Реферат по предмету "Экономика"


Технико-экономическое обосновние создания и развития парикмахерской

***********************

К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А
на тему
«ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВНИЕСозданиЯ и развитиЯ
парикмахерскоЙ»

Челябинск — 2004
Содержание Обзорный раздел (резюме) 3 Описание предприятия 4 Описание продукции 6 Анализ рынка 7 Производственный план 12 План сбыта 15 Финансовый план 17 Анализ чувствительности проекта 19 Приложения 20

1. Обзорный раздел (резюме)
Вниманию инвесторапредлагается проект развития парикмахерской «Шарм». Проект предполагаетпривлечение кредитных ресурсов под 15 процентов годовых сроком на один год. Кнастоящему моменту времени фирмой ООО «Шарм» проведена следующая работа:
- приобретены двеквартиры, двух и трехкомнатные;
- квартирыпереведены из жилого в нежилое;
- в них проведенаперепланировка, сделан ремонт;
- в части комнатустановлена мебель и оборудование для работы парикмахерской.
Частьпомещений пустует, из-за отсутствия свободных денежных средств, позволяющих внеобходимом количестве установить в парикмахерской оборудование и мебель. Темнем менее, ООО «Шарм» не имеет бюджетной и других задолженностей, своевременнорасплачивается с персоналом. Парикмахерская «Шарм» на хорошем счету у клиентов.Ситуация по спросу благоприятная, в парикмахерской часто бывают очереди, многиеклиенты уходят не имея времени дождаться, когда их обслужат.
Длядальнейшего развития парикмахерской и удовлетворения  избыточного спросапредполагается закупить мебель, установить несколько единиц оборудования,провести небольшой косметический ремонт и дизайн помещений. На эти мероприятиятребуется 120 тысяч рублей, сроком на один год, под небольшие проценты (15-20%годовых). Объектом залога может быть помещение парикмахерской. Рыночнаястоимость этого помещения свыше 700-800 тысяч рублей (помещение легко можетбыть реализовано фирмам, открывающим на первых этажах магазины).
Основныеинтегральные показатели по оптимальному варианту реализации проектапредставлены в табл.  1.1
Таблица 1.1Основные интегральные показатели проекта Показатель
Ед.
изм. Значение показателя Ставка дисконтирования % 0,0 Период окупаемости мес. 9 Чистый приведенный доход руб. 76 784 Индекс прибыльности 1,66 Внутренняя норма рентабельности % 170
Детальнопроведенное, представленное ниже обоснование привлечения инвестиций позволяет суверенностью говорит, что кредит и проценты по нему будут возвращены кредиторусвоевременно и в полном объеме
2. Описание предприятия
Парикмахерская «Шарм», какюридическое лицо, было создана двумя подругами Ивановой Ириной Леонидовной иПетровой Надеждой Сергеевной в марте 2001 года. Надежда Сергеевна владееттрехкомнатной квартирой расположенной по адресу ул. Университетская набережная28- 117. Квартира расположена на первом этаже в большом жилом массиве, такназываемом спальном районе города Челябинска. В этом жилом комплексе, состоящемв основном из крупных домов высотной застройки, проживает около 28 тысяччеловек. Единственная парикмахерская расположена по адресу ул. Ворошилова, 96.Она по наблюдениям подруг явно не справлялась с обслуживаем клиентов.Пользуясь  часто её услугами подруги обратили внимание, что многие посетителюпри виде очереди из 4-5 и более человек уходят из парикмахерской и нестановятся её клиентами. Это навело их на мысль открыть свою парикмахерскую.Тем более обстоятельства этому способствовали. Надежда Сергеевна имелатрехкомнатную квартиру на первом этаже в этом спальном районе, состоятельныеродители Ирины Леонидовны готовы были выделить достаточную сумму для того,чтобы дочь могла попробовать себя в бизнесе. Среди знакомых подруг имелись двеженщины, ранее работавшие в парикмахерских, но к тому времени оставшиеся безработы. Они выразили готовность стать работниками новой «брадобрейноймастерской», как подруги между собой называли свое детище. Предполагалось такжепринять дополнительно к этим знакомым ещё несколько сотрудников. По расчётупарикмахерская должна была работать с шестью рабочими местами без выходных иперерыва по 12 часов в день.
