СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2. Основные экономическиепоказатели торговой деятельности предприятия
3. Материально-техническая база предприятия
4. Методы сбора информации о покупательском спросе натовары и услуги и конъюнктуре товарного рынка, ее использовании в принятиикоммерческих решений
5. Прогнозирование потребности в товарах
6. Анализ структуры хозяйственных связей
7. Формы оптовых закупок товаров на предприятии, их роль вобеспечении товарными ресурсами
8. Методы продажи товаров и целесообразность их применения
9. Дополнительные услуги оптовымпокупателям и населению, их виды, степень распространения и эффективность
10. Реклама и стимулирование продажи товаров и услуг напредприятии
11. Управление ассортиментом посуды на предприятии
12. Организация товароснабжения розничной сети
Список использованных источников
Приложения
1. ОРГАНИЗАЦИОННО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРЕДПРИЯТИЯ
Закрытое акционерноеобщество «Для Дома» зарегистрировано решением Минского городскогоисполнительного комитета от 07.09.2004 № 1030 в Едином государственном регистреюридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100050815.
Место нахождения предприятия:г. Минск, ул. Ландера, 4
Режим работы: ежедневно с10.00 до 20.00, выходные: суббота, воскресенье.
Деятельность ОАО «Магазин»Блеск" строится на долгосрочных договорах с производителями товаровнепродовольственной группы, согласно которых ОАО «Магазин „Блеск“принимает на себя обязательства по планированию поставок, закупок, таможеннойочистки, хранению и распределению товаров.
Режим работы: ежедневно с10.00 до 21.00, без выходных.
Управление предприятиемосуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическимлицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с егодеятельностью.
Управление предприятиемосуществляется на базе определенной организационной структуры. Структурапредприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. Приразработке организационной структуры управление необходимо обеспечитьэффективное распределение функций управления по подразделениям.
При этом важно выполнениеследующих условий:
¾ решение одних и тех же вопросов недолжно находится в ведение разных подразделений;
¾ все функции управления должны входитьв обязанности управляющих подразделений;
¾ на данное подразделение не должновозлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Структура управленияможет изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержанияфункций управления.
Между отдельнымиподразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи.
Аппарат управления предприятием должен быть построен такимобразом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационномотношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образомиспользовать трудовые и материальные ресурсы.
На предприятии численность работников составляет 30 человек.
Определены следующие должности:
¾ директор – 1 (руководитель);
¾ заместитель директора по коммерческимвопросам – 1 (руководящая должность);
¾ главный бухгалтер – 1 (руководящаядолжность);
¾ заместитель главного бухгалтера – 1(руководящая должность);
¾ бухгалтер – 2 (специалисты);
¾ начальник отдела сбыта – 1(руководящая должность);
¾ продавец – 11 (специалисты);
¾ товаровед – 6 (специалисты);
¾ переводчик – 1 (специалист);
¾ секретарь-референт – 1 (специалист);
¾ заведующий складом – 1 (руководящаядолжность);
¾ кладовщик – 4 (служащие, тех.исполнит. рабочие);
¾ рабочий склада грузчик – 1 (служащий,тех. исполнит. рабочий);
¾ водитель автомобиля – 2 (служащие,тех. исполнит. рабочие);
¾ уборщица служебных помещений – 1(служащий, тех. исполнит. рабочий).
На каждого работникапредприятия существует должностная инструкция (приложение 1), в которойрасписана все его обязанности, которые он должен выполнять, а так же какоедолжно быть образование, чтобы можно было работать по этой должности или какойстаж работы по другой родственной специальности.
Организационная структура управленияпредприятием ЗАО „Для Дома“ представлена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1 – Организационная структура управления предприятием ЗАО»Для Дома"
Директор предприятия избирается общимсобранием участников ЗАО «Для Дома», руководит деятельностьюпредприятия, организует торгово-технологический процесс на основе исследованияи внедрения экономически обоснованных методов управления и прогнозирования. Введении директора находится обеспечение предприятия квалифицированными кадрами.Он производит расстановку работников с учетом требований рациональногоразделения труда, квалификации и психологических особенностей работников,следит за повышением их квалификации, созданием благоприятного микроклимата вколлективе, безопасных условий труда. Директор организует разработку стратегииразвития предприятия и контролирует степень ее выполнения. Вся деятельностьдиректора направлена на получение прибыли, достаточной для самоокупаемости исамофинансирования предприятия, совершенствование технологии торгового процесса.
Заместитель директора курирует работукоммерческой службы предприятия, непосредственно заключает договоры на поставкутоваров, контролирует соблюдение работниками правил торгово-закупочнойдеятельности.
