юридическими лицами объектов государственной собственностиили акций государственных акционерных обществ.
Актуальностькурсовой работы продиктована и обусловленаследующими реалиями и теоретическими положениями.
Вусловиях углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики нафоне посткризисных явлений в мировой экономике, в целях обеспечения дальнейшегоразвития экономического потенциала Узбекистана и ограничения вмешательствагосударства в экономику, создания действенных гарантий для свободныхотечественных товаропроизводителей[2], особую важность приобретаютадекватное формирование политикиразгосударствления и приватизации в рамках повышенияэффективности функционирования экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение политики разгосударствления и приватизации.
Задачамиисследования определены,в соответствии с поставленной целью являются:
· Рассмотреть процесс разгосударствленияи приватизации: сущность, цель и формы;
· Рассмотреть практику разгосударствленияи приватизации в Узбекистане;
· Рассмотреть акционирование предприятийв Узбекистане;
· Рассмотреть приватизацию предприятий иобъектов в современных условиях.
Структураи содержание работыобусловлены поставленными целями, задачами и логикойисследования и состоит из введения, четырех параграфов, заключения, спискаиспользованной литературы.
1. Процесс разгосударствления иприватизации: сущность, цель и формы
Целевая перспектива разгосударствления и приватизациизаключается в том, чтобы приобщить широкие массы населения к собственности,создать класс частных предпринимателей, рыночную инфраструктуру за счетсредств, полученных от приватизации, создать конкурентную среду и обеспечитьдемонополизацию экономики; добиться привлечения иностранных и внутреннихнегосударственных инвестиций. За счет этого, в конечном счете, поднять уровеньжизни народа страны.
Основные формы разгосударствления и приватизации:
· преобразованиегосударственного предприятия в коллективное, хозяйственное общество илитоварищество;
· преобразованиегосударственного предприятия в арендное с последующим выкупом арендногоимущества;
· продажагосударственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам поконкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащихзаконодательству Республики Узбекистан.
В качестве других форм могут быть бесплатная передачасобственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций.
Таким образом, процесс разгосударствления и приватизациипрактически означает создание нового класса инициативных, предприимчивыххозяев, заинтересованных в том, чтобы производство развивалось, качествопродукции повышалось, прибыль росла.
Разгосударствление и приватизация имеет сравнительно богатыйопыт не только в бывших странах социалистического лагеря, но и вкапиталистических. Мировой опыт насчитывает порядка 22 различных способовполной или частичной передачи государственной собственности и ее функцийчастному сектору. Лидером приватизации считают Великобританию. Английскоеправительство только за период с 1979 по 1988 годы провело приватизацию 14крупных предприятий, около 600 тысяч рабочих мест было передано в частныйсектор. Результатом стало повышение прибыли на приватизированных предприятиях,их экономическое положение значительно улучшилось.
Процесс приватизации государственных предприятий осуществлялсятакже в Японии, некоторых странах Западной Европы.
Определенный интерес представляет процесс приватизации казенной(государственной) собственности в России, осуществленный Петром I. Казенныемануфактуры, в основном военно-промышленного профиля, на льготных условиях продавалисьчастным лицам. Например, полотняную мануфактуру, построенную в Москве в 1707году казна продала купцам. В 1720 году правительство создало компанию из 14купцов, передало ей Суконный двор, а в придачу выдало беспроцентную ссуду игарантировало 10-процентную прибыль.
Приватизация, осуществляемая Петром I, имела две очень важныеособенности: во-первых, она делалась с особой благожелательностью со стороныправительства к молодым частным предпринимателям и, во-вторых, проводиласьнередко принудительно, т. к. купцы не очень рвались овладеть казеннымимуществом.2. Практика разгосударствления иприватизации в Узбекистане
Страны,осуществляющие процессы разгосударствления, выработали свои подходы и методы впреобразовании форм собственности, которые отличаются между собой как целямиприватизации, так и механизмом осуществления этого процесса, степеньювовлечения населения в приватизационный процесс.
РеспубликаУзбекистан начала и осуществляет этот процесс своим путем, который учитываетсоциально-экономическую специфику региона, реальную подготовленность процесса иинтересы различных сторон. Практика приватизации в такой стране, как Россия,показывает, как нельзя было этот процесс осуществлять. Известно, что проведенаона была обвально и в максимально короткие сроки, без учета покупательнойспособности населения, без достаточно продуманной и аргументированной программыи прогнозирования результатов. Приватизация в России не рассматривалась какфактор обеспечения экономической и финансовой стабильности; она не привела ксозданию слоя реальных, экономически сильных собственников. Известныйроссийский экономист Н. Шмелев так отмечал «своеобразие» приватизации встране: «Лишив людей покупательной способности (в результате гайдаровских реформ),собственность фактически раздали по директорам, включая и такиепредприятия-гиганты, как «Уралмаш». Идея процесса заключалась в том, чтобыбыстрее все раздать и тем самым сделать реформы необратимыми. Тем самым,предполагалось ускорить процесс перехода к рынку. На деле этот процесссопровождался спадом производства, усилением финансовой несбалансированности.Многие предприятия, изменившие формы собственности, оказались на гранибанкротства и за бесценок перепродавались. Вместо широкого слоя собственников,владельцев ваучеров, образовалась сеть финансовых и холдинговых компаний,чековых фондов, которые на безграмотности основной массы людей скопили свойкапитал, что еще больше усилило социальное расслоение в обществе.