На 400 тысяч рублей выделенныхродителями Ивановой И.Л. (примерно в такую сумму была оценена трехкомнатнаяквартира Петровой Н.С.) была приобретена смежная двухкомнатная квартира.
Подруги организовали фирму: обществос ограниченной ответственностью «Шарм» с уставным капиталом 800 тысяч рублей.
На согласование при переводе изжилого в нежилое помещение двух смежных квартир, их перепланировку и ремонтушло 8 месяцев. Все эти мероприятия поглотили 340 тысяч рублей. На оставшиесяденьги удалось приобрести немного мебели и два рабочих места для одногоженского зала. Тем не менее, в конце октября 2001 года парикмахерская посленебольшой местной рекламной компании была открыта и приступила к работе. Бизнесродителей Ивановой к этому моменту времени стал испытывать трудности, отдальнейшего финансирования начинания дочери они отказались. Парикмахерская сдвумя рабочими местами работала с полной загрузкой. Многие клиенты уходили, нежелая стоять в длинной очереди. Так фирма проработала до марта 2002 года.Получаемый доход едва покрывал расходы, не давал подругам удовлетворения ивозможности саморазвития предприятия. Перед подругами встал вопрос привлечениядополнительных финансовых ресурсов для приобретения мебели и рабочих мест дляоборудования и вовлечения в оборот пустых комнат парикмахерской.
Личные обстоятельства Петровой (онавышла замуж) привели к необходимости переезда в Москву, где проживал её супруг.Подруги договорились, что Надежда Сергеевна выйдет из бизнеса, не будетпродавать свою трехкомнатную квартиру, а сдаст её в аренду Ирине Леонидовне.Согласилась также дать её в залог для получения кредита при условии проведенияграмотного обоснования возможности его возврата. Таким обоснованием, онирешили, будет бизнес-план. Для получения кредита Ирина Леонидовна обращалась вразличные кредитные организации. Было решено остановиться на ФФПМП: кредитнаяставка в пределах от 50% до 100% от ставки рефинансирования, срок кредита до 2лет, возможность Надежды Сергеевны оказать содействие в Москве в получениикредита – вот аргументы, повлиявшие в пользу этого решения. В соответствии стребованиями этого фонда и был подготовлен настоящий бизнес-план.
В настоящее время фирма работает с 9до 18 часов с двумя выходными днями в неделю: в воскресенье и понедельник.
Баланс фирмы на 31 марта 2002 годапредставлен в табл. 2.1
 Таблица 2.1Стартовый балансСтрока Сумма, руб.    Денежные средства 12 000    Сырье, материалы и комплектующие 3 340 Суммарные текущие активы 15 340    Основные средства 790 000 Остаточная стоимость основных средств: 790 000    Здания и сооружения 700 000    Оборудование 90 000 СУММАРНЫЙ АКТИВ 805 340 Уставной капитал 800 000    Добавочный капитал 5 340 Суммарный собственный капитал 805 340 СУММАРНЫЙ ПАССИВ 805 340

3. Описание продукции (услуг)
В настоящее времяпарикмахерская «Шарм» представляет своим клиентам одну услугу – стрижка женщин.Сотрудники предприятия (два мастера достаточно высокой квалификации)осуществляют практически все виды женских стрижек, которые заказывают выполнитьклиентки. Список наиболее часто заказываемых стрижек, их цена и основные ипрямые расходы на их проведение представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Стоимость услуги парикмахерской «Шарм»№ п/п Наименование стрижки Цена по прейскуранту Стоимость расходных материалов
Сдельная
заработная плата 1    Сессо 120 12 44 2    Молодежная 90 10 40 3    Каре 150 17 50 4    Елена 180 45 60 5    Лиза 210 54 80
В табл. 3.1. не отражены расходы на электроэнергию. Этосвязано с тем, что затраты электроэнергии на проведении стрижек достаточноиндивидуальны, зависят от типа и длинны волос, а также от настроения клиентов имастерства парикмахеров. Поэтому учет затрат на электроэнергии и воду ведётся вцелом на весь салон и «разбрасывается» по стрижкам пропорционально объемам ихреализации.