Постоянно проводимая работа с людьми,иногда незаметная для последних, позволила создать дружный коллектив,сплоченный одной целью. Благодаря грамотно поставленной работе коммерческойслужбы ЗАО «Для Дома» достигло оптимальной оборачиваемости товаров.Совершению каждой сделки предшествует расчет ее эффективности с последующимотслеживанием прогнозных результатов.
Главный бухгалтер ЗАО «Для Дома»осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных,трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Обеспечиваетрациональную организацию учета и отчетности на предприятии на основемаксимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ,прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля и т.д.
Спрос нанепродовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает копределенным товарам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а такжеобеспечить предприятию бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии сожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствованиеорганизации хозяйственных связей с поставщиками.
2. ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОРГОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Степень удовлетворенияпотребностей покупателей наилучшим образом характеризует объем и структуратоварооборота. Источниками информацией для анализа объема и структурырозничного товарооборота служат отчет о товарообороте и запасах товаров формы12-торг (товарооборот) (приложение 2), отчет о розничной торговле формы 1-торг(розница) (приложение 3).
ЗАО «Для Дома»торгует широким ассортиментом непродовольственных товаров: посуда,электроприборы, метизно-хозяйственными товарами, садово-огородным инструментами средствами малой механизации (сезонная группа товаров), стройматериалами,сантехоборудованием, газовой аппаратурой и др. Полный ассортиментный переченьтоваров, реализуемых ЗАО «Для Дома» представлен в приложении 4.
Таблица 1 Структура товарооборота ЗАО «ДляДома» за 2008-2009 гг.Показатели Год Отклонение, ± 2008 г. 2009 г. сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % Товарооборот, всего 2499 100,00 2641 100,00 +142 В том числе: по продовольственным товарам по непродовольственным товарам 2499 100,00 2641 100,00 +142 по изучаемой товарной группе (посуда) 142 5,68 165 6,25 +23
Из таблицы 1 видно, чтоЗАО «Для Дома» торгует исключительно непродовольственными товарами.Розничный товарооборот магазина в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился на142 млн. руб., т.е. на 5,68%. Удельный вес изучаемой товарной группы (посуда) в2008 г. составлял 5,68% от розничного товарооборота, в 2009 г. – 6,25%.Товарооборот по посуде за 2009 г. увеличился на 23 млн. руб. по сравнению с2008 г.
Проанализируемтоварооборачиваемость по ЗАО «Для Дома».
Таблица 2 Товарооборачиваемость по ЗАО «ДляДома» за 2008-2009 гг.Показатели Год Отклонение, ± 2008 г. 2009 г. 1. Продовольственные товары 2. Непродовольственные товары 76,21 74,43 -1,78 3. Изучаемая товарная группа (посуда) 40,22 39,27 -0,95
Товарные запасы в дняхрассчитываются как отношение фактических товарных запасов на конец года коднодневному товарообороту.
Из анализа товарныхзапасов торгового предприятия видно, что оборачиваемость товаров в целом помагазину ускорилась на 1,78 дня, по изучаемой товарной группе (посуда) – на0,95 дня.
Проанализируемэкономические показатели ЗАО «Для Дома». Для анализа используютсяданные отчета о прибылях и убытках (приложения 5, 6).
Таблица 3 Динамика экономических показателей поЗАО «Для Дома» за 2008-2009 гг.Показатели Ед. изм. Год Отклонение (±), темп роста (%) 2008 г. 2009 г.
1. Розничный товарооборот
в действующих ценах
в сопоставимых ценах
млн. руб.
млн. руб.
2499
2499
2641
2582
105,68%
103,32%
2. Валовой доход от реализации:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
468
18,73
589
22,30
125,85%
+3,57 3. Внереализационные доходы млн. руб. 4 -- -- 4. Внереализационные расходы млн. руб. 1 -- --
5. Издержки обращения:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
463
18,53
574
21,73
123,97%
+3,2
6. Прибыль от реализации:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
5
0,20
15
0,57
300%
+0,37
7. Прибыль балансовая:
в сумме
в % к товарообороту
млн. руб.
%
8
0,32
15
0,57
187,5%
+0,25 8. Численность работников чел. 29 30 +1 9. Производительность труда млн. руб./ чел. 86,17 88,03 102,16% 10. Индекс цен коэф. Х 1,023 Х
Объем розничноготоварооборота ЗАО «ДляДома» за 2009 г. в фактических ценах составил 2 641 млн. руб., всопоставимых ценах – 2 582 млн. руб. Темп роста его по отношению к 2008 г. вдействующих ценах достиг 105,68%, в сопоставимых ценах – 103,32%. В настоящеевремя наращивание объема товарооборота играет определяющую роль в увеличенииваловых доходов и прибыли, поскольку рост уровня торговых надбавок практическиневозможен ввиду проводимой политики по ограничению и постоянному снижению ихпредельных уровней.