Анализпрактики разгосударствления и приватизации в Узбекистане позволяет отметитьследующие его черты и особенности.
Во-первых,при всем стремлении придать идее чековой приватизации привлекательность всмысле обеспечения принципа социальной справедливости, Узбекистаном она не былапринята по ряду причин. Первая, производственный потенциал страны создавалсятрудом многих поколений и объективно определить реальный вклад каждого жителяреспублики в период приватизации практически невозможно. Следовательно, принципсоциальной справедливости не срабатывает, а складывается все тот же принципуравниловки. Вторая, безвозмездное распределение чеков не создает слойсобственников, а, напротив, обесценивает богатство страны. Бесплатнодоставшееся имущество или часть его (даже в виде чеков) не будет по-настоящемуберечься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании,как если бы оно было приобретено за деньги. Известно, что полученные людьмичеки в огромных масштабах скупались предприимчивыми дельцами почти за гроши.
Важноотметить и то, что средства, выручаемые от продажи имущества в Узбекистане, шлии идут в первую очередь на поддержку самих предприятий в постприватизационныйпериод, на создание технологически новых производств; они составляют финансовуюоснову доступных кредитов, предоставляемых предпринимателям.
Во-вторых,процесс приватизации, осуществляемый под контролем государства, воплотил в себесущество основных принципов экономического реформирования.
Принципыпроведения преобразований с приоритетами экономических соображений, правовоеобеспечение и этапность хода процесса, непременность соблюдения социальнойсправедливости определили своеобразие и порядок в проведении процесса вУзбекистане.
Последовательностьи поэтапность, определившие важную особенность узбекской модели реформированияэкономики, весьма наглядно прослеживаются на развитии процессаразгосударствления и приватизации. Начало ему положила продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность. Вторым этапом процесса сталаприватизация в торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания, вотраслях местной, легкой и пищевой промышленности, или так называемая малаяприватизация. И, наконец, третьим этапом определяется преобразованиесобственности средних и крупных государственных предприятий. Хронологическиэтапность здесь имеет определенную условность. С точки зрениясоциально-экономической значимости форм и методов осуществления, такаяпоследовательность оправдана: в ней заложен, безусловно, программный смысл.Такой подход позволил выявить основные приоритеты в области приватизации длякаждого этапа.
В-третьих,сложная демографическая ситуация, определившая трудоизбыточность в стране,низкая миграция населения, а также относительно низкий уровень дохода населения– все это также определило своеобразие осуществления приватизационного процессав республике. С одной стороны, потребовались усилия государства по социальнойзащите высвобождаемого в результате приватизации трудового населения. С другой– выкуп имущества государственных предприятий и организаций осуществлялся восновном трудовыми коллективами за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении.Доля же индивидуальных покупателей была сравнительно мала, что отразилось всвою очередь на неразвитости аукционной формы продажи имущества разгосударствляемыхпредприятий.
В-четвертых,в процессе разгосударствления и приватизации в республике прослеживается итакая особенность, как привлечение иностранных инвесторов к этому процессу.Дело в том, что для значительной части преобразуемых предприятий характернонизкое техническое состояние производства, наличие устаревшей техники итехнологии. Вовлечение в процесс приватизации иностранных инвесторов былонаправлено на решение задач модернизации, структурной перестройки производства,насыщения рынка товарами народного потребления, интеграции в мировуюэкономическую систему.
Наконец,отличительной чертой механизма разгосударствления и приватизации являетсяпроведение, наряду с изменениями собственности, мероприятий по разукрупнению идемонополизации сложившихся производственных и управленческих структур.Особенно это заметно проявилось в отраслях легкой и местной промышленности, вагропромышленном комплексе.
Такимобразом, государство, как главный реформатор, инициировало постепенный,поэтапный процесс разгосударствления, не допустив при этом обвального хаоса исамозахвата собственности, проведя процесс организованно и спокойно.
Участиегосударства в лице его органов и институтов в разработке основных направлений,путей и методов преобразования форм собственности обеспечило организованный испокойный ход процесса. Практически вместе с Законом о государственнойнезависимости от 31 августа 1991 года был принят Закон о разгосударствлении иприватизации от 19 ноября 1991 года, образован Комитет по управлениюгосударственным имуществом и приватизации (10 февраля 1992 г.). Этигосударственные мероприятия обеспечили целенаправленное начало и развитиепроцесса разгосударствления в республике, его непосредственное руководство.
Государственноеруководство процессом обеспечило социальные гарантии населению приразгосударствлении. Так, на льготных условиях, а для определенной частинаселения безвозмездно, приватизировалось жилье, приобретались акцииработниками приватизируемого предприятия, а также имущество совхозов, ферм,садов. Предусматривалась скидка с выкупной стоимости имущества, еслиприватизируемое предприятие приобретало основные фонды за счет собственныхсредств из фонда развития производства.
Многиеобъекты торговли и сферы услуг проданы вместе с земельными участками. В целяхпостприватизационной поддержки для некоторых их них устанавливались отдельныевиды льгот и по налогообложению.