Так как услуги предоставляемые фирмой «Шанс» трудно отделитьот состояния помещения, отношения мастеров к клиентам, состояния сервиса вцелом, то для понимания собственного положения на рынке был проведен опроссреди собственных клиентов, посещающих также и другие парикмахерские.
В общем виде сравнительная характеристика услуг ипарикмахерских представлена в табл. 3.3  (пункты 2,3,4,6,7,8,9 оцениваются по10-бальной шкале).
Таблица3.3.
Оценкаконкурентоспособности парикмахерской «Шарм»№ п/п Характеристика услуг «Шарм» «Натали» «Глория» 1 Уровень цен Средний Средний Высокий 2 Качество обслуживания 10 9 7 3 Разнообразие услуг 5 8 9 4 Качество услуг 10 10 9 5 Отделка помещения 8 7 10 6 Быстрота разрешения  конфликтов 9 10 8 7 Быстрота обслуживания 10 9 8
Парикмахерская  «Глория» располагается по проспекту Ленина вцентральной части города. Часть клиенток «Шарма» иногда посещает её по пути сработы. Тем не менее,  они чаще отдают предпочтение парикмахерской «Шарм» заболее низкие цены при достаточно близких  остальных параметрах.
С приобретением дополнительных единиц оборудования иустановки его в пустующих комнатах парикмахерской планируется увеличитьассортимент оказываемых услуг. Открыть один зал для проведения мужских стрижек.Список дополнительно оказываемых услуг и стрижек представлен в табл. 3.2. Втаблице 3.2. стоимость расходных материалов определяется исходя из нормативових расхода на указанные услуги. Сдельная заработная плата определена посогласованию с работницами парикмахерской «Шарм».
Таблица 3.2
Стоимость вводимых услуг парикмахерской «Шарм»№ п/п Наименование стрижки Цена по прейскуранту Стоимость расходных материалов
Сдельная
заработная плата 1    Макияж 120 34 30 2    Покраска волос 80 15 40 3    Восстановление волос 180 45 50 4    Стрижка «Супермодельная» 220 45 60 5    Мужская стрижка № 1 60 5 15 6    Мужская стрижка № 2 80 10 20 7    Мужская стрижка № 1 100 15 30
4. Анализ рынка
Рынок оказываемых услугявляется локальным. Услугами действующей уже в течение 6 месяцев парикмахерскойпользуются в основном женщины, проживающие в домах, находящихся на расстоянии10-15 минут ходьбы или те кто может за это же время достигнуть парикмахерскойна общественном транспорте. Работниц фирмы многих своих клиенток знают в лицо,с некоторыми из них уже сложились доверительные отношения.
Тем не менее, расширениеобъемов и  ассортимента оказываемых услуг требует проведения всестороннегоанализа потенциального спроса на «продукцию» фирмы «Шарм».
Как заметили хозяйкисалона Иванова И.Л. и Петрова Н.С., периодичность посещения парикмахерскойпостоянными клиентками (таких уже насчитывается свыше 80 человек) составляетодин раз в 1-1,5 месяца, иногда это бывает чаще (это бывает по случаюкаких-либо праздников, памятных дней). В этом случае клиентки просят сделать имчто-нибудь «особенное». Другие клиентки, не перешедшие в разряд постоянных,посещают парикмахерскую один в два-четыре месяца. По-видимому, они посещают идругие салоны. По результатам наблюдений за работой парикмахерской «Натали»,находящейся по адресу Ворошилова, 96 в день её посещают примерно 15-20 мужчин,ещё 10-15 человек заглядывают в помещение парикмахерской, но увидев очередь,выходят из неё. Периодически проводимые наблюдения показали, чтомужчины-клиенты «Натали» посещают её примерно один раз в 1,5 месяца. Частотапосещений позволяет оценить рынок услуг в районе расположения парикмахерской«Шанс».