Сумма валовых доходов ЗАО«Для Дома» в 2009 г. составила 589 млн. руб. при среднем уровне 22,3%к товарообороту. Рост сумм валовых доходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 121млн. руб. связан с ростом объема товарооборота, так и с ростом уровня валовогодохода на 3,57%.
Издержки обращения ЗАО «ДляДома» в 2009 г. сложились в размере 574 млн. руб. при их среднем уровне 21,73%.По сравнению с 2008 г. сумма издержек обращения увеличилась на 111 млн. руб.,их уровень увеличился на 3,2%.На величину полученной предприятием балансовойприбыли оказало влияние множество факторов как внешнего, так и внутреннегохарактера. Положительное влияние оказало увеличение объема розничноготоварооборота, ускорение оборачиваемости товаров, увеличение уровня валовогодохода. Негативное влияние оказало увеличение уровня издержек обращения.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ
Таблица 4 Анализ обеспеченности ЗАО «Для Дома» основнымифондами за 2008-2009 гг.Показатели 2008 г. 2009 г. Темпы роста, % по плану по факту к предыдущему году к плану 1. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. 85,344 89,360 90,693 106,27 101,49 В том числе среднегодовая стоимость активной части основных фондов, млн. руб. 35,432 38,110 40,526 114,38 106,34 2. Удельный вес активной части, %. 41,52 42,65 44,68 107,63 104,78
Из таблицы 4 видно, чтосреднегодовая стоимость основных фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г.увеличилась на 6,27%, план выполнен на 101,49%.
Также увеличилась исреднегодовая стоимость активной части основных фондов: темп роста составил114,38%, выполнение плана 106,34%. Удельный вес активной части основных фондовв динамике увеличился на 3,16%, по отношению к плану – на 2,03%.
Таблица 5 Анализ состава и структуры основных фондов ЗАО «Для Дома»за 2009 г.Группа ОПФ На начало года На конец года Изменение за год по сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма, млн. руб. уд. вес, % сумме, млн. руб. уд. вес, % Здания 42,010 47,85 41,658 44,51 -0,352 -3,34 Сооружения 4,866 5,54 4,698 5,02 -0,168 -0,52 Передаточные устройства 1,937 2,21 2,103 2,25 +0,166 +0,04 Торговое оборудование 37,817 43,08 43,234 46,19 +5,417 +3,11 Транспортные средства 0,880 1 1,619 1,73 +0,739 +0,73 Инвентарь 0,233 0,27 0,234 0,25 +0,001 -0,02 Прочие 0,048 0,05 0,048 0,05 Всего 87,791 100 93,594 100 +5,803 Х
Из таблицы 5 видно, чтостоимость основных фондов ЗАО «Для Дома» за 2009 г. увеличилась на 5,803млн. руб. Стоимость торгового оборудования выросла на 5,417 млн. руб.,транспортных средств – на 0,739 млн. руб., передаточных устройств – на 0,166млн. руб. Стоимость зданий снизилась на 0,352 млн. руб., сооружений – на 0,168млн. руб. Изменилась и структура основных фондов: на 3,11% увеличилась торговогооборудования, на 3,34% снизился удельный вес зданий.
Таблица 6 Анализ движения и технического состояния основных фондов ЗАО «ДляДома» за 2009 г.Показатели Уровень показателей 1. Стоимость основных фондов на начало года, млн. руб. 87,791 2. Стоимость введенных основных фондов, млн. руб. 7,641 3. Стоимость выбывших основных фондов, млн. руб. 1,838 4. Стоимость основных фондов на конец года, млн. руб. 93,594 5. Износ основных фондов, млн. руб. 47,523 6. Первоначальная стоимость основных фондов, млн. руб. 93,594 7. Коэффициент обновления основных фондов 0,082 8. Коэффициент выбытия основных фондов 0,021 9. Коэффициент прироста основных фондов 0,066 10. Коэффициент износа основных фондов 0,508 11. Коэффициент годности основных фондов 0,492
Из таблицы 6 видно, что вЗАО «Для Дома» за 2009 г. введено 7,641 млн. руб. основных средств,выбыло – 1,838 млн. руб. Износ основных фондов составляет 50,8%. На предприятиипостепенно происходит обновление основных фондов.
4. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О ПОКУПАТЕЛЬСКОМ СПРОСЕНА ТОВАРЫ И УСЛУГИ И КОНЪЮНКТУРЕ ТОВАРНОГО РЫНКА, ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ПРИНЯТИИКОММЕРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В областиизучения спроса ЗАО «Для Дома» проводит следующую работу:
¾ ведет наблюдение в районе своейдеятельности за изменением и развитием спроса;
¾ исчисляет потребности в изделиях поассортиментным позициям;
¾ разрабатывает оценки развития спросана предстоящий период для текущего корректирования поставок;
¾ организует и проводит в магазинемероприятия по сбору информации о спросе (распродажи, опросы населения и т.п.).