Качественноновый импульс процессу приватизации придали Указы Президента о мерах подальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частнойсобственности и развитию предпринимательства (январь 1994 г.), оприоритетных направлениях дальнейшего развития процесса разгосударствления иприватизации в Республике Узбекистан (март 1994 г.).
Дальнейшемууглублению экономических реформ, процессов разгосударствления и приватизации, атакже обеспечению развития и поддержки предпринимательства способствовалопреобразование Комитета по управлению государственным имуществом и приватизациив Государственный комитет по управлению государственным имуществом и поддержкепредпринимательства (Госкомимущество).
Вкачестве основных задач и направлений деятельности Госкомимущества былоопределено:
· проведение единойполитики в формировании многоукладной экономики и поддержки предпринимательства,разработки программ и определение приоритетов в разгосударствлении,приватизации и содействии развитию частного бизнеса в республике;
· защита имущественныхправ населения республики в процессе разгосударствления и приватизации;
· организационное иметодическое руководство процессом разгосударствления, приватизации и поддержкипредпринимательства;
· определение основныхнаправлений и форм привлечения, а также использования иностранных инвестицийпри разгосударствлении и приватизации;
· создание инвестиционныхфондов, консалтинговых и аудиторских служб, холдингов, фондовых бирж, биржнедвижимости и т.п.;
Всоответствии с этими задачами Госкомимуществу предоставлены обширные права:
· распоряжениесобственностью государственных предприятий;
· утверждениенормативных и методических документов;
· разработки иреализации программ разгосударствления и приватизации;
· приобретения акцийакционерных обществ, других хозяйственных обществ, товариществ;
· осуществления операцийпо продаже принадлежащих государству акций;
· создания и ликвидацииинвестиционных фондов, консалтинговых и аудиторских служб, других рыночныхструктур;
· председательГоскомимущества наделен правами Заместителя Премьер-министра Республики.
ВРеспублике Каракалпакстан, всех областях и г. Ташкенте созданырегиональные управления Госкомимущества.
Вмарте 1994 г. Кабинетом Министров была утверждена Государственнаяпрограмма по углублению процессов разгосударствления и приватизации. Всоответствии с ней на местах хокимиятами совместно с территориальнымиуправлениями Госкомимущества разрабатывались региональные программыприватизации.
Всясовокупность организационных, нормативно-методических и координирующих мерпозволила тщательно подготовится, всесторонне проработать, организованно и безсоциальных взрывов осуществлять процесс разгосударствления и приватизации встолице республики, по регионам и отраслям.
Какотмечалось выше, началом разгосударствления стала продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность, вторым этапом процесса стала малаяприватизация и, наконец, третий этап определил преобразование собственностисредних и крупных государственных предприятий.
Экспериментальнаяприватизация жилья в г. Ташкенте положила начало процессуразгосударствления и приватизации в стране. Ее инициаторами стали городскойхокимият и Комитет по управлению государственным имуществом и приватизации.Обязательное соблюдение принципа социальной справедливости обусловило сложностьи некоторую длительность процесса. Масштабность процесса, возрастнаяразнообразность и неоднородность территориального размещения жилого фонда,социальная разнородность населения республики порождала эти сложности. Процессне мог быть начат скоропалительно и без должной подготовки. Конструктивныйпоиск наиболее оптимального решения процесса в Ташкенте шел с 1989 года, номассовая приватизация жилья в республике осуществлена в период 1992–1993 гг.
Тотфакт, что приватизация в республике начата в г. Ташкенте и с жилья – неявляется случайностью. Ташкент – столица республики, здесь сосредоточеныгосударственные управленческие структуры, ведущие научно-исследовательскиеучреждения, могущие обеспечить наиболее квалифицированную подготовкунеобходимых положений и нормативных актов.
Передачаже жилья в собственность граждан имела не только социально-экономическую, но ипсихологическую значимость. Обретение чувства собственника через бытовыеинтересы человека – такова собственно подоплека начала приватизации с жилья.Ташкентская модель была использована в качестве массовой при приватизации жильяв республике.
Кначалу 1992 года жилой фонд Ташкента составлял около 33 млн. кв. метров, дветрети из них – государственный, принадлежащий местным Советам и ведомствам. Этосоставляло около 343 тысяч квартир.
Социальнаянаправленность приватизации жилья в Ташкенте, да и в республике в целом,выразилась в следующем: во-первых, определенная часть населения, куда входилиучастники второй мировой войны, приравненные к ним лица, а также другиекатегории населения, Указами Президента получили право безвозмезднойприватизации жилья. В Узбекистане такое право получили около 609 тысяч семей.Во-вторых, приватизация жилья на платной основе, учитывая сравнительно низкиедоходы жителей республики, осуществлялась не по рыночным ценам, а по остаточнойстоимости. Это означало, что жилье приватизировано за минимальную плату.Показателем доступности выкупа по такой цене может служить тот факт, что более56% приватизированных квартир в г. Ташкенте были выкуплены поединовременной их оплате. Аналогичное положение характерно и для республики вцелом. В-третьих, социальная справедливость продаваемого населению жилья быласоблюдена и путем дифференциации цен на квартиры. Так, в г. Ташкенте быларазработана бальная шкала оценки, введены коэффициенты, отражающие потребительскиекачества жилья. Оценка квартир произведена по десятилетиям ввода домов вэксплуатацию. Ташкент по такому признаку был разбит на пять зон: первая – частьдомов, которые введены до 1940 года, другая – до 1950, третья – до 1960, и т.д.естественно, в домах построенных до 1940 года, квадратный метр жилья оцененниже, чем в домах 1991 года. Учтено было и местоположение дома. Жилье в первойзоне, а это центр города, стоит дороже, чем во всех остальных. Чем дальше отцентра, тем дешевле. При оценке приняты в расчет также планировка, материал иконструкция здания, этажность, оснащенность инженерными коммуникациями,отдаленность от остановки общественного транспорта и другие показатели.Естественно также, что цены на квартиры в отдаленных регионах республики былиниже, чем в г. Ташкенте. Механизм приватизации жилья в г. Ташкентебыл положен в основу приватизации государственного жилищного фонда в целом пореспублике.
