Реферат по предмету "Экономика"


Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта

Технико-экономическоеобоснование (ТЭО)
Технико-экономическоеобоснование (ТЭО) — это изучение экономической выгодности, анализ и расчетэкономических показателей создаваемого инвестиционного проекта. Целью проектаможет быть создание технического объекта или строительство или реконструкциясуществующего здания.
Главной задачей присоставлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и егорезультатов, анализ срока окупаемости проекта.
Составить ТЭО необходимосамому предпринимателю для понимания того, что стоит ли ждать от проекта, а дляинвестора ТЭО предпринимателя, запрашивающего инвестиции необходимо, дляпонимания сроков окупаемости вложенных денег. Разработка ТЭО может бытьпоручена как группе специалистов (в сложных проектах), так и может бытьсоставлено и самостоятельно предпринимателем.
Что же является основнымиотличиями ТЭО от бизнес-плана?
Обычно ТЭО составляетсядля новых проектов на уже существующем предприятии, поэтому такие блоки, какмаркетинговые исследования, анализ рынка, описание предприятия и продукта неописываются в таких ТЭО.
Но иногда возникаетситуация и дополнительно в ТЭО приводятся подробные данные об анализетехнологий и оборудования и причины их выбора.
Таким образом, технико-экономическоеобоснование (ТЭО) является более коротким и содержательным документом, чемполноценный бизнес-план.

Методикасоставления ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
При составлении ТЭОдопускается следящая последовательность тематических частей:
— исходные данные,информация о секторе рынка,
— существующиевозможности действующего бизнеса предприятия,
— источники сырья,материальные факторы длоя развития бизнеса,
— капитальные затратыпредполагаемые для достижения поставленной цели,
— эксплуатационныезатраты при реализации проекта,
— производственный план,
— финансовая политика ифинансовая составляющая проекта,
— общая информация обудущем проекте.
В общем, в ТЭО приводитсяописание отрасли, в которой работает предприятие, и дается обоснование выборатерриториального и географического положения действующего и предполагаемогобизнеса, а так же описывается вид выпускаемой продукции. Здесь необходимымявляется описание и обоснование цен на выпускаемую продукцию. При этомфинансовая часть ТЭО содержит информацию об источниках финансирования и срокипогашения задолженности, условия использования заемных средств.
Расчеты в ТЭО состоят изтаблиц, в которых представлено движение денежных средств и баланс.
Такая структура ТЭО можети не являться единственно правильной и может изменяться в зависимости отконкретного проекта. Так же, она может быть расширена для больших и сложныхбизнес проектов.
В чем отличиетехнико-экономического обоснования (ТЭО) от бизнес-плана?
В современном бизнесе иделопроизводстве термины бизнес-план и технико-экономическое обоснование прочновошли в лексикон терминов предпринимателей и экономистов, но четкого разделениятаких понятий до сих пор нет. В материале делается попытка осветить вопросысхожести и различия бизнес-плана и технико-экономического обоснования бизнеса.
Теоретики предлагаютпредставления, что технико-экономическое обоснование — результат разнообразныхисследований, как экономической направленности, так и маркетинговыхисследований. Но при этом делается вывод о реалистичности проекта, иопределяется круг экономических, организационных и других предполагаемыхрешений для оптимизации производственного процесса. При этом частотехнико-экономическое обоснование является составной частью бизнес-плана.
При этом существуетмнение, что технико-экономическое обоснование, в какой-то мере, представляетсобой либо сокращенный вариант бизнес-плана, либо, напротив, это обычныйбизнес-план, который назвали технико-экономическим обоснованием.
Необходимо отметить, чтоесли порядок составления и структуры бизнес-плана четко прописаны, то присоставлении ТЭО можно найти несколько различных вариантов написания, которыеразличаются в зависимости от рассматриваемых проблем.
Существуют следующие вариантытехнико-экономического обоснования на практике:
Пример №1
1. реальное состояниепредприятия;
2. анализ рынка и оценкапроизводственных мощностей предприятия;
3. техническаядокументация;
4. положение дел струдовыми ресурсами;
5. организационные инакладные расходы предприятия;
6. оценка длительностипроекта;
7. анализ финансовойпривлекательности и экономической обоснованности проекта.
Пример №2
1. суть предлагаемогопроекта, представление основ проекта и принципов его воплощения в жизнь;
2. небольшой обзор рынка,изложение результатов различных исследований с целью изучения спроса на новуюуслугу или товар;
3. технологические иинженерные аспекты проекта:
а) описание процессапроизводства;
б) доказательстванеобходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого;
в) сравнение новогопродукта с действующими стандартами качества;
г) обзор сильных и слабыхсторон нового товара или услуги;
4. финансовые иэкономические показатели, включающие в себя:
а) предполагаемые инеобходимые инвестиции в проект;
б) предполагаемыевнутренние и внешние финансовые источники;
в) производственныеиздержки;
5. оценка эффективности иокупаемости продвигаемого проекта, гарантия возврата внешних заимствований;
6. восприимчивостьпредлагаемого нового продукта, услуги к существующим на рынках рискам, а такжестойкость к возможным рискам в будущем;
7. общая оценкаэффективности возможного внешнего заимствования.