Изучениеспроса в магазине помогает систематически, при небольших затратах средств ивремени получать данные:
¾ о поступлениях, продаже и запасахизделий в розничной торговой сети;
¾ о наличии товаров, пользующихсяповышенным или пониженным спросом;
¾ об отношении покупателей к товарамновых моделей и марок.
В конечномсчете изучение рынка должно обеспечить такое предложение товаров, при котором будутудовлетворены запросы покупателей и по объему, и по структуре, и по цене, и покачеству. Предложение товаров должно быть своевременным и учитыватьрегиональные особенности рынка. Формы проявления потребностей на рынке, ихчастота, интенсивность, степень обеспеченности деньгами, латентность, спецификапотребительских предпочтений и ряд других факторов детерминируют те или иныеразновидности спроса.
5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ
Самым простымспособом прогнозирования рыночной ситуации является экстраполяция, т.е.распространение тенденций, сложившихся в прошлом, на будущее. Сложившиесяобъективные тенденции изменения экономических показателей в известной степенипредопределяют их величину в будущем. К тому же многие рыночные процессыобладают некоторой инерционностью. Особенно это проявляется в краткосрочномпрогнозировании. В то же время прогноз на отдаленный период должен максимальнопринимать во внимание вероятность изменения условий, в которых будетфункционировать рынок.
Методыпрогнозирования объема продаж можно разделить на три основные группы:
¾ методы экспертныхоценок;
¾ методы анализа ипрогнозирования временных рядов;
¾ казуальные(причинно-следственные) методы.
Методыэкспертных оценок основываются на субъективной оценке текущего момента иперспектив развития. Эти методы целесообразно использовать для конъюнктурныхоценок, особенно в случаях, когда невозможно получить непосредственнуюинформацию о каком-либо явлении или процессе.
Вторая итретья группы методов основаны на анализе количественных показателей, но онисущественно отличаются друг от друга.
Произведемпрогнозирование потребности в товарах в ЗАО «Для Дома» на примере товарнойгруппы «Посуда» по трендовой модели.
Таблица 7 Данные о продажи посуды в ЗАО «Для Дома»Период
Товарооборот Yt, млн. руб. Период
Товарооборот Yt, млн. руб. Январь 2009 7,7 Август 2009 16,1 Февраль 2009 8,7 Сентябрь 2009 16,0 Март 2009 9,1 Октябрь 2009 16,2 Апрель 2009 9,6 Ноябрь 2009 16,4 Май 2009 12,4 Декабрь 2009 15,9 Июнь 2009 15,1 Январь 2010 16,0 Июль 2009 15,9 Февраль 2010 17,1
Уравнение линейноготренда имеет вид:
/>,
где /> – прогнозное значение yt, соответствующее моменту времени t;
а0, а1– параметры тренда.
/>, />Период t
Товарооборот Yt, млн. руб.
/>
/> Январь 2009 1 7,7 1 8 Февраль 2009 2 8,7 4 17 Март 2009 3 9,1 9 27 Апрель 2009 4 9,6 16 38 Май 2009 5 12,4 25 62 Июнь 2009 6 15,1 36 91 Июль 2009 7 15,9 49 111 Август 2009 8 16,1 64 129 Сентябрь 2009 9 16,2 81 146 Октябрь 2009 10 16,4 100 164 Ноябрь 2009 11 15,9 121 175 Декабрь 2009 12 15,0 144 180 Январь 2010 13 16,0 169 208 Февраль 2010 14 17,1 196 239 å 105 191,2 1 015 1 596
/>;
/>;
/>;
/>.
/>
Таким образом, уравнениелинейного тренда позволит спрогнозировать планы закупки товаров и заключениядоговоров с поставщиками.6. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Закупочно-торговаядеятельность любой организации должна быть планомерно организована иэкономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы организация веласистематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
За время существования предприятия ЗАО«Для Дома» на рынке оно нашло оптимальных поставщиков хозяйственныхтоваров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары внеобходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключеннымдоговорам.
Выбор поставщиков – задача сложная иответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, и,в конечном счете, – прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбораявляется наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферудеятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи,испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком,то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии сновыми требованиями.
ЗАО «Для Дома»работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть – юридическиелица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, являющиесяпроизводителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами) натерритории Республики Беларусь (приложение 6). Особо хочется подчеркнуть, что уданных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
Систематическое изучениеторговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяютсвоевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать возможностирасширения ассортимента продаваемых товаров. Все это дает возможностьпредъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества,качества, ассортимента товаров.