Организованноепроведение процесса разгосударствления жилья в республике обеспечивали разработанныеи принятые правовые акты, такие как Закон о приватизации государственногожилищного фонда, Указ Президента Республики о дополнительных мерах посоциальной защите малообеспеченных слоев населения в связи с приватизациейжилья, Положение о приватизации жилищного фонда в г. Ташкенте и ряд другихнормативных актов и правил.
Такоеназвание получил процесс разгосударствления и приватизации в торговле,общественном питании, местной промышленности, сфере услуг, т.е. в отраслях,обслуживающих непосредственно потребителя. Хотя по времени этот процесссовпадает с приватизацией жилья, однако – это самостоятельный и очень важныйэтап в формировании основ рыночных отношений, создании многоукладной экономики.
Вконце 1993 г. завершился процесс малой приватизации в местнойпромышленности, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения.Основными формами разгосударствления в них стали: выкуп трудовыми коллективами,конкурсная, аукционная продажа, а также передача предприятий в аренду.
Этаприватизация, охватывающая отрасли, обслуживающие население и работающиенепосредственно на удовлетворение его потребностей, стала подготовкой кразвертыванию в республике большой, массовой приватизации государственнойсобственности. Малая приватизация – первый урок частной собственности,предпринимательства, понимания сущности рыночных механизмов, развитияпроизводственной инициативы и ответственности. Закономерна малая приватизация ив том плане, что отрасли ею охваченные, имея важное социально-бытовое значение,располагали сравнительно малой имущественной ценностью (стоимость основныхфондов составляла не более 5% всей стоимости основных фондов народногохозяйства республики), что, конечно же, облегчало и ускоряло проведениепроцесса в условиях сравнительно невысокого уровня доходности населения.Последнее обстоятельство определенным образом ограничило и резкое взвинчиваниецен на продукцию и услуги приватизированных предприятий и организаций.
Кначалу 1994 года малая приватизация была практически завершена. Из 54-х тысячприватизированных объектов торговли, общественного питания, бытовогообслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, почти половина реорганизована вакционерные общества, 20% перешло в коллективную собственность или взято варенду. Остальные, в основном мелкие, где владелец и работник выступал в одномлице, проданы в частную собственность. Таким образом, малая приватизация, каквыражение организованного и поэтапного преобразования экономики, определиласвое место в создании национальной модели рынка.
Этапмассовой приватизации.
Успешноепроведение малой приватизации и накопление соответствующего опыта вуправленческих и хозяйственных структурах позволили с середины 1994 года начатьэтап массовой приватизации – разгосударствление арендных и крупных предприятийпромышленности, строительного комплекса, транспорта, т.е. разгосударствлениеосновных производственных фондов народного хозяйства. Накопленный опытпредыдущих этапов позволил учесть допущенные недостатки и провести приватизациюсредних и крупных предприятий более организованно и более совершенным способом– путем акционирования предприятий, продажи государственного имущества вчастные руки.
Крупнымэтапом на пути к рыночным преобразованиям, в том числе к разгосударствлениюсобственности, стал январский (1994 г.) Указ Президента РеспубликиУзбекистан. Этот документ, ставший началом принципиально нового этапа впроцессе вхождения республики в рыночную систему, наметил меры по значительномуускорению темпов разгосударствления и приватизации как условия демонополизациигосударственного сектора, развития конкурентной среды в экономике. Указом былоопределено разработать государственную программу по углублению процессовразгосударствления, обратив особое внимание на осуществление приватизации вотраслях промышленности и строительства. Государственной программой поуглублению процессов приватизации в республике приоритетными направлениямиопределено:
· широкое вовлечениенаселения в процессы экономических реформ посредством развития рынка ценныхбумаг и образования акционерных обществ открытого типа;
· организациюРеспубликанской биржи торговли недвижимостью и реализацию через неегосударственных объектов, подлежащих приватизации;
· демонополизациюпроизводственных и управленческих структур, сокращение числа предприятий, накоторые распространяются ограничения на приватизацию;
· созданиеРеспубликанской фондовой биржи и обеспечение первичного размещения на ней акцийприватизируемых предприятий и т.д.
Важныммероприятием по углублению процесса приватизации стало разрешение продажи вчастную собственность на конкурсной основе объектов торговли и сферыобслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены. Причемпродажа участков разрешалась физическим и юридическим лицам, включаяиностранцев, без декларирования источников средств.
