ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Пермский государственныйуниверситет»
Кафедра экономической теории и отраслевыхрынков
КУРСОВАЯ РАБОТА
Теоретический анализ сущности, способов иметодов регулирования естественныхмонополий
ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент гр. ЭКТ-3 I курса
Суханова Ю.Е.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
К.э.н., доцент Модорская Г.Г.
Пермь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Глава 1. Сущность естественных монополий
§1. Понятие монополии
§2. Возникновение и сущность естественныхмонополий
§3. Признаки и границы естественных монополий
Глава 2. Примеры естественных монополий в Россиив энергетической сфере
§1. Электроэнергетика
§2. Газовая промышленность
§3. Нефтяная промышленность
Глава 3. Регулирование естественных монополий
§1. Методы регулирования
§2. Органы регулирования
§3. Регулирование в условиях кризиса
Заключение (основные выводы)
Библиографический список
Введение
Вданной курсовой работе подробно рассмотрена деятельность естественных монополийна теории и на практике, их сущность и способы регулирования в РоссийскойФедерации.
Актуальностьработы:проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболееактуальных тем, особенно в условиях финансово-экономического кризиса.Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренцияпо каким-либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использованиередких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённуюлицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относятпредприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другойфирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения. Естественныемонополии – это отрасли, рассчитанные на большую часть населения, поэтому такиеотрасли нуждаются в государственном регулировании для поддержания интересов нетолько самих монополистов, но и всего населения.
Цельданной работы: подробно рассмотреть сущность естественных монополий, способы иметоды их регулирования, а также ознакомиться с проблемой регулирования вцелом, и особенно в условиях финансово-экономического кризиса.
Задачидля достижения цели:
1. теоретическоеизучение сущности естественных монополий, их возникновение, развитие идеятельность.
2. изучениенекоторых отраслей естественных монополий на примерах.
3. изучениерегулирования естественных монополий.
4. изучениепроблемы регулирования естественных монополий в условияхфинансово-экономического кризиса.
5. изучениеразличных мнений и прогнозов решения проблемы регулирования в условиях кризиса.
Принаписании этой работы были изучены материалы, взятые из различных монографий,публикаций из сети Интернет, из экономических журналов и газет, материалысоответствующих заседаний и конференций. Так же были изучены деятельности такихмонополий, как «ЛУКойл», «ЕЭС России» и «Газпром». Это позволило лучшепредставить и рассмотреть данную проблему не только на практике, но и напримерах.
Приисследовании данной темы были изучены труды некоторых авторов, в частности:
1. А.Смит.
Досих пор экономисты испытывают интерес к трудам Адама Смита. Это значит, чтомногие рассмотренные им проблемы и идеи до сих пор остаются актуальными. Преждевсего, это проблема взаимоотношений государственной власти и монополий,отношение к принципам экономического вмешательства, политике меркантилизма. Всвоей книге «Богатство народов» Адам Смит критикует монополии. Он считает, чтовысокие рыночные цены, которые устанавливают монополии, уменьшаютблагосостоянии потребителей. Из-за этого происходит спад в управленииэкономикой в целом. «Монополия – враг хорошему управлению, которое никогда неможет быть универсальным». Монополии, по мнению Адама Смита, усиливаютдифференциацию в обществе, так как происходит обогащение одних за счёт других.
2. Э.Чемберлин.
Онбыл первым учёным, который ввёл понятие “монополистическая конкуренция”. По егомнению, почти все экономические ситуации включают в себя и конкуренцию, имонополию. Он предложил такую модель рынка, в которой присутствуют элементы иконкуренции, и монополии.
3. Д.Робинсон.
Исследовалапроблемы рынка, а именно: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемымонополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. По мнению Д.Робинсон, монополия является не только рынком, но и концентрированнымпроизводством (экономия фирмы на масштабах).
Глава 1. Сущностьестественных монополий
§1. Понятие монополии
Для того чтобы понять сущность и способырегулирования естественных монополий, необходимо, для начала, разобраться спонятием монополии в целом. Монополии бывают разных типов и видов, и существуетмножество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:
«Монополия – это исключительное право вопределённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., преждевсего на производство или продажу чего-либо».[1]
«Монополия – тип структуры рынка, в которомсуществует только один продавец, контролирующий всю отрасль производстваопределённого товара, не имеющего близкого заменителя».[2]
«Монополия – это исключительное право накакое-либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляетсяопределённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна дляследующих видов деятельности – производства, промысла, применения,использования определённых материальных ценностей, продуктов».[3]
Нона практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найтиэкономику, на рынке которой существовал бы только один монополист вопределённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найтичистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции,ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя изэтого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия– это два логических предела рынка. «… монополии есть прямая противоположностьсвободной конкуренции…».[4] Монополия вотличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек дляопределения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривойспроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена,несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене ипроизводит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополийневозможно представить без препятствий для входа на рынок.
Монополииделятся на три основные типа:
1. Монополистическаяконкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количествофирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контрольнад ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.
2. Олигополия – тип отраслевого рынка,на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой,существуют большие препятствия для входа на рынок.
3. Чистаямонополия– тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара,который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкиезаменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.
Первыев России монополии появились в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые имелиособое значение для государства, находились под строгим контролемгосударственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию,транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в видекартелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие-либо законодательныеи административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий. Из-заэтого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910-1913 года –это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.
Можновыделить формы монополий по историческому критерию:
1. Простейшиеобъединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединенийявляется временное соглашение о ценах.
2. Картели – монополистическиеобъединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этимипредприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаютсясамостоятельными.
3. Синдикаты — объединенияпредприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.
4. Тресты – объединенияпредприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельностиво всех отношениях.
5. Комбинаты – объединенияпредприятий, связанных друг с другом.
6. Концерны – объединенияпредприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путёмскупки акций.
Экономистамудалось определить четыре основных фактора, отличающим монопольную фирму:
1. Строгий контроль надфакторами производства, используемыми в отрасли.
Этозначит, что монопольная фирма контролирует исключительность, подлинность иуникальность вводимых факторов.