Главный механизм системыуправления запасами, который необходимо внедрить в работу всех ее элементов,состоит в реализации принципа обратной связи. Это классический принцип любойуправляемой системы. Суть этого принципа заключается в том, что, еслируководящее звено системы оказывает управляющее воздействие на рабочий элементсистемы, то в системе должна существовать «обратная связь», котораядает данные о новом состоянии всей системы и оценивает результативность еефункционирования. Система будет управляема, если после воздействия на нее можноопределить ее новое состояние, оценить его, и с учетом полученных новых данныхо системе можно принять следующее корректирующее воздействие на систему.
Закупочная деятельностьвключает комплекс операций:
¾ отбор, обработку и анализ информации,необходимой для обоснования коммерческих решений по закупкам;
¾ определение потребности в материалах,формирование потребительского заказа, конкурентоспособного ассортимента,управление им (обоснование объема и структуры закупок);
¾ выявление и изучение источниковзакупки, выбор поставщиков и каналов продвижения;
¾ установление хозяйственных связей споставщиками материалов;
¾ контроль исполнения договоровпоставки материалов.
Товароснабжение – этопроцесс реального доведения товаров до потребителя. Перебои с поставкой товаравызваны, прежде всего, неорганизованной работой фирмы поставщика. Так какорганизационную структуру предприятия поставщика мы поменять не можемвследствие отсутствия на то полномочий, то единственно верным решением в даннойситуации будет пересмотр условий договора поставки. В частности, включить в данныйдоговор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмыпоставщика за просрочку поставок.
Договор поставкипредставляет собой документ, где оговорены права и обязанности сторон попоставке товаров. Предметом договора поставки является товар. Поставщикобязуется в условленные сроки, не совпадающие с моментом заключения договора,передать его покупателю в собственность для предпринимательской деятельности, апокупатель обязуется уплатить за него определенную ценную.
Договора в ЗАО «Для Дома»составляются в двух экземплярах, подписываются двумя сторонами: руководителямипредприятия или лицами, имеющими доверенность на подписание договора,указывается дата его подписания, скрепляется печатью.
Рассмотрим существенныеусловия поставки товаров в ЗАО «Для Дома» (приложение 7).
Количество товаровопределено в договоре как в натуральных единицах, так и в сумме.
Ассортимент поставляемыхтоваров представляет собой перечисление в определенном соотношении позиций повидам, размерам, структуре и другим признакам. Он согласовывается сторонами. Вдоговоре может быть предусмотрена поставка в групповом ассортименте, а принеобходимости и в развернутом. В ЗАО «Для Дома» развернутыйассортимент указывается в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора.
В договоре оговариваютсятребования к качеству поставляемых материальных ресурсов. Они должнысоответствовать определенным ТУ, ГОСТам.
Согласно действующему вРеспублике Беларусь законодательству, одним из показателей качества товараявляется его безопасность для населения и окружающей среды, что должно бытьподтверждено сертификатом соответствия, который должен сопровождать партиютовара.
В договоре оговариваютсятребования к маркировке товаров. Она должна обеспечивать возможностьидентификации товара с реквизитами сопроводительных документов.
Одним из существенныхусловий договора является определение цели приобретения товара. Товарыприобретаются ЗАО «Для Дома» для розничной торговли.
Порядок и сроки поставкиопределяются в договоре с учетом необходимости обеспечения ритмичности поставоки бесперебойности снабжения производства материальными ресурсами.
В отдельных договорахоговорен порядок поставки товаров и сдачи груза: предусматривается обязанностьпоставщика доставить товар или сдача товара покупателю поставщиком на егоскладах, т.е. обязанность вывоза товара лежит на покупателе.
В договоре указываетсядата вступления его в силу и срок действия.
В целом анализ условийпоставки в ЗАО «Для Дома» показал, что предприятие при заключениидоговоров руководствуется законодательными актами Республики Беларусь, вчастности: Положением о поставках товаров в Республике Беларусь и Гражданскимкодексов Республики Беларусь.7. ФОРМЫ ОПТОВЫХ ЗАКУПОК ТОВАРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ИХРОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ
Закупочная деятельностьвключает комплекс операций: выявление и изучение источников закупки товаров,изучение спроса покупателей, формирование и предоставление заказов поставщикамна производство и поставку товаров, контроль за поставками.
Планирование иосуществление закупок должны способствовать увеличению прибылей предприятий иоптимизации всех процессов оптовой деятельности. Неправильная организацияпланирования и закупочной деятельности приводит к банкротству или тяжелому финансовомуположению фирмы.