Прежде всего, известно,что в микрорайоне, где располагается парикмахерская «Шанс», проживает 28 тысяччеловек. Микрорайон  почти полностью совпадает с территорией комитетатерриториального общественного самоуправления «Ворошиловский» (КТОС № 8Калининского района «Ворошиловский», поэтому в дальнейшем микрорайон обитанияпарикмахерской «Шарм» называется «Ворошиловским».) Среди них 80% жителейвозраста от 10 лет и старше – это люди того возраста, на которых ориентируетсяв своей работе фирма «Шанс». То есть потенциальных клиентов 22400 человек. Сдостаточной для оценки точностью можно сказать, что половина (11200 человек) изних мужчины и половина (11200 человек) женщины. При частоте посещенияпарикмахерской женщинами в среднем один раз в 1,25 месяца и мужчинами один раз1,5 месяца объем посещений парикмахерских женщинами составляет 107000 посещенийв год, 8960 в месяц. Для мужчин эти показатели следующие: число посещений в год89600 и 7500 за месяц. Считая средней ценой стрижки для мужчин 70 рулей и100-120 для женщин, получаем потенциальную емкость рынка микрорайона вокругпарикмахерской в размере 525 тыс. рублей по услугам для мужчин и 896 – 1070тыс. рублей для женщин в месяц. То есть всего 1420 – 1620 тыс. руб./мес. Этоскорее верхняя оценка емкости рынка.
Такая оценка емкостирынка является безусловно приблизительной. Но наблюдения за работой собственнойпарикмахерской и парикмахерской «Натали» показали, что спрос на услуги вописываемом микрорайоне превышает существующее предложение. Обе парикмахерскиене успевают обслуживать потенциальных клиентов. Следует сделать ещё однозамечание к данной выше оценке. Парикмахерская в силу специфики психологиилюдей не может обслуживать все социальные слои населения. Очевидно, что нужносегментировать рынок по социальным слоям населения. Этот выбор фирмой «Шарм»уже сделан в пользу двух групп жителей микрорайона: средне обеспеченных слоёвнаселения и примыкающего к ним социального слоя с немногим более высокимуровнем дохода.
Попробуем дать нижнююоценку емкости рынка в микрорайоне «Ворошиловский». Для этого был провёден«отраслевой» анализ рынка парикмахерских услуг. Этот рынок в г. Челябинске вданный момент времени, а в особенности в последние год — два очень бурноразвивается. На рис. 4.1. представлена диаграмма роста числа парикмахерских вгороде в период с 1996 по 2001 годы.
/>
Существует на данныймомент множество парикмахерских, различающихся как по уровню цен, так и покачеству обслуживания.
Данные для сегментациибыли получены как из вторичных источников (данные Государственного КомитетаСтатистики), так и из первичных (проведенное маркетинговое исследование – см.анкету в приложении).
Анкетирование проводилосьметодом личного опроса, выборочная совокупность составила 100 человек, этиданные распространили на генеральную совокупность (число жителей микрорайона).
Потребителей по уровнюдохода можно разделить на следующие группы людей (табл. 4.1 и рис. 4.2).
Таблица 4.1
Основные группы населения – потенциальных клиентов
в микрорайоне «Ворошиловский» Калининского района г.Челябинска.Примерный уровень дохода Доля населения, % Число, человек ниже 1 тыс. руб. в мес. на человека 39,3% 11000 от 1000 до 2000 руб. в мес. на человека 41,4% 11600 Выше 2 тыс. руб. в мес. на человека 19,3% 5400 Итого: 100% 28000
/>

Для эффективной работы и успешного развития для нашей парикмахерской наиболее привлекательным являетсясегмент людей с доходом выше 2000 рублей в месяц на человека, т.е.потенциальное количество потребителей – 5400 человек. Но данную величинунеобходимо скорректировать на величину пожилых людей (>65 лет, 23%), непосещающих парикмахерскую (по данным проведенного маркетингового исследования,см. рис. 4.3).
Итак, с учетом коррекцииполучаем потенциальную величину посетителей 5400 — 5400*0,23=4158 ≈ 4200человек.