2. Экономия из-за ростамасштабов производства.
Предположим,что цены на ресурсы остаются неизменными, фиксированными. Если криваядолгосрочных издержек является нисходящей кривой, тогда удовлетворитьпотребности общества можно, сконцентрировав производство данного продукта врамках одной фирмы.
3. Патенты.
Этоисключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данногоизобретения. Но, как правило, выгода не бывает без каких-либо издержек.Монополия обычно устанавливает свои более высокие цены, тем самым, стараясьизбежать больших потерь. Если у фирмы не получилось продать товар по своей цене,соответственно, не получилось возместить издержки, то у неё пропадает стимулпроведения дальнейших исследований.
4. Государственныелицензии и привилегии.
Существуютрынки, на которых нельзя заниматься бизнесом без государственных лицензий.Нередко государственные лицензии содержат в себе перечень правил, которые чёткоразъясняют, какие права и гарантии даёт данная лицензия. Иногда государствоустанавливает достаточно высокую плату за лицензию, тем самым, вынуждаяповышать цены.
Монополиствправе оказывать влияние на конкуренцию, изменять цены и объём производства,затруднять доступ на рынок. Таким образом, монополист перераспределяет спрос,получая при этом наиболее высокую для себя прибыль.
Монополия– это крайняя форма несовершенной конкуренции. Если продавец может повышатьцену при уменьшении объёма выпуска, то такой продавец обладает монопольнойвластью. Монополия порождает такое явление как ценовая дискриминация: фирмапродаёт один и тот же товар разным потребителям по разным ценам. Любой новыйпродавец не может проникнуть на монопольный рынок, так как существуют барьерывхождения. Препятствия бывают естественные и искусственно созданные. Самыйглавный естественный барьер – это технические преимущества при крупном масштабепроизводства. Искусственные барьеры – это законодательные ограничения, такиекак: патенты, лицензии на предпринимательскую деятельность и др.
Существуеттри вида монополий:
· Закрытаямонополия.Она полностью защищена и отграничена от конкуренции.
· Открытаямонополия.Эта фирма не защищена полностью от конкуренции, но на какое то определённоевремя всё-таки является единственным поставщиком продукта.
· Естественнаямонополия.Если фирма обслуживает весь рынок, тогда долгосрочные издержки достигают своегоминимума.
Именноестественным монополиям и посвящена данная работа.
§2. Возникновение и сущностьестественных монополий
Помнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболееэффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция – это неестественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов. Некоторыерынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для ниххарактерна и естественна высокая степень монополизации.
Иногдамонопольное производство в целом намного лучше и эффективнее для общества, чемпредприятия, которые конкурируют между собой. Это и есть случай естественноймонополии. На определение естественных монополий существуют две противоположныеточки зрения. Некоторые считают, что естественной монополии вообще не существует.Другие убеждены в том, что естественные монополии существуют и их обязательнонеобходимо поддерживать. Для начала рассмотрим точку зрения, доказывающуюсуществование естественных монополий.
«Вряде отраслей народного хозяйства объективна экономия, обусловленная ростоммасштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически простонеосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслямиестественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективноеявление)»[5]
«Естественная монополия — состояние товарногорынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствиеконкуренции».[6]
«Естественнаямонополия – признанная государством монополия на производство и продажу товарови услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоденгосударству и всему населению или вызван соображениями общественнойбезопасности».[7]
«Естественная монополия — состояние товарного рынка, при которомудовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силутехнологических особенностей производства (в связи с существенным понижениемиздержек производства на единицу товара по мере увеличения объемапроизводства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, немогут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос наданном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественныхмонополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спросна другие виды товаров».[8]
Товарыестественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от измененийцен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.
Естественнаямонополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будутминимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднеепроизводить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. «Однафирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими среднимизатратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколькоконкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара».[9]Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места,следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынкеновых продавцов ведёт к росту затрат.
/>
Рис.1.Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.
Рисунокпоказывает, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек,чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.
Большиепредприятия лучше оснащены с точки зрения техники. Так же они обладают большеймощностью. Благодаря этому, производительность труда повышается приодновременном снижении издержек на единицу продукции. Это значит, что ресурсы,которые используются в производстве, расходуются наиболее эффективно. В этом изаключается естественная для общества ситуация на рынке.
Естественныемонополии бывают временными и постоянными. Признаком
постояннойестественной монополии является растущая отдача от масштаба при любом объёмепроизводства. Одна единственная фирма в отрасли способна удовлетворить величинуспроса с минимальными издержками производства. Временные естественные монополииотличаются от постоянных тем, что они пользуются преимуществами отдачи отмасштаба только при определённом объёме спроса. В этом случае в какой-то моментмонополия перестаёт быть естественной, барьер для входа в отрасль новых фирмснижается, постепенно начинает развиваться конкуренция.
Вроссийской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из нихестественных монополий – 500.
В России, согласно Федеральному закону, кестественным монополиям отнесено несколько сфер:
· транспортировка нефти и нефтепродуктов помагистральным трубопроводам;
· транспортировка газа по трубопроводам;
· услуги по передаче электрической энергии;
· железнодорожные перевозки;
· услуги в транспортных терминалах, портах,аэропортах;
· услуги общедоступной электросвязи иобщедоступной почтовой
связи;
· услугипо оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
· услугипо передаче тепловой энергии;
· услугипо использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Теперьрассмотрим точку зрения, отрицающую существование естественных монополий. Нетникаких доказательств того, что явление естественной монополии существовало,когда началось государственное регулирование инфраструктурных отраслей, то естьсторонники этой точки зрение связывают появление монополий с результатомнепосредственного вмешательства государства в регулирование.
УчёныйГ. Грей изучал теорию естественной монополии. Считалось, что все привилегии,которые предоставлялись корпорациям и частным лицам, были основаны наудовлетворении интересов общества. Но в итоге, всё это сводилось к коррупции.Отсюда следовало, что большинство отраслей стремились установить монополию, тоесть стать общественной инфраструктурой. Проблемы, связанные с естественнымимонополиями, по мнению Грея, являются результатом вмешательства государства,так как правительство не может установить определённую цену на использованиеограниченных городских ресурсов. То есть Г. Грей предполагал, что безестественных монополий, в принципе, можно и обойтись.