УказПрезидента послужил также серьезным толчком развития и совершенствованиязаконодательной и нормативной базы, связанной с приватизацией и развитиемпредпринимательства. Только в 1994 г. в республике было принято свыше 70законодательно-нормативных документов. Все это способствовало тому, что вследза магазинами, мелкими мастерскими началось масштабное разгосударствление ипревращение заводов, строек, гостиниц, в акционерную, коллективную и частнуюсобственность. По г. Ташкенту в 1994 г. было преобразовано внегосударственные формы собственности около 1,9 тысяч объектов. Былиразработаны и реализованы проекты приватизации таких предприятий, какТашкентский виноводочный завод, Бухарская шелкомотальная фабрика, текстильное объединение«Юлдуз», Чирчикский завод «Узбекхиммаш», которые стали акционерными обществамиоткрытого типа. Начата приватизация предприятий табачной, горнодобывающейпромышленности и др. В дальнейшем процесс приватизации охватил и предприятиябазовых отраслей. В таких отраслях, как химическая, золотодобывающая,хлопкоочистительная, горная государство сохранило за собой 51% акций. В другихотраслях были определены четыре основных «портфеля акций»: коллективу,государству, иностранному инвестору и на свободную продажу через фондовыебиржи, в том числе иностранные. При этом было определено, что доля акций,принадлежащих государству, должна сокращаться. В настоящее время она уже неможет превышать 25%. Свободной реализации подлежит более половины всего пакетаакций.
Процессприватизации, решая задачи создания многоукладной экономики и конкурентнойсреды, класса предпринимателей, устраняет, вместе с тем, сложившиеся в условияхединого народно-хозяйственного комплекса, узкоспециализированные отраслевыемонопольные структуры, а также создает возможности в случаях необходимостиосуществлять диверсификацию структуры производства, т.е. изменять структурувыпускаемой продукции, налаживать выпуск продукции, пользующейся спросом испособной конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Процессразгосударствления и приватизации последовательно охватывал все отраслипроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт,строительство, приспосабливая их к условиям рыночных отношений.
Социальныепреобразования произошли и в непроизводственной сфере. В стране появилисьчастные аптеки, магазины оптики, стоматологические поликлиники, учрежденияздравоохранения и культуры и т.д./> 3. Акционирование предприятий в Узбекистане
ВУзбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовленопонимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важнобыло на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новуюформу собственности на основе их акционирования.
УказомПрезидента Республики Узбекистан, принятого в июне 1995 года было намеченоускорить процессы акционирования предприятий государственной собственности, темсамым были сняты все ограничения препятствующие развитию качественно новогоэтапа реформирования, когда труженики республики получали возможность статьвладельцами промышленных и других предприятий.
Процессакционирования предприятий в республике стал объективным выражением развитиярыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных формхозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но испособствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, ростуэффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянноменяющегося потребительского рынка.
Былутвержден также порядок преобразования государственных предприятий в АОоткрытого типа. Постановлением КМ республики от 15 июня 1995 года определенысроки и график преобразований государственных предприятий по отраслям.
Всоответствии с установленным порядком, руководитель государственногопредприятия, преобразуемого в АО, в течение 3-х дней после принятия коллективомрешения, издает приказ об образовании рабочей комиссии для подготовкидокументов по разгосударствлению и приватизации. Комиссия в месячный срокразрабатывает и представляет в Госкомимущество или его территориальноеуправление следующие документы:
· план приватизации;
· акт об оценке имущества;
· проект устава АО;
· проспект эмиссии акций.
Эти документырассматриваются и утверждаются в Госкомимуществе республики или еготерриториальном управлении, а затем проходят регистрацию в хокимияте.
Постановлениемопределен также порядок выпуска акций АО.
Процессразгосударствления предприятий и создание АО шел в республике достаточноинтенсивно. К концу первой половины 1995 года их было создано более 3 тысяч.Однако процесс акционирования мог проходить успешнее, и значительно большеечисло акционерных предприятий могли обрести статус официально признанных АО,если бы он не сопровождался серьезными формальностями и ошибками. За указанныйпериод менее половины АО прошли полную регистрацию.
Длительностьпроцесса преобразования (свыше 240 дней), сложившаяся по первоначальной схеме,огромное количество документов, которое предприятие должно было подготовить изарегистрировать в шести инстанциях, высокая плата за регистрацию и т.д. – всеэто серьезно сдерживало и осложняло процесс создания АО в республике.
ПостановлениемКабинета Министров от 15 июня 1995 года эти проблемы были сняты, имевшие местобюрократические препоны устранены.
Успешноразвиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволилсоздать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не толькообъекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные,базового характера предприятия.
Впериод 1996–97 гг. были преобразованы в государственные акционерныеобщества открытого типа Ташкентский тракторный завод, холдинговая компания«Узсельхозмаш-холдинг», Ташкентское авиационное производственное объединениеимени В.П. Чкалова и др.
Вкаждом случае акционирования предприятий государство в целях контроля ируководства АО оставляло за собой пакет акций в 51%. Такой порядок необходимбыл в первый период акционирования, когда выборные органы управления еще необрели достаточных опыта и знаний об особенностях функционирования новойструктуры. В дальнейшем необходимость жесткого государственного контроля ируководства отпала, и государство могло продавать акции своего пакета. Крометого, преимущественная часть акций в руках одного держателя-государстваограничивало развитие рынка ценных бумаг, сокращало число участниковинвестирования, в том числе иностранных, что было особенно не желательно.