Планирование закупок воптовой деятельности в общих чертах совпадает с планированием закупокпроизводителей и предприятий розничной сети обслуживания. Решения о закупкахпринимаются с учетом таких факторов, как цена, количество, качество, уровеньобслуживания, процент прибыли.
Организация оптовыхзакупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажиразличным категориям потребителей является основной функцией товарнаяраспределения. Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента икачества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей.
ЗАО «Для Дома»работает с достаточно большим количеством поставщиков, основная их часть –юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели,являющиеся производителями товаров либо их первыми поставщиками (импортерами)на территории Республики Беларусь. Особо хочется подчеркнуть, что у данныхпоставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
Хорошо налаженный процессзакупочной деятельности позволяет сделать эту операцию простой повседневнойработой, требующей внимания и контроля со стороны администрации.
Следует отметить, что вусловиях рыночных отношений заключение договоров на поставку товаров на оптовыхярмарках является прогрессивной формой оптовых закупок товаров, так как ониобеспечивают свободные рыночные отношения и коммерческую инициативупроизводителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливаетсявоздействие торговых организаций на производство товаров в отношенииассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, таккак поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.8. МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИХПРИМЕНЕНИЯ
Под методомпродажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаровпокупателям.
В зависимостиот степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров впрактике деятельности предприятий розничной торговли используют две основныесистемы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Традиционная– представлена продажейтоваров через прилавок обслуживания.
К прогрессивнымотносят:
¾ самообслуживание;
¾ продажа товаров с открытой выкладкой;
¾ продажа товаров по образцам.
Прогрессивныеметоды продажи позволяют решать одну из важнейших социальных и экономическихзадач торговли – снижение издержек потребления, актуальность которой спереходом на рыночные отношения возрастает. Это связано с повышением ритмажизни и, следовательно, более высокой оценкой каждого часа. Поэтому данныеметоды продажи находят все большее распространение в практике деятельностипредприятий на розничном рынке. Однако их эффективность определяетсяреализацией целого комплекса требований и принципов.
Традиционный метод розничной продажи товаров, прикотором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает иотпускает его. Данный метод предусматривает все формы расчета с покупателями,послепродажное обслуживание.
Традиционноеобслуживание покупателей используется, если товар не подготовленным к продаже,требует дополнительных операций, т. е. отмеривания, взвешивания, и другихопераций, выполняемых продавцом. Обслуживание продавцом рекомендуется, преждевсего, при продаже товаров, которые требуют более подробных консультаций иразъяснений.
В магазинах,торгующих через прилавок, процесс продажи более затратный, включает многоопераций, большая часть которых является трудоемкой. Так, выявление спросасопровождается предложением и показом товаров. Далее осуществляется помощь привыборе, и оказываются консультации и предложение сопутствующих товаров,новинок. И только после этого выполняются операции по взвешиванию, отмериванию;проводятся расчеты за товары; товары упаковываются и выдаются покупателю.
Таким образомпроцесс обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазинаневелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образованияочереди. Кроме того, продавец осуществляет весь процесс обслуживания и ондолжен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошеезнание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологическихопераций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями.
Конечно,далеко не каждый работник отвечает требованиям профессионального мастерства,что вызывает дополнительные сложности в организации обслуживания и требует отменеджера торгового зала особого внимания и контроля. В связи с этим, конечноесли позволяют условия, целесообразно использовать метод самообслуживания.
Самообслуживание– метод розничнойпродажи товаров, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставкепокупателем отобранных товаров в узел расчета.
В ЗАО «ДляДома» применяются как традиционный метод продаж, так и самообслуживание. 9.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ОПТОВЫМ ПОКУПАТЕЛЯМ И НАСЕЛЕНИЮ, ИХ ВИДЫ, СТЕПЕНЬРАСПРОСТРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Уровеньторгового обслуживания населения в значительной степени определяется состояниемоказываемых покупателям услуг.
Под торговойуслугой понимается дополнительная деятельность торгового предприятия,направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, ихдоставке и использовании. Важность услуг в розничной торговле определяется тем,что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя.
Как известно,различают услуги материального характера и чистые. На предоставление первыхзатрачивается труд. Под второй формой услуг понимают ту часть затрат, котораяне принимает предметной формы и не входит в стоимость какого-либо товара.Услуги в торговле, как правило, относятся к услугам второй формы.
В магазинахпокупателям предлагаются разнообразные услуги, и их характер зависит отусловий, объема работы, ассортимента продаваемых товаров. Услуги подразделяютсяна три основные группы:
¾ услуги, являющиеся частью самогопроцесса продажи;
¾ услуги, оказываемые покупателям послепродажи, т.е. связанные с использованием товара, его упаковкой, доставкой надом;
¾ услуги культурно-бытового характера,создающие различные удобства во время пребывания покупателей в магазинах.