Пример № 3
1. краткое изложение всехосновных положений технико-экономического обоснования;
2. условия претворениянового проекта в жизнь (кому принадлежит авторство проекта, исходный материалпо проекту, какие подготовительные мероприятия и исследования уже проведены ит.п.);
3. анализ предполагаемыхрынков сбыта, обзор производственных возможностей предприятия, а также расчетпиковых возможностей предприятия и ряд других факторов;
4.в данном разделеотражается все, что связано с обеспечением производства (необходимые запасы ипроизводственные ресурсы), анализ существующих контрагентов и возможныхпоставщиков, анализ возможных издержек на различные производственные факторы;
5.раздел посвящентерриториальному расположению предприятия и расходам, связанным с этим положением(ориентировочная оценка, где будет находиться предприятие, предварительныерасчеты, связанные с оплатой аренды участка под производство или под офисноепомещение);
6. конструкторская ипроектная документация (оценка необходимых технологий для нового проекта,оценка дополнительных объектов вспомогательного назначения, без которых будетневозможно осуществление производства;
7. организационные идругие дополнительные расходы, связанные с новым проектом (расчетдополнительных расходов, а также набросок предполагаемой структуры будущегопроизводства);
8. анализ трудовыхресурсов для будущего проекта (оценка человеческих ресурсов, которыепонадобятся для запуска нового проекта). Указывается предполагаемое числорабочего и обслуживающего персонала, необходимое количество инженерно-техническихработников. Кроме того, указывается, будут ли привлекаться только местныеработники, либо иногородние (иностранные) специалисты. В этом же разделеуказываются просчитанные затраты на оплату труда, налоги, связанные сзаработной платой и ряд других моментов;
9. график ходаосуществления представляемого проекта;
10. общая оценкаэкономической и финансовой состоятельности планируемого проекта.
Отметим, что многие изприведенных примеров технико-экономического обоснования, особенно последнийпример, напоминает детально составленный бизнес-план.
Существует тонкая граньмежду ТЭО и бизнес-планом, и это приводит к тому, что с большой долейуверенности можно сказать, что если от вас потребуется предоставитьтехнико-экономическое обоснование проекта, можно смело составлять детальнопроработанный бизнес-план, при этом оставив ненужные споры — теоретикамэкономической науки, а лучше перейти к делу.
Методика составления технико-экономическогообоснования (ТЭО):
1. Оглавление или структура.Краткое описание глав документа.
2. Общее описаниепроекта, вводные данные о проекте. Информация об исследованиях, которые былипроведены предварительно, оценка необходимых инвестиций.
3. Описание рынка ипроизводства. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, описание мощностейпредприятия.
4. Сырье и ресурсы.Расчет необходимых объемов материальных ресурсов, прогноз и описание поставокресурсов на предприятие, анализ цен на них.
5. Выборместорасположения предприятия (объектов предприятия). Обоснование выбора местаи оценка стоимости аренды помещения или участка.
6. Проектнаядокументация. Описание технологии производства будущих изделий, характеристикинеобходимого оборудования, дополнительные строения.
7. Организационнаяструктура предприятия. Описание организации предприятия и накладные расходы.
8. Трудовые ресурсы.Оценка потребности в трудовых ресурсах с делением на категории (рабочие,служащие, топ-менеджеры, руководители и т. д). Оценка расходов на заработнуюплату.
9. Сроки осуществления проекта.План-график проекта, смета расходов, размеры траншей и пр.
10. Экономическиерасчеты. Оценка инвестиционных издержек, производственные издержки, финансоваяоценка проекта.
ОтличиеТЭО от Инвестиционного меморандума
При проведенииисследования в области маркетинга, задачей которого являлось выявлениепредпочтений потребителей на рынке консалтинговых услуг, была выявлена, в томчисле и потребность в написании инвестиционных меморандумов и бизнес-планов.
В ходе проведенногоанализа опросов, анкетирования, письменных обращений, можно сделать вывод, чтона современном российском рынке бизнес-услуг, сложилась некая неопределенностьв вопросах определений и толкований ряда близких понятий, таких как:инвестиционный меморандум, ТЭО и бизнес-план. Приведем объяснение периодичностьпоявления на свет этих экономических документов.