§3. Признаки и границыестественных монополий
Естественнаямонополия обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:
· Низкаяэластичность спроса.
Спросна товары и услуги отраслей естественной монополии практически не зависит отизменения цен, в отличие от спроса на другие виды продукции, которые имеютблизких заменителей.
· Высокиебарьеры входа на рынок.
Этообъясняется постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются.Размер предприятия монополии близок к ста процентам объёма потребленияопределённого блага, соответственно отрасли для эффективного производствадостаточно только одной фирмы.
· Эффективностьдеятельности.
Ощутимаяэкономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.
· Сетевойхарактер рынка.
Существуетцелостная система сетей, с помощью которых происходит оказание услуг.
Вышебыли приведены основные отличительные признаки естественной монополии в целом.Но естественную монополию также рассматривают несколько в ином контексте. Не сэкономической точки зрения, а с правовой. Если рассматривать естественнуюмонополию с этой стороны, то можно также выделить ряд признаков:
· Законыо монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие попредмету и способы регулирования;
· Правовойстатус субъектов, их права и обязанности;
· Границыестественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;
· Образованиеи развитие монополий имеет юридические основания;
· Деятельностьестественных монополий регулируется;
Еслирассматривать естественную монополию как объект государственного регулирования,то её можно разделить на две части: естественно-монопольное ядро(экономическиеи технологические границы рынка) и смежный естественно-монопольныйсегмент(социальные и стратегические границы рынка)
1. Типы границ естественных монополий[10]
Сферы деятельности
Тип границ
Характеристика /> /> Естественно-монопольное ядро Экономические Конкуренция экономически неэффективна
Технологические Конкуренция невозможна в силу технологии процесса
Смежный естественно-монопольный сегмент (конкуренция возможна) Социальные Конкуренция неэффективна с точки зрения общественной полезности /> Стратегические Конкуренция противоречит интересам государства
1. Экономическиеграницы.
Рассмотрениеестественной монополии строго теоретически, не учитывая никаких особенностейотраслей. Таким образом не полностью отражена вся суть естественной монополии.
2. Технологическиеграницы.
Конкуренцияне может существовать из-за технологических особенностей отрасли. В разныхотраслях выделяют разные технологические границы, учитывая существующиеособенности этой отрасли.
3. Социальныеграницы.
Существуетпринцип общественной полезности. Товары и услуги естественно-монопольныхотраслей потребляются обществом. Это определяет особую роль для населения игосударства.
4. Стратегическиеграницы.
Ониочень похожи на социальные. Они описывают сферы, где конкуренцию необходимоограничить в силу каких-либо причин.
Итак, мырассмотрели все признаки естественной монополии, а также границы рынка. Теперьможно подвести итог и определить плюсы и минусы отраслей естественноймонополии.
Плюсы:
· Максимальноеиспользование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек напроизводство.
· Мобилизацияфинансовых ресурсов, поддержание средств производства.
· Использованиеновых технологий.
· Единыйстандарт на продукцию и услуги.
· Заменарыночной системы позволяет сократить различные издержки.
Минусы:
· Блокировкатехнического процесса.
· Снижаетсякачество продукции и услуг.
· Издержкив значительной мере перекладываются на потребителя.
· Принимаетформу административного диктата.
Нельзя точноопределить чего больше плюсов или минусов. Это значит, что естественнаямонополия очень противоречива. То есть достоинства также могут быть инедостатками.
Глава 2. Примерыестественных монополий в России в энергетической сфере
Проблемыотраслей энергетической сферы очень актуальны. Энергетика – основа современногохозяйства. Потребление энергии постоянно растёт, меняетсятопливно-энергетический баланс. Далее рассмотрены отрасли электроэнергетики,нефтяной и газовой промышленности. Их образование, развитие и структура.
§1. Электроэнергетика
«Электроэнергетика- составляющая часть энергетики, обеспечивающая электрификацию хозяйства странына основе рационального производства и распределения электроэнергии. Она имееточень важное преимущество перед энергией других видов — относительную легкостьпередачи на большие расстояния, распределения между потребителями,преобразования в другие виды энергии (механическую, химическую, тепловую,свет)». Её главная особенность заключается в том, что произведенная продукцияне имеет свойства накапливаться для другого использования. Из этого следует,что потребление электроэнергии совпадает с её производством, как по времени,так и по количеству (учитывая потери).
Особенностиэлектроэнергетики:
· Важностьэнергоснабжения для населения.
· Большаякапиталоёмкость развития электроэнергетики.
· Высокийуровень опасности для населения и окружающей среды.
Электроэнергетика– это основная отрасль любой экономики. Она обеспечивает работу промышленности,сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. От неё напрямую зависитуровень социально-экономического развития страны. В электроэнергетике Россииестественная монополия сложилась исторически. Конкуренции в этой отрасли простонет места, так как это означало бы построение дорогостоящих сетей, выполняющиходни и те же функции и задачи, но принадлежащих разным субъектам. В этом случаенеизбежны огромные издержки на строительство этих сетей.
Электроэнергетикаявляется одной из самых быстро развивающихся отраслей хозяйства в России. Вданное время основным потребителем электроэнергии является промышленность, аточнее, машиностроение, металлургия, химическая и лесная промышленность.
Принципыразвития электроэнергетики:
· Строительствоэлектростанций, которые используют дешёвое топливо и гидроэнергоресурсы.
· Сочетаниепроизводства электроэнергии и теплоты.
· Освоениегидроресурсов, учитывая при этом решение задач электроэнергетики, транспорта иводоснабжения.
· Развитиеатомной электроэнергетики.
· Созданиеэнергосистем.
Быстрыетемпы роста и высокий уровень централизации – одна из основных особенностейэлектроэнергетики.