Услуги первойгруппы непосредственно связаны с покупкой товаров. Они создают удобствапокупателям при выборе товара, сокращают затраты времени и усилия присовершении покупки и расчетах. Эти услуги можно назвать основными. Их оказываютсами работники магазина (торгового зала).
Цель второйгруппы услуг (сопутствующих) – оказать помощь покупателям в совершении покупкии потреблении купленных товаров (упаковке товаров, доставке их на дом, мелкойпеределки швейных изделий, консультации специалистов и др.).
Услугитретьей группы носят нетоварный характер и направлены на культурно-бытовоеобслуживание покупателей. Они способствуют повышению комфортности пребыванияпокупателей в магазине (это справочное бюро, камеры хранения личных вещей идр.).
В ЗАО «Для Дома»оказываются услуги первой группы, а именно: торговый персонал магазинаконсультируют покупателей по характеристикам и свойствам товаров, реализуемых вмагазине.10. РЕКЛАМА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И УСЛУГНА ПРЕДПРИЯТИИ
Реклама– это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, цельюкоторых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисныхпредприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной имиинформации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействиена массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбраннойпотребительской аудитории.
Сутьновой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частьюкомплексной системы маркетинга, уровень развития которой определяет качество иэффективность рекламно-информационной деятельности производителя и еесоответствие новым требованиям мирового рынка.
Рекламаотличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционноеназначение – обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.
Формируяспрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряяпроцесс «купли-продажи», а отсюда оборачиваемость капитала, рекламавыполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет иинформационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителейнаправленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, ихпотребительской стоимости.
ЗАО«Для Дома» рекламирует товары через стимулирование сбыта, какдополнение к другим видам рекламной деятельности:
Стимулированиесбыта – деятельность, известная как «сейлз промоушн», имеет дванаправления. Первое – способствование реализации изделий или услуг,предлагаемых рекламодателем, путем активизации товаропроводящей сети:коммерческих агентов, оптовых покупателей, розничных торговцев и других лиц, откоторых зависит коммерческий успех. Второе – работа с потребителем.
Косновным средствам сейлз промоушн можно отнести: выставки, проспекты, каталоги,таблицы, диаграммы, схемы, календари, сувениры, элементы рекламы, помещаемыевнутри упаковки товара, использования директ-мейла, презентации, наклейки,плакаты и т.д.
Эффективностьмероприятий сейлз промоушн зависит от:
¾ степенииндивидуализации работы с потребителями;
¾ уровняпсихологического воздействия на них;
¾ повторяемостии убедительности рекламы.
Впроцесс организации и проведения этих мероприятий решается несколько задач.Прежде всего, необходимо возложить ответственность за них на конкретных лиц,затем сформулировать цели.
Посколькусейлз промоушн – дополнение к другим видам рекламной деятельности, в том числек рекламе в средствах массовой информации, мероприятия организуются такимобразом, чтобы поддержать комплексные рекламные кампании, бытьскоординированными с другими видами рекламы для совместного достижения целей.11. УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ПОСУДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. ЗАО «Для Дома» торгует широким ассортиментом непродовольственных товаров: посуда, электроприборы, метизно-хозяйственными товарами, садово-огородным инструментам и средствами малой механизации (сезонная группа товаров), стройматериалами, сантехоборудованием, газовой аппаратурой и др. Полный ассортиментный перечень товаров, реализуемых ЗАО «Для Дома» представлен в приложении 4.
В ассортиментный переченьпо группе включены группы:
¾ посуда стальная эмалированная(кастрюли, чайники, миски, ковши, ведра и др.);
¾ изделия из хрусталя (рюмки, бокалы,фужеры, стаканы и др.);
¾ изделия из бесцветного стекла (рюмки,бокалы, фужеры, стаканы и др.);
¾ посуда фарфоровая (сервизы,салатники, чашки и др.);
¾ керамические изделия (наборы для чаяи кофе, кувшины, вазы и др.).
По каждому наименованиютоваров утвержден количественный ассортимент.
Основными поставщикамипосуды в ЗАО «Для Дома» являются:
¾ ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»;
¾ ОАО «Минский завод „Термопласт“.
ЗАО „Для Дома“обеспечено необходимой информацией об ассортименте посуды, предлагаемойпроизводителями, необходимыми каталогами (приложение 8). Розничные цены натовары формируются на основании прайс-листов заводов-изготовителей (приложение9).
Таким образом,ассортимент по группе товаров „Посуда“ является достаточно широким иустойчивым.
12. ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ
Организация хозяйственныхсвязей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полнотуи устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошиефинансово-экономические показатели деятельности торговли.