УказомПрезидента Республики, подписанного в марте 1997 года, было определено приформировании уставного капитала акционерных обществ открытого типа, в которыхгосударство сохраняет свою долю, установить следующие пакеты акцийприватизированных предприятий:
· государства – не более 25%;
· трудового коллектива – не более 26%;
· для реализации иностранным инвесторам –не менее 25%;
· на свободную продажу – оставшуюся частьакций.
Причемтакой порядок может действовать только в течение одного года со временирегистрации проспекта эмиссии, после чего все не выкупленные акции выставляютсяГоскомимуществом Республики на свободную продажу юридическим и физическимлицам, в том числе и иностранным.
Всоответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерахпо совершенствованию системы управления акционерными обществами» (22 августа1998 г.) в республике создан институт государственных поверенных вакционерных обществах с государственной долей пакета акций более 25%.Государственные поверенные назначаются, как правило, на такие предприятия, отуспешной работы которых зависит благосостояние республики в гораздо большейстепени, чем от остальных. Из общего количества акционерных обществгосударственные поверенные назначены только 425, в их числе ГАО ТАПОиЧ.
Задачамигосударственного поверенного определено:
· анализ деятельности предприятия;
· владение полной информацией об этойдеятельности;
· недопущение банкротства предприятия;
оказаниепомощи в кризисных ситуациях путем разработки и осуществления программы повыводу предприятия из кризиса и др. 4. Приватизация предприятий и объектов в современныхусловиях
Впроцессе разгосударствления и приватизации, по данным Госкомимущества, в 2010году приватизировано 96 предприятий и объектов (включая программные ивнепрограммные объекты) (далее – объекты).
Наибольшееколичество объектов приватизировано в г. Ташкенте (37,5 процента от общегочисла приватизированных по республике объектов), Хорезмской (9,4 процента),Ташкентской и Сурхандарьинской (по 8,3 процентов), Кашкадарьинской (7,3процента), Андижанской, Наманганской и Ферганской (по 6,3 процентов) областях.
Вструктуре приватизированного государственного имущества наибольший удельный весприходится на объекты местных органов власти (53,1 процента), Министерствасельского и водного хозяйства (14,6 процента), ГАК «Узбекенгилсаноат» (6,2процента), Министерство народного образования (4,2 процента) и другихминистерств и ведомств (18,8 процента).
Ведомственнуюструктуру приватизированных объектов за январь-декабрь 2010 года характеризуютнижеприведенные данные:
количество приватизированных объектов, единиц
в% к итогу
Всего
96
100,0 в том числе: Хокимияты 51 53,1 Министерство сельского и водного хозяйства 14 14,6 Министерство народного образования 4 4,2 ГАК «Узбекенгилсаноат» 6 6,2 НХК «Узбекнефтегаз» 3 3,1 Другие министерства и ведомства 18 18,8
Поступление денежных средств от приватизации и разгосударствленияв январе-декабре 2010 года составило 23,0 млрд. сум.
В территориальном разрезе наибольшая часть денежных поступлений отприватизации и разгосударствления приходится на г. Ташкент (42,9 процента всехпоступлений), Ташкентскую (20,0 процента), Ферганскую (9,5 процента),Наманганскую (8,0 процента), Бухарскую (5,6 процента) и Кашкадарьинскую (3,3процента) области.
Заключение
Основные формы разгосударствления и приватизации включают:
· преобразованиегосударственного предприятия в коллективное, хозяйственное общество илитоварищество;
· преобразованиегосударственного предприятия в арендное с последующим выкупом арендногоимущества;
· продажагосударственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам поконкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащихзаконодательству Республики Узбекистан.
В качестве других форм могут быть бесплатная передачасобственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций.
Разгосударствление и приватизация имеет сравнительно богатыйопыт не только в бывших странах социалистического лагеря, но и вкапиталистических. Мировой опыт насчитывает порядка 22 различных способовполной или частичной передачи государственной собственности и ее функцийчастному сектору. Лидером приватизации считают Великобританию. Английскоеправительство только за период с 1979 по 1988 годы провело приватизацию 14крупных предприятий, около 600 тысяч рабочих мест было передано в частныйсектор. Результатом стало повышение прибыли на приватизированных предприятиях,их экономическое положение значительно улучшилось.
Анализпрактики разгосударствления и приватизации в Узбекистане позволяет отметитьследующие его черты и особенности.
Во-первых,при всем стремлении придать идее чековой приватизации привлекательность всмысле обеспечения принципа социальной справедливости, Узбекистаном она не былапринята по ряду причин. Первая, производственный потенциал страны создавалсятрудом многих поколений и объективно определить реальный вклад каждого жителяреспублики в период приватизации практически невозможно. Следовательно, принципсоциальной справедливости не срабатывает, а складывается все тот же принципуравниловки. Вторая, безвозмездное распределение чеков не создает слойсобственников, а, напротив, обесценивает богатство страны. Бесплатнодоставшееся имущество или часть его (даже в виде чеков) не будет по-настоящемуберечься, не будет реальной заинтересованности в его эффективном использовании,как если бы оно было приобретено за деньги. Известно, что полученные людьмичеки в огромных масштабах скупались предприимчивыми дельцами почти за гроши.