Частичнаяприватизация предприятий и переход к акционерным обществам в российскойэлектроэнергетике начались в 1992 году. Но прежде чем это произошло, былапроведена предварительная реструктуризация отрасли. Возникла проблемасохранения работоспособности отрасли. Быстрое решение этой проблемы заключалосьв создании холдинговой компании, контролирующей всю отрасль электроэнергетики –Российского акционерного общества (РАО) энергетики и электрификации «ЕЭСРоссии».
ЕЭС– единый объект управления электростанциями. Управление ЕЭС происходит изодного центра, который оснащён необходимой электронно-вычислительной техникой.
ОАОРАО «ЕЭС России» — Российская компания электроэнергетики, существовавшая до 1июля 2008 года — яркий пример естественной монополии. Полное название –«Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Единаяэнергетическая система России”». Это сложный комплекс электростанций, которыйобъединён общим режимом работы с одним центром диспетчерского управления (ДУ).
СтруктураЕЭС осуществляет управление на трёх уровнях: межрегиональном, межобластном иобластном. Это позволяет быстро устранить аварию без особого ущерба для ЕЭС иместных потребителей. Центральный пункт находится в Москве. Он контролируетработу всех станций, которые к нему подключены.
Решениео создании РАО «ЕЭС России» принимал Борис Ельцин в 1992 году. «РАО ЕЭС былипереданы имущество и акции тепловых и гидроэлектростанций, магистральные линииэлектропередачи, система диспетчерского управления, пакеты акций региональныхэнергетических компаний и отраслевых научно-проектных и строительныхорганизаций».[11]
Основнаяцель образования РАО «ЕЭС России» — это формирование оптового рынкаэлектроэнергии. Во владение компании, после объединения, поступили около 50новых электростанций. Компания – монополист в области электроэнергетики. Онаконтролирует 77,7% всей мощности электростанций страны. РАО «ЕЭС России»принадлежат все сети линий электропередач страны.
В1991 году были введены дифференцированные тарифы по оплате электроэнергиипотребителями отдельных областей, в зависимости от затрат каждой энергосистемы.Это привело к тому, что более эффективные станции остаются недогруженными, инаоборот, менее эффективные, принадлежащие региональным энергосистемам,страдают от перегрузок.
Цельреформы электроэнергетики России: «вхождение частных собственников вконкурентные секторы электроэнергетики и осуществление государственногоконтроля над естественно-монопольной инфраструктурой».[12]Подготовка реформы началась в 2000 году.
РеорганизацияОАО РАО «ЕЭС России» была проведена в два этапа. Первый этап завершился 3сентября 2007 года. Второй этап завершился 1 июля 2008 года. Именно тогда РАО«ЕЭС России» прекратило своё существование в качестве юридического лица.
Российскаяэнергосистема считается одной из самых надёжных во всём мире.
§2. Газоваяпромышленность
Газоваяпромышленность – это одна из частей топливно-энергетического комплекса,топливной промышленности. В отличие от нефти газ не нужно предварительноперерабатывать для использования, но его необходимо сразу отправлятьпотребителю.
Исходяиз социально-экономических аспектов, основные направления использованияприродного газа, это:
· Коммунальныеи бытовые потребности (отопление, горячая вода, приготовление пищи);
· Государственныенужды (оборона, резервы);
· Обеспечениедругих нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии).
Газиспользуется в таких отраслях как: электроэнергетика, химия, металлургия,строительство, полиграфия. Но наиболее значительный потребитель газа в России –электроэнергетический сектор. За последние несколько лет в этом секторепроизошла переориентация большей части производства тепла и электроэнергии наиспользование газа. Общий объём потребления составляет 40,5%.
Газоваяпромышленность – это отрасль естественной монополии, которая характеризуется,прежде всего, концентрацией уникальных запасов в небольшом числе расположенныхрядом месторождений. При таком условии трудно возникнуть конкурентному рынку.
Газоваяпромышленность – это отрасль, которая в нашей стране за последние несколько летпрактически не изменила объёмы своего производства. При увеличении спросасохраняется потенциал наращивания объёмов добычи не только внутри страны, но иза рубежом.
Постояннаяподача газа позволяет обеспечивать тепло- и электроснабжение населенияпрактически во всех регионах страны.
Выделяютследующие цели газовой промышленности:
· Стабильноеи эффективное удовлетворение спроса на газ;
· РазвитиеЕдиной системы газоснабжения (ЕСГ);
· Совершенствованиегазовой отрасли для повышения экономических показателей;
· Обеспечениепостоянных поступлений в государственный бюджет;
· Стимулированиеспроса на продукцию связанных отраслей;
· Обеспечениевнешних политических отношений.
Реструктуризациягазовой промышленности в России не привела к серьёзным преобразованиям, вотличие от электроэнергетики.
В1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано вГосударственный газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указПрезидента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество«Газпром». РАО «Газпром» поддерживало и способствовало развитию многихотечественных промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставкуматериально-технических ресурсов, а также вкладывал огромные средства насоздание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями«Газпром» ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересыобщества конкретного региона в целом. РАО «Газпром» заключило соглашения осотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. Решаютсявопросы, связанные с ликвидацией долгов потребителей за поставленный газ,обеспечением платежей, а также социальные и экономические задачи – внедрениеновых технологий, сохранение рабочих мест. Роль РАО «Газпром» в России велика.Он даёт около 8% ВВП России, обеспечивает четверть всех налоговых поступлений вбюджет.
В1999 году РАО «Газпром» было преобразовано в ОАО «Газпром». На его долюприходится около 25% поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» является однимиз крупнейших кредиторов в России. Ему принадлежит около 30% европейскогогазового рынка. Он включает в себя 8 газодобывающих объединений и 13региональных газотранспортных предприятий.
«Газпром»занимает одно из самых устойчивых позиций на мировом рынке. Это происходитблагодаря уникальной ресурсной базе и развитой системе газопроводов.
«Газпром»- это пример естественной монополии в России, он является крупнейшимэкспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее времяпрактически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если всеместорождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодныеместорождения станут более востребованными.
Россияобладает 35-40% от мировых запасов природного газа, что составляет более 48трлн. м³ разведанных запасов газа в мире.