При заключении договоровс поставщиками на поставку товаров ЗАО „Для Дома“ учитывает основныепринципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность,экономичность, централизацию и технологичность.
Планомерность состоит втом, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графикахдоставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком.
Ритмичность снабжениязаключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени илиравными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарныхзапасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициентритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров закакой-либо определенный период к плановой.
Оперативность – суть ее втом, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятиедолжно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменениеразмера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периодадоставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна бытьпредусмотрена при заключении договора.
Экономичностьтовароснабжения – снижение издержек по доставке товаров, которое достигаетсямеханизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованиемтранспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование егогрузоподъемности и т.д.
Централизацияпредполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствамипредприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться отсвоей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.
Магазин „Для Дома“осуществляет свою торговую деятельность по договорам с поставщиками товаровтолько при централизованном завозе товаров, так как при этом эффективнееиспользуется транспорт, рабочая сила, снижаются издержки обращения. Ритмичныйзавоз по графикам обеспечивает постоянство ассортимента, ускоряеттоварооборачиваемость.
При определении закупкитого или иного товара и возможностей его продажи в ЗАО „Для Дома“просчитывается выгодность торговой сделки, то есть возможность полученияоптимального уровня и массы прибыли.
Равномерность поставкитоваров от поставщиков-изготовителей, оптовых организаций (фирм), имеетогромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставкатоваров магазинам, обеспечивает успешное выполнение плана розничноготоварооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживаниепокупателей. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должнапроизводиться за каждый месяц и нарастающим итогам с начала квартала и года. Большоезначение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельнымипоставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков(несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств пообъему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров идругим условиям поставки) за отчетный год не наблюдалось.
По сравнению с прошлымгодом в 2009 г. в магазине „Для Дома“ улучшилась ритмичность поставкинепродовольственных товаров от поставщиков-посредников и частныхпредпринимателей, увеличилась проверка качества поступивших товаров.
/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Бунева Р. И.Коммерческая деятельность. Организация и управление: Учебник. – М.: Феникс,2009. – 368 с.
2. Виноградова С. Н.Коммерческая деятельность: учебник. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 352 с.
3. Грибов В. Д.Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 264 с.
4. Грузинов В. П.Экономика предприятия: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Финансы истатистика, 2007. – 364 с.
5. Дашков Л. П.Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие. – М.: ИВЦ „Маркетинг“,2005. – 451 с.
6. Зверович С. Л.,Кравченко М. А. Современные методики анализа рентабельности в торговле //Бухгалтерский учет и анализ. – 2005. – № 2. – С. 24-29.
7. Каплина С. А.Технология оптовой и розничной торговли. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.
8. Лебедева С. Н.,Казиначикова Н. А., Гариков А. В. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие.– Минск: Новое знание, 2005. – 239 с.
9. Осипова Л. В.Основы коммерческой деятельности: Учебник для экономических специальностейВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 623 с.
10. Памбухчиянц О. В.Организация коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К, 2008. – 448с.
11. Панкратов Ф. Г.,Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для ВУЗов. – М.: ИВЦ „Маркетинг“,2008. – 364 с.
12. Половцева Ф. П.Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 248 с.
13. Савченко В. Е.Современное предпринимательство: Экономические и организационные основы.Проблемы формирования и регулирования. – М.: Экономика, 2007. – 273 с
14. Экономическийанализ в торговле: Учеб. пособ. / под. ред. М. И. Баканова. – М.: Финансы истатистика, 2004. – 400 с.
15. Экономикапредприятий торговли: Учеб. пос. для вузов / Н. В. Максименко [и др]; под общ.ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой. – Минск: Высш. школа, 2005. – 542 с.
/>ПРИЛОЖЕНИЯ
Этот лист прикладывать кработе не надо, он для того, чтобы вы выбрали из ваших документов необходимые иприложили их к работе, и пронумеровали в следующем порядке:
Приложение 1 –Должностная инструкция товароведа
Приложение 2 – Отчет отоварообороте и запасах товаров за январь-декабрь 2009 г. ф. 12-торг(товарооборот)
Приложение 3 – Отчет орозничной торговле за 2010 г. ф. 1-торг (розница) (на самом деле это отчет за2009 г., исправьте в своем отчете на титульном листе 2010 на 2009).
Приложение 4 –Ассортиментный перечень
Приложение 5 – Отчет оприбылях и убытках за 2009 г.
Приложение 6 –Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 за декабрь 2009 г.
Приложение 7 – Договорпоставки № 29 (»Минский завод «Термопласт»)
Приложение 8 – ФарфорБелой Руси (каталог)
Приложение 9 – ЗАО «Добрушскийфарфоровый завод» Перечень изделий каталога