До появленияинвестиционного меморандума создается технико-экономическое обоснование или ТЭО- это является основой при определении необходимости финансовых вложений. ТЭОэто документ, как правило, который создается силами ведущих финансовыхменеджеров компаний. Целью технико-экономического обоснования являетсяопределение, насколько данное вложение финансов будет перспективным и способнопринести финансовую выгоду. Создавая инвестиционный меморандум по сутипреследуют то же самое, но инвестиционный меморандум создается для инвесторов.
Создав ТЭО, переходят к составлениюболее тщательного документа, в котором определяется, как вновь создаваемыйпродукт, либо проект, будет себя вести в условиях, имеющегося рынка. А также,какое воздействие будет оказывать на планируемый проект уже имеющиесяконкурентные факторы на рынке, а также настоящие и будущие риски. Такого родадокумент, получил название бизнес-план.
В ходе работы сбизнес-планом, как правило, начинается рост издержек коммерческой структуры,связанный с необходимостью работ в области проведения исследований в сферемаркетинга. Такие исследования ставят своей целью определить, насколькопредположения, которые изложенные в технико-экономическом обосновании, будутсоответствовать данным, которые будут получены в ходе этих исследований. Еслиэти исследования приводят к тому, что если данные, предположения и предложениятехнико-экономического обоснования подтверждаются в ходе маркетинговыхисследований, то проект вправе претендовать на получение финансирования. Финансовыерасчеты позднее ложатся в основу инвестиционного меморандума.
Этап рождения новогопредприятия чрезвычайно ответственный для финансовых менеджеров. На этом этапеначинается определение и становление политики предприятия, начинает поступатьинформация, которая дает реальную информацию о возможных сторонах и скоростейразвития.
отличиеинвестиционного меморандума от ТЭО
В ходе оценки настоящегоположения предприятия, а также возможных будущих рисков, разрабатываетсядокумент, называющийся — «Инвестиционного меморандума». Основная цельинвестиционного меморандума состоит в том, чтобы привлечь, при необходимости, всуществующий проект внешнее финансирование.
Чаще всего инвестиционныймеморандум формируется консалтинговой компанией на основании бизнес-плана иотличается от него тем, что включает в себя информацию инвестиционногохарактера.
На этом этапе финансистыпредприятия должны осуществлять постоянный контроль над состоянием рынка. Цельтакой работы состоит в том, чтобы контролировать конкурирующие структуры,выявлять новые возможности на существующих рынках и находить возможные новыениши для освоения.
При этом основная задачасводится к тому, чтобы просчитать и выявить тот этап развития, когдапредприятию будут необходимы финансовые инвестиции, написание инвестиционногомеморандума и привлечь стратегические инвестиции в свой проект. И кроме того,менеджеры-финансисты, должны определить и рассчитать сумму необходимых финансовыхвливаний в проект. Период, когда финансовые менеджеры предприятия начинаютпрорабатывать различные сценарии развития, является начальным при составленииинвестиционного меморандума. Определяются различные сценарии развития событий.Пессимистичный сценарий (рассчитываются все возможные последствиянедостаточного финансирования и связанные с этим показатели рентабельности ириски для бизнеса). Оптимистичный сценарий развития событий, где необходимоотразить экономические показатели при достаточном финансировании.
Особенностиоценки эффективности проектов с учетом факторов риска и неопределенности
Под неопределенностьюпонимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта,в том числе связанных с ними затратах и результатах. При оценивании проектовнаиболее существенными представляются следующие виды неопределенности иинвестиционных рисков:
— риск, связанный снестабильностью экономического законодательства и текущей экономическойситуации, условий инвестирования и использования прибыли;
— внешнеэкономическийриск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие граници т.п.);
— неопределенностьполитической ситуации, риск неблагоприятных социально- политических изменений встране или регионе;
— неполнота или неточностьинформации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новойтехники и технологии;
— колебания рыночнойконъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
— неопределенностьприродно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;
— производственно — технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак ит.п.);
— неопределенность целей,интересов и поведения участников;
— неполнота илинеточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий — участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорныхобязательств).
Организационно-экономическиймеханизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включатьспецифические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с нимнеблагоприятные последствия.
В этих целяхиспользуются:
— разработанные заранееправила поведения участников в определенных «нештатных» ситуациях(например, сценарии, предусматривающие соответствующие действия участников притех или иных изменениях условий реализации проекта);
— управляющий(координационный) центр, осуществляющий синхронизацию действий участников призначительных изменениях условий реализации проекта.