Прогнозына дальнейшие объёмы добычи газа в России напрямую зависят отсоциально-экономического развития страны. Существуют три пути развития:
естественный монополия нефтяной газовый
1. Благоприятныйвариант развития: добыча газа в России может составить 645-665 млрд. куб. м в2010 году и 710-730 млрд. куб. м в 2020 году.
2. Умеренныйвариант развития: 635 млрд. куб. м в 2010 году и 680 млрд. куб. м в 2020 году.
3. Критическийвариант развития: всего 555-560 млрд. куб. м в 2010 году и 610 млрд. куб. м в2020 году.
§3. Нефтянаяпромышленность
«Нефть– горючая, маслянистая жидкость, распространенная в осадочной оболочке Земли,важнейшее полезное ископаемое».[13]
Нефтянаяпромышленность – это составная часть топливно-энергетического комплекса,который включает в себя добычу и производства топлива, производство тепловой иэлектрической энергии, распределение и транспортировка энергии и топлива. Онатесно связана со всеми отраслями хозяйства, поэтому играет большую роль дляроссийской экономики. Нефть – самое ценное и важное сырьё для химическойпромышленности, так как она необходима для получения синтетического каучука,синтетических волокон, пластмасс, полиэтилена, белковых веществ, моющихсредств. Продукты нефтяной промышленности применяются в машиностроении: клеи,детали для пластмасс, масла. Остатки от переработки отходов нефти применяются вметаллургии при выплавке алюминия и стали. Продукты из нефти также используютсяи в фармацевтической, и в парфюмерной промышленности, и в медицине.
«Нефтянаяпромышленность – это отрасль тяжёлой индустрии, включающая разведку нефтяных инефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа,трубопроводный транспорт нефти. Цель нефтеразведки – выявление,геолого-экономическая оценка и подготовка к работе промышленных залежей, онапроизводится с помощью геологических, геофизических, геохимических и буровыхработ».[14]
Всеместорождения делятся на следующие группы:
1. детальноразведанные;
2. предварительноразведанные;
3. слаборазведанные;
4. границыне определены.
Внастоящее время разведка месторождений частично приостановлена, так как нехватает средств на ведение интенсивных работ. Но существуют и другие проблемынефтяной промышленности, такие как: нерациональное использование имеющихсяместорождений, большие потери нефти при добыче и транспортировке, старениетехнологий и др.
Внастоящем нефтяную промышленность в России можно охарактеризовать сокращениемобъёмов прироста промышленных запасов, снижением качества и темпов, сокращениемобъёмов бурения, увеличением количества бездействующих скважин, отсутствиемкрупных месторождений, прогрессирующим отставанием отрасли, недостаточнымвопросам социального развития и экологии.
Основнойпотребитель нефти – нефтеперерабатывающие заводы, так как нефть не используетсяв чистом виде. Такие заводы находятся во всех районах, так как гораздо выгоднеетранспортировать нефть в чистом виде, чем продукты её переработки.
Главнойособенностью внутреннего рынка нефти являются сравнительно невысокие цены. Этоприводит, прежде всего, к низкой стоимости бизнеса нефтяных компаний страны посравнению с зарубежными аналогами. До 1992 года цены на сырую нефтьустанавливались правительством для всех компаний. Но в 1992 году прямойконтроль над отраслью решили заменить косвенным регулированием. Этомусоответствовал резкий скачок цен на энергоносители. Чтобы защитить население отскачка, правительство ввело несколько механизмов, которые ограничивали экспорти общую прибыльность нефтедобывающих компаний. На внутренний рынок также влияет«система поставок нефти для государственных нужд»: компании должны продаватьопределённые объёмы нефти государству по фиксированным ценам.
Всоветское время отраслью нефтяной промышленности руководили три ведомства:
1. Министерствонефтяной промышленности (МНП);
2. Министерствостроительства для нефтяной и газовой промышленности (МНГС);
3. Министерствогеологии.
25ноября 1991 года был создан государственный нефтяной концерн«ЛангепасУрайКогалымнефть»(«ЛУКойл») постановлением Совета министров СССР №18.В новом концерне объединились три предприятия: «Лангепаснефтегаз»,«Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и перерабатывающие предприятия«Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Новоуфимский нефтеперерабатывающиезаводы.
В1993 году государственный концерн стал открытым акционерным обществом «Нефтянаякомпания “ЛУКойл”». В 2004 году «ЛУКойл» окончательно стал частной компанией,оставшиеся у государства акции были проданы американской компании.
«ЛУКойл»владеет нефтеперерабатывающими заводами общей мощностью 58 млн т нефти в год.Помимо этого в состав компании входят Коробковский, Усинский, Пермский иЛокосовский газоперерабатывающие заводы.
Транспортировканефти осуществляется с помощью «Транснефти», железнодорожного и водноготранспорта.
««ЛУКойлу»принадлежит несколько нефтяных и нефтепродуктовых терминалов, которыеиспользуются для экспорта нефти и нефтепродуктов:
· Терминалв порту Высоцк (Финский залив Балтийского моря) мощностью около 11 млн т нефтии нефтепродуктов в год.
· Терминалу посёлка Варандей (Баренцево море) мощностью 1,5 млн т нефти в год.
· Терминалв порту Светлый на Балтийском море мощностью 6 млн т нефти и нефтепродуктов.
· ТерминалАстраханский в посёлке Ильинка (Астраханская область) мощностью 2 млн т нефти инефтепродуктов в год.»[15]
Вдальнейшем планируется уменьшить потребление нефти как энергетического сырья иувеличить потребление атомной, солнечной и другими видами энергии, особенно вхимической промышленности и многих отраслях хозяйства.
Однако,по объёмам нефтезапасов «ЛУКойл» всё же уступает ещё одной крупнейшей нефтянойкомпании – «Роснефти». В 1991 году на базе расформированного Министерстванефтяной и газовой промышленности СССР была создана государственная нефтянаякомпания «Роснефтегаз». В 1993 году она была преобразована в государственноепредприятие «Роснефть». В 1995 году «Роснефть» была акционирована.