Важноотметить и то, что средства, выручаемые от продажи имущества в Узбекистане, шлии идут в первую очередь на поддержку самих предприятий в постприватизационныйпериод, на создание технологически новых производств; они составляют финансовуюоснову доступных кредитов, предоставляемых предпринимателям.
Во-вторых,процесс приватизации, осуществляемый под контролем государства, воплотил в себесущество основных принципов экономического реформирования.
Последовательностьи поэтапность, определившие важную особенность узбекской модели реформированияэкономики, весьма наглядно прослеживаются на развитии процессаразгосударствления и приватизации. Начало ему положила продажа (передача) жильягражданам республики в личную собственность. Вторым этапом процесса сталаприватизация в торговле, общественном питании, сфере бытового обслуживания, вотраслях местной, легкой и пищевой промышленности, или так называемая малаяприватизация. И, наконец, третьим этапом определяется преобразованиесобственности средних и крупных государственных предприятий. Хронологическиэтапность здесь имеет определенную условность. С точки зрениясоциально-экономической значимости форм и методов осуществления, такаяпоследовательность оправдана: в ней заложен, безусловно, программный смысл.Такой подход позволил выявить основные приоритеты в области приватизации длякаждого этапа.
В-третьих,сложная демографическая ситуация, определившая трудоизбыточность в стране,низкая миграция населения, а также относительно низкий уровень дохода населения– все это также определило своеобразие осуществления приватизационного процессав республике. С одной стороны, потребовались усилия государства по социальнойзащите высвобождаемого в результате приватизации трудового населения. С другой– выкуп имущества государственных предприятий и организаций осуществлялся восновном трудовыми коллективами за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении.Доля же индивидуальных покупателей была сравнительно мала, что отразилось всвою очередь на неразвитости аукционной формы продажи имуществаразгосударствляемых предприятий.
В-четвертых,в процессе разгосударствления и приватизации в республике прослеживается итакая особенность, как привлечение иностранных инвесторов к этому процессу.Дело в том, что для значительной части преобразуемых предприятий характернонизкое техническое состояние производства, наличие устаревшей техники итехнологии. Вовлечение в процесс приватизации иностранных инвесторов былонаправлено на решение задач модернизации, структурной перестройки производства,насыщения рынка товарами народного потребления, интеграции в мировуюэкономическую систему.
Наконец,отличительной чертой механизма разгосударствления и приватизации являетсяпроведение, наряду с изменениями собственности, мероприятий по разукрупнению идемонополизации сложившихся производственных и управленческих структур.Особенно это заметно проявилось в отраслях легкой и местной промышленности, вагропромышленном комплексе.
Процессприватизации, решая задачи создания многоукладной экономики и конкурентнойсреды, класса предпринимателей, устраняет, вместе с тем, сложившиеся в условияхединого народно-хозяйственного комплекса, узкоспециализированные отраслевыемонопольные структуры, а также создает возможности в случаях необходимостиосуществлять диверсификацию структуры производства, т.е. изменять структурувыпускаемой продукции, налаживать выпуск продукции, пользующейся спросом испособной конкурировать на внутреннем и внешнем рынке.
Процессразгосударствления и приватизации последовательно охватывал все отраслипроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт,строительство, приспосабливая их к условиям рыночных отношений.
ВУзбекистане, завершив так называемую малую приватизацию, было подготовленопонимание людей к тому, что есть выгода быть собственником. Это очень важнобыло на этапе перевода средних и крупных производственных предприятий в новуюформу собственности на основе их акционирования.
Процессакционирования предприятий в республике стал объективным выражением развитиярыночных отношений. Рыночная экономика немыслима без акционерных формхозяйствования, которая не только создает условия демократизации капитала, но испособствует развитию научно-технического прогресса, а, следовательно, ростуэффективности производства, его большему соответствию требованиям постоянноменяющегося потребительского рынка.
Успешноразвиваемый процесс разгосударствления и приватизации в республике позволилсоздать более 4500 акционерных обществ. Акционированием были охвачены не толькообъекты промышленности и других отраслей среднего порядка, но и крупные,базового характера предприятия.
Список литературы
1. Конституция Республики Узбекистан.Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета РеспубликиУзбекистан двенадцатого созыва. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,1997, №2, ст. 12.
2. Гражданский Кодекс РеспубликиУзбекистан. Часть первая утверждена Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г.№163-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.
3. Гражданский Кодекс РеспубликиУзбекистан. Часть вторая утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1996 г.№256-I. «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 2010 г., №23.
4. О мерах по стимулированию расширениякооперации между крупными промышленными предприятиями и производством услуг набазе развития надомного труда.Указ Президента РУз от 5.01.06 г. №УП-3706.
5. «О мерах по дальнейшему повышениюфинансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18.11.2008 г.№УП – 4053. Собрание законодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.
6. «О Программе мер по поддержкепредприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы иувеличению экспортного потенциала» 28.11.08, УП №-4058. />Собраниезаконодательства РУз, 2008 г., №49, ст. 477.
7. О мерах по дальнейшему совершенствованиюсистемы правовой защиты субъектов предпринимательства. Указ Президента РУз от16.06.2005, №УП-3619.
8. Каримов И.А.И. Каримов.Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению вусловиях Узбекистана. – Т.: Ўзбекистон, 2009. – 56 с.