Емкость этого рынкасоставляет (расчет сделан аналогично проделанному выше в этом разделе, носредняя цена мужской стрижки принята 90 рублей, а женской 160, так мыориентируемся на более обеспеченных клиентов) 395 тысяч рублей. Эта группанаселения является более мобильной. Замечено, что примерно 10 % клиентовявляются «иностранцами», то есть не проживают на территории микрорайона«Ворошиловский». В этой оценке учитывалась только одна услуга – женские имужские стрижки. Из наблюдений установлено, что другие услуги составляютпримерно 20 % от общего объема стрижек.  Таким образом, нижняя оценка емкостирынка с учетом его сегментирования – 500…530 тыс. руб./мес.
Очевидно, эта втораяоценка является оценкой емкости рынка «снизу». Реально, с учетом оказания идругих услуг (кроме стрижки) можно рассчитывать на объем продаж 200..300 тысячрублей в месяц. Что будет соответствовать 15…20 % рынка от общего объема рынкаи 37...56 % от нижней оценки емкости рынка. За такое количество клиентов «Шарм»готов вступить в борьбу и имеет серьёзные шансы на успех. Поэтому рассмотримниже конкурентов фирмы «Шанс».
/>
Анализконкурентов можно представить с помощью следующей таблицы (табл. 4.2).
Таблица 4.2
 Основные конкуренты и их характеристика№ п/п
Характеристика
фирмы
ООО
«Шанс» Конкуренты
  1 2 3 4 1 Средняя цена одной стрижки, руб. 120 100 80 70 100 2 Качество продукции
10*/> 9 7 9 6 3 Престиж парикмахерской 8 10 9 7 9 4 Перечень предлагаемых услуг 7 7 8 8 3 5 Конкурентные преимущества Качество Качество Цена цена Качество /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Где 1 – парикмахерская  “Валерия”, 2 – парикмахерская“Натали”, 3 – парикмахерская “Линда”, 4 – парикмахерская “Неон”. В пунктах 2 и3 показатели оцениваются по 10-ти бальной шкале. Из указанных парикмахерских втабл. 4.2 только «Шарм» и «Натали» находятся в микрорайоне «Ворошиловский».
Что касается других услугфирмы, кроме стрижки, для женщин, то их в достаточном количестве для районапарикмахерская «Натали» пока не в состоянии оказывать. Стало известно, чтособственники планируют расширить возможности «Натали» за счет приобретенияновых одной-двух квартир на первых этажах. В случае открытия новойпарикмахерской часть потенциальных клиентов фирмы «Шарм» может надолго уйти кновым подразделения «Натали». Для оперативного развития необходимо получитькредит, установить дополнительные рабочие места.
Тем не менее, у «Шарма» имеютсяследующие преимущества:
- операция попереводу жилого помещения в нежилое проведена в 2001 году;
- имеются свободныеплощади;
- проведён ремонтпомещений парикмахерской
среди населения сформировался свой круг клиентов. Естьбольшая уверенность, что женщины-клиенты «Шарма» приведут сюда своих мужей,детей, порекомендуют эту парикмахерскую своим родственникам и знакомым. Беседына эту тему с постоянными клиентами уже проводились.
5. Производственный план
Начатьреализацию проекта планируется с первого августа 2002 года. В первые два месяцапроекта будет закуплено и установлено новое оборудование (рабочие места), атакже новая мебель для размещения на незанятых пока площадях. Список этаповинвестиционной деятельности представлен табл. 5.1
Таблица 5.1
Список этапов и их стоимостьНазвание Длительность
Дата
 начала
Дата
 окончания
Стоимость,
руб. Приобретение мебели 18 13.09.2002 01.10.2002 30000 Работа по дизайну помещений 23 02.08.2002 25.08.2002 40000 Приобретение рабочих мест 16 25.08.2002 10.09.2002 50000 Пусконаладочные и заключительные оформительские работы 20 11.09.2002 01.10.2002 15000 Итого 60 01.08.2002 01.10.2002 135000
Инвестиционныйпериод будет состоят из двух этапов. В течение двух месяцев планируетсяприобрести мебель, рабочие места, провести дополнительную отделку и дизайнпомещений. Список оборудования (рабочих мест) представлен в табл. 5.2.
Таблица 5.2
 Список приобретаемого оборудования № п/п Наименование оборудования
Стоимость,
 руб.