К2008 году появилась идея объединить крупные нефтяные компании для созданияединого нефтяного концерна, которые бы стала лидером мировой нефтянойиндустрии. Формирование государственной нефтяной компании на базе«Роснефтегаза» задумывалось ещё в 2001 году. Государство хотело объединить«Роснефть» и «Газпром». На базе «Роснефти» должны были объединиться «Роснефть»,«Сургутнефтегаз», «Зарубежнефть» и РуссНефть». В результате слияния может бытьобразован лидер мировой нефтяной индустрии.
/>/>
Глава 3. Регулированиеестественных монополий
§1. Методы регулирования
Вситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлятьконтроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественноймонополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главнойпричиной необходимости регулирования их деятельности.
Государственныйконтроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольномзаконодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслейестественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательномуобслуживанию.
Государственноерегулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования:в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, вкоторых:
— Большуючасть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;
— Финансированиепроисходит с использованием огромных сумм денег;
— Развитиебизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развитияпромышленности на конкретной территории.
Существуюттри способа регулирования естественных монополий:
1. Прямоегосударственное регулирование.
Сутьтакого регулирования определяется, как правило, специальными законодательнымиактами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям иположения по их регулированию.
Притаком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляетсянеобходимость создания органа государственного контроля над деятельностьюестественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будутучитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп.Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаровотраслей естественной монополии. А это является необходимой частью прирегулировании.
2. Торгиза возможность использования и эффективность в разных условиях.
Этотспособ регулирования естественной монополии связан с использованием механизмаэкономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на правоведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки неэкономической, а административной системы. При таком способе регулированиязаключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.
3. Ценоваядискриминация.
Такимметодом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистыйдоход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект отдеятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разнымпокупателям. Главное условие ценовой дискриминации – это невозможностьперепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимостиот способа осуществления:
1. Перваястепень.
Этопродажа каждой единицы блага по цене её спроса. В таком случае кривая спросадля монополиста становится кривой предельного дохода. Осуществить дискриминациютакой степени получается крайне редко.
2. Втораястепень.
Монополистпродаёт не каждую единицу блага, а её определённые партии по разным ценам.
3. Третьястепень.
Толькоесли отраслевой спрос предстаёт в виде отдельных групп потребителей сразличными функциями спроса.
Естественныемонополии очень часто используют ценовую дискриминацию при регулировании.
СогласноЗакону «О естественных монополиях» существуют два метода регулированияестественных монополий:
1. Ценовоерегулирование.
Егосуть состоит в определении и установлении фиксированных цен на товары и услуги,либо их предельного уровня, либо предельных коэффициентов изменения цен натовары отраслей естественных монополий. Этот порядок закреплен специальныминормативными актами.
Существуетнесколько методов ценового регулирования:
· Методпредельных издержек.
Государствоконтролирует, чтобы установленная монополистом цена равнялась предельнымиздержкам. Так обеспечивается эффективное производство и потребление продукции.
· Методсредних издержек.
Ценадолжна быть равна средним издержкам. При этом методе товаров можетпроизводиться меньше, чем должно быть для эффективной экономики в целом. Сдругой стороны, монополист заранее знает, что все его расходы будуткомпенсированы, то есть, нет необходимости минимизировать издержки.
· Методустановления потолка цен.
Этотметод обычно приводит к дефициту продукции.
· Субсидированиеестественных монополий.
Этометод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по болеенизким ценам за счёт других, которые платят больше.
Получаетсятак, что промышленные предприятия субсидируют тарифы для населения.
2. Неценовоерегулирование.
Сутьсостоит в определении потребителей, которые нуждаются в обслуживании,установление уровня их обеспечения, с учётом необходимости защиты прав и интересовграждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурныхценностей. Ресурсы, которые необходимы при производстве какого-либо товара,ограничены, а иногда и вовсе исчерпаны. Это позволяет выборочно продаватьтовары разным потребителям. Государство вмешивается, чтобы защитить интересывсех потребителей.
Какойименно метод использовать при регулировании определяет орган регулированияестественных монополий. Это решение принимается после тщательного анализаконкретного регулируемого субъекта.
Чтобыгосударственная политика в сферах деятельности субъектов естественных монополийбыла наиболее эффективной, необходим государственный контроль:
1. Предварительныйконтроль.
Этообязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либосделок, также представление другой необходимой информации в соответствующиеорганы.
2. Последующийконтроль.
Этообязательное оповещение органа регулирования естественной монополии одействиях, совершаемых над субъектом монополии.
Субъектыестественных монополий находятся в особом положении. Отсюда появиласьнеобходимость ограничить их экономическую деятельность. Субъекты естественныхмонополий не имеют права отказаться от заключения договоров с отдельнымипотребителями на производство товаров, если они имеют возможность произвеститакие товары. Субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать доступ нарынки товаров и услуг, производить товары и услуги, регулируемые Законом «Оестественных монополиях». Также они обязаны предоставлять отчёты о своей работеи проекты планов вложений.
§2. Органы регулированияестественных монополий
Какмы выяснили, естественные монополии нуждаются в экономическом регулировании. Наэто существует несколько причин:
· Обеспечениебаланса между потребителями и предприятиями;
· Определениетарифов справедливыми и эффективными способами;
· Стимулированиепредприятий к уменьшению издержек, улучшению качества обслуживания, повышениюэффективности работы;
Длярегулирования естественных монополий созданы специальные органы, выполняющиеопределённые функции. Органы регулирования естественных монополий контролируютдействия, совершаемые с участием или в отношении субъектов естественныхмонополий.
«Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственногорегулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулированияи контроля деятельности субъектов естественных монополий».[16]
Органырегулирования естественных монополий контролируют:
· Вложениясубъекта естественной монополии в производство товаров, в отношении которых неприменяется регулирование с помощью Федерального закона.
· Сделки,в результате которых хозяйствующий субъект приобретает право собственности начасть средств субъекта монополии, предназначенных для производства товаров.