9. Дальнейшая модернизация и обновлениестраны – требование времени. // Доклад Президента РУз Ислама Каримова 13февраля 2009 года на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономическогоразвития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на2009 год. // Народное слово, 2009 год 14 февраля.
10. Обеспечение приоритета интересов человека – главная цель всехпроводимых реформ и преобразований. // Доклад Президента РУз ИсламаКаримова на заседании КМ, посвященном итогам социально-экономического развитиястраны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в2008 году. // Народное слово, 2008 г. 9 февраля.
11. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова назаседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономическогоразвития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на2010 год. Источник www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi/
12. Доклад Президента Ислама Каримова на совместном заседанииЗаконодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Источник:www.press-service.uz/ru/#ru/news/show/dokladi
13. Каримов И.А. Узбекистан– собственная модель перехода на рыночные отношения. – Т.: Узбекистон,1993.
14. Каримов И.А. Узбекистанпо пути углубления экономических реформ. — Т.: Узбекистон, 1995.
15. Каримов И.А. Узбекистанна пороге XXI века: угрозы безопасности, условиястабильности и гарантии прогресса. — Т.: Узбекистон, 1997.
16. Каримов И.А. Развитиесельского хозяйства – источник благосостояния народа. Речь на X сессии Олий Мажлиса 25 декабря 1997 г.-Ж. «Экономика истатистика» №2, 1998.
17. Каримов И.А. Узбекистан,устремленный в XXI век.-Т.: Узбекистон, 1999.
18. Каримов И.А. Либерализацияэкономики и углубление реформ – наша главная задача /Доклад на заседании КМ,посвященный итогам социально-экономического развития страны за 1999 г. иприоритетным направления либерализации и углубления экономических реформ в 2000 г./Газета «Правда Востока» 15 февраля 2000 г.
19. Закон РУз «Об основахгосударственной независимости Республики Узбекистан» от 31 августа 1991 г.
20. Закон РУз «Оразгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1991 г. (с изменениями идополнениями, внесенными Законом от 7 мая 1993 г.)
21. Данилов А.С. Национальнаяэкономика. Учебник. Т., 2004.
22. Агапов А. Фондовые «землетрясения» // Финанс. – 2006. –№5. – С. 48–49.
23. Алексеев Д.А. Расчеты по ценным бумагам. ПроектTARGET2 Securities // Деньги и кредит. – 2008. – №1. – С. 69–71.
24. Антонюк А.В. Состояние и перспективы российскогорынка региональных и муниципальных облигаций // Аспирант и соискатель. – 2004.– №5. – С. 152–153.
25. Башун В. Очередная мобилизация второго эшелона //Эксперт. – 2004. – №37. – С. 172–187.
26. Бучаев Я.Г. О системном прогнозировании конъюнктурырынка ценных бумаг / Я.Г. Бучаев, М.Г. Завельский, А.В. Пекарский //Пробл. прогнозирования. – 2003. – №6. – С. 108–118.
27. Васильева М. Вексель: правовое регулирование и налоговыйучет / Васильева М., Зуйкова Л., Крутякова Т.; под. ред. Т. Крутяковой //Экономико-правовой бюллетень. – 2005. – №3. – 191 с. – (АКДИ «Экономика ижизнь»).
28. Гудков Ф.А. Вексель: Правила сост. Последствияоборота подделок. Правовые аспекты экспертизы. – М.: МЦФЭР, 2005. – 207 с.– (Прил. к журн. «Налоговые споры»; №3).
29. Дорошенко О.М. Ценные бумаги: учет и отражение вотчетности // Бухг. учет. – 2006. – №5. – С. 27–32.
30. Иванов А.В. Сценарии развития российского рынкаценных бумаг // Пробл. прогнозирования. – 2004. – №4. – С. 136–145.
31. Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: учебник. – 2-е изд. –СПб., 2001. – 304 с.
32. Комарова А.Н. Системы автоматизированныхкотировок внебиржевого рынка ценных бумаг США // Финансы. – 2003. – №8. –С. 68–70.
33. Кононов А. Как организуют долги // Финанс. – 2005. – №25.– С. 38–45.
34. Корпоративные акции // Эпиграф. – 2004. – Янв. (№1). –С. 7.
35. Костиков И. Ценные бумаги раскроют свои тайны / Подгот. Е. Голякова //Рос. газ. – 2003. – 2 окт. – С. 9–14.
36. Криничанский К. Генезис института векселя: функциональныйаспект // Вопросы экономики. – 2009. – №8. – С. 110–122.
37. Куда вложить деньги: Паевые инвестиционные фонды,Банковские вклады, Рынок облигаций, Корпоративные акции, Рынок Forex //Эпиграф. – 2003. – №23. – С. 4–5; №44. – С. 4–5.
38. Кулигин Е.В. Новые парадоксы вексельногообращения // ЭКО. – 2003. – №5. – С. 38–46.
39. Кусмарцев А.И. Анализ факторов, сдерживающихразвитие рынка ценных бумаг в России // Микроэкономика. – 2009. – №5. – С. 147–151.
40. Лебедев А.Е. Производные ценные бумаги: их роль вфинансовой глобализации и значение для России // Пробл. прогнозирования. –2004. – №2. – С. 16–24.
41. Манасов М. «Фондовый рынок – это рынок будущего» / ЗаписалС. Козицин // Ведомости. – 2003. – 13 окт. – С. 5.