В проектах могутпредусматриваться также специфические механизмы стабилизации, обеспечивающие защитуинтересов участников при неблагоприятном изменении условий реализации проекта(в том числе в случаях, когда цели проекта будут достигнуты не полностью или недостигнуты вообще) и предотвращающие возможные действия участников, ставящиепод угрозу его успешную реализацию. В одном случае может быть снижена степеньсамого риска (за счет дополнительных затрат на создание резервов и запасов,совершенствования технологий, уменьшения аварийности производства,материального стимулирования, повышения качества продукции), в другом – рискперераспределяется между участниками (индексирование цен, предоставлениегарантий, различные формы страхования, залог имущества, система взаимныхсанкций).
Как правило, применение впроекте стабилизационных механизмов требует от участников дополнительныхзатрат, размер которых зависит от условий реализации мероприятия, ожиданий иинтересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие затратыподлежат обязательному учету при определении эффективности проекта.
Неопределенность условийреализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществленияпроекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации иранее существовавшая неопределенность «снимается».
С учетом этого системауправления реализацией инвестиционного проекта должна предусматривать сбор иобработку информации о меняющихся условиях его реализации и соответствующуюкорректировку проекта, графиков совместных действий участников, условийдоговоров между ними.
Для учета факторов неопределенностии риска при оценке эффективности проекта используется вся имеющаяся информацияоб условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких-либовероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующиетри метода (в порядке повышения точности):
— проверка устойчивости;
— корректировкапараметров проекта и экономических нормативов;
— формализованноеописание неопределенности.
Метод проверкиустойчивостипредусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятныхили наиболее «опасных» для каких- либо участников условиях. Покаждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условияхорганизационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этомдоходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства инаселения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается.
Проект считаетсяустойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях интересыучастников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются засчет запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.
Степень устойчивостипроекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может бытьохарактеризована показателями предельного уровня объемов производства, ценпроизводимой продукции и других параметров проекта.
Метод корректировкипараметров проекта и экономических нормативов. Предельное значение параметрапроекта для некоторого t-го года его реализации определяется как такое значениеэтого параметра в t-м году, при котором чистая прибыль участника в этом годустановится нулевой.
Одним из наиболее важныхпоказателей этого типа является точка безубыточности, характеризующая объемпродаж*, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержкамипроизводства.
При определении этогопоказателя принимается, что издержки на производство продукции могут бытьразделены на условно-постоянные (не изменяющиеся при изменении объемапроизводства) издержки Зс и условно-переменные, изменяющиеся прямопропорционально объему производства Зv (объем).
Точка безубыточности (Тб)определяется по формуле:
/>,

где Ц – цена единицыпродукции.
Для подтвержденияработоспособности проектируемого производства (на данном шаге расчета)необходимо, чтобы значение точки безубыточности было меньше значенийноминальных объемов производства и продаж (на этом шаге). Чем дальше от нихзначение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект.
Метод расчетаусложняется, если при изменении объемов производства или, что то же, приизменении уровня использования производственной мощности величина издержекизменяется нелинейно, хотя алгоритм остается прежним.
Возможнаянеопределенность условий реализации проекта может учитываться также путемкорректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономическихнормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих целях:
— сроки строительства ивыполнения других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;
— учитывается среднееувеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации,пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;
— учитываютсязапаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановыеотказы оборудования, допускаемые персоналом нарушения технологии, уплачиваемыеи получаемые штрафы и иные санкции за нарушения договорных обязательств;
— в случае, если проектомне предусмотрено страхование участника от определенного вида инвестиционногориска, в состав его затрат включаются ожидаемые потери от этого риска.
Аналогично в составекосвенных финансовых результатов учитывается влияние инвестиционных рисков насторонние предприятия и население; увеличивается норма дисконта и требуемаяВНД.
Наиболее точным (но инаиболее сложным с технической точки зрения) является метод формализованногоописания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболеечасто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включаетследующие этапы:
— описание всегомножества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующихсценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических,экономических и т.п. параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат(включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием ирезервированием), результатов и показателей эффективности;
— преобразование исходнойинформации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельныхусловий реализации и соответствующих показателях эффективности или обинтервалах их изменения;
— определение показателейэффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации– показателей ожидаемой эффективности.
Основными показателями,используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантовпроекта) и выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегральногоэффекта Эож(экономического – на уровне народногохозяйства, коммерческого – на уровне отдельного участника).
Эти же показателииспользуются для обоснования рациональных размеров и форм резервирования и страхования.
Если вероятностиразличных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральныйэффект рассчитывается по формуле математического ожидания:
/>,
где Эож –ожидаемый интегральный эффект проекта;
Эi – интегральный эффект при i-мусловии реализации;
Рi – вероятность реализации этогоусловия.
В общем случае расчетожидаемого интегрального эффекта рекомендуется производить по формуле:
/>,
где Эmax и Эmin– наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта подопустимым вероятностным распределениям;
/> — специальный норматив для учетанеопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующегохозяйствующего субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемогоинтегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.