Дляорганов регулирования естественных монополий существуют гарантии исполнения ихфункций. Органы могут быть ликвидированы только при появлении конкуренции наданном рынке товаров или услуг. Сообщения об этом обычно публикуются всредствах массовой информации. Органы регулирования естественных монополиймогут получить информацию о деятельности естественных монополий. По ихтребованию субъекты монополий, органы исполнительной власти и местногосамоуправления должны предоставлять документы, объяснения и любую другуюинформацию. Информация о деятельности естественной монополии должнапредоставляться органам регулирования заинтересованными лицами. Органырегулирования должны вносить предложения по улучшению законодательства оестественных монополиях. Все рекомендации направляются в Правительство РФ надальнейшее рассмотрение.
19ноября 1995 года была образована Федеральная энергетическая комиссия Российскойфедерации (ФЭК РФ) по регулированию основных отраслей промышленности. 25 января1996 года была образована Федеральная служба Российской Федерации порегулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России). Затем былаобразована Федеральная служба по регулированию транспорта (ФСЕМТ России). Онарегулировала следующие сферы: железнодорожные перевозки, услуги транспортныхтерминалов, портов, аэропортов.
В1996-1998 годах регулирование деятельности естественных монополийосуществлялось специальными федеральными органами исполнительной власти наоснове Закона «О естественных монополиях».
В1998 году было образовано Министерство по антимонопольной политике. 22 сентября1998 года были упразднены служба по регулированию в области связи и в областитранспорта. Их функции были переданы образовавшемуся Министерству РФ поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
30января 2002 года была создана Комиссия Совета Федерации по естественныммонополиям. В состав этой Комиссии входят 41 член Совета Федерации. СозданиюКомиссии способствовала важность контроля и регулирования естественныхмонополий, развития конкуренции при соблюдении интересов государства и обществав условиях экономических реформ. Деятельность Комиссии Совета Федерации поестественным монополиям ведётся в рамках пяти подкомиссий:
1. поэлектро- и теплоэнергетике;
2. пожелезнодорожному транспорту, по морским портам и аэропортам;
3. посвязи;
4. поразвитию нефтегазовой отрасли, трубопроводному транспорту, работе терминалов;
5. пообщим вопросам реформирования естественных монополий.
КомиссияСовета Федерации по естественным монополиям, согласно Регламенту, имеетследующие полномочия:
· Разрабатыватьи рассматривать законопроекты по вопросам своего ведения;
· Предлагатьпо разделам проекта федерального бюджета;
· Подготавливатьзаключения по проектам законов, переданных на рассмотрение Совета Федерации;
· Рассматриватьзаконопроекты, внесённые в Государственную Думу;
· Приниматьучастие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;
· Организовыватьпроведение мероприятий по вопросам своего ведения;
· Решатьвопросы организации своей деятельности.
Органырегулирования естественных монополий могут изменять или вообще прекращатьрегулирование отдельных субъектов естественных монополий, при этом субъектисключается из реестра. Вопросы, касающиеся регулирования, могут бытьрассмотрены на основании предложений федеральных органов исполнительной власти,органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов,хозяйствующих субъектов.
Решениеоб изменении регулирования принимается только на основе тщательного анализадеятельности субъекта естественной монополии. Прежде всего, обращается вниманиена:
— затратына производство товаров;
— налогии другие платежи;
— стоимостьпроизводственных средств;
— прибыльот реализации товаров, которую рассчитывают получить;
— расстояниемежду потребителями и местом производства товаров;
— соотношениекачества товаров и спроса потребителей;
— материальнаяподдержка государства.
СуществуетИнститут проблем естественных монополий, который является центром поисследованию основных отраслей естественной монополии: электроэнергетики,газовой промышленности и железнодорожного транспорта.
Институтпроводит исследования и предоставляет экспертную оценку на деятельностьестественных монополий.
§3. Регулирование вусловиях кризиса
Финансовыйкризис коснулся всех областей экономики, включая и отрасли естественныхмонополий. В отличие от других отраслей, кризис не так сильно коснулсяестественных монополий, так как их товары и услуги рассчитаны на огромноеколичество людей.
Сначалом финансового кризиса, актуальным стал вопрос о росте тарифовестественных монополий. В мае 2008 года этот вопрос был поднят, тогда и былиустановлены сегодняшние параметры увеличения цен на электроэнергию, природныйгаз и железнодорожные перевозки. Но как стало видно, это решение осталосьпрактически незамеченным: доля расходов монополистов была незначительна, и большинствонаселения спокойно отнеслись к росту цен на коммунальные услуги ижелезнодорожные билеты. Всё изменилось с наступлением кризиса. Увеличениетарифов повлекло за собой недовольство и волнения со стороны граждан. Еслитарифы и дальше будут продолжать расти, то уровень жизни большей частинаселения будет продолжать стремительно падать. Это приведёт к неплатежам закоммунальные услуги. Проблема тарифов естественных монополий в условиях кризисастала одной из самых главных проблем финансового кризиса.
Частопоступают предложения заморозить тарифы. Например, по мнению президентаРоссийского союза строителей Виктора Забелина, это является одной из главных инеобходимых мер для поддержки строительной отрасли во время финансовогокризиса. В. Забелин: «Нельзя терпеть, когда в условиях финансового кризисаестественные монополии поднимают тарифы на воду, электроэнергию, транспорт. Этонеправильно». Но такая политика не устраивает самих монополистов, то естьпротив неё могут выступить «Газпром», РЖД, «ЛУКойл». Естественно, эту проблемутщательно исследует Институт проблем естественных монополий. Вот мнениегенерального директора этого института Юрия Саакяна: «Я считаю, что государстводолжно придерживаться утвержденных показателей роста тарифов: и монополии,и их потребители уже заложили в свои бюджеты этот рост. Заморозка тарифовнанесет монополиям больше ущерба, чем принесет пользы потребителям». То естьзамораживание тарифов приведёт к сокращению инвестиционных программ, что можеточень плохо повлиять на экономическое развитие страны в целом после кризиса.
Попрогнозам, рост тарифов естественных монополий в 2009 году потребует 780 млрд.рублей. Но большая часть этих средств вернётся в экономику в форме инвестиций.Таким образом, мы видим, что если не замораживать тарифы, а увеличитьинвестиционные программы, то у промышленного производства будет стимулразвиваться внутри страны.
Триосновные отрасли естественных монополий – газовая, электроэнергетика ижелезнодорожный транспорт. Эти отрасли в период кризиса могут стать одними изсамых главных и важных потребителей промышленной продукции, тем самым ониобеспечат достаточный спрос для того, чтобы сохранить промышленноепроизводство. То есть они являются стабилизаторами для некоторых смежныхотраслей промышленности.
«Впрогнозе, утверждённом правительством в августе 2008 года, были следующиекоэффициенты индексации тарифов:
· Нагаз и электроэнергию – на 25%
· Нажелезнодорожные перевозки – на 21,8%
· Науслуги телеграфа – на 25%
· Напересылку корреспонденции – на 20%
· Наместную телефонную связь – на 8%» [17]
Всеэти расчёты были сделаны ещё до экономического кризиса, поэтому они непредусматривали сложившуюся ситуацию. Во-первых, доходы потребителей оказалисьне такими, на какие рассчитывали ещё несколько месяцев назад. Во-вторых,естественные монополии ограничивают инвестиционные вложения в условиях кризиса.В-третьих, спрос на услуги монополий стал заметно сокращаться. Из этогоследует, что составленные ранее прогнозы нуждаются в тщательной корректировке.
Темавысоких темпов роста тарифов была поднята ещё в ноябре нефтяными компаниями, ав декабре её продолжил Владимир Путин. До этого возможность снижения тарифовкатегорически отвергалось, но теперь, уже мало кто сомневается, что темпы ростанеобходимо снизить. «Владимир Путин заявил, что полное замораживание тарифов науслуги естественных монополий – “эффективное, но далеко не всегда эффективное”решение».[18] По его мнению,заморозить тарифы, с одной стороны, является правильным решением, но с другой,может привести не к самым лучшим последствиям.
Правительствоопределилось с темпом роста тарифов, то есть было решено, что тарифы на товарыи услуги естественных монополий не будут расти такими высокими темпами, какбыло запланировано ещё до кризиса. То есть решили снизить пока толькопредельный уровень повышения тарифов на газ, железнодорожные перевозки иэлектроэнергию для населения. Но в общем рост тарифов собираются пересмотреть всередине или в конце 2009 года в сторону значительного снижения. Планируетсясокращение тарифов до 10-15% от запланированного уровня.
Заключение
Вданной работе я подробно изучила сущность естественных монополий, ихвозникновение, деятельность, признаки. Также я выяснила, что естественныемонополии – это отрасли, которые необходимо регулировать. В этом и состоитпроблема естественных монополий.
Проблемарегулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранениебаланса между интересами населения и монополистами – это очень непростаязадача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливымобразом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулироватьпредприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства,улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданыорганы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либорешение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательныйанализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
Проблемарегулирования естественных монополий в условиях кризиса является одной изнаиболее значимых проблем. До кризиса наблюдался стремительный рост тарифовестественных монополий. Но население не сильно обращало на это внимание.Поэтому вопрос о снижении темпов роста тарифов особо не рассматривался. Снаступлением кризиса, этот рост стал существенно ощутимым. Соответственно,возник вопрос о решении этой проблемы. Существуют три пути решения даннойпроблемы.
Замораживаниетарифов выгодно, прежде всего, для населения и отраслей промышленности,зависящих от продукции естественной монополии. Населению никогда не был выгоденрост цен на коммунальные услуги и железнодорожные перевозки. Тем не менее, докризиса, этот рост не ощущался так сильно. С наступлением кризиса всёпоменялось. Политика замораживания тарифов не устраивает самих монополистов.Замораживание может привести к сокращению инвестиционных программ, что оченьважно.
Другойпуть решения проблема – продолжение роста тарифов. Эта политика выгоднамонополистам и невыгодна потребителям. То есть если увеличить инвестиционныепрограммы, то есть повысить темп роста тарифов, то естественные монополии послекризиса могут быстрыми темпами поднять промышленность и улучшить экономическоеблагосостояние страны, то есть помогут стране как можно раньше выйти из кризисаи с меньшими потерями. Но если тарифы и дальше будут расти, то это приведёт кмассовым неплатежам, что тоже не является решением проблемы.
Множествомнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественныхмонополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение исохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении даннойпроблемы необходим компромисс.
Компромиссзаключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболееправильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываютсяинтересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы несокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынужденомного платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовыхнеплатежей.
Правительствоприняло это решение. Конечно, на данный момент, когда кризис в самом разгаре,решение о регулировании естественных монополий и тарифов ещё рассматривается,но верные шаги к улучшению благосостояния страны уже предприняты.
Библиографический список:
1. Федеральныйзакон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
2. АкуловВ.Б. Теория организации. Петрозаводск, 2002
3. АндросовК.Г. Государственное регулирование естественных монополий. СПб., 2000
4. ДубовК.С. Формирование экономического механизма развития предприятия — субъектаестественной монополии. СПб., 2001.
5. КовалеваТ.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2000.
6. ЛенинВ.И. Полное собрание сочинений. М.,1983
7. РобинсонД. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.,1986
8. СаакянЮ. Федеральный справочник. М.,2008
9. СмитА. Богатство народов. 1962
10. ЧемберлинЭ. Теория монополистической конкуренции. М.,1996
11. ШаститкоА.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественноймонополии. М., 2000.
12. ШелеховД.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газовогокомплекса). М., 2000.
13. АстаповК. О государственном регулировании естественных монополий //Общество иэкономика. 2003.
14. БелоусоваН., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественныхмонополий в экономике России // Общество и экономика. — 2002.
15. БелоусоваН.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий вРоссии: законодательные аспекты // ЭКО. – 2001.
16. БутыркинА.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика имеждународные отношения. – 2003.
17. www.inventech.ru
18. www.be.economicus.ru
19. www.bd.fom.ru
20. www.pokapital.ru
21. www.faito.ru
22. www.erudition.ru
23. www.50.economicus.ru
24. www.mosenergo.ru
25. www.rbc.ru
26. www.bfm.ru
27. www.gosgaz.ru