Кол-во,
шт.
Сумма,
руб. 1.    Рабочее место «Цитрон-2» (двухтумбовое) 5250 3 15750 2.    Мойка с креслом «Елена» (раковина и смеситель итальянского производства) 9800 2 19600 3.    Кресло «Клеопатра» (гидравлика, пятилучье, хромированное) 4900 3 14700 Итого 50050
Перед установкой оборудования будет проведена работа пооформлению интерьера пустующих комнат, дизайн помещений в едином стиле,подготовлены места для установки и подключения оборудования. Для того чтобы непрерывать текущую работу парикмахерской, будут приняты меры по изолированиюрабочих комнат от помещений, где проводятся подготовительные и пусконаладочныеработы.  Стоимость этих работ составляет 55 тысяч рублей (40 — дизайн иоформление, 15 – транспортировка оборудования пусконаладочные работы).
В этот же  период временибудет проведен конкурсный отбор специалистов для работы в парикмахерской «Шарм».Планируемый уровень зарплаты мастеров по стрижке и оказанию других услуг 5000–6000 рублей, позволит отобрать высококвалифицированных работников,дополнительного обучения персонала не потребуется. Другой важной фигурой приреализации проекта является маркетолог. В его обязанности входит по плануразвития парикмахерской подготовка рекламных материалов и рекламных компаний, вболее широком смысле постоянная PR-работанаселением и клиентами.
Бухгалтер в настоящее время работаетна полставки с оплатой в среднем 1000 рублей в месяц. С началом работы попроекту планируется увеличить её заработную плату вдвое. Общий план поперсоналу представлен в табл. 5.3

Таблица 5.3
План поперсоналуДолжность Кол-во
Зарплата,
Руб. Платежи Директор 1 5 000 Ежемесячно, весь проект Бухгалтер 1 2 000 Ежемесячно, весь проект Маркетолог 1 5 % от объема сбыта Ежемесячно, весь проект Мастер 2 5000-6000 Ежемесячно, весь проект Мастера парикмахеры и косметологи 10 5000-6000 Начиная 3 месяца по окончании срока проекта
Вторым важнымэтапом определяющим успех реализации проекта будет его «раскрутка». В«раскрутке» проекта ключевую роль будут играть директор фирмы Иванова И.Л. имаркетолог. В это период планируется изготовить рекламные щиты и эстампы,подготовить презентацию открытия парикмахерской, проводить периодическирекламные компании в период, которых будет осуществляться обслуживание клиентовбесплатно и со скидкой. Стоимость этих мероприятий и их время реализациипредставлены в табл. 5.4.
Таблица 5.4
Общие издержки на реализацию проектаНазвание
Сумма,
руб. Платежи Управление Услуги связи 2000 Ежемесячно, весь проект Производство Оплата электроэнергии 1600 По сложной схеме Оплата тепловой энергии и коммунальных услуг 200 Ежемесячно, весь проект Аренда помещения 4000 Ежемесячно, весь проект Маркетинг Презентация открытия 20000 Ежемесячно, с 3 по 3 мес. Изготовление рекламных проспектов 1000 Ежемесячно, с 2 по 2 мес. Изготовление и установка вывесок 5000 Ежемесячно, с 2 по 2 мес. Проведение первой рекламной компании 15000 Ежемесячно, с 4 по 4 мес. Проведение второй рекламной компании 15000 Ежемесячно, с 9 по 9 мес.
Прямыезатраты на оказанию услуг представлены табл. 5.5. Следует отметить, что статья«материалы» завышена примерно на 30-40% в сравнении с теми материалами, которыеиспользуются в настоящее время и получают хорошие отзывы клиентов. Это позволитзначительно улучшить качество обслуживания клиентов. Однако это ухудшаетусловия реализации проекта и делает финансовую оценку деятельности предприятияболее жесткой, учитывает возможность неожиданного повышения цен, как это бываетв российской действительности, с другой стороны дает возможность для манёвра.
6. План сбыта
Указанныев предыдущем разделе мероприятия позволят привлечь клиентов, обеспечитьдостаточный поток клиентов. Ожидаемый объем реализации услуг представлен табл.6